Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Внебюджетное финансирование образования
1. Источники внебюджетных средств.
2. Организация внебюджетного финансирования.
1. Источники внебюджетных средств
Наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять „дополнительную“ деятельность, что называется „в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется внебюджетной“.
Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием.
Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера.
Закон „Об образовании“ существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.
Источники поступления внебюджетных средств:
1) самостоятельная (в т. ч. предпринимательская) деятельность образовательных учреждений, их структурных подразделений и территориально обособленных подразделений: филиалов, мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хозяйств, типографий, издательств, музеев, магазинов, подразделений общественного питания, санаториев и профилакториев, баз отдыха, библиотек и др.;
2) предоставление услуг по проживанию, пользованию коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, в том числе жилых домах и жилых помещениях;
3) предоставление услуг по содержанию детей и учащихся в структурных подразделениях образовательных учреждений, школах-интернатах, в спортивно-оздоровительных учреждениях;
4) централизация части доходов структурных и территориально обособленных подразделений от их предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
5) децентрализация доходов — отчисление образовательными учреждениями части полученных от их предпринимательской и иной деятельности доходов структурным подразделениям;
6) получение добровольных пожертвований, целевых взносов из различных источников;
7) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сверх тематического плана научно-технической деятельности, реализуемого за счет средств федерального бюджета; гранты на проведение научно-исследовательских работ (за исключением грантов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации);
8) организация и проведение музеями экскурсий, лекций, выставок-продаж, ярмарок, театральной и концертной деятельности, производства изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражируемой продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, здания музея, объектов, расположенных на территории музея;
9) предоставление имущества в аренду;
10) получение от страховых организаций средств на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Самостоятельная деятельность ОУ, в рамках которой можно получать доходы от:
• предоставления платных образовательных услуг;
• предоставления платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;
• реализации услуг и продукции, изготовленной учащимися и студентами в период практики, реализации услуг и собственной продукции структурных подразделений и территориально обособленных подразделений, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделениях правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам;
• торговли покупными товарами, оборудованием;
• оказания посреднических услуг;
• приобретенных ранее акций, облигаций и иных ценных бумаг (дивиденды, проценты)3;
• медицинской, санаторно-курортной деятельности;
• спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;
• экскурсионной, туристской деятельности;
• консультационных (консалтинговых) услуг;
• услуг по маркетингу;
• аудиторской деятельности;
• экспертной деятельности;
• деятельности библиотек, архивов;
• юридических услуг;
• транспортных услуг, в том числе перевозок населения и грузов собственным транспортом;
• услуг связи, включая услуг в областях информационно-телекоммуникационных систем, телематических служб, услуг передачи данных, услуг местной телефонной связи;
• производства и реализации продукции (услуг) общественного питания;
• деятельности в области метрологии, стандартизации, сертификации, экологической паспортизации;
• проведения испытаний, обслуживания и ремонта приборов, оборудования и иной техники;
• организации ярмарок, аукционов, выставок, культурно-массовых и других мероприятий и т.д.
2.Организация внебюджетного финансирования
Важные характеристики внебюджетных доходов.
1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев являются платой за оказанные образовательным учреждением услуги, реализованные товары и (или) выполненные работы (за исключение пожертвований).
2. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать понесенные образовательным учреждением затраты на осуществление деятельности, в результате которой эти доходы были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.
3. Выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ или услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает уплаты налога).
4. Прибыль, полученная образовательными учреждениями по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может использоваться ими самостоятельно только после уплаты налога.
Получение и расходование доходов от внебюджетной деятельности может осуществляться только в определенном порядке, который можно представить в виде схемы
Четыре основных этапа процесса получения и распределения доходов вуза от внебюджетной деятельности.
1) Планирование — разработка сметы доходов и расходов внебюджетных средств — обязательный элемент организации внебюджетного финансирования. Смета разрабатывается и утверждается до начала осуществления внебюджетной деятельности. Утвержденная смета представляется в казначейство, в котором находится лицевой счет учебного заведения по учету операций с внебюджетными средствами. При расхождении фактических доходов и расходов с запланированными в смету в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения. Если этого не сделать, то расходование внебюджетных средств может быть приостановлено казначейством до внесения изменений в смету.
2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности. Без этого процесса внебюджетные доходы не могут быть получены. В данном случае речь не идет о пожертвованиях, хотя и для их получения какая-то деятельность необходима.
3) Распределение доходов от внебюджетной деятельности — важная составная часть описываемого процесса, поскольку связана с движением средств внутри образовательного учреждения, распределением их между подразделениями, возмещением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюджетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для применения налоговых льгот и др.
4) Осуществление расчетов с налоговой системой можно было бы и не выделять в качестве отдельного подпроцесса. В данном случае ставилась задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятельности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегулированы отношения с налоговой системой.
Для того чтобы весь процесс внебюджетной деятельности функционировал правильно и не вызывал дополнительных вопросов, он должен соответствовать действующему законодательству, подзаконным актам и быть соответствующим образом оформлен необходимыми решениями в пределах компетенции образовательного учреждения.
Самостоятельное распоряжение означает самостоятельное принятие решений о распоряжении этими средствами, т.е. должен быть установлен порядок их принятия. Для нормальной организации внебюджетной деятельности должны быть приняты решения по следующим вопросам:
1) в уставе образовательного учреждения должны быть указаны те виды внебюджетной деятельности, которые может осуществлять учреждение;
2) должен быть установлен порядок разработки сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности;
3) должно быть разработано и утверждено положение о порядке осуществления внебюджетной деятельности в образовательном учреждении;
4) должен быть определен порядок распределения доходов от внебюджетной деятельности, в том числе отражающий установленные ограничения;
5) в положении об оплате труда и стимулировании работников образовательного учреждения должны быть предусмотрены выплаты работникам за участие в осуществлении внебюджетной деятельности;
6) должен быть установлен порядок оформления документов для взаимодействия с налоговой системой в части внебюджетной деятельности и т. д.
Самостоятельно распорядиться прибылью можно только в соответствии с уставом образовательного учреждения и принятыми на его основе положениями (или другими документами) о таком распоряжении полученными средствами. Как правило, такие документы утверждаются советом образовательного учреждения, и за их исполнением осуществляется строгий контроль.
Прибыль, полученная в результате осуществления образовательным учреждением самостоятельной уставной деятельности, может использоваться по нескольким направлениям:
• для развития внебюджетной деятельности, т. е. расширения базы для ее осуществления;
• для восполнения недостатка бюджетного финансирования, реинвестирования доходов в обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении;
• на цели, не связанные с деятельностью данного образовательного учреждения, например в качестве взноса в уставный фонд иной организации;
• на иные, предусмотренные уставом образовательного учреждения цели.
Таким образом, самостоятельное распоряжение доходами от внебюджетной деятельности предполагает определенную организацию внебюджетной деятельности, ее всестороннее ресурсное обеспечение и установление порядка осуществления различных видов деятельности в рамках ее осуществления.