Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение в организацию психолого-педагогических исследований

  • 👀 355 просмотров
  • 📌 314 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение в организацию психолого-педагогических исследований» ppt
Лекция 1. Введение в организацию психологопедагогических . исследований Основны е определения  Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, доказательностью, воспроизводимостью и точностью.  Эксперимент – эмпирическое исследование в специально созданных и контролируемых условиях, которое проводится с целью выявления причинно-следственных связей. Виды исследований Теоретическое или практическое Фундаментальное или прикладное Монодисциплинарное или междисциплинарное Однофакторное (аналитическое) или комплексное  По цели проведения: поисковое, критическое, уточняющее, воспроизводящее  Реальное или идеальное     Основны е компоненты психолого-педагогического исследования 1. Предварительный анализ имеющейся информации по проблеме. 2. Формулировка проблемы и ее актуальности. 3. Определение целей, задач, предмета и объекта исследования. 4. Выдвижение гипотезы (гипотез). 5. Планирование и организация проведения эксперимента или психологического исследования. 6. Проведение эксперимента (исследования). 7. Анализ и обобщение полученных результатов. 8. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов. 9. Окончательная формулировка выводов по полученным фактам, их объяснение разработка рекомендаций Акт уальност ь психологопедагогических исследований В обосновании актуальности определяется:  уровень изученности в психологии избранной проблемы,  указывается степень ее новизны для современной науки,  дается краткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, но имеет большое значение для раскрытия психологических механизмов и закономерностей проблемы в целом. Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование. т емы долж но соответ ст воват ь следующим конкрет ны м т ребованиям:  во-первы х , должны быть кратко освещены причины обращения именно к этой теме именно сейчас;  во-вторы х , должна быть раскрыта актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки — объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показано, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д. Проблема в психологопедагогических исследованиях Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:  Объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.  Значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки. Проблема — это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Цели психологопедагогических исследований 1.Определение характеристик какого-либо психолого-педагогического явления или феномена. Основанием для постановки такой цели может быть: а) обнаруженная в литературных источниках неполнота информации о данном феномене, изучение которого актуально в данный момент; б) противоречие эмпирических данных. 2. Вы явление взаимосвязи психических явлений или феноменов . Необходимо помнить, что все психические феномены и явления взаимосвязаны друг с другом, это положение о единстве человеческой психике. 3. Изучение возрастной динамики явления или феномена (исследование процессов роста, созревания, развития, формирования и становления). 4. Описание нового феномена или психологического эффекта (чаще всего открывают в ходе эмпирического исследования). Он может быть предполагаемым или случайно установленным. 5. Откры тие новой или иной природы психического явления или феномена. Критерии нового:  введение новых понятий;  соотношение новых понятий с уже утвердившимися;  прогностические возможности;  множественность экспериментов. 6. Обобщение знаний . Заключается в выделении более общих закономерностей, чем описаны в современных источниках информации. 7. Создание классификаций и типологий . Критерии:  обоснованность критериев классификации;  четкость выделения явлений;  соотнесение с определенной теорией. 8. Создание методики . 9. Адаптация методики . Задачи исследования Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру. В научных работах задачи ставятся как перед теоретической частью, так и перед эмпирической. Для теоретического анализа ставятся задачи типа «Раскрыть психологическое содержание понятия ...», «Определить психологическую структуру феномена ...» и т.п. Задачи эмпирического исследования формулируются примерно так: :«Установить зависимость ...», «Разработать и апробировать методику ...», «Изучить влияние ... на развитие ...» и т.п. Объект и предмет исследования  Объ ект — это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Объект психологического исследования - это определенная психологическая реальность, на которую направлена познавательная деятельность исследователя.  Предмет — это свойства, стороны, отношения, особенности, процессы данного объекта, которые выделяются для изучения. Таким образом, в одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования. Гипот езы исследования Гипотеза - это предположение о фактах, связях, принципах функционирования и развития психических явлений, не имеющих эмпирического или логического обоснования, или обоснованных недостаточно. Гипотезы - это обоснованные предположения:  о структуре социальных объектов, социальнопсихологических явлений;  о характере связей между изучаемыми явлениями;  об основных, существенных детерминантах явлений;  о возможных подходах к решению социальных проблем. Классиф икации гипот ез (В.А. Ядов) 1) По содержанию предположения гипотезы делятся на:  описательные, в которых рассматриваются причины и возможные следствия, предположения о существенных свойствах объектов (классификационные гипотезы), предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные гипотезы);  объяснительные - в них анализируются возможные следствия, исходя из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий возникнет данное следствие. 2) По уровню анализа гипотезы бывают:  теоретические - описывают характер связей идеализированных объектов;  статистические - описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;  эмпирические - описывают характер взаимосвязей эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей. 3) По отношению к задачам исследования гипотезы разделяются на:  основные - раскрывают существенные связи объекта, обеспечивающие решение проблем;  неосновные - раскрывают побочные, но важные для решения проблем связи объекта. 4) По месту в логической структуре доказательства выделяют:  гипотезы-основания - доказываются с помощью выводимых гипотез;  гипотезы-следствия - выводятся из основных и доказываются в ходе анализа эмпирических признаков. 5) По степени научной обоснованности гипотезы бывают:  первичные - выдвигаемые на начальных этапах анализа;  вторичные - выдвигаемые на основе проверки, уточнения первичных;  рабочие - служат в качестве исходных предположений. Требования к психологической гипот езе:        логическая простота; логическая непротиворечивость; вероятность; широта применения; концептуальность; научная новизна; верификация. Ст руктура оф ормления психолого-педагогических исследований ВВЕДЕНИЕ  актуальность работы  проблема (формулируется основное противоречие, лежащее в основе исследования)  цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза(ы)  информация об используемых методах и методиках  теоретико-методологическое основание, на базе которого проводится исследование  теоретическая и практическая значимость работы 1. Теорет ический анализ подходов к изучению… 1.1. Феноменологический анализ понятия… 1.2. Изучение феномена… в трудах отечественных и зарубежных психологов 1.3. Классификация и структурные составляющие …. 1.4. Возрастные особенности развития и проявления… Выводы по главе 2. Эмпирическое изучение ф еномена… 2.1. Организация и проведение исследования 2.2. Характеристика методов и методик исследования 2.3. Результаты исследования 2.3.1. Результаты описательной статистики 2.3.2. Результаты сравнительного анализа 2.3.3. Результаты корреляционного анализа Выводы по главе 3. Коррекционноразвивающая программа по ф ормированию… 3.1. Теоретико-методическое обоснование программы 3.2. Возможные методы психологопедагогической коррекции… 3.3. Содержание программы 3.3.1. Тематический план 3.3.2. Описание занятий Выводы по главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ тексты методик сводная таблица данных таблицы описательной статистики таблицы сравнительной статистики корреляционная матрица Типы данны х 1. Номинативная шкала (неметрическая) – объекты группируются по разным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Привычные операции с числами (сложение, вычитание, упорядочивание и др.) теряют смысл. Пример: пол (1 – мужской, 2 – женский), национальность (1 – русский, 2 – белорус, 3 – украинец). 2. Ранговая или порядковая шкала (неметрическая) – измерения в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. При сравнении респондентов друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать на сколько или во сколько раз. Пример: после измерения IQ в классе были присвоены ранги (1 – самый высокий показатель IQ, 23 – самый низкий). 3. Интервальная шкала (метрическая) – это такое измерение, при котором числа отражают не только различия между объектами в уровне выраженности, но и то, насколько больше или меньше выражено свойство. Особенность шкалы – произвольность выбора нулевой точки, ноль не соответствует полному отсутствию измеряемого свойства. Пример: измерение температуры по Цельсию, шкала IQ Векслера и др. 4. Абсолю тная или шкала отношений (метрическая) – измерение в этой шкале отличается от интервального только тем, что в ней устанавливается нулевая точка, соответствующая полному отсутствию выраженности измеряемого свойства (менее распространена в психологии). При сравнении объектов можно сказать о том во сколько раз больше или меньше выражено свойство. Пример: измерение времени реакции, абсолютных порогов чувствительности и др. Пример оф ормления сводной т аблицы данны х
«Введение в организацию психолого-педагогических исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot