Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение в социальную психологию

  • 👀 935 просмотров
  • 📌 897 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Введение в социальную психологию
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение в социальную психологию» docx
ВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Вопросы для рассмотрения: 1. Предмет, структура и задачи социальной психологии 2. История зарождения и становления социальной психологии. «Мы не можем жить только для себя,— писал замечательный писатель-романист Герман Мелвилл, — наши жизни связаны друг с другом тысячами невидимых нитей». Социальная психология и занимается изучением этих нитей, давая научное объяснение тому, что мы думаем друг о друге, как влияем друг на друга и как относимся друг к другу. По убеждению французского философа и беллетриста Жан-Поль Сартра (1946) мы, люди, «всегда принадлежим ситуации». «Нас невозможно отделить от ситуации, поскольку она формирует нас и определяет наши возможности». Социальная психология и есть такая наука, которая изучает воздействие на нас различных ситуаций, уделяя особое внимание тому, как мы воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга. При этом она задает те вопросы, которые интересуют всех и каждого: - Что люди думают друг о друге? Насколько верны наши представления о самих себе? О наших друзьях? О незнакомых нам людях? Насколько сильна связь между нашими мыслями и поступками? - Как и в какой мере люди могут влиять друг на друга? Насколько крепки невидимые нити, опутывающие каждого из нас? Насколько сильно воздействие наших гендерных ролей? Нашей группы? Нашей культуры? Каким образом можно противостоять социальному давлению, даже если оно исходит от влиятельного большинства? - Каковы формы наших взаимоотношений с окружающими нас людьми? Почему в одних ситуациях мы причиняем им боль, а в других — пытаемся помочь? И возможно ли, чтобы сжатый кулак превратился в открытую для рукопожатия ладонь? Все эти вопросы взаимосвязаны — они касаются того, как люди воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Именно этим и занимается социальная психология. Она изучает установки и убеждения, конформизм и независимость, любовь и ненависть. 1. Предмет, структура и задачи социальной психологии Социальная психология — это наука, которая изучает то, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу (Дэвид Майерс). Социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия (В.Н. Дружинин). Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих их групп. Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления: 1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность. 2. Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым. 3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др. 4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д. В соответствии с предметом исследования в социальной психологии выделяются такие разделы (структуру), как: • социальная психология личности — в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально-психологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т. д.; • психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) — в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений, психологического воздействия, влияния межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т. д.; • психология малых групп — в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально-психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т. п.; • психология межгруппового взаимодействия — в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т. д.; • психология больших социальных групп и массовых явлений — в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, проблемы внутри- и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т.п. Задачи социальной психологии: 1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии. Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки. I этап (IV в. до н.э. - середина ХV в.): накопление начальных социально - психологических знаний. Первыми обратили внимание на социально - психологические факторы китайские и греческие мыслители: Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др. Они описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их значение для общества, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидуумов, выявляли мотивы объединения их в группы и др. II этап (середина XV - середина ХIХ в.): исследование и обобщение представлений о влиянии общества, государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп. В этот период зарубежные и отечественные мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквилль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались описанием общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов: общения и взаимодействия представителей различных общностей. III этап (средина ХIХ в. - начало XX в.): разработка первых социально - психологических теорий, зарождение конкретных социально-психологических школ, выделение отраслей социальной психологии (этнопсихология, политическая психология, конфликтология и др.). В середине XIX в. зарубежном появились социально-психологические теории психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) - "Вводные рассуждения о психологии народов", «Вопросы этнической психологии и языкознания», «Преступная толпа» (Г. Тард, С. Сигеле,), «Психология народов и масс» (Г. Лебон), «Теория инстинктов социального поведения» (В. Мак-Дауголл). IV этап (20-90-е гг. XX в.): В 20-40—х гг. XX в. социальная психология оформляется и развивается как экспериментальная наука, занимающаяся прикладными исследованиями и разрабатывающая специфические методы изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в жизни и деятельности людей. В 60-90-е гг. активно развиваются отдельные отрасли социальной психологии (этнопсихология, психология управления, политическая психология, конфликтология и т.д.). V этап (с конца XX в. - по настоящее время) характеризуется широким использованием социально-психологических знаний для управления людьми и влияния на все стороны их поведения, жизни и деятельности. Проблема личности в социальной психологии. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Вопросы для рассмотрения: 1. Общее понятие дефиниции «социализация». 2. Стадии социализации личности. 3. Механизмы социализации. 4. Факторы социализации. 5. Агенты и институты социализации. 6. Виды социализации. 1. Общее понятие дефиниции «социализация». Одним из основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация. Появляясь на свет как индивид, представитель человеческого рода, человек, попадает в конкретную социокультурную среду. Социокультурная среда — это конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры, сложившейся системой ценностей (Социология, 1994). В отечественной и зарубежной науке социализация, несмотря на широкую распространенность термина, понимается неоднозначно. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Ребенок изначально социален, так как его жизнедеятельность, удовлетворение всех жизненно важных потребностей происходит через взрослого, то есть социально. С позиции социально-психологического подхода Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева Г. М., 1994). Галина Михайловна Андреева (р. 13 июня 1924, Казань) — советский и российский социальный психолог и социолог, доктор философских наук. С именем Галины Андреевой связывают организацию и развитие социологии и социальной психологии в СССР после длительного перерыва исследований в этих областях. Существенно различаются взгляды на социализацию и у зарубежных авторов. Н. Смелзер рассматривает социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Следовательно, первая роль в социализации индивида принадлежит образованию. Американский социальный психолог Т. Шибутани (1998) дает прагматично-результативную характеристику социализации, относя ее к процессам, посредством которых люди учатся эффективно действовать в социальных группах. Быть социализованным — значит быть способным предвидеть реакцию окружающих, уметь контролировать свои действия в соответствии с ожиданиями. Личность социализованна, если способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм. Итак, социализация - интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация); усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, их освоение. 2. Стадии социализации личности Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие, дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрывать для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижении человеческой культуры, без воспитания. А.Н. Леонтьев «Проблемы развития психики» В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено большое количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются феральные люди. Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К.Линнея). Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на социальное обучение феральных детей, были получены некоторые результаты. Такие дети кое-как могли общаться со своими сверстниками в интернатах для умственно отсталых. Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве (модель социальной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы. На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Речь идет о процессе реализации своего Я, самопроявлении как индивидуальности (на уровне темперамента, типологических свойств высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей), так и личности (на уровне убеждений, ценностей, интересов, социально-личностных особенностей). Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. В то же время индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир. Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Очевидно, что данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе. В отечественной социальной психологии при рассмотрении вопроса о стадиях социализации опираются на принцип деятельности, в результате этого выделяют 3 стадии социализации (Г.М. Андреева): Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни до начала трудовой деятельности. Трудовая стадия - период зрелости человека, период трудовой деятельности. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Послетрудовая стадия - относительно данной стадии не существует единого мнения. Основные позиции полярно противоположны: одни считают, что понятие социализация бессмысленно к периоду жизни человека, когда все его социальные функции сворачиваются. Представители полагают, что можно говорить о десоциализации, которая наступает вслед за периодом социализации. С точки зрения социологического и психоаналитического подходов выделяют первичную, маргинальную и устойчивую стадии: Первичная стадия социализации ребенка, согласно З.Фрейду, распадается на оральную (от рождения до 2 лег), анальную (от 2 до 3 лет) и фаллическую (от 4 до 5 лет). 3. Фрейд утверждал, что на этих стадиях формируются основные личностные характеристики. Решающее значение здесь имеют процессы познания и овладения ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющая у него система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер обращения к ним. Маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) социализация - социализация подростка. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью. Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптации личности. Таким образом, социализация - это непрерывный процесс. Полученные в процессе социализации знания, приобретенные личностные качества не станут лишь индивидуальным достоянием, а станут достоянием общества, так как человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. 3. Механизмы социализации Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм, который, с известной долей условности, можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Очень многие социальные отношения могут быть представлены в модели «учитель - ученик». Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других. Г.Тард считал данные отношения типовыми социальными отношениями, рассматривая общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т.д. Но, разумеется, ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека. Ребенок, подражая своим родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки. Если мы посмотрим на детскую игру с точки зрения действия данного механизма, то увидим воспроизведение многих социальных отношений, о которых ребенок знает, особенно в сюжетно-ролевых играх. И здесь не имеет никакого значения то, какие именно социальные отношения (положительные или отрицательные) воспроизводятся в игре. По тому, как ребенок имитирует данные отношения, мы с достоверной очевидностью можем судить о том, что он видел в школе или семье. Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личностных особенностей. Как механизм социализации полоролевая идентификация претерпевает существенные изменения в современном мире. В традиционных обществах, лишенных социальной динамики, полоролевая идентификация отличается относительно жесткой определенностью, что связано с четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и фемининности (социальный эталон женственности). Еще в XIX веке маскулинные и фемининные черты считались взаимоисключающими. Так, американский психолог и социолог У. Бронфенбреннер, исследуя различия воспитания и социализации в России и Америке (60-70-е годы), обратил особое внимание именно на гипертрофированную роль русской матери в воспитании детей (Два мира детства: Дети в США и СССР. - М., 1976). С его точки зрения такая роль влечет за собой подобие матриархата, когда мать, взяв на себя всю ответственность за ребенка (сопровождающуюся чрезмерной, с точки зрения автора, заботой и тревогой) как бы снижает воспитательные функции отца. Этот процесс усугубляется тем, что количество женщин, окружающих ребенка в период детства, значительно превышает количество мужчин. В итоге Бронфенбреннер делает вывод о том, что дети в России скорее всего будут менее самостоятельными, чем американские, имеющие больше социальных возможностей для реализации своей инициативы и активности (качества, которые отцом стимулируются в большей степени, чем матерью). Стоит отметить, что анализ Бронфенбреннером воспитания и социализации детей в России и Америке включал в себя много других социальных и феноменологических факторов, таких как влияние коллектива и общественности на ребенка, типичные модели родительской заботы, роль идеологии и др. Конечно, социализация в современной России отличается от социализации в 60-70-х годах. Но некоторые особенности влияния тендерных различий сохранились до сих пор во многих семьях. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С.Парсонс). Он работает на основе изученного З.Фрейдом принципа удовольствия - страдания - чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения. Многие бихевиористские модели обучения, воспитания, тренировки построены на основе действия данного механизма. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации (или фацилитации) и социальной ингибиции. Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т.д. Вероятно, фасилитацию следует рассматривать не только как социально-психологический эффект социальной оценки, но и как необходимое условие всех процессов обучения и воспитания, поскольку отсутствие данного феномена способствует формированию коммуникативных барьеров между людьми. К сожалению, далеко не все социальные отношения сопровождаются фасилитацией. В семье, например, могут быть и совсем другие отношения между родителями и детьми, не говоря уже о деловых формальных отношениях. Существует психологический эффект обратного действия - социальная ингибиция. Социальная ингибиция проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства - страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т.д. Социальная ингибиция актуализирует негативные переживания у человека, такие как стыд (переживание разоблачения и позора, связанное с реакциями других людей), чувство вины (такое же переживание, но связанное с наказанием самого себя) и др. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка. В педагогической литературе описано развитие детских дидактогений - определенных психических состояний ребенка, которые возникают во время обучения вследствие социальной ингибиции. Нарушение педагогического такта со стороны учителя, чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, подчеркивание недостатков ученика, невыгодные сравнения с другими учащимися - все это примеры условий, порождающих дидактогений. Дидактогений проявляются в подавленном настроении, фрустрациях, повышенной конфликтности, реакциях негативизма, иногда депрессиях. Практически во всех ситуациях обучения и воспитания, когда критичность воспитателей преобладает над доброжелательностью, можно наблюдать возникновение эффекта социальной ингибиции. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается прежде всего как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Таким образом, конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества. В то же время конформность выступает и как индивидуализированный феномен. И в демократичном обществе мы можем видеть достаточно большое количество конформных людей, но их конформизм связан с факторами давления не всего общества, а лишь конкретных социальных групп. В этом случае конформность выступает как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Конформность можно определить и как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения. Такое поведение вызвано необходимостью избежать негативных санкций со стороны окружающих. Вполне понятно, что конформность выступает побочным эффектом существования социального контроля и поэтому в той или иной степени присуща различным индивидам и социальным группам. Мера развития конформности может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Данный уровень конформности является вполне адаптивным, поскольку человек сохраняет свою собственную точку зрения на предмет. При чрезмерной выраженности конформность становится внутренней, т.е. индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные. Такой человек почти в буквальном смысле слова «не верит глазам своим» и часто идет за другими даже тогда, когда их ошибки очевидны. Обе конформности - и внутренняя, и внешняя - служат необходимости разрешить противоречия, возникающие между представлениями субъекта и представлениями группы. Очевидно, каждый человек является конформистом в той или иной степени. Крайняя степень выраженности данного качества приводит к тому, что субъект легко становится объектом манипуляции со стороны других людей. Даже если на первый взгляд он выступает как абсолютный нонконформист, им можно манипулировать, исходя из его негативизма. Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих и манипулировать им так же легко, как и конформистом. В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации и начало отклонения. В некоторых источниках конформное поведение рассматривается как отклоняющееся. При отклонениях наблюдается предельная стандартизация социальной жизни индивида, которая строится по образцу моделей, рекламируемых средствами массовой коммуникации или доминирующей идеологией; внешнее принуждение воспринимается добровольно, как избавление от собственного выбора и сомнений (человек становится экстерналом практически во всех сферах жизни); межличностные отношения приобретают поверхностный характер, а эмоциональная жизнь становится крайне бедной и неполноценной. Действие данного механизма социализации зависит как от самого человека, его индивидуальных особенностей, так и от группы. Если группа достаточно единодушна, то конформизм в ней развит значительно сильнее, нежели в группе, имеющей лиц, не согласных с мнением большинства. В условиях внешней опасности в группе также происходит усиление конформизма и наоборот: более благоприятные внешние условия способствуют снижению уровня конформности у большинства членов группы. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации, такие как внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили только наиболее часто упоминаемые и, на наш взгляд, наиболее распространенные. 4. Факторы социализации Рассмотрим общую характеристику факторов социализации в трактовке А. В. Мудрика (1991): Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями). Современный мир изобилует глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений. В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде. На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни (верхний слой - политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый - интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья. Государство можно рассматривать: как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан); как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.) как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.). Мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.). Этническая или национальная принадлежность человека определяется, прежде всего, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей - вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет - совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия). Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна «открытость» общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. Микрофакторы (семья, группы сверстников, организации) Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.). Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации). Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации. Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. 5. Агенты и институты социализации Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга. Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают. Социальные группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты — семья, школа (класс), производственные группы. Семья является важным институтом социализации, поскольку здесь осуществляется первый адаптационный период социальной жизни. У ребенка 6-7 лет формируются привычки, основы социальных отношений, система значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим, различным видам действий. Родители формируют жизненный сценарий ребенка (Э.Берн). Семья, как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно - экономическую, терапевтическую и организацию досуга (Б.Ю. Шапиро). Школа имеет свои особые функции: образовательные и социализирующие. Социализирующие связаны с процессом социальной дифференциации в зависимости от их достижений. К ним относят: • Функция эмансипации ребенка от эмоциональной привязанности к родителям, поскольку оценивается в большей степени учебная деятельность; • Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов группы; • Функция селекции и распределения индивидуумов в соответствии с ролевой структурой общества. Профессиональная группа или трудовой коллектив - личность обладает возможностями самореализации и самоактуализации в интересующей ее деятельности. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций. Так, если профессиональный выбор оказался неудачным, то он испытывает разочарование в профессиональной деятельности, что может способствовать социальной дезадаптации личности. 6. Виды социализации Социализация означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества. На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки перенимают у взрослых, ведущих антисоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) — утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума. Десоциализация означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании, преступной группы и т.п. Отставание в социализации означает несвоевременное усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписаны обществом для каждого этапа социализации. Отставание в социализации может привести к усвоению личность негативных норм и бездумному подчинению антиобщественных элементов. Ресоциализация означает процесс социального восстановления личности, усвоение ее повторно или впервые позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных, но и больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции, т.к. без снятия эмоциональной напряженности невозможна социальная адаптация. На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, армия спасения и т.д. МАЛАЯ ГРУППА Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А.Н. Толстой Вопросы: 1. Понятие, виды и структура малой группы. 2. Групповая динамика: процессы и состояния. 3. Групповые эффекты. Проблема нормативного поведения в группе. 1. Понятие, виды и структура малой группы. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Виды малой группы представлены на рис.1. Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения. Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями. Коллектив - это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся. Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Рис. Структура малой группы Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает: • композиционную подструктуру, т. е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них; • подструктуру межличностных предпочтений, т. e. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии. Социометрия дает возможность вы явить наличие устойчивых взаимных предпочтении членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т. д. • коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведении и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии; • подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально и социально психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу. Взаимодействие индивидов в малой группе - РЕФЕРАТ Образование и развитие малой группы - РЕФЕРАТ Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня. РЕФЕРАТ. Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Рассмотрим основные групповые процессы и состояния. I. Первый процесс: общение - это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Первое состояние: подготовленность - характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения. II. Второй процесс: консолидация - это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способст­вует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направлен­ность группы на решение задачи. Второе состояние: направленность - характеризуется четким, согласованным и интериоризированным осознанием членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов. III. Третий процесс: лидерство - это управление группой в ходе реше­ния групповой задачи. В целом процесс лидерства представляет собой социально-психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Он приводит группу к такому состоянию, как организованность. Третье состояние: организованность - характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и соответственно наличием формаль­ной и неформальной структуры. Организованность основывается на четком выпол­нении каждым членом группы своих обязанностей, которые заданы его статусом и ролью. IV. Четвертый процесс: конкуренция - это развитие взаимоотно­шений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. В процессе конкуренции проявляется или со­трудничество, или соперничество людей друг с другом. Четвертое состояние: активность - характеризуется способ­ностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов. V. Пятый процесс: адаптация - это взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде. Социальная адаптация - определенная совокупность приспособительных реакций, как стабиль­ный, хорошо организованный способ решения типичных ситуаций. Социальная адаптация отражает уровень освоения человеком технологии профессиональной деятельности. Пятое состояние: сплоченность - характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспе­чивает стабильность и преемственность деятельности группы. Сплоченность группы - это взаимное тяготение членов группы; как результат действия VI. Шестой процесс: принятие решения - это разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществляться двумя способами: единолич­ное принятие решения руководителем (лидером) группы и коллективное приня­тие решения. Шестое состояние: интегративность - характеризуется согласо­ванностью и упорядоченностью внутригрупповых процессов. Интегративность - залог устойчивого и стабильного функционирования группы. Состояние интегративности тесно связано с другими групповыми со­стояниями. Если не достигнуты состояния организованности, сплоченности и пр., то невозможно прийти к состоянию интегративности, у членов группы не появится чувство целостности, единства группы. VII. Седьмой процесс: эмоциональная идентификация - отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Седьмое состояние: референтность - характеризуется тем, что членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым. Итак, групповые процессы: общение, консолидация, лидерство, конкурен­ция, адаптация, принятие решения и эмоциональная идентификация являются компонентами выполнения совместной деятельности. Эти процессы приводят к определенным групповым состояниям: подготовленности, направленности, ор­ганизованности, активности, сплоченности, интегративности и референтности, которые, в свою очередь, являются компонентами такого совокупного состояния группы, как ее социально-психологический климат (Таблица). Динамика группы Групповые процессы Групповые состояния 1. Общение 1. Подготовленность к совместной дея­тельности 2. Консолидация 2. Направленность на решение задачи 3. Лидерство 3. Организованность 4. Конкуренция 4. Активность 5. Адаптация 5. Сплоченность 6. Принятие решения 6. Интегративность 7. Эмоциональная идентификация 7. Референтность Решение групповой задачи - как сово­купный групповой процесс Социально – психологический климат - как совокупное групповое состояние 3. Групповые эффекты. Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминанта реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Эффект принадлежности к группе. теориЯ социальной идентич­ности, основные положения которой заключаются в следующем: • человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную само­оценку; • когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осозна­нии человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в ос­нове групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категори­зации) окружающего социального мира; • эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда; • поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с пози­ций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него. Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в каче­стве обозначения групповой принадлежности принят термин "групповая иден­тичность". Психофизиологический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было эксперимен­тально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усили­ваются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса (Д. Майерс, 1997). Эффект социальной лени. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегруп­повую работу. Эффект "синергии". Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в группо­вом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в спло­ченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина "группомыслие" или "ог-руппление мышления" принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения. Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, при­мерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Эффект "ореола". Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отноше­нию к другому. Эффект "ореола", или "гало-эффект", - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репу­тации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Эффект "бумеранга". Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект "мы и они". Это чувство принадлежности к определенной груп­пе людей (эффект "мы") и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект "они"). Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемле­ния интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Эффект "маятника". Это циклическое чередование групповых эмоцио­нальных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяют­ся значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной трудо­вой деятельности. Эффект "пульсара". Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл "оптимальная ак­тивность, необходимая для нормальной работы группы, - подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности". ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Проблема исследования больших социальных групп Во всех отраслях человеческой деятель­ности только те направления достига­ют блестящего развития, которые на­ходятся в живой связи с потребностями общества. Н.Г. Чернышевский Большие социальные группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Первые научные работы в области социальной психологии были посвящены исследованию больших групп: психологии народов, психологии масс, психологии толпы. Вместе с тем до настоящего времени нет полной однозначности в понимании и классификации больших групп. Обычно к большим группам относят нации, классы, народности, общественные движения, профессиональные группы, коллективы предприятий, массовые аудитории и т. д. Одна из основных трудностей изучения больших групп состоит в том, что «под это понятие подпадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим методологическим принципом» (Дилигенский Г. Г., 1985. С. 198). Некоторые авторы пишут о необходимости выделения специальных социально-психологических дисциплин, где изучались бы различные виды этих групп, — этнопсихологии, политической, профессиональной психологии. При этом предметом рассмотрения чаще всего будут оказываться общение и коммуникация в массовых формах. Значимость больших групп для формирования сознания индивида велика «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне» (Дилигенский, 1971). Исследования характеристик больших социальных групп связано с определёнными трудностями, так можно отметить отсутствие методик для исследования, например, психологического облика класса, нации, чего нельзя сказать о малой группе. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида (больших социальных групп): • случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория); • социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Характеристики больших социальных групп. 1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малой группе - это нравы, обычаи, традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. 2. Образ жизни группы - это особенности жизненной позиции группы вместе со специфическими регуляторами поведения. Исследование образа жизни значит изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. 3. Наличие специфического языка. Для этнических групп - это само собой разумеется, а для других групп язык может выступать как определённый жаргон, например, свойственный профессиональной группе, возрастной группе (молодёжи). Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. Таблица Основные различия между группами Признак Малая группа Средняя группа Большая группа Численность Десятки человек Сотни человек Тысячи и миллионы человек Контакт Личностный: знаком­ство друг с другом на личностном уровне Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Отсутствие контак­та Членство Реальное поведенче­ское Функциональное Условное социально-структурное Структура Развитая внутренняя неформальная Юридически оформ­ленная (отсутствие раз­витой неформальной структуры) Отсутствие внут­ренней структуры Связи в процессе труда Непосредственные трудовые Трудовые, опосредо­ванные официальной структурой организа­ции Трудовые, опосре­дованные социаль­ной структурой об­щества Примеры: Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия Структура больших социальных групп. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа. ВИДЫ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Психология социальных классов. Под классами в социальной психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов). Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил Их существование связано с исторически определенными способами производства. Основными характеристиками психологии рабочего класса (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низших служащих) являются трудолюбие, меньшая удовлетворенность (по сравнению с другими классами и социальными группами) своим социальным и материальным положением, слабый социальный конформизм, сильная мировоззренческая ориентированность, способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний, большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации, большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп, высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др. Следует иметь в виду, что существуют значительные психологические различия между индустриальными и сельскохозяйственными рабочими, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и переживаниях и т. д. Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии (высшие и средние собственники, высшие наемные управляющие, представители власти, финансовые олигархи) выступают рациональный образ мышления и деловой этики, самоотдача и самоограничение в производственной деятельности, индивидуализм и себялюбие, ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе, высокое стремление в получении максимальной производственной и финансовой прибыли, преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции, высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность, стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др. Средним слоям населения (мел кой буржуазии и мелким собственникам, интеллигенции и административному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии трудолюбие, преданность профессии и своему делу, высокая степень ответственности и чувства долга, высокий прагматизм и индивидуализм, компетентность и организационный талант, умение перспективно мыслить, наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и работу других людей, часто — присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилии, периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др. Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи неверие в свои силы, убеждение в безысходности своего положения, моральная и духовная деградация, социальный страх и др. Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме). Психологию этноса принято рассматривать как присущую представителям данного народа совокупность традиционных, передающихся из поколения в поколение особенностей поведения и психической деятельности. Выделяют типы этнической идентичности: Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный: благоприятное отношение к культуре, истории, естественный патриотизм, толерантные установки на общение с другими народами. Этноцентричная идентичность - акцентированное отношение к значимости своего этноса, его некритическое предпочтение, присутствуют элементы неагрессивного этноизоляционизма, замкнутости. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха, беспокойства, напряженности. Этнодоминирующая идентичность фиксирует такое состояние самосознания и поведения человека, при котором достижение национально ориентированных целей, интересы своего народа начинают восприниматься как безусловно доминирующие ("кто не с нами, тот против нас"). Такая идентичность сопровождается преувеличенными требованиями к "уважению прав народа", дискриминационными установками в отношении других этнических групп (близко к национализму). Этнический фашизм - идентичность, при которой абсолютно доминируют этнические интересы и цели, которые сопровождаются готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности. Этническая индиферентность - люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов; они свободны в своем поведении от строго следования этническим нормам и традициям. На поведение в любых сферах деятельности их собственная этническая принадлежность никак не влияют. Этнонигилизм в форме космополитизма, представляет собой полное отрицание этничности, этнокультурных ценностей. Декларируется свобода от всего, что связано с этническими феноменами, а этическая и национальная идентифицированность квалифицируется как вредные. Провозглашается статус "человек мира" и своя принадлежность к нему. Одним из видов является этноущемленная идентичность, которая возникает в связи с низким статусом своей этнической группы, признанием ее неравноценности с другими, отсюда - избегание демонстрации своей этничнбости, а иногда и вообще отрицание всякой этничности. Амбивалентная идентичность, невыраженная, а иногда "сдвоенная или строенная". Этот тип распространен в этнически смешанной среде (Н., мать башкирка, отец беларусс, а дети считают себя русскими). Необходимо отметить, что отклоняющиеся от нормы типы и агрессивные формы идентичности зависят от конкретных обстоятельств и политических интриг. СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как уже отмечалось, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.). Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Исследование общественного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества. К сожалению, в социальной психологии исследования эти весьма ограниченны, чаще проблема изучается в социологии (Б.Л. Грушин, 1967). Когда голос берет толпа, уже не важно, что она хотела сказать Доминик Опольский Толпа — относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей. Толпа бывает разных видов (Таблица). Таблица Виды толпы Виды толпы Условия образова­ния Доминирующие эмоции и со­стояния Лица, образую­щие толпу Пассивные Случайная Дорожно- транспортные происшествия, пожар, драка и т.п. Любопытство «Зеваки» Конвенцио­нальная Заранее объявленное мероприятие: ми­тинг, концерт, риту­альные действа, со­ревнование Интерес, причастность Активисты, пуб­лика, болельщики Экспрессивная Трансформация конвенциональной тол­пы из-за эмоцио­нального настроя Негодование, грусть, радость Подверженные эмоциональному заражению Экстатическая Трансформация экспрессивной толпы Исступление, эк­зальтация Поклонники на рок-концертах, сектанты и др. Активные (действующие) Агрессивная Трансформация кон­венциональной тол­пы при ограничени­ях, препят­ствиях Фрустрация, импульсивность, гнев, деструктивность Ищущие объект разрядки напря­жения Паническая Стихийные бедствия, террористические акты, слухи Аффект страха, самоспасение, стремление избе­жать опасности Эмоционально неустойчивые, внушаемые, тревожные, зависи­мые Стяжательская Дефицит, массовые беспорядки Эгоистическая направленность, накопительская ориентация, пара­зитические на­клонности Спекулянты, перекупщики, «чел­ноки», грабители, мародеры Повстанческая Восстания, револю­ции Недовольство, потребность не­медленных изме­нений Недовольные своим положени­ем статисты, случайные участ­ники спланированного действа Ролевая структура участников толпы: 1. организаторы массовых эксцессов - лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию: заранее проигрывают и планируют эксцессы. Затем выбирают удобное время и повод для эксцесса. 2. зачинщики - это лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность. 3. активные участники - лица, составляющие "ядро" эксцессов. 4. конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. Среди таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов; 5. добросовестно заблуждающиеся, т.е. те, кто становится участником эксцесса из-за ошибочного восприятия причин сложившийся обстановки; из-за ложного понимаемого принципа справедливости; под влиянием слухов.  6. эмоционально неустойчивые - лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушаемые; 7. любопытствующие - те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников; 8. примкнувшие - лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе. Психология масс. Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут, как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Психология публики. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. 2. Механизмы воздействия в стихийных группах. Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны. Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Психология слухов. Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом. Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции: • слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность; • слухи в значительной степени снимают или по меньшей мере снижают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, то есть слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной; • слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ней может изменяться; • социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсрочено могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.
«Введение в социальную психологию» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot