Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Возникновение философии как первой формы и основы науки

  • 👀 465 просмотров
  • 📌 433 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Возникновение философии как первой формы и основы науки» doc
Лекция 1: Возникновение философии как первой формы и основы науки Прежде всего, необходимо отметить причину появления философии, которая стала первой попыткой человека найти новый ‑ научный ‑ подход и метод постижения окружающей его действительности и самого себя. Ситуация ко второй половине VII в. до н. э. человеческой истории была такова, что уже стало осознаваться: прежний мифологический взгляд (подход и метод) на окружающую действительность не может удовлетворительно объяснить растущие эмпирические знания, возникающие в жизни человека. Можно сказать, что проявился познавательный кризис, выразившийся в разрушении мифологических представлений о мире, сомнение в этих представлениях, и в методологических трудностях ‑ необходимости в более точном методе познания, который бы позволил удовлетворительно объяснить получаемые факты и причины их возникновения. В общем, не были ясны реальные причины явлений, происходящих в природе и обществе, потому что не был ясен способ (метод) их определения. Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово) пыталась обозначить эти причины произвольно, очеловечивая и одушевляя природу: все, что окружает человека, выглядит, чувствует и действует подобно ему. Таким образом, возникала вера, что антропоморфные души и духи – и есть причины возникающих и существующих явлений. Фантазия (от греч. phantasia – воображение), при неразвитости абстрактного мышления, его методов, и недостаточности знаний о происходящих событиях, позволяла создавать окружающую человека реальность с помощью художественных образов, в которых объективное (действительное) и субъективное (кажущееся) были синкретичными – нерасчлененными. Все процессы описывались (рассказывались) в повествовательной, художественной форме, где все существующие в мире явления вместе с их причинами (воспринимаемые как единое целое, неотделимо друг от друга, т. е синкретично) были персонифицированы или олицетворены, т. е. представлены не абстрактными силами, обобщенными и неконкретными, которые нельзя представить, но конкретными и наглядными, теми, что воспринимаются чувствами – в виде одушевленных предметов, ведущих себя по аналогии с человеком. Все это закреплялось традицией (от лат. tradition – передача). До второй половины VII в. до н. э. человеческой истории познавательных возможностей подобного способа получения и выражения знаний, и представлений, складывающихся из них, было достаточно. Как уже говорилось, затем ситуация начинает довольно быстро меняться, породив методологический кризис и, как следствие, его мировоззренческую сторону, создав условия для возникновения философии. Философы как первые ученые и предложили новый и первый, по сути, подход и метод абстрактного постижения мира, человека и общества. Особенность философии по сравнению с мифом заключалась в ее умозрительности (созерцательности), или спекулятивности. Под созерцанием понимается непосредственное (т. е. основанное на наблюдении) отношение сознания к предмету, заключающееся в интуитивном, не дискурсивном познании его свойств: «целостное осознание предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению». Таким образом, спекуляция (умозрение) – способ мышления о предметах (явлениях, событиях и процессах), не данных в чувствах и опыте, но опирающихся на эти чувства, и поэтому лишь предполагаемых. Осуществлять это можно лишь интуитивно, ‑ непосредственно наблюдая и догадываясь, делая выводы, т. е. минуя логические связи. С помощью умозрения стало возможным объяснять свойства (а затем и причины) вещей не только данные в чувствах, внешние, но и скрытые, внутренние, составляющие их природу, или сущность. Иными словами, стало возможным познавать такую определенность вещей окружающего мира и самого человека, как их качества. Под другой определенностью вещи – количеством – подразумевалась величина (число) свойств или их совокупности – качеств. Впервые с помощью философского подхода удалось поставить и начать решение одной из основных проблем науки – осознанный поиск средств, которые бы позволили описание, объяснение, понимание и предсказание, как свойств вещей, так и их величины, начав создание и использование специальных слов – абстракций, среди которых одними из первых стали «качество» и «количество». Итак, для того чтобы осуществлять философские спекуляции, необходимо было создать первую научную (т. е. рациональную) форму познания – понятие (обобщение). С возникновением философии появилась возможность с помощью слов-понятий (абстракций), выражающих общие и специфические свойства предметов, находить и выражать в обобщенной форме содержание вещей, которое не дано в чувствах и опыте. Чувства позволяют нам создавать только наглядные и конкретные представления о вещах (их проявлениях, состояниях, процессах). Впервые это попытался сделать Сократ с помощью своей диалектики – «вопросно-ответного» метода, позволяющего делать индуктивные обобщения – понятия и, содержащиеся в них, определения. Именно с помощью определения и раскрывается содержание понятия, т. е. скрытые свойства, присущие виду или роду вещей. Позже, начиная с Платона, направленно формируются специфические философские понятия – категории (от греч. kategoria ‑ высказывание; признак) – основные наиболее общие понятия науки. По мнению отечественного философа и филолога Алексея Федоровича Лосева, в ранней греческой философии (до Сократа), когда бытие и мышление еще различались слабо, в виде категорий выступали просто основные элементы материи в ее непосредственной данности – земля, вода, воздух, огонь, эфир (5 элемент – первовещество, заполняющее мировое пространство). С возникновением интереса к проблемам сознания и познания, к проблемам разума и науки категории приобретают логический вид и формулируются как обобщенные, отвлеченные понятия. Уже Платон в диалогах «Софист» и «Парменид» выделяет 5 первых категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Его ученик Аристотель в трактате «Категории» впервые попытался построить учение о категориях и выделил 10 категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. И лишь позже, уже в начале XIX в., немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770‑1831) сформулировал систему категорий, которой пользуются не только в философии, но и в специальной науке и до сегодняшнего дня. Чисто логические категории Гегеля таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причем в эту последнюю входят ‑ субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Можно заметить, как родовые категории (бытие, сущность, понятие), так и видовые (основание, явление, действительность и т. д.) Таким образом, философские категории, одни из которых уже давно стали общенаучными, имеют тенденцию к развитию, и поэтому мы сейчас используем в науке (а стихийно и нестрого, иногда и в обыденной речи) и другие категории: материя, сознание, пространство, форма, содержание, следствие, противоречие, противоположность, часть, целое и т. д. Например, категории части и целого, и проблема их отношений интересовали еще Платона и Аристотеля: что определяет (является причиной) организацию и поведение целого и его частей: части (каждая и их механическая сумма) или целое, имеющее особые свойства? Возникает два варианта ответа на этот вопрос: Целое = Σ Частей (т. е. части своими свойствами определяют целое) и Целое > Σ Частей (т. е. части полностью не могут определить существование целого, т. к. целое обладает еще и «собственными» свойствами, не присущими частям – устойчивыми связями между этими частями). И это требовало обсуждения. По сути, античные философы, размышляя об «основах» природы, или ее принципах (от лат. principium – основа, начало), интуитивно обнаружили объективно существующую в ней целостность (принцип целостности): любой объект природы представляет собой целое, состоящее из частей и связей между ними. Полезность этого наблюдения такова, что особенности отношений целого и его частей до сих пор интересует, например, и ученых-естествоиспытателей применительно к проблемам своих наук. Эта теория способствовала созданию системного подхода в науке второй половины XX в. В противовес редукционистам, усматривавшим единственную «причину» организации ‑ в частях (т. е. Целое = Σ Частей – примеч. А.Ч.), Аристотель с его формальной причиной, Гегель с его абсолютной идеей в природе, Бергсон с его простым, необоримым актом творения организации утверждали, что целое играет главенствующую роль (т. е. Целое > Σ Частей). То же можно сказать, например, и о философских принципах, на которые в той или иной степени и время от времени (так же как и на философские понятия-категории) опирается специальная наука. Например, можно упомянуть о принципе всеобщей взаимосвязи явлений. Согласно этому принципу любое существующее явление (состояние, процесс) влияет, и поэтому изменяет любое другое явление, испытывая, в свою очередь, обратное воздействие. Иными словами, все что есть, существует не само по себе, но в сложной зависимости от других вещей: его «жизнь» в значительной степени определена, или обусловлена ‑ детерминирована окружающими его условиями: предметами, состояниями, процессами и т. д. Наиболее наглядно детерминированность одних явлений другими поясняет (описывает) принцип причинности: явление А обязательно производит изменение в явлении В, где А – причина (П), а изменение, которые она порождает – следствие (С) (П → С). Заметим, что обусловленность явлений может быть и не причинной (т. е. бывает и «непрямая» связь между явлениям: ), а например, функциональной, состояний, целевой: функции, состояния и целесообразные действия взаимосвязаны между собой, но не порождают изменения в друг друге (например, день и ночь, времена года и т. д.). Таким образом, в самых общих чертах принцип всеобщей взаимосвязи позволяет понять, почему все происходит, так или иначе, и каким образом. И кроме того возникает представление о мире как о чем-то целом, едином, который можно понять, ища причины, следствия и другие виды взаимосвязи явлений. Таким же образом можно было бы привести примеры использования наукой других философских принципов: например, принципа целостности, принципа развития. О принципе целостности уже упоминалось в связи с идеями Платона и Аристотеля относительно взаимосвязи целого и части, и которые повлияли на разработку, прежде всего, в биологии Берталанфи «общей теории систем» в первой половине XX в. Говоря же о философском принципе развития природы, признаваемом сегодня уже всеми ведущими естественными науками, известно, например, что об особой изменчивости мира ‑ его становлении, совершенствовании и развитии ‑ говорили еще в античной философии (труды Анаксимандра, Гераклита, Аристотеля и др.). Гораздо позже, в XIX в., например, биологи, французский – Жан Батист Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809 г.) и английский – Чарлз Дарвин в работе «Теория изменения видов путем естественного отбора» (1859 г.), высказали идею о реально существующем одном из видов развития природы ‑ ее эволюции: Ламарк видел причину этого процесса в стремлении животных к прогрессу, в их желании приспособиться, а Дарвин – в существующем естественном отборе среди растений и животных, и появлении из них наиболее приспособленных к окружающей среде. В упоминаемой книге «Порядок из хаоса» Пригожин подытожил этот научный взгляд на природу, который прежде был философским: «Двадцатый век по праву может быть назван веком эволюции: биология, геология и социология стали уделять в XIX в. все больше внимание изучению процессов возникновения новых структурных элементов, увеличения сложности». То же можно сказать и об использовании иных философских идей другими частными науками. Например, Бертран Рассел заметил в предисловии своей работы «Введение в математическую философию» (1919 г.): «Многое из того, что будет изложено в последующих главах, не есть то, что называется «философией», хотя в философию включаются те темы, которые до сих пор не приобрели статуса научной дисциплины. Природа бесконечности и непрерывности была раньше делом философии, а сейчас принадлежит математике». Долгое время существовали трудности понимания времени, также интересовавшего философов. Например, у Пригожина мы находим высказывание об этом: «Мы увидим, что проблемы времени находятся в самом центре современной науки. Возникновение новых структурных элементов, необратимость принадлежат к числу вопросов, над решением которых билось не одно поколение философов». Существуют и философские законы интуитивные по своему происхождению, также как и упомянутые выше интуитивные понятия и принципы философии. Речь идет о законах диалектики. Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и развития явлений. Категория «закон» в науках и философии есть одна из ступеней познания человеком единства и связей, взаимозависимостей сторон мирового процесса. Немецкий философ XIX в. Гегель в своей «Науке логики» выделил следующие моменты содержания категории закона: 1) закон есть прочное, остающееся, тождественное в явлении, «спокойное» отражение явлений; 2) закон не есть нечто потустороннее по отношению к явлению, а непосредственно в нем наличествует, проявляется; 3) закон есть существенное отношение, он отражает существенное в движении универсума; 4) законы мышления отражают характер мыслительных связей, и они – основа практической целесообразной деятельности человека. Акцентируем внимание на том, что законы диалектики действуют независимо от того, познали ли мы их или нет. Люди не могут произвольно ни создавать, ни уничтожать законы природы и общества, и поэтому они могут успешно осуществлять лишь ту деятельность, которая согласуется с требованиями этих законов. Объективно правильное отражение законов познания должно учитывать, что в природе – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – законы прокладывают себе путь бессознательно, в форме необходимости, среди бесконечного ряда случайностей, через них и вопреки ним. Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон вскрывает источник развития, заключающийся в том, что в каждом ограниченно целостном объекте, явлении, предмете изначально заложены противоположные качества, стороны, тенденции, единство и борьба которых составляют стимул, движущую силу развития. Действие закона единства и борьбы противоположностей раскрывается в трех основных понятиях: «тождество противоположностей», «различие противоположностей» и «противоположность различий». Эти понятия в совокупности образуют категорию «диалектическое противоречие», действие которой и характеризуется рассматриваемым законом. Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практике, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике – положительные и отрицательные заряды; в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии – анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности – возбуждение и торможение – таков беглый перечень противоположностей, открытых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, осмысления процессов изменения, развития. Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «предельные», крайние места. Например: верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое, горячее – холодное и т. д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно они перестают быть противоположностями – сторонами противоречивого единства атома. Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями. Последнее в классово-антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов. Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость, коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе. Чтобы понять существо этого закона, следует, прежде всего, выяснить, что такое качество и количество. Возьмем, например, такой металл, как золото. Он обладает характерным желтым цветом, тягучестью, ковкостью, имеет определенную плотность и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все это вместе взятое и отличает золото от других металлов. Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других и есть его качество. Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять, различать их. Качественно различаются и общественные явления. Так, капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности – его качеством. Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т. д. Количественная характеристика присуща и общественным явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем, степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми, энергетическими ресурсами. Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остается самим собой. Нарушение меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 357 оС. При температуре минус 39 оС ртуть затвердевает, а при 357 оС начинает кипеть, переходит в парообразное состояние. Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Как было сказано, изменение количества в известных пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, нарушить меру, как ранее казавшиеся несущественными количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество. Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Качественное изменение в отличие от количественного выражается понятием скачка. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, образование и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции. Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению), – поломка детали машины из-за «усталости» металла. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качественный переход, а происходит постепенное накопление элементов нового качества и отмирание элементов старого качества. Такие скачки длительны, постепенны. Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания). Это закон раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять его сущность и значение, нужно, прежде всего, выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии. В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием. Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли. Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, – указывал Маркс, – не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества – рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодального – капиталистическим. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную. Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений. Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке. С возникновением нового, развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым – новейшим. Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности, имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т. д. Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших. Таким образом, философия как первая историческая попытка и способ преодоления методологического кризиса способствовала становлению рационального взгляда на мир, в противовес иррациональному мифологическому, заложив ряд основ исключительно научного познания мира – некоторые его понятия, принципы, законы и цели, позволившие по-новому ‑ более реально, объективно ‑ посмотреть на устройство мира.
«Возникновение философии как первой формы и основы науки» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot