Занятость и безработица
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7 Занятость и безработица.
Не все население является трудоспособным, это значит, что не все люди могут участвовать в производстве товаров и услуг. Поэтому следует различать трудоспособное и нетрудоспособное население. К нетрудоспособному статистика относит людей моложе 16 лет и лиц, достигших пенсионного возраста (на данный момент женщины – 63 года, мужчины – 65 лет).
Однако не все трудоспособные намерены участвовать в производстве. Часть трудоспособных людей (например, домохозяйки) не работают и не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Поэтому из трудоспособной части населения следует выделить экономически активную часть населения или рабочую силу. Таким образом, экономически активное население – это все те люди, которые могут и хотели бы работать. Но не все эти люди имеют работу. Поэтому следует различать занятых и безработных.
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Согласно Российскому законодательству, занятыми считаются граждане:
• работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;
• отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпусками и т.п.;
• самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
• проходящие службу в Вооруженных Силах и органах внутренних дел;
• обучающиеся в общеобразовательных школах, высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях.
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине.
Российское законодательство признает безработными граждан, которые:
• не имеют работы и заработка;
• зарегистрированы службой занятости в целях поиска работы;
• готовы приступить к работе.
Существуют добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу. К добровольно незанятым относят, например, домохозяек, выполняющих домашнюю работу и воспитывающих детей. В эту категорию также безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски. Безработными признаются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого зарегистрировавшись в службе занятости, периодически (не реже двух раз в месяц) проходит перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях.
В состав экономически активного населения не включаются лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах или находящиеся в спец лечебницах. Эти люди относятся к институциональному населению.
Занятые
Безработные
Экономически активные
Добровольно незанятые
Трудоспособные
Нетрудоспособные
Все население
Масштабы безработицы определяются, во-первых, показателем, который называется абсолютным числом безработных, а во-вторых, нормой безработицы.
Норма безработицы – это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах
ru = U / L 100%
где - U – число безработных, L – численность рабочей силы,
ru – норма безработицы.
Показатель нормы безработицы не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда. Для более точной оценки перспектив используется показатель, выражающий число безработных, приходящихся на одно свободное рабочее место.
Причины и формы безработицы.
В зависимости от того, какая причина порождает безработицу, различают ее формы или типы.
Фрикционная безработица.
Данный вид безработицы неизбежен. Для отдельного человека он носит непродолжительный, временный характер. В эту категорию попадают люди, которые или находятся в процессе перехода с одной работы на другую, или только что появились на рынке труда (студенты, ищущие работу, домохозяйки, решившие начать работать, военнослужащие, уволенные в запас, те, кто уволился по собственному желанию в поисках лучшей работы). Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3% рабочей силы.
Структурная безработица.
Структурная безработица вызывается несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест (спроса на труд), как правило, носит продолжительный характер. Она находит выражение в том, что при существовании людей, оставшихся без работы, в стране есть немалое число вакансий, которые не могут быть заняты безработными без предварительного, иногда длительного, их переобучения. (например, много безработных экономистов, а требуются строители).
Технологическая безработица.
Это разновидность структурной безработицы, связанная с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования (не требующего большого количества персонала).
Естественный уровень безработицы/ - уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы, которые рассматриваются как неизбежные.
Полной занятостью является такой уровень занятости, когда в экономике имеется только фрикционная и структурная безработица. Естественный уровень безработицы не может оставаться неизменной величиной. По мнению экономистов она колеблется в пределах 4-6%. В периоды крупных структурных перестроек естественный уровень безработицы растет за счёт увеличения структурной безработицы.
Циклическая безработица.
Циклическая безработица – это безработица, связанная с циклическим характером развития экономики. Конкуренция часто приводит к банкротствам предприятий, в итоге возникает безработица. Циклическая безработица возрастает в период спада и сокращается на подъеме, при этом фрикционная и структурная находятся на сравнительно стабильном уровне.
Скрытая безработица.
Скрытая безработица существует, когда люди работаю неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Официально они не регистрируются как безработные, и какую-то часть из них такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрытобезработных есть немало таких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или неделю. В странах с рыночной экономикой скрытобезработным является в среднем каждый пятый.
Последствие безработицы
и государственное регулирование занятости.
Социальные последствия.
Прежде всего безработица является серьезным испытанием для самого безработного. Она снижает доход семьи, жизненный уровень. Безработный теряет квалификацию, со временем уже не может претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки. Безработица также наносит психологическую травму, поскольку человек начинает ощущать себя лишним и ненужным в обществе. Психологи утверждают, что длительная безработица ухудшает здоровье нации.
Исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психическое самочувствие – от недомогания, бессонницы и головной боли до снижения самооценки, неудовлетворенности жизнью и прочих психических проблем вплоть до суицида. Особенно опасна безработица среди молодежи, так как они не обладают опытом работы. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду.
Экономические последствия.
Если часть людей остается без работы, общество как бы теряет определенный объем недопроизведенных товаров и услуг. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового внутреннего продукта, представляющее собой величину, на которую фактический ВВП меньше потенциального ВВП. Потенциальный ВВП – это уровень реального ВВП, который может быть достигнут при полном использовании ресурсов.
Отставание объема ВВП = Потенциальный ВВП – Фактический ВВП
Закон Оукена.
Циклические колебания темпов роста ВВП влекут за собой колебания безработицы. Повышения темпов роста ВВП предполагает, что число вновь созданных рабочих мест ускоряется и спрос на труд увеличивается быстрее, чем его предложение. Снижение темпов роста ВВП влечет за собой противоположные последствия: если темпы роста ВВП замедляются, то число рабочих мест увеличивается медленнее, более того число рабочих мест может даже сократиться. Следовательно, увеличение спроса на труд замедлится или спрос на руд снизится.
Таким образом, более высокие темпы роста ВВП ведет к сокращению безработицы, а низкие темпы роста ВВП предполагают, что безработица возрастет. Количественное соотношение между темпом прироста ВВП и изменением нормы безработицы определяется законом Оукена ( Артур Оукен – американский экономист, возглавлявший в 60-е годы совет экономических консультантов при президенте США)
Основные положения закона Оукена:
• если темп прироста ВВП равен 2,5% в год, то норма безработицы изменяться не будет;
• если темп прироста ВВП будет выше 2,5%, то норма безработицы уменьшится, при этом повышение темпа прироста ВВП на каждый процентный пункт сверх 2,5% повлечет за собой снижение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта.
• Если темп прироста ВВП будет меньше 2,5%, то норма безработицы вырастет, при этом снижение темпа прироста ВВП ниже уровня 2,5% повлечет за собой увеличение безработицы на 0Э4 процентных пункта на каждый процентный пункт снижения ВВП.
Более поздние исследования показали, что темп прироста ВВП, при котором норма безработицы остается неизменной, выше – 2,8-3%
ru = - 0,4 ( ВВП / ВВП 100% - 2,5%)
Где ru – приращение нормы безработицы.
Данная формула может быть использована для решения вопроса о том, к какому темпу роста ВВП должно стремиться правительство, чтобы достичь снижения нормы безработицы. Например, норма безработицы в стране равна 10%, а намеченный уровень безработицы – 6%, то правительство может принять решение о том, что необходимо добиться среднегодового темпа прироста ВВП, который должен равняться 5%. Тогда каждый год безработица будет снижаться на 1% и через 4 года достигнет намеченного уровня.
Государственное регулирование занятости.
Основными направлениями государственного воздействия на рынок труда является регулирование уровня и продолжительности безработицы и социальная защита пострадавших от нее.
Регулирование уровня и продолжительности безработицы осуществляется посредством служб трудоустройства (бирж труда), которые организуют и совершенствуют систему информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы. Службы занятости предоставляют бесплатные консультации по профориентации, осуществляют посредничество и содействие в подборе работы. Государство гарантирует бесплатное обучение новой профессии и повышение квалификации, получение субсидий для переезда к новому месту жительства, временную занятость на общественных работах.
Существуют также нетрадиционные формы содействия трудоустройству, применяемые в ряде стран Европы. Например, безработному выплачивается вся сумма пособия по безработице за максимально возможный срок при условии открытия им собственного дела, при этом государство оказывает юридическую и консультационную помощь.
Гарантии материальной и социальной поддержки безработных включают также:
• выплату пособия по безработице;
• предоставлении компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий;
• выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Общие правила расчета пособия по безработице
Сумма пособия по безработице ограничена минимальным и максимальным размером. Она не может быть меньше 1500 рублей и больше 12 130 рублей в месяц.
Точный размер выплаты зависит от нескольких факторов:
• причины постановки на учет,
• даты увольнения,
• периода работы в течение года до постановки на учет,
• причины потери работы,
• среднего заработка на последнем месте работы.
В обычном порядке пособие составляет процент от среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы:
• первые три месяца после постановки на учет — 75%,
• последующие три месяца — 60%.
Для граждан предпенсионного возраста предусмотрены дополнительные гарантии.
Например, при среднем заработке в размере 15 тысяч рублей первые три месяца пособие составит 75% от этой суммы — 11 250 рублей. При заработке в размере 25 тысяч рублей 75% — это 15 000 рублей: пособие будет начислено в максимальном размере и с учетом повышения составит 12 130 рублей.
В минимальном размере пособие выплачивается безработным, которые:
• впервые ищут работу (исключение — для детей-сирот),
• после увольнения больше года не обращались в центр занятости,
• за последние 12 месяцев работали меньше 26 недель,
• уволены или отчислены с обучения по направлению центра занятости по своей вине — например за прогулы,
• прекратили регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого,
• не имеют сведений о трудовой деятельности и среднем заработке.
Например, если гражданин до обращения в центр занятости никогда не работал по трудовому договору, он будет получать минимальное пособие в размере 1500 рублей. Если индивидуальный предприниматель прекратил регистрацию, а самозанятый снялся с учета как плательщик налога на профессиональный доход, при этом они не имели трудового договора, пособие также начисляется в минимальном размере. Сумма может быть увеличена на районный коэффициент.
Повышение максимальной суммы до конца 2020 года
С 1 января 2019 года максимальная сумма пособия по безработице составляла 8000 рублей в месяц. Она могла быть выше с учетом районных коэффициентов или региональных доплат.
Для поддержки граждан, потерявших работу в период распространения коронавирусной инфекции, максимальный размер выплат для безработных был увеличен до 12 130 рублей. Повышение максимальной суммы действует до конца 2020 года (Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 № 346).
Максимальные выплаты уволенным с 1 марта
Пособие по безработице зависит от периода работы за год до обращения в центр занятости, а также среднего заработка на предыдущем месте работы. В первые три месяца выплаты составляют 75% среднего заработка, в последующие три месяца — 60% среднего заработка, но не более максимальной суммы.
При увольнении с 1 марта 2020 года безработные граждане смогут получать максимальную сумму пособия независимо от утраченного заработка — 12 130 рублей в месяц. Такие условия действуют для выплат за апрель, май и июнь 2020 года. Изменения в части расчета пособия не коснутся тех, кто был уволен за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия (Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 г. № 485)
Доплата безработным родителям
Если родитель несовершеннолетнего ребенка потерял работу с 1 марта 2020 года и официально зарегистрировался в качестве безработного, в апреле, мае и июне он будет получать доплату в размере 3000 рублей в месяц на каждого ребенка.
Эта сумма увеличит пособие по безработице. Доплату сможет получить один из родителей, усыновителей или опекунов (попечителей).
Дистанционная постановка на учет в центре занятости
До конца 2020 года официальную регистрацию в качестве безработного можно оформить через интернет:
• На портале Госуслуг.
• На сайте «Работа в России».
Временные правила регистрации
Для дистанционной регистрации нужна подтвержденная учетная запись. Заявление в электронной форме будет основанием для постановки на учет с целью поиска подходящей работы. Если подходящих вакансий не найдется, в течение 11 дней производится постановка на учет уже в качестве безработного. С этого же дня назначается пособие.
Сведения о занятости, заработке и причине увольнения центр занятости проверит через Пенсионный фонд — туда ее передадут работодатели.
Законы, регулирующие рынок труда в Российской Федерации:
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
2. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
Задание к лекции 7
1. Численность занятых 90 млн. чел. Численность безработных 10 млн. чел.
А) Рассчитайте норму безработицы
Б) Месяц спустя были уволены 0,5 млн.чел., 1 млн. чел. из безработных прекратили поиск работы. Какова теперь численность занятых?
В) Каково теперь количество безработных?
Г) Какова теперь норма безработицы.
2. Норма безработицы в стране в настоящее время составляет 10%. Какова будет норма безработицы через 3 года, если предполагается, что прирост ВВП в первый год составит 5%, во второй год 7%, а в третий год 10%. Расчеты произвести в соответствии с законом Оукена при 2,5%.