Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Выбор пригодности территорий для целей градостроительства

  • 👀 995 просмотров
  • 📌 952 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Выбор пригодности территорий для целей градостроительства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Выбор пригодности территорий для целей градостроительства» docx
Раздел 1. Основные принципы организации территорий поселений Лекция №2 «Выбор пригодности территорий для целей градостроительства» Выбор территории для градостроительных целей на основе анализа природных условий и ресурсов заканчивается комплексной (обычно балльной) оценкой территории. Эта оценка предваряет разработку генерального плана города и включает, кроме природных условий, планировочные характеристики территории. Комплексная оценка решает главные задачи, связанные с выявлением территориальных ресурсов, ограничивающих факторов и оптимальных направлений использования оцениваемой территории. Комплексная оценка проводится по двум группам факторов – природным и антропогенным. Среди антропогенных факторов рассматриваются: санитарно-гигиенические условия, обеспеченность территории транспортными и инженерными сетями, а также проводится ландшафтная и рекреационная оценка. Все оценки накладываются и суммируются. Оценка может быть дифференцированной балльной, стоимостной или смешанной. Основными природными факторами, влияющие на выбор территории являются: - климатические условия; - рельеф; - гидрологические условия; - геологические условия; - гидрогеологические условия. В результате оценки выделяют зоны, благоприятные для определенного вида использования (промышленной или жилой застройки или сельскохозяйственного использования). На последующих стадиях детальных разработок для города обосновывают наиболее эффективные варианты проектов инженерной подготовки городских жилых и промышленных районов, а также защиты отдельных территорий. Территории классифицируются по трем группам: благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные. При этом для каждой зоны используют свои критерии, т.к. требования к строительству, инженерной подготовке и благоустройству для различных зон города неодинаковы (смотри таблицу №1). Таблица №1 «Природные условия пригодности территории» Показатель Благоприятные Неблагоприятные Особо неблагоприятные жилые производственные жилые производственные жилые производственные Уклон рельефа, % 0,5-10 0,5-10 10-20 3-5 Свыше 20 Свыше 5 Глубина залегания грунтовых вод, м Ниже 1,5 - 0,5-1,5 - Свыше 0,5 - Несущая способность грунтов, кг/см2 От 1,5 - 1,0-1,5 - До 1 - Глубина оврагов, м До 3 Без оврагов 3-5 До 3 5-10 3-5 Затопляемость, частота Один раз в 100 лет - Один раз в 25 лет - Чаще одного раза в 25 лет - Засоленность почв - Не засоленные - Слабо засоленные - Солонцы Климат Ограничений нет Разработке проектных решений вертикальной планировки предшествует тщательное изучение рельефа местности и других перечисленных выше природных факторов. Из всех природных условий рельеф в наибольшей степени определяет состояние поверхности городских территорий и является фактором, влияющим на планировку, застройку и благоустройство городов, а также на экономику строительства. Различают три основных вида рельефа городской территории: - равнинный (ровный) – слабо выраженный, без холмов, оврагов, типичный для болотистой местности, лугов, степей, с крутизной склонов 0,4-3%; - средний – с холмами, небольшими долинами и котловинами: слабо пересеченный с крутизной склонов 3-6% и пересеченный – с крутизной 6-10%; - сложный – с резко выраженными крутыми скатами и холмами: сильно пересеченный с крутизной склонов 10-20% и горный рельеф – с крутизной более 20%. Исходя из этих условий, вертикальная планировка проводится главным образом, на территориях, занятых городскими улицами, дорогами и площадями, а также на участках, предназначенных для строительства зданий и сооружений. Сплошную вертикальную планировку допускается применять на территориях с плотностью застройки более 25%, а также при большой насыщенности территории дорогами и инженерными сетями. Обязательной частью проекта вертикальной планировки является организация места снятия и временного хранения плодородного слоя почвы и меры по его защите от загрязнения при производстве строительных работ для последующего его использования при благоустройстве территории. На остальных территориях вертикальную планировку следует проектировать с учетом необходимости поверхностного водоотвода, то есть в основном на бессточных участках и территориях с большими уклонами, где возможна эрозия почв. Категории неблагоприятных и особо неблагоприятных условий рельефа требуют проведения специальных мероприятий по вертикальной планировке с существенным изменением рельефа, устройством подпорных стенок, откосов и лестниц. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице №2. Таблица №2 «Расчетные параметры УДС городских и сельских поселений» Категория дорог и улиц Расчетная скорость движения, км/ч Наибо- льший продоль- ный уклон, ‰ Ширина полосы движения, м Число полос движения (суммарно в двух направлениях) Наименьшая ширина пешеходной части тротуара, м 1 2 3 4 5 Магистральные городские дороги: 1-го класса 130-110- 90 40-45-55 3,75- 3,50 4-10 - 2-го класса 90 80-70 55 60-65 3,75-3,50 3,75-3,25 4-8 - Магистральные улицы общегородского значения: 1-го класса 90 80-70 55 60-65 3,75-3,50 3,75-3,25 4-10 4,5 2-го класса 80-70-60 60-65-70 3,75-3,25 4-10 3,0 3-го класса 70-60-50 65-70-70 3,75-3,25 4-6 3,0 Магистральные улицы районного значения Магистральные улицы районного значения 70-60-50 60-70-70 3,75-3,25 2-4 2,25 Улицы и дороги местного значения: улицы в зонах жилой застройки 50-40-30 80-80-80 3,5-3,0 2-4 2,0 улицы в общественно-деловых и торговых зонах 50-40-30 80-80-80 3,5-3,0 2-4 2,0 улицы и дороги в производственных зонах 50 60 3,5 2-4 2,0 Пешеходные улицы и площади: Пешеходные улицы и площади - 50 По расчету По расчету По проекту Сельское поселение Основные улицы 60 70 3,5-3,0 2-4 2,25-1,0 Местные улицы 40 80 3,0 2 1,5 Проезды 30 80 4,5 1 - При проектировании поперечные уклоны элементов поперечного профиля зависят от дорожных одежд (покрытие) и их принимают: - для проезжей части – минимальный – 10‰, максимальный – 30‰; - для тротуара – минимальный – 5‰, максимальный – 20‰; - для велодорожек – минимальный – 5‰, максимальный – 30‰. Исходным материалом для проектирования вертикальной планировки конкретной местности является планы с красными линиями и высотными отметками, продольные, поперечные профили с геологическими разрезами. На планах отражен рельеф, все наземные сооружения, зеленые насаждения, подземные инженерные сети с отметками. На отдельные здания составляются инвентаризационные ведомости. На планах отмечают горизонтали, отметки в характерных точках, отметки входов в здания, приямков, крышек колодцев подземных сетей, дорожных покрытий, оснований стволов крупных деревьев и т.д. Проекты вертикальной планировки разрабатываются в одну или в две стадии. Одностадийный проект разрабатывается при проектирование несложных и небольших по площади объектов, чаще используют двухстадийные проекты. На первой стадии: - составляют проектное задание, - разрабатывают предложения по изменению рельефа в соответствие с архитектурно-планировочным заданием и инженерно-техническими требованиями, - документы сопровождаются подсчетом земляных работ и сметно-финансовым расчетом. На второй стадии добавляются рабочие чертежи и подробная сметная документация. Для проектирования вертикальной планировки городов исходными материалами являются генпланы, материалы геодезических и гидрогеологических изысканий с отображением рельефа местности при помощи горизонталей. На планах изображены и указаны отметки: - системы улично-дорожной сети с классификацией улиц и дорог (смотри таблица №2), - границы отдельных районов, - системы канализования, - мест расположения сооружений и требования к ним (мосты, тоннели и т.д.), - пересечения с улицами и дорогами магистральных автомобильных и ж/д путей, - линии высоковольтной передачи, - подземных сооружений, - при пересечение рек – их наименьший и максимальный и судоходный горизонт, категории рек и т.д.). В зависимости от стадийности проектирования разработка вертикальной планировки производится тремя методами: 1) методом проектных («красных») отметок; 2) методом проектных («красных») профилей; 3) методом проектных («красных») горизонталей. Рассмотрим каждый метод подробнее, в качестве примера выбираем магистральную городскую дорогу 1-го класса с расчетной скоростью 130 км/ч (Наибольший продольный уклон, 40‰ выбираем самостоятельно из таблицы №2 «Расчетные параметры УДС городских и сельских поселений») Метод проектных («красных») отметок применяют при разработке схемы вертикальной планировки, являющейся первым этапом высотного решения территории населенного места или отдельного его района (на первых стадиях градостроительного проектирования, при разработке технико-экономического обоснования и генерального плана). Сущность его заключается в том, что на схеме генплана, выполненного на геодезической подоснове, отображающей существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные ("красные") отметки. Проектные отметки и намечаемые уклоны на участках между ними характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод. Определяют проектные отметки на пересечениях улиц и дорог, у искусственных сооружений, в местах намечаемых значительных подсыпок или срезок и в других характерных точках. Разность между проектными и существующими отметками называют рабочими отметками («+» или «-»), которые характеризуют размер подсыпок или срезок, а также высотное положение поверхности проектируемых искусственных сооружений. За ноль (0,00) принимается наименьшая черная отметка – знаменатель (112,00). Черные отметки – знаменатель, красные (проектные) – числитель (их находим по формуле: х-112,00/72,00=0,04). Рисунок №1а – «вертикальная планировка магистральной городской дороги 1-го класса по наибольшему продольному уклону). Стрелкой показано направление уклона; над стрелкой – уклон, ‰, под ней – расстояние между отметками, м. Существующая поверхность на профиле и в горизонталях показана тонкой линией, а проектируемая – толстой. Рисунок №1 «Фрагменты проектов вертикальной планировки, выполненные различными методами: а – проектных ("красных") отметок; б – проектных ("красных") профилей; в – проектных ("красных") горизонталей» Метод проектных («красных») профилей применяют в основном при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных инженерных коммуникаций и т.д. (рисунок №1б – «вертикальная планировка магистральной городской дороги 1-го класса по наибольшему продольному уклону). Система проектных профилей (чаще продольных) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможность точного осуществления их в натуре. Профили представляют собой условные разрезы существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях. Условность состоит в следующем: а) предусматривается, что между точками с известными отметками рельеф выражается прямолинейными участками; б) для более наглядного изображения рельефа масштабы разрезов искажаются. Для продольных профилей обычно искажение принимают 1:10, т.е. вертикальный масштаб в 10 раз крупнее горизонтального; для поперечных профилей улиц и дорог соотношение масштабов 1:2. Метод проектных профилей состоит в том, что на плане местности через 20...200 м (в зависимости от размеров участка и степени конкретности) наносят сетку, по которой в обоих направлениях выполняют условные сечения - профили. На профилях наносят существующий рельеф поверхности земли (черные отметки) и основные уклоны. Объемы работ могут быть подсчитаны лишь при сопоставлении всех профилей. На практике часто прибегают к частичной вертикальной планировке территории: прорабатывают только улицы, проезды, площади и основные виды площадок. Сетка проектных профилей проходит в этом случае по осям улиц и через пикеты. Проектные профили, составляемые по осям улиц, называют продольными. Точки пересечения осей улиц на перекрестках являются пикетами. Между перекрестками пикеты устанавливаются через каждые 20...50 м и нумеруются от первого перекрестка: ПК-0; ПК-1; ПК-2 и т.д. По каждому пикету делается поперечное сечение - поперечный профиль улицы. Для удобства проектирования и большей наглядности профили выполняют в разных вертикальных и горизонтальных масштабах. Для поперечных профилей принято соотношение масштабов 1:10 (вертикальным масштабам 1:50, 1:100 соответствуют горизонтальные масштабы 1:500, 1:1000). Для поперечных профилей это соотношение равно 1:2 (вертикальному масштабу 1:100 соответствует горизонтальный масштаб 1:200). При сопоставлении всех продольных и поперечных профилей с нанесенным проектным рельефом подсчитывают земляные работы по выемкам и насыпям на исследуемом или проектируемом участке улицы. Метод проектных профилей весьма трудоемок и не очень точен. Его применяют на первой стадии проектирования для принятия общих планировочных решений. Чаще вертикальную планировку улиц выполняют комбинированным методом — принципиальное решение осуществляют при помощи проектирования продольного и поперечного профилей, а отдельные детали прорабатывают построением их поверхности методом проектных горизонталей. Метод проектных ("красных") горизонталей выгодно отличается от метода профилей большей наглядностью, ясностью сочетания проектируемого рельефа с размещением сооружений, возможностью охвата всей проектируемой территории (рисунок №1в – «вертикальная планировка магистральной городской дороги 1-го класса по наибольшему продольному уклону) и презентация №2 «Сущность, стадии и методы проектирования вертикальной планировки». Благодаря этому метод проектных горизонталей получил преимущественное распространение при разработке проектов вертикальной планировки площадей, микрорайонов, зеленых массивов. Сущность этого метода заключается в том, что на план с геодезической подосновой наносят горизонтали, отображающие проектируемый рельеф местности. Основой для вертикальной планировки территории проектируемых объектов является генеральная схема вертикальной планировки населенных мест или отдельных районов, составляемая при разработке генеральных планов. Данный метод позволяет изобразить вертикальную планировку в проектных (красных) горизонталях, охватить всю площадь видоизмененного рельефа, отобразить в плане пластику рельефа на всей проектируемой территории, определить проектную отметку в любой точке плоскости рельефа методом интерполяции, а также рабочие отметки, а следовательно, участки срезки и подсыпки грунта. Проектные (красные) горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, проектируются сечениями (шаг горизонталей) через 0,1 м; 0,2 м (при масштабах плана 1:1000 и 1:1500) и 0,5 м (при предельно допустимых максимальных уклонах). Метод проектных («красных») горизонталей наиболее удобен при проектировании взаимного высотного положения и проектных отметок многих относительно мелких элементов застройки, инженерного оборудования и благоустройства современного квартала или микрорайона (проездов и бортовых камней, отметок по входам в здания, лотков для стока поверхностных вод, площадок различного назначения и т. д.). Сочетание этих многих элементов в высотном их положении образует проектный микрорельеф квартала или микрорайона. Существенным недостатком метода проектных горизонталей является сложность определения объема земляных работ и невозможность даже ориентировочной его оценки по ходу проектирования рельефа.
«Выбор пригодности территорий для целей градостроительства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 5 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot