Мифологема — это термин, обозначающий мифологические сцены, сюжеты, образы, которые характеризуются универсальностью, глобальностью, имеют широкое распространение в культурах народов мира.
Конфликт человека и природы в романе «И дольше века длится день»
Один из глобальных конфликтов 20 века – противоборство человека и природы – воплотился в творчестве Ч. Айтматова. Уже в экспозиции произведения «И дольше века длится день» заявлено противостояние технического прогресса природе – мышкующая возле железной дороги лиса в страхе бежит от «чудовища» - поезда. А в финале романа от «огненных сполохов» хочет спрятаться все живое. В финале произведения содержится предостережение – техника может стать враждебной всему «живому веществу» планеты, и история человечества может закончиться самоуничтожением, если человек не изменить отношения к природе.
Автор выражает тревогу за будущее. Эта тревога реализуется в системе сквозных мотивов, которые объединяют главные темы и основные сюжетные линии. Один из таких мотивов – мотив плена. Он связан с вопросом об устранении разногласий между народами. В контексте романа образ Земли наполнен символическим смыслом – это «наш», общий дом.
Ч. Айтматов стремится преодолеть заблуждение о человеке как о покорителе природы. В произведении он раскрывает красоту и величие природы.
Критики отмечают «сращенность» в произведениях Айтматова человека и животного. Например, Г. Д. Гатчев отмечает, что в романе «И дольше века длится день» два главных персонажа – «сдвоенный, как кентавр, Человеко-Верблюд». Здесь речь идет о Едигее, «возвышающемся на двугорбом верблюде Каранаре».
Каранар – свободное животное свободного хозяина. Жизнь верблюда связана с Едигеем. В свою очередь, для Едигея верблюд – больше, чем просто домашнее животное. И Едигей, и Карнар – «Буранные», и в этом выражается их связь с землей, на которой они живут, и друг с другом. После смерти первенца Едигея и Уку-балы, Казангап дарит им верблюжонка. Верблюдица вскармливает не только своего детеныша, она помогает оправиться после контузии Едигею, бывшему фронтовику. Обращаясь к верблюжонку, Едигей шутит, что они «как молочные братья». Многие события в жизни Едигея связаны с Каранаром.
Каранара называют «Верблюд-сырттан» («сверхверблюд»). Исключительность верблюда подчеркивается и автором.
Едигей гордится своим верблюдом, его красотой и мощью. И хоть он и является хозяином верблюда, он понимает, Каранар по свойствам, которыми его наградила природа, превосходит человека. В таком восприятии животного отражается коренное свойство мышления кочевника, который воспринимает верблюда как космическое животное.
Животные в творчестве Ч. Айтматова символизируют природу. Взимосвязью человека и животного писатель подчеркивает их генетическое родство (например, Едигей и Каранар – «молочные братья»; Уку-бала, жена Едигея – ее имя означает «дитя кукушки»).
Животное формирует взгляд человека на окружающий мир, его этическое отношение к миру, а также эстетическое восприятие мира. красота является неотъемлемым свойством удивительных созданий природы.
Несмотря на то, что развязка сюжетного действия – апокалипсическая картина, эпилог оставляет надежду на то, что исход событий будет благополучным.
Образ верблюда в романе «И дольше века длится день»
Верблюд в мифологии разных народов имеет символическое значение:
- воплощение образа начального мира;
- воплощение мужской силы;
- символ единого, неделимого космоса;
- один символов четырех направлений, четырех стихий, четырех сторон света у казахов;
- символ воздержания и смирения у христиан.
Каранар означает «черный сверхсильный верблюд». Верблюд Едигея, Каранар, ведет свой род от белоголовой верблюдицы Акмаи. Казахи считают, что Акмаи является прародительницей верблюдов.
Каранар, словно подтверждая эту легенду, вырастает в сырттана.
Каранар и его хозяин по-своему исключительны. Казалось бы, Едигей – обычный человек, но именно на таких людях держится мир. он пользуется уважением соседей, в его простоте есть жизненный опыт и мудрость. После смерти Казангапа Едигей становится старейшиной Буранного.
В романе «И дольше века длится день» верблюд, кроме бытовых функций в обыденной жизни, становится животным, за которым закрепился обычай перевозки тела умершего. Едигей, чтобы похоронить Казангапа, во главе похоронной процессии ставит обряженного и оседланного Каранара. Однако использование Каранара здесь является не только данью уважения уважаемому человеку и другу. Этот обычай имеет связь с древними верованиями тюрков. Смерть, согласно этим верованиям, понимается как прохождение пути в мир предков. Верблюд, который соотносился с высшей сферой бытия, является животным, которому доверяют перевоз умершего.
Кроме того, люди в романе используют верблюда как средство для убийства. Верблюд – священное природное существо, и такая функция для него противоестественна.
Образ верблюда в романе одновременно заключает в себе два значения – конкретно-бытовой и эмоционально-нравственное.
В легендарной сюжетной линии романа единство человека и животного выражается образами Найман-ана и верблюдицы Акмаи. Найман-ана погибла от руки сына, которого враги обратили в манкурта. Ему обривали голову, затем надевали на нее шири. Затем связывали, надевали на шею колодку и оставляли на несколько дней в пустыне. Шири на палящем солнце иссыхало, сдавливало голову, а волосы врастали в кожу, что приносило невыносимую боль. Если после этого человек выживал, он терял память и становился идеальным рабом, безвольным и безгранично преданным хозяину.
Найман-ана самоотверженно пыталась вернуть память сыну, но была им убита. В память о великой любви матери ее народ стали называть найманами. Как для Едигея Каранар, так для Найман-аны Акмая – ее гордость. Повествователь подчеркивает исключительность верблюдицы – она стоит целого стада. Чтобы получить потомство именно от Акмаи, дают десятки голов молодняка. Для своей хозяйки верблюдица – сокровище, последняя память о прежнем богатстве.
В романе «И дольше века длится день» верблюды – полноправные персонажи, обладающие индивидуальной судьбой и психологическими качествами. Это мифологемы, на материале которых строится фабула произведения. Образы животных в произведении Айтматова передают представления автора о мире, в котором человек и природа, человек и животные должны сосуществовать в гармонии.