Введение в профессию
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Московский Городской Университет Управления
Правительства Москвы
Факультет: Государственного Управления и Права.
Направление продготовки: Международные Отношения
Форма обучения: Очно-заочная(вечерняя); 1 курс
По дисциплине: Введение в профессию
Преподаватель: Тымчик Владимир Ильич
Работа студента: Курсова Олега Викторовича
Название работы: Лекции и семинары.
Телефон: 84959579117
2012
20 ноября 2012, 1 занятие
Введение в профессию
Тема 1: Международные отношения как научная категория и социальное явление.
Профессия. Четкости критериев нет, но это самая дорогостоящая профессия. Эксперт международник это аналитик, нужно владеть историей, теорией, методологией и методикой, экономикой. Есть блок исторический, теоретический(теория МО), экономический(мировая экономика, МЭО)
В итоге умение оценивать, анализировать и прогнозировать. Это нужно государству, ведущим международным фирмам.
22 ноября 2012, 2 занятие
Задание на следующее занятие прочитать Мировая Политика в выданной книжке. Книжка Тарасовой взять в библиотеке и получить по email.
Любая категория и определение это проникновение в смысл. Для разговора о МО нужно разобраться в категориях. Выбрать 3-5 событий и оценить. Другой берет главное событие недели и дает оценку.
Вопросы:
1. Сущность МО
2. Содержание МО
Вопрос 1: Сущность МО. Нет единого подхода по сущности МО. Есть разные подходы к вопросам развития мира и др.
Подходы:
1. Классический. База для обозначения сущности МО. В рамках классического подхода МО это система и совокупность экономических, политических, военных, дипломатических и др. связей между государствами, союзами государств, общественными движениями, международными организациями, религиозными конфессиями. МО есть отношения между субъектами МО. Имеет минусы. Здесь нет законченной мысли, а есть только тенденция. Что является субъектом этого определения? Плюсы: предельно близко к идеалу.
2. МО есть система взаимосвязей между государствами, регулируемые нормами международного права и межправительственными институтами. Есть сторонники: Фукидид, Макиавелли, Аарон. Ее придерживаются гении МО. Сущность: связи государств. Минусы: сведение МО только к межгосударственным отношения. Согласно ведущим ученым смысл МО в межгосударственных отношениях, а всем остальным можно пренебречь.
3. МО это потоки людей, идей, денег, норм, пересекающие национальные границы, тенденция в рамках процесса – формирование мирового, глобального общества где границы не играют существенной роли. Сущность: все взаимосвязи основанные на преодолении границ. Это самое широкое определение, требующее последующих уточнений. Сущность МО – взаимосвязи субъектов МО.
Сущность МО это связи между их акторами или субъектами, участниками. Каждое из этих определений является спорны и не полным. Согласно ведущим ученым смысл МО в межгосударственных отношениях, а всем остальным можно пренебречь. Сущность МО – взаимосвязи субъектов МО.
Особенности МО.
МО это часть социальных отношений. Есть широкий круг и в его рамках есть малый. Из этого следует что законы социальной жизни актуальны и для сферы МО.
Какие законы актуальны для понимания МО: всеобщие законы, диалектики, единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных отношений в качественный.
Закон ЕиБП – источником развития борьба противоположностей (пример: электричество, мужчина и женщина). Идея чтобы превратить и не допустить антогонистического развития.
Закон ОО явление проходит эволюцию и развиваясь происходит отказ от первичного содержания и наступает этап эволюции и повторение раннего на другом уровне. Зерно бросили в землю, отрицание – появляется стебель, но стебель завершается колосом – воспроизводство что было, но на другом качестве, было мало стало много. Урок это преемственность. Имея дела с современными процессами нужно знать источники их.
Закон перехода количества в качество, суть, процесс развития это накопление количества, на определенной стадии развития происходит скачек и переход качества в количество. Скачек в социальной жизни это революция. Для недопущения скачка, нужно снижать количество.
Философия дарит всеобщие принципы: 1) всеобщей связи; 2) всеобщего развития. Следует рассматривать явления развития. Общие законы философии представлены категориями: общее и особенное, содержание и форма, сущность и явление. Сущность является, а явление существенно. Явление нельзя игнорировать, а за ним сущность.
Работают собственные законы МО. Наша задача их выявить. Закон это всеобщая повторяющаяся, устойчивая связь в процессах международной жизни. Потенциал, наработки МО важны для социальным и наоборот.
МО являются автономной, относительно самостоятельной частью социальных отношений. У этой части есть свои законы и принципы. Изучая МО мы должны оперировать
Генезис МО. Вопрос о происхождении, о определяющих факторах вляния на МО – дискусионен. Самая популярная точка зрения Карла Маркса и заключается в фразе: МО по сути своей это не первичные, вторичные, третичные производственные отношения. Для Маркса и для большинства ученых МО радилось из эконмических факторов. В рамках такого подхода главное влияние на МО проявляет экономический базис. Общество экономические(базис) и духовные отношения(надстройка). Для Маркса решающим в МО является экономика. Колизия: Если Маркс прав, то мы должны обратится к экономической стороне проблемы, нет это не так – политические отношения главные. Потому что каждый ищет свои экономические интересы. Есть хорошие политические отношения, есть хорошие экономические отношения; есть плохие ПО, то есть плохие ЭО. Главный в МО это ПО.
Вторая точка зрения: субъективированное восприятие МО. Есть книги Тикнер – женский взгляд в МО. Представители этого направления полагают: главный фактор влияния – субъективные факторы. Главным образом политиков. Авторы: Алкер, Мортон Каплан, Раймон Аарон. Они опровергают Маркса. Аарон: для познания МО, достаточно изучить волевые и иные качества политических элит – качества лидера. Это работает от разных факторов.
Преимущевтенное воздействие на МО религиозного фактора. Это мистика.
Геополитическая версия МО. МО испытывают на себя воздействие системы не политических, а географических факторов.
Итоги:
1. Сущностью МО являются взаимосвязи субъектов этих отношений.
2. Различное восприятие приоритетности субъектов МО обуславливает различное восприятие этих отношение, что и выражется в различных подходах(духовный, экономический, ) к МО.
Вопрос 2: структура.
Структура – мертвое содержание.
Содержание элименты взаимосвязанные с друг другом в какой-то системе. Содержание МО представлено в виде определенной системе:
1. субъекты МО. Являются: 1) государства; 2) союзы государств; 3) общественные движения; 4) международные организации; 5) религиозные конфессии. Другие: 6) транснациональные корпорации; 7) СМИ; регион государства не является субъектом МО. С точки зрения науч Москва – формирующийся актор МО(еще не актор; может будет.) Москва организует и участвует не в МО, а в Междунароных связях. Критерии акторности: а) потребность выхода в систему МО; б) возможность выхода в систему МО; в) самостоятельность в принятии международных решений. Москва не самостоятельный субъект РФ и для выхода она должна согласовать действия с федеральным центром. ФЗ 1999 года: «О координации межуднародных и внешнеэконмических связей.» Москва не может заниматься политическими связями. Самый приличный и упакованный актор это государство, по причинам наличия: армия, самостоятельность, территория, внутренняя и внешняя политика. Теоретически человек может быть актором МО.
2. Виды МО. Что бы определить виды, нужно выбрать критерий. Самая популярная дифференциация по критерию деятельности. Виды: экономические, политические. Главный вид – политические отношения(ПО). Нет ПО, нет никаких отношений(неправильно). Каждый вид представлен системой документов. Чтобы изучить политические отношения, нужно знать где можно о них узнать. Эти документы бывают общие для всех видов, но бывают и особенные для определенные. Азбука МО Ковалева. Документы общего порядка: конституция, концепция, стратегия, договоры(главные) – документ для принципов, документ. В советский период было принято заключать ДЦПС(?).
3. Типы МО. Выделяют 3 типа МО: 1) отношения нового типа (сущность: равенство и взаимная выгода акторов)(нужно читать документы, изучить практику и теорию отношений) это отношения мирного сосуществования, есть принципы мирного сосуществования(10 принципов зафиксировано в заключительном акте общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству 1975 года); - 2)переходные отношения – период выбора. 3) нетипичные отношения – идеалогизация отношений.
Принципы мирного сосуществования: равенство, взаимная выгода, уважения суверенитета, отказ от угрозы и применения силы, добросовестное исполнение международных обязательств. Отношения старого типа: господства и подчинения, ведущих и ведомых.
04 декабря 2012 года, 3 занятие
Межправительственные организации – около 500.
Субъекты МО - относятся СМИ и транснациональные корпорации, государства и межправительственные организации.
Типы МО: 1)нового типа – взаимной ввыгоды и уважения.; 2) старого типа – отношения господина и подчиненного – дикатат.
Состояние МО сводится к 2 возможностям: сотрудничество и конфликт. Нужно знать алгоритм анализа состояния.
Состояние сотрудничества: 1) состояние и тенденции развития договорной практики(наблюдаются соглашения и их подписания) если подписания и согласования идут по плану, то сотрудничеству ничего не мешает; если есть перерыв в договорной и переговорной практике, то есть проблемы; 2) состояние вооруженных сил: есть ли учения плановые и не плановые, готовность ВС; 3) идеологическая сторона, важно определить состояние идеологическое. Идеологическая война, крайняя и обостренная форма противостояния, в ход идут подмена понятий, клевета, подлог, манипулирования фактами.
Принципы МО. Это сокращение объема работы дипломата и становятся основой. Ситуация короткой фразой. Нынешнее состояние – переходное от Ялтинско-Потсдамской к новой системе СО. ЯП с: биполярность и институционализм. Суждения адекватно отражающие положения. Принципы: классовый(пролетарский интернационализм), не соответствуют международному праву; демократические – система дп объединена принципами мирного сосуществования(универсальные); господство и подчинение.
Демократические принципы(10): сформулированые в заключительном акте ОБСЕ летом 1985: 1) суверенное право; 3) нерушимость гранци; 4) территориальная целострость; 5) мирное урегулирование; 9) сотрудничество между государствами.
В 1947 году прошла конференция социалистических государств: на нем сказали реализовать опыт СССР. После войны попытка построить социализм по своему образу и подобию. В 1947 году это было подавлено, потом конфликты начали все чаще возникать.
Нужно сводить всю теорию к принципам. Если это уметь делать, то можно добится отличных результатов.
Современные принципы: полицентризм(западные государства) – нарушение баланса сил; унителатарализм –
20 декабря в доме правительства на Арбате – сессия международных городов МАГ. Круглый стол будет посвещен туризму в городе Москва.
Книжечка – мемуаристика. Выйдет в печать к январским праздникам.
Закономерности и тенденции в развитии МО.
Эксперт должен оперировать закономерностями, законами и тенденциями.
Законы в МО – устойчивые, повторяющиеся связи в предметах и явлениях международной действительности. Законов много: закон взаимодействия внутренней и внешней политики. Смысл: определяющая роль внутренней политики и повторяющая внешнаяя активная политика и влияет на внутреннюю политику и в отдельные периоды становится приоритетна. Приоритет когда конфликт и война.
Закономерность – устойчивая и повторяющаяся тенденция. Поход к выделению закономерностей разный.
При глобальном походе: глоболизация – стирание межгосударственных связей, проникновение. Регионализация – процесс альтернативный глобализации, обратный процесс, создание различных островков, стремление государств к обособлению. Оба подхода работают.
В рамках другой(практической) закономероность: демократизация МО – все большее вовлечение народных масс в сферу принятия внешнеполитических решений. Еще не найдена модель демократизации. Ленин: Политика это там где миллионы.
Усложнение МО(для специалиста по МО) связано с ростом количества субъектов.
Демилитаризация в МО – отказ от применения военной силы. Политика Киевской руси если есть сила, то решаем, если ее нет, то договариваемся.
Деидеологизация межгосударственных отношений – переход на принципы взаимной выгоды, демократических отношений.
Закономерности Дюразеля – сформировал закономерности для оценки: 1) главный побудительный мотив внешний политики – национальные интересы 2) решающую роль в системе МО играют развитые государства обладающие большей силой которая зависит от природной, географических и прочих ресурсов(например США: 34% мирового ВВП, 25%; 47% расходы на военные нужды 750 млрд $ (Россия 71млрд $; 3) в зависимости от распределения мощи между главными государствами миропорядок может принимать разные конфигурации: моно-, би-, много- полярный мир – формирование полюсов примерно равные по мощи; 4)…
Этот подход носит реалистический характер: акцентация внимания на особую роль государства, силы и
Тенденции в развитии МО
МО – категория и явления.
Внешняя политика государства: сущность, содержание, особенности.
Сущность внешней политики.
Определение: внешняя политика государства – деятельность гос-ва на международной арене по реализации своих целей, задач, национальных интересов с помощью определенной системы средств. (определение должно иметь функциональны и институциональный компонент)
Содержание – система компонентов.
1) целевая установка(цель) – некий стратегический рубеж которого необходимо достичь;
2) направление или приоритеты(наиболее предпочтительные направления) во внешней политике – бывают разными, в зависимости от критериев(функциональный критерий, деятельностный.) для России приоритеты распределены по следующему образу: а) СНГ; б) Европа и Евросоюз; б) США; в) азиатско-тихоокеанский регион. Направления и приоритеты выстраиваются в соответствии с целью
3) задачи внешней политики – рубежи и частные рубежи в рамках направлений. Они носят предельно конкретный характер и фиксируются по времени исполнения и зачастую предполагают наличие ответственных.
4) национальные интересы – (в рамках СССР формулировка была выброшена из науки) субъективированное выражение потребностей государства играющих жизненно важную роль в его развитии. Посмотреть стратегия национальной безопасности и найти определение национальных интересов. Критерии в формировании интересов: жизненноважные; осознание народом значимости именно данных потребностей
Прослушать послание и выписать фрагменты относ к внеш политике.
06.12.2012 – пропуск
11.12.2012, 5 занятие
Дипломатия атрибут внешней политики.
Основные элементы формирования и реализации внешней политики: президент, правительство, Федеральное собрание (Дума и Совет Федерации), МИД, Совет безопасности РФ, Субъекты РФ.
Совет безопасности занимается: 1)обсуждение проблем международной деятельности с целью выработки рекомендаций президенту для принятия решения; 2) аналитическая деятельность в интеренсах принятия решений президентом в области внешений политики и безопастноти, сопровождение и оценка материалов предоставляемых президентов, составление аналитических записок; 3) оценка законопроектов касающихся внешней политики. Лично на секретаря совета безопасности возложена функция: подготовка президенту докладов с анализом, оценкой международного военно-политического положения России.
Кроме того: 1)на парламент возложена функция заслушивания отчетов министра ИД и выработка рекомендаций по выслушенному; 2)согласие комитетов по ИД(в ГД возглавляет Пушков, в СФ возглавляет Маргелов(второй брат был убит националистами напротив ст м Парк Культуры)) ; 3) принятие ГД заявления по международной проблематике.
На начало 2000 годов указом Президента была ограниченна численность загран аппарата 8480 человек(штатных единиц) и в первые года началось постоянно сокращаются(8227) из них 2966 это дипламаты, 5261 канцелярско-административно-хозяйственная деятельность.
Сущность и содержание Внешней политики РФ.
1. Есть компоненты характеризующие сущность ВП РФ: принципы, целевые установки и национальные интересы
Принципы – суждения отражающее сущность проведения Внешней политики. Они изложены в конституции РФ от 1999 года и из ложенные в концепции Внешней политики. Согласно этим документам: 1) принципы мирного сосуществования
Национальные интересы – жизненно важные потребность государства для реализации которых требует ся выход в систему МО и осознание. Критерии: 1) жизненная необходимость; 2) осознание именно этих интересов.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020, Конституция 4 глава, послание президента РФ, концепция ВП 2008 года, концепция нац без.
Если исходить из логики что национальные интересы это реакция государства на базовые ВП угрозы, то мы можем определить перечень угроз: 1)
Внешние угрозы РФ: 1) попытки снизить роль ООН, ОБСЕ, и др структур в обеспечении международной безопасности(Ливия, Сирия)( на следующие занятие вопрос с Абхазией и ООН); 2) опасность ослабления политического, экономического и военного влияния РФ в мире; 3) расширение НАТО на восток, возможность приближения военных баз к границам РФ; 4) распростронение ОМП и средств его доставки; 5) ослабление интеграционных процессов на пространстве СНГ(ОДКБ, ШОС, ЕВРОЗЭС, ГУАМ(функционирует без России плохо)(книги Чернявского); 5) появление конфликтов по периметру границ России и СНГ(Молдаско-преднестровский, грузия); 6) притязания на территорию РФ.
Мы имеем право рассматривать реакцию на эти конфликты может квалифицироваться как национальные интересы.
Помимо внешних угроз есть группа близких к ним группа угроз – в програничной и информационной областях: 1) незавершенность госграниц РФ; 2) экономическая культурная религиозная демографическая экспансия на территорию РФ; 3) попытки отдельных государств доминировать в мировом информационном пространстве(США, катар); 4) информационные войны и др.
Внешнеполитические цели РФ: 1) обеспечение безопасности страны, сохранение суверенитета, 2) воздействие на обще мировые процессы в целях формирования демократического основанного на принципах МС(концепция справедливого демократического мира была озвучена в декрете от 1917 года: мир без аннексий и контрибуций); 3) создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития России; 4) формирование пояса добрососедства по периметру границ России; 5) всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом(возникают проблемы с реализации); 6) содействие продвижению русского языка.
В рамках СССР целевые установки были с акцентом на государственные интересы, а не на гражданина. Целевые установки базируются на тезисе названный в концеции2008 – приоритет национальной безопасности: защита интересов личности, общества и государства. В этих словах великий смысл. Решать вопросы государственной безопасности РФ обязана основываясь на безопасности человека и общества. При СССР было главным обеспечить безопасность государства и точка, человек винтик для достижения этого.
Аннексия – насильственное присоединение и захват чужой территории без явно и добровольно выраженного желания и разрешения населения.
Глобализация – процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. Это эволюцонный процесс объединение-интеграция-глобализвация. Методичка -
2. Содержание
Выделяется 2 группы приоритетов: приоритеты в решении глобальных проблем и региональные.
1) формирование нового мирового устройства. Позиция России чтобы в конечном счете был сформирован многополярный мир – наличие на планете примерно равных по своим потенциалов центров мировой силы. Полицентристская позиция(США и Евросоюз) – отказ от много полярного мира в пользу одного центра вокруг которого остальные формируются. Первый эшелон полицентристские, второй страны БРИГС – стремящиеся занять роль в первом.
2) Укрепление международной безопасности. Россия выдвигает множество принципов: а) достижение снижения фактора силы в МО, для этого нужно соблюдать договорные обязательства в области безопасности, укреплять доверие в военной области, обеспечить процесс разоружения в области ОМП(конвенции о запрете разработке, производства и накопления бактериологического и химического оружия, принятие договора о запрещении.
3) Всестроронее развитие международных экономических отношений, экологическое сотрудничество, главная цель внешней политики России обеспечение благоприятного экономического развития в условиях глобализации путем создания равноправных позиций для государства и национального бизнеса. Для этого предлагается ряд мер, главное из которых в защите от интеграционных рисков. (ВТО - единые правила игры в сфере мировой торговли, РФ удалось договорится избавится от фундаментальных рисков), Совершенствования практики решения гуманитарных проблем в международной сфере.
4) Информационное сопровождения в (?)
5) Региональные приоритеты внешней политики РФ: СНГ, Европа и Евросоюз, развитие взаимоотношений с США(формирование и сохранениня инфораструктуры этих отношений, решения проблем), активизация внешней политики в азиатско-тихоокеанском регионе( сотрудничество с региональными оргинизациями этого региона ШОС, Азиам, а также углубление отношений с Китаем, Индией и Японией), Расширение взаимодействия с африканскими государствами. Проблемы взаимоотношений с СНГ: а) сокращение объемов экономического сотрудничества(21-22% в товарообороте с РФ, Евросоюз 51-52%) б) нерешенность политических и военно-политических проблем(СНГ не превратилось в устойчивое политико-экономическо-военное образование, усиление политической дифференциации, обострение проблем нахождения РФ войск за рубежом), пути сотрудничества с СНГ развитие разноуровневой интеграции.
18.12.2012
Концепция разноуровневой интеграции: в рамках интеграции приоритет двойка Россия-Белоруссия. Совместное урегулирование конфликтов: этнических и др. Самое большое событие попытка создания системы безопасности в рамках ОДКБ. СНГ конфликтогенная область. Мы создали СНГ на основе соглашений по сложившимся границам. Приоритетное развитии экономического сотрудничества. Изначально была мысль создать ССГ(Содружество Суверенных Государств), но получилось только СНГ. Идея формирования Евразэс в приближении к Евросоюзу. Проблемы: у СНГ поликультурная модель.
Европа – скорее 2 приоритет. Она нам интересна геополитически. Европа Римлянт, Россия – Хартлент. Европа строила планы с учетом России: Европа 100 шлагов, Европа от Бреста до Владивостока, Европа от Бреста до Урала и др. Восновном проекты создавала Франция. Европа нам интересна экономической мощью, в культурном отношении, религия, политический фактор(как альтернатива Америке). Приоритеты в Европе: 1) развитие Хельсенского процесса(в 1975 году подписан заключ акт СБСЕ(10 принципов взаимных отношений) в середине 90-х стали ОБСЕ) прекарщение холодной войны было объявлено на заседании ОБСЕ в 1990 году(деюре холодной войны нет, но на деле она продолжается); 2) активное участие в совете Европы(одна из самых старых орг основана 1948 году, миссия – защита прав и свобод граждан везде где можно), мы хотим чтобы нарушения замечали не только у нас, теория демократического мира это зеркальное отражение коммунистического мира; Евросоюз должен стать конструктивным союзником для России(1999 году создана стратегия взаимоотношений Россия – Евросоюз) Евросоюз – самая продвинутая структура мира; нормализация отношений с НАТО(военно-политическая организация, региональная орг., 28 государств в т.ч. страны балтии), происходит трансформация в политическую структуру(Югославия, Ливия, пытаются Сирия), Совет безопасности может реагировать на региональную или глобальную угрозу, но не имеет право вмешиваться во внутреннюю ситуацию. Наиболее тесные отношения между Италией, Германией, Великобританией и Францией. Страны Варшавского договора – создана как реакция на создание НАТО, прием ФРГ в НАТО, вся поле военная система была с ориентирована на ущемления Германии. После распада социализма и СССР были подписаны договора в 1991-93 году. Проблема: основной тренд развития Европы ориентирование в политике на США. Причина это стремление сохранить свой суверенитет любыми способами. Самое неприятное это движение НАТО на восток и пользуется инфраструктурой созданной СССР.
Балканы. Позиция Россия достижение справедливого прочного урегулирования. Раньше еще помечали с сохранением границ Югославии. Политика канонерок: дипломаты пытаются решать проблемы с брацаньем оружием. Б пороховая бочка Европы – сплетение кучи различных культур с разными проблемами. 1- мировая война началась с Балкан и ей предшествовали 2 балканские войны(установить кто есть кто и проверить методы войны).
США. Россия всега устанвливает значимость США как политическом визави. В 90-х годах была идея стратегического партнерства для решения мировых проблем. Нам США интреесна с военно-политической и политической точки зрения. Ликвидирована поправка Джексона-Вейника(причина (мелочная) запрещение евреям выезжать на родину). Ключевой игрок: 24% мирового ВВП; 45-47% мировых военных расходов, сдераживающий фактор в отношениях: дискриминационная система, сдерживание влияние США на мир, США не настроены пускать в какие-либо клубы или организации для увеличения своего влияния.
Азиатско-Тихооканский регион. Есть разные восприятия региона от самого узкого до широкого подхода. Для этого региона интересно: 1)здесь 3 великих державы(Америка, Россия, Китай); 2) он характерен большим людским массивом – самые густо населнная часть земли(Китай, Индия); самые большие экономики мира(США и Япония), Японское чудо – генерал оккупационных сил США пригласил 200 американских экономистов и создали новую экономику, менталитет – воспитанные, организованные. Этот регион – сторона конфликтов: Корейский конфликт(Северная(СССР) и Южная(США) – результат войны систем) наличие ядерных технологий, объединение кореи.; активная интеграционная зона АТЭС(политическая, экономическая)(результат: подписаны множество документов и согласование позиций), АСЕАН(экономическая, но и может заниматься военным сотрудничеством, ШОС(объединяют Россию, страны азии и Китай)(но пока нет желания у ряда игроков в тч у Китая). Ключевые игроки: Китай, Индия, Япония. Россия-Япония позиция не конфликтная, но и не положительная, причина отсутствие мирного договора. Войны сейчас нет, в 1956 году Советско-японская диклорация:1)объявление прекращение состояния войны; 2)провозглашалась воля СССР передать 2 острова(кунашир, кубашир, хабамаи и шикотан), но не передали, обусловили передачу островов обязательством Японии демилитаризовать свою территорию, министерства национальной обороны не имеет военных сил и находились Американские военные базы(остров Акенава), Япония не выполнила
Книга: Европа как фактор современного мирового развития. Тымчик В.И.
Мерс ах350, сетра ер304
Тема: Международные и внешнеэкономические связи г. Москвы как региона РФ
Проблемы: 1) Этапы развития международных связей Москвы; 2) Правовые основания регионов РФ и Москвы в частности; 3) Приоритетные направления международной деятельности г. Москвы.
Литература: Глобализация и регионализация как фактор мирового развития; Международные взаимодействия регионов современных государств(на примере РФ и ФРГ) вопросы теории и практики.
1) Этапы развития международных связей Москвы;
1. Этап феодальной раздробленности(12-14 века) – была основана Москва. Юрий Долгорукий, слова: приди ко мне в Москву для урегулирования разногласий. Особенности: начинаются с экономических связей, были найдены арабские деньги 9 века.
2. Возвышение Москвы. Иван Данилович Калита и его отец: политическая гибкость, игра с Ордынцами. Иван 3-й это первый всероссийский царь: при нем появляется концепция Москва – третий Рим(православная Москва – спаситель мир)(он женился на Софье дочь наследника Византии – это дало право считаться приемницей Византийской священной Римской империи), покровительство разных народов; практика приглашения мастреров в Москву. Много иноземцев, первыми с кем выстраивали отношения – Греки,
3. 16-17 века. 1678 году основали славяно-греко-латинскую академию, потом были венецианци и генуэсци (фряги). Иван 4-й(Грозный) 1547 год, начинают посещать немци, ливонцы эта иностранная масса образовали районы Налейка(потом Лефортово) сюда ссылали иноземцев. В 17 веке прибылвают Шведы, Французы, Англичание, Голландцы, Итальянцы. Вся иноземная часть Москвы славилась веротерпимостью. К середине 17 века из 200 000 москвичей 28 000 были иностранцы. В конце 17 века Петр 1 встречает Марту Скавронскую(Екатерина 1)(встречает , отбирает у него Меньшиков, а у него Петр 1). В 1799 году на Немецкой улице родился А. С. Пушкин
4. 19 век. Иностранцев очень много и в 1829 году создается иностранный отдел. С этого момента Москва начала заниматься иностранными делами. Жители Москвы начинают сравнивать с крупными иностранными городами. Развивается выставочная, конгрессная деятельность, принимает посольства
5. 20 век. Точка отсчета март 1918 года – певод правительства в Москву. Москва получает внешене политические органы. С этого времени Москва - . Во времена СССР доминировал классовый подход. В годы войн МС снижались, после стали развиваться. В 1957 6 всемирный фестваль молодежи и студентов – Москва стала столицей мира. В 1956 году образован отдел внешних сношенйи при управлении кадров и УЗ МосГорИсполКома. Советская Власть преложила другую модель
7. 2000 годы.
24 декабря 2012
Церковная дипломатия: история и современность
1. Дип отношения ватикана
2. К вопросу о дипломатии Русской Православной церкви(РПЦ)
3. Мусульманская дипломатия.
4. Межрелигиозный диалог в России в новейший период.
В августе 2000 был международный форум религиозных лидеров, а с 2006 года к встречам большой 8 приурочены конференция духовных лидеров – Всемирная конференция «За Мир» и их партнеры. В США несколько лиц создают мнение о стране(отрицательное)
Поскольку во времена Древних цивилизаций была очень сильна религиозная дипломатия, потому что в церкви были самые умные и образованные люди. Потом по результатами секуляризации церковь передала свои дипломатические полномочия светской власти.
1. С 2009 года после визита ДВ Медведева с Ватиканом установлены дип отношения. Ватикан – название с латинского – место гаданий. Сатус: вспомогательная суверенная территория святого престола, резеденции высшего духовного руководства Римской Католической Церкви. Ватикан только используется для размещения РКЦ. Дип миссии аккредитуются при святом престоле, а не перед государством Ватикан. Все имущество размещено в Ватикане. Святой престол наблюдатель и с июня 2004 года с правом голоса, а в 2008 сотрудничество с Интерполом. Дип отношения между секция отношения с государствами государственного секретариата, возглавляется архиепископом. Первая постоянное посольство(нунциатура) была основана 1238 году. Во второй половине 16 века Ватикан имел 34 нунциатур. Сегодня святой престол поддерживает дипотношения с 176 государствами, с Евросоюзом, и суверенным орденом мальты. При святом престоле аккредитовано 69 дипмиссий(часто посольство в италии и представляют интересы перед святым престолом). Дип активность руководится государственным секретариатом и руководится кардиналом. Нет отношений с 17 государствами(9 мусульманских, комунистическми и мелкими). Неофициальная дипломатия осуществляется через общественную организацию. Выступает с осуждением по новым границам Израиля, установлило отношения с организацией «За освбождение Палестины», против . 1989 года установлены взаимоотношения на уровне постоянных представительств и в 2008 году на уровне посольств.
Раскол РПЦ и РКЦ в 1054 году. Ватикан без согласования с РПЦ разделил Россию и назначил канонические территории – вмешательство во внутренние дела – проблема в отношениях.
2. После распада СССР РПЦ сохранила свою роль и сейчас играет объединяющую роль. Государственная дипломатия действует с рамках правил, позиций, законов и не может их переступать, а церковная дипломатия действует по другим законам и может переступать светские законы. Можно говорить по дипломатии РПЦ поскольку она уделяет свое внимание отношениям с инославными государствами. Они имею право на общение с другими государствами но без дип службы.
3. Официальная деятельность мусульманских отношений в деле внешних сношений. Цели мусульманской дипломатии: упрочнение положения мусульмаской общины; оптимизация ее развития. Дипломатия в разных странах отличается друг от друга. Расширение влияния мусульмаской дипломатии. У мусульманской: взаимоотношения с единоверцами из других стран; взаимоотношения с властями как собственного государства, так и других стран; взаимоотношения с мусульманами из других течений ислама; взаимоотношения с другими религиями; взаимоотношения с политическими и общественными организациями. 1998 году создан межрелигиозный совет России в состав которого вошли разные ветви, сначала проводились заседания по 3 раза в год, но позже стало реже. 2-4 марта 2004 создан межрелигиозный совет в СНГ. Сейчас Россия пытается восстановить отношения, в тч в Организация Исламской Конференции. Главы Мусульманских направлений предложили пути по преодолению межрелигиозных конфликтов. Решение проблем с Косово, Сев Осетия на основе принципов закрепленных в : 1)нерушимость границ; 2) право на самоопределение. Недопустить развития крайних течений ислама, для этого есть разные межрелигиозные структуры. Различные встречи между представителями и организациями. Есть движения по улучшению отношений РПЦ и мусульманского мира. Федерация еврейских общин России. В 2004 году воссоздан праздник День Народного Единства, отмечается 4 ноября.
Проблемы в межрелигиозном отношении: 1) бытовой уровень, конфликты на спортивном фоне которые выдаются за межрелигиозный конфликт; 2) бытовой переходит в обще политический уровень проблем, политики получают полит дивиденды, 3) особо одиозные фигуры бросают тень на всю религию, 4)
Основные направления международной деятельности города Москвы.
Мд г. Москвы осуществлются под эгидой федеральных органов власти. В России сформирован механизм опеки международной деятельности города Москвы и других регионов. Основной координирующий орган в РФ МИД в сфере международных связей. Для этого есть отдельные департаменты и отдела. Есть отдельные структуры которые помогают МИД: консультативный совет субъектов при МИД для международных связей регионов. С 2003 года функционирует совет глав субъектов федерации, возглавляет Министр ИД Лавров. Совет работает постоянно и результаты докладываются к Путину. Представительства МИД в регионах РФ. Загранучреждения МИД в которых представлены регионы.
Направления или приоритеты. Они фиксируются с разных документах гор Москвы. Касаются большой сферы проблем:
1. Содействие реализации программ социально-экономического развития города. Сейчас подписаны 16 программ. Есть программа по развитию туризма – прямое отношения к МД. В каждой программе есть международный блок в котором возлагается
2. Продвижение на внешний рынок продукции столичных предприятий.
3. Использование зарубежного опыта в различных сферах городского хозяйства.
4. Укрепление договорно-правовой основы. В департаменте внешнеэкономических и международных связей есть правовой отдел.
5. Углубление инвестиционного, культурного, гуманитарного и т.д. основ с зарубежными партнерами. Поддержка соотечественников за рубжом.
Главные партнеры Москвы: Берлин, Вена, Афины, Прага, Женева, Дюссельдорф, София и другие. Самые активные региональные отношения с регионами ФРГ: Бавария, БаденВюнтенберг, Гессен, Северный Рейн, Вестфалия, Бранденбург. В системе мс приоритетом является внешнеэкономические связи. Сальдо внеш эконом связей Москвы +/- 300 млрд. $, а Россия Евросоюз чуть более 350. Поставки 17-18 млрд.
Главная проблема: привлечение иностранных инвестиций
Региональные приоритеты:
1. Взаимоотношения со странами СНГ. Он носит общегосударственный смысл, с политической точки зрения. Москва не отягащена какими-то политическими соображениями, но помогает их преодалеть. Когда говорят про внешэконом связи Москвы: с 10 странами СНГ договорные отношения, наиболее активыне отношения с Арменией, Белоруссией, Казахстан, Литва, Таджикистан(газовые скрепы), Абхазия, Южная Осетия, Преднестровье; с партнерами по СНГ отношения развиваются с помощью специальных межправительственными комиссиями по договорам и планам. Формы: работа домов Москвы зарубежом – институты со своим имуществом и финансами, которые. Домы Москвы: Рага, Вильнюс, Севатополь и Семфирополь, София. Есть еще Русские культурные центры.
2. Европа: оборот около 400 млрд дол. Традиционные партнеры – старые партнеры – города и регионы зап Европы и Америки. Формы работы: взаимные дни друг у друга; взаимные дни экономики у друг друга; венский бал; в 2000 годы активно развиваются отношения районов. Есть рабочее комиссии и работа идет на плановой основе. Работа комитета Москва – Берлин.
3. Взаимодействие в Азиатско-тихоокеанском регионе. Приоритет КНР. У ЦАО партнер в Пекине – Дунген(район)
4. Северная Америка. Наиболее тесные контакты с : Вашингтон, Чикаго, Санфранциско, и Лос-Анжилес. Культурно-гуманитарное сотрудничество: Формы реализации: взаимные дни культуры; обмен коллективами.
5. в Латинской америке.
Поддержка соотечественников зарубежом(20 млн человек; 300-350 млн руб. на всех граждан(бюджет Москвы 1,2- 1,3 трлн руб)) правовая поддержка; медицинская поддержка; распространение русского языка. Казань тратит на эти цели 700-800 млн руб только на татар.
Связи Москвы сопоставимы со связями среднего государства Мира. Москва не является самостоятельным субъектом МО, только формирующийся актор МО. Институционально и в правовом отношении Москва организована.
Методологические подходы к анализу исследований МО и связей регионов и Москвы в частности.
Методология – система принципов, методов, приемов анализа международных процессов. Методология на основе принципов(высшего(философского) и низшего порядка). Методологиеческие подходы – способы. Методы анализа – инструменты для анализа: наблюдение, сравнение. Методики – укрупненные методы сочетающие в себе элименты нескольких медетодологических подходов. Примеры методик: методика экспертных оценок. Чтобы быть экспертом нужно сформировать свою методологическую культуру.
Методологические подходы – способы анализа:
1. Традиционный или международно-правовой. Смысл: сторогое следование нормам международного права. Самый лигитимный подход. Идя этим путем демостирируем покорность международному праву. Сейчас функционирует ялтинско-подстдамская система МО, находится в завершающей стадии МО – переходной. Будущее системы МО может быль либо продолжением вестфальской(главный субъект госудратво, побудительный мотив – интересы государтв, главным принципом стабильности – политическое равновесие, баланс сил). Недостатки у подхода: нападки на межд право, и вестфальские ценности.
2. Научно-практический подход(парадигмальный подход). Парадигма – это масштабное направление концентрирующее в себе большое количество однопорядковых форм, теорий, школ, концепций, направлений, идей. Всю масштаб представлений МО можно представить в виде 3 парадигм: 1) реалистическая, классическая – принципы вестфаля( государство, сила, баланс сил) анархия в МО, реалисты большая половина в политической элите( в германии ХДС ХСС, в Америке республиканцы); 2) либеральный подход или неолиберальный подход. Ценности: 1) допущение возможности смены лидера на международном олимпе в пользу других акторов МО; 2) признание значимости управления мировыми процессами(международное право, международные организации, мораль и традиции; 3) ориентация на формирование безконфликтных пространств(формирование мирового правительства; мировой интеграционной структуры) сводится на однопорядковом миру). В рамках этого подхода создана и реализуется теория демократического мира(автор Дойл). Для обеспечения стабильного мира нужно организовать всемирное демократическое сообщество. Левые партии: социал демократическая партия Германии; демократическая партия в США. Ньюансы: для либералов государство не икона, они говорят что государство может быть, может и не быть главным государство. Неореализм и реализм меньшая разница. Для либералов приоритет национальные и общечеловеческие интересы.
3. Марксистская(неомарксистская парадигма) . сейчас распространен неомарксистский подход. Смысл подхода неомарскистская. В рамках марксистского похода его ценности: 1) главным актором МО является классы, самый прогрессивный рабочий класс; 2) характер МО эксплуататорский(один класс эксплуатирует другой(рабочий)). Неомарксисзм воспринимает отчасти логику марксисзма (в характере), 1) главный актор – поля государств(бедные и богатые; север и юг; золотой миллиард); 2) побудительные мативы: интересы поля богатых и поля бедных государств. Предлагают справедливую мир-система(чтобы богатый север не эксплуатировал бедный юг) Методы достижения: периферийные(позиционные) войны – экономические войны, смысл: реализация интеграции по горизонтали(бедные против богатых) добится лучшего результата, стать более могущественными, справедливыми.
Геополитический подход – все сказано.
Пространственно цивилизационный подход. Хантингтон и Фукуяма. Есть 2 подхода:
1) цивилизационный, атлинтистский подход суть похода сформулировал Хантингтон(см. Лекции по Геополитике) самое главное: стратегия неоатлантизма: рекомендации:
Рекомендации:
1) для доминирования талассократии нужно сплотиться для противостояния туллурократии.
2) привлечь к себе близкие части от других цивилизаций.(пример Восточная Европа с ориентированы на США, более проамериканская чем проевропейская)
3) наладить нормальные, рабочие отношения с Россией.
4) предотвратить повсеместно перерастание региональные конфликты в глобальные войны. Создание метода блокирования конфликтов. Была изобретена концепция пермонентности локального конфликта.
5)ограничить экспансию мусульманства и конфуцианства.
6) обеспечить военное превосходство на дальнем востоке и юго-западной Азии.
7) использовать конфликты во взаимоотношениях мусульманских и конфуцианских цивилизаций в своих интересах.
8) абсолютная поддержка прозападных организаций, поддерживающим западную цивилизацию.
9) усилить международные структуры которые отражают западные ценности.
2) пространственный подход Фукуямы: структура к формированию мирового, демократического мира.
Оба предлагают для достижения целей не останавливаться перед применением силы. Здесь есть установка если кто-то мешается, то нужно устранять.
Упертость реалистов в непризнание других акторов это минус. По каждому подходу
Современное состояние системы МО:
Первая система МО появилась в 1648 году – Вестфальская система МО(государство, интересы, ). Промежуточные системы: Венская, и ялтинско-потсдамская система. До 1814 года действовала. Была венская система: на основе антинаполеоновских войн: 1) принцип вмешательства в дела суверенных государств без согласия правительства, когда в нем происходит реакционные брожения(вмешивается концерт) 2) принцип международной правовой регламентации внешней политики; 3) принцип легитимации – в основе лигитимность, то что было до революции во Франции
Версальская система: 1) принцип институционализма; 2) принцип либерализма. С 1918-1933 год либерализм.
Ялтинско-потсдамская система: 1) биполярность; 2) блоковость; 3) институциональная развитость.