Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Урок русского языка как иностранного.

  • 👀 519 просмотров
  • 📌 474 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Урок русского языка как иностранного.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Урок русского языка как иностранного.» pdf
Урок русского языка как иностранного. Урок представляет собой основную организационную единицу учебного процесса; назначение урока состоит в достижении завершенной, но промежуточной цели обучения. Урок строится с учетом программы обучения. Под системой уроков подразумевается серия практических занятий, объединенных одной темой, целью. Урок русского языка как иностранного имеет свои специфические черты, обусловленные основной стратегией обучения: направленностью на коммуникацию. Две особенности являются основополагающими и выделяются всеми исследователями: 1. Комплексный характер урока. На уроке взаимосвязанно и взаимообусловленно развиваются четыре вида речевой деятельности: слушание с пониманием, говорение, чтение, письмо. Один из видов речевой деятельности является ведущим на каждом конкретном уроке. Ведущие виды речевой деятельности чередуются в зависимости от цели урока. 2. Коммуникативная направленность урока, которая выражается в практической направленности, т.е. в умении пользоваться языком как средством общения. Знания по грамматике являются вспомогательным и необходимым фактором для развития и формирования речевых умений и навыков. Специфика урока иностранного языка проявляется в его произвольном планировании, т.е. преподаватель имеет возможность варьировать компоненты урока, определять их последовательность. Кроме вышеперечисленных особенностей урока иностранного языка разными исследователями указываются и другие. 1. Гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности: • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных; • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания. 2. Атмосфера общения. Обучение общению может осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами. 3. Единство целей. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). При планировании урока РКИ выделяется одна основная практическая цель. Все остальные цели трансформируются в задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели. 4. Адекватность упражнений цели урока. Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. 5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному. 6. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока. 7. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает: • Соотнесенность всех этапов урока с основной целью; • Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения; • Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего; • Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержатся во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия). 8. Индивидуализация. Обучение иностранному языку предполагает учёт всех психолого-возрастных особенностей учащегося, его индивидуальности, склонностей. Одни и те же приемы и методы по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. 9. Разнообразие форм работы учеников. Объединение индивидуальной работы и коллективной. Индивидуальная работа – ответ по очереди, опрос учеников, индивидуально-массовая тренировка. Коллективные формы – работа в парах, группах, хоровые ответы. Коллективные формы являются перспективными для обучения общению. Они увеличивают время активности учеников и уменьшают состояние тревоги, помогают преодолеть страх сделать ошибку. 10. Ситуативность. Для развития устной речи необходимо использовать учебные ситуации общения. Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватна реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т. п.). Учащиеся знают то, что от них требуется, что они могут сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые клише) материалом, усваиваемым или усвоенным. 11. Новизна. Новизна как компонент методического содержания урока иностранного языка является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок экскурсия, урок - пресс-конференция), новизна видов работы, - иначе говоря, постоянная (в разумных пределах) новизна всех элементов учебного процесса. 12. Мотивационная обеспеченность урока. Мотивация на уроке обеспечивается, прежде всего, осознанием учащимися успешности изучения иностранного языка, ощущения прогресса в учении. Большая роль в мотивационном обеспечении урока принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий. Упражнения предлагаются по принципу от простого к сложному. К упражнениям даются образцы выполнения, необходимые опоры, ключи и т.п. Для осознания успешности и учения-общения важна также оценка, взаимооценка и самооценка. Это вызывает чувство удовлетворения и мотивирует дальнейшее учение. 13. Урок – часть обучающей системы. Особенность урока русского как иностранного заключается в том, что он не является самостоятельной единицей учебного процесса. Каждый урок – это звено, часть в цикле уроков, связанных между собой и обусловливающих друг друга. Уроки, как правило, объединяются в циклы в соответствии с определенной темой, поэтому для того, чтобы четко представлять перспективу работы по теме, учителю необходимо составить тематический план уроков по теме. 14. Содержательность урока иностранного языка. Требования к содержательности урока охватывают следующие моменты: • во-первых, значимость самого материала, которым оперируют на уроке; • во-вторых, соответствие приемов и упражнений задачам урока; • в-третьих, оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи. 15. Контроль на уроке иностранного языка. На уроке иностранного языка, как правило, не выделяется в отдельный этап урока и не проводится открытый контроль (за исключением контрольных работ по грамматике, диктантов, а также итоговых контрольных работ, на которых проверяется уровень владения учащимися умениями в аудировании, чтении, говорении). Тем не менее, текущий контроль осуществляется на каждом уроке: ответы учащихся на вопросы учителя, выполнение тестовых заданий, пересказ текста и другие формы работы дают учителю информацию о процессе усвоения учащимися изучаемого материала, уровне сформированое навыков и умений. Не на каждом уроке можно проверять домашнее задание в том объеме, в котором оно было задано: успешное выполнение аналогичного задания на уроке будет свидетельствовать о том, что учащиеся успешно справились и с домашним заданием. Содержание современного языкового образования и закономерности процесса обучения определяют ряд непременных требований к уроку: 1) урок должен предусматривать не только накопление информации, но и ее применение на практике; 2) урок может и должен быть вариативным по структуре и приемам обучения; 3) одним из базовых требований к уроку является его научность, т.е. соответствие современному уровню лингводидактической мысли, педагогики, психологии; 4) существенной стороной урока – при групповой (коллективной) форме работы учащихся – является индивидуализация обучения – условие, обеспечивающее работу каждого учащегося в доступном темпе, стимулирование способностей и создание учебной перспективы в отношении конкретного обучающегося; 5) будучи своего рода педагогическим произведением, урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и учащихся; 6) соблюдая основные требования к уроку, педагог вносит в осуществление этих требований и в сочетание компонентов урока свой методический «почерк», свое искусство, ориентируясь в то же время на характеристику учащихся и целевые установки практического занятия; 7) урок обязан обладать внутренней логикой с четким переходом от одной части урока к другой в соответствии с лингводидактической целью и закономерностями процесса обучения (под внутренней структурой урока подразумеваются шаги, обусловливающие движение к достижению цели урока); 8) на уроке должны осуществляться как планомерное повторение, так и систематический контроль освоенного, что позволит учителю находить рациональные пути к развитию учебных достижений учеников; 9) главный критерий качества урока состоит не столько в разнообразии тех или иных видов работы, сколько в достижении целей урока, в динамике обучения; 10) применение технических средств обучения не должно быть случайным, но должно быть систематическим и подразумевать решение конкретных учебно-практических задач; 11) непременный и обязательный аспект проведения урока – воспитательное и позитивноэмоциональное воздействие на учащихся; все компоненты урока: содержание, средства, условия, педагог и т.д. призваны обладать нравственно-воспитательным потенциалом; 12) предпосылкой к реализации вышеперечисленных требований, условием эффективности обучения является личность учителя, сочетающая в себе языковую, коммуникативно-речевую, поведенческую, профессионально-педагогическую культуру общения. Типология уроков, предлагаемая отечественными методистами, разнообразна и осуществляется на ряде оснований. Наиболее распространено деление уроков на подготовительные и речевые, в комплексе каждый тип уроков реализует планируемые цели обучения: подготовительные уроки направлены на введение нового языкового материала и формирование на этой основе речевых навыков; речевые уроки развивают речевые навыки и совершенствуют речевые умения. Выделяют также уроки «передачи информации», когда педагог обучает учащихся в рамках традиционной методики, передает им определенную сумму знаний, организует усвоение материала; результатом такого урока являются правильные высказывания учащихся или воспроизведение с трансформациями усвоенного материала; и уроки взаимодействия, на которых основное внимание уделяется иноязычному общению, установлению социальных отношений между отдельными учащимися, учащимся и группой, учащимися и педагогом. В методической литературе существует достаточно большое количество классификаций типов уроков. В основу классификаций положены различные основания. Традиционно в дидактике уроки классифицируются: 1) по основной дидактической цели; 2) по основному способу проведения уроков; 3) по основным этапам учебного процесса. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: – урок ознакомления с новым материалом; – урок закрепления изученного; – урок применения знаний и умений; – урок обобщения и систематизации знаний; – урок проверки и коррекции знаний и умений; – комбинированный (смешанный) урок. По основному способу проведения уроки подразделяются: - в форме беседы, лекции, - самостоятельной работы учащихся, - лабораторных и практических работ. По основным этапам учебного процесса выделяют: – уроки первичного ознакомления с материалом; – уроки усвоения понятий, законов, правил; – уроки применения знаний на практике; – смешанные или комбинированные уроки. Типы уроков по М.И. Махмутову: 1.Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков: • Урок – лекция. • Урок – беседа. • Урок с использованием учебного кинофильма. • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа). • Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке). 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.: • Урок самостоятельных работ. • Урок - лабораторная работа. • Урок практических работ. • Урок – экскурсия. • Семинар. 3.Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков. 4.Уроки контрольные. Учѐт и оценка знаний, умений и навыков: • устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); • письменная проверка; • зачет; • зачетные практические и лабораторные работы; • контрольная (самостоятельная) работа; • смешанный урок (сочетание трех первых видов). 5.Комбинированные уроки: На них решаются несколько дидактических задач, Практические задания (сделать для занятия 03.11.20). 1.Вопросы для обсуждения: 1. Основные черты урока РКИ. 2. Требования, предъявляемые к уроку РКИ. 3. Какую типологию уроков РКИ предлагают отечественные методисты? 4. Какие классификации уроков РКИ существуют в методической литературе? 2. Проанализируйте любой урок по русскому языку как иностранному с точки зрения разных классификаций. (можно посмотреть на youtube , например https://www.youtube.com/watch?v=kswyzIxnqc&ab_channel=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BD% D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0 %B0 и много других). 3. Прочитайте статью Д.С. Трухановой «Роль натурного урока при обучении РКИ в языковой среде». Ответьте на вопросы преподавателя.
«Урок русского языка как иностранного.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot