Занимательная лексика и фразеология: «Без лица в личине»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция: Язык и речь
Занимательная лексика и фразеология: «Без лица в личине»
«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Конечно, вы встречали людей, слушать которых приятно; знакомы вы и с такими, что двух слов связать не могут. Без сомнения, и вы хотели бы, чтоб ваша речь «не хромала», была складной, понятной и выразительной. А для этого стоит проявить некоторое упорство.
Это только кажется, что родной язык даётся нам сразу, целиком и полностью. Даже если вы уже больше не делаете в диктантах ошибок и назубок знаете все правила грамматики – это ещё не означает, что вы в совершенстве овладели русским языком. О богатстве его пишут труды учёные, красотой его неустанно восхищаются писатели и поэты. А сколько похвал родному слову в народных пословицах, загадках, сказках!
Непростая это наука – ясная и образная речь. Представленный в лекции материал – занимательный и поучительный одновременно – нацелен на то, чтобы быть более внимательными к речи. Разгадывая ребусы, решая чайнворды, загадки, шарады, головоломки – человек может не только оценить красоту услышанных фраз, но и пережить азарт собственного словотворчества и собственного успеха. Со временем эти упражнения помогут избавиться от недоразумений, возникающих из-за неточного или случайного слова.
Задумаемся над вопросом: каким образом с древнейших времён в народе проверяли у человека ум, смекалку, сообразительность? И ответим: ему загадывали загадку! Ведь недаром в народной речи слово «загадывать» означает «задумывать», «замышлять», «предлагать что-нибудь неизвестное для решения». «Без лица в личине» - так говорит сама о себе загадка. И действительно, истинное «лицо» загаданного слова как бы скрыто под маской, т. Е. «личиной», - иносказанием или намёком, окольной речью, обиняком.
Но загадка – не просто забава, не просто игра, она помогает развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах, явлениях. Когда загадка загадывается, мы ломаем голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Так что можно с уверенностью сказать, что загадка – поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, созданного с целью испытать сообразительность и догадливость человека, остроту его ума, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность.
Кроме уже привычных нам видов загадок (например, ненецкая загадка: «У лохматой кочки семь дыр», или русская загадка: «Скатерть бела, весь свет одела»), есть ещё и такие виды, как шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы и омонимы.
Шарады
Первые шарады (charade – беседа) появилась в VI веке у Симфосия – «Загадки». С XVIII века они вошли в моду у французов (журнал «Mercure de France»). В Средневековье шарадами называли повозки на двух колёсах. Позже в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечениям после сытного ужина, это слово стало означать «целый воз болтовни».
Российская история этих затей началась также в XVIII веке. В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала «Иллюстрация».
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причём каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Начало деревом зовётся,
Конец – читатели мои.
А в книге целое найдётся,
И в каждой строчке есть они. (бук + вы)
Однако далеко не всегда удаётся составить слово из законченных самостоятельных слов, как в приведённом выше примере. Нередко случается так, что в составных словах, либо не хватает букв, либо получаются лишние буквы. В таких случаях в шараде указывается, что к такой-то части, слогу нужно прибавить букву, отнять её или же заменить одну букву другой.
Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней прибавьте букву «й».
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
Анаграммы
Изобретателем анаграммы (ana – пере, gramma – буква) считают Ликофрона из Древней Греции (III век до н. э.). Анаграмма была модной во Франции (XI – XVII века), особенно выделялся этим поэт Ф. Вийон.
В России впервые использовал свойства анаграммы поэт и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир (XVIII век). Повесть «Нос» Н. В. Гоголя сперва именовалась наоборот – «Сон». У В. В. Маяковского имеется перестановочное название – «Схема смеха».
Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, упомянутый выше известный русский писатель, поэт и дипломат XVIII века Антиох Кантемир подписывался как «Харитон Макетин».
Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: «липа – пила», «актёр – тёрка», «зола – лоза», «соль – лось»), а также при чтении справа налево (например: «колесо – оселок», «Милан – налим») слово приобретает новое значение.
Слева направо – на ногах стоит.
Справа налево – без ног бежит. (кот – ток)
Читай как хочешь ты меня…
Каким строеньем буду я?
Метаграмма
Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Льюис Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».
Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский.
Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменит в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово – «лиса». Аналогично: «сазан – фазан», «цапля – капля», «сайка – чайка – байка – майка».
Кто с «У» - ползучий,
А с «Ё» - колючий? (Уж – Ёж)
С мягким знаком – блюдо я мясное,
Всё желеобразное такое.
С буквой «Т» - мне лекции читают,
На экзаменах частенько «засыпают». (Студень – Студент)
Логогрифы
Логогриф (logos – слово, grifos – сеть) появился ещё в Древнем мире. Характерно начало из старой латинской поговорки: «Amore, more, ore, re…». Здесь последовательно снимается по одной букве.
В российской поэзии он встречается с XIX века: у Леонида Николаевича Трефолёва («Победоносцев – Обедоносцев – Бедоносцев – Доносцев), Василия Васильевича Каменского («лучистая – чистая – истая – стая – тая»).
Логогриф – загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «мир – мираж», «спорт – порт – спор».
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу, -
Такой, которого сильнее не найти:
Он всё сметает на пути. (Уран – ураган)
Омографы
Омограф (homos – одинаковый, grapho – пишу) – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные в сущности. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: «прОволочка – проволОчка», «Ирис – ирИс», «мУка – мукА», «хлОпок – хлопОк».
Омографы применили такие поэты, как П. А. Вяземский, В. В. Маяковский и другие.
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас – атлАс)
Омонимы
Омоним (homos – одинаковый, onyma – имя) – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными определениями, например: «мир» - вселенная, жизнь людей, земля, среда, согласие, покой и др.; «свет» - энергия, сияние, общество, блик и др. К ним относятся и такие сочетания: «блок – Блок», «вена – Вена», «клин – Клин», «любовь – Любовь» и др. Омонимы широко применялись во Франции в XVIII веке при составлении каламбуров. В Германии использовались как стихотворения.
На русском языке омоним впервые появился в 1819 году (журнал «Благонамеренный»). Примеры омонимов можно найти в творчестве А. С. Пушкина, Д. Д. Минаева, Э. Кроткого, Е. А. Евтушенко и др.
Являются омонимами и сдвиги: «изменя – из меня», «стихия – стихи я», «ворон – вор он», «штукатурка – штука турка», «крынку – к рынку», «сосна – со сна», «Наум – на ум», «Илья – иль я», «досада – до сада».
Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речек песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает? (Коса)
Первую в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана.
Иль каблуки отобьют её рьяно.
Практическое задание: разгадайте пять загадок, выделенных в тексте жирным шрифтом.