Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Зависимые выборки. Постановка задачи о различии средних для зависимых выборок

  • 👀 453 просмотра
  • 📌 380 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Зависимые выборки. Постановка задачи о различии средних для зависимых выборок
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Зависимые выборки. Постановка задачи о различии средних для зависимых выборок» pdf
Лекция 8. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ О РАВЕНСТВЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ СРЕДНИХ (ЗАВИСИМЫЕ ВЫБОРКИ) 1. Постановка задачи о различии средних для зависимых выборок Существует много практических задач, в которых две сравниваемые выборки взаимосвязаны в силу особенностей организации эксперимента или просто потому, что этой взаимосвязи нельзя избежать. Примеры зависимых выборок: - первая и вторая выборки состоят из наблюдений типа «до – после»; - первая выборка – совокупность значений времени самостоятельного выполнения задания, а вторая – совокупность значений времени выполнения задания под наблюдением и при руководстве преподавателя. В практике психологических, педагогических, медицинских исследований часто используются так называемые парные сравнения. При парных сравнениях нельзя использовать методы для независимых выборок, поскольку это приведет к большим ошибкам. Для сравнения средних значений здесь используется модификация t -критерия Стьюдента для зависимых выборок. Постановка задачи. Даны две зависимые выборки объема n , то есть связанные пары наблюдений:  x1, y1  , x2 , y2  , …, xn , yn . Проверяется гипотеза H 0 о равенстве математических ожиданий a x  a y . Альтернативной гипотезой H1 является гипотеза a x  a y . Критерий (правило) проверки гипотезы 1. Формулируем нулевую гипотезу H 0 : x  y , что генеральные средние равны. 2. Формулируем альтернативную гипотезу Н1 : x  y . 3. Назначаем уровень значимости  . 4. Делаем предположение о нормальном распределении разностей di  xi  yi . 5. Вычисляется эмпирическое значение t -критерия по формуле t эмп  d  n, Sd n 1 n 1   ( xi  y i ) ; S d    (d i  d ) 2 . n i 1 n  1 i 1 6. По таблице критических значений t -критерия распределения Стьюдента находится критическое значение t кр (, k ) при уровне значимости  и числе степеней свободы где величины d  k  n  1. 7. Сравниваем t эмп и t кр . Если t эмп  t кр , то гипотеза H 0 отклоняется, так как t эмп. попало в критическую область. Значит, наблюдаемое различие между средними значениями двух связанных выборок значимо на уровне значимости  . Если t эмп  t крит , то различие между средними значениями двух связанных выборок статистически незначимо. 2. Задача об оценке различия средних значений признака в зависимых выборках Задача. Группа школьников ( n  10 ) в течение летних каникул находилась в спортивном лагере. До и после сезона у них измерили жизненную емкость легких (признак X ). До «эксперимента» ( x i , мл): 3400, 3600, 3000, 3500, 2900, 3100, 3200, 3400, 3200, 3400. После «эксперимента» ( y i , мл): 3800, 3700,3300, 3600, 3100, 3200, 3200, 3300, 3500, 3600. По результатам измерений нужно определить, значимо ли изменился этот показатель под влиянием интенсивных физических упражнений. Решение. Вычислим средние значения жизненной емкости легких школьников до эксперимента x 3400  3600  3000  3500  2900  3100  3200  3400  3200  3400  3270 10 и после эксперимента y 3800  3700  3300  3600  3100  3200  3200  3300  3500  3600  3430 . 10 Как оказалось, средние значения двух зависимых выборок различаются. Определим, значимо ли это различие. Будем считать, что разности d i  xi  yi имеют нормальное распределение. Выдвигаем нулевую гипотезу о равенстве средних значений жизненной емкости легких школьников до и после спортивного сезона H 0 : x  y . В качестве альтернативной возьмем двустороннюю гипотезу H 1 : x  y . Выбираем уровень значимости   0,05 . Имеем две зависимые (связанные) выборки объема n  10 . Для удобства результаты вычислений проведем в таблице. Расчетная таблица критерия t -Стьюдента для зависимых выборок Значения признака Разности связанных Квадраты Номер пар результатов отклонений до после школьн эксперимента эксперимент измерений d i2  ( xi  yi ) 2 ика di  xi  yi ( xi ) а ( yi ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сумма Среднее 3400 3600 3000 3500 2900 3100 3200 3400 3200 3400 32700 3800 3700 3300 3600 3100 3200 3200 3300 3500 3600 34300 - 400 - 100 - 300 - 100 - 200 - 100 100 - 300 - 200 - 1600 х  3270 y  3430 1 n d    di  160 n i 1 1600 10000 90000 10000 40000 10000 10000 90000 40000 460000 – Вычислим среднее арифметическое разностей d i : 1 n 1 d    d i    400  100  300  100  200  100  0  100  300  200  160 . n 10 i 1 Теперь вычислим для разностей d i «исправленную» выборочную дисперсию (так как n 1 2  d 2  (d ) 2 , получим: объем выборки меньше 30) по формуле S  d n 1  i i 1 1 S 2    400 2  100 2  300 2  100 2  200 2  100 2  0  100 2  300 2  200 2   (160) 2  d 9    25511,11. Тогда выборочное среднее квадратическое отклонение равно S d  и эмпирическое значение t -критерия: t эмп  25511,11  159,72 d  160  n  10  3,17 . Sd 159,72 Найдем критическое значение распределения Стьюдента t крит (0,05; 9)  2,262 для уровня значимости   0,05 и числа степеней свободы k  n  1  9 . Так как альтернативная гипотеза H 1 : x  y  0 , то критическая область двусторонняя. Строим ось значимости для t -критерия Стьюдента, на которой отмечаем значение t эмп  3,17 . Критическая область (различия значимы) t эмп  3,17 Критическая область (различия значимы) Область допустимых значений t кр  2,262 t кр  2,262 t Значение t эмп  2,238 попало в область допустимых значений, поэтому показатели жизненной емкости легких школьников до и после спортивного лагеря значимо различаются с достоверностью 0,95. Контрольные вопросы 1. Опишите последовательность действий применения критерия Стьюдента для зависимых выборок. 2. Каковы особенно применения критерия Стьюдента для зависимых выборок
«Зависимые выборки. Постановка задачи о различии средних для зависимых выборок» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Тюрнева Т.Г.
Автор(ы) Бойко Е. А., Бережкова Е. И., Головешкина Н. В., Яхудина Е. Н.
Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot