Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 4
Законодательные основы управления наукой в Российской Федерации.
Законодательные акты, регламентирующие управление научной деятельностью
...Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное.
Д. Менделеев
Эффективное использование значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, задействованных для проведения научных исследований, невозможно без соответствующей законодательной основы. Нормативно-правовая база регулирует их организацию и всестороннее обеспечение, дает юридическую основу для управления научно-исследовательской деятельностью, юридически защищает авторские права ученых, определяет порядок присуждения им ученых степеней и званий. Она включает множество нормативно-правовых документов различного уровня: федеральных законов, отраслевых приказов и постановлений, законодательных актов субъектов Федерации и местных органов власти, приказов, распоряжений и инструкций руководителей научно-исследовательских институтов, университетов, других учреждений, занимающихся научной деятельностью.
Излагать подробно содержание всех документов, регламентирующих фундаментальные основы организации научной деятельности, вряд ли целесообразно и требует значительных объемов публикации. Подобная цель не ставится, но дать библиографический отчет о предназначении и содержании элементов системы законодательных и нормативных актов в этой области представляется крайне важным. Естественно полагать, что читатели, заинтересовавшись тем или иным законом, смогут самостоятельно его отыскать и подробно изучить.
Основным долговременным юридическим документом, регулирующим отношения между органами государственной власти, субъектами научной и научно-технической деятельности, потребителями научной и научно- технической продукции, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127- ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 13 июля 2015 г.).
Закон декларирует содержание, основные цели и принципы государственной научно-технической политики, полномочия органов государственной власти, а также основы организации и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности, международного научного сотрудничества России, государственной поддержки инновационной деятельности. В нем изложены принципы и порядок управления научной и (или) научно- технической деятельностью, организации фундаментальных и прикладных исследований, порядок заключения договоров (контрактов) на создание, коммерциализацию результатов, передачу и использование научной и научно-технической продукции, порядок финансирования и поддержки научных исследований и инновационной деятельности. В соответствии с законом доля бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в общих расходах федерального бюджета РФ должна быть не ниже 4 %.
В Законе рассматриваются основные понятия, применяемые в научной деятельности, такие как: научная, научно-исследовательская и научно-техническая деятельность, фундаментальные и прикладные научные исследования, экспериментальные разработки, научный и научно-технический результат, научная и научно-техническая продукция, коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов, инновации и инновационная деятельность.
Приведены общие положения о субъектах научной и научно- технической деятельности: научная организация, научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания; определены их права и обязанности. В законе рассмотрены основы деятельности общественных объединений научных работников, а также основы функционирования российских академий наук.
Данный закон является фундаментом для разработки других законодательных и нормативных актов, которые по своему содержанию могут быть разбиты на группы по направлениям их влияния на научно- исследовательскую деятельность. На его основе в дальнейшем был принят ряд законов, указов и постановлений, вырабатывающих и дополняющих меры по развитию и поддержке отечественной науки.
В частности, 2 aei-уста 2009 г. был принят Федеральный закон № 217- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Этот документ предоставляет возможность бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям создавать хозяйственные общества, целью которых является внедрение результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Исключительные права на эти результаты интеллектуальной деятельности принадлежат данным учреждениям и могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.
Федеральный закон от 27.09.2013 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, а также устанавливает порядок управления Российской академией наук и порядок финансового обеспечения ее деятельности. Закон определяет, что Российская академия наук осуществляет свою деятельность исключительно в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследовании и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Основными задачами Российской академии наук являются:
• - разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;
• - проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
• - экспертиза научно-технических программ и проектов;
• - предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций;
• - изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;
• - укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и научно-технической деятельности;
• - подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и повышение социальной защищенности научных работников;
• - популяризация науки, научных знаний, достижений науки и техники.
Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном
фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет правовое положение, полномочия и функции Российского научного фонда, созданного в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки. Закон устанавливает порядок управления деятельностью Фонда и порядок формирования его имущества.
Постоянное внимание вопросам поддержки науки уделяет Президент Российской Федерации. Эти вопросы закреплены в соответствующих указах. Так, Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки»
определил основные направления государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки. В том числе:
• - обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях и развитие совместных фундаментальных исследований;
• - формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса вузов;
• - развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
• - поддержание проведения экспедиционных и полевых исследований, проводимых научными сотрудниками, преподавателями и студентами вузов совместно с учеными Российской академии наук;
• - создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно- технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» предписал правительству разработать и внести на рассмотрение Государственной думы проекты законодательных актов, предусматривающих совершенствование правоотношений в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также определить порядок их использования.
Указом Президента РФ от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук» определены размеры и условия выделения грантов для материальной поддержки научных исследований молодых отечественных ученых.
Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» установил приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, к которым относятся: безопасность и противодействие терроризму; информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определил необходимость увеличения к 2015 г. внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 % ВВП, доведя к 2018 г. объем финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами, до 25 млрд. руб. Указ также определил необходимость увеличить долю публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science, до 2,44 %.
Указ Президента РФ ог 28.12.2013 № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» установил меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, самостоятельно поступившим в ведущие иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, относящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации к образовательным программам высшего образования (магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры), а также организациям-работодатслям, принявшим на себя обязательства по трудоустройству граждан Российской Федерации в соответствии с полученной квалификацией.
Указ Президента РФ от 25.10.2013 Л* 803 «Вопросы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» установил состав совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также основные направления его деятельности: приоритетные и междисциплинарные научные исследования; инфраструктура научных исследований; механизмы поддержки научно-образовательной сферы; научно-образовательное обеспечение инженерной деятельности.
Указ Президента РФ от 14.02.2015 Л* 72 определил состав научного Совета при Совете безопасности Российской Федерации.
Значительные усилия по развитию фундаментальной и отраслевой науки предпринимает и Правительство Российской Федерации. Так, Постановление Правительства РФ от 17.04.1995 № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» предусматривает комплекс мер по усилению государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики, а также обеспечению государственной поддержки развития российской науки и техники.
Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» определило основные мероприятия по созданию условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усилению государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала, развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федерального фонда производственных инноваций, разработке системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов.
Для обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики Правительство РФ приняло Постановление от 18.06.1999 Л® 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научнотехнологическое обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий в Российской Федерации, что означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической деятельности при выполнении им обязательств по решению конкретных задач.
Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» обусловливает порядок определения прав на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и средств федерального бюджета. Права на такие результаты подлежат закреплению за Российской Федерацией, если они нс были ранее включены в состав приватизированного имущества и не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц, а также если на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав.
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», являющаяся основополагающим документом в сфере инновационного развития. В данном документе обозначено стремление России к восстановлению лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. В документе определены цель, задачи, направления государственной политики, механизмы инновационной деятельности и комплекс мер по ее реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Отмечается, что инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем эффективного использования высокого научно-технического и интеллектуального потенциала страны, а также формирования научно-технической и организационно-экономической базы развития инновационного предпринимательства, коммерциализации знаний и технологий.
Одновременно с этим документом определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, а также перечень критических технологий Российской Федерации. Доля высокотехнологичных товаров и услуг России к 2020 г. может достичь 5-10 % в общем объеме товаров и услуг на мировых рынках в таких областях, как: ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружение и военная техника, космические услуги и производство ракетно-космической техники. Россия также может занимать ведущие позиции в научных разработках и связанных с ними технологиях, в том числе: информационных, нано- и биотехнологиях.
Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства...» законодательно устанавливает правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии может быть организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями.
Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» утверждает Положение о поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных вузах, осуществляемую в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между вузами и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 .Ys 2433-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, в соответствии с которой формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики отнесено к числу высших приоритетов российского государства.
В программе определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:
• - развитие фундаментальных научных исследований;
• - создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
• - институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, формирование современной материально- технической базы, системы управления и финансирования;
• - обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 424 «О федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России'’ на 2014-2020 годы» предусматривает этапы и инструменты развития системы эффективной подготовки и закрепления высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Программа определяет механизмы стимулирования их научной и инновационной активности, развития внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров.
Законодательные акты, регулирующие управление научной деятельностью, разрабатываются не только на федеральном, но и на ведомственном уровне системы управления наукой, на уровне региональных научных центров, в отдельных городах, являющихся центрами научной деятельности. Документы, регламентирующие структуру научных учреждений и организаций, принимаются также на всех уровнях системы управления наукой и направлены на создание научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций, утверждение их уставов, организацию лицензирования, аккредитации и стандартизации. Более подробно с этими и другими нормативными документами можно ознакомиться на федеральном портале по научной и инновационной деятельности по ссылке http://www.sci-innov.ru.