Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды психологической коррекции

  • 👀 694 просмотра
  • 📌 633 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Виды психологической коррекции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды психологической коррекции» pdf
Тема лекции: Виды психологической коррекции План лекции: 1. Основные принципы, цели, задачи психокоррекционной работы. 2. Психодинамическое направление 3. Поведенческое направление 4. Когнитивное направление 5 Трансактный анализ 6. Гештальттерапия Ф.Перлза Текст лекции. Тема 1. Основные принципы, цели, задачи, психокоррекционной работы. Психокоррекцией служит совокупность психологических приемов, применяемых психологом для коррекции и исправления психологических недостатков или поведения психически здорового человека. Буквально термин «коррекция» переводится как «исправление». Ф.Р. Филатов в учебном пособии для студентов вузов «Основы психокоррекции» утверждает, что психокоррекцией является система психологической помощи, направленной на сглаживание, минимизацию или преобразование тех особенностей поведения и самосознания личности, которые затрудняют ее успешную социальную адаптацию и достижение поставленных психокоррекция это характеристик целей. обеспечение индивида В более узком соответствия возрастным нормам смысле, психологических психосоциального развития и актуальным требованиям или задачам адаптации [1, С.10] Здесь же Ф.Р. Филатов определяет цель психокоррекции. Она заключается в оптимизации функционирования определенных подсистем психической деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и возрастных норм в контексте стоящих перед ним актуальных адаптационных задач. [1, С.11] Существуют иные определения понятия психокоррекции, такие как система мероприятий, которые направленны на исправление психологических недостатков или поведения личности при применении специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат те недостатки личности, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества сформированные в раннем возрасте и в дальнейшем практически не изменяются. Что отличает психокоррекцию от психотерапии? Следует выявить специфические черты психокоррекционного процесса, которые и будут отличать его от психотерапии. 1. личность, Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую которая в повседневной жизни имеет психологические трудности, жалобы невротического характера, проблемы. Психокоррекция также направлена на людей, которые желают изменить свою жизнь при том, что чувствуют себя достаточно хорошо, но ставят перед собой цель развития личности. 2. Независимо от степени нарушения здоровья личности коррекция ориентируется на ее здоровые стороны. 3. На настоящее и будущее клиентов ориентируется психолог в психокоррекции личности. 4. На среднесрочную помощь ориентируется психолог и клиент при психокоррекции личности. При том, что краткосрочная помощь заключается в менее 15 встречах для помощи при консультировании. Долгосрочная помощь при психотерапии - до нескольких лет. 5. Акцент в психокоррекции делается на ценностном вкладе психолога, при том, что отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. 6. Изменение поведения и развитие личности клиента являются основными направлениями психокоррекционного воздействия. Следует отметить одно из основных отличий психокоррекции от психологических воздействий, которые направленны на психологическое развитие человека. Оно заключается в том, что психокоррекция имеет дело с определенными видами поведения, уже сформированными качествами личности, которые направлены на их переделку. А основная задача развития заключается в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. В связи с наличием обозначенной цели становится очевидным, что процесс психокоррекции является сложным и многоаспектным. В психокоррекции выделяют три структурные компонента, которые характерны для самосознания Я-концепции личности, на них и фокусируются задачи психокоррекции: 1. Когнитивный аспект, такой как самопонимание. 2. Эмоциональный аспект, такой как отношение к себе. 3. Поведенческий аспект, такой как саморегуляция. Психотерапевтический заряд сам по себе возникает при овладении психологической культурой. Применяя рекомендации специалистов в сфере психологии - психологов человек может решать свои многие проблемы самостоятельно. Каждый человек сам для себя является интуитивным психологом. Он может адекватно оценивать свое психическое состояние, особенности своего поведения и проявления своих эмоций. Но часто бывают ситуации, когда человек не в состоянии самостоятельно справиться со сложными проблемами, возникшими на его жизненном пути, и он нуждается в профессиональной психологической помощи. Психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому, невзирая на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы. Отметим пять основных элементов коррекционной ситуации: 1. Клиентом является человек, который имеет целый ряд проблем различного рода, страдает и ищет решение своей проблемы. Он нуждается в профессиональной психологической помощи, то есть в психокоррекции. 2. Психокорректором является психолог, который воспринимается клиентом как способный оказывать помощь и который профессионально помогает и благодаря своим знаниям, умениям, опыту. 3. Психологическая теория, которую применяет психокорректор для объяснения проблем клиента, включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. 4. Процедуры техники, методы непосредственно связаны с психологической теорией, которые использует психокорректор для решения проблем клиента. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Психокорректор в процессе своей работы стремится к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия на психику личности. Рассмотрим основные принципы психокоррекционной работы: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. 2. Принцип нормативности развития. 3. Принцип коррекции "сверху вниз". 4. Принцип коррекции "снизу вверх". 5. Принцип системности развития психической деятельности. 6. Деятельностный принцип коррекции. Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. В отечественной психологии целями коррекционной работы является понимание как закономерностей психического развития личности активного деятельностного процесса, который реализуется в сотрудничестве с другими, например, ребенок и родитель. Опираясь на данную основу, определяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. 2. Развитие видов деятельности (например, ребенка). 3. Формирование возрастно-психологических новообразований. В процессе конкретизации целей коррекции следует руководствоваться следующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться только в позитивной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова "не", не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. 2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия. 3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. 4. проявляются Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы. Тема 2. Психодинамическое направление Р. Вудвортс в 1918 году впервые вводит термин «психодинамика». В центре психодинамического подхода, согласно определению, находятся вопросы, которые связанны с динамическими аспектами психики, такими как мотивы, влечения, побуждения, внутренние конфликты и противоречия. Их существование обеспечивает функционирование и развитие личностного "Я". Понятие конфликта является основным и центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента. Конфликты являются причинами этих нарушений. Таким образом, главной задачей психокоррекции и психоанализа является доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации - путь решения этих конфликтов. Описанная Зигмундом Фрейдом "История маленького Ганса" положила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов для дальнейшей психокоррекции. В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1) игротерапия 2) арттерапия. В дальнейшем они развились в самостоятельные методики. Выйдя за рамки психодинамического подхода, они стали существовать как собственные подходы. Ряд авторов показывают эффективность недирективной игротерапии и использование методик игрового психоанализа для работы с детьми, страдающими страхами, фобиями, расстройствами сна. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: 1. Метод свободных ассоциаций. 2. Толкование или интерпретация сновидений. 3. Интерпретация. 4. Анализ сопротивления. 5. Анализ переноса. Предлагаем рассмотреть каждую технику более подробно. 1. Метод свободных ассоциаций заключается в следующем. Психологаналитик предлагает клиенту высказывать любые которые, по мнению клиента, появляются у него неожиданно для отражения его переживания. Высказывания возможны порядке, они предположения, в случайном непроизвольны и спонтанны. Важные моменты для консультанта-аналитика: - содержание высказываний; - последовательность высказываний; - блокировка высказываний. Последние два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить которую обязан психоаналитик, исходя из той школы или направления психоанализа, которой он придерживается. 2. Толкование или интерпретация сновидений клиента, по мнению Фрейда, являются «самым коротким путем в подсознательное». Во время сна ослабляются защитные механизмы психики и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения становятся не только иллюстрацией подавленных переживаний, но и процессом их перевода в приемлемую для сознания личности форму. Именно данную функцию сновидения Зигмунд Фрейд обозначил как «работа сновидения». Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении толкования и интерпретации, раскрытии латентного содержания сновидений для побуждения клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением. Соответственно отсюда и начинается помощь клиенту в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов. 3. Что такое интерпретация? Это пояснение или расшифровка скрытого или непонятного для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация состоит из трех основных процедур: 1 Идентификацию или обозначение. 2. Разъяснение или собственно толкование. 3. Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента. Существуют три основных правила интерпретации: Начинать трактовку от поверхности вглубь. Интерпретировать то, что клиент способен уже принять. Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе. 4. Основные функции техники анализа сопротивления заключается в обеспечении осознания клиентом своих защитных механизмов и принятия необходимой конфронтации по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление «Эго» является главной помехой осознания личных проблем. Основное правило психоаналитика заключается в применении для интерпретации наиболее очевидных «Эго»-защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление «Эго» поскольку психологическая защита необходима. Именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна. 5. Техника анализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется Применяется в качестве специально непременного как атрибута поощрение психотерапиии. специфической позицией невмешательства, отстраненности, закрытости аналитика. Анализ «невроза переноса» является ключевым моментом, так как он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами жизни клиента. Смысл анализа переноса заключается в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании. Психодинамические техники. В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода: 1. Заблокированностъ внутренней коммуникации возникает при отсутствии «Я-сообщения» или при сообщении личностных смыслов, когда отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям. 2. Стадия самовыражения, возникает тогда, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, обозначать проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями. 3. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом заключается в противоречивости, ограниченности и незавершенности. 4.Формирование отношения к своему феноменологическому миру при преодолении отчужденности своего «Я» и, как следствие, возрастание потребности быть собой. 5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое. 6. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, психокоррекционной так работы. как достигнута Клиент находится основная в цель состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я» - реальным и «Я» - идеальным. Основным компонентом роджеровской психотехники является установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций. Тема 3. Поведенческое направление Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от исследований Д. Вольпе и А. Лазаруса с середины 50-х - начале 60-х годов. Но корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка. Здесь выделяют три классических психологических направления: 1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И.П. Павлова и С. Халла. 2. Теория оперантного научения Б. Скиннера. 3. Теория когнитивного научения. В настоящее время три основные тенденции сосуществуют в бихевиоральной психокоррекции, это: 1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова. 2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения. 3. Мультимодальное программирование. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова послужила фундаментом для построения современного здания поведенческой коррекции. Методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и другие методики коррекции поведения созданы на основе принципов классического обусловливания. И.П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может стать условным раздражителем и вызывать такую же реакцию, как и безусловный рефлекс, который протекает автоматически. Формирование условного рефлекса, по утверждению И.П. Павлова, подчиняется ряду требований: a) смежности - совпадению по времени индифферентного и безусловного раздражителей с некоторым опережением первого; b) повторение - многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей. Таким образом, один из путей управления поведением - управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное поведение человека. 2. Теория оперантного обусловливания связана с именами Э. Торндайка и Б. Скиннера. В отличие от принципа классического обусловливания «стимул – реакция» (S→R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция – стимул» (R→S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих клиента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Осуществить это возможно с помощью прямого наблюдения за поведением человека и установлением связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения как зависимая переменная и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении как независимая переменная. Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач: a) формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека. Например, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребенка и др.. Для формирования такого поведения используют различные стратегии, такие как «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.; b) клиента решения закрепление или усиление уже имеющегося в репертуаре социально этой желательного задачи стереотипа используются поведения. контроль Для стимула, положительное и отрицательное подкрепление; c) уменьшение или угасание нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угасания, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа; d) поддержание желательного стереотипа поведения в обычных, то есть естественных условиях. 3. Направление мультимодального программирования, или мультимодальной поведенческой коррекции. Здесь основное, центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. Это новейшее направление, в пределах которого ученые А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и другие, включают когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, что позволяет получить развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения. Данное течение в последние годы находит все больше сторонников. Открытый в 1987 году Ф. Шапиро метод снятия посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз является одним из последних достижений поведенческой психотерапии. Он отлично зарекомендовал себя в работе с жертвами насилия, с ветеранами войны во Вьетнаме и т.д. Современные бихевиориальные теории во главу угла ставят человека, который служит продуктом и одновременно производителем своей окружающей среды. При этом происходит процесс ориентированности на реальные действия человека, что является существенным отличием от традиционного бихевиоризма. То есть человек - деятель, который своими действиями изменяет действительность. Основное отличие современной бихевиориальной концепции в ее трактовке человека заключается не в реакции, а в ее акции. Данный подход позволил разработать ряд методик моделирования поведения, при помощи которых возможно решение следующих задач: a) построение новых стереотипов поведения; b) гашение имеющихся неадаптивных стереотипов; c) облегчение проявления слабо представленных в репертуаре клиента стереотипов. Для теории научения характерно выделение двух фаз: Первое - приобретение какого-либо стереотипа поведения Второе - исполнение данного стереотипа. А. Бандура установил, что функция подкрепления имеет особое значение в фазе исполнения, а не в фазе приобретения стереотипа. При научении с помощью модели наблюдатель приобретает новый стереотип поведения, который ранее отсутствовал в его репертуаре. Наблюдение за моделью укрепляет или усиливает определенные стереотипы поведения, такие как наблюдение позитивных следствий определенного поведения, укрепляет этот стереотип и наоборот. Также повышает функцию дискриминации раздражителя, имеющего характер положительного или отрицательного подкрепления. В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, оно попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, - это реальное поведение человека в реальном мире. Вся бихевиориальная психокоррекция непосредственно связана с научением. Поэтому базисная терминология отражает основные концепции научения. Основными являются следующие понятия: - обусловливание; - генерализация; - затухание; - контробусловливание; - эффекты частичного подкрепления; - вызванные эмоциональные реакции; - реакция избегания; - конфликт; - избыточное поведение. 1. Рассмотрим более подробно значение основных понятий. «Обусловливание». Различают два вида обусловливания: a) Классическое или павловское, когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов. b) происходит Опврантное путем или выбора скиннеровское, стимула, когда научение сопровождающегося положительным, в противовес отрицательному, подкреплением. Различают также безусловное подкрепление, которое происходит вне специально организованного обусловливания. 2. «Генерализация». Это понятие отражает феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия. В начале пятидесятых годов двадцатого века К. Ноубл, Дж. Лэйси и Р. Смит экспериментально доказали, что существует не только моторное, эмоциональное, но и вербальное и визуальное обобщение. 3. «Затухание». Это понятие отражает закономерности, связанные с исчезновением реакций, вызванных в результате обусловливания. Можно проследить действие угасания, когда, постепенно снижая неприятный звук при приближении ребенка к животному, можно регистрировать и затухание вызванной реакции страха. 4. «Контробусловливание». Понятие отражает действие обусловливания, несовместимое с первоначальным обусловливающим воздействием. Так, ежедневно во время приема пищи ребенком перед ним помещали кролика, который вызывал у ребенка страх, на безопасном, но с каждым днем сокращающемся расстоянии. 5. «Эффект частичного подкрепления». Понятие отражает феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие. Именно на этом психологическом эффекте основано действие игральных автоматов. 6. «Вызванные эмоциональные реакции». Понятие фиксирует феномен, при котором предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторении предъявления безразличного условного стимула. 7. «Реакция избегания». Данное понятие характеризует явление исчезновения эмоций страха, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула. 8. «Конфликт». Под конфликтом понимается противоречие между потребностью и связанной с ней реакцией избегания. Например, реакция избегания, связанная с подавлением сексуальной потребности, вызывает фрустрацию и чувство одиночества. 9. «Избыточное поведение», когда двигательное, эмоциональное или мыслительное возникает как разновидность реакции избегания, в которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление или их замещение посредством направленности на другой объект. Например, обжегшись на молоке, - дуешь на воду. Для поведенческой коррекции характерно следующее: • стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования; • отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента; • наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия; • жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия; • психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты. Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д. Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм. А. Бандура выделяет четыре основные модели терапии в рамках поведенческого подхода: 1) подавление (вытеснение) дезадаптивной реакции; 2) актуализация (освобождение) подавленной адаптивной реакции; 3) фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями; 4) приобретение адаптивной реакции. Первые три модели объединяет то, что конечная цель коррекции — требуемое адаптивное поведение — изначально содержится в поведенческом репертуаре субъекта в латентном виде. Задача коррекции сводится к подбору стимулов, способствующих переходу латентного поведения в актуальную форму. Четвертая модель принципиально отличается от предшествующих тем, что в ней задачи коррекции определяются как научение новым формам поведения. [2, С.189] Тема 4. Когнитивное направление Ликвидация разрыва между внешним и «внутренним» поведением осуществляется посредством когнитивной терапии. Когнитивная терапия исходит из убеждения, что мысли, влияющие на восприятие клиентом действительности, приводят к возникновению отрицательных эмоций и поведенческим трудностям. Основные функции психотерапевта в коррекционном процессе состоят в том, чтобы идентифицировать специфические псевдоконцепции и проверить совместно с клиентом их разумность и валидность. Отсюда вытекают три терапевтические задачи: 1. определение внешних событий и обстоятельств, обусловивших возникновение проблемы; 2. определение специфических мыслительных паттернов, мешающих решению проблемы, 3. помощь в выборе более адекватных способов ее решения. Таким образом, когнитивная психотерапия стремится подойти к модификации внешнюю поведения сторону, клиента, а не прямо опосредованно воздействуя влияя на на его когнитивные составляющие. [2, C. 191] Когнитивная бихевиоризм и психокоррекции психология появилась гештальтпсихологию. основное внимание как ответная Поэтому уделяется в реакция на когнитивной познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: 1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему - мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему. 2. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. 3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. 4. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1. Когнитивно-аналитическое. 2. Когнитивно-поведенческое. Рассмотрим первое когнитивно-аналитическое направление. Методологической и теоретической основой данного направления являются работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д. Келли, работы А. Риле. Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно. Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и представляет собой набор согласованных и логически взаимосвязанных гипотез, так называемый модуль процедурной последовательности, в котором взаимодействуют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы модуля находятся в реципрокной зависимости: каждый элемент вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто воспринимается клиентом как основная проблема. Задачей психолога Д. Келли считал выяснение неосознаваемых категорий мышления которые являются источником негативных переживаний и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Основные понятия, используемые в когнитивно-аналитическом направлении: «ловушки», «дилеммы», «препятствия». Ловушки - сложные, повторяемые поведенческие шаблоны. Например, имеющееся у клиента чувство неуверенности порождает стремление демонстрировать уверенное поведение. Это стремление приводит к наблюдению за проявлениями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом одиночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности. Начальным и конечным элементом указанного процесса является чувство неуверенности. Специфика психологической организации данного клиента такова, что любая попытка преодолеть чувство неуверенности, в рамках данного модуля, приводит к его усилению. Дилеммы - это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение зависимости. Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он самостоятелен, но одинок, либо он близок с любимым человеком, но зависим. Оба эти варианта клиента не устраивают, и он демонстрирует поочередно каждый из них, испытывая при этом страдания и неудовлетворенность. Препятствия - вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка фрустрированного клиента бросить курить. При этом цель попытка бросить курить - недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые, т.е. видимые аспекты курения, такие как наносимый вред своему здоровью, окружающим, неприятный запах, расходы и т.д., но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой попытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижается толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить. Основные этапы работы с клиентом: 1. Диагностический. 2. Активного взаимодействия. 3. Перерыв. 4. Заключительный. Тема 5 Трансактный анализ Сущность трансактного анализа Э. Берна Трансакциями взаимодействия принято между считать людьми. вербальные Трансакцией и невербальные является обмен взаимодействиями и воздействиями между эго-состояниями двух человек. Воздействия могут быть различные, то есть условные или безусловные, положительные или отрицательные. При трансактном анализе структура личности характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. При этом каждое эго-состояние представляет собой паттерн мышления, чувств и поведения. Можно выделить три аксиоматических положениях эгосостояний: 1. каждый взрослый был ребёнком, который в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок; 2. каждый индивид, у которого нормально развит мозг, потенциально способен адекватно оценивать реальность. К эгосостоянию Взрослый относится способность систематизировать любую информацию и принимать разумные решения; 3. каждый человек имеет родителей, родивших или заменивших их лица. Эго-состояния Родитель, имеющее Родительское начало внедрено в каждую личность. В таблице 1 дано описание этих эго-состояний и типичных поведений. У Э. Берна Взрослый между Родителем и Ребёнком играет роль арбитра. Взрослый, анализируя информацию, решает какое поведение соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие стоит включить. Таблица 1 Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания Эго-состояния Род Заботливый итель родитель Критический родитель нок Типичные способы поведения, высказывания Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опоздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" Ребе Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" Спонтанный ребенок Приспосабливающ Беспомощное, боязливое, ийся ребенок приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" Бунтующий ребенок Путём наблюдения Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете" за вербальными компонентами поведения личности и невербальными можно диагностировать ее эго-состояния. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа «я должен», «мне нельзя», критические замечания типа «запомни», «прекрати сейчас же», «я бы на твоём месте», «ни за что на свете», «милый мой». Физическим признаком Родителя является в целом его «грозный вид», то есть нахмуренный лоб, скрещенные на груди руки, качание головой, вздохи, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: «я хочу», «какое мне дело», «меня злит», «я ненавижу». К невербальным проявлениям относятся потупленный взор, дрожащие губы, пожимание плечами, выражение восторга. Трансакции разделяют на параллельные трансакции, перекрёстные и скрытые. Параллельными трансакциями считаются те воздействия, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями. Перекрёстные или пересекающиеся трансакции – это воздействие, которое обладает способностью воспроизводить конфликты. Так на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, на вопрос мужа: «Где мои носки?», жена отвечает: «Куда положил, там и возьми». Так, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкостями и часто заканчиваются хлопаньем дверьми. Отличительной чертой Скрытой трансакции является наличие более двух эго-состояний, так как сообщение маскируется под социально приемлемые стимулы, а ответная реакция происходит со стороны эффекта скрытого сообщения. Так, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других таким образом, что они этого не осознают. Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы. Структурирование времени один из аспектов трансактного анализа. Люди структурируют время, согласно Э. Берну, шестью способами: 1. уход 2. ритуалы 3. развлечение или времяпрепровождение 4. деятельность 5. игра 6. интим (любовные сексуальные взаимодействия). Трансакции ритуалов, развлечений и деятельности, направлены на достижение определённых целей, что структурирует время и дает возможность получить воздействий от окружающих. Это «честные» трансакции, так как не предусматривают манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность. Тема 6. Гештальттерапия Ф.Перлза Гештальттерапия – это метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Фредериком Перлсом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха о психологического физиологических материала. Гештальттерапия феноменологического подхода, осознания настоящего пациентом эмоционального проявлениях вытесненного возникла подчеркивающего переживания. и важность Информацию, в русле необходимость непосредственного необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход гештальттерапии противопоставляется каузальному, традиционному подходу, где усилия психотерапевта направляются на выяснение причин расстройств у пациента в его прошлом. [3,С.60] Ф. Перлс переносит закономерности образования фигуры, установленные гештальтпсихологией в области восприятия, в сферу мотивации поведения человека. Он рассматривает процесс возникновения и удовлетворения потребностей как ритм формирования и завершения гештальтов. Мотивационная сфера функционирует по принципу саморегуляции человеческого организма, когда сам человек находится в равновесии с собой и окружающим миром. Чтобы быть в гармонии необходимо довериться «мудрости тела», прислушаться к потребностям организма и не мешать их реализации. Путь гармоничной, здоровой личности заключается в осуществлении своего собственного «Я», в умении быть самим собой, в реализации своих потребностей, способностей, наклонностей. Человек, больной неврозом, по определению экзистенциально-гуманистической психологии, является хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей. Так он отказывается от реализации своего «Я», который направляет свои усилия на реализацию «Я» - концепции, создаваемой для него близкими людьми и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Нарушение процесса саморегуляции организма возникает при отказе личности от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне. Созданный американским психологом Ф. Перлзом метод получил практическую популярность под влиянием идей гештальтпсихологии, психоанализа и экзистенциализма. Согласно гештальттерапии организм человека рассматривается как единое целое. Соответственно проявлением целостного бытия человека может быть любой аспект его поведения. Человек становится частью более широкого поля, где его организм рассматривается как среда. Граница со средой у здоровой личности является подвижной. Возникновение какойлибо потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт. Отметим, что удовлетворение потребности завершает гештальт и в этот момент требуется «отход» от среды. Процессы «контакта» у невротической личности и процессы ее «ухода» являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения ее потребностей. Личностный рост Ф. Перлз рассматривает как процесс расширения зон самоосознавания. Это способствует саморегуляции личности и координирует ее равновесие между внутренним миром и средой. Он выделяет три зоны сознавания: Первая – внутренняя, характеризуется явлениями и процессами, происходящими в физическом теле человека. Вторая – внешняя, характеризуется внешними событиями, которые отражаются сознанием человека. Третья – средняя, которая характеризуется фантазиями, верованиями, отношениями личности. Следует отметить, что при неврозе преобладает тенденция личности к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Таким образом, нарушает естественный ритм процесса сознания при излишней склонности ее к фантазированию, интерпретации. Это вынуждает клиента в ущерб настоящему сосредоточиваться на прошлом и будущем, поскольку завершить гештальт, то есть удовлетворить потребность личности можно только в момент «здесь и сейчас». Гештальттерапия направлена на побуждения человека переживать собственные фантазии, контролировать и осознавать свои эмоции, интонации голоса, движения рук и глаз. Помогает понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения для того, чтобы снова уметь восстанавливать связь между всеми аспектами своей личности для достижения полного осознания собственного «Я». Основой всех нарушений являются ограничения способности личности к поддержанию оптимального равновесия со средой и нарушение процесса саморегуляции. Особое значение в гештальткоррекции придается психотехникам. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм. Целию гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение естественных ресурсов потенциально существующих в человеке, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента. Основная цель - помочь человеку в полной реализации его потенциала. Эта глобальная цель разбивается на вспомогательные: • обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и преодоление их • обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания • смещение фокуса контроля вовнутрь; • поощрение независимости и самодостаточности; Рассмотрим этапы работы с клиентом. 1. Диагностический этап. Происходит знакомство с проблемами клиента. Психолог глубоко изучает его биографию и совместно с клиентом формулирует его проблему или проблемы. Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются представления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с имеющимися «невротическими способами поведения» и сильными эмоциональными переживаниями. [3,C.83] Вначале это письмо клиент читает самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются формулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции. Этап составляет 3-5 встреч. 2. Активный этап. Задача данного этапа заключается в необходимости научить клиента самостоятельно увидеть неадаптивные формы собственного поведения. В процессе наблюдая за собой при использовании различных приемов, таких как ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных карт и других и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает видеть, осознавать, понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9-12 встреч. 3. Перерыв, когда в течение 2-3 мес. клиент самостоятельно, не встречаясь с психологом, использует освоенные формы поведения в повседневной жизни. 4. Заключительный этап заключается в обсуждении клиента с психологом прогресса в ситуации клиента, новых форм поведения, проблемного поведения клиента с целью доработки самых сложных его элементов. [4, C.91] Этот этап составляет 3-4 встречи. В ситуации, когда у клиента имеются ярко выраженные психологические проблемы, то коррекционная работа ведется без перерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаимодействия и для оказания эмоциональной помощи и поддержки клиенту. Когнитивно-аналитическая коррекция показана для клиентов у которых имеются личностные нарушения, страхи, депрессивные реакции, нарушения влечений, которые страдают психосоматическими заболеваниями или различными видами зависимости, такими как игромания, алкоголь, наркотики и другие. Целями когнитивной психокоррекции являются: • исправления ошибочной переработки информации; • помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы основные принципы психокоррекционной работы. 2. Каковы цели и задачи психокоррекционной работы. 3. Каковы основные психотехники в гештальткоррекции. 4. Какие три зоны сознавания выделял Ф. Перлз. 5. Какие А. Бандура выделяет четыре основные модели терапии в рамках поведенческого подхода. 6. Какие семь этапов коррекционного процесса выделяется К. Роджерсом. 7. Каковы Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания по Э. Берну. Список источников: 1. Филатов, Ф. Р. Основы психокоррекции [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / Ф. Р. Филатов. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2011. — 198 c. — 978-5-9275-0880-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47058.html 2. Григорьев, Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Б. Григорьев. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. — 304 c. — 978-5-98238026-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22989.html 3. Перлз, Ф. Практикум по гештальттерапии [Электронный ресурс] / Ф. Перлз ; пер. М. Папуша. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2014. — 256 c. — 978-5-8291-1469-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36498.html 4. Перлз, Ф. Гештальтподход и свидетель терапии [Электронный ресурс] / Ф. Перлз ; пер. М. Папуш. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2015. — 207 c. — 9785829117412. — http://www.iprbookshop.ru/36305.html Режим доступа:
«Виды психологической коррекции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot