Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Влияние глубоких нарушений зрения на формирование личности
Активность личности в условиях зрительной депривации. Неоднозначное влияние дефектов зрения на структурные компоненты личности. Направленность личности. Характер и динамика развития потребностей и интересов личности при глубоких нарушениях зрения. Воля как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления деятельности, регулирующая сторона сознания. Значение волевых усилий в преодолении трудностей, обусловленных зрительной депривацией. Индивидуальные различия в проявлении волевых качеств лиц со зрительной патологией, зависимость от условий воспитания, наличия черепно-мозговых заболеваний (абулия). Понятие «локус контроля», интернальная/экстернальная направленность личности
Самооценка и характер в структуре личности слепых и слабовидящих. Формирование субъективной картины дефекта при наличии глубокой зрительной патологии. Самооценка, уровень притязаний в структуре самоконтроля и саморегуляции лиц со зрительной депривацией. Влияние глубокой зрительной патологии на формирование морально-волевых, эмоциональных, интеллектуальных черт характера. Риск возникновения патохарактерологических изменений личности при наличии зрительных дефектов, зависимость их проявлений от социальных факторов (неблагоприятные условия семейного воспитания, взаимоотношений в семье у поздноослепших).
Проявления психических состояний человека при наличии глубоких нарушений зрения Эмоции и чувства в структуре психической деятельности человека, их зависимость от полноты отражения и качеств объектов отражения, материальных и духовных потребностей, накопления чувственного опыта. Степень влияния сенсорной депривации на формирование сферы чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические чувства). Особенности проявления психических состояний при глубоких нарушениях зрения (настроения, стрессы, дистрессы, фрустрации, аффективные состояния). Основные причины стрессовых состояний при наличии зрительного дефекта. Аффекты и аффективных состояния, специфика их проявлений при наличии дефектов. Особенности мимики, пантомимики, отражающей эмоциональные состояния лиц с глубокими нарушениями зрения, зависимость степени расстройства зрения, времени появления зрительного дефекта. Психологические конфликты и экзистенциальные кризисы ослепших. Основные этапы невротической реакции на слепоту(По В.Мерлину).
Лекция 7. Влияние глубоких нарушений зрения на формирование структурных компонентов личности (продолжение лекции)
В тифлопсихологии вопросы, связанные с влиянием глубоких нарушений зрения на формирование личности является менее разработанными по сравнению вопросами, связанными с развитием познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Это объясняется тем, что с момента выделения тифлопсихологии в самостоятельную отрасль научных психологических знаний, первоочередной задачей являлось изучение психических процессов слепых и слабовидящих, которые являются инструментами познания человеком окружающего мира. В связи с этим в экспериментальной лаборатории по изучению психологических особенностей слепых и слабовидящих школьников, созданной при кафедре тифлопедагогики, начинают проводиться сравнительные экспериментальные исследования своеобразия развития восприятия, представлений, мышления, воображения, речи и других познавательных процессов.
Что касается изучения влияния глубоких нарушений зрения на формирование личности в тифлопсихологии, вопрос об особенностях личности слепых и слабовидящих является неразработанной проблемой. Как отмечает Литвак А.Г., опираясь на имеющиеся работы отечественных и зарубежных исследователей прошлого, в том числе, на работы самих незрячих, на протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевую и сексуальную), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т.д. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения, а слепого представляли как «особого» человека, а возможности компенсации негативных последствий дефекта зрения, развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
Однако по мере того в психологии складывается представление о биосоциальной природе человека, детерминированности формирования личности преимущественно социальными факторами, появляются экспериментальные исследования влияние слепоты на психическое развитие. Так, А.А. Крогиус отмечает, что слепота может приводить к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от совокупности факторов- социальных условий, наследственности, от усилий самих незрячих, от их работы над самим собой. При этом, “в обществе малокультурном и живущем преимущественно физическими интересами слепота может гораздо сильнее затормозить развитие душевной жизни, чем в таком, где слепой находит понимание и живые умственные и нравственные интересы”. (Крогиус А.А., с,.144)
Поскольку, личность формируется в процессе социального взаимодействия ( личность есть социальное качество индивида), негативное влияние глубоких нарушений зрения на формирование личности связано с трудностями установления социальных слепых и слабовидящих , особенно слепорожденных и рано утративших зрение. Сравнительно ограниченный контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность. стремление уйти в свой внутренний мир. При отсутствии или недостаточной психолого-педагогической помощи у детей могут появляться негативные характерологические особенности. Негативные черты характера могут при неблагоприятных условиях появиться и у ослепших в зрелом возрасте.
К таким особенностям А.Г.Литвак относит некоторые изменения в динамке потребностей (например, недоразвитие перецептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения, сужения круга интересов. редуцированность способностей к видам деятельности , требующим визуального контроля; отсутствие или некоторая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний ( эмоций, чувств).
В исследованиях также отмечается также влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка с нарушениями зрения: при чрезмерной опеке со стороны окружающих, а также при отсутствии внимания, заброшенности ребенка могут формироваться отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внашаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Однако при правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности и в общение, формирование свойств личности, мотивации деятельности. оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Таким образом, на формирование основных свойств личности оказывают прежде всего социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Содержательная сторона психики при развивающем обучении не зависит от дефекта зрения. Нарушения зрения определяют не содержание, а динамику формирования личности, различия между зрячими и слепыми, а тем более между зрячими и слабовидящими, могут наблюдаться только в динамике становления различных свойств личности. Конечные же результаты, то есть, уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий, прежде всего воспитания и обучения.
В тифлопсихологии сложилась концепция общих закономерностей формирования личности слепых и слабовидящих, характерных для нормально видящих. Устойчивые свойства (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других - неблагоприятными условиями воспитания. выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.
В конце ХХ- начале ХХ1 века появляются теоретико-эмпирические исследования, направленные на изучение влияния глубокой зрительной патологии на формирование отдельных компонентов личности слепых и слабовидящих – самооценки, направленности личности, эмоциональной сферы и др. Практическая значимость проводимых исследованиях заключалась в необходимости определение личностных ресурсов и личностных барьеров, которые обусловливают процесс социальной адаптации слепых и слабовидящих и их включения в общественную жизнь. В связи с тем, что результаты некоторых исследований могут быть не доступны для студентов, в данном разделе лекции приводятся выдержки из некоторых теоретико-эмпирических исследований, посвященных изучению личностных аспектов социальной адаптации инвалидов по зрению.
Направленность личности. Направленность личности рассматривается в психологических исследованиях как один из структурных компонентов личности. Направленность также имеет свою структуру. Платонов К.К., рассматривая направленность как социально обусловленный структурный компонент личности, выделяет следующие формы этой подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Все формы направленности личности являются мотивами ее деятельности и поэтому различаются по степени осознанности, по силе, энергичности (интенсивности, устойчивости). С.Л.Рубинштейн под направленностью личности понимает совокупность основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека (Рубинштейн С.Л., 2000). Сластенин В.А. и Коширин В.П. выделяют следующие основные элементы (компоненты) направленности личности: систему ценностно-смысловых образований личности, включающих два взаимосвязанных личностных конструкта: смысловой и ценностный: притязания личности, оценка ею своих возможностей, ожидания определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности, направляют поведение и личностное развитие, определяют выбор жизненного пути, самоопределения человека, Определяя его потенциал в настоящем и будущем, позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. (Леонтьев Д.А., Чудновский В.Э.). По мнению Леонтьева Д.А. то, что придает жизни смысл, может лежать и будущем, и в настоящем, и в прошлом и вызывает у человека переживание полноты и насыщенности жизни, удовлетворенность итогами прожитой жизни.
Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
Таким образом, ценностно-смысловая сфера занимает одно из центральных мест в структуре личности, определяющее ее направленность. Препятствия на пути удовлетворения многих потребностей, обусловленные зрительной депривацией, могут создать условия для формирования характерной ориентации, в частности, формирование эгоцентрических установок, установок на избегание контактов и др. Отсутствие или существование размытой системы ценностных ориентаций приводит к рассогласованию во внутреннем мире, внутриличностным конфликтам, закреплению противоречивых личностных установок, в конечном итоге, затрудняет процесс ее социальной реабилитации и адаптации. В настоящее время в тифлопсихологии ощущается дефицит исследований, посвящённых проблемам влияния ценностно-смысловой сферы личности на процесс социальной реабилитации слепых и слабовидящих людей. Мало изучено значение различных факторов, влияющих на формирование нравственных ориентиров у инвалидов по зрению.
Теоретико-эмпирическое исследование, проводимое студентом магистратуры Ломакиной Ю.М. ,было направлено на изучение влияния ценностно-смысловой сферы личности инвалидов по зрению на процесс их социальной реабилитации. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (ЦМСРИЗ). Результаты изучения ценностно-смысловых установок инвалидов по зрению показали, что в иерархии жизненных смыслов для инвалидов по зрению независимо от времени утраты зрения доминируют когнитивные, альтруистические и гедонистические смысловые установки и ценности самореализации. Альтруистические смысловые установки могут быть обусловлены стремлением преодолевать дефицит общения из-за наличия зрительной депривации, а также потребностью обрести смыл жизни в семейных ценностях, заботе о членах своей семьи - детях, родителях, родных и близких. Ценности самореализации инвалидов по зрению предполагают в основном ориентацию на семейные ценности, сохранение или восстановление сложившихся до утраты зрения социальных связей, в том числе за счет повышения уровня своей реабилитированности.
Наименее значимыми для инвалидов по зрению являются статусные смысловые установки, что может быть связано с трудностями их социальной адаптации и интеграции из-за низкого уровня мобильности, трудностей социальной перцепции, а также наличия в обществе неадекватных представлений и социальных установок по отношению к инвалидам, в том числе и к инвалидам по зрению;
Инвалиды по зрению проявляют противоречивые тенденции в способах общения. Независимо от времени утраты зрения они характеризуются в большей степени манипулятивной, альтроцентрической, конформной направленностью личности в общении. В процессе общения они отличаются тенденцией к манипуляции партнером по коммуникации, ориентацией на некритическое согласие с партнером по общению, готовностью изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств. В то же время, инвалиды по зрению склонны жертвовать своими интересами ради собеседника, проявляют стремление глубже понять запросы другого человека, жертвовать ради него своими интересами; В меньшей степени инвалиды по зрению предпочитают индифферентный и авторитарный способ. С одной стороны, они могут избегать общения, игнорируют проблемы в межличностном общении, с другой стороны, проявляют стремление к доминированию в общении, проявляют ригидность в процессе коммуникации, ориентируются на сложившиеся стереотипные установки;
Наименее предпочитаемый способ общения у инвалидов по зрению является диалогический способ коммуникации. Проявление сотрудничества, ориентация на взаимное доверие и открытость в общении практические не свойственны инвалидам по зрению. Женщины-инвалиды по зрению по сравнению с мужчинами более склонны использовать диалог, им в большей степени по сравнению с мужчинами свойственны ориентация на взаимное доверие и уважение партнера по общению;
Инвалиды по зрению отличаются средне-высоким уровнем общей интернальности и интернальностью в различных сферах жизнедеятельности – в области достижений и неудач, производственных, межличностных и семейных отношений, а также в области здоровья, то есть, независимо от времени утраты зрения инвалиды по зрению значимые события собственной жизни считают результатом своих действий, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом (интернальный локус контроля). Слепые с остаточным зрением отличаются большей степенью интернальностью в области межличностных отношений, они более склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими по сравнению с тотально слепыми, могут формировать свой круг общения, в большей степени чувствуют себя способными вызывать уважение и симпатию других людей;
Мужчины по сравнению с женщинами отличаются более высоким уровнем субъективного контроля (способны брать на себя ответственность на происходящее с ними) в области собственной производственной деятельности и межличностных отношений. Женщины более склонны выстраивать свои отношения, используя эмоции и интуицию, опираясь на обстоятельства и счастливое стечение обстоятельств. Наличие в жизни инвалидов по зрению целей в будущем, доминирование у них экзистенциальных смысловых установок способствуют более успешному выполнению своей профессиональной деятельности, общению с непосредственным окружением и с незнакомыми людьми, эффективному проведению своего досуга, а также позитивному самоотношению и самоуважению, в целом более высокой общественной активности;
Инвалиды по зрению с выраженными гедонистическими смысложизненными установками, потребностью получать удовольствие от жизни за счет разнообразия доступных человеку эмоций и ощущений отличаются более высоким уровнем интернальности в области достижений и производственных отношений, общественной активности и менее выраженную авторитарность и доминирование в общении;
Инвалиды по зрению с доминированием когнитивных жизненных смыслов, стремлением к познанию и самопознанию отличаются снижением удовлетворенности собственной жизнью в настоящем, уровня субъективного контроля, способности брать на себя ответственность за происходящее в области межличностных отношений;
Инвалиды по зрению с ориентацией на смысловые установки, связанные с самореализацией, выраженной потребностью реализовать все свои способности и возможности характерно снижение уровня субъективного контроля в процессе социального взаимодействия, способности контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, брать на себя ответственность за возникающие проблемы в данной сфере.
Инвалиды по зрению отличаются высокой активностью в сфере досуговой деятельности, развитыми умениями самостоятельно получать информацию из различных источников, навыками общения бытовой и пространственной ориентировки, умением следить за своим внешним видом и. Наибольшие затруднения инвалиды по зрению испытывают в овладении тифлотехникой и информационными технологиями, в том числе в работе на компьютере, а также в выполнении профессиональной или учебной деятельности. Инвалиды по зрению с остаточным зрением отличаются более высоким уровнем способности к пространственной и бытовой ориентировке.
Для инвалидов по зрению характерно недостаточно позитивное отношение к себе и проявления эмоциональной нестабильности, что может выступать в качестве одного из направлений работы психолога с реабилитантами.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали отсутствие непосредственной зависимости формирования ценностных ориентаций и смыложизненных установок, экстернальной-интернальной направленности личности от степени нарушения зрения, времени утраты. Формирование ценностно-смыловой сферы личности слепых и слабовидящих обусловлено сочетанием индивидуальных особенностей, социальных и биологических факторов.