Значение этичного поведения в деловых отношениях
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 12
Значение этичного поведения в деловых отношениях
«Этичное поведение существенно для долговременного успеха в бизнесе», – говорит Ю.Ю. Петрунин. Это положение справедливо в деловых отношениях как на макроуровне, так и на микроуровне. Макроуровень, или макроперспектива, учитывает важность этики в масштабе экономической системы. Неэтичное поведение искажает, деформирует рыночную систему, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Микроуровень, или микроперспектива, рассматривает важность этики для отдельно взятой компании. В долгосрочной перспективе неэтичное поведение приводит к ухудшению результата деятельности. Начнем с обсуждения макроперспективы.
Макроперспектива
Все большее число стран полагается на рыночную систему как на механизм распределения товаров и услуг. В этих странах считают, что хотя рыночная система и несовершенна, она является более действенным и эффективным средством распределения национальных ресурсов, чем любая командная система (например, командная система – это экономическая система, в которой национальные ресурсы распределяет центральная власть.
Для того чтобы рыночная система работала эффективно, необходимо соблюдение нескольких условий:
• право владеть частной собственностью и управлять ею;
• свобода выбора при приобретении и продаже товаров и услуг;
• доступность точной информации о товарах и услугах.
Владение частной собственностью необходимо для совершения обмена. Свобода выбора при обмене позволяет конкурентным силам регулировать рынок. Точная информация дает покупателям возможность находить на рынке необходимые им товары и услуги, благодаря чему они могут пользоваться свободой выбора. Частная собственность существенно важна для обмена. Обладание частной собственностью предполагает защиту этой собственности от обмена без согласия ее владельца. Для того чтобы рыночная система работала, мы должны иметь право частной собственности, и наше право собственности должны уважать.
Свобода выбора при обмене предполагает, что вы можете купить любой товар, какой пожелаете, если у вас есть деньги для оплаты покупки. При каждой покупке покупатель «голосует» своими деньгами. Ресурсы распределяются в пользу товаров и услуг, имеющих спрос у потребителей. Если вы получили неверную информацию, то своей покупкой «проголосовали» за скверный продукт.
Проблемы возникают, когда или покупатели, или продавцы несвободны при обмене либо когда информация о товаре или услуге неверна. В таких случаях рыночная система не может функционировать должным образом, поэтому люди вынуждены покупать продукты и услуги, дающие им меньшую удовлетворенность, чем они могли бы получить при приобретении других товаров и услуг. Поскольку рыночная система распределяет ресурсы на основе объема продаж, производство тех товаров и услуг, которые приносят меньшее удовлетворение, при таком искажении расширяется, а тех, которые обеспечивают большее удовлетворение, свертывается. Таким образом, при таком распределении ресурсов в случае неэтичного поведения общая удовлетворенность потребителей меньше той, какая могла бы достигаться при другом распределении.
Последствия неэтичного поведения в макроперспективе
Взяточничество. Взяточничество ограничивает свободу выбора, изменяя условия принятия решений. Взятку используют для того, чтобы сделать один из вариантов выбора более привлекательным для лица, принимающего решение. Порождаемый взяткой соблазн состоит в том, что человек, принимающий решение, может увеличить свою личную выгоду, связанную с выбором, за счет дополнительного незаработанного дохода, сам по себе такой выбор обычно менее привлекателен и в целом приносит меньшее общее удовлетворение. Иначе зачем было бы давать взятки? Таким образом, взятки приводят к перераспределению ресурсов в пользу менее желательных вариантов решений. Поскольку взяткодатель непременно возместит себе средства, пошедшие на взятку, то конечная стоимость избранного лицом, принимающим решение, альтернативного варианта зачастую оказывается более высокой.
Акты принуждения, которые препятствуют ведению дел между продавцом и определенными клиентами, или покупке товаров у определенных продавцов, или приобретению покупателями каких-то конкретных продуктов либо услуг акты принуждения в форме угроз или применения силы – снижают эффективность конкуренции. Это, как правило, приводит к росту цен и, возможно, к сужению ассортимента и снижению качества имеющихся на рынке продуктов и (или) услуг по сравнению с тем, которое могло бы быть при более интенсивной конкуренции. Повышение цен сокращает спрос на товары или услуги. Следовательно, в производство товаров или услуг идет меньше ресурсов, чем пошло бы при не ограниченной принуждением конкуренции. Возможно, что удовлетворенность покупателей продуктами и (или) услугами также снизится вследствие падения эффективности.
Введение в заблуждение. Информация, вводящая в заблуждение, создает ложное впечатление, и в результате покупатели выбирают товары и услуги, приносящие им меньшее удовлетворение, чем то, которое они получили бы, делая свои приобретения на основе точной информации. Кроме того, ложная информация может привести к тому, что поставки будут производиться в сроки, отличающиеся от обещанных. Из-за подобных сбоев происходят нарушения производственных циклов и, следовательно, возрастают издержки производства. Людям приходится платить больше, а покупать меньше, чем они могли бы при своевременных поставках. Ложные обещания доставок товаров потребителям также могут увеличить издержки. В этом случае ресурсы направляются на поставленные продукты и оказанные услуги, а не на те товары и услуги, которые пользуются реальным спросом.
Воровство. Воровство значительно повышает стоимость предоставления продуктов и (или) оказания услуг. Ущерб, причиненный воровством, должен быть восполнен за счет увеличения доходов, что приводит к росту цен. Искусственно завышенные из-за воровства цены снижают спрос, а следствием этого является неправильное распределение ресурсов. В крайних случаях воровство может привести к тому, что расхищаемые продукты или услуги просто исчезнут с рынка.
Несправедливая дискриминация. Наконец, вследствие несправедливой дискриминации потребители нередко приобретают продукты или услуги у менее компетентных специалистов или же выше ценят товары и услуги тех фирм, против которых осуществляется дискриминация. Мы снова становимся свидетелями неправильного распределения ресурсов. Несправедливая дискриминация обычно приводит к снижению уровня удовлетворенности по сравнению с тем, какой существовал бы при справедливой дискриминации.
Ограничения свободы действий в форме взяточничества, принуждения, введения в заблуждение и несправедливой дискриминации могут породить неточную или ложную информацию. Выбор товаров и услуг, который делают потребители, не отражает свободный выбор покупателей и продавцов и ведет к неправильному распределению имеющихся в стране ресурсов. Ограничения свободы, недостоверная информация и воровство ассоциируются с неэтичным поведением. Таким образом, в макроперспективе этичное поведение является непременным условием эффективного функционирования рыночной системы.
Микроперспектива: этика и доверие
Этичное поведение тесно связано в рамках одной организации с доверием. Хотя только этичного поведения недостаточно, чтобы завоевать доверие, тем не менее оно необходимо. Объем литературы, посвященной важности доверия в деловых отношениях, непрерывно возрастает. Если доверие важно, а этичное поведение необходимо для завоевания доверия, значит, этика столь же важна, как и доверие. Этичное поведение – неотъемлемый компонент становления и сохранения доверия.
Бернард Барбер утверждает, что есть два типа доверия: «доверие как ожидание технически компетентной работы и доверие как ожидание фидуциарной ответственности». От людей, нанятых на работу, ожидают компетентности. Если эти люди имеют дело с посторонними контрагентами, они также представляют интересы предприятия. Например, деловые отношения устанавливают, полагаясь на слово, рукопожатие или рассчитывая на честность и порядочность другой стороны. Доверие в контексте бизнеса повышает его эффективность, снижает издержки и делает жизнь более приятной. В деловой практике широко приняты две нормы:
1. Обязательства должны быть исполнены во всех ситуациях; деловой человек не может не сдержать своего слова.
2. Человек (или компания) обязан производить хороший продукт и гарантировать качество своего товара.
Соглашусь с Фритцше, который считает, что «доверие складывается из трех фундаментальных элементов: предсказуемости, надежности и веры». Предсказуемость имеет свойство устранять неожиданности, которые в деловой среде обычно не приветствуются. Надежность дает гарантию того, что человек будет действовать так, как этого от него ожидают. Вера в данном случае означает уверенность в том, что человек и впредь будет предсказуем и надежен. Потребность в доверии возникает, когда вы сталкиваетесь с тем или иным риском. Доверие к лицу или компании развивается на основе опыта, накапливаемого с течением времени.
Доверие в отношениях с поставщиками. Отношения обмена основаны на уверенности обеих сторон в том, что каждая из них выполнит свои обязательства и тем самым сведет к минимуму неожиданности. Взаимное доверие способствует сотрудничеству.
Доверие в отношениях с клиентами. Контакт между поставщиком и клиентом реализуется через торговый персонал и отдел сбыта. Клиенты доверяют продавцам, которые поставляют товары и услуги приемлемого качества в обещанные сроки. Для поддержания доверия необходима честность и компетентность (в получении информации о новых и уже существующих продуктах и услугах).
Доверие в отношениях с наемными работниками. Атмосфера доверия обеспечивает улучшение обмена информацией, большую предсказуемость, большую надежность и взаимопонимание сотрудников; способствует открытости и готовности непредвзято слушать и воспринимать критику, уменьшению текучести кадров, а также снижению напряженности, возникающей между работниками.
Джитен-дра Мишра и Молли Моррисси называют следующие факторы, укрепляющие доверие: открытый обмен информацией; наделение рабочих большим правом участия в принятии решений; обмен ключевой информацией; подлинный обмен мнениями и чувствами. Эти выводы соответствуют результатам проведенного на предприятиях GM исследования, в ходе которого было выявлено пять факторов, служащих показателями доверия к работникам. Вот эти факторы: восприятие открытого и честного общения на верхнем и на нижнем уровнях организационной лестницы; справедливое и корректное отношение к группам сотрудников; общность целей и ценностей, разделяемых рядовыми работниками и руководителями; отсутствие пристального, мелочного надзора как признак личного доверия к работникам; обратная связь между руководителями и рядовыми работниками по вопросам эффективности деятельности сотрудников и их обязанностей.
Доверие – важный элемент процесса наделения работников властными полномочиями, или субъектностью. Джей Конджер и Рабиндра Канунго определяют этот процесс как «усиление чувства собственной значимости у членов организации». Этот процесс проходит через идентификацию условий, способствующих бессилию, и устранение этих условий формальными организационными процедурами и неформальными методами предоставления значимой информации». Чувство собственной значимости – это уверенность человека в том, что он обладает достаточными полномочиями, чтобы влиять на что-то. Методы и стратегии менеджмента, усиливающие у работников чувство собственной значимости, включают участие в управлении, определение целей, разработку системы обратной связи и обогащение производственных задач.
Важность общественного восприятия. История с отравленным тайленолом, когда компания действовала при разрешении кризиса открыто, подкрепила в обществе доверие, создаваемое и наращиваемое компанией на протяжении многих лет. Доверие общества сохранилось в случае с Johnson & Johnson, когда компания предприняла быстрые и заботливые действия, заменив клиентам лекарство бесплатно.
Вопросы
1. Каковы последствия этичного и неэтичного поведения в макро–и микроперспективе?
2. Какие факторы повышают доверие в организации?
3. Приведите пример мер в организации, которые могут повысить доверие.