Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Значение основных физических качеств в жизни
Физическая культура - вид культуры общества и человека. Это деятельность
и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной
стороны, специфический процесс, с другой - результат человеческой деятельности, а
также средство и способ физического совершенствования людей. По отношению к
культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает (потребляет),
является носителем культуры и создает новые культурные ценности. Освоение,
"потребление" физической культуры проявляется в результатах этой деятельности в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей,
"владельцем" которых он и является.
Физическая культура - это часть общей культуры общества, направленная на
укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических
способностей и использование их в общественной практике и повседневной жизни.
Физическая культура по праву является одной из составляющих культуры человека
вообще. Одно из определений понятия "культура" - степень раскрытия
потенциальных возможностей личности в различных областях ее деятельности.
Индивидуальный уровень общей культуры человека можно охарактеризовать его
поведением, поступками и действиями на текущий момент времени.
Каким должен быть человек, имеющий достаточно высокий уровень
физической культуры? Это, прежде всего, человек свободный, способный к
самоопределению в сфере физической культуры. Он может самостоятельно
выбирать пути реализации социальной программы физической культуры, движение
по которым должно воплощаться в специальных физкультурных знаниях и
убеждениях, физических качествах и способностях, а также в выработавшихся на их
основе навыках, привычках и потребностях. Лишь в этом случае личность
воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую
собственного стиля жизни, как фактор самообразования и самосовершенствования и
подчиняет образование целям личностного роста. Этому способствуют широкие
возможности свободного выбора физкультурной деятельности для студентов.
Стремление к самопознанию психофизических возможностей, пониманию
красоты человеческого тела и спортивных движений, а также к пониманию
автономии своего внутреннего мира ведет к формированию творческой
индивидуальности человека высокого уровня физической культуры. Обычно такие
люди не довольствуются достигнутыми результатами, а постоянно стремятся к
созиданию нового. Причем их творческий настрой не ограничивается лишь
физическим самосовершенствованием и охватывает другие сферы жизни - труд,
быт, общение, организацию отдыха.
Молодые люди должны знать, что причины многих человеческих ошибок и
трагедий состоят в неумении покорять собственную натуру. Сфера физической
культуры объединяет биологическое и социальное начала в человеке, помогает
личности стать сильнее. Сильная личность - синтез ума, физического здоровья и
воли. Безусловно, качества сильной личности нельзя приобрести в бесшабашном
веселье, бесполезных развлечениях или поощрениях собственного эгоизма. Только
благодаря осознанию природы повседневных забот и невзгод появляется
уверенность в собственных силах и шанс их преодолеть.
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон физическое образование, содержанием которого является системное освоение
человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение
необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков, знаний.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает
умение его выполнять, затем по мере дальнейшего разучивания умение постепенно
переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом
степенью освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Современный ритм жизни требует от молодых людей все большего напряжения сил.
Нервные, умственные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной
современной техники, стрессы профессионального и бытового характера ведут к
нарушению
обмена
веществ,
избыточному
весу,
к
возникновению
сердечнососудистых заболеваний.
Для того чтобы оцепить значение физической культуры, молодой человек должен
осознать важность ее роли в своей жизни. И чем раньше он это поймет, тем
большего сможет добиться и в своей личной жизни, и на профессиональном
поприще.
Двигательное умение - это такая степень владения техникой двигательного
действия, которая характеризуется сознательным управлением движением,
неустойчивостью и нестабильностью выполнения. Дальнейшее совершенствование
двигательного действия при многократном повторении способствует переходу
умения в навык. Это достигается постоянным уточнением, повторением и
коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения,
а главное - автоматизированный характер управления движением.
Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой двигательного
действия, характеризующаяся автоматизмом (минимальный контроль со стороны
сознания) управления движениями, высокой прочностью и надежностью их
выполнения.
Обучение двигательным действиям - это длительный, последовательный процесс.
Цель первого этапа обучения (этап начального разучивания) - сформировать
основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Обучение начинается с создания первоначального представления двигательного
действия посредством рассказа, объяснения, демонстрации техники (показ
двигательного действия преподавателем, использования плакатов, рисунков и др.).
Создание первоначального представления завершается пробными попытками
выполнить двигательное действие. Если двигательное действие сложное,
разучивают по частям, несложное - разучивают в целом. Освоение движений может
протекать без ошибок и с появлением их. На этапе начального разучивания
наиболее типичные ошибки - это лишние, ненужные движения, закрепощенность
движений, нарушение ритма и согласованности выполнения двигательного
действия. С первых повторений физического упражнения необходимо обязательно
исправлять двигательные ошибки, так как при многократном выполнении они
закрепляются, автоматизируются.
Цель второго
этапа обучения
(этап
углубленного
разучивания)
совершенствование двигательного умения. В процессе второго этапа обучения
осваиваются детали движения при их раздельном выполнении, а затем в целостном
движении. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от
правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Уточнение,
корректировку техники двигательного действия при углубленном разучивании
предпочтительно осуществлять при целостном его выполнении. Эффективно
выполнять двигательные действия в усложненных вариантах, соревновательных
условиях (на лучшее исполнение техники двигательного действия). На этом этапе
изменяются методы словесного воздействия. Ведущими становятся анализ и разбор
техники, обсуждение основ и деталей техники, самоанализ индивидуальной
техники.
Цель третьего этапа обучения (этап формирования двигательного навыка) совершенствование двигательного навыка. В процессе многократного повторения
разучиваемого двигательного действия отдельные его движения становятся все
более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его
координационные механизмы и двигательные умения переходят в навык. Основные
задачи третьего этапа обучения - добиться стабильности и автоматизма выполнения
двигательного действия, довести до необходимой степени совершенства
индивидуальные черты техники. На этом этапе увеличится количество повторений в
обычных и новых, непривычных условиях, в сочетании с другими двигательными
действиями, при различных внешних помехах, в соревновательной и игровой
деятельности. Этот этап может длиться очень долго, так как изменение уровня
развития физических качеств требует коррекции техники самого движения.