Усвоение ребенком грамматических категорий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Усвоение ребенком грамматических категорий
1. Что такое ГК?
2. Причины возникновения формообразовательных инноваций и их предсказуемость.
3. "Трудные" и нетрудные языковые явления при усвоении морфологии.
Каждая морфологическая категория представляет собой единство плана содержания (смысла) и плана выражения (формы), при этом содержание и форма морфологической категории обладают относительной независимостью. Усвоение содержания - это усвоение семантических оппозиций, лежащих в основе ГК. (Примеры: блины - блине и блинах, носки - о носке и носках - "замороженные формы"). До тех пор, пока в речи ребенка не появится противопоставление хотя бы двух форм, нельзя говорить о зарождении ГК.
Содержание усваивается раньше формы: это значит, что оно оформляется окказиональным способом.Раньше всего в семантическом отношении усваиваются ГК падежа и числа существительного и времени (настоящего и прошедшего), числа, лица и рода глагола.
Примеры. Уже двухлетние дети, как правило, не ошибаются в выборе формы падежа существительного, т.е. усвоение содержания данной ГК к этому периоду можно считать законченным. Усвоение же плана выражения категории падежа может растягиваться на многие годы, т.к. оно заключается в выборе ребенком правильных, нормативных окончаний. Ребенок может в течение длительного времени, верно выбирая падеж, неверно конструировать падежную форму, используя окончание, относящееся к другому типу склонения: кушаю ложком, крашу кистем; у нее мало приключениев; ой, сколько малышов здесь!; столько именов будет у котенка; цирковые номеры и т.п. Это ошибки и «больших» детей: четырех-, пяти-, шестилетних.
Другой пример. Ребенок старше трех лет почти никогда не употребит глагола совершенного вида вместо глагола несовершенного вида или наоборот (не скажет «буду нарисовать» или «я прихожу» в значении «я приду»). Подобные ошибки постоянно делают иностранцы, даже хорошо знающие русский язык. Однако, выбрав нужную форму вида, ребенок зачастую избирает не соответствующий норме суффикс при образовании пары глагола несовершенного вида. Обычно при этом ребенок выбирает более выразительный суффикс -ива-/-ыва-/-ва- вместо нужного в данном случае суффикса -а-: напомнивать вместо «напоминать» от напомнить, накланиваться вместо «наклониться» от наклоняться, украшивает вместо украшает, украдывает вместо крадет и т.п. (Бывает и наоборот: суффикс -а- используется вместо -ва-: обрушать вместо «обрушивать», окачать вместо «окачивать», высушать вместо «высушивать»). Такие ошибки встречаются даже в речи 7-8-летних детей с хорошим речевым развитием. Заметим, что ребенок обязательно выбирает суффикс, который существует во взрослом языке и используется в том же значении при образовании глагола несовершенного вида, но в норме в данном случае не используется.
Итак, первая причина детских формообразовательных инноваций - вариативность формы (формальная вариативность) ГК, причем, как писал Слобин: "Ошибочный выбор функционального элемента всегда происходит внутри требуемого функционального класса или подкатегории".
Еще одна причина упорных детских ошибок при образовании форм существительных, глаголов, прилагательных заключается в том, что в русском языке различия между формами могут быть выражены не только с помощью суффиксов и окончаний, но и с помощью дополнительных средств. Имеется в виду следующее:
• перемещение ударения: водá – вóду, головá – гóлову, любить – любишь;
• чередование согласных: красить – крашу, чистить – чищу, высокий – выше;
• беглые гласные: рот – рта, лёд – льда, вытереть – вытру; взять – возьму;
• наращения основы слова: чудо – чудеса, имя – имена, семя – семена; мать – матери;
• полная замена основ: человек – люди, положить – класть, хороший – лучше.
В начале освоения грамматики (от 2 до 4) ребенок прибегает к помощи лишь основного средства выражения формальных различий – формообразовательных суффиксов и окончаний. Отсюда формы рóта вместо «рта», красю вместо «крашу», человеки, вытеру, водý, головý и т.п. Ребенок играет в дочки-мати (т.е. матери) и говорит «взяму конфетку». Итак, вторая причина возникновения инноваицй - устранение дополнительных средств выражения ГК и унификация основы слова.. Исследователи детской речи, как вам известно, называют такие ошибки формообразовательными инновациями. Этот термин лишен отрицательной оценки, которая есть в слове «ошибка». Формообразовательные инновации появляются тогда, когда ребенок начинает активно осваивать морфологию. Внимательные родители удивляются: совсем недавно ребенок говорил правильно – «сосёт», и вдруг у него в речи появилось сосает. До двух лет было «рисовать» (неважно, что ребенок произносил это слово не так, как взрослые, а, например, исовать или даже исаять), а после двух стал говорить «исуть». Правильные формы были сымитированы, повторены ребенком (именно их он слышал от взрослых), а неправильные – сконструированы им самостоятельно по аналогии с другими, более простыми нормативными формами (сравните: летать – летает, болтать – болтает, сосать – сосает; дует – дуть, рисует – рисуть). Раннее появление формообразовательных инноваций (около двух лет) свидетельствует о хорошем речевом развитии ребенка. Ф-обр. инновации предсказуемы, т.к. они являются результатом действия морфологической сверхгенерализации. МС - это распространение действия грамматического правила на языковые единицы, которые ведению данного правила не подлежат; применение ребенком более общего правила при неусвоении частного, устранение языковых аномалий в соответствии с правиласми языковой системы. Женя Гвоздев: пиши (*писи*), потом писай, позже - опять пиши. То же - в англ. языке: came comed came. Возникает возможность предвидеть, что именно окажется трудным для ребенка, какие именно грам. формы будут сконструированы неверно и как именно они будут сконструированы.
О нетрудных яз. явлениях :
прилагательные, кроме компаратива;
сущ. с идеально правильной парадигмой:
• различие между формами должно иметь материальное выражение; формы не должны быть омонимичными;
• парадигма дб полной (12 форм);
• не дб дополнительных средств различения форм;
• флексии дб типовыми, повторяться в аналогичных формах других слов.
Сущ. с ИПП - самолет. абрикос, барабан.
Отсутствие ИПП вызывает детские ошибки. Трудны все несклоняемые сущ. с омонимичными падежными формами; сущ. с "дефектной парадигмой"; все сущ. с доп. средствами (…). Следовательно, типы ф-обр. инноваций, связанные с унификацией основы:…
Высказывание А. Н. Гвоздева относительно того, что «грамматический строй к трем годам в основном является усвоенным» следует трактовать следующим образом: к трем-четырем годам оказывается в основном усвоенным содержание морфологических категорий (не считая некоторых частных подтипов), усваиваются также основные, наиболее стандартные формальные средства. Окончательное же овладение правилами выражения ГК, предполагающее способность в соответствии с существующей языковой нормой употреблять морфологические формы, растягивается на ряд последующих лет.