Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Введение в
организацию
психологопедагогических
.
исследований
Основны е определения
Научное исследование – процесс выработки
новых научных знаний, один из видов
познавательной деятельности, который
характеризуется объективностью,
доказательностью, воспроизводимостью и
точностью.
Эксперимент – эмпирическое исследование в
специально созданных и контролируемых
условиях, которое проводится с целью
выявления причинно-следственных связей.
Виды исследований
Теоретическое или практическое
Фундаментальное или прикладное
Монодисциплинарное или междисциплинарное
Однофакторное (аналитическое) или
комплексное
По цели проведения: поисковое, критическое,
уточняющее, воспроизводящее
Реальное или идеальное
Основны е компоненты
психолого-педагогического
исследования
1. Предварительный анализ имеющейся
информации по проблеме.
2. Формулировка проблемы и ее актуальности.
3. Определение целей, задач, предмета и
объекта исследования.
4. Выдвижение гипотезы (гипотез).
5. Планирование и организация проведения
эксперимента или психологического
исследования.
6. Проведение эксперимента
(исследования).
7. Анализ и обобщение полученных
результатов.
8. Проверка исходных гипотез на основе
полученных фактов.
9. Окончательная формулировка
выводов по полученным фактам, их
объяснение разработка рекомендаций
Акт уальност ь психологопедагогических
исследований
В обосновании актуальности определяется:
уровень изученности в психологии избранной проблемы,
указывается степень ее новизны для современной науки,
дается краткий обзор истории исследований в русле
данной проблемы.
Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая
еще не получила должного освещения в науке, но имеет
большое значение для раскрытия психологических
механизмов и закономерностей проблемы в целом.
Определить актуальность темы - означает также
подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных
социальных проблем современности, решению которых
может способствовать ее исследование.
т емы долж но
соответ ст воват ь следующим
конкрет ны м т ребованиям:
во-первы х , должны быть кратко освещены причины
обращения именно к этой теме именно сейчас;
во-вторы х , должна быть раскрыта актуальность
обращения к этой теме применительно к внутренним
потребностям науки — объяснить, почему эта тема
назрела именно сейчас, что препятствовало
адекватному раскрытию ее раньше, показано, как
обращение к ней обусловлено собственной
динамикой развития науки, накоплением новой
информации по данной проблеме, недостаточностью
ее разработанности в имеющихся исследованиях,
необходимостью изучения проблемы в новых
ракурсах, с применением новых методов и методик
исследования и т.д.
Проблема в психологопедагогических
исследованиях
Проблема исследования – теоретический или
фактический вопрос, требующий разрешения. Этот
вопрос должен соответствовать двум критериям:
Объективность. Возникновение проблемы должно быть
продиктовано объективными факторами.
Значимость. Проблема должна иметь теоретическое
или прикладное значение для науки.
Проблема — это своего рода граница между знанием и
незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего
знания становится недостаточно, а новое еще не
приняло развитой формы.
Цели психологопедагогических
исследований
1.Определение характеристик какого-либо
психолого-педагогического явления или
феномена.
Основанием для постановки такой цели может быть:
а) обнаруженная в литературных источниках
неполнота информации о данном феномене,
изучение которого актуально в данный момент;
б) противоречие эмпирических данных.
2. Вы явление взаимосвязи психических
явлений или феноменов .
Необходимо помнить, что все психические
феномены и явления взаимосвязаны друг с
другом, это положение о единстве
человеческой психике.
3. Изучение возрастной динамики явления
или феномена (исследование процессов
роста, созревания, развития, формирования
и становления).
4. Описание нового феномена или
психологического эффекта (чаще всего
открывают в ходе эмпирического исследования).
Он может быть предполагаемым или случайно
установленным.
5. Откры тие новой или иной природы
психического явления или феномена.
Критерии нового:
введение новых понятий;
соотношение новых понятий с уже утвердившимися;
прогностические возможности;
множественность экспериментов.
6. Обобщение знаний .
Заключается в выделении более общих
закономерностей, чем описаны в современных
источниках информации.
7. Создание классификаций и типологий .
Критерии:
обоснованность критериев классификации;
четкость выделения явлений;
соотнесение с определенной теорией.
8. Создание методики .
9. Адаптация методики .
Задачи исследования
Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать
представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была
достигнута. Важно выстроить такую последовательность
задач, которая позволяла бы определить «маршрут»
научного поиска, его логику и структуру.
В научных работах задачи ставятся как перед теоретической
частью, так и перед эмпирической.
Для теоретического анализа ставятся задачи типа «Раскрыть
психологическое содержание понятия ...», «Определить
психологическую структуру феномена ...» и т.п.
Задачи эмпирического исследования формулируются примерно
так: :«Установить зависимость ...», «Разработать и
апробировать методику ...», «Изучить влияние ... на развитие
...» и т.п.
Объект и предмет
исследования
Объ ект — это избранный элемент реальности, который
обладает очевидными границами, относительной
автономностью существования и как-то проявляет свою
отделенность от окружающей его среды. Объект
порождает проблемную ситуацию и избирается для
изучения.
Объект психологического исследования - это определенная
психологическая реальность, на которую направлена
познавательная деятельность исследователя.
Предмет — это свойства, стороны, отношения,
особенности, процессы данного объекта, которые
выделяются для изучения. Таким образом, в одном и том
же объекте может быть выделено множество предметов
исследования.
Гипот езы исследования
Гипотеза - это предположение о фактах, связях,
принципах функционирования и развития психических
явлений, не имеющих эмпирического или логического
обоснования, или обоснованных недостаточно.
Гипотезы - это обоснованные предположения:
о структуре социальных объектов, социальнопсихологических явлений;
о характере связей между изучаемыми явлениями;
об основных, существенных детерминантах явлений;
о возможных подходах к решению социальных
проблем.
Классиф икации гипот ез (В.А.
Ядов)
1) По содержанию предположения гипотезы делятся на:
описательные, в которых рассматриваются причины и возможные
следствия, предположения о существенных свойствах объектов
(классификационные гипотезы), предположения о характере связей
между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные
гипотезы);
объяснительные - в них анализируются возможные следствия,
исходя из определенных причин, а также характеризуются условия,
при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется,
в силу каких факторов и условий возникнет данное следствие.
2) По уровню анализа гипотезы бывают:
теоретические - описывают характер связей идеализированных
объектов;
статистические - описывают характер взаимосвязей в системе
показателей и индексов статистики;
эмпирические - описывают характер взаимосвязей эмпирических
признаков в системе операциональных понятий и показателей.
3)
По отношению к задачам исследования гипотезы
разделяются на:
основные - раскрывают существенные связи объекта,
обеспечивающие решение проблем;
неосновные - раскрывают побочные, но важные для
решения проблем связи объекта.
4) По месту в логической структуре доказательства
выделяют:
гипотезы-основания - доказываются с помощью
выводимых гипотез;
гипотезы-следствия - выводятся из основных и
доказываются в ходе анализа эмпирических признаков.
5) По степени научной обоснованности гипотезы бывают:
первичные - выдвигаемые на начальных этапах анализа;
вторичные - выдвигаемые на основе проверки, уточнения
первичных;
рабочие - служат в качестве исходных предположений.
Требования к
психологической гипот езе:
логическая простота;
логическая непротиворечивость;
вероятность;
широта применения;
концептуальность;
научная новизна;
верификация.
Ст руктура оф ормления
психолого-педагогических
исследований
ВВЕДЕНИЕ
актуальность работы
проблема (формулируется основное
противоречие, лежащее в основе исследования)
цель и задачи, предмет и объект исследования,
гипотеза(ы)
информация об используемых методах и
методиках
теоретико-методологическое основание, на базе
которого проводится исследование
теоретическая и практическая значимость работы
1. Теорет ический анализ
подходов к изучению…
1.1. Феноменологический анализ понятия…
1.2. Изучение феномена… в трудах
отечественных и зарубежных психологов
1.3. Классификация и структурные
составляющие ….
1.4. Возрастные особенности развития и
проявления…
Выводы по главе
2. Эмпирическое
изучение ф еномена…
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Характеристика методов и методик
исследования
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты описательной статистики
2.3.2. Результаты сравнительного анализа
2.3.3. Результаты корреляционного анализа
Выводы по главе
3. Коррекционноразвивающая программа по
ф ормированию…
3.1. Теоретико-методическое обоснование
программы
3.2. Возможные методы психологопедагогической коррекции…
3.3. Содержание программы
3.3.1. Тематический план
3.3.2. Описание занятий
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
тексты методик
сводная таблица данных
таблицы описательной статистики
таблицы сравнительной статистики
корреляционная матрица
Типы данны х
1. Номинативная шкала (неметрическая) –
объекты группируются по разным классам так,
чтобы внутри класса они были идентичны по
измеряемому свойству.
Привычные операции с числами (сложение,
вычитание, упорядочивание и др.) теряют
смысл.
Пример: пол (1 – мужской, 2 – женский),
национальность (1 – русский, 2 – белорус, 3 –
украинец).
2. Ранговая или порядковая шкала
(неметрическая) – измерения в этой шкале
предполагает приписывание объектам чисел в
зависимости от степени выраженности
измеряемого свойства.
При сравнении респондентов друг с другом мы
можем сказать, больше или меньше выражено
свойство, но не можем сказать на сколько или
во сколько раз.
Пример: после измерения IQ в классе были
присвоены ранги (1 – самый высокий
показатель IQ, 23 – самый низкий).
3. Интервальная шкала (метрическая) – это такое
измерение, при котором числа отражают не
только различия между объектами в уровне
выраженности, но и то, насколько больше или
меньше выражено свойство.
Особенность шкалы – произвольность выбора
нулевой точки, ноль не соответствует полному
отсутствию измеряемого свойства.
Пример: измерение температуры по Цельсию,
шкала IQ Векслера и др.
4. Абсолю тная или шкала отношений
(метрическая) – измерение в этой шкале
отличается от интервального только тем, что в ней
устанавливается нулевая точка, соответствующая
полному отсутствию выраженности измеряемого
свойства (менее распространена в психологии).
При сравнении объектов можно сказать о том во
сколько раз больше или меньше выражено
свойство.
Пример: измерение времени реакции, абсолютных
порогов чувствительности и др.
Пример оф ормления
сводной т аблицы данны х