Справочник от Автор24
Русский язык

Конспект лекции
«Язык и культура речи. Риторика»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по русскому языку / Язык и культура речи. Риторика

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Язык и культура речи. Риторика», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Язык и культура речи. Риторика». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Язык и культура речи. Риторика», текстовый формат

Лекция 1. Что такое речь и что такое язык? Что мы подразумеваем под этими понятиями? Язык — это знаковая система произвольной природы, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях коммуникации и трансляции, включая операции мышления, приобретение, хранение, преобразование и передачу сообщений (сигналов, информации, знаний) и связанные процессы. Peчь – Эта деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращение к самому себе. Язык играет ведущую роль в формировании и развитии человеческого сознания, так как мыслительная деятельность человека, в более или менее развитых формах, неотделима от использования языков того или иного рода. Именно использование языка позволяет человеку производить основную часть мыслительных операций. Одновременно язык выступает основным средством коммуникации и трансляции, обеспечивая извлечение (приобретение), накопление, хранение, преобразование и передачу информацию и знаний. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления, поэтому наличие языка является, среди прочего, необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Все языки принято разделять на естественные (вербальные языки общения) и искусственные (созданные человеком кодовые системы). Под естественным языком понимается язык, который возник и развивается в процессе естественной эволюции человеческих сообществ, и используется как средство выражения мыслей и общения между людьми. Искусственный язык создаётся людьми для каких-либо функционально-деятельностных целей и специальных потребностей. В соответствии с типом языка условно различаются знаки естественных и искусственных языков (разная знаковая система). Главной особенностью языковых знаков является то, что они входят в систему знаков и функционируют как знаки только в ней, в соответствии с имеющимися в ней правилами — как явными, так и неявными. Определённая последовательность знаков, организованная в рамках той или иной знаковой системы, составляет знаковое сообщение — текст. Фиксация текста визуальными средствами привела к созданию письменности, которая является важным способом транспонирования речи в другую среду. При этом письменный язык обнаруживает тенденцию к развитию собственных структурных свойств. Искусственные знаковые системы (формализованные, машинные и другие искусственные языки), которые используются для различных научных и технических применений, являются трансформами естественного языка — в особенности его письменной разновидности. Поскольку развитие и совершенствование знаковых систем определяется потребностями общественной практики, становление науки и техники привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращения, выражения понятий, суждений, способов оперирования объектами, рассматриваемыми в науке и технической среде. Такие языки позволяют добиваться однозначности использованных терминов и фиксировать понятия, для которых в естественном языке нет словесных выражений. Формы языка: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК — термин литературоведения, в общем смысле обозначающий язык, а также выразительные средства, благодаря которым создаются литературные произведения. Также данный термин употребляется для разделения литературного языка от обыкновенного, нехудожественного языка. Литературный язык предполагает наличие определенных правил и основ. Литературный язык — наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно и ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой. Литературный язык — общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определённым историческим закономерностям.[2] Литературный язык — исторически сложившаяся, осознанная обществом языковая система, которая отличается строгой кодификацией, однако подвижная, а не статичная, которая охватывает все сферы деятельности человека: сфера науки и образования — научный стиль; общественно-политическая сфера — публицистический стиль; сфера деловых отношений — официально-деловой стиль. Представление о «закреплённости» норм литературного языка имеет известную относительность (при всей важности и стабильности нормы она подвижна во времени). Нельзя представить себе развитую и богатую культуру народа без развитого и богатого литературного языка. В этом большое общественное значение самой проблемы литературного языка. Среди лингвистов нет единого мнения о сложном и многогранном понятии литературного языка. Некоторые исследователи предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: или о письменно-литературном языке, или о разговорно-литературном языке, или о языке художественной литературы и т. д. Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия. ЯЗЫК МОРАЛИ – грамматические и лексические средства естественного языка, с помощью которых выражаются моральные позиции, требования, рекомендации, оценки, императивы, чувства и т.д. (см. Оценка моральная, Суждения моральные). Базис языка морали составляет небольшое количество оценочных (называемых также нормативными, прескриптивными и др.) терминов, взятых в специфически моральном смысле: «добро», «зло», «долг», «справедливость» и др., а также производных от них слов – «добрый», «злой», «правильный», «неправильный» и др. В языке морали имеется также обширный класс слов, выполняющих двойную – нормативно-дескриптивную – функцию: они одновременно и обозначают (описывают) те или иные реалии человеческого сознания и бытия, и дают им моральную (позитивную или негативную) оценку, напр.: «добродетель», «милосердие», «щедрость», «сострадание», «порок», «злоба», «жестокость», «распутство» и пр. Использование подобных (чисто ценностных и бифункциональных) слов в сложных вербальных конструкциях – высказываниях, рассуждениях и доказательствах – сообщает этим последним моральную специфику и позволяет их считать также элементами языка морали. Актуализируем определение понятия «речи». Формы речи. Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания). Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь". Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи. Виды устной речи: Разговорная речь. Главная особенность разговорной речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз. Монологическая речь - это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: - излагать связно, - излагать последовательно и доходчиво, - соблюдать нормы языка, - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, - ориентироваться на психическое состояние слушающих, - контролировать себя. Диалог – это форма речи, предполагающая беседу двух и более лиц. Связь диалоговой формы с разговорным стилем речи наблюдается в стремлении к сокращению единиц языка, употребляемых в речи. Спонтанность и непринужденность диалога позволяет сокращать ранее известную информацию и использовать простые и неполные предложения для простоты и быстроты обмена информацией. Кинетическая речь Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад. Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов. Исторический экскурс Термины культура языка и культура речи стали широко употребляться в русистике в 20-е годы, особенно в годы основания и деятельности Научно­исследовательского института речевой культуры (1925 - 1933 гг.). Определение понятия «культура речи» Культура речи используется в двух значениях: 1. Культура речи - это особая область лингвистических знаний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила. 2. Культура речи - это совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности. Аспекты (направления, которые характеризуют культуру речи) культуры речи 1. Нормативный 2. Этический 3. Коммуникативный Несмотря на то, что до XX века в русистике не использовались термины культура языка и культура речи, учение о стиле и содержании эффективной и образцовой речи, ее основных качествах и свойствах существовало с давних времен. Этим занималась древнейшая наука - риторика. Риторика значилась одной из семи «свободных художеств» («искусств»), составлявших основной цикл гуманитарных знаний. Риторика - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Она близко соприкасается прежде всего с культурой речи. Риторика как интегральная область, охватывающая проблематику эффективности речи, помогала и помогает преодолеть недостатки углубляющейся специализации современных филологических дисциплин. На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись ее определения, причем в разное время на первый план выдвигались разные стороны этой науки. Античка Во времена греческой античности (V -I вв. до н. э. - во времена Аристотеля) одной из ведущих была формула «риторика - искусство убеждать». Аристотель, великий древнегреческий философ (IV в. до н.э.) определил риторику “как способность находить способы убеждения относительно каждого данного предмета.” В теории римского красноречия была наиболее популярна формула Квинтилиана: «искусство говорить хорошо». Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: оратор должен изобрести, расположить, украсить. Согласно ведущим канонам искусства речи классическая риторика содержала пять важнейших составных частей: 1) инвеция - изобретение речи; 2) диспозиция - расположение речевого материала; 3) элокуция - стилистическое оформление речи, ее выражение; 4) память; 5) произнесение. Традиционное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции воздействующего текста. Учение о выражении — центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как правильность, ясность, четкость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приемы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи. Именно сам акт произнесения воспринимался как действие оратора, требующее определенного результата. Риторика Средневековья и раннего Возрождения. Во времена Средневековья и раннего Возрождения риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Тогда актуализировалась трактовка риторики как «искусства украшения речи». В повышении роли стиля сыграло роль также то, что риторика все больше и больше поворачивается в сторону художественной литературы. Учение о стилях приписывалось Вергилию, который якобы изобрел «колесо», на котором схематически были представлены различные стили. При этом стили привязывались к определенным литературным произведениям: высокому стилю соответствовала «Энеида», среднему — «Георгики», низкому — «Буколики». Очевидно, что эта схема делала обязательной ориентацию на художественные, а не ораторские тексты. Особое направление получили духовное красноречие и жанр схоластической риторики. ОСОБЕННОСТИ! 1. На первый план выходит гомилетика — искусство церковной проповеди. Кроме того, на первый план выступает также академическое красноречие. Конфронтацион-ное красноречие, тесно связанное с судебными разбирательствами и государственной деятельностью, отходит на второй план. Между красноречием, которое формируется в Средние века, и красноречием античности есть существенная разница. В античности риторика была тесно связана с необходимостью переубеждать, доказывать то, что противоположная сторона по каким-то причинам не желает признать. В Средние века эта функция риторики отступает на второй план. Нельзя сказать, что гомилетика совершенно не предполагает убеждения: чтобы вынудить людей следовать заповедям и требованиям церкви, необходимо объяснить им, почему это необходимо. Однако принципиальным оказывается то, что фактически в ситуации произнесения проповеди мы имеем дело не с противостоящими точками зрения, а с противопоставлением знания и незнания или даже с простым предписанием. Относительный упадок в полемическом красноречии существенно изменил облик риторики. 2. В Средние века продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия в Средние века во многом развивалась в направлении освоения этих образных средств. В частности, в XV веке расцвета достигла школа так называемых поэтов-риториков, основным признаком которого было активное (и осознанное) использование фигур и тропов и вообще разного рода средств повышения смысловой и эстетической насыщенности текста. Впрочем, количество работ, посвященных этим вопросам, гораздо меньше, чем античных. Одним из наиболее ярких проявлений стало сочинение Беды Достопочтенного «Книга о тропах и фигурах». К другим заметным представителям риторики раннего Средневековья принадлежат Исидор Севильский и Юлий Руфиний. Еще одно важное риторическое сочинение того времени — это трактат «О тропах» византийского автора Георгия Хе-робоска, созданный в IV или V веках н. э. Эта работа важна потому, что она была переведена на русский язык и вошла в состав «Изборника Святослава» (1073 г.) Фактически этот трактат был первой риторической работой, переведенной на русский язык. Хотя после этого проблемы риторики не привлекали внимание русских на протяжении длительного времени, именно с момента появления «Изборника Святослава» можно начинать историю русской риторики. В период позднего Средневековья были созданы такие риторические трактаты, как «Риторика» Филиппа Меланхтона (переведена на русский язык в 1620 г.), «Риторическое искусство» и «Риторический комментарий, или Наставление ораторам» Герхарда Фосса, а также риторические сочинения Юлия Цезаря Скалигера. 3. В Средние века в целом продолжается процесс «вырождения» риторики, которая из практически ориентированной дисциплины постепенно превращается в школьный предмет, оторванный от реальных нужд общения. Наиболее ярко этот процесс дал о себе знать в эпоху Возрождения, когда произошел ряд очень важных изменений в культурной жизни. Происходило постепенное формирование логического и собственно художественного направления в риторике, что определяло ее тяготение к грамматике, с одной стороны, и к поэтике - с другой. В средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами. РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО Русская риторика. Развитие отечественной риторики прошло определенные этапы. 1. Начальный этап русского красноречия. Первые ставшие известными истории занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях - центрах древнерусской книжности. В. П. Вомперский в книге «Риторики в России XVII - XVIII вв.» (М., 1988) констатирует формирование четырех локальных ареалов, в которых создавались самые ранние риторики. Первый ареал - северо-восточная и центральная Россия, где находились древние центры русской книжности и образования: Вологда с Кирилло-Белозерским монастырем, Ростов Великий, позднее Москва. В границах этого ареала дошла до нас самая ранняя риторика Древней Руси - «Риторика» Макария (1617 - 1619 гг.). Второй ареал - Северно-Западный: Новгород и монастыри, расположенные вокруг него. К этому ареалу относится создание в 1699 году «Риторики» М.И. Усачева. Третий ареал - северный - сформировался позднее - к началу XVIII века. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве. Четвертый ареал располагался на юго-западе: Киев с Киево- Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения данного ареала, написанные на латинском или польском языках, относятся к 30-м годам XVII века. Подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг лишь Феофан Прокопович в двух сочинениях: «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706). Это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей. Оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Прокопович расширил круг традиционных «видов красноречия»: включил в риторику раздел «О способах писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт. 2. Ломоносовский период. В это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (имеются в виду русский и церковно-славянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых стилистических элементов - лексико-фразеологических, грамматических и синтаксических - в рамках трихотомии (теории «трех штилей» М.В. Ломоносова). Систему взглядов на красноречие М.В. Ломоносов изложил в двух «Риториках» - краткой (1743 г.) «пространной» (1748 г.). Обе риторики представляли собой первые русские общедоступные руководства по красноречию. Само определение красноречия по Ломоносову традиционно: «красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению». В «Риторике» выделены три традиционных раздела: о изобретении, о расположении, о украшении. М.В. Ломоносов изложил немало новаторских идей - о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. В своих эстетических и научных идеях ученый стремился к утверждению национально-исторической темы в русской культуре. Ориентация на строй русского языка пронизывает все главы книги. Например, рассуждения о звуковой эвфонии: «В Российском языке частое повторение писмени А способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного; учащение писмен Е, И, К, Ю к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей. Чрез Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; чрез О, У, Ы страшныя и сильныя вещи, гнев, зависть, боязнь и печаль» (параграф 172). В «Риторике» были высказаны мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности М.В. Ломоносова. Оценивая Риторику, академик В.В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания.» (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963). В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного ломоносовскому. 3. Конец XVIII - начало XIX века. В конце XVII - начале XIX века сложилась риторическая школа российских академиков. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М. М. Сперанского, А. С. Никольского, И. С. Рижского. Выдающейся для своего времени следует признать Риторику И.С. Рижского. Его «Опыт риторики» вышел в свет в 1796 г. Вопросы чистоты и правильности русской речи занимали в этой книге особое место. Культура национальной речи была в то время одной из центральных проблем эпохи. В своей основной части риторика Рижского приближалась к практической стилистике. В ней присутствовали параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи. Пи этом подчеркивалось значение такого эстетического понятия, как вкус («вкус времени или века, вкус народа»). Учение о красноречии в труде И.С. Рижского обобщалось «до значения нормативной системы литературной речи». (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963). 4. XIX век. В истории развития русской риторики период первой половины XIX века оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н. М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка, что не могло не отразиться во взглядах на новую риторику - в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16 риторик широкой теоретической и практической ориентации, основной пафос которых был направлен на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики. Учитель Пушкина в Царскосельском Лицее Николай Федорович Кошанский, чей учебник был наиболее популярен во второй половине XIX века. В его “Общей риторике” 1829 г. находим вдохновенные слова о том, что “цель риторики - раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление”. Структура риторических сочинений в то время претерпела определенные изменения. Учебная риторика существовала в двух формах: общей и частной риторики. Общая риторика обобщала законы изобретения, расположения и выражения мыслей. Частная риторика разрабатывала принципы строения текстов по жанрам красноречия. Уже в конце XVIII века в Европе угасал интерес к риторике. В России пик расцвета риторики пришелся на первую половину XIX века. Но этот же период стал тем рубежом, который положил начало критическому отношению к общей риторике. Последние наиболее яркие публикации по риторике связаны с деятельностью Института Живого Слова (1918 -1924 гг.). В «Записках Института Живого Слова» (1919) были опубликованы детально разработанные программы Н.А. Энгельгардта - «Программа курса лекций о теории красноречия (риторика)», Ф.Ф. Зелинского - «Психологические основания античной риторики» и А.Ф. Кони - «Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях». В 60-е годы XIX века развитию риторических идей в России были даны особые импульсы в связи со становлением и развитием русского судебного красноречия, достигшего в это время значительных вершин. Это обусловлено судебной реформой 60-х годов. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). 5. Риторика в современной России. В наши дни происходит возрождение интереса к риторике. Это согласуется с возрождением сокровищ отечественной культуры. Ренессанс риторики, наблюдающийся в отечественной лингвистике (см. труды С. С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского и др.), поддерживается достижениями неориторики в США и Европе. В современной риторике от прежних риторических учений сохранились два аспекта научного поиска: 1) организация языкового материала, ориентированная на на современные проблемы аргументации. Это направление в зарубежной лингвистике развивается в трудах Х. Перельмана, Х. П. Грайса, Дж. Л. Кинневи, Ю. Коппершмидта и др. 2) второй аспект связан с развитием орнаментального раздела риторики (искусством украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики. Таоквы работы Р. Якобсона, Р. Лахмана, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа и др. В 70-90 гг. в отечественной учебной и научной литературе «прорастали» идеи новой риторики в недрах лингвистики текста, теории типов речи, речевой деятельности и психолингвистики. Казалось, что октябрь 1917 ода окончательно похоронил многое из того, что было в русской словесности XIX в. противникам риторики представлялось, что ее оживление подобно «прикладыванию пластыря к деревянной ноге» (Гофман В. Слово оратора (Риторика и политика. Л., 1932)). Однако появившиеся после 1985 года идеологические послабления сразу же были восприняты лингвистами, и впервые после длительного перерыва стали выходить в свет современные отечественные книги по риторике (авторы: С.С. Гурвич, В.Ф. Погорелко, М.А. Герман, Е.А. Юнина и Г.М. Сагач. В.И. Аннушкин и др. Шкала ценностей современных риторических предпочтений: 1. Пласт ортологических структур на всех уровнях языка, расположенных в рамках оппозиции «правильно - неправильно». 2. Пласт структур, относящихся к нормам речевого этикета и размещающихся в рамках оппозиции «правильно - неправильно». 3. Пласт нормативно-этических структур - в рамках оппозиции «прилично - неприлично», «пристойно - непристойно». 4. Пласт экспрессивных структур, относящихся к орнаментальному разделу риторики (в рамках оппозиции «выразительно - невыразительно»). Функция этих структур связана с областью эстетического восприятия речи Современная риторика В настоящее время мы наблюдаем возрождение риторики. Современная риторика прежде всего наука о правилах речи. Речь включает не только умение говорить и писать, но умение думать, рождать интересные и убедительные мысли. Современная риторика - наука о речевых коммуникациях всего общества. Общество существует и живет благодаря речевым связям, а речевые коммуникации в ХХ веке стали исключительно разнообразными и многосторонними. В них могут участвовать одновременно миллионы людей благодаря спутникам связи, которые организуют международное телевещание. Но сохранились и традиционные межличностные связи, потому что мы по-прежнему живем в семьях, общаемся с друзьями, разговариваем на улицах и в магазинах. Так что надо понять, какие существуют сейчас виды речи и одновременно думать о качестве нашего речевого общения. Речевые связи, или коммуникации (слово “коммуникация” означает “связь”, оно вошло в русский язык в XVIII веке) усовершенствовались в ХХ веке настолько, что с помощью технических средств можно создать речь и на газетной полосе в миллионах экземпляров, и быть увиденным с экрана телевизора миллионами зрителей, и осуществить связь с экрана компьютера с другим континентом. Очевидно, что при таком выборе жизнь человека чрезвычайно усложнилась. Вопрос о том, как при таких речевых нагрузках сделать жизнь удобной и благополучной, также изучает риторика.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Языкознание и филология

Публичная речь

Публичная речь Конспект лекций по курсу (для студентов факультета филологии и медиакоммуникаций) Федеральное государственное бюджетное образовательное...

Автор лекции

Глушкова Т. С.

Авторы

Литература

Ораторское искусство и современность

ТЕМА 1. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ (2 ч.) План 1. Значение и роль ОИ в современной жизни. 2. Понятия «ораторское искусство», «красноречие», ...

Педагогика

Педагогическая риторика

Лекции по дисциплине «Педагогическая риторика» Основные учебники по всему курсу лекций: 1. Педагогическая риторика: учебник для студентов учреждений в...

Литература

Становление риторики: исторический экскурс – от античности к отечественной риторической культуре

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ РИТОРИКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС – ОТ АНТИЧНОСТИ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РИТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (2 ч.) План 1. Понятие риторического идеала. ...

Русский язык

Русский язык и культура речи как учебная дисциплина

Лекция 1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина Терминологический аппарат : язык и речь; русский язык; русский национальный язык, просто...

Педагогика

Педагогическая риторика

Банк заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Педагогическая риторика» 2.1. Ведение терминологического словаря. Цель задания: овладен...

Право и юриспруденция

Риторика

Н. В. Закурдаева РИТОРИКА Курс лекций Оглавление Введение 4 Л е к ц и я 1. Общее понятие о риторике и ораторском искусстве. История риторики 5 1. Анти...

Автор лекции

Закурдаева Н.В.

Авторы

Языкознание и филология

Лекция как жанр академической публичной речи и ее просодические особенности

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный унив...

Автор лекции

Кикина Е.И.

Авторы

Русский язык

Лингвориторические основы методики развития речи младших школьников

Введение. Определение терминологического аппарата 1. Понятие «лингвориторический». 2. Понятие «развитие речи» Наш курс называется – «Лингвориторически...

Русский язык

Сущность и структура деловой коммуникации

Лекция 1. Сущность и структура деловой коммуникации Лекция 1 План: 1. Понятие о деловом общении и его компонентах. Структура и средства общения. 2. Ха...

Смотреть все