Законотворческий процесс как особый вид нормотворчества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1 лекция: Законотворческий процесс как особый вид нормотворчества.
СОДЕРЖАНИЕ:
Вопросы:
1. Понятие законотворчества………………………………………...……2
2. Принципы законотворчества как вида нормотворчества……………..3
Задание для самостоятельной работы……………………………….……5
Список литературы и источников………………………………..………..6
1. Понятие законотворчества
Законотворчество – это деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.
В законотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативных правовых предписаний. Законотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура законотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.
Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание законотворчества. Законотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.
В процессе законотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.
Законотворчество – одно из важнейших направлений любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы, законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, культурности.
Законотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.
Субъектами законотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Законотворчество характеризуется тем, что: оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность.
Основная продукция его – юридические нормы – воплощающиеся главным образом в нормативных актах; это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; уровень культуры законотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.
Законотворчество является составной частью более широкого процесса – законообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.
2. Принципы законотворчества как вида нормотворчества
Как было уже отмечено, законотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов законотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы законотворчества – это основные начала осуществления законотворческой деятельности.
Законотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:
А) Гласности, подразумевающем, что законотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» законотворческих процедур позволяет избежать негативных последствий лоббизма;
Б) Демократизма, отражающем участие населения в законотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в них мнений и пожеланий тех, кого коснутся норму принимаемого акта;
В) Научности, содержанием которого является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков к процессу законотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;
Г) Законности, представляющем собой требования неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре законотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;
Д) Исполнимости, подразумевающем финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;
Е) Профессионализма, согласно которому законотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно-правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, целенаправленное использование нормативных актов в практической работе, способствует повышению эффективности права.
Задание для самостоятельной работы
Ответить на вопросы:
1.Что такое законотворчество?
2. Кто выступает субъектами законотворчества?
3.Что является основной продукцией законотворческого процесса?
4.Перечислите принципы законотворчества?
Список литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.
3. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. - 1997. - N 7.
4. Лапина, М. А. Правотворческая функция исполнительной власти: предложения по совершенствованию // Российская юстиция. 2019. № 1.
5. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. — М.: РИОР, 2017. — 219 с.
6. Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник/Рассказов Л. П. — М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. — 560 с.
7. Чамаров, В.Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества / Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 55-62.
Составитель:
Иванов И.И., ученое звание, должность
Учебно-методические материалы для организации и проведения лекционных занятий и самостоятельной подготовки, обучающихся по дисциплине «Теория и практика правоприменения» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Учебно-методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры название кафедры 00.00.2022 г.
Протокол №__.
©Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022.