Жизненный цикл предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Жизненный цикл предприятия»
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают своё существование. Немногие их них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции - временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать:
- Полный жизненный цикл продукции
- Жизненный цикл продукции в сфере производства
- Жизненный цикл продукции в сфере потребления
Полный жизненный цикл продукции включает:
- Время создания
- Продолжительность выпуска
- Время эксплуатации изделий потребителями
Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков
Для эффективного использования потенциала организации руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.
Далее в работе будут рассмотрены основные этапы и стадии жизненного цикла организации.
Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
1. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
2. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.
3. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
4. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.
На рисунке 1 представлен типичный жизненный цикл организации.
Рисунок 1 - Типичный жизненный цикл организации
На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка организации.
Этап предпринимательства:
- Нечеткие цели;
- Высокие творческие возможности
Этап коллективности:
- Неформальное общение и структура;
- Высокие обязательства
Этап формализации и управления:
- Формализация правил;
- Стабильная структура;
- Упор на эффективность
Этап выработки структуры:
- Усложнение структуры;
- Децентрализация;
- Диверсифицированные рынки
Этап упадка:
- Высокая текучесть кадров;
- Возрастающие конфликты
Другой вариант деления жизненного цикла предприятия на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие стадии:
1. Создание – становление предприятия, его регистрация. Выделяют следующие основные этапы создания предприятия:
- Разработка стратегии деятельности;
- Поиск и выбор партнеров;
- Разработка технико-экономического обоснования;
- Подготовка учредительных документов (учредительного договора и устава);
- Регистрация.
2. Реформирование – это совершенствование экономических отношений внутри предприятия без изменения организационной структуры.
Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов.
3. Реорганизация как изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с ликвидацией старого и последующей регистрацией нового предприятия. Особой формой реорганизации является реструктуризация с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования, таких как дочерние предприятия, филиалы, центры финансовой ответственности.
Существуют несколько точек зрения на реструктуризацию. Наиболее распространенной в рыночной экономике является следующая:
4. Реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры – повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и учетом прибыли и убытков.
5. Санация – это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которого возникает при угрозе экономической несостоятельности. Санация проводится по инициативе собственника или кредиторов.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства.
6. Банкротство – это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по заработной плате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть подобные финансовые затруднения и принимать предупредительные меры.
Выделяют случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство – это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом).
7. Злостное банкротство - это умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство - разновидности мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.
8. Ликвидация предприятия означает прекращение его деятельности и исключения из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности по решению собственника имущества либо суда.
Организация как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит следующие стадии своего существования:
- рождение;
- детство;
- отрочество;
- ранняя зрелость;
- расцвет сил;
- поздняя зрелость;
- старение;
- обновление.
Разберем стадии жизненного цикла организации более детально.
Рождение
Рождение – это стадия образования организации, ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Существуют два способа регистрации – разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.
Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в первый год своего существования выдерживают конкуренцию около 40 %, остальные становятся банкротами. По этой причине государство поддерживает малые и совместные предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. Основные льготы – уменьшение ставки налогообложения и налоговые каникулы.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 1.
Таблица 1- Факторы стадии «рождение»
Факторы
Рождение
Первичные цели
Выживание
Тип лидера
Новатор (ясные идеи, ориентация на рост)
Организационный характер
Борьба
Организационный образ
В центре внимания – организация
Концентрация энергии
На новом
Центральная проблема
Выход на рынок
Тип планирования
С предвидением
Метод управления
Единоличный
Организационная модель
Максимизация прибыли
Детство
Детство – это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования.
Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Факторы стадии «детство»
Факторы
ДЕТСТВО
Первичные цели
Краткосрочная прибыль
Тип лидера
Оппортунист
Организационный характер
Достижение
Организационный образ
Местный
Концентрация энергии
На конкуренции
Центральная проблема
Существование
Тип планирования
Текущий
Метод управления
Управление, осуществляемое малой группой единомышленников
Организационная модель
Оптимизация прибыли
Отрочество
Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками.
Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживаются планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом.
Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Факторы стадии «отрочество»
Факторы
ОТРОЧЕСТВО
Первичные цели
Ускоренный рост
Тип лидера
Консультант
Организационный характер
Изменение
Организационный образ
Секционный
Концентрация энергии
На завоеваниях
Центральная проблема
Удержание доли рынка
Тип планирования
Планирование продаж, бюджета
Метод управления
Делегирование полномочий
Организационная модель
Плановая прибыль
Ранняя зрелость
Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация.
Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 4.
Таблица 4 – Факторы стадии «Ранняя зрелость»
Факторы
РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ
Первичные цели
Систематический рост
Тип лидера
Участник
Организационный характер
Расширение диверсификации
Организационный образ
Национальный
Концентрация энергии
На координации
Центральная проблема
Многосторонний рост
Тип планирования
Планирование заказов, специализации
Метод управления
Децентрализованный
Организационная модель
Хорошее положение
Расцвет сил
Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация.
Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.
Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены.
С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивают свои успехи и возможности.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Факторы стадии «Расцвет сил»
Факторы
РАСЦВЕТ СИЛ
Первичные цели
Сбалансированный рост
Тип лидера
Корпоративный деятель
Организационный характер
Системная ориентация
Организационный образ
Многонациональный
Концентрация энергии
На интеграции, управлении
Центральная проблема
Централизация и автономность
Тип планирования
Сложный, комплексный
Метод управления
Централизованный
Организационная модель
Социальная ответственность
Полная зрелость
Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе.
Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия.
Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 6.
Таблица 6 – Факторы стадии «полная зрелость»
Факторы
ПОЛНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Первичные цели
Уникальность, образ
Тип лидера
Государственный деятель
Организационный характер
Зрелость, самоудовлетворенность
Организационный образ
Международный
Концентрация энергии
На приспособлении
Центральная проблема
Равновесие интересов
Тип планирования
Социально-политический
Метод управления
Коллегиальный
Организационная модель
Социальный институт
Старение
Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления.
Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий».
Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.
Характеристика факторов данной стадии приведена в таблице 7
Таблица 7 – Факторы стадии «старение»
Факторы
СТАРЕНИЕ
Первичные цели
Обслуживание
Тип лидера
Администратор
Организационный характер
Ориентация на сложившиеся структуры
Организационный образ
Самодовольный
Концентрация энергии
На продолжение существования
Центральная проблема
Стабильность
Тип планирования
Экстраполяция – продление тенденций, наблюдавшихся в прошлом в будущее
Метод управления
Основанный на традициях
Организационная модель
Бюрократия
Обновление
Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс.
Ведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.
Характеристика факторов данной стадии при приведена в таблице 8.
Таблица 8 – Факторы стадии «обновление»
Факторы
ОБНОВЛЕНИЕ
Первичные цели
Обновление
Тип лидера
Реорганизатор
Организационный характер
Ориентация на перемены
Организационный образ
Самокритичный
Концентрация энергии
На обновлении, развитии
Центральная проблема
Омоложение
Тип планирования
Созидательный
Метод управления
Состязательный, поощряющий
Организационная модель
Подражание Фениксу
Организация предпринимательской фирмы.
Подготовительный этап.
- Мотивы, которые побуждают открыть фирму:
- стремление быть хозяином;
- возможность владеть собственностью;
- возможность самостоятельно принимать решения;
- предложить на рынок товар, на который имеется спрс;
- Необходимо учесть внутреннюю и внешнюю среду.
Внешняя:
- политическая обстановка;
- законодательство;
- экономическая обстановка; …
Внутренняя:
- наличием капитала;
- менеджмент;
- личные качества предпринимателя;
- организационные возможности; …
- Необходимо иметь капитал:
- наличные деньги;
- материальные ресурсы;
- собственно капитал;
- заемный капитал.
Все это необходимо превратить в основной и оборотный капитал.
- Концептуальная (предпринимательская) идея – это идея относительно того, что, как и для кого производить.
Обычно рекомендовано:
- использовать собственную специальность;
- выйти на новый рынок со старым продуктом;
- усовершенствование товаров, выпускаемых другими предприятиями.
- Составление бизнес-плана. Это документ, который составляется для оценки концептуальной идеи и включает в себя:
- описание товара;
- рынок сбыта;
- план производства продукции;
- организационный план;
- юридический план;
- финансовый план.
Организационный этап.
- Собрание учредителей, которое принимает решение об организационно-правовой форме предприятия. Решение оформляется протоколом №1. В этом протоколе с согласия всех присутствующих избирается руководитель и бухгалтер. Ответственность по финансово-правовой и хозяйственной деятельности несет руководитель.
При освобождении от должности главного бухгалтера необходимо:
- произвести сдачу дел вновь назначенному сотруднику;
- провести проверку состояния бухгалтерского учета.
- Создаются учредительные документы :
- устав – свод правил жизни организации;
- учредительные документы, определяющие договорные отношения между учредителями.
- Устав, учредительные документы и протокол №1 регистрируются у нотариуса.
- Встать на учет в налоговой инспекции по юридическому адресу, пройти Государственную регистрацию.
- Получить печать и штамп фирмы.
- Открыть расчетный счет.
Формирование первоначального капитала.
К возможным способам формирования первоначального капитала
относятся:
- доходы от предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);
- личные сбережения (не только в денежной, но и в вещевой, товарной форме, например, вы вносите личный автомобиль в качестве капитала в ваше предприятие);
- заемные средства, т.е. средства, взятые в долг под определенные обязательства (под проценты, например).
Кредит – форма сделки, при которой одна сторона предоставляет другой стороне деньги или товары в долг (в пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента.
Банковский кредит – форма кредита, при которой денежные средства предоставляются во временное пользование банком.
Третий способ формирования капитала в условиях Росии имеет весьма широкое распространение, это так называемый рост с нуля. Правда, в этом случае получить кредит (называемый также ссудой) не так-то просто: нужны твердые гарантии. В ряде случаев такой гарантией является предпринимательский проект, в вернее, точность расчетов, высокая вероятность значительного эффекта и быстрый оборот капитала.
Структура и содержание бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все необходимые мероприятия, разработать схему их финансирования, определить возможный доход и уровень прибыльности (или убыточности) от реализации идеи.
В период разработки бизнес-плана предпринимателю приходится искать ответы на такие вопросы:
- для какой категории населения предназначена та продукция, которая лежит в основе предпринимательской идеи?
- какую форму рекламы придется избрать для достижения поставленной цели?
- каковы тактическая и стратегическая цели?
- какими источниками финансирования можно будет воспользоваться для реализации рассматриваемой идеи?
- существует ли реальная возможность установления необходимых партнерских связей как с поставщиками, так и с потребителями продукции?
Одновременно с этим предприниматель обдумывает еще раз, нет ли другого товара, который можно производить с большей эффективностью. Кроме того, важно точное знание системы налогообложения, которая будет применяться в отношении предпринимателя, планирующего реализацию своей идеи.
В ряде случаев бизнес-план разбивают на три самостоятельных плана:
- собственно бизнес-план, содержащий общую схему реализации идеи;
- маркетинговый план, показывающий реальную основу предлагаемой к реализации идеи;
- финансовый план, свидетельствующий о наличии финансовых ресурсов, достаточных для начального этапа реализации идеи, а также о коммерческой целесообразности начала производства.
Бизнес-план включает в себя шесть основных разделов:
1. деловую концепцию (делается краткое описание идеи и формы ее реализации, показываются характеристики товара (услуги), лежащего в основе идеи, отличного от того, что уже производится конкурентами);
2. рекламный набросок (формируется главная идея, которая будет основной для рекламной компании);
3. деловое расписание (включает перечень всех (в основном организационных) мероприятий, которые предпринимателю необходимо осуществить для реализации идеи. Здесь же указываются сроки, к которым необходимо завершить данные мероприятия, расписывается предполагаемый режим работы);
4. набор целей (указываются краткосрочные и долгосрочные цели);
5. маркетинговое исследование (в этом разделе обычно обращают внимание на конкуренцию, категорию потребителей, деловой климат и рынок труда);
6. финансовое резюме (в этом разделе необходимо
- изложить все осуществленные и проверенные предпринимательские расчеты,
- выявить предполагаемые норму и массу прибыли, уровень рентабельности и срок окупаемости проекта.)
Разработкой бизнес-плана могут заниматься специальные работники фирмы, но даже в этом случае она осуществляется под непосредственным контролем предпринимателя – автора идеи. Чаще всего первоначальный набросок бизнес-плана он делает сам.
Методика разработки бизнес-плана основывается на необходимости детального изложения всех позиций общей схемы реализации идеи и всех мероприятий, позволяющих производить продукт, лежащий в основе идеи. Она предполагает выявление экономического эффекта, получаемого предпринимателем в процессе реализации идеи.
Порядок ликвидации фирм.
Фирма может быть ликвидирована
- в добровольном порядке;
- по решению суда:
а) фирма признает себя банкротом,
б) если деятельность запрещена законом,
в) при нарушении законодательства,
г) при нарушении экологии.
Порядок ликвидации:
- дать объявление в средства массовой информации о ликвидации данного юридического лица за два месяца до ликвидации;
- собрать долги;
- рассчитаться с кредиторами;
- составить промежуточный баланс;
- после погашения долгов составляется ликвидационный баланс;
- необходимо снять организацию с учета в контролирующих органах.
Банкротство.
Банкротом признается фирма, которая не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, т.к. обязательства данной организации превысили ее имущество.
Предотвращение банкротства:
- осуществлять маркетинг;
- исследовать внутренние и внешние факторы неуспеха фирмы;
- осуществлять оборачиваемость капитала, т.е. не допускать затоваривания;
- осуществлять платежи;
- возвращать кредиты и долги.
Причины банкротства:
1. неправильное (неэффективное) управление;
2. ошибочная товарная политика (это когда производится товар не находящий спроса на рынке или спроса по цене, поэтому приходится реализовывать товар по заниженным ценам. Это называется политика высоких издержек).
Закон о банкротстве предприятий – включает:
- формальные признаки предприятия-банкрота;
- процедуру возбуждения дела о предприятии-банкроте;
- процедуру прохождения дела о предприятии-банкроте через арбитражный суд.
Арбитражный суд в праве:
- назначить временного управляющего на срок до 18 месяцев;
- предъявить требования суда к собственнику о погашении долгов;
- принять решение о принудительной ликвидации (продажа с аукциона, либо по конкурсу).
Приватизация государственных предприятий.
Приватизация предприятий – процесс перехода собственности из государственной в частную или коллективную форму, осуществляемый продажей и акционированием.
Схема приватизации представляет собой своеобразный бизнес-план. В ней должны найти отражение цели и задачи приватизации, оценка акционируемой собственности (обычно на основе аудиторской проверки), организационная форма приватизации (орган, уполномоченный осуществлять приватизацию, порядок выпуска и распространения акций и т.д.)
Реорганизация фирмы.
Виды реорганизации:
- слияние,
- присоединение,
- разделение,
- выделение,
- преобразование.