Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Задачи, структура и содержание курса «Человек и общество»

  • 👀 510 просмотров
  • 📌 452 загрузки
  • 🏢️ МПГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Задачи, структура и содержание курса «Человек и общество»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Задачи, структура и содержание курса «Человек и общество»» pptx
ЛЕКЦИЯ №1 ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ Баблумова Марина Евгеньевна ЛЕКЦИЯ №1 ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» Современные федеральные государственные образовательные стандарты предлагают подходы, позволяющие максимально учитывать своеобразие психического и личностного развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. Изменения приоритетов в обучении и воспитании коснулись всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе детей и подростков с умственной отсталостью. ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» В практике обучения детей с умственной отсталостью история как самостоятельный предмет впервые появилась в 1960 г., но вплоть до 1994 г. обучение детей осуществлялось на основе программ для общеобразовательной школы и дидактического пособия «Эпизодические рассказы по истории СССР» (авторы Т. С. Голубева, Л. С. Геллерштейн). Идеологическая концепция исторического образования лиц с умственной отсталостью, сложившаяся в советский период, не позволяла специалистам осуществлять научную разработку методики преподавания истории, хотя в указанный период появились специальные методики по русскому языку, математике, географии и другим предметам. ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» Как и другие предметы гуманитарного цикла, содержание истории до 1991 г. носило политизированный характер, что усложняло его восприятие и понимание умственно отсталыми школьниками. Особое внимание уделялось изучению революционных событий, биографий революционеров, героев гражданской войны, личности В. И. Ленина и его соратников. В учебной программе были такие темы, как «Рассказы о строительстве коммунизма в нашей стране», «Коммунистическая партия – руководитель и организатор коммунистического строительства» и др. На изучение этих разделов отводилось значительное количество учебного времени. ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» Учебный предмет «Мир истории» и «История Отечества» относится к предметной области «Человек и общество», относящейся к обязательной части учебного плана. В учебном плане предмет представлен с 6 по 9 год обучения: 6 класс – 68 часов в год; 7 класс – 68 часов в год; 8 класс – 68 часов в год; 9 класс – 68 часов в год. Итого за период обучения с 6 по 9 класс – 272 часа. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно-концентрической системе, состоящей из следующих разделов: 1. Введение (Имя, отчество семья, родословная человека). 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия. 3. О том, что такое время и как его изучают. 4. Что изучает наука история. 5. История Древнего мира. 6. История вещей. Занятия человека на Земле. 7. Человек и общество. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» С 7 по 9 классы начинается системное изучение истории Отечества. Идентификационными признаками программы для указанных классов является преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся и задач их развития в ходе обучения. Содержание программы в 7-9 классах сохраняет названные выше принципы, реализуется на основе событийнохронологических явлений в адаптированном варианте. Работа по достижению личностных результатов направлена на понимание причинно- следственных связей, формирование представлений о многофакторности исторических процессов, расширение лексики и навыков связной устной и письменной речи с использованием словпонятий. Особое внимание уделяется социальному и культурному аспектам, воспитанию гражданственности, патриотизма. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается не дважды, как в общеобразовательной школе система двух концентров: с 5 по 9 и в 10–11 классах, а только один раз. Такой подход к изучению исторического материала определяется тем, что школьники с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами из-за стойкого нарушения познавательной деятельности. За эти годы обучения истории они могут усвоить наиболее важные события и явления на доступном для их понимания уровне. ЗАДАЧИ КУРСА « Человек и общест во» «У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». История изучает прошлое народов: прошедшие события, жизнь людей, их занятия, культуру. А культура – это достижения людей в области науки и техники, образования и искусства. Люди, изучающие историю, справедливо считают, что она помогает жить. Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения... Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась. .. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир» , с таких слов учебника для 5 класса «Рассказы по родной истории» авторов Н.И. Ворожейкиной, В.М. Соловьева и М.Т. Студеникина начинается знакомство школьников с новым для них предметом. В современных условиях, когда говорят о кризисе сложившейся отечественной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В.О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение». В.А. Сухомлинский рассматривал историю как важнейший мировоззренческий предмет: «.. .История Родины – это наука, представляющая собой могучую вечно живую силу, творящую гражданина» Знание истории расширяет кругозор учащихся с умственной отсталостью, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений. Изучение отечественной истории особо велико, потому что этот курс воспитывает у школьников любовь к своей Родине и ее народу. Решая образовательно-воспитательные задачи курса истории в специальной (коррекционной) школе, необходимо учитывать особенности контингента ее учащихся и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса. Несмотря на отличие курса истории специальной школы от курсов отечественной и мировой истории, изучаемых в общеобразовательной, он является самостоятельным учебным курсом, соответствующим требованиям исторической, психологической и педагогической наук, и раскрывает определенную систему научных понятий, отражает развитие исторического процесса на основе изучения событий и явлений в хронологической последовательности с древних времен до современности. Курс истории в специальной (коррекционной) школе в силу ее специфики не может решать задачу полного и всестороннего показа исторического процесса, поэтому авторы программы предлагают «сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Образовательны е задачи курса « Человек и общест во» 1. Изучая историю, учащиеся специальной (коррекционной) школы должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов. Учащиеся должны знать, как жили наши далекие предки – восточные славяне, когда и как у них возникло государство, как они мужественно сражались за свою независимость, как постепенно свободные общинники превращались в крепостных крестьян; знать крестьянские выступления и революционные события; знать достижения культуры на протяжении веков и т. п. Образовательны е задачи курса « Человек и общест во» 2. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого. Например, учитель стремится создать у них представления об образе жизни, занятиях, орудиях труда, верованиях и обычаях жителей славянского поселка; представления о героической обороне древнерусских городов во время монголо-татарского нашествия и т. п. Усвоение этих представлений послужит основой для понимания учащимися с нарушением интеллекта особенностей жизни, труда и борьбы людей в далеком прошлом. При изучении каждой новой темы формируются и соответствующие исторические представления об изучаемых событиях, явлениях, героях. Образовательны е задачи курса « Человек и общест во» 3. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. Конечно, эта задача не может быть решена столь полно, как в общеобразовательной школе, с учетом трудностей усвоения понятий с большой степенью обобщенности учащимися с нарушением интеллекта, непонимания ими причинно-следственных зависимостей между историческими событиями. Но при правильном отборе материала, доступного школьникам по содержанию и объему, приемов и методов обучения и оказании своевременной помощи учителем эта задача может успешно решаться в условиях специального обучения. Образовательны е задачи курса « Человек и общест во» 4. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей). Образовательны е задачи курса « Человек и общест во» 5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 1. Гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны). Эта задача является наиболее трудной для решения ее в специальной (коррекционной) школе. Но, обратившись к историческим примерам, учитель может способствовать воспитанию необходимых качеств в своих учениках. На примере восстания декабристов с учениками поразмышлять, в чем состоял их гражданский подвиг. Или на примерах жизни наших современников, таких выдающихся личностей отечественной науки, как А. Д. Сахаров, Д.С. Лихачев. Учитель должен подбирать ситуации из жизни и обсуждать их с учениками с позиции проявления гражданского долга. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 2. Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев, героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся специальной школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 3. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (это воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде). В мирное время успехи в развитии страны также достигались в совместной деятельности всех республик, всего народа (например, крупнейшие стройки первых пятилеток, восстановление страны после победы над фашизмом и т. п.). Дальнейшее развитие России также зависит от совместных усилий проживающих в ней народов, т. к. наше государство по-прежнему остается многонациональным. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 4. Нравственное воспитание учащихся (это воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.). Эта задача тесным образом связана с первыми тремя, но в то же время она подразумевает и такие аспекты, которые не обязательно связаны с гражданским долгом или патриотизмом. Развитие общества на современном этапе порождает много проблем, которые необходимо обсуждать с учениками специальной (коррекционной) школы и оценивать происходящее. Это, например, проблемы нищих и бездомных детей, брошенных родителями, проблемы преступности и многое другое. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 5. Эстетическое воспитание учащихся (это воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса). Решению этой задачи в курсе истории способствует привлечение различных средств наглядности на уроках, организация экскурсий. С другой стороны, эстетическое воспитание осуществляется посредством изучения развития культуры в разные исторические эпохи. Например, ученики знакомятся с праздниками, обычаями, традициями древних славян, искусством древнерусских ремесленников, архитектурным обликом старинных городов, достижениями культуры в более поздние века. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 6. Трудовое воспитание учащихся (это привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться). Эта задача наиболее актуальна в специальной (коррекционной) школе, выпускники которой должны быть не только практически, но и психологически подготовлены к трудовой деятельности. Решается эта задача на протяжении всего курса истории, т. к. основные его идеи – следующие: труд – основа жизни на Земле, все материальные и духовные богатства созданы трудом людей, труд – основа прогресса в развитии общества. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 7. Экологическое воспитание учащихся (это воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений). Конечно, на уроках истории эта задача не решается так широко, как на уроках географии и естествознания, но и на историческом материале можно показать, как люди вторгались в окружающую среду, строя крупные гидроэлектростанции и гиганты-комбинаты; рассказать о Чернобыльской трагедии, повлиявшей на судьбы многих людей; поговорить о способах защиты окружающей среды, которые существуют в современном мире (например, «движение зеленых», «Красная книга»). Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 8. Правовое воспитание учащихся (это воспитание правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы). Эта задача имеет очень большое значение для социальной адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы, и в курсе истории она решается на протяжении всех трех лет его изучения. Изучая историю нашей Родины с древнейших времен до революции, школьники знакомятся с неравным положением разных классов в обществе с функциями государства на протяжении разных эпох. Воспит ательны е задачи курса « Человек и общест во» 9. Формирование мировоззрения учащихся (мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом). Конечно, сформировать мировоззрение учащихся с нарушением интеллекта очень непросто, но это не означает, что в специальной школе от решения такой задачи можно отказаться. Научные знания, полученные учащимися в курсе истории, служат цели непосредственной практической ориентации в окружающей социальной реальности. Нравственные и правовые принципы и нормы регулируют взаимоотношения, поведение людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему миру. Школа должна не только формировать знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Понятие «развивающее обучение» закладывает основы самостоятельного мышления учащихся. Важную роль в решении вопроса о значении обучения для развития ребенка сыграли идеи Л.С. Выготского, считавшего, что хорошо организованное обучение идет впереди развития и строится на тех психических функциях, которые еще не созрели. В концепции Л.С. Выготского большое значение имеет учение о двух уровнях умственного развития ребенка: первый уровень – его актуальное развитие, второй – зона ближайшего развития. Роль обучения состоит в том, что оно создает зону ближайшего развития, которая переходит в актуальное развитие. Процесс обучения любому предмету в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая контингент учащихся. При обучении истории коррекционноразвивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоциональноволевой сферы, личностных качеств с учетом как типических общих закономерностей развития детей с нарушением интеллекта, так и структуры нарушения каждого ученика. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» 1. Развитие и коррекция внимания. Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушением интеллекта, учитель истории должен проводить работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» Исторический материал интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуется сюжетное изложение захватывающего события (например, военных походов киевских князей, штурма Измаила) и объяснение менее интересного материала (например, принятия первого пятилетнего плана), поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого необходимо на уроках разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Так, например, от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, чтобы затем провести беседу по обсуждению изученного материала. 2. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» Развитие и коррекция восприятия. Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» 3. Развитие и коррекция воображения. Воображение обогащает деятельность других психических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать у учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе обучения истории. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащихся; иногда оно изменяет представления, модернизирует их, поэтому учитель должен проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или их исправлению, давая, прежде всего, точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» 4. Развитие и коррекция памяти. Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т. е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство учащихся специальной школы отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Учитель должен не только продумать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» Достигается это с помощью следующих приемов: а) изложение материала учителем по плану (план может быть записан на доске); б) умелое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность; в) объяснение исторических терминов-понятий, их запись на доске или на карточках; г) запись дат, названий, имен; д) установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно; е) хорошо проведенное закрепление материала на уроке. Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» 5. Развитие и коррекция мышления. Исторический материал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо понимают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особенность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам...», – считают специалисты. Для развития и коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка. Н.Б. Лурье считает, что «наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи, например: «Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась? » Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала». Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» 6. Развитие и коррекция речи. Каждый учитель истории знает, как трудно бывает учащимся с нарушением интеллекта выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника). Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» На уроках должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как: а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы); б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов); в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств); г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи); д) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное). Коррекционно-развивающие задачи курса « Человек и общест во» 7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. В фактах прошлого учащиеся специальной (коррекционной) школы учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине и т. п. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет дальше.
«Задачи, структура и содержание курса «Человек и общество»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot