Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Затраты предприятия

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 377 просмотров
  • 📌 318 загрузок
  • 🏢️ СПбГУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Затраты предприятия» pdf
Тема 4. Затраты предприятия Санкт Петербург, 2020 Расходы, затраты, себестоимость В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) В соответствии со ст. 252 25-й главы Налогового кодекса, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Бойко И.П. Лекция 6., стр.3, затраты предприятия - стоимостная оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации продукции. Затраты предприятия на себестоимостью продукции. производство и реализацию единицы продукции называются Состав себестоимости продукции В себестоимость должен включаться достаточно широкий круг затрат: 1. Затраты, непосредственно связанные с производством; 2. Затраты, непосредственно связанные с реализацией продукции; 3. Затраты, обеспечивающие производство продукции: • подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; • совершенствование выпускаемой продукции; • разработку и внедрение новой продукции; • плату за пользование природными ресурсами; • гарантийное обслуживание; • компенсацию потерь от простоев, брака, хищений и т.п. • управление предприятием. 3 Классификация затрат (1) Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием Статьи затрат 1 Материалы 2 Работы сторонних организаций 3 Прямая зарплата 4 Зарплата администрац. 5 Начисления на зарплату 6 Амотризация ОС 7 Амортизация НМА 8 Средства связи 9 Командировки 10 Прочие затраты Элементы затрат Материальные затраты Оплата труда Начисл.на зарплату Амортизация Прочие затраты 4 Классификация затрат (2) По роли в процессе производства Основные - это затраты непосредственно обусловленные технологическим процессом производства продукции. Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом. Накладные затраты: 1. Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (амортизация, отопление цеха и т.п.) 2. Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом (расходы на опыты, исследования и т.п.) 3. Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционирование предприятия как целого: • расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управления, командировки, содержание легкового автотранспорта, охрана предприятия и т.п.); • непроизводственные расходы (потери от простоев, хищений на заводских складах и т.п.); • коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упаковку, на транспортировку, комиссионные и т.п.). 5 Классификация затрат (4) По характеру отнесения на продукцию Прямые затраты это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством именно данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны. Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на производство конкретного продукта, так как они связаны с производством многих продуктов. Поэтому для того, чтобы включить эти затраты в себестоимость их приходится распределять, используя косвенные методы. 6 Критерии распределения косвенных затрат Косвенные затраты практически всегда распределяются пропорционально некоторому выбранному критерию: • Трудо-часы основных рабочих; • Основная заработная плата производственного персонала; • Стоимость произведенной продукции; • Прямые затраты основных материалов; • Общая сумма прямых затрат; • Выручка от реализации; • Время работы оборудования. Продукт А Продукт В Продукт С Продукт … Косвенные общие затраты Каждый из этих показателей может оказаться лучше других при определенных условиях и для распределения определенных видов затрат. 7 Распределение косвенных затрат (пример 1) • • Материальные затраты $300 тыс.; Рабочее время 800 часов; Продукт А • • Материальные затраты $200 тыс.; Рабочее время 900 часов; Продукт В • • • Материальные затраты $400 тыс.; • Рабочее время 600 часов. Продукт С Косвенные общие затраты $1 000 000 Критерий распределения – общие материальные затраты: К = 1 000 000/ 1 000 000 = 1 Косвенные затраты Продукт А = 300 000*1 = 300 000 … Косвенные затраты Продукт D = 100 000*1 = 100 000 Материальные затраты $100 тыс.; Рабочее время 200 часов. Продукт D Ставка ЗП $100/час • Общее отработанное рабочими время 2 500 часов; • Затраты на оплату труда $250 000; • Общие материальные затраты $1 000 000; • Общие прямые затраты $1 250 000; • Общие косвенные затраты $1 000 000; • Общие затраты $2 250 000. Критерий распределения – общие прямые затраты: К = 1 000 000/ 1 250 000 = 0,8 Косвенные затраты Продукт А = 380 000*0,8 = 304 000 … Косвенные затраты Продукт D = 120 000*0,8 = 96 000 8 Классификация затрат (5) По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства. К ним относится плата за занимаемое помещение, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия и т.д. Эти затраты связаны с существованием самого предприятия, поэтому в той или иной мере предприятие несет их даже в том случае, когда ничего не производит. Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции. К ним относятся затраты на материал, из которого изготовляется продукция, расход топлива и энергии на технологические цели, сдельная заработная плата основных рабочих и т.д. В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю. 9 Постоянные и переменные затраты С С VC С FC TC Q С Q С С VC/unit TC/unit FC/unit Q Q Q Q 10 Постоянные затраты зависят от объема производства Сf Q1 Q2 Q(шт.) 11 Структура затрат на производство продукции в среднем по экономике (в %) N Элементы затрат 1998 2001 2005 2009 2011 2013 2015 2018 1 Материаль- 54,0 58,1 53,3 53,9 56,1 53,6 55,7 55 2 Оплата труда 15,9 15,4 14,8 15,6 13,8 13,5 13,5 13 3 Страховые 5,8 5,0 3,3 3,1 3,6 3,5 3,6 3 4 Амортизация 8,4 5,7 5,5 7,0 5,9 6,4 7,1 7 15,9 15,8 23,1 20,4 20,6 23,0 20,1 22 100 100 100 100 100 100 100 100 ные затраты взносы 5 Прочие Итого: 14 Структура затрат в среднем по отраслям РФ 100% 90% 80% 70% 60% Прочие затраты 50% Амортиз. отчисл. Страховые взносы 40% Начисленная опл.труда 30% Материальные.затраты 20% 10% 0% 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 15 Материалоемкость и трудоемкость затрат на производство в среднем по отраслям РФ Материальные.затраты Начисленная опл.труда 19 98 19 99 20 00 20 01 20 02 20 03 20 04 20 05 20 06 20 07 20 08 20 09 20 10 20 11 20 12 20 13 20 14 20 15 65% 60% 55% 50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% 16 Смета затрат Смета - это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его продукции. В смету включаются все виды затрат, связанных с производством и реализацией продукции предприятия, не зависимо от того, в каком именно подразделении предприятия и на какие конкретные цели они будут израсходованы. Внутри сметы все затраты группируются но экономически однородным элементам. В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следующими: • сырье и основные материалы (за вычетом отходов) в т.ч. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги со стороны; • вспомогательные материалы; • топливо со стороны; • электроэнергия со стороны; • заработная плата; • отчисления во внебюджетные фонды; • амортизация основных фондов; • прочие денежные расходы. 18 Смета затрат. Пример *200 - это продукция смежного цеха, 150 - покупные изделия. 19 Калькуляция себестоимости Определение себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг называется калькуляцией себестоимости. Отчетная калькуляция используется для целей контроля, анализа и т.п. Плановая калькуляция используется для обоснования цен, оценки выгодности той или иной продукции и для других целей. Механизм калькулирования себестоимости в наиболее простом и общем виде состоит в добавлении к прямым затратам доли косвенных затрат в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов производимой продукции. На крупных предприятиях может использоваться ступенчатая схема последовательного распределения косвенных затрат. Косвенные затраты, образующиеся на разных стадиях производства и реализации продукта, распределяются отдельно друг от друга: сначала распределяются общецеховые затраты, затем — общепроизводственные и, наконец, общехозяйственные. 20 Специальные методы калькулирования себестоимости (1) Использование комплексных статей затрат т.е. таких статей, в которые входят разные по своему экономическому содержанию элементы затрат. Каким образом учесть в себестоимости производства кирпичей, услуги транспортного цеха, которые складываются из заработной платы водителей, ремонтников, экспедиторов., расходов на горюче-смазочные материалы, запасные части, амортизации и т.д. ? • По данным предыдущего года или квартала определяем, чему равнялся общий размер затрат транспортного цеха. (75 тыс. рублей) • Далее определяем общий объем выполненных цехом работ по показателю, выбранному в качестве критерия. (Объем перевезенных грузов, 12,5 тыс. тонн.) • Себестоимость одной перевезенной тонны составляет 6 рублей. • Перевозки транспортного цеха для кирпичного производства составили 10 тыс. тонн, а для участка бетонных конструкций - 2 тыс. т., то к себестоимости всех произведенных кирпичей надо добавить 60 тыс. рублей, а бетонных конструкций - 12 тыс. руб. 21 Специальные методы калькулирования себестоимости (2) Калькулирование себестоимости сопряженных продуктов На практике очень часто производство одного продукта оказывается связанным производством одного или нескольких других. Корова за год дала 5 тонн молока, одного теленка и 10 тонн навоза, при этом на нее израсходовали 10 тыс. рублей. Чему равна себестоимость молока, теленка и навоза? • Если в набор входят примерно равнозначные по своей ценности продукты, то затраты между ними и распределяются пропорционально их ценности, например, пропорционально их рыночным ценам. • Если же один из продуктов может рассматриваться как побочный, то его производство считается "бесплатным", а выручка от его реализации служит уменьшением затрат на производство главного продукта (или главных продуктов). • Из 10 тыс. рублей вычтем рыночную стоимость 10 тонн навоза, а оставшуюся сумму разделим между молоком и теленком пропорционально фактической выручке от их реализации или, в случае, если теленок, например, не реализовывался, пропорционально возможной выручке от его реализации по рыночной цене. 22 Специальные методы калькулирования себестоимости (3) Калькулирование себестоимости гаммы однородных продуктов Довольно часто на предприятии производится целая гамма достаточно близких продуктов. Все производимые продукты переводят в некие условные единицы, в соответствии с некоторым критерием. Определено, что с точки зрения затрат 1 стол эквивалентен 1.5 стульям и 2.1 табуретки. Пусть также известно, что произведено 1000 столов, 10 тыс. стульев и 5 тыс. табуреток, а общие затраты составили 150 тыс. рублей. Как определить себестоимость каждого изделия? По приведенным соотношениям находим условные коэффициенты: • табуретка 1.0; • стул 1.4; • стол 2.1. Определяем количество произведенной условной мебели: 1000 х 2.1+10000 х 1.4+5000 х 1=2100+14000+5000=21100. Определяем себестоимость условной единицы: 150 тыс. :21100=7,11. Себестоимость каждого изделия: • Табуретка 7,11; • Стул 9,95; • Стол 14,93. 23 «Direct Costing» Учет себестоимости на основе только части затрат, при котором оперируют только с теми затратами, которые прямо могут быть отнесены на конкретный вид продукции, т.е. прямыми. Пусть изделия А и Б производятся в цехе №1, а изделие В — №2. Общецеховые затраты цеха №1 равны 10 тыс. рублей, общепроизводственные и общехозяйственные расходы — 25 тыс. рублей. Цена: А: 8,02 руб./шт. Б: 5,35 руб./шт. В: 6,25 руб. /шт. 24 «Direct Costing» Метод позволяет определить прибыль, но не полную себестоимость каждого вида изделия! 25 Себестоимость произведенной и реализованной продукции При расчете себестоимости продукции на предприятии, на котором запас готовой, но не реализованной продукции, а также размер незавершенного производства могут существенно изменяться по годам, возникает проблема оценки себестоимости реализованной продукции в отличие от себестоимости всей произведенной. Она возникает из-за того, что в этом случае на единицу одной и той же продукции, находящейся на разных технологических стадиях, приходится разный объем затрат. Поэтому, чтобы узнать величину затрат, приходящихся на единицу реализованной продукции, из всех затрат предприятия надо выделить затраты, связанные непосредственно с реализованной продукцией, а затем разделить на ее количество. Однако для этого предприятие должно вести учет затрат, дифференцированныйпо стадиям производства и реализации. 26 Учет затрат по структурным подразделениям Основные задачи учета затрат по структурным подразделениям: • непрерывный контроль за процессом формирования затрат предприятия; • непрерывный контроль за эффективностью деятельности руководителей, отвечающих за тот или иной участок; • разработка базы для обоснованного калькулирования себестоимости отдельных продуктов. Этапы учета затрат по структурным подразделениям: 1. Разделить все подразделения на основные и вспомогательные; 2. Определить "очевидные" затраты каждого подразделения, то есть затраты, осуществленные непосредственно в данном подразделении; 3. Устранить влияние на "очевидные" затраты внутризаводского обмена услугами; 4. Подобрать показатели, которые могли бы использоваться в качестве критериев при распределении затрат; 5. Провести перераспределение косвенных затрат и определить коэффициенты перераспределения, которые в дальнейшем будут использоваться при калькулировании себестоимости. 27 Процедура учета взаимообмена продуктами и услугами между структурными подразделениями 1. Если какое-либо основное подразделение оказывает другим некие нетипичные услуги, то достаточно прямые затраты, связанные с этими услугами "передавать" соответствующим подразделениям. 2. Затраты вспомогательного подразделения, производящего однородные услуги, относятся на затраты основных подразделений пропорционально распределению этой услуги между остальными подразделениями. 3. Если услуги вспомогательного подразделения имеют разнородный характер, то механизм распределения, описанный в предыдущем пункте, работать не будет, так как отсутствует "единица распределения". Поэтому может использоваться следующая схема распределения затрат. Сначала на основании данных внутрицехового учета определяются прямые затраты материалов и заработной платы на выполнение заказов для каждого подразделения. Остальные затраты цеха распределяются между подразделениями пропорционально этим прямым затратам. 4. Возможен случай, когда подразделения интенсивно обмениваются услугами друг с другом. Если таких подразделений несколько и если нужен достаточно точный результат, то решение этой задачи предполагает использование математики. 28 Критерии распределения затрат по структурным подразделениям 1. В ремонтных подразделениях - прямые затраты материалов и заработной платы; 2. В автотранспортных подразделениях 1 т. перевезенного груза или один выполненный тонно-километр; 3. В снабженческих службах - единица сырья, если оно однородное (например, сахарная свеют) либо 1 руб. закупок; 4. В сбытовых подразделениях и в аппарате управления - себестоимость реализованной продукции. 29 Система управления затратами на предприятии Система управления затратами (СУЗ) на предприятии - один из важнейших рычагов повышения эффективности его деятельности. Важнейшими элементами СУЗ на предприятии являются: 1. Методы учета затрат. 2. Методы планирования и анализа затрат. 3. Методы калькулирования себестоимости. 4. Механизм контроля затрат на всех стадиях процесса производства и реализации продукции. 5. Механизм стимулирования рационального снижения затрат. 30 Подсистема учета затрат в системе управления затратами Материальные затраты определяются на основании данных о расходе различных видов материалов. Расход материалов может быть определен при помощи следующих методов: 1) Метод инвентаризаций. Расход материалов определяется как разница между наличием данного материала на складе в начале периода и остатком его в конце с учетом поступления на склад в течение периода. 2) Учетно-распределительный метод. Расход материалов определяется путем суммирования заявок, требований и других документов на отпуск материалов со склада в производство. 3) Нормативный метод. Для каждого изделия (работы, услуги и т.п.) разрабатываются нормы расхода материалов (узлов, полуфабрикатов, комплектующих и т.п.). Произведенное количество изделий, выполненный объем работ умножается на указанные нормативы и определяется необходимый для данных объемов расход материалов. Этот расход корректируется на ожидаемые потери от брака и др., и скорректированная величина списывается на производство. 31 Подсистема планирования и анализа затрат в системе управления затратами Планироваться и анализироваться затраты на предприятии могут различными методами: 1. Интуитивный метод. Основными инструментами анализа и планирования затрат при этом методе являются знания, опыт и интуиция руководителя или бухгалтера. Нормативная база - практически исключительно динамика затрат в предшествующие периоды. 2. Простейшие расчетные методы. Основным содержанием этих методов является составление отчетных смет о фактических затратах на производство, их простейший анализ и формирование на их основе плановой сметы затрат. 3. Расчетно-аналитические и нормативные. Будущие затраты определяются на основании научно-обоснованных нормативов или расчетов. Планирование на основе этих методов требует хорошей базы данных о затратах и продукции предприятия, высококвалифицированных специалистов. Получающаяся в результате этих расчетов научно обоснованная и подробная смета затрат является почти идеальным инструментом для контроля за затратами. 4. Сложные исследовательские методы, как, например, функционально стоимостной анализ. Такие методы доступны только крупным предприятиям, так как требуют больших затрат, но эти затраты окупаются повышением эффективности производства. 32 Подсистемы контроля затрат и стимулирования их рационального снижения (1) Учет затрат по структурным подразделениям предприятия создает хорошую основу для организации системы экономического стимулирования снижения затрат и повышения на этой основе эффективности производства. Она может достаточно эффективно выполнять свои функции только при соблюдении ряда обязательных условий: 1. Целеопределенность и целенаправленность. Целеопределенность предполагает, что система стимулирования должна быть направлена на достижение четко поставленной узкой цели. Целенаправленность системы означает, что те показатели и условия, достижение которых будет поощряться, действительно способствуют достижению декларированных целей. 33 Подсистемы контроля затрат и стимулирования их рационального снижения (2) 2. Комплексность, специфичность, непротиворечивость. Комплексность системы означает, что в ней должны использоваться различные методы, охватываться различные структурные подразделения и уровни управления. В системе стимулирования должны присутствовать не только положительные стимулы, но и отрицательные. Специфичность. Система стимулирования должна функционировать на всех уровнях управленческой иерархии с учетом, однако, специфики каждого уровня. Наличие различающихся по разным подразделениям и уровням механизмов стимулирования заставляет сформировать требование их взаимной непротиворечивости, или встроенности в общий экономический механизм предприятия. Показатели и условия, стимулируемые в одних подразделениях, не должны противоречить общим интересам предприятия и интересам других подразделений. 34 Подсистемы контроля затрат и стимулирования их рационального снижения (3) 3. Простота и наглядность. Система должна быть достаточно простой. Это означает, что в ней не должно быть слишком много показателей, условий, факторов и т.п. В этом случае она будет и наглядной для низшего уровня, на котором, в большинстве случаев и определяется успех или неудача системы. 4. Оперативность. Важно, чтобы между решениями работника, приведшими к экономии затрат, и получением им соответствующего вознаграждения был минимальный промежуток времени, так как в противном случае действенность системы будет существенно ниже. 5. Значимость. Размер стимула (как положительного, так и отрицательного) должен быть достаточно ощутимым, чтобы оказывать существенное воздействие на поведение субъекта стимулирования. 6. Эффективность. Эффект, который получит предприятие в результате использования системы стимулирования, не должен быть меньше затрат, необходимых для функционирования системы. 35 Анализ безубыточности Выручка Ден.ед. Общие затраты Прибыль Переменные затраты Постоянные затраты Pr = S – TC Pr = S – VC – FC Pr = n * (p – v) – FC Убыток Точка безубыточности Pr – прибыль за период S – выручка за период TC – полные затраты за период FC – постоянные затраты за период Объем n – натуральные объем производства и реализации за период p – цена реализации единицы продукции v – переменные затраты на единицу продукции 36 Точка безубыточности • Объем деятельности, при котором выручка от реализации равна полным затрата), т.е. предприятие покрыло затраты и получило нулевую прибыль; • На графике – точка пересечения линии выручки и линии полных затрат; • Минимально необходимый объем производства и продаж для работы предприятия без убытка; • Может измерятся в натуральных и денежных единицах. 𝑄𝑚𝑖𝑛 𝐹𝐶 = (𝑝 − 𝑣) 𝑇𝑚𝑖𝑛 𝐹𝐶 = 𝑆 − 𝑉𝐶 /𝑆 𝑄𝑚𝑖𝑛 - точка безубыточности, ед.; FC – постоянные затраты; p – цена единицы продукции; v – удельные переменные затраты. 𝑇𝑚𝑖𝑛 - точка безубыточности, ден.ед.; S – выручка; VC – общие переменные затраты. 37 Расчет точки безубыточности (пр.А) N Q S1 Cv1 S Cv Pm Cf P 1 200 160 600 -600 2 5 200 1 000 160 800 200 600 -400 3 10 200 2 000 160 1 600 400 600 -200 4 15 200 3 000 160 2 400 600 600 5 20 200 4 000 160 3 200 800 600 200 6 25 200 5 000 160 4 000 1 000 600 400 7 30 200 6 000 160 4 800 1 200 600 600 8 35 200 7 000 160 5 600 1 400 600 800 9 40 200 8 000 160 6 400 1 600 600 1 000 10 45 200 9 000 160 7 200 1 800 600 1 200 38 Расчет точки безубыточности (пр.B) N Q S1 Cv1 S Cv Pm Cf P 1 200 128 0 1800 -1800 2 5 200 1 000 128 640 360 1800 -1440 3 10 200 2 000 128 1 280 720 1800 -1080 4 15 200 3 000 128 1 920 1 080 1800 -720 5 20 200 4 000 128 2 560 1 440 1800 -360 6 25 200 5 000 128 3 200 1 800 1800 7 30 200 6 000 128 3 840 2 160 1800 360 8 35 200 7 000 128 4 480 2 520 1800 720 9 40 200 8 000 128 5 120 2 880 1800 1 080 10 45 200 9 000 128 5 760 3 240 1800 1 440 39 Прибыль предприятий A и B 5 000 4 000 3 000 2 000 Qmin=15 1 000 Предприятие A Предприятие B -1 000 -2 000 20 40 60 80 Qmin=25 -3 000 Q (шт.) 40 Кейс. Особая цена Предприятие производит единственный вид продукции. На следующий квартал запланировано произвести 100 000 единиц (это 100%-ая загрузка мощностей). Плановые затраты на следующий квартал составляют: Заработная плата рабочих (сдельная) 600 000 Сырье 200 000 Переменные накладные затраты (энергия) 200 000 Постоянные накладные затраты (аренда) 400 000 Итого: 1 400 00 Компания имеет заказы лишь на 80 000 изделий по цене 18$ за единицу. Продать остальной товар по этой цене не удастся. Один из потенциальных покупателей предложил купить остающиеся 20 000 изделий по цене за 12$ за единицу. Нужно ли брать заказа на 20 000 изделий? 41 Кейс. Особая цена. Решение Заказ (20 000 ед.) $ Дополнительная выручка 240 000 Дополнительные затраты 200 000 Результат 40 000 Предприятие Выручка Переменные затраты Постоянные затраты Прибыль/убыток Заказ не принят Заказ принят $ 1 440 000 800 000 $ 1 680 000 1 000 000 400 000 240 000 400 000 280 000 42
«Затраты предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Печиборщ Наталья Игоревна
Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot