Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка, в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.
Декларация (лат. declaratia) -провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы.
Конвенция (лат. conventio) - договор, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Как видно, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя сейчас подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.
Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 году. В ней говорится:
Каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Как видно, в Российской Федерации обязательным сейчас является основное среднее образование (9 классов), хотя в недавнем прошлом обязательным было полное среднее образование (11 классов), т.е. планка образовательных требований понижена на 2 года.
Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем общедоступность профессионального образования в России снижена. Во многих учреждениях профессионального образования значительная часть контингента переведена на платное обучение.
В 1992 году был принят закон РФ «Об образовании», новая редакция этого закона была утверждена в 1996 году. Закон включает в себя шесть разделов: «Общие положения», «Система образования», «Управление системой образования», «Экономика системы образования», «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование», «Международная деятельность в системе образования».
По сравнению со старым законодательством, в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" есть следующие основные новшества: по-новому трактуется сущность образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; сфера образования провозглашена приоритетной, на него ежегодно должно выделяться финансовые средства в размере не менее 10% национального дохода; закреплены такие новые принципы государственной политики в области образования, как гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; гражданская направленность; единство федерального культурного и образовательного пространства; учет региональных особенностей; общедоступность и адаптивность системы образования; деполитизация образования; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений; государство гарантирует гражданам РФ получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования, если это образование получается впервые; гарантируется получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в рамках имеющихся возможностей; установлены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты; уточнена система образования, включающая дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; дополнительное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование; установлено, что учредителями образовательных учреждений могут быть: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения, их объединения и ассоциации; отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и других государств.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органами местного самоуправления в заявительном порядке; расширены формы получения образования, включающие обучение в образовательных учреждениях, семейное образование, самообразование, экстернат; предусмотрено развитие альтернативного образования, создание образовательных учреждений элитарного типа; установлено, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие и совершенствование гражданского, правового государства; образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся; предусмотрено, что освоение образовательных программ (основного и полного общего и всех видов профессионального образования) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, которая должна проводиться государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием; введение аттестации, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений; разрешены предпринимательская деятельность образовательных учреждений и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность; образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельности в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения; установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и дополнительные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в РФ; образовательным учреждениям разрешена международная и внешнеэкономическая деятельность.
В 1996 году был принят федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который включает в себя семь глав: «Общие положения», «Система высшего и послевузовского профессионального образования», «Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности», «Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования», «Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования», «Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений», «Заключительные положения».
Этот Закон определяет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования. Он основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на таких принципах, как непрерывность и преемственность, интеграция российской высшей школы в мировую систему высшего образования, конкурентность и гласность.
Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет средств федерального бюджета в размере не менее чем 3% его расходов.
Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется также свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Преподавателям и студентам предоставляются определенные академические свободы, в том числе возможность преподавателям излагать учебный предмет по своему усмотрению и свобода студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предусмотрена разработка государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, которые состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Установлены три ступени высшего профессионального образования: «бакалавр» (срок обучения не менее 4 лет), «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет), «магистр» (срок обучения не менее 6 лет).
Законом установлены три вида вузов: университет, академия, институт. Проводится аттестация, лицензирование и аккредитация высших учебных заведений.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях. По каждой учебной дисциплине и специальности устанавливаются Госстандарты.
Управление вузом осуществляют ученый совет, ректорат, деканаты, кафедры. Кафедра является основным структурным подразделением вуза.
Студенты могут обучаться на бесплатной (государственной) и платной (внебюджетной) основе.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования Законы и иные нормативные акты, не противоречащие Конституции РФ федеральным законам.
Стандарт (англ. stan-dart) - норма, образец, мерило - система параметров результатов деятельности людей (продукции).
Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России.
Сущность образовательного стандарта раскрывается через его функции:
социального регулирования (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем);
гуманизации образования (утверждение с помощью стандартов его личностно-развивающей функции);
управления (реорганизация существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения);
повышения качества образования (фиксация минимально необходимого объема содержания образования и установления нижней допустимой границы уровня образования).
Базисный учебный план общеобразовательной школы - это составная часть государственного стандарта этого уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в общеобразовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.
Базисный учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного.
Федеральный компонент - инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана.
В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации.
Национально-региональный компонент - вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.
Школьный компонент - вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.
Базисный план включает три основных вида учебных занятий:
обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
обязательное занятие по выбору;
факультативные и индивидуальные и групповые занятия. Родственные (близкие по содержанию) предметы в базисном учебном плане объединены в образовательные области.
На всех ступенях обучения в общеобразовательной школе изучаются такие образовательные области и учебные предметы:
филология (родной язык, литература, иностранные языки);
математика;
окружающий мир (человек, природа, общество);
обществознание (история, география, обществоведение, экономика, право);
естествознание (природоведение, биология, физика, химия);
информатика (информационные технологии);
технология (труд, материальные технологии);
искусство (музыка, образовательное искусство);
физическая культура;
основы безопасности жизнедеятельности.
Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.
На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Они бывают типовыми, собственно учебными и рабочими.
Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения.
В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года.
На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы.
Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ, в которых кроме содержания учебного материала, могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная).
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
На основе примерного положения разрабатывается Устав образовательного учреждения, в котором указывается: наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых образовательных программ, основные характеристики организации образовательного процесса (язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание, порядок приема обучающихся (воспитанников), продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисления обучающихся (воспитанников), система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и формирования отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих; структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность); порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность образовательного учреждения).
Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.