Язык и речь
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Язык и речь
План
1. Язык и речь как два аспекта языкового бытия.
2. Разработка проблемы языка и речи в истории языкознания.
3. Проблема «Язык и речь» в современной лингвистике:
а) язык и речь. Статический и динамический аспекты языка как механизм
выполнения им коммуникативной функции;
б) язык и речь: вопрос о специфике речи;
в) язык и речь: единицы языка и единицы речи.
4. Значение темы «Язык и речь» для практики преподавания языка.
Экзаменационные вопросы
7. Язык и речь. Статический и динамический аспекты языка как механизм
выполнения им коммуникативной функции.
8. Язык и речь: вопрос о специфике речи.
9. Язык и речь: единицы языка и единицы речи.
Лекционные материалы
Язык – термин многозначный, он имеет два значения.
Термин язык в широком понимании используется для обозначения языка
как орудия коммуникации и абстрактного мышления, мыслительно-познавательной деятельности. Он существует в двух проявлениях, аспектах, которые
называют языком и речью.
Таким образом, термин язык как обозначение одного из аспектов языка в
широком смысле употребляется в узком значении.
Термин язык в узком понимании используется для обозначения системы
средств общения, системы языковых элементов, используемых, реализуемых в
актах коммуникации и мыслительно-познавательной деятельности людей. При
этом система – это внутренне организованное и упорядоченное единство элементов, связанных между собой устойчивыми отношениями.
Речь – это использование элементов языковой системы в коммуникативной и мыслительно-познавательной деятельности с целью порождения речевых произведений.
Вильгельм фон Гумбольдт впервые в языкознании выделил в языке две
сферы, известным образом соотносимые с понятиями язык и речь:
ergon (греч.) – язык как система, в его потенциальном состоянии;
energeia – язык в действии, язык как деятельность.
Однако это идея для своего времени оказалась преждевременной и весь
XIX век не была востребована.
Становление проблемы язык и речь произошло лишь в начале XX века.
Честь утверждения этой проблемы принадлежит шведскому ученому Фердинанду де Соссюру.
Обращение к проблеме языка и речи обусловлено утверждением в лингвистике на рубеже XIX- XX веков двух идей:
1) идеи социальной сущности языка и
2) идеи о системном характере языка.
В начале XX века в курсе общей лингвистики де Соссюр сформулировал
свою лингвистическую концепцию, которая приобрела вид трех антиномий,
первую из которых он определил как антиномию языка и речи.
Ученый выделил три явления: язык, речь и речевая деятельность, которую он понимал как сумму языка и речи. Более детальной характеристики речевой деятельности в трудах де Соссюра мы не находим.
По де Соссюру, язык – это инвентарь языковых единиц, система средств
общения, а речь – процессы индивидуального говорения и понимания. Язык и
речь неразрывно связаны между собой. Однако это различные явления.
Таким образом, выделив в общей массе языковых явлений язык и речь, де
Соссюр допустил ошибку метафизического характера, признав эти явления не
разными аспектами одной сущности, а явлениями совершенно разной природы.
Признание языка и речи разными аспектами одной сущности предполагает, что
наряду с чертами различия между с ними существуют и общие черты. Де Соссюр, признав язык и речь различными сущностями, одни из этих явлений отнес только к языку, а другие свойства отнес только к речи. В силу этого язык и
речь получили в его концепции в известной мере одностороннее толкование.
Он признал язык явлением социальным и психическим, а речь – явлением – соответственно – индивидуальным и материальным, физическим.
Де Соссюр был учеником младограмматиков, которые в своей лингвистической концепции исходили из признания языка явлением индивидуальным и
психическим. Де Соссюр сумел преодолеть индивидуализм младограмматиков
и совершенно справедливо пришел к выводу о социальной сущности языка.
Однако, преодолев индивидуализм младограмматиков, он не смог
преодолеть их психологизма. Де Соссюр, как и младограмматики, признал
язык психической сущностью, т. е. явлением, существующим в сознании его
носителей, в памяти, в психике. Признание языка исключительно психическим
явлением привело ученого
1) к очень своеобразной трактовке социальной сущности языка и
2) к неразрешимому противоречию между признанием языка одновременно психической и социальной сущностью.
Общепринятое понимание социальной сущности языка строится на признании того, что язык является орудием коммуникации. Именно коммуникативная функция делает язык социальным явлением. Для де Соссюра язык социален
не потому, что он обладает коммуникативной функцией, а потому, что язык как
система элементов существует в сознании, психике, памяти языкового коллектива. Это было узкое, неполное, ограниченное понимание, поскольку признание языка исключительно психическим явлением означает, что язык понимается как система, которая существует только в сознании его носителей и не имеет
материального воплощения.
Как мы знаем, социальной сущностью язык делает его коммуникативная
функция. Однако коммуникация предполагает использование языковой системы и ее единиц, элементов в материальном воплощении, в звуках речи. Коммуникация на основе сугубо психического бытия языковых единиц невозможна.
Языковые элементы, хранящиеся в памяти носителя языка, не могут непосредственно переходить из сознания одного индивидуума в сознание другого носителя языка. Для этого необходима материальная реализация этих единиц.
Поэтому, провозгласив язык чисто психической сущностью, де Соссюр лишил
его материального проявления и сделал, таким образом, не пригодным для общения. Иными словами, психологизм де Соссюра вступил в неразрешимое противоречие с его социологизмом. Такое положение оказалось результатом удаления всего физического из языка, отнесения всего физического только к речи.
Речь для де Соссюра – явление индивидуальное и материальное.
Речь обладает индивидуальными чертами. Большой заслугой де Соссюра
было то, что он впервые в истории языкознания раскрыл содержание индивидуальной стороны речи и тем самым разрешил кажущееся противоречие между
социальной сущностью языка и индивидуальным характером мысли. Индивидуальность мысли каждого человека обеспечивает необходимость коммуникации между людьми. Если бы в сознании людей были бы одни и те же мысли, то
не возникала бы необходимость передавать друг другу то, что уже всем давно и
хорошо известно.
Возникает вопрос: каким образом люди, пользуясь социальными по своей
природе, т. е. общими для всех носителей языка элементами языковой системы,
выражают бесконечное многообразие своих индивидуальных мыслей?
Де Соссюр, рассмотрев речь как индивидуальное явление, дал ответ на
этот вопрос. Он показал, что в речи говорящий или пишущий создает из социальных по своей природе элементов языковой системы их индивидуальные сочетания, в которых и воплощаются его индивидуальные мысли. (Сегодня днем
еще очень тепло, но к вечеру ожидается похолодание.)
Тем не менее следует отметить, что де Соссюр был неправ, признавая
речь только индивидуальным по своему характеру явлением. Речь не только
индивидуальна, но и социальна. Речевая деятельность представляет собой двусторонний процесс, который предполагает наличие не только говорящего, но и
собеседника. Коммуникативная функция языка осуществляется в речи, через
речь. Ошибкой ученого было то, что он все социальное отнес только к языку.
Положительный момент состоит в том, что де Соссюр впервые выделил в
самой речи две стороны:
1) сам процесс говорения и
2) продукт, результат процесса говорения – речевое произведение.
Таким образом, взаимоотношения языка и речи получили в концепции де
Соссюра одностороннее истолкование. Сопоставляя эти два явления, ученый
признавал основным язык. Речь – это нечто второстепенное, случайное и побочное. При этом он полностью отрицал специфику речи и указывал на то, что
в речи нет ничего такого, чего бы не было в языке.
Сама постановка проблемы языка и речи, попытка ее решения представляли собой факт огромной значимости для науки о языке.
Разграничив язык и речь, де Соссюр сделал это различие одним из принципов научного исследования языка.
Как принцип научного исследования языка проблема языка и речи
предопределила основные направления развития лингвистики в пределах всего
XX века.
• Выделение языка как системы средств общения предопределило становление и развитие в первой половине XX века такого универсального для лингвистики направления, как структурализм, который занимался изучением системной организации языка. После того, как структурализм во многом исчерпал
свою проблематику, началось интенсивное изучение речи.
• Анализ речи как процесса составил содержание таких научных дисциплин, как теория речевой деятельности и психолингвистика.
• Изучение второй стороны речи – речевых произведений, текстов - привело к возникновению социолингвистики, прагмалингвистики, функциональной
лингвистики и лингвистики текста (текстлингвистики), которые изучали закономерности и способы организации текста как лингвистического явления.
Дальнейшая разработка проблемы языка и речи велась и ведется в плане
признания этих явлений не различными, самостоятельными сущностями, а
разными аспектами одной сущности.
Проблема языка и речи разрабатывается в трех основных направлениях:
1) в плане анализа отношений между языком и речью, конкретнее – в
плане изучения сфер существования, бытия языковой системы и взаимоотношения в ней физического и психического начал;
2) в плане выявления специфики речи;
3) в плане разграничения единиц языка и единиц речи.
Дальнейшей разработкой проблемы языка и речи занимался английский
лингвист Алан Гардинер. В 1933 году он опубликовал статью, которая называлась «Различия между языком и речью». В трактовке этих явлений Гардинер во
многом шел за де Соссюром, но он впервые поставил вопрос о специфике речи
и выдвинул тезис, согласно которому речь имеет свою специфику.
Специфика речи, по Гардинеру, - это сверхъязыковой остаток: если из
текста удалить то, что относится к языку, то, что останется, и составит специфику речи.
В плане изучения взаимоотношений языка и речи, сфер бытия языковой
системы большое значение имеет работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознания» (1931).
Академик Щерба выдвинул три аспекта языкового бытия:
1) речевая деятельность;
2) языковой материал;
3) языковая система.
Сущность этих аспектов имеет определенную соотнесенность с языковыми аспектами де Соссюра, но раскрывается Щербой во многом с иных, диаметрально противоположных позиций.
Речевая деятельность в концепции Щербы – это процессы говорения и
понимания на каком-либо языке. Понятие речевой деятельности соотносится у
Щербы с понятием речи как процесса в концепции де Соссюра. Но для де Соссюра речь как процесс – явление индивидуальное, это процесс говорения. Л.В.
Щерба, напротив, подчеркивал социальный характер речевых процессов, для
него это процессы двусторонние, социальные.
Языковой материал в концепции Щербы – это совокупность всего говоримого и понимаемого на каком-либо языке в определенный период жизни языкового коллектива, это тексты. Понятие языкового материала у Щербы соотносится с понятием речи как продукта в концепции де Соссюра.
Языковая система в концепции Щербы – это то, что объективно заложено в языковом материале и что извлекается из него исследователями. Из этого
следует, что Щерба считает основной сферой бытия языковой системы не
сознание носителя языка (как у де Соссюра), а речевые произведения. В речевых произведениях система и ее элементы выступают в своем материальном
воплощении. Это значит, что для академика Щербы языковая система не психическая, а психофизическая сущность.
Признав языковую систему психофизической сущностью, Щерба тем самым указал на коммуникативную функцию языка и обосновал положение о
языке как социальном явлении с иных позиций. А именно. Орудием коммуникации язык делает его психофизическая природа, а коммуникативная функция в
свою очередь обусловливает социальную сущность языка.
Раньше много писали о языке как о психическом и индивидуальном явлении. Щерба не отрицал того, что система языка оказывается заложенной в памяти носителей языка, но эти индивидуальные психические системы, указывает
Щерба, не составляют языка. Потому что:
1) они представляют собой индивидуальные проявления языка как социальной сущности;
2) они вторичны по отношению к языковой системе в ее психофизическом воплощении в языковом материале, т. е. в текстах.
По мнению Л.В. Щербы, языковая система имеет два способа реализации, две сферы бытия:
1) языковой материал (речевые произведения, тексты), в котором языковая система реализуется как психофизическое явление;
2) память, психика носителя языка, где языковая система существует как
психическое явление (это вторая, производная от первой сфера бытия языковой
системы).
Дальнейшая разработка проблемы языка и речи связана с именем профессора Александра Ивановича Смирницкого. В 1954 году он опубликовал брошюру «Объективность существования языка», в которой затронул все три направления, по которым разрабатывалась эта проблема в рамках XX столетия.
А.И. Смирницкий вслед за Щербой утверждал, что речь представляет собой основную сферу бытия языковой системы, язык – это психофизическое явление.
А.И. Смирницкий указал на полное и неполное существование языка.
Полное существование языка – это язык в его психофизическом воплощении в речи, в речевых произведениях.
Неполное существование языка – это язык в его психическом воплощении, существовании в памяти, в психике носителей языка. Неполное существование языка – это знание языка.
Знание языка – психическое образование, речь – психофизическое воплощение языка.
В определении специфики речи Смирницкий ориентировался на Гардинера. По мнению профессора Смирницкого, сверхъязыковой остаток, определяющий специфику речи, образуется следующими элементами:
1) особенности произнесения речи отдельными людьми;
2) субъективное использование слов и их значений;
3) элементы звукописи – аллитерация, ассонанс;
4) лексическое наполнение моделей словосочетаний и предложений (модели – явления языка, но их конкретное наполнение осуществляется говорящим
в речи).
На проблему разграничения единиц языка и единиц речи в настоящее время в науке сформировались две точки зрения.
Первым вопрос о единицах языка и единицах речи поставил наш отечественный ученый профессор Александр Иванович Смирницкий. Основным
принципом разграничения единиц языка и единиц речи он считал принцип воспроизводимости единиц языка и производимости единиц речи.
Единицы языка хранятся в памяти, следовательно, они существуют как
готовые элементы и в речи не производятся, не создаются, а воспроизводятся в
готовом виде. К единицам языка относятся типовые звуки речи – фонемы, морфемы, слова, модели словоформ, фразеологические единицы, модели (=образцы) словосочетаний и предложений. Они в готовом виде хранятся в памяти и в
процессе речи из памяти извлекаются.
Единицы речи отличаются от единиц языка тем, что они создаются, продуцируются, производятся в процессе речи. Это конкретные словосочетания и
предложения и слова-окказионализмы. Это создаваемые единицы. В речи конкретные словосочетания и предложения мы строим из типовых единиц, которые хранятся в памяти в готовом виде.
Модель словосочетания: сущ. + прил. – единица языка. В речи эта модель
наполняется конкретным содержанием: интересная книга, пасмурная погода,
верный друг и т. д. Модель хранится в сознании, а в речи мы наполняем ее конкретным содержанием.
В речи мы строим, создаем конкретные предложения, которые называются высказывания. Все, что создается в речи, а не хранится в памяти в готовом
виде, не воспроизводится, а производится – это единицы речи.
Это первая точка зрения на проблему разграничения единиц языка и единиц речи.
Позднее, в процессе изучения системной организации языка, была выдвинута вторая точка зрения по данной проблеме. Наиболее четко она изложена
в книге Юрия Сергеевича Степанова «Основы общего языкознания» Основным
принципом различения единиц языка и единиц речи здесь стал принцип абстрактного характера единиц языка и конкретного характера единиц речи.
Единицы языка в таком понимании – это виртуальные, инвариантные
(основа вариантов), типовые единицы, выступающие в отвлечении от языкового материала (т. е. в отвлечении, абстрагировании от речи). Следовательно, эти
единицы существуют в сознании, в психике как единицы целиком психические.
Единицы речи в данной трактовке – это конкретные, актуальные, вариантные психофизические реализации единиц языка в речи.
Соответственно к языковым единицам относятся фонема, морфема, лексема (слово в единстве всех его форм и в единстве всех его лексических значений как оно представлено в словарной статье), структурные схемы (модели)
словосочетаний и предложений. Соответственно единицами речи являются аллофоны (варианты фонемы), алломорфы (варианты морфем), т. е. позиционные
разновидности фонемы и морфемы, как они звучат в речи в зависимости от фонетической позиции.
/
/
/
/
/
, э
[воды – вот - вда - въдвос – въд и нои]
Фонема о (единица языка) представлена в речи различными своими вариантами: [о - (I / ) – ъ (II /)]. Варианты фонемы о представляют собой ее позиционные разновидности в зависимости от условий их положения в речевом потоке, представляют собой аллофоны фонемы о, т. е. единицы речи.
Морфема [вод] (единица языка) выступает в зависимости от фонетической позиции в виде алломорфов: [вод – вот – вд – въд – въд,] (единицы
речи).
Как реализует себя лексема (слово в единстве всех его форм и в единстве
всех его лексических значений)? В речи выступают конкретные слова, реализация лексем в виде конкретного слова с одним лексическим значением и в одной
грамматической форме, слова – окказионализмы (авторские неологизмы). В памяти слово хранится в единстве всех его лексических значений и грамматических форм, т. е. в виде лексемы.
Далее – совпадение с точкой зрения Смирницкого: в языке – модели словосочетаний и предложений, в речи – конкретные словосочетания и предложения, которые мы строим по этим моделям, т. е. словосочетания и предложения
в их конкретном лексическом наполнении.
N1 (модель односоставного номинативного предложения со значением общего существования предмета – единица языка). Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
(конкретные предложения в их конкретном лексическом наполнении, построенные по этой модели – единицы речи).
Профессор Т.П. Ломтев в 1961 году опубликовал статью «Язык и речь», в
которой рассматривал вопрос о взаимоотношении языка и речи. По мнению
Ломтева, эти два явления – язык и речь – соотносятся как сущность и ее проявление. С философской точки зрения язык есть речь, взятая со стороны общего
и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного и переменного.
В плане гносеологическом (философском) язык и речь следует рассматривать как явления разной степени абстракции: язык – это общее, абстрактное,
речь – отдельное, конкретное. Структура языка, будучи явлением абстрактным,
в отдельности не наблюдается, исследователю доступна только речь, в которой
и реализуется языковая система. Если же языковая система в речи не реализуется, она существует потенциально. На парадоксальный вопрос лингвиста В. Пизани, существует ли язык юкагиров, когда все 200 человек, говорящих на нем
«спят и не видят снов», следует ответить утвердительно. «…Язык существует
как до речи (потенциально), так и в речи (реально)» (Мыркин В.Я. Некоторые
вопросы понятия речи в корреляции: язык – речь», с. 104).
Значимым в гносеологическом плане является вопрос об отношении языка и речи к мышлению.
Виталий Иванович Кодухов писал, что «языковые значения представляют
собой отчужденные мышления». Иными словами, в языковых значениях фиксируются, закрепляются результаты мыслительно-познавательной деятельности
народа и закрепляются результаты работы социального сознания. Это значит,
что языковые значения представляют собой наиболее общие, универсальные
знания этноса о мире, вырабатываемые им в процессе многовекового познания
этого мира. Поэтому в науке принято говорить о существовании особого языкового знания о мире, воплощенного в виде значений языковых единиц. И ребенок, усваивая язык, тем самым овладевает известной суммой знаний о мире, которые человечество выработало и закрепило в языке. Возникая как результат
познания народом мира, как результат деятельности социального сознания языковые значения в то же время служат основой осуществления мыслительнопознавательных процессов и базой для формирования нового мыслительного
содержания.
Свою мыслительную деятельность человек осуществляет в речи, через
речь. Речь представляет собой последовательность индивидуальных сочетаний
языковых единиц и – соответственно – последовательность значений этих единиц. Эти комбинации составляют основу осуществления мыслительно-познавательного процесса, основу нового мыслительного содержания. Речь также фиксирует, закрепляет знания о мире, как и язык. Однако эти знания посредством
речевых произведений лишены того универсального характера, который свойствен языковым знаниям. Речевые знания имеют специальный характер. Это
специальные знания, приобретаемые людьми в процессе познания различных
сторон, различных областей действительности (биологические знания существуют в виде статей, монографий по биологии). Речевые знания, воплощенные
в текстах, – это продукт второй степени, производный от языка, сложившийся
на основе наиболее общих знаний – знаний о мире, которые закреплены в системе языка (понятие о ПМС и ВМС).
В плане онтологическом (чисто лингвистическом) система языка является явлением психофизическим. Ломтев считает основной сферой существова-
ния языка – речь. Он интерпретирует это положение с диалектических позиций:
речь есть индивидуальное, психофизическое проявление языка как социальной
сущности.
Специфика речи при этом воплощается в следующем:
1) частотность использования элементов языковой системы в разных
условиях общения;
2) сила произнесения;
3) различные помехи в речи.
В современном понимании язык и речь – это разные аспекты одной сущности – языкового бытия или языка в широком смысле слова.
Язык – это взятая в отвлечении от конкретного языкового материала система языковых элементов. Эта система языка социальна и воплощается в двух
сферах:
1) система языка как психофизическая сущность, воплощенная в речи,
в речевых произведения, в текстах;
2) система языка как психический феномен, существующий в памяти,
сознании носителей языка, это то, что называется знанием языка.
Соответственно этим двум сферам бытия языковой системы говорят о
двух аспектах его проявления (целевого функционирования).
Речь также двуаспектна. Речь – это
1) и непосредственно сам динамический процесс речепорождения, создания текстов и речевосприятия, восприятия речевых произведений,
2) и готовый продукт порождения, построения на базе языковой системы
конкретных высказываний, речевых произведений, т. е. текстов.
В прагматическом (целевом) плане если язык, система языка социальна,
то речи присущ и индивидуальный, и социальный характер.
В чем проявляется индивидуальный характер речи? Как человек составляет речевое высказывание, выражающее его индивидуальные, отличные от
других мысли и чувства?
Основой индивидуального характера речи – общая для всех носителей
языка. Все элементы языковой системы – общие для носителей языка: это
несколько десятков фонем, несколько тысяч общих слов, которыми мы пользуемся (всего более 200000, но в активном словаре современного интеллектуального, образованного человека около 14000 слов, в среднем у человека – 2000
слов); общие модели, образцы, по которым мы строим слова, словосочетания и
предложения. Средства общие (если мысли общие – общение не нужно), смысл
общения – передача индивидуальных мыслей людей. Кажущееся противоречие,
своеобразные «ножницы» между общим характером языковой системы и индивидуальным характером речи преодолеваются следующим образом: из общего
фонда типовых, инвариантных языковых единиц в процессе речи человек осуществляет их индивидуальный отбор и индивидуальную группировку (комбинацию) для выражения индивидуальных мыслей и чувств (две основные операции!). Система хранится в сознании (памяти) человека, отбор и группировка
обеспечивают возможность выражения собственных индивидуальных мыслей и
чувств: отбор соответствующих слов, моделей грамматических форм и предло-
жений и их объединение в составе речевого произведения. Таким образом, речь
индивидуальна.
Но речь и социальна, т. к. является орудием коммуникации.
Речь имеет и социальный, и индивидуальный характер.
В настоящее время этому вопросу в науке уделяется большое внимание.
Учеными выявлен целый ряд положений, свидетельствующих о том, что речь
обладает собственными характеристиками, отличающими ее от языковой системы:
1) специфика речи проявляется в отборе языковых единиц;
2) специфика речи проявляется в определенной частотности и повторяемости языковых единиц в речевых произведениях, эта частотность обусловливается несколькими факторами: формой речи, функциональным стилем, субъективными пристрастиями говорящего(С.Есенин – прилагательное голубой);
3) специфику речи составляет размещение, комбинация в речи языковых
единиц (в русском языке 41 фонема, из них 6 – гласные фонемы), в речи в результате различных комбинаций языковых элементов возникают так называемые «приращения смысла» (Отговорила роща золотая березовым веселым языком – С.А. Есенин), явление актуального членения предложения также осуществляется в речи.
Таким образом, концептуально целостное понимание соотношения языка
и речи в современном языкознании формируется с учетом трех основополагающих подходов к изучаемому явлению:
1) гносеологический (философский) подход: общее, абстрактное – отдельное, конкретное, т. е. язык и речь как явления разной степени абстракции;
2) онтологический (собственно лингвистический) подход: психическое,
идеальное – психофизическое, имеющее материальное воплощение;
3) прагматически (целевой) подход: социальное – индивидуальное.
Нет никакого сомнения в том, что разграничение языка и речи плодотворно в теоретическом плане и ценно в практическом отношении.
Без учета диалектики соотношения языка и речи невозможно представить
характера развития языка. «Речь и предшествует языку, и следует за языком, и
содержит его в качестве одной из своих сторон» (А.А. Ветров). Академик В.В.
Виноградов образно заметил, что язык не только порождает речь, не только
сдерживает ее поток, но и питается ею, преобразуется под ее сильным воздействием.
Проблема соотношения языка и речи очень актуальна для практики преподавания языка. В зависимости от решения указанных проблем (чему обучать:
языку или речи?) избираются совершенно разные подходы к методике обучения
родному и чужому языку (психолингвистика, лингводидактика). Достаточно
обозначить две крайние точки зрения. Известный датский ученый О. Есперсен
предлагал учить языку только через речь, точнее, через текст: не давать учащимся заранее ни представления о строе языка, ни правил грамматики, а стремиться к тому, чтобы они сами, читая тексты, выявляли структуру языка. Пра-
вомерен и другой подход: обучаемому дается набор основных правил грамматики, и он на основе этого знания строит правильный текст.
Выводы.
Язык – это система единиц общения в отвлечении от языкового материала. Язык социален всегда.
Языку свойственны два аспекта бытия:
1) статический аспект – существование в психическом воплощении в
сознании, в психике, в мозге носителей языка;
2) динамический аспект – это реализация языковой системы в психофизическом воплощении в речи.
Речь – это процесс и продукт порождения в актах коммуникации на базе
знания языковой системы конкретных высказываний (речевых произведений,
текстов). Речь – социальное явление, но речь индивидуальна в плане использования.
В речи можно выделить два аспекта.
1) Речь как процесс порождения речевых произведений. Изучением этого
аспекта речи занимается психолингвистика.
2) Речь как продукт этого процесса (сами речевые произведения, тексты).
Изучением этого аспекта речи занимается лингвистика текста.
2. Специфика речи создается следующими факторами.
1) Индивидуальным отбором и индивидуальной сочетаемостью языковых
единиц.
2) Определенной частотностью и повторяемостью языковых единиц, которые определяются:
• формой речи (устная – частотность и повторяемость выше или письменная);
• функциональным стилем;
• индивидуальными пристрастиями;
• обусловливается общеязыковыми закономерностями.
Ученики академика Л.В. Щербы – Андреев и Зингер – установили следующие факты: в русском языке из 41 фонемы только 6 (14 %) гласных, но частотность гласных в русской речи 42 %; в английском языке – 44 фонемы при
20 гласных, но частотность гласных в речи меньше – 39 %; в немецком языке 40
фонем из них 17 гласных, но частотность гласных в речи – 38 %.
3) Размещением единиц языка в речи.
4) Приращением, трансформацией смысла слов в речи. Это явление академик В.В. Виноградов назвал употреблением слов, когда смысл слова в речи
создается контекстом. Это явление окказионального характера.
5) Актуальным членением речи.
Таким образом, речи свойственны, в ней действуют ее собственные закономерности, общие для всех носителей языка и тем самым также обусловливающие ее социальный характер.
Практическое занятие
Язык и речь
Вопросы для обсуждения
1. Как рассматриваются язык, речь и их взаимоотношение в истории науки о языке и в современном языкознании?
2. В каких значениях употребляется термин «язык»?
3. Что такое система языка? В чем проявляется и чем обусловливается социальный характер языковой системы?
4. Как функционирует система языка? Что такое речь?
5. Каким образом люди, пользуясь относительно ограниченным количеством общих для всех носителей языка средств языковой системы, выражают и
сообщают друг другу все многообразие своих индивидуальных мыслей?
6. В чем состоит индивидуальная сторона речи? В чем проявляется ее социальный характер?
7. Охарактеризуйте аспекты (сферы, способы) существования языка.
8. В чем, с современной точки зрения, состоит специфика речи?
9. Как рассматривается в современной лингвистике проблема единиц языка и речи?
10. С учетом каких трех основополагающих подходов к изучаемому явлению в современном языкознании формируется концептуально целостное понимание соотношения языка и речи?
11. Какое значение имела разработка проблемы «Язык и речь» для лингвистики XX в. и рубежа веков?
12. Какое значение имеет данная проблема для учителя-словесника?
Практическое задание
1. Подготовьте ответы на вопросы практического занятия с использованием лекционного материала и дополнительной литературы. Обратите внимание
на распределение содержания темы в вопросах к экзамену.
2. Самостоятельно подберите научные статьи и монографии по исследованию проблемы соотношения языка и культуры и составьте свой библиографический список из 8-10 источников. Оформите библиографический список по
требованиям ГОСТ.
3. Составьте развернутый план по одному из дополнительных источников
(научная статья или монография), выполните работу в документе формата
Word. Укажите, для ответа на какой вопрос практического занятия целесообразно использовать проанализированный научный источник. Можно привлекать
работы, подобранные самостоятельно или предложенные в общем списке литературы по теории языка (кроме учебных пособий).
3. Выполненную работу необходимо отправить на проверку с
использованием возможностей личного кабинета (переписка преподавателя и
студента) в день следующего по расписанию практического занятия до его
начала.
ЛИТЕРАТУРА
Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. С. 167-171.
Общее языкознание. Минск, 1983. Глава 2, п. 4. Язык и речевая деятельность. C. 140-1
Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987.С. 34-41.
Хроленко А.Т. Общее языкознание. I изд. М., 1981. С. 12-16.; 2 изд., М.,
1989. C. 79-83.
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания.
1984. № 4.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
Ломтев Т.П. Язык и речь // Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание.
М., 1976; или: История советского языкознания. Хрестоматия. 2 изд. М., 1988.
Мыркин В.П. Некоторые вопросы понятия речи в корреляции: язык речь // Вопросы языкознания. 1970. № 1.
Савченко А.Н. Лингвистика речи // Вопросы языкознания. 1986. № 3.
Смирницкий А.И. Объективность существования языка. М., 1954.
Соссюр Ф. де. Курс обшей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977; или: Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики (извлечения). В
кн.: Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть I. M., 1964.
Торонцев И.С. Язык и речь. Воронеж, 1985.
Щерба Л. В. О трояком аспекта языковых явлений и об эксперименте в
языкознании // Щерба Л.B. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974;
или: Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть II. I изд. М., I960; 2 изд. М., 1965; или: История советского языкознания. Хрестоматия. Сост. Ф.М. Березин. Изд. 2. М. 1988.