Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Образовательное право

  • 👀 921 просмотр
  • 📌 873 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Образовательное право» pdf
Тема 1: Образовательное право Образовательное право - это отрасль права, система правовых норм, регулирующих отношения по поводу организации и осуществления образовательного процесса между: - субъектами образовательной деятельности разных государств по поводу признания различных институтов образования (прав человека на образование, правового статуса учреждений и основ их сотрудничества, признание учебных курсов и документов об образовании и т.д.); - органами государственной власти и субъектами образовательной деятельности (по поводу создания, управления, лицензирования, аттестации, аккредитации, материального и финансового обеспечения деятельности и т.д.); образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг (учащимися, родителями, обществом). Источники и субъекты образовательного права * Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. МЕЖДУНАРОДНЫЕ При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати. 1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26) 1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28) 1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1) Другие международные документы В 1945 году в рамках Лондонской конференции была создана Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (the United Nations Educational, Scientific and Cultural ЮНЕСКО осуществляет нормотворческую и исследовательскую деятельность, реализует образовательные программы, проекты и мероприятия, способствует обмену информацией и международному сотрудничеству. Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры Всеобщая декларация прав человека (The Universal Declaration of Human Rights) Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 год Статья 26 (1) Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. (2) Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. (3) Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Конвенция о правах ребенка (Convention on the Rights of the Child) Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Статья 28 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: (a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; (b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; (c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; (d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; (e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией. 3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (11-я сессия). Вступление в силу: 22 мая 1962 года. Статья 1 1. В настоящей Конвенции выражение <дискриминация> охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования... 14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989, с. 241. Россией ратифицирована). Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени и типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких- либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какоелибо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования. РОССИЙСКИЕ К основным источникам правовых норм образовательного права относятся Конституция РФ, федеральные законы об образовании. Конституция Российской Федерации 1. Конституция РФ о праве граждан на образование 2. Конституционные гарантии прав граждан на образование. 3. Общедоступность образования. 4. Язык обучения в образовательном учреждении. 5. Государственные образовательные стандарты. В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В свою очередь Конституция РФ в ст. 43 закрепляет следующие положения: Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Российское государство исходя из особой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" провозгласила область образования приоритетной. 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования). 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Задание по теме: 1. Проанализировать материал и ответить письменно на вопросы: -Что такое образовательное право? -Какие субъекты образовательного права вступают в правовые отношения и по каким вопросам? -Дайте краткую характеристику источникам образовательного права: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией, Конституция РФ, ФЗ - 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ». 2. Проанализируйте еще по два документа из международных документов и документов Российской Федерации, которые относятся к обрасти образовательных правоотношений (это могут быть рекомендации, законы, положения, договоры, решения, постановления и т.д.) Выполненное задание отправить в виде контрольной работы преподавателю Корсаковой И.А. по эл. Почте [email protected] В срок до 01.12.2020 года.
«Образовательное право» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot