Затраты и их классификация в управленческом учете
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2. ЗАТРАТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ
1. Понятие затрат в управленческом учете.
2. Классификация затрат.
1. Понятие затрат в управленческом учете
Основным объектом управленческого учета являются затраты. Для эффективной реализации управленческих задач принято выделять такие категории как места возникновения затрат и носители затрат.
К местам возникновения затрат относятся структурные подразделения, то есть цехи, отделы, участки, по которым организуется нормирование, планирование и учет издержек производства. Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета как по элементам, так и по статьям калькуляции. По отношению к процессу производства места возникновения затрат можно классифицировать как производственные, обслуживающие и условные.
К производственным местам возникновения затрат относятся цехи, участки, бригады.
К обслуживающим местам возникновения затрат относятся отделы и службы управления, склады, лаборатории и т. д.
К условным местам возникновения затрат относятся затраты не связанные с конкретными структурными подразделениями.
Носители затрат – виды продукции, работ, услуг данной организации, предназначенные для продажи на рынке. То есть учет по носителям затрат – это формирование себестоимости продукции (работ, услуг).
Часто понятие «затраты» отождествляется с понятием «расходы», однако эти явления имеют принципиальные отличия.
Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящих к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.
Расходы организации по признаку принадлежности к отчетным периодам делятся на две категории:
• расходы текущего отчетного периода;
• отложенные расходы.
Расходы текущего отчетного периода – расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Расходы текущего отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на две группы:
• расходы текущего отчетного периода, обусловленные полученными в этом отчетном периоде доходами;
• расходы текущего отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов.
Расходы первой группы не могут быть признаны в отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход, а расходы второй группы признаются текущими и отражаются в отчете о прибылях и убытках независимо от факта получения доходов в данном периоде. Эти расходы обусловлены течением времени, а не отсутствием или наличием дохода. Примером расходов периода могут служить амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы по аренде основных средств.
Отложенные расходы – расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы потому, что они не признаются в качестве расходов в текущем отчетном периоде и не отражаются в отчете о прибылях и убытках за этот отчетный период. Отложенные расходы подлежат капитализации в бухгалтерском балансе и делятся на:
• инвестиции (капитальные вложения);
• расходы будущих периодов.
Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых ресурсов
Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:
• получены доходы в результате их осуществления;
• имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущем отчетных периодах.
Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, показывается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансе предприятия в качестве активов.
В управленческом учете затраты – понятие, не имеющее однозначного смысла. Значение понятия «затраты» определяется в зависимости от цели, поставленной руководством и модели обобщения затрат, используемой бухгалтером. Основной принцип управленческого учета «различная себестоимость – для различных целей» реализуется в трех типах себестоимости:
• производственной;
• дифференцированной;
• по центрам ответственности.
Производственная себестоимость может быть полной или частичной. Полная производственная себестоимость используется для установления цен, определения прибыли, принятия решений при плановых обстоятельствах. Частичная производственная себестоимость (себестоимость, рассчитанная по системе «директ-костинг») используется для принятия оперативных решений при специфических обстоятельствах.
Дифференцированная себестоимость. Дифференцируемые издержки всегда относятся к какой–либо конкретной ситуации, в их состав включают только те издержки, которые являются разными при различных условиях. Величина дифференцированной себестоимости изменяется в зависимости от изменения того или иного условия.
Себестоимость по центрам ответственности используется для планирования и контроля деятельности менеджеров. Руководители центров ответственности нуждаются в информации о фактических затратах своего центра и о будущих планируемых затратах. Основной характеристикой такой себестоимости является то, что объектом оценки служит не вид продукции, а центр ответственности. Деятельность центра ответственности измеряется с разных точек зрения:
• где возникла данная статья затрат (характеризует центр ответственности);
• для какой цели произведены эти затраты (характеризует программу, которую выполняет центр ответственности);
• какой вид ресурсов используется (характеризует элементы затрат центра ответственности).
Основой организации управленческого учета является классификация производственных затрат. Система регистрации и классификации затрат должна удовлетворять целям управления.
2. Классификация затрат
В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям.
Таблица 2 - Классификация затрат
Признак
Подразделение затрат
1. По элементам
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие расходы
2. По статьям
Калькуляционные статьи затрат различны в разных отраслях
3. По способу отнесения на себестоимость
• прямые;
• косвенные
4. По отношению к уровню деловой активности
• переменные;
• постоянные
5. По методу признания в качестве расходов
• затраты на продукт;
• затраты на период
6. По отношению к технологическому процессу
• основные;
• накладные
7. По составу
• одноэлементные;
• комплексные
8. По целесообразности расходования
• производительные;
• непроизводительные
9. По возможности охвата плана
• планируемые;
• не планируемые
10. По периодичности возникновения
• текущие;
• единовременные
11. По отношению к готовой продукции
• затраты на незавершенное производство;
• затраты на готовую продукцию
12. По возможности регулирования
• регулируемые;
• нерегулируемые
Классификация по элементам.
Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемый для производства и продажи продукции (работ, услуг). Например, элемент «затраты на оплату труда» отражает использование трудовых ресурсов независимо от того, какие именно функции (производства, организации, обслуживания или управления) работники выполняют.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат организации. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения отрасли экономики можно разделить на материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие.
Классификация затрат по экономическим элементам определена нормативно. Она приведена в п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В настоящее время учет затрат по экономическим элементам в организациях не ведется, но формы отчетности по ним составляются.
Классификация по статьям.
Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой статей затрат. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей управления бухгалтерский учет расходов организуется по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
В качестве примера можно привести типовую номенклатуру затрат:
1. Сырье и материалы;
2. Возвратные отходы (вычитаются);
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
4. Топливо и энергия на технологические цели;
5. Заработная плата производственных рабочих;
6. Отчисления на социальное страхование и обеспечение;
7. Расходы на подготовку и освоение производства;
8. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;
9. Общепроизводственные расходы;
10. Потери от брака;
11. Прочие производственные расходы;
12. Общехозяйственные расходы;
13. Коммерческие расходы.
Классификация по способу отнесения на себестоимость.
Прямые – затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов. Это затраты на материалы, оплату труда основных производственных рабочих и т.д.
Косвенные – затраты, которые не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на носитель затрат. Для их отнесения необходим дополнительный расчет по распределению пропорционально той или иной выбранной базе. К ним относятся общепроизводственные (общецеховые) расходы – расходы на организацию, обслуживание и управление производством (цехом); общехозяйственные – на управление организацией.
Классификация по отношению к уровню деловой активности.
На западе существует хорошо разработанная классификация затрат на переменные и постоянные. Она нашла широкое практическое применение при организации управленческого учета на предприятии, работающим в рыночной среде. Эта классификация служит информационной базой для проведения анализа при обосновании разнообразных управленческих решений.
Переменные затраты не однородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно разделить на:
• пропорциональные;
• прогрессивные;
• дегрессивные;
• регрессивные.
Пропорциональными являются затраты относительное изменение которых равно относительному изменению объема выпущенной продукции или загрузки производственных мощностей. Примером является заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной системе оплаты труда.
Прогрессивные – затраты, которые растут быстрее, чем увеличивается объем производства. Примером является оплата труда производственных рабочих при прогрессивной сдельной системе.
Дегрессивные – затраты, которые растут медленнее, чем объем производства. Например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы.
Регрессивные – затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении несмотря на рост объема производства. Примером является амортизация.
Постоянными являются затраты, величина которых относительно не меняется с изменением объема производства. Например, затраты на охрану организации, оплата труда управленческого персонала и др.
Постоянные затраты принято делить на полезные и бесполезные (холостые).
Бесполезные затраты возникают, если производственный фактор используется не на полную мощность. Возникновение подобных затрат может быть связанно с неделимостью производственного фактора, например, средств труда или рабочей силы.
Такая классификация особенно актуальна при анализе использования дорогостоящего оборудования, поскольку при его неполном использовании все равно начисляется амортизация, и уплачиваются проценты на вложенный капитал, который в данном случае только частично является полезным. Бесполезные затраты являются прямыми убытками организации.
Особое практическое значение данная классификация имеет в случаях, когда задана некоторая делимость факторов, обуславливающих постоянство затрат. Например, если оборудование состоит из четырех одинаковых агрегатов, то при сокращении производства более чем на 25%, один из агрегатов может быть продан или сдан в аренду, что позволит избавиться от бесполезных затрат.
Величина большинства постоянных затрат не является абсолютно фиксированной, т. е. мы имеем дело с полупостоянными затратами, которые постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то критический момент возрастают на определенную величину.
На практике рассмотренная нами чистая классификация затрат на постоянные и переменные искажается из-за воздействия на их размер совокупности факторов, а не только объема производства. Поэтому одним из широко распространенных допусков при классификации затрат является линейность.
Затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существуют затраты, которые в одних ситуациях являются переменными, а в других постоянными. Классификация затрат на переменные и постоянные не может быть определена раз и навсегда даже для конкретной организации. Она должна пересматриваться, (уточняться) с учетом меняющихся условий деятельности. Строгая, законодательно закрепленная классификация в данном случае не возможна.
Решить проблему классификации затрат можно путем перехода к использованию классификации затрат на продукт и на период. В данном случае только отчасти присутствует основной признак классификации затрат на постоянные и переменные, а имеющее здесь место некоторое смешение признаков оправдано удобством практического применения.
При анализе смешанных затрат необходимо применять методы, позволяющие выделить из них постоянные и переменные части. Наиболее простыми являются:
• метод анализа счетов;
• графический метод;
• метод «высшей и низшей точек».
Для более тщательного изучения поведения затрат используются статистические и экономико-математические методы (метод наименьших квадратов, метод корреляции и т. д.). Следовательно, проблема разделения затрат на постоянные и переменные поддается решению, а современные средства вычислительной техники и программные продукты способны обеспечить не только оперативное и нетрудоемкое решение, но и хорошее качество информации для принятия управленческих решений.
Классификация по методу признания в качестве расходов.
В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на два вида:
• затраты на продукт;
• затраты на период.
Затраты на продукт непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности организации, они обусловлены технологией производства и процессом продажи продукции.
Затраты на период связаны с длительностью отчетного периода, а не с выпуском и продажей продукции. Например, расходы, связанные с управлением предприятием.
Классификация затрат по отношению к технологическому процессу или по экономической роли в процессе производства.
Основные – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции.
Накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
Данная классификация важна в учете затрат при производстве продукции по индивидуальным проектам, при осуществлении которых большое количество разных видов затрат относится на накладные расходы. Для того чтобы их эффективно использовать при расчете себестоимости, необходимо применять нормы накладных расходов.
Классификация по целесообразности расходования.
Производительные затраты – затраты, в результате которых получен доход, относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства.
Непроизводительные затраты – затраты, в результате которых дохода нет. Такие затраты не планируются, они вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества и организации производства; внешними обстоятельствами.
Классификация по периодичности возникновения.
Текущие расходы осуществляются ежедневно или с определенной периодичностью, не реже одного раза в месяц.
Единовременные – расходы, которые производятся реже, чем один раз в месяц. Это расходы на подготовку и освоение выпуска новой продукции; расходы, связанные с пуском новых производств; ремонтные работы и т.п.
Классификация по возможности регулирования.
Регулируемые – затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны руководства центров ответственности. В целом в организации все затраты регулируются, но не все затраты могут регулироваться на нижних уровнях управления. Например, менеджер низшего звена управления не может регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу. Это входит в компетенцию администрации организации.
Нерегулируемыми являются затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности.
Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусматривается в планах (бюджетах, сметах) и в отчетах о выполнении планов по центрам ответственности. Данная классификация позволяет определить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля затрат подразделения.
Классификация по возможности охвата планом.
Планируемые – рассчитаны на определенный объем производства в соответствии с нормативами, лимитами и сметами, включаются в плановую себестоимость продукции.
Не планируемые – не включаются в план, отражаются только в фактической себестоимости продукции.