Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ №1
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
« Человек и общест во»
К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ
Баблумова Марина Евгеньевна
ЛЕКЦИЯ №1
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
« Человек и общест во»
Современные федеральные государственные образовательные
стандарты предлагают подходы, позволяющие максимально
учитывать своеобразие психического и личностного развития
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Изменения приоритетов в обучении и воспитании коснулись
всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе детей и
подростков с умственной отсталостью.
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
« Человек и общест во»
В практике обучения детей с умственной отсталостью история
как самостоятельный предмет впервые появилась в 1960 г., но
вплоть до 1994 г. обучение детей осуществлялось на основе
программ для общеобразовательной школы и дидактического
пособия «Эпизодические рассказы по истории СССР» (авторы Т.
С. Голубева, Л. С. Геллерштейн). Идеологическая концепция
исторического образования лиц с умственной отсталостью,
сложившаяся в советский период, не позволяла специалистам
осуществлять научную разработку методики преподавания
истории, хотя в указанный период появились специальные
методики по русскому языку, математике, географии и другим
предметам.
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
« Человек и общест во»
Как и другие предметы гуманитарного цикла, содержание
истории до 1991 г. носило политизированный характер, что
усложняло его восприятие и понимание умственно отсталыми
школьниками. Особое внимание уделялось изучению
революционных событий, биографий революционеров, героев
гражданской войны, личности В. И. Ленина и его соратников. В
учебной программе были такие темы, как «Рассказы о
строительстве коммунизма в нашей стране»,
«Коммунистическая партия – руководитель и организатор
коммунистического строительства» и др. На изучение этих
разделов отводилось значительное количество учебного
времени.
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
« Человек и общест во»
Учебный предмет «Мир истории» и «История Отечества»
относится к предметной области «Человек и общество»,
относящейся к обязательной части учебного плана. В учебном
плане предмет представлен с 6 по 9 год обучения:
6 класс – 68 часов в год;
7 класс – 68 часов в год;
8 класс – 68 часов в год;
9 класс – 68 часов в год.
Итого за период обучения с 6 по 9 класс – 272 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек
и общест во»
Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве
введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается
в линейно-концентрической системе, состоящей из следующих
разделов:
1. Введение (Имя, отчество семья, родословная человека).
2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
3. О том, что такое время и как его изучают.
4. Что изучает наука история.
5. История Древнего мира.
6. История вещей. Занятия человека на Земле.
7. Человек и общество.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек
и общест во»
С 7 по 9 классы начинается системное изучение истории Отечества.
Идентификационными признаками программы для указанных классов
является преобразование первичных представлений и понятий в
непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического
образования с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся и
задач их развития в ходе обучения. Содержание программы в 7-9 классах
сохраняет названные выше принципы, реализуется на основе событийнохронологических явлений в адаптированном варианте.
Работа по достижению личностных результатов направлена на понимание
причинно- следственных связей, формирование представлений о
многофакторности исторических процессов, расширение лексики и
навыков связной устной и письменной речи с использованием словпонятий. Особое внимание уделяется социальному и культурному
аспектам, воспитанию гражданственности, патриотизма.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек
и общест во»
В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная
история (история древнего мира, средних веков, нового и
новейшего времени), история Отечества изучается не дважды,
как в общеобразовательной школе система двух концентров: с 5
по 9 и в 10–11 классах, а только один раз.
Такой подход к изучению исторического материала
определяется тем, что школьники с нарушением интеллекта не
в состоянии овладеть систематическими курсами из-за
стойкого нарушения познавательной деятельности. За эти годы
обучения истории они могут усвоить наиболее важные события
и явления на доступном для их понимания уровне.
ЗАДАЧИ КУРСА
« Человек и общест во»
«У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек
хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили:
«Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». История изучает
прошлое народов: прошедшие события, жизнь людей, их занятия,
культуру. А культура – это достижения людей в области науки и техники,
образования и искусства. Люди, изучающие историю, справедливо
считают, что она помогает жить. Узнавая прошлое, мы видим, что в
далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды,
лишения... Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась. .. История
учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий
мир» , с таких слов учебника для 5 класса «Рассказы по родной истории»
авторов Н.И. Ворожейкиной, В.М. Соловьева и М.Т. Студеникина
начинается знакомство школьников с новым для них предметом.
В современных условиях, когда говорят о кризисе сложившейся
отечественной системы воспитания, возрастает значение
изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит
ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в
формировании их мировоззрения. С изучения истории
начинается понимание социальной жизни, законов развития
человеческого общества.
Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского
историка В.О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже
тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и
пренебрежение». В.А. Сухомлинский рассматривал историю как
важнейший мировоззренческий предмет: «.. .История Родины –
это наука, представляющая собой могучую вечно живую силу,
творящую гражданина»
Знание истории расширяет кругозор учащихся с умственной
отсталостью, помогает им определить свое место в обществе,
рождает уважение к тому, что создано трудом и героической
борьбой многих поколений. Изучение отечественной истории
особо велико, потому что этот курс воспитывает у школьников
любовь к своей Родине и ее народу.
Решая образовательно-воспитательные задачи курса истории
в специальной (коррекционной) школе, необходимо учитывать
особенности контингента ее учащихся и коррекционную
направленность всего учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на отличие курса истории специальной школы от
курсов отечественной и мировой истории, изучаемых в
общеобразовательной, он является самостоятельным учебным
курсом, соответствующим требованиям исторической,
психологической и педагогической наук, и раскрывает
определенную систему научных понятий, отражает развитие
исторического процесса на основе изучения событий и явлений
в хронологической последовательности с древних времен до
современности.
Курс истории в специальной (коррекционной) школе в силу ее
специфики не может решать задачу полного и всестороннего
показа исторического процесса, поэтому авторы программы
предлагают «сосредоточиться на крупных исторических
событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной
эпохи.
Образовательны е задачи курса « Человек и
общест во»
1.
Изучая историю, учащиеся специальной
(коррекционной) школы должны усвоить важнейшие факты,
которые не только имеют большое образовательное значение,
но и помогают усвоить выводы, полученные в результате
разбора и обобщения фактов. Учащиеся должны знать, как
жили наши далекие предки – восточные славяне, когда и как у
них возникло государство, как они мужественно сражались за
свою независимость, как постепенно свободные общинники
превращались в крепостных крестьян; знать крестьянские
выступления и революционные события; знать достижения
культуры на протяжении веков и т. п.
Образовательны е задачи курса « Человек и
общест во»
2.
Усвоение исторических фактов предполагает создание у
учащихся исторических представлений, отражающих основные
явления прошлого. Например, учитель стремится создать у них
представления об образе жизни, занятиях, орудиях труда,
верованиях и обычаях жителей славянского поселка;
представления о героической обороне древнерусских городов во
время монголо-татарского нашествия и т. п. Усвоение этих
представлений послужит основой для понимания учащимися с
нарушением интеллекта особенностей жизни, труда и борьбы
людей в далеком прошлом. При изучении каждой новой темы
формируются и соответствующие исторические представления
об изучаемых событиях, явлениях, героях.
Образовательны е задачи курса « Человек и
общест во»
3.
Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы
доступных для них исторических понятий, понимание временных,
локальных, причинно-следственных связей, некоторых
закономерностей общественного развития. Конечно, эта задача не
может быть решена столь полно, как в общеобразовательной
школе, с учетом трудностей усвоения понятий с большой степенью
обобщенности учащимися с нарушением интеллекта, непонимания
ими причинно-следственных зависимостей между историческими
событиями. Но при правильном отборе материала, доступного
школьникам по содержанию и объему, приемов и методов
обучения и оказании своевременной помощи учителем эта задача
может успешно решаться в условиях специального обучения.
Образовательны е задачи курса « Человек и
общест во»
4.
Овладение учащимися умением применять знания по
истории, пользоваться ими при изучении исторического
материала (особенно при изучении аналогичных событий), на
других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и
др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в
событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать
их на уровне своих возможностей).
Образовательны е задачи курса « Человек и
общест во»
5.
Выработка умений и навыков самостоятельной работы
с историческим материалом: текстом учебника, историческим
документом, научно-популярной и художественной
литературой, газетой, различным наглядным материалом.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь
составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно
излагать исторический материал, делать небольшие сообщения
на основе дополнительной литературы. Формирование умений и
навыков самостоятельной работы требует индивидуального
подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются
учителем, исходя из возможностей каждого ученика.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
1.
Гражданское воспитание учащихся (воспитание
социальной активности, принципиальности в отстаивании своей
позиции, способности участвовать в общественной жизни,
воспитание чувства ответственности за судьбу страны). Эта
задача является наиболее трудной для решения ее в
специальной (коррекционной) школе. Но, обратившись к
историческим примерам, учитель может способствовать
воспитанию необходимых качеств в своих учениках. На примере
восстания декабристов с учениками поразмышлять, в чем
состоял их гражданский подвиг. Или на примерах жизни наших
современников, таких выдающихся личностей отечественной
науки, как А. Д. Сахаров, Д.С. Лихачев. Учитель должен
подбирать ситуации из жизни и обсуждать их с учениками с
позиции проявления гражданского долга.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
2.
Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание
любви к Родине, своему народу, уважения к историческому
прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее
время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е.
военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие
возможности для осуществления военно-патриотического
воспитания на примере героической борьбы за независимость
Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским
нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая
Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев,
героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат
убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся
специальной школы необходимо показать, что патриотизм
проявляется не только в военное, но и в мирное время.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
3.
Воспитание уважительного отношения к народам
разных национальностей (это воспитание стремления жить
в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных
народов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с
теми, кто оказался в беде). В мирное время успехи в развитии
страны также достигались в совместной деятельности всех
республик, всего народа (например, крупнейшие стройки
первых пятилеток, восстановление страны после победы над
фашизмом и т. п.). Дальнейшее развитие России также
зависит от совместных усилий проживающих в ней народов, т.
к. наше государство по-прежнему остается
многонациональным.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
4.
Нравственное воспитание учащихся (это
воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность,
честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта,
отзывчивость и т. д.). Эта задача тесным образом связана с
первыми тремя, но в то же время она подразумевает и такие
аспекты, которые не обязательно связаны с гражданским
долгом или патриотизмом. Развитие общества на современном
этапе порождает много проблем, которые необходимо
обсуждать с учениками специальной (коррекционной) школы и
оценивать происходящее. Это, например, проблемы нищих и
бездомных детей, брошенных родителями, проблемы
преступности и многое другое.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
5.
Эстетическое воспитание учащихся (это воспитание
умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни,
природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения;
развитие эстетического вкуса). Решению этой задачи в курсе
истории способствует привлечение различных средств
наглядности на уроках, организация экскурсий. С другой
стороны, эстетическое воспитание осуществляется
посредством изучения развития культуры в разные
исторические эпохи. Например, ученики знакомятся с
праздниками, обычаями, традициями древних славян,
искусством древнерусских ремесленников, архитектурным
обликом старинных городов, достижениями культуры в более
поздние века.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
6.
Трудовое воспитание учащихся (это привитие
уважения к людям труда и результатам их трудовой
деятельности, воспитание добросовестного и ответственного
отношения к труду, понимания необходимости труда и
готовности трудиться). Эта задача наиболее актуальна в
специальной (коррекционной) школе, выпускники которой
должны быть не только практически, но и психологически
подготовлены к трудовой деятельности. Решается эта задача на
протяжении всего курса истории, т. к. основные его идеи –
следующие: труд – основа жизни на Земле, все материальные
и духовные богатства созданы трудом людей, труд – основа
прогресса в развитии общества.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
7.
Экологическое воспитание учащихся (это
воспитание бережного отношения ко всему окружающему,
забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей
среды, сохранении ее для будущих поколений). Конечно, на
уроках истории эта задача не решается так широко, как на
уроках географии и естествознания, но и на историческом
материале можно показать, как люди вторгались в
окружающую среду, строя крупные гидроэлектростанции и
гиганты-комбинаты; рассказать о Чернобыльской трагедии,
повлиявшей на судьбы многих людей; поговорить о способах
защиты окружающей среды, которые существуют в
современном мире (например, «движение зеленых», «Красная
книга»).
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
8.
Правовое воспитание учащихся (это воспитание
правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам,
стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к
тем, кто нарушает законы). Эта задача имеет очень большое
значение для социальной адаптации выпускников специальной
(коррекционной) школы, и в курсе истории она решается на
протяжении всех трех лет его изучения.
Изучая историю нашей Родины с древнейших времен до
революции, школьники знакомятся с неравным положением
разных классов в обществе с функциями государства на
протяжении разных эпох.
Воспит ательны е задачи курса « Человек
и общест во»
9.
Формирование мировоззрения учащихся
(мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и
убеждений, определяющих направление деятельности и
отношение к действительности отдельного человека,
социальной группы или общества в целом). Конечно,
сформировать мировоззрение учащихся с нарушением
интеллекта очень непросто, но это не означает, что в
специальной школе от решения такой задачи можно отказаться.
Научные знания, полученные учащимися в курсе истории,
служат цели непосредственной практической ориентации в
окружающей социальной реальности. Нравственные и правовые
принципы и нормы регулируют взаимоотношения, поведение
людей и вместе с эстетическими взглядами определяют
отношение к окружающему миру.
Школа должна не только формировать знания, умения и навыки
учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать
развитию детей. Понятие «развивающее обучение»
закладывает основы самостоятельного мышления учащихся.
Важную роль в решении вопроса о значении обучения для
развития ребенка сыграли идеи Л.С. Выготского, считавшего,
что хорошо организованное обучение идет впереди развития и
строится на тех психических функциях, которые еще не
созрели.
В концепции Л.С. Выготского большое значение имеет учение о
двух уровнях умственного развития ребенка: первый уровень –
его актуальное развитие, второй – зона ближайшего развития.
Роль обучения состоит в том, что оно создает зону ближайшего
развития, которая переходит в актуальное развитие.
Процесс обучения любому предмету в специальной
(коррекционной) школе носит развивающий характер и
одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая
контингент учащихся. При обучении истории коррекционноразвивающие задачи определяются особенностями развития
психических процессов учащихся специальной (коррекционной)
школы, и реализация этих задач должна быть направлена на
развитие познавательной деятельности, речи, эмоциональноволевой сферы, личностных качеств с учетом как типических
общих закономерностей развития детей с нарушением
интеллекта, так и структуры нарушения каждого ученика.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
1.
Развитие и коррекция внимания. Внимание
является обязательным компонентом учебно-познавательной
деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания
школьников с нарушением интеллекта, учитель истории должен
проводить работу по его развитию и коррекции. Формирование
интереса к предмету, создание на уроке атмосферы
доброжелательности и вместе с тем требовательности к
выполнению заданий будут способствовать поддержанию
внимания учащихся на уроках.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
Исторический материал интересен и разнообразен по
содержанию. На одном уроке часто чередуется сюжетное
изложение захватывающего события (например, военных
походов киевских князей, штурма Измаила) и объяснение менее
интересного материала (например, принятия первого
пятилетнего плана), поэтому важно развивать такие качества
произвольного внимания учащихся, как устойчивость,
распределение, переключение. Для этого необходимо на уроках
разнообразить источники знаний и приемы учебной работы,
постепенно увеличивая продолжительность однородной
деятельности. Так, например, от выборочного чтения небольших
фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно
подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста
учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, чтобы
затем провести беседу по обсуждению изученного материала.
2.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
Развитие и коррекция восприятия. Учащиеся на
каждом уроке истории знакомятся с разнообразными
событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в
непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому
история относится к предметам, где очень важна полноценность
восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс
развития общества, особенности жизни в разные эпохи).
Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия,
учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные
сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и
отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять
громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо
воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые
записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно
рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к
наглядному оформлению уроков истории.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
3.
Развитие и коррекция воображения. Воображение
обогащает деятельность других психических процессов,
неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по
себе, поэтому его также необходимо развивать у учащихся
специальной (коррекционной) школы в процессе обучения
истории. История знакомит школьников с событиями прошлого,
и полнота их восприятия достигается с помощью воображения
учащихся; иногда оно изменяет представления, модернизирует
их, поэтому учитель должен проводить коррекционную работу
по предупреждению возникновения неверных представлений
или их исправлению, давая, прежде всего, точное описание
объектов, участников и хода самих исторических событий,
привлекая разнообразные средства наглядности для создания
верных образов.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
4.
Развитие и коррекция памяти. Учащиеся должны
помнить изучаемые события, место и время их совершения,
участников (т. е. факты, даты, географические названия,
имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство
учащихся специальной школы отличаются слабой памятью,
имеют тенденцию заучивать, механически запоминать
материал без его осмысления. Учитель должен не только
продумать методику изложения материала, но и работу по его
разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
Достигается это с помощью следующих приемов:
а) изложение материала учителем по плану (план может быть
записан на доске);
б) умелое построение рассказа, его эмоциональность,
выделение главного в содержании, опора на наглядность;
в) объяснение исторических терминов-понятий, их запись на
доске или на карточках;
г) запись дат, названий, имен;
д) установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и
для чего это нужно;
е) хорошо проведенное закрепление материала на уроке.
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
5.
Развитие и коррекция мышления. Исторический
материал требует глубокого осмысления, что является сложной
задачей для учащихся специальной (коррекционной) школы, т.
к. их мышление «отличается инертностью; они плохо понимают
сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особенность
мышления умственно отсталых детей, учитель должен
тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и
хорошо продумывать форму своего изложения; только
предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть
доступен ученикам...», – считают специалисты.
Для развития и коррекции мышления учащихся специальной
(коррекционной) школы необходимо ставить перед ними такие
познавательные задачи, которые постоянно требовали бы
известного интеллектуального напряжения, заставляли бы
думать ребенка.
Н.Б. Лурье считает, что «наряду с вопросами, требующими
работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления
детей ставить такие вопросы, когда на основании старых,
известных связей нужно образовывать новые связи, например:
«Почему мы считаем, что после отмены крепостного права
жизнь крестьян не улучшилась? » Эти вопросы могут ставиться
как при повторении старого материала, так и в процессе
изложения учителем нового материала, а также при
закреплении материала».
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
6.
Развитие и коррекция речи. Каждый учитель
истории знает, как трудно бывает учащимся с нарушением
интеллекта выразить свою мысль, связно передать содержание
рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не
может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа
над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках
истории большое место. Для этого используются внешние
опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины,
иллюстрации учебника).
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
На уроках должна вестись работа по развитию таких качеств
речи учащихся, как:
а) содержательность (по возможности правильное, полное,
конкретное освещение темы);
б) логичность (последовательность изложения, обобщение
фактов, формулирование выводов);
в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и
чувств);
г) правильность (соблюдение норм литературного языка,
чистота речи);
д) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать
их, составлять план, обсуждать прочитанное).
Коррекционно-развивающие задачи курса
« Человек и общест во»
7.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой
сферы. В фактах прошлого учащиеся специальной
(коррекционной) школы учатся видеть борьбу добра и зла,
справедливости и несправедливости; различают тружеников и
бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п. При
правильной подаче и дозировке материала, эмоционально
насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у
учащихся возникает свое отношение к событиям и их
участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным,
уважение к результатам человеческого труда, гордость за
великие достижения, любовь к Родине и т. п. Это значит, что
ученики не только понимают материал, но и эмоционально
откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет
дальше.