Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Физическая культура как феномен культуры

  • 👀 349 просмотров
  • 📌 292 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Физическая культура как феномен культуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Физическая культура как феномен культуры» doc
Модуль 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ План 1. Понятия «культура», «физическая культура». Двигательная активность - жизненно необходимая потребность человека. 2. Роль физической культуры и спорта в развитии и современного общества и личности. Физическая культура личности. 3. Структура (виды) физической культуры. 4. Средства физической культуры. 5. Социальные ценности и функции физической культуры и спорта. 6. Функции физической культуры. 7. Спорт, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие 8. Физическая культура в жизни студента. Литература: 1. Кораблева Е.Н.,Трунин В.В. Оздоровительная физическая культура. Учебное пособие.- СПб: БГТУ, 2011. 2. Кораблева Е.Н. Физическая культура как феномен мировой культуры. Учебное пособие.- СПб: БГТУ. 2014. 3. Кораблева Е.Н., Трунин В.В., Михайлов Б.А. Основные термины и понятия в физической культуре. Учебный словарь. - СПб: БГТУ, 2013. 4. Кораблева. Е.Н., ТрунинВ.В. Биологические основы физической культуры. Учебное пособие.- СПб: БГТУ, 2010. 5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 6. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. Под общ. ред. В.И Ильинича – М.: Гардарика, 2009. Понятия «культура», «физическая культура». Двигательная активность - жизненно необходимая потребность человека. Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего созданного усилиями людей. В научном смысле понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженны в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Иными словами, под культурой следует понимать, «все то, что, было, есть и будет создано, развито, улучшено, изменено людьми в процессе умственного и физического труда, в отличие от того, что дано природой». Физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры. Название «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Одним из последних определений физической культуры дает федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура - это составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Одна из главных задач физической культуры ― активное содействие всестороннему и гармоничному развитию членов общества. Используя закономерности естественного развития человека, она своими средствами и методами добивается новых качественных результатов, формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Физическая культура как часть культуры любой страны является достоянием всего народа. Это мощное средство не только физического совершенствования, но и воспитания социальной и творческой активности людей. Кроме того, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости. Роль физической культуры и спорта в развитии общества и личности Физическая культура существует со времен возникновения человеческого общества и будет существовать в дальнейшем, как одно из необходимых условий общественного прогресса. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Исторически физическая культура складывалась под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого человека к труду. В современном обществе физическая культура представляет собой сложное многофункциональное явление. Внутренняя и внешняя политика государства в значительной мере предопределяют уровень развития физкультуры и спорта в стране. В процессе физического совершенствования, на занятиях физическим воспитанием и спортом реализуются многообразные потребности человека, проявляющиеся в стремлении к самосохранению, развитию, познанию, общению, наиболее полному самовыражению, служению общественным идеалам, активному отдыху, развлечениям. Каждое государство заинтересовано в сохранении и укреплении здоровья своих граждан, которое является залогом социального, политического, культурного развития нации. Поэтому в большинстве развитых стран мира (в том числе и в России) существуют государственные программы физического воспитания населения, в соответствии с которыми оздоровительные занятия проводятся в детских дошкольных учреждениях, школе, вузах. Физическая культура личности Физическая культура личности - это состояние здоровья, красота тела, гармоничность развития основных физических (двигательных) качеств, широкий диапазон двигательных способностей и объем усвоенных двигательных умений, физкультурно-спортивная образованность, гигиенические навыки и привычки, устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствованию. Физическая культура личности человека - базовая ценность, поскольку обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к труду. Основу физической культуры личности составляют в основном три группы факторов – культурологический, интеллектуальный и двигательный. Основными критериями культурологического фактора можно назвать наличие у каждого человека стойкой ориентации на повседневное использование физкультурно-спортивной деятельности в быту, на производстве, во время отдыха и т.д., а также наличие устойчивых интересов к своему физическому совершенству. Интеллектуальный фактор охватывает наличие большого комплекса теоретических знаний, охватывающий широкий спектр не только специальных знаний по теории и методики занятий физической культурой и спортом, но и знаний философских, педагогических, психологических, медицинских и других наук, тесно связанных с физической культурой. Основными характеристиками двигательного фактора физической культуры личности являются: умение организовать свою физкультурно-спортивную деятельность, определенного содержания, объема и интенсивности. Владеть основными прикладными умениями и навыками (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.); уметь использовать физические упражнения с целью рекреации (отдыха) и реабилитации (восстановления) организма после различных заболеваний; иметь хорошее физическое развитие и физическую подготовленность и т.д. Развитие физической культуры личности в значительной мере является продуктом сознательной деятельности человека. При этом важным условием её формирования являются интересы, идеалы, мотивы, установки и физкультурно-спортивная образованность человека. Физическую культуру человека можно формировать, развивать и поддерживать только с помощью регулярной физической активности. Физкультурно-спортивная активность является средством развития физической культуры личности, условием её формирования и мерой уровня её развития. Главными причинами недостаточного уровня физической культуры людей являются неудовлетворительные условия труда, нерациональное поведение, проявляющееся в плохой организации питания, вредных пристрастиях к курению и алкоголю, отсутствие необходимых условий гигиенического комфорта дома, недостаточная физическая активность. Таким образом, физическая культура личности определяется, прежде всего, наличием стойкой ориентацией на повседневное использование физической культуры и осознании роли физических упражнений в поддержке и укреплении здоровья. Структура физической культуры Физическая культура имеет свою структуру. Основными ее видами являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация и адаптивная физическая культура. Физическое воспитание. Под физическим воспитанием понимается процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, естественных сил природы с целью развития необходимых для жизни и деятельности физических качеств, двигательных навыков, умений. В настоящее время физическое воспитание занимает важное место в государственной системе физической подготовки всего населения. В условиях нашей страны создана специальная институциональная система, охватывающая широкую сеть дошкольных, средних и высших учебных заведений, армию и флот. Его основной целью является воспитание физической культуры личности студента, гармоничное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также специальных знаний, необходимых для успешного овладения учебной программой вуза и создание оптимальных условий для профессиональной подготовки будущих специалистов. Спорт. Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям. Спорт – это также игровая деятельность, направленная на раскрытие биологических резервов организма, двигательных возможностей человека на предельных уровнях. Основной компонент спорта – соревнование. Спорт – одно из эффективных средств формирования социально ценной личности. Огромные объемы тренировочной нагрузки формируют трудолюбие, дисциплинированность, столь необходимые для человека качества. Спорт выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия для укрепления международных контактов. Общество дает высокую оценку человеку, занимающемуся спортом и достигшему высоких спортивных результатов: выдающимся спортсменам присваиваются звания и титулы, заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса, мастер спорта России, чемпион или рекордсмен мира, Европы, страны и т.д. Физическая рекреация. Под физической рекреацией понимается деятельность, направленная на использование физических упражнений и естественных сил природы в целях активного отдыха, развлечения, восстановления умственной и физической работоспособности. Рекреационные виды физкультурной деятельности играют важную роль в программе физического воспитания различных слоев населения. Двигательная реабилитация. Под двигательной реабилитацией понимается использование физических упражнений для лечения различных заболеваний, травм и их последствий. Двигательная реабилитация направлена, прежде всего, на восстановление или компенсацию с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей. В этот раздел физической культуры входит и лечебная физическая культура. Лечебная физическая культура /ЛФК/ – система физических упражнений, используемая с лечебной и профилактической целями в связи с той или иной патологией. Адаптивная физическая культура. Адаптивная физическая культура – это целое направление в физической культуре, которое направлено на контингент людей, имеющие ограниченные возможности здоровья от рождения (или обнаружения, или появления отклонения в состоянии здоровья) до пожилого возраста, а также людей, имеющих ту или иную степень инвалидности. В настоящее время в России проживает около 11 млн. инвалидов, 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в социальном (коррекционном) физкультурном образовании, соответствующем их состоянию здоровья. Это составляет 4,5% от общего количества детей. В теории адаптивной физической культуры выделяют пять ее видов – адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, адаптивных экстремальных и креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной деятельности. Средства физической культуры Физическая культура имеет свои средства воздействия на человека. К ним относятся: физические упражнения, естественные силы (факторы) природы и гигиенические факторы. Основным средством физического воспитания являются физические упражнения. Физические упражнения – это двигательные действия, выполняемые сознательно и в соответствии с закономерностями физического воспитания. Естественные воздействия природы, имея вспомогательное значение, используются для того, чтобы изменить влияние физических упражнений путем выполнения их в определенных географических или климатических условиях (в высокогорье при различных температурах и влажности окружающей среды и т.п.). Они также могут иметь и относительно самостоятельное значение, например, закаливание организма. Гигиенические факторы выступают также в качестве вспомогательных средств физического воспитания. Это личная гигиена, гигиена мест занятий, режим жизни, питание и т.п. Сопутствуя занятиям физическими упражнениями, гигиенические факторы усиливают общее положительное воздействие на организм. Социальные ценности и функции физической культуры Физическая культура обладает материальными и духовными ценностями. Материальную основу физической культуры составляют физические способности человека - сила, быстрота, выносливость, гибкость и координационные способности. Кроме того, физическая культура опирается на материальную базу (спортивный инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т.п.). Духовную основу физической культуры составляют накопленные знания, наука, теория, спортивная этика и эстетика. Духовный аспект физической культуры проявляется и в том, что при ее помощи и в ее сфере формируются духовные ценности, имеющие большое значение (международный олимпизм, музыка, литература, живопись, скульптура и т.п.). Результатом духовного производства в области физической культуры являются и разработка сложных двигательных действий (в гимнастике, фигурном катании и др. видах), тактика, теоретическая, морально-волевая подготовка спортсмена. В личности спортсмена, в его формах поведения, реакциях на сложные ситуации также проявляется духовная культура. Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной культуры человека, поскольку она создает общественные потребности и побуждения к поискам, открытиям в области науки, методики, технических средств. Она увеличивает потребность общества в строительстве спортивных сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Различают также два уровня ценностей физической культуры и спорта: общественный и личностный. Общественные ценности. К общественным ценностям физической культуры относятся: • накопленные человеком специальные, валеологические и гигиенические знания; • спортивная техника и различные технологии спортивной тренировки; • организация и проведение спортивных, рекреационных и реабилитационных занятий; • методы и средства гармонического развития и физического совершенствования различных слоев населения; • средство воспитания нравственных и эстетических сторон личности; • межличностного, межколлективного, межнационального и международного отношения людей • укрепление международных связей, повышение экономического потенциала общества и т.д. Содержание ценностей физической культуры и спорта во многом совпадает. Тем не менее, есть и отличия. Спорт давно занял одно из видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике. При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его экономическое значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта. Личностные ценности. Личный опыт организации физической активности как культурная ценность приобретается человеком в процессе занятиями физическими упражнениями, при физическом его воспитании, спортивной подготовке, различных других формах индивидуальной и коллективной физической активности. Не маловажный комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических двигательных достижений. Он определяется уровнем развития его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и выполнять двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал. В этом смысле «личные рекорды» в силе, быстроте, выносливости, ловкости должны соотноситься с реальными потребностями человеческой жизни, рабочей деятельности, возрастом и условиям сохранения и поддержания здоровья. Уровень физической культуры личности определяется также и характером, структурой и направленностью мотиваций физической активности человека. Особое значение для каждой личности имеет освоение мобилизационных и валеологических ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии – вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма. Функции физической культуры и спорта. Социальные функции физической культуры логически вытекают из вышеизложенных ценностей. Главными из них являются: образовательная, рекреационная, реабилитационная, воспитательная, развивающая, коммуникативная, эстетическая, экономическая. Образовательная. Одной из форм удовлетворения потребностей общества и личности средствами физической культуры является неспециальное физкультурное образование. Оно является необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных умений, навыков и физических качеств, приобретенных на специально организованных занятиях в различных учебных заведениях, а также приобретенных в процессе самообразования. Рекреационная. Угроза гиподинамии и гипокинезии делает средства физической культуры едва ли не единственными в деле повышения физической активности современника. Регулярные занятия физическими упражнениями снижают зону риска возникновения хронических заболеваний, являются одним из действенных форм профилактики. Спорт является одной из самых доступных и популярных форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источником положительных эмоций. Развивающая. Физическая культура и спорт являются незаменимым средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Велико значение физической культуры и спорта в профессионально-прикладной подготовке, с помощью которой развиваются те физические качества и двигательные навыки, которые особенно значимы для определенной профессиональной деятельности. Реабилитационная. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим физическим нагрузкам, что в конечном итоге приводит к восстановлению временно утраченных отдельных функций организма и укреплению общего состояния занимающихся, повышению их здоровья. Воспитательная. Занятия физической культурой и спортом предоставляют большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из факторов его нравственного воспитания и формирования личности. Коммуникативная. Межличностные и международные отношения, обусловленные спортивной деятельностью, способствуют укреплению национальных связей, распространению идей дружбы и мира между народами. Эстетическая. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим массам зрителей. В связи с этим он приобрел огромную популярность и престижность. Популярность спорта можно оценить особой эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, честной, мужественной, бескомпромиссной борьбой за победу, красотой и совершенством форм движений, что отвечает самым строгим эстетическим критериям. Экономическая. Экономический эффект физкультурно-спортивной деятельности проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении работоспособности и т.д. Например, по экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10–15 %. Это может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год. А сокращение преступности среди молодых людей на 10 % может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год. Контрольные вопросы: 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены. 2. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры. 3. Спорт - явление культурной жизни. 4. Виды физической культуры. 5. Физическое воспитание. 6. Физическое развитие. 7. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура; 8. Средства, ценности и функции физической культуры. 9. Физическая культура в структуре профессионального образования. 10. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. 11. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта. 12. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. Модуль 2. ЕСТЕТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ План 1. Общая характеристика двигательного режима в онтогенетическом развитии человека. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. 2. Краткие сведения о строении организма человека. 3. Двигательная активность. 4. Влияние физических упражнений на организм человека. Литература: 1. Кораблева. Е.Н., Трунин В.В. Биологические основы физической культуры. Учебное пособие.- СПб: БГТУ, 2010. 2. Безносиков Е.Я., Морозов В.И. Теория и методика оздоровительной физической культуры.— Мн., 1992. 3. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Оздоровительная физическая культура. Учебное пособие. – СПб: БГТУ, 2013. 3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. — 2-е изд. доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1989. 4. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 6. Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарика, 2009. Общая характеристика двигательного режима в онтогенетическом развитии человека Развитие человека происходило в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Человек, все его органы и системы тысячелетиями формировались в движении. В начале века писал великий русский физиолог И.П. Павлов: «Тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть тела, исторически тренированную, в покое, не дать работы - это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего существа, эмоций». Сотни и сотни веков человек послушно следовал предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Ограничение двигательной активности противоречит биологическим законам развития человека. Организм человека - это двигатель. Более 80 % веса тела составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией тела животных и человека является движение. Краткие сведения о строении организма человека. Нервная система человека. Нервная система связывает все функции в один целостный организм. Основным свойством нервной системы является ее способность к адекватной реакции на изменяющиеся условия внешней среды, то есть приспособления к ним. Занятия физическими упражнениями исключительно большое влияние оказывают на вегетативную нервную систему, управляющую функцией внутренних органов, которая, как известно, состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического. Симпатическая нервная система возбуждает, стимулирует и усиливает работу внутренних органов, а парасимпатическая оказывает как бы сдерживающее, тормозящее влияние. Составляя диалектическое единство, они управляют всеми жизненно важными процессами в организме. Стресс, как известно, состоит из трех фаз: тревоги, когда мобилизируются все основные защитные механизмы; повышенной сопротивляемости, когда эти защитные механизмы вступают в работу, стремясь возвратить организм к оптимальному для его жизнедеятельности состоянию. Если воздействие повреждающего фактора продолжается, а резервные силы иссякли, наступает фаза истощения, во время которой происходит разрушение приспособительных механизмов и наступление болезни. Физическая нагрузка, являясь стрессором, но физиологическим, постепенно и дозировано воздействуя на механизмы защиты, тренирует их, развивает, увеличивает резервы. Повышенный функциональный уровень нейро-эндокринной системы при отсутствии стрессовых ситуаций повышает работоспособность человека, увеличивает заряд бодрости и оптимизма. Организму необходимы и периоды восстановления. Это время относительного физического покоя, а так же ночного сна. В этот период дыхание и сердцебиение становятся реже, снижаются артериальное давление, температура тела. В организме происходит восстановление энергии и белков - строительного материала тканей. Регулярная активность тренирует и парасимпатический отдел нервной системы, приучает организм экономно расходовать и распределять физиологические резервы. Двигательные умения и навыки. Приобретенная на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности является умением. В процессе спортивной деятельности приобретаются необходимые умения осуществлять двигательную деятельность, характерную как для целостного спортивного упражнения, так и для отдельных элементов движений и действий, при ведущей роли сознания. Многократное повторение движений постепенно приводит к автоматизации основных элементов их координационной структуры, к образованию двигательного навыка. Двигательный навык — это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии. При этом автоматизированным движением становится такое, в котором двигательная часть выполняется за счет управления низшими отделами ЦНС, а смысловая — высшими. Двигательные навыки должны обеспечивать правильное, экономичное выполнение движений при любой спортивной и физкультурной деятельности. Кровообращение. Сердце – уникальное изобретение природы. Ни один орган животного организма не совершенствовался в эволюции так значительно, как сердце. И все же, несмотря на свое совершенство, именно сердце оказалось самым “слабым звеном” в организме человека. В самом деле, сердце - орган непарный, в тоже время как все жизненно важные органы практически парны. Человек может жить с одним легким, одной почкой, с четвертью оставшегося после операции кишечника, а вот отказ даже небольшого участка сердца ставит организм под угрозу смерти. Главное предназначение сердца – создавать кровоток во всех тканях организма, перекачивать кровь. Механические характеристики этого насоса таковы. В среднем сердце работает с частотой 80 сокращений в минуту, у детей несколько чаще, у пожилых и престарелых – реже. За 1 час сердце выполняет 80 х 60 = 4800 сокращений, за сутки 4800 х 12 = 115200 сокращений, за год это число достигает 115200 х 365 = 42 048 000 сокращений. При средней продолжительности жизни в 70 лет число сокращений составит около 3 миллиардов. Функции сердца и кровообращения. Основная задача кровообращения – это обеспечение непрерывного поступательного движения крови в системе замкнутых сосудов. Кровь движется по сосудам в результате разности давлений крови в разных участках сосудистой системы. Давление крови в сосудах обеспечивает сердце. Размер сердца каждого из нас соответствует величине сложенной в кулак кисти. Более точные размеры сердца, массой в 500 гр.: по вертикальной оси 13-15 см, по горизонтальной оси 8-11 см. Нормальный объем сердца у мужчины весом в 70 кг – 600-750 мл. В сердце различают левое и правое предсердия, левый и правый желудочки. В левое предсердие поступает обогащенная кислородом кровь из легких и переходит в левый желудочек. Оттуда она попадает в аорту, которая разветвляется в артерии, артериолы и артериальные капилляры. По капиллярам кровь поступает ко всем клеткам, которые получают от неё кислород и другие, растворенные в ней вещества. Продукты обмена веществ из клеток выделяются в просвет капилляров, по которым течет уже венозная кровь. Капилляры переходят в более крупные сосуды, а затем в вены: верхнюю полую и нижнюю полую. Венозная кровь из обеих вен впадает в правое предсердие. Так создается большой круг кровообращения. Малым кругом кровообращения называется путь, при котором из правого желудочка венозная кровь попадает в легкие, оттуда, обогащенная кислородом, - в левое предсердие. Таким образом, сердечная мышца функционирует как двойной насос, который обеспечивает непрерывное движение крови в двух кругах кровообращения. Средняя величина ЧСС в покое составляет 60 — 80 уд/мин. У людей среднего возраста, малоподвижных ЧСС в покое может превышать 100 уд/мин. Сосуды. Термин “сосуды” – собирательный. Он включает в себя артерии, вены, артериальные капиллярные и венозные капиллярные сосуды. Артерии образованы более сильной мышечной тканью и эпителиальной тканью. По артериям и артериальным капиллярным сосудам кровь, насыщенная кислородом, поступает к клеткам организма. Кровяное давление. Необходимым условием для того, чтобы кровь могла циркулировать и достигать всех участков организма, является определенное кровяное давление. Кровяное давление у детей ниже, а пожилых – выше. В больших венах вблизи сердца давление крови близко к нулю и может быть даже отрицательным. Эта разница в давлении необходима, для того чтобы кровь поступала к тканям и органам и обратно от них к сердцу. В фазу сердечного расслабления давление крови в аорте и крупных артериях понижается в среднем до 70-80 мм рт.ст. Повышение его на 30-40 мм. рт. ст. – результат каждого сокращения сердца. Давление крови во время сокращения желудочков (систолы) в крупных артериях называется систолическим или максимальным давлением. Давление же крови во время расслабления желудочков (диастолы), называется диастолическим или минимальным давлением. У здоровых молодых людей в условиях покоя систолическое артериальное давление в плечевой артерии составляет около 120 мм. рт.ст., а диастолическое – около 80 мм. рт.ст., что обычно записывается как 120/80. С возрастом систолическое и диастолическое давление изменяются: у новорожденных оно равно около 90/55 мм.рт.ст., у пожилых людей в среднем 150/90 мм.рт.ст. Изменения сердечно-сосудистой системы при спортивной деятельности. У человека систематическая физическая тренировка приводит к экономной работе сердца, которая характеризуется прежде всего уменьшением частоты его сокращений. Этот признак получил название брадикардии, или редкого ритма сокращений сердца. Другой стороной благоприятных изменений сердечной деятельности в процессе физической тренировки является повышение предельных возможностей развития реакций. У тренированных людей степень увеличения при необходимости частоты сокращений сердца, величин его ударного и минутного объемов, а также уровня артериального давления значительно больше, чем у нетренированных лиц. Дыхательная система. Органы внешнего дыхания. К органам внешнего дыхания относятся нос, новая полость, гортань и легкие. Гортань соединяется с трахеей, которая раздваивается на первичные бронхи. Бронхи разветвляются в бронхиолы и заканчиваются легочными пузырьками – альвеолами. Количество альвеол в легких насчитывается около 5-8 миллионов, поэтому общая поверхность их у человека равна примерно 130 квадратных метров. Масса легких – около 0,8 кг. Объем легких у мужчин несколько больше, чем у женщин. Человек вдыхает воздух для того, чтобы обогатить кислородом кровь, которая разносит его по всему организму при помощи сердца и сосудов. Дыхание в основном осуществляется с помощью грудной клетки и диафрагмы. В тоже время в процессе дыхания участвуют около 70 костей человеческого скелета 120 суставов и множество мышц. В состоянии покоя человек делает 10-16 дыхательных циклов, вдыхая за каждый вдох примерно 0,5 л атмосферного воздуха. Следовательно, в минуту через легкие будет проходить 5-8 л воздуха. Эта величина называется минутным объемом легочной вентиляции. Вдох и выдох контролируется дыхательным центром в мозге. В большинстве случаев этот процесс не зависит от нашей воли. Если произойдет повреждение дыхательного центра в мозге, человек не дышит, хотя его легкие и грудная клетка в полном порядке. То количество воздуха, который человек может выдохнуть после произведенного максимального вдоха, называют жизненной емкостью легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ в норме составляет 3-6 литров. Низкие величины наблюдаются у нетренированных женщин, высокие у тренированных мужчин. У квалифицированных спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов) ЖЕЛ нередко превышает 5-6 литров. Новорожденные дышат в спокойном состоянии примерно 60 раз в минуту, взрослая женщина дышит около 20 раз в минуту, мужчина – 16 раз спортсмены – 10-12 раз в минуту. Частота дыхания увеличивается при высокой температуре, при волнении, напряжении, движениях и в горах. Задержка дыхания больше чем на 5 мин. считается опасной для жизни, хотя известны случаи выживания людей, задержка дыхания, у которых продолжалась и более длительное время, особенно при низких температурных условиях. Во время мышечной работы потребность в кислороде резко возрастает, и усиливается внешнее дыхание. Физические упражнения способствуют повышению силы дыхательных мышц, увеличивают подвижность грудной клетки, тем самым, увеличивают жизненную емкость легких и величину легочной вентиляции во время интенсивной мышечной деятельности. Нервно-мышечная система. Строение мышц и их функции. Любое движение человека, от моргания до марафонского бега, зависит от адекватного функционирования скелетной мышцы. Мышца является исключительно разнородной тканью, состоящей преимущественно из мышечных волокон, соединительно-тканных, нервных и сосудистых элементов, которые в комплексе обеспечивают её главную функцию – сокращение. В организме человека существуют три типа мышц - гладкие, сердечная и скелетные, которые выполняют множество функций мышечной системы. Гладкие мышцы относится к непроизвольно сокращающимся, поскольку изменение их тонуса не контролируется нашим сознанием. Гладкие мышцы содержатся в стенках большинства кровеносных сосудов, обеспечивая их сужение или расширение и тем самым, регулируя кровоток. Кроме того, их можно обнаружить в стенках большинства внутренних органов. Они обеспечивают их сокращение и расслабление, а также обеспечивают, продвижение пищи по пищеварительному тракту, выделение мочи и т.д. Сердечная мышца находится только в сердце, составляя большую часть его структуры. Она имеет некоторые общие свойства со скелетной мышцей, но, как и гладкие мышцы, не находится под нашим сознательным контролем. Выносливость мышц сердца поразительна. За 60 лет обычно, не очень напряженной жизни, человеческое сердце совершает более 2 млрд. сокращений. За 6-8 своих сокращений она перекачивает 1 литр крови, за 1 час – 300 л, за день –7-9 тонн. Напряженная мышечная работа увеличивает объем кровообращения до 2500 л в час. Скелетные, или произвольно сокращающиеся, мышцы. Они называются так, поскольку большинство из них прикреплено к скелету и обеспечивает его движения. Анатомы нашли на скелете человека 639 мышц, которые в возрасте от 20 до 35 лет, составляют 40-45% общей массы тела. Основную структуру скелетных мышц составляют мышечные волокна, которые являются отдельными мышечными клетками. Типы мышечного сокращения. Сокращение мышцы можно разделить на три типа: динамическое (изотоническое), статическое (изометрическое), и смешанное (ауксотоническое). К динамическим сокращениям относят все типы сокращения мышц, при которых она изменяет свою длину. Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим. Это статическая форма сокращения. В реальных условиях деятельности мышц практически не встречается чисто изометрическое или чисто изотоническое сокращение, а их смешанная форма. Сокращение мышц, при котором изменяется длина и напряжение мышцы, называется ауксотоническим. Состав воздуха. Воздух, которым мы дышим, имеет постоянный состав: приблизительно 1/5 часть кислорода (20,96 %) и 4/5 азота (79,0 %). Содержание углекислого газа в нем незначительно (0,03 %). В месте скопления людей воздух также содержит 20,96 % кислорода. Через неплотные двери и окна свежий воздух поступает в помещение постоянно. “Плохой” воздух, который постепенно образуется в тесном, недостаточно проветриваемом помещении, не означает, что он стал беднее кислородом. Такой воздух становится теплым, влажным и спертым. Во время перерывов в учебных классах и спортивных залах необходимо проветривать помещения, чтобы поступал чистый, холодный и сухой воздух. Роль кислорода. Кислород необходим для более легкого способа получения энергии. Дело в том, что благодаря кислороду человек способен работать в 10 раз экономичнее. Если бы в нашем организме не происходили кислородные процессы, то мы были бы вынуждены потреблять в 10 раз больше продуктов питания. В атмосферном воздухе содержится 20,96 % кислорода. При вдохе он попадает в легкие. Мельчайшие легочные пузырьки-альвеолы соприкасаются с кровеносными сосудами – капиллярами. Между капиллярами и альвеолами непрерывно происходит обмен газами – из легких в кровь поступает кислород, а из крови в легкие – углекислый газ. Кислород, проникший в кровь, попадает в красные кровяные шарики – эритроциты и связывается там с гемоглобином. Поток обогащенной кислородом крови устремляется от легких к сердцу, а оттуда – в разные органы и ткани нашего организма. Аэробные возможности организма. Способность человека выполнять напряженную мышечную работу при преимущественном её обеспечении энергетикой аэробных процессов получила название – аэробная производительность. При переходе от состояния покоя к выполнению физической нагрузки потребность энергии возрастает. Энергообмен при мышечной работе. Потребление кислорода с началом мышечной работы - возрастает. Пройдет несколько минут, когда потребление кислорода достигнет какого-то уровня и стабилизируется. Это время необходимо, для того чтобы системы дыхания и кровообращения могли увеличить свою производительность по доставке кислорода к работающим мышцам. В это время мышцы получают энергию, как за счет окисления, так и за счет расщепления, в результате которого образуется молочная кислота. Этот период мышечной деятельности получил название – врабатыванием. Если же работа, выполняется небольшой мощности и относительно длительное время, вслед за врабатыванием наступает устойчивое состояние. Устойчивое состояние наступает, когда запрос мышц в кислороде, будет равен его потреблению. В таком состоянии физическая работоспособность человека наивысшая, поэтому спортивные физиологи называют это состояние еще “вторым дыханием”. Потребление кислорода после окончания работы не сразу приходит к уровню покоя – следует фаза восстановления, когда происходит постепенное снижение потребления кислорода до уровня покоя. Источники энергии. Источниками энергии для окислительной системы являются продукты питания - углеводы, жиры и белки. В покое энергия, необходимая нашему организму, обеспечивается за счет расщепления практически одинакового количества углеводов и жиров. Белки представляют собой "строительные блоки" и обычно обеспечивают функционирование клеток небольшим количеством энергии. При увеличении мышечного усилия в качестве источника энергии больше используются углеводы. При максимальной кратковременной нагрузке энергия почти исключительно образуется за счет углеводов. При окислении в организме человека 1 грамма углеводов или белка образуется 4,1 ккал, а при окислении 1 гр. жира – 9,3 ккал. В случае необходимости углеводы и жиры частично могут заменять друг друга; что касается белковых веществ, то они не могут быть заменены никакими другими пищевыми веществами. Углеводы. Зависимость мышц от углеводов во время физической нагрузки связана с их наличием, а также способностью мышечной системы их расщеплять. Аэробное окисление углеводов, соответственно их запасам (в мышцах 300-400 гр., печени 40-70 гр., внеклеточной жидкости 10-15 гр.) может дать энергии равной 1600-1800 ккал. Углеводы в конечном итоге в организме, превращаются в глюкозу — моносахарид, который транспортируется кровью ко всем тканям организма. Жиры. Жиры также используются в качестве источников энергии. В организме содержится значительно больше жиров, чем углеводов. Однако жиры менее доступны клеточному метаболизму, поскольку, они предварительно должны быть расщеплены на основные его компоненты: глицерин и свободные жирные кислоты. Только свободные жирные кислоты используются для образования АТФ. Белки. Процесс превращения белков или жиров в глюкозу называется глюконеогенезом. В результате серии реакций белок может превратиться и в жирные кислоты. Белки обеспечивают 5—10% энергии, необходимой для выполнения продолжительного физического упражнения. Для образования энергии используются лишь основные единицы белка — аминокислоты. Таким образом, если мышца получает в достаточном количестве кислорода, то она может длительно сокращаться, получая энергию для этой работы за счет окисления, имеющихся в организме в достаточном количестве углеводов и жиров. Пищеварение. Пищеварение – совокупность физических, химических и физиологических процессов, происходящих в пищеварительной системе и обеспечивающих превращение пищевых продуктов в такие химические соединения, которые могут всасываться в кровь и лимфу. Пищеварительная система состоит из полости рта, глотки, пищевода, желудка, двенадцатиперстной, тонкой и толстой кишок, заканчивается прямой кишкой, включает слюнные железы, поджелудочную железу, желчный пузырь и печень. Основные функции пищеварительной системы: моторная, секреторная, всасывающая, экскреторная (удаление из организма некоторых продуктов обмена), бактерицидная. Пищеварительные ферменты входят в состав слюны, желудочного и кишечного сока. В ротовой полости пища измельчается, формируются в пищевые комки, обволакивается белковым веществом – муцином. Здесь анализируются свойства пищи (плотность, консистентность, температура, вкусовые качества), начинается под действием ферментов расщепление углеводов. В желудке железистые клетки секретируют пищеварительные ферменты, выделяют соляную кислоту и слизь. Из желудка пища периодически поступает в двенадцатиперстную кишку. В кишечнике процесс пищеварения продолжается под воздействием ферментов кишечного сока. Желчь, содержащая в желчном пузыре и вырабатываемая печенью, усиливает активность ферментов поджелудочного и кишечного соков, участвует в эмульгировании жиров, их расщеплении и всасывании. Гладкие мышцы в стенках пищевода, желудка и кишок, сокращаясь в одном месте и расслабляясь в другом, передвигают пищу в одном направлении – от ротовой полости к прямой кишке. В толстом кишечнике интенсивно происходит всасывание жидкости, брожение углеводов, гниение остатков белков, синтез некоторых витаминов (группы В) и биологически активных веществ. Здесь формируются каловые массы. Их удаление происходит рефлекторно. Процесс всасывания заключается в переходе разного рода веществ во внутреннюю среду организма – кровь и лимфу. Всасывание происходит в основном за счет диффузии и осмоса, а также благодаря специфичности стенок кишечника для проницаемости питательных веществ. Интенсивная физическая нагрузка значительно снижает кровоснабжение кишечника, замедляет процесс опорожнения желудка, а незначительная может ускорять его. Контрольные вопросы: 1. Понятие о социально-биологических основах физической культуры. 2. Общее представление о строении тела человека. 3. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. 4. Внешняя среда. Природные, биологические и социальные факторы. Экологические проблемы современности. 5. Показатели тренированности в покое. 6. Витамины и их роль в обмене веществ. 7. Обмен энергии. Состав пищи и суточный расход энергии. 8. Представление о сердечно-сосудистой системе. Модуль 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА План 1. Понятие здоровья и болезни. 2. Основные компоненты, показатели и факторы здоровья. 3. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый и не здоровый образ жизни. 4. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Литература: 1. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. Под общ. ред. В.И Ильинича – М.: Гардарика, 2009. 2. Трунин В.В., Кораблева Е.Н. Анатомия и физиология двигательной деятельности. Учебное пособие - СПб: БГТУ, 2007. 3. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Основы здорового образа и стиля жизни человека. Учебное пособие - СПб: БГТУ, 2007. 4. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Методико-практические занятия по физической культуре. Учебное пособие - СПб: БГТУ, 2008. 5. Кораблева Е.Н. Физическая культура. Учебное пособие - СПб: БГТУ, 2016. 6. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Оздоровительная физическая культура. Учебное пособие - СПб: БГТУ, 2011. Понятие здоровья и болезни Здоровье. Что такое здоровье? Состояние организма, когда нет болезни? Интервал времени между болезнями? Поэтому большинство людей считает, что: «здоровье - это когда ничего не болит» или «здоровье - это когда проснулся и хочется горы своротить». Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Здоровье – это удивительное свойство организма человека, о котором давно Сократ сказал: «Здоровье не все; но все без здоровья – ничто». Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Подлинная красота человеческого тела – это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Улучшение состояния здоровья населения ‑ это показатель развития общества. Здоровье это важнейший компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье — идеал. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым. Определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. формируется так: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Современные гигиенисты утверждают, что здоровье - это «Состояние полного социального, психического благополучия, когда все функции организма человека уравновешены с окружающей средой - природной и социальной». Из этих определений понятия здоровья, очевидно, что здоровье человека является не только медико-биологической, но, прежде всего, социальной категорией, определяемой, в конечном счете, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства. Таким образом, понятие здоровье имеет комплексный характер. К сожалению, у многих молодых людей, когда они еще физически и соматически здоровы, нет стремления к сохранению и укреплению здоровья, нет потребности в здоровье. Значительная часть людей первую половину своей жизни растрачивает здоровье, лишь потом, утратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем. Болезнь. Болезнь – это реакция организма на действие вредных для него факторов, характеризующаяся ограничением приспособляемости и жизнедеятельности. Здоровье и болезнь являются формами жизни во всем присущем ей многообразии. Главное биологическое назначение болезни состоит в мобилизации защитных и приспособительных механизмов. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают морфо-функциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме опорно-двигательного аппарата. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть с переходом в новое качественное состояние. Любая болезнь есть поражение всего организма. Качественными изменениями организма во время болезни можно считать, в первую очередь, снижение работоспособности и плохое самочувствие человека. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния, так называемое «предболезнь» или «третье состояние», которое характеризуется «неполным здоровьем». Состояние «предболезни» хотя и имеет уже какие-то патологические признаки, тем не менее, еще не нарушает здоровья. Предболезнь только несет в себе объективные предпосылки для нарушения здоровья. Из субъективных проявлений этого состояния можно отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боли в спине. Повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т.п. Существует мнение, что ухудшение состояния здоровья населения может быть связано с ухудшением качества медицинского обслуживания и ростом распространенности поведенческих факторов риска. Нередко выбор определяется и другими, порой нерациональными, а, например, более выгодными на данный момент факторами. Например, престижная зарплата может занимать в шкале приоритетов более высокое место, чем здоровое поведение. Или, другой пример. Человек может много пить и курить и, вместе с тем, теоретически считать, что здоровье - самая важная вещь в жизни. Почему же он тогда не попытается защитить свое здоровье за счет снижения уровня потребления алкоголя и табачных изделий? Поэтому, наряду с высокими профессиональными знаниями, оптимизмом и хорошей физической работоспособностью, каждый человек должен быть здоровым человеком и, безусловно, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный и здоровый образ жизни. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Основные компоненты, показатели и факторы здоровья Компоненты здоровья: 1. Соматическое здоровье — это текущее состояние органов и систем организма человека (физиологический компонент). Основу соматического здоровья определяет высокая работоспособность организма и его устойчивость к различным заболеваниям. 2. Физическое здоровье — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Правильное формирование и удовлетворение этих базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. 4. Сексуальное здоровье — комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. 5. Духовное здоровье (нравственное) здоровье — это стремление и умение управлять собственным здоровьем, строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей. Основу духовного (нравственного) здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам. Показатели здоровья. К числу объективных признаков физического здоровья можно отнести: - стремление к деятельности без внешнего побуждения, то есть проявление должной меры активности; - способность работать долго, не утомляясь; - регулярность и правильность физиологических функций (питание, сон, выделение и др.); - удовлетворительное самочувствие (общее чувство благополучия); - отсутствие устойчивых ощущений напряжения; - достаточные адаптационные резервы (одно из главных условий здоровья). Основные факторы (детерминанты) здоровья. Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов. Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье (факторы здоровья) и факторы, ухудшающие здоровье (факторы риска). В зависимости от сферы влияния на здоровье все факторы, определяющих состояние здоровья отдельных людей или групп населения, можно разделить на четыре группы: 1 - Образ и условия жизни человека; 2 - Биологические факторы; 3 - Окружающая среда; 4 - Уровень развития здравоохранения. Образ и условия жизни человека. Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Образ жизни включает в себя три составляющих: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни — категория в основном экономическая, отражающая степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Качество жизни характеризует степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. К ним можно отнести: условия жизни; удовлетворенность учебой; удовлетворенность работой; семейные отношения; социальное окружение; политическая и экономическая ситуация в стране. Стиль жизни — категория социально-психологическая. Стиль жизни — это существенный признак индивидуальности, проявления ее относительной самостоятельности, способности сформировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Здоровье человека в существенной мере зависит от стиля жизни, который обусловлен менталитетом (национальными традициями) и личностными наклонностями. Среди причин и условий, определяющих здоровье населения в последнее время ведущими стали факторы, связанные с образом и условиями жизни человека. Это: характер питания, особенности поведения, привычки (курение, злоупотребление алкоголем), двигательная активность, психологические установки, гигиеническая грамотность, выполнение медицинских рекомендаций, образовательный ценз человека, психологическая ситуация. Хотя образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Это определение нацеливает всех категорий населения на поощрение здорового образа жизни и обеспечению других социально‑экономических, экологических и личностных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Важную роль в общем комплексе мер призваны сыграть мероприятия по предупреждению различных заболеваний, занятия физической культурой и спортом. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: перенесенные болезни, беспорядочный режим труда и отдыха, неполноценный отдых, переутомление, влияние неблагоприятных условий жизни и труда, нерациональное питания, частые эмоциональные напряжения, загрязнение воздуха и воды, злоупотребление лекарствами и бытовой химией, социальная пассивность, неудовлетворенность жизненной ситуацией, низкая медицинская активность, гиподинамия и гипокинезия, злоупотребление алкоголем, курением, наркоманией, токсикоманией, лекарственными средствами, длительные стрессовые ситуации, неадекватное сексуальное поведение и т.д. В отличие от большого количества факторов, ослабляющих здоровье, число факторов, укрепляющих здоровье, очень невелико. К основным факторам образа жизни, укрепляющее здоровье относятся: полноценный отдых, сбалансированное питание, регулярная и достаточная двигательная активность, физический и духовный комфорт, высокая медицинская активность, экономическая и материальная независимость и т.д. Биологические факторы здоровья. К основным биологическим факторам здоровья относятся: наследственность, возрастные, половые и конституционные особенности организма человека. Организм человека наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием. Известно, что здоровье человека обусловлено генетически. С этой целью постоянно проводят комплексы мероприятий по нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на генофонд населения. Факторы внешней среды. К факторам внешней среды, определяющим здоровье относят: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты обитания. В нашей стране мало что делается из задуманного – отсюда такие глобальные катаклизмы, как: Челябинск, Арал, Чернобыль, Коми, кислотные дожди, необъятные пространства вырубленных лесов, отравленные реки, экологически вредные продукты питания и многое другое, пагубно влияющее на здоровье. Отсюда – болезни, смертность и самая короткая в Европе продолжительность жизни. Факторы медицинского обслуживания. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания. По данным известного ученого, академика Ю.П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и многие заболевания человека определены этими факторами (табл. 1). Таблица 1. Влияние основных факторов на здоровье и заболевания человека Факторы риска в % Образ жизни (%) Окружающая среда (%) Наследственность (%) Здравоох- ранение (%) В целом в популяции 50-55 20-25 15-20 8-10 Заболевания: Ишемическая болезнь сердца 60 12 18 10 Сосудистые поражения мозга 65 13 17 5 - Рак 45 19 26 10 - Диабет 35 2 35 10 - Пневмония 19 43 18 20 Эмфизема легких, бронхиальная астма 35 40 15 10 Цирроз печени 70 9 18 3 Транспортные травмы 65 27 3 5 Самоубийства 55 15 25 5 Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый и не здоровый образ жизни. Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления. Неоднократное нездоровое поведение в ряде случаев может приносить мгновенное удовольствие (выкурить «хорошую» сигарету, съесть мороженое и т. д.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными. Значительная часть поведения человека определяется его представлениями о здоровье. Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще всего отмечается представителями среднего и особенно старшего поколения. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага, карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. В отношении к здоровью присутствует и половой аспект. Ценность здоровья выше для женщин. Они заботятся о здоровье, даже не имея с ним сколько-нибудь значимых проблем. Мужчины, как правило, обращают внимание на здоровье, когда оно ухудшается. Причем в обеспечении здоровья мужчины отдают предпочтение «условиям жизни» и только при очевидных нарушениях в состоянии своего здоровья начинают придавать значение собственным усилиям. Они в большей степени, чем женщины, считают возможным пожертвовать своим здоровьем ради карьеры, достижения профессиональных успехов, проявляя готовность «сгореть на работе». В настоящее время под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается – активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает гармоничное развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую работоспособность и долголетие (табл. 2). Таблица 2. Основные факторы здорового и нездорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) Нездоровый образ жизни (НОЖ) Рациональное и сбалансированное питание. Поддержание нормальной массы и состава тела. Неполноценное и нерегулярное питание. Нарушенный режим питания. Избыток или недостаток массы тела. Поддержание оптимальной двигательной активности. Гармоничное физическое развитие и хорошая физическая подготовленность. Использование закаливающих процедур. Гиподинамия или гипокинезия. Дефекты в физическом развитии. Низкая физическая подготовленность. Отсутствие закаливающих процедур. Плодотворный труд. Оптимальное сочетание труда и отдыха. Применение активного отдыха. Беспорядочный режим труда и отдыха. Неполноценный отдых. Отсутствие вредных привычек. Умеренное употребление алкоголя. Наличие одной или нескольких вредных привычек. Соблюдение личной гигиены. Высокая медицинская активность. Адекватное сексуальное поведение. Злоупотребление лекарственными препаратами, длительные стрессовые ситуации, неадекватное сексуальное поведение и т.д. Высокая культура общения и поведения. Наличие физического и психического комфорта. Поддержание в течение жизни выработанного и апробированного стиля жизни. Социальная пассивность. Низкая культура общения и поведения. Неудовлетворенность жизненной ситуацией. Проживание в здоровой окружающей среде. Проживание в нездоровой среде (наличие загрязнения воздуха, воды, почвы и т.д.). Таким образом, здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Краткая характеристика некоторых основных факторов здорового образа жизни Сон. Ученые подсчитали, что в среднем на сон уходит примерно 22 года жизни человека. Полноценный сон является одним из обязательных условий нормальной жизнедеятельности организма. Необходимое ежесуточное время сна является показателем достаточно индивидуальным, но в среднем его продолжительность принято считать равной 7-8 часам. Систематически недостаточный, некачественный сон приводит к нарушениям в функционировании нервной системы, снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, раздражительности. В конечном счете, нарушение правил гигиены сна влечет за собой развитие бессонницы. Рациональное соотношение труда и отдыха. Среди всех сфер жизнедеятельности, трудовая деятельность оказывает самое сильное влияние на здоровье. Трудовая деятельность оказывает сильное влияние на удовлетворенность жизнью в целом, на состояние физического и психического здоровья. Пагубно на здоровье сказывается как полное отсутствие профессиональной занятости (безработица), безделье, так и работа на износ, сопровождающаяся непростительной экономией времени за счет пренебрежения элементарными правилами режима питания и сна, нежеланием и неумением правильно распорядиться свободным временем для восстановления физических и психических сил. Ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное чередование являются одним из важнейших условий поддержания высокой работоспособности организма, сохранения здоровья. Организация отдыха и его режим имеют такое же значение, как и режим труда и организация работы. Правильное чередование труда и отдыха, соблюдение перерыва на обед, дневной сон, т.е. налаженный и прочно установленный распорядок дня и ночи, повседневный строгий режим жизни - все это сохраняет здоровье и работоспособность. Организм нуждается в ежедневном, еженедельном и ежегодном отдыхе. Отдыхать ежедневно - это значит делать в течение рабочего дня короткие перерывы, а также разумно организовывать отдых после работы. Таким образом, отдых - необходимый фактор здорового образа жизни. Достаточный, своевременный и хорошо организованный отдых является одним из важнейших способов повышения работоспособности и сохранения здоровья. Отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни предполагает негативное отношение к алкоголю, курению, употреблению наркотиков. Эти вредные привычки губят здоровье тех, кто их употребляет, и приносят горе окружающим. Одним из злейших пороков человечества является пьянство, которое всегда вызывало отвращение к себе. И, действительно, сильное опьянение по существу является острым психическим расстройством: излишняя болтливость и подвижность, чувство самодовольства, легкомыслие, потеря способности ориентироваться в пространстве, иногда - бессмысленная ярость, агрессивность, иллюзии и галлюцинации, чувство страха и тоски с бредом и попытками к самоубийству. Все это вполне укладывается в картину острого психического заболевания. Алкоголь является наркотическим ядом, который действует, прежде всего, на клетки головного мозга - на высшие центры психической жизни, возбуждая, а затем парализуя их. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. Взрослый человек весом 75 кг может умереть, выпив 1 л сорокаградусной водки. Частое и систематическое потребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию - хроническому алкоголизму. При хроническом отравлении алкоголем наступает перерождение нервных клеток, и одновременно нарушаются функции печени, почек, желудка и кишечника. Алкоголь вредно действует на сердце и кровеносные сосуды, а также органы дыхания. Дети лиц, страдающих алкоголизмом, обычно рождаются физически слабыми, плохо растут, медленно развиваются, часто болеют. Люди, злоупотребляющие спиртными напитками, укорачивают свою жизнь на 10-12 лет и более. Хронический алкоголизм вызывает тяжелые психические заболевания - алкогольные психозы. Курение табака - одна из наиболее распространенных вредных привычек. Установлено, что безобидное на первый взгляд облачко табачного дыма содержит ядовитые вещества, которые воздействуют не только на организм курящего, но и на здоровье окружающих. Медицинская статистика показала, что помимо рака легких, при целом ряде заболеваний коэффициент смертности у курящих в несколько раз выше, чем у некурящих. Замечательным средством борьбы, как с курением, так и с алкоголизмом являются организованные занятия физической культурой и спортом. Ежедневные занятия физической культурой, прохладные водные процедуры, легкий спорт, экскурсии, туризм и альпинизм укрепляют организм, закаливают его, отвлекают от вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого человека, его индивидуальных особенностей. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние. Закаливание организма - это повышение сопротивляемости организма различным вредным внешним воздействиям и воспитание способности быстро и безболезненно приспосабливаться к изменениям внешней среды (в частности, к резким атмосферным и температурным колебаниям). Оно основывается на разумном использовании естественных факторов природы - солнца, воды и воздуха. Известно, как легко у незакаленных людей появляется кашель, насморк, охриплость голоса, если у них промокнут ноги или даже если они просто пройдут по полу босиком. Приучив себя к сквознякам, к холоду, к резким перепадам температуры воздуха, человек вырабатывает большую сопротивляемость к различным болезнетворным агентам. Закаливание, особенно в молодом возрасте, оказывает влияние и на психическое воспитание человека, его характера. Закаленный человек нормально работает и хорошо себя чувствует в самых различных климатических и метеорологических условиях; и на севере, и на юге, и в большой мороз, и в жару, и туманной осенью, и солнечной весной. Питание - одна из основных жизненных потребностей всякого организма. От характера питания зависит жизнедеятельность, работоспособность и даже продолжительность жизни человека. Только при правильном, рациональном питании возможно полное развитие всех функциональных способностей организма и наиболее высокая производительность труда. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить, - говорил древнегреческий философ Сократ. Правильно и полноценно питающийся человек обычно хорошо и молодо выглядит, он бодр, весел и обладает высокой работоспособностью. Человек, систематически недоедающий или неправильно питающийся, выглядит старше своего возраста, он вял, не инициативен, раздражителен, придирчив; работоспособность его снижена, и он предрасположен к заболеваниям. Основные положения рационального питания заключаются в том, что пища должна отвечать определенным гигиеническим требованиям и быть: • Оптимальной в количественном отношении, т.е. соответствовать энергетическим затратам человека. Суточный рацион, прежде всего, должен соответствовать энергетическим затратам организма. Калорийность суточного рациона должна составлять для мужчины 2550-4300 ккал, а для женщин - 2200-2700 ккал. Чем больше энергозатраты, тем выше должна быть калорийность пищи. При достаточной калорийности пищи масса тела колеблется в небольших пределах. Увеличение веса тела при излишнем отложении жира указывает на чрезмерное питание, снижение же массы тела свидетельствует о недостаточной калорийности пищи. • Полноценной в качественном отношении, т.е. включать в себя все необходимые пищевые компоненты (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), сбалансированные в наиболее благоприятном соотношении. Питание должно включать пять групп продуктов: 1) молоко и молочные продукты, яйца; 2) мясо - говядина, птица, рыба и мясопродукты; 3) хлеб, хлебобулочные изделия из муки грубого помола, макаронные изделия, каши, бобы, рис, картофель, сахар; 4) жиры - масло, сметана, сливки, сало, шпик, растительное масло; 5) овощи и фрукты. Ежедневный рацион должен включать 60% углеводов, 30% белков и 10% жиров. Поскольку белок играет важную роль в восстановительных процессах и, в отличие от углеводов и жиров, не может накапливаться в организме, его ежедневное потребление обязательно (нежирное мясо, куриное мясо без кожи, рыба, яичный белок). Большое значение имеет правильный режим питания, т.е. прием пищи в строго определенное время, что способствует лучшему усвоению пищи и хорошей работе пищеварительных органов. • Разнообразной и содержащей различные продукты животного и растительного происхождения. • Хорошо усвояемой, вызывающей аппетит и обладающей приятным вкусом, запахом и внешним видом. Пищу следует тщательно пережевывать. Пить воду необходимо не позже, чем за 10-15 минут до еды и не желательно пить во время еды. • Режим и меню питания должны соответствовать возрасту и роду занятий. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Двигательная активность – жизненно необходимая потребность человека. Человек, все его органы и системы тысячелетиями формировались в движении. Генетики полагают, что за 10 000 лет существования человеческой цивилизации генотип человека не изменился ни на йоту, а условия жизни изменились до неузнаваемости. Таким образом, человеческий организм в ходе своего эволюционного развития запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность с раннего детства должна быть не в какой-то период жизни, а на всем ее протяжении с раннего детства до глубокой старости. Отсутствие должной физической активности человека, ведет к возникновению заболеваний и представляет угрозу его жизнедеятельности. С точки зрения физиологии, человек недостаточно хорошо адаптируется к малоподвижному образу жизни, так как многие функции организма человека развиваются только при обязательной их активности. Известно, например, что мышцы в результате физической тренировки увеличиваются в своих размерах и обогащаются энергетическими и ферментативными химическими компонентами, а при отсутствии или недостаточности физических упражнений – атрофируются (т.е. уменьшается их сила, скорость сокращения, уменьшаются размеры и т.д.). С дефицитом мышечной деятельности врачи связывают возникновения ряда заболеваний и даже смертей. Например, коронарная болезнь сердца (заболевание сосудов сердца) 100 лет тому назад была крайне редкой. В настоящее время поражения сердца в высокоразвитых странах является причиной более 50% всех случаев смерти. Научно-технический прогресс (НТП также способствовал резкому снижению мышечной активности. Например, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на энергию мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин. НТП сделал многое для здоровья и блага человека: увеличилась средняя продолжительность жизни, практически ликвидированы многие инфекционные заболевания (оспа, тиф и др.), стали несравненно лучшими условия труда и особенно быта. В то же время он принес с собой и целый ряд негативных явлений — пребывание человека на современном производстве сопряжено с очень быстрыми ритмами, высоким эмоциональным напряжением, внезапными переключениями на другие виды деятельности и, главное — естественная потребность человека в движении сейчас в должной степени не удовлетворяется. Расширяется и усложняется содержание школьных программ, растут объемы домашних занятий. Это приводит к тому, что у детей резко сокращается двигательная активность, доходя по некоторым данным только до 50 % нормы. Защитных сил, сформированных в ходе эволюции человека, становится уже недостаточно для нейтрализации отрицательных влияний. Для сохранения нормального состояния здоровья большинству людей необходимы дополнительные занятия физическими упражнениями в дополнение к их повседневной деятельности. В настоящее время двигательную активность, в виде выполнения различных физических упражнений необходимо рассматривать как жизненную биологическую потребность современного человека. Это важнейший аргумент для обоснования необходимости внедрения физической культуры в современных условиях в режим жизни каждого человека, независимо от его возраста и пола. Систематические занятия физической культурой и спортом положительно сказывается на многих функциях организма человека. Занятия физическими упражнениями повышают функциональные возможности практически всех систем организма и увеличивают его функциональные резервы. Кроме того, занятия физическим упражнениями являются незаменимым методом профилактики заболеваний, важнейшим фактором совершенствования и укрепления здоровья. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Они повышают творческую активность человека, его работоспособность, положительно оказывая влияние на производительности труда. Установлено, что систематическая физическая нагрузка нормализует эмоциональный тонус, повышает расход энергии, тем самым компенсирует избыток питания, улучшает обмен холестерина, снижая, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической сердца. Кроме оздоровительного воздействия, двигательная активность дает тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность) а также формируются и совершенствуются двигательные качества и жизненно важные умения и навыки человека. Около 90 % населения нашей страны еще не занимаются физической культурой систематически. Причины низкой физкультурной активности населения кроются в некотором забвении национальных культурных традиций, значительном миграционном перераспределении жителей сельской местности в города. Имеет место отсутствие достаточного количества спортивных сооружений, спортивного инвентаря и формы, слабая материальная заинтересованность специалистов физической культуры в высокой эффективности своего труда, недостаток свободного времени, отдаленность спортивных баз от места жительства, некоторые психологические моменты, такие, например, как отсутствие привычки к занятиям, чувство стеснительности и т.д. Есть и ещё важная причина - это отсутствие знаний и умения заниматься. По данным ряда исследований, на занятия физкультурой и спортом в среднем тратиться лишь 1,2 % свободного времени молодых людей, 7,5 % свободного времени уходит на ничегонеделание. В стране почти половина взрослого населения имеет избыточный вес, в том числе более 25 % страдают ожирением. Оптимальные нормы двигательной активности современного человека. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12―16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2860―3820 ккал (1 МДж равен 1000 Дж, что соответствует примерно 240 ккал). Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0―9,0 МДж (1200―1900 ккал). Остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. Чрезмерные физические тренировки. Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут принести организму человека не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни. Использование предельных тренировочных нагрузок, нередко приводит к противоположному эффекту — угнетению иммунитета и повышению восприимчивости организма человека к инфекционным заболеваниям. Применение более высоких по энерготратам физических нагрузок и требующих чрезмерной мобилизации структурных и функциональных ресурсов органов и систем организма может привести к переадаптации, проявляющейся в истощении и изнашивании функциональных систем организма, несущих основную нагрузку. Этот процесс получил еще название перетренированности. Перетренированность проявляется в виде снижения величины и эффективности их мышечной деятельности. Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при занятиях оздоровительной физической культурой с применением больших физических нагрузок. Только рационально построенная физическая тренировка приводит к увеличению функциональных возможностей всех его органов и систем организма за счет совершенствования их функций. Контрольные вопросы: 1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии. 2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. 3. Здоровый образ жизни студента. 4. Влияние окружающей среды на здоровье. 5. Самооценка собственного здоровья. 6. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни. 7. Режим труда и отдыха. 8. Организация сна. 9. Организация режима питания. 10. Организация двигательной активности. 11. Профилактика вредных привычек. 12. Психофизическая регуляция организма.
«Физическая культура как феномен культуры» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Быкасова Л. В.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot