Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИКРОЭКОНОМИКА 2
МИКРОЭКОНОМИКА 2
МИКРОЭКОНОМИКА 2
АНАЛИТИКА ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
МИКРОЭКОНОМИКА 2
МИКРОЭКОНОМИКА 2
МИКРОЭКОНОМИКА 2
АНАЛИТИКА ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Тема 1. Введение в управление цепями
поставок
Аналитика цепей поставок
3
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Что такое цепь поставок?
Цепь поставок – совокупность бизнес-единиц (организации, лица) и существующих между
ними связей, вовлеченных в процесс создания стоимости продукта, который поставляется
конечному потребителю.
Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается от
организации к организации, каждая из которых добавляет ему дополнительную ценность.
Производитель получает на входе сырье от поставщика, перерабатывает его в готовые изделия, которые
распределяются между конечными покупателями через систему дистрибуции (оптовую и розничную
торговлю).
Протяженность и структура цепи поставок может быть достаточно сложна: количество поставщиков
может измеряться сотнями предприятий. При этом поставщики, входящие в состав цепи, различаются по
их позиции по отношению к предприятию: непосредственные поставщики, поставщики поставщиков и
т.д. В то же время, предприятия, занимающиеся производством или разработкой продукции под заказ,
могут отгружать ее конечным заказчикам напрямую, минуя посредников.
Аналитика цепей поставок
4
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Что такое цепь поставок?
Различают три уровня сложности цепей поставок:
• прямая цепь поставок;
• расширенная цепь поставок;
• максимальная цепь поставок.
Прямая цепь поставок состоит из фокусной компании (производственной или торговой
фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и (или)
внутреннем потоке товаров, услуг, финансов, информации. Фокусная компания, поставщик и
потребитель являются основными (прямыми, ключевыми) участниками цепи поставок.
Фокусная компания является ключевым звеном цепи поставок, она определяет
конфигурацию цепи и особенности взаимодействия её участников.
Пример:
Фокусная компания – промышленное предприятие по «отверточной» сборке ПК
Поставщики I уровня – производители (дистрибьюторы) сборочных единиц ПК: корпуса,
системной платы, винчестера, клавиатуры и т.д.
Потребители I уровня – дистрибьюторы, закупающие ПК у фокусной компании оптом.
Аналитика цепей поставок
5
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Что такое цепь поставок?
Расширенная цепь поставок включает дополнительно поставщиков и
потребителей второго уровня.
Пример:
Фокусная компания – фирма-производитель деловых костюмов
Поставщик II уровня – овцеводческая ферма, которая поставляет шерсть
Поставщик I уровня – ткацкая фабрика, которая производит шерстяную ткань
Потребители I уровня – оптовый продавец одежды
Потребители II уровня – розничные сети и отдельные розничные магазины одежды.
Расширенная цепь поставок является основой для построения референтной модели операций
в цепях поставок – SCOR-модели (supply chain operations reference), так как подобная базовая
структура цепи наиболее распространена в бизнесе. Эта модель была разработана известной
международной организацией – Советом по цепям поставок (Supply chain council – SCC) с
целью более эффективного анализа, планирования и проектирования цепей поставок.
(реализует процессный подход к формированию и исследованию цепей поставок)
Аналитика цепей поставок
6
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Что такое цепь поставок?
Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех ее бизнеспартнеров слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов),
определяющих ресурсы фокусной компании на «входе», и сети распределения справа –
вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей – физических лиц, а также разных
посредников (экспедиторы, перевозчики, складские операторы, агенты, банки и др.) –
вспомогательных участников цепи поставок.
Аналитика цепей поставок
7
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Сетевая структура цепи поставок
Цепь поставок можно представить в виде сети (supply chain network), узлы
которой – это участники цепи поставок, представляющие собой
производственные и логистические мощности, осуществляющие виды
деятельности по преобразованию параметров материального потока, когда к
товару, перемещаемому по цепи поставок, добавляется стоимость, а дуги
описывают связи между ними (транспортные пути материального потока).
Аналитика цепей поставок
8
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Сетевая структура цепи поставок
При большом ассортименте производимой продукции сетевая структура цепи
поставок может быть довольно сложной.
Аналитика цепей поставок
9
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Сетевая структура цепи поставок
Параметры сети:
• Положение фокусной компании по отношению к границам сетевой структуры. Центр
сетевой структуры может быть смещен в сторону поставщиков (когда фокусная
компания располагается ближе к началу первичного источника поставок), ближе к
конечному потребителю, и находить в середине.
• Длина цепи поставок определяется числом уровней поставщиков и потребителей в
цепи поставок.
• Ширина цепи поставок определяется числом поставщиков и потребителей на каждом
уровне.
• Мощность цепи поставок. Вся цепь поставок сильна настолько, насколько сильно ее
слабейшее звено!
Поэтому управление цепями поставок концентрируется на обеспечении достаточной
пропускной способности и обеспечении ключевых факторов конкурентоспособности
цепи поставок, включающей в себя ряд организаций, взаимодействующих друг с другом.
Аналитика цепей поставок
10
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Концепция SCM
Управление цепями поставок – это стратегия бизнеса, обеспечивающая эффективное
управление материальными, финансовыми и информационными потоками. При этом
материальный поток является ключевым, а информационный и финансовый – сопутствующие.
Цель управления цепями поставок состоит в обеспечении наивысшего уровня обслуживания
потребителей с минимальными общими затратами. (здесь также нет единого мнения)
Главная идея, лежащая в основе SCM, заключается в том, чтобы компании и корпорации
включались в цепь поставок путем обмена информацией относительно конъюнктурных
колебаний на рынке и производственных возможностей. Если вся имеющая значение
информация будет доступна для имеющих отношение к цепи поставок компаний, то каждая
компания будет способна оказать содействие в оптимизации всей цепочки поставок. Это
приведет к оптимально спланированному производству и дистрибуции, что может сократить
расходы и дать более привлекательный конечный продукт, результатом чего станет улучшение
продаж и общих результатов вовлеченных в цепь поставок компаний.
Внедрение SCM успешно ведет к новому виду конкуренции на мировом рынке, когда
конкуренция является уже не конкуренцией между компаниями, а принимает форму
конкуренции между цепями поставок.
Аналитика цепей поставок
11
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Аналитика цепей поставок
Аналитика в цепях поставок предназначена для осуществления наиболее эффективного
выбора и обоснования решений. Необходимо регулярно анализировать эффективность
текущей структуры цепи поставок и обеспечить принятие конкретных решений по
корректировке процессов или текущей конфигурации (если это необходимо), вплоть до
реструктуризации цепей поставок (что может включать увеличение или сокращение
мощностей, применение различных способов сокращения затрат, изменение источников
поставок, повышение гибкости).
Виды аналитики цепи поставок:
• Описательная аналитика (дескриптивная) сводится к описанию уже случившихся событий
и выявлению причин их наступления (что произошло?). Описательную аналитику можно
применять для иллюстрации размера запасов, описания количества суммарных затрат и др.
• Прогнозная аналитика (предиктивная) помогает организации прогнозировать наиболее
вероятный исход будущего развития событий и его последствия для бизнеса путем анализа
исторических данных с помощью инструментов статистики, симуляции и
программирования (что может произойти?). Например, прогнозная аналитика помогает
прогнозировать и устранять помехи и риски.
• Предписывающая аналитика (прескриптивная) Как наилучшим образом воздействовать на
потенциальные будущие события с учетом альтернатив, которые были получены на
основании результатов описательной и прогнозной аналитики (что следует сделать?),
позволяет отвечать на стратегические вопросы компании, касающиеся запуска новых
продуктов, локализации производства и др.
Аналитика цепей поставок
12
Тема 1 Введение в управление цепями поставок
Список источников:
Уотерс. Логистика. Управление цепью поставок, с.17-26
Щербаков. Управление цепями поставок, гл 1
Сергеев. Управление цепями поставок, гл 1
Известные авторы
Аникин Б.А., Попов П.В., Лукинский В.С., Бродецкий Г.Л., Гаджинский А.М.,
Иванов Д.А., Сергеев В.И., Григорьев М.Н.
Аналитика цепей поставок
13