Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование основного этапа урока иностранного языка.

  • 👀 231 просмотр
  • 📌 210 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Проектирование основного этапа урока иностранного языка.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование основного этапа урока иностранного языка.» docx
Лекция 10. Проектирование основного этапа урока иностранного языка. Как проектировать вводный этап урока иностранного языка? Вводный этап урока является организационным или мотивационно-ориенированным. Его цель – самоопределение к деятельности. Согласно современным требованиям, вводимый этап урока предполагает погружение в языковую среду через определение коммуникативного задания. На этом этапе происходит принятие обучающимися тематики, цели и задач урока, планирование алгоритма действии, складываются отношения субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала намеченного для усвоения. Если цель урока понятна обучающимся, то у них формируется мотивация к деятельности. Если цель урока принимается на личностном уровне, обучающийся осознает полезность, значимость, интерес к предстоящей работе, т.е. формируется мотивационный стимул для его деятельности в течение всего урока. Участие обучающихся в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятие цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации. Традиционно вводный этап – это активная форма организации общения с учителем и с одноклассниками, от которого зависят динамика и темп урока в целом. В ходе вводного этапа формируются личностные учебные действия (личностные УУД), а именно: мотивация к учебной деятельности через смыслообразование, т.е. устанавливается связь между целью урока и ее мотивом. Примерные результаты вводного этапа урока Для диагностики результативности вводного этапа урока используется таксономия учебных целей и задач, предложенная Б. Блумом (1956). Вводный этап урока результативен, если: 1. Ученик знает и воспроизводит в устном высказывании тему и цель урока («знание»). 2. Ученик понимает цель и предполагает, какой  будет его деятельность для ее достижения («понимание»). 3. Ученик использует ранее изученный лексический и грамматический материал для достижения цели («применение»). 4. Ученик определяет границы изученного материала по теме, определяет «поле незнания» («анализ»). 5. Ученик предлагает алгоритм для реализации цели, прогнозирует конечный результат («синтез»). 6. Ученик оценивает значимость поставленных целей и задач («оценка»). Методический конструктор вводного этапа урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществля-емые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществля-емые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществля-емые действия Формируе-мые способы деятельнос-ти Вводный этап организа-ционный; мотиваци- онно-ориентиро-вочный 3-5 минут приветствует обучающихся; проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой; организует беседу [игровой момент]; предъявляет аудио/видео материал, иллюстрирую-щий тему урока; просит выдвинуть предположение о теме и цели урока; просит составить ассоциативный ряд к теме урока; моделирует ситуацию, в ходе которой обучающиеся приходят к осознанию «нехватки» языковых средств и речевых умений; подводит обучающихся к формулирова-нию цели, плана урока и определению практических задач делают предположе-ния о теме урока; систематизи-руют/ структуриру-ют информацию до изучения нового материала; определяют поле «незнания» через поиск; выделение необходимой информации; осуществлять анализ, актуализацию полученных ранее знаний; определять поле «незнания»; формулировать тему, цель, проблему; осуществлять поиск информации, выделять необходимую информацию приветству-ют учителя; определяю-тся со своей точкой зрения; взаимодей-ствуют с учителем; слушают собеседника/ собеседни-ков; воспринима-ют информацию на слух (на основе аудио-, видео ряда) вести этикетный диалог; воспринима-ть на слух ответы однокласс-ников; воспринима-ть на слух и понимать речь учителя; участвовать  в коллектив-ном обсуждении проблемы, управлять речевым поведением партнеров по коммуника-ции; планировать учебное сотрудничество формулиру-ют тему урока; осуществля-ют целеполага-ние; высказыва-ют предполо-жения о том, чему можно научиться в ходе урока; осмыслива-ют значи-мость предлагае-мого к изучению материала; планируют алгоритм-деятельнос-ти определе-ние цели и задачи урока планирова-ние алгоритма высказыва-ния; прогнози-рование конечных результатов Как проектировать основной этап урока иностранного языка? Требования ФГОС к основному этапу урока 1. К информационному обеспечению: - использование традиционных информационных материалов (учебника, рабочей тетради); - использование справочных материалов (словарей, энциклопедий, справочников); - использование электронных учебных материалов и ресурсов Интернет; - личные наблюдения обучающихся, опыт, эксперимент; - использование на уроке материалов различных форматов (текст, графика, видео, аудио); - целесообразное использование ИКТ 2. К организации деятельности обучающихся: - учитель дает возможность обучающимся действовать вне алгоритма и подробных инструкций, не снижая возможности обучающимся пробовать варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность, формируя у обучающихся умения вырабатывать различные стратегии познавательной деятельности, а не только действия по образцу; - задания вариативны; обучающийся имеет возможность выбора задания по уровню сложности или способам деятельности, что позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику обучающегося, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности) 3. К технологичности урока: - «продвижение» обучающихся от репродуктивных упражнений к продуктивным заданиям, от языковых упражнений к речевому общению на иностранном языке; - задания выполняются с применением активной формы познавательной деятельности, самоконтролем, самопроверкой, взаимоконтролем; - на уроке используются активные технологии обучения: творческие и исследовательские, проблемное обучение, работа в парах, группах; - адекватность используемых технологий возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала; - учитель дает задания, формирующие метапредметные умения и компетенции; - на уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью обучающихся (например, с проектной, исследовательской и творческой деятельностью детей). Как проектируется основной этап урока обучения лексическим средствам общения? Примерные предметные результаты Во-первых, обучающийся должен усвоить (запомнить) некоторое количество лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы. Число таких единиц зафиксировано в ФГОС ООО: английский язык – 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе), немецкий язык – 1200 (включая 500, усвоенных в начальной школе), испанский язык – 1000  (включая 500, усвоенных в начальной школе), французский язык – 1200 единиц  (включая 500, усвоенных в начальной школе). Во-вторых, приобрести умение пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо), связанными с  названиями наиболее важных для участников коммуникации реалий, понятий, ситуаций повседневной жизни, т.е. образующими активный словарь. В-третьих, приобрести умение пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной деятельности (слушание, чтение). К рецептивному (пассивному) словарю относятся лексические единицы, которые узнаются и понимаются в процессе аудирования и чтения и в меньшей степени применяются в продуктивной речи. Рецептивный словарь включает также  потенциальный словарь, а именно лексические единицы, значение которых обучающийся может восстановить, опираясь на внутреннюю форму слова или контекст. В-четвертых, обучающийся должен сформировать умение распознавания и употребления в речи (как репродуктивно, так и продуктивно) наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка, знать основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Этапы обучения лексическим средствам общения I. Ознакомление с лексической единицей, путем введения в изолированном виде либо в контексте предложения. II. Ознакомление со значением слова (семантизация) переводным либо беспереводным способом. III. Закрепление (автоматизация) введенного материала (формирование лексических умений). IV. Совершенствование лексических умений и их включение в речевую деятельность. V. Контроль лексической компетенции обучающихся в рамках изучаемой темы. Диагностика  результатов  урока обучения лексике Примерные результаты основного этапа урока обучения лексике: 1. Обучающийся может выделить изучаемые слова в устном/письменном тексте («знание»). 2. Обучающийся понимает значение слова в устном/письменном тексте («понимание»). 3. Обучающийся использует лексические единицы в ситуациях общения на репродуктивном уровне («применение»). 4. Обучающийся использует лексические единицы на продуктивном уровне, выявляя взаимосвязи новой для него лексики с ранее изученной, с грамматическим и социокультурным материалом («анализ»). 5. Обучающиеся демонстрируют умение получать продукт, обладающий новизной, комбинируя элементы изученного («синтез»). 6. Обучающиеся осуществляют самооценку/взаимооценку достижения учебных результатов, основанную на ясно очерченных критериях («оценка). Методический конструктор основного этапа урока обучения лексике (по дидактическому типу). Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1. Введение лексических единиц 2. Семантизация 3. Автоматизация введенного лексического материала 4. Включение новой лексики в речевую деятельность 5. Контроль в обучении лексическим средствам общения учитель произносит слово, демонстрируя звуковое оформление лексической единицы; вводит слово изолированно либо контекстуально объясняет значение слова беспереводным способом - через использование наглядности (изобразительной, звуковой, наглядности действием); - с помощью синонимов/антонимов; -  с использованием известных способов словообразвания; - через толкование выражаемого слова или словарной дефиниции; переводит слово на русский язык организует выполнение заданий во фронтальном режиме (в парах, группах), в форме игры (соревнования) организует учебную ситуацию общения, предлагая условно речевые задания в различных рамках работы, включая фронтальную, самостоятельную, парную, групповую; организует ситуацию общения через выполнение обучающимися продуктивных/творческих заданий; организует лексические игры организует работу обучающихся по самооценке/взаимооценке [возможен вариант использования лексических игр] повторяют слово хором и индивидуально, имитируя его произношение; читают и/или записывают слово; соотносят звуковую, графическую форму слова со зрительным (чувственным) образом, получают представление о значении слова; высказывают предположения о значении слова; запоминают слово на первичном уровне выполняют задания следующего типа: - показывают предметы, которые можно назвать словом…; - называют следующие предметы; - переводят на русский язык; - составляют предложения со следующими словами; - определяют слова, входящие в следующие группы слов; - распределяют «слова» по предложенным темам; - находят «слова» в тексте и объясняют их значение; - располагают «слова» в алфавитном порядке и составляют с ними предложения; - вставляют в «слова» пропущенные буквы; - вставляют в предложения пропущенные слова; - находят услышанное слово в тексте; - находят слова с одним и тем же корнем, префиксом, суффиксом; - распределяют слова по тематическим группам; - дают слова-синонимы/антонимы к предложенным словам; - пересказывают текст, используя «слова» выполняют условно-речевые упражнения и задания; - продолжают диалог, используя новые слова; - передают содержание прочитанного текста; - используют в ответах предложенные слова; - составляют текст на предложенную тему с использованием ключевых слов; - составляют вопросы с предложенными словами и задают их собеседнику; выполняют речевые упражнения продуктивного/творческого характера: - составляют рассказ на предложенную тему -пишут сочинение, включая в текст пройденную на уроке лексику - комментируют реплики с использованием предложенных слов - составляют рассказ по цепочке; участвуют в играх Например, «Семантическая карта» (word web), «Семантическая решетка», кроссворд, ребус и прочее. словарный запас обучающихся  по изучаемой теме достаточен для повседневного общения и удовлетворения коммуникативных потребностей; обучающийся может правильно употреблять изучаемую лексику в конкретных повседневных ситуациях Личностные: -развитие  познавательных интересов, учебных мотивов -развитие Я-концепции и самооценки; Регулятивные: -развитие умения организовывать свою учебную познавательную деятельность в классе и дома; - контроль в форме сличения способа; действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные действия: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнера в диалоговой деятельности; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - развитие умения владения формами речи; - развитие у обучающихся социальной компетентности, готовности сознательно учитывать позицию других людей. Задания для зачета: • Заполните таблицу, какие приёмы Вы используете для введения лексики с учащимися разных возрастных групп (в таблице приведён один пример). Значение слова Произношение слова Письменная форма слова 2 класс, первый год обучения использование картинок фонетическая игра  («Послушай и найди слово») обведение по контуру 5-6 класс, (уровень А1) 7-9 класс (уровень А2) 10-11 класс (уровень В1 – В2) Проанализируйте, насколько разнообразен спектр приёмов, которые Вы используете при обучении лексики. Как проектировать основной этап обучения грамматическим средствам общения? Примерные предметные результаты Содержание курса и характеристика основных видов деятельности, определенных ФГОС ООО, различно для изучаемых языков. Следовательно, предметные результаты в обучении грамматической стороне речи будут также различны. На этапе начального и среднего образования обучающиеся усваивают языковой материал в виде грамматического минимума, достаточного для участия в речевом общении в пределах ограниченного числа тем и ситуаций, определяемых ФГОС. На профильном уровне организуется углубленное знакомство с грамматической системой языка, систематизация изученного материала с учетом интересов обучающихся.  Целью обучения грамматической стороне речи является грамматическая компетенция, в состав которой входят знания из области морфологии, синтаксиса, и сформированные на их основе умения, обеспечивающие возможности пользоваться языком как средством общения. В современной теории и практике используется эксплицитный подход в обучении грамматике. Не исключается изучение некоторых грамматических явлений имплицитно (без изучения правил). При том и другом подходе в проект урока включается выполнение условно-речевых и речевых заданий, обеспечивающих тренировку грамматического материала как средства общения. Диагностика результатов урока обучения грамматике 1. Обучающийся знает изучаемые грамматические термины («знание»). 2. Понимает правила употребления грамматических форм («понимание»). 3. Употребляет рецептивно изучаемый грамматический материал («применение»). 4. Употребляет продуктивно изучаемый грамматический материал в условно-речевых ситуациях общения («анализ»). 5. Выполняет задания творческого характера собственно речевой направленности, содержащей изучаемые грамматические явления («синтез»). 6. Осуществляет само/взаимоконтроль речевой деятельности, основанной на ясно очерченных критериях («оценка»). Методический конструктор урока обучения грамматике (по дидактическому типу) Подход Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД 1. Обучение грамматическим средствам общения эксплицитно (введение и тренировка) 2. Обучение грамматическим средствам общения имплицитно (введение и тренировка) 3. Условно-речевые и собственно речевые задания 4. Формирующий контроль в обучении грамматическим средствам общения предъявляет материал, содержащий изучаемое грамматическое явление; вводит новые понятия, термины; организует деятельность обучающихся по систематизации информации о новом грамматическом явлении, по обобщению способов деятельности согласно изучаемому грамматическому правилу ИЯ; организует выполнение заданий репродуктивного характера в различных режимах (фронтально, в парах, группах); предъявляет печатный или аудиотекст, содержащий подлежащий усвоению грамматический материал проговаривание учителем (диктором) образцов с грамматической структурой; организует вопросно-ответные упражнения с учителем или в парах с использованием отрабатываемых структур; предлагает обучающимся структурный образ речевой ситуации предлагает выполнение упражнения условно-речевого характера, предлагает обучающимся высказать предположения как успешнее их выполнить или самим выбрать задание, объяснив свой выбор; предлагает грамматические «этюды», отражающие условные ситуации реального общения; организует грамматические игры, направленные на совместное решение проблем и соревновательного характера организует выполнение тестовых заданий, предъявляя обучающимся четкие критерии их выполнения (возможно формулирование критериев самими обучающимися); предлагает условно-речевые задания и критерии оценки их выполнения изучают правило с использованием грамматических терминов; находят данное грамматическое явление в предложениях, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте; выполняют подстановочные упражнения по аналогии с образцом; выполняют упражнения на трансформацию в соответствии с правилом: раскрывают скобки, ставят «часть речи» в нужную форму, перефразируют предложения, находят «ошибки» в тексте и т.д. предворяющее слушание (чтение) подлежащего усвоению материала в конкретной речевой ситуации; имитация в речи при наличии речевой задачи, произносят индивидуально/хором напр., грустно (радостно, с гневом и пр.), обращаясь к разным людям сопровождая определенной мимикой, жестами, движениями, под музыку и т.д.); осуществляют группировку схожих по смыслу/форме фраз, с их одновременной отработкой осуществляют действия по аналогии со схожими ситуациями общения; планируют действия, направленные на выполнение задания; осуществляют и аргументируют выбор задания; выполняют коммуникативные задания проблемного/творческого характера ; участвуют в играх самооценка/взаимооценка при выполнении тестовых заданий; подтверждают (опровергают) следующие высказывания обосновывают свой ответ; составляют выказывания по предложенному учителем (обучающимся) плану с использованием предложенных речевых образцов/грамматических структур Личностные: - смыслообразова-ние, принятие значения грамматической правильности речи при осуществлении коммуникации на ИЯ Регулятивные: - планирование – составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия с заданием эталоном; - оценка – осознание качества и уровня усвоения; - умение выбирать адекватные средства для организации речевого поведения; - умение запоминать правило и придерживаться его при решении конкретной задачи, ситуация выбора; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных грамматических средств для решения коммуникативной задачи; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  характера; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление грамматических аналогий; Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблем при работе в групповом режиме; - продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и с учителем владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами изучаемого ИЯ. Задания для зачета: Прокомментируйте данные ниже высказывания. Насколько Вы с ними согласны? Почему? 1. «Обучающиеся должны обязательно выучить и знать грамматические правила». 2. «Я отдаю приоритет обучению лексике, грамматика второстепенна, так как именно лексика придает основной смысл сказанного». 3. «Я предпочитаю имплицитный подход, в рамках которого не предполагается изучение правил грамматики. Школьники осваивают иностранный язык подобно родному, формируя свои собственные гипотезы о системе изучаемого языка». Как проектировать основной этап урока обучения аудированию? Примерные цели обучения аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности, дифференцируются в зависимости от этапа обучения, уровня владения языком и характера аудиотекста (монологического или диалогического). Цели аудирования монологической речи: - понимать тему, главную мысль, содержащуюся в тексте; - понимать основное содержание, основные факты, содержащиеся в тексте; - устанавливать последовательность, логическую связь фактов, передаваемых в аудиособщении; - находить в аудиотексте причинно-следственные отношения и видеть  логико-смысловую структуру аудиотекста (начало, основную часть, заключение); - догадываться о значении незнакомых единиц языка, уметь прогнозировать содержание текста, использовать компрессию текста в процесс слушания Цели аудирования диалогической речи: - понимать информацию, содержащуюся в аудиотексте; - понимать выражение одобрения/неодобрения, согласия/несогласия, понимания/непонимания собеседником той или иной части информации; - понимать просьбу собеседника говорить медленнее, повторить сказанное, уточнить значение слова, мысли; - понимать эмоционально выраженную оценку и значение используемых собеседником вербальных/невербальных опор В условиях школьного курса ИЯ планируется достижение элементарного и базового уровня аудирования. На начальном этапе обучения (2-4 класс) планируется развитие умения понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность. Время звучания текста для аудирования – до 1минуты. На этапе основного общего образования формируются следующие умения: 1. Понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале (в аэропорту) и выделять значимую информацию. 2. Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ). 3. Уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные. 4. Использовать переспрос, просьбу повторить. Время звучания текста для аудирования – 1.5-2 минуты. Среднее общее образование. Базовый уровень (10-11 класс) На данном этапе планируется развитие следующих умений: 1. Относительно полностью и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения. 2. Понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявление, реклама), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике урока. Среднее общее образование. Профильный уровень (10-11 класс) На этом этапе планируется развитие следующих аудитивных умений: 1. Понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на ИЯ в различных ситуациях общения. 2. Понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или выбранным профилем, выборочно извлекать необходимую информацию. 3. Оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней. Время звучания текста – до 4 минут. Диагносика планируемых результатов обучения аудированию: Обучающийся: 1. Знает языковые и фонологические структуры, лексические единицы («знание»). 2. Понимает речевую установку говорящего, содержание и основную мысль, содержащуюся в тексте для аудирования («понимание»). 3. Закрепляет и активизирует содержащийся в тексте лексико-грамматический материал («применение»). 4. Умеет выражать свое отношение к содержанию прослушанного текста, к полученной информации («анализ»). 5. Понимает и оценивает мысли, содержащиеся в тексте, эксплицитно не выраженные, умеет составлять рецензию к аудиотексту («синтез»). 6. Самооценка/взаимооценка понимания текста в соответствии с существующим уровнем владения ИЯ («оценка»). Методический конструктор основного этапа урока обучения аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности (по дидактическому типу) Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формулируемые УУД 1. Предтекстовый этап 2. Текстовый этап 3. Послетекстовый этап 4. Контроль в обучении аудированию активизирует мыслительную деятельность обучающихся и направляет их внимание на поиск и запоминание содержащейся в тексте информации; осуществляет лексико-грамматический  комментарий, тщательно проводя отбор единиц языка, т.к. часть незнакомых слов предполагается для самостоятельного понимания их значения с опорой на контекст и языковой опыт; организует выполнение заданий /упражнений на преодоление фонетических, лексических и грамматических трудностей аудирования; организует выполнение заданий/упражнений на преодоление психологических трудностей аудирования; осуществляет социокультурный комментарий, касающийся темы, сюжета, персонажей, позиции автора текста; вводит в проблематику текста однократное предъявление текста; двукратное (трехкратное) предъявление текста; предъявление текста через контактное общение (непосредственно учителем); вторичное предъявление текста с увеличением темпа речи и/или увеличение/уменьшение пауз между смысловыми частями текста организует ситуацию общения на основе прослушанного текста предлагает задания на понимание фактов, содержащихся в аудиотексте; предлагает задания на понимание деталей второстепенной информации; предлагает задания на понимание логико-смысловой структуры аудиотекста; организует выполнение заданий на контроль понимания авторского отношения к излагаемому в аудиотексте; организует выполнение заданий на прогнозирование содержания аудиотекста фронтально (в парах, группах) обсуждают вопросы/утверждения; высказывают предположения о содержании текста по заголовку, автору, жанру, эпохе и пр.; выполняют задания на узнавание отдельных звуков, дифференцирование их от сходных, определение интонационного типа фразы; выполняют упражнения/задания на узнавание значения слова во фразе и пройденного грамматического материала на основе знакомой лексики; упражнения/задания на развитие механизма оперативной памяти (например, повторение слов, словосочетаний, фраз вслед за диктором, при этом объем и темп предъявления постепенно увеличиваются); упражнения/задания на развитие механизма осмысления (например, прослушайте 2 варианта сообщения и скажите, что добавлено (опущено) во втором варианте; прослушайте диалог и попытайтесь передать его содержание в одном предложении) упражнения/задания на развитие механизма идентификации понятий (семантизация слов в зависимости от контекста) прослушивание текста с установкой на понимание его содержания; повторное прослушивание текста, которому предшествует контроль понимания текста и выполнение в разных режимах тренировочных заданий; выполнение упражнений на развитие вероятностного прогнозирования (например, вставьте в печатный текст пропущенные слова; завершите фразу; скажите, какие их предложенных ниже слов/словосочетаний употреблялись в нем; прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались, прослушать текст и найти русский/иностранный эквивалент слов в параллельном столбце) в различных режимах выполняют упражнения/задания на развитие механизма эквивалентных замен (например, заменить развернутые высказывания свернутыми); упражнения/задания на развитие механизма памяти (например, согласитесь/не согласитесь со следующими утверждениями, объясните свой выбор; сравните прослушанный текст с печатным вариантом текста и найдите расхождения между текстами; заполните и воспроизведите прецинзионные слова (даты, имена, географические названия) содержащиеся в прослушанном тексте; выполняют собственно речевые задания (например, «Составьте тезисы на материале текста»; «Выделите в прослушанном тексте ключевую информацию»; «Прослушайте диалогический текст и передайте его в форме диалога»; «Расскажите текст от имени одного из героев»; «Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их»; «Составьте рецензию на прослушанный текст»; «Представьте текст в виде диалогов и разыграйте их»; и т.д.) кратко излагают содержание аудиотекста, показав причинно-следственные отношения между содержащимися в нем фактами; исправляют резюме аудиотекста, отразив правильно взаимосвязь между содержащимися в нем фактами; отвечают на вопросы, связанные с деталями, второстепенной информацией в тексте для аудирования; выбирают правильные утверждения из числа предложенных; вносят исправления в предлагаемое деление аудиотекста на смысловые структуры; производят разделение аудиотекста на смысловые части, озаглавливают их; выбирают из числа предложенных правильные утверждения, содержащиеся в аудиотексте; отвечают на вопросы об авторском отношении к излагаемым событиям; вносят исправления в резюме, отражающее отношения автора к излагаемым в аудиотексте фактам; предполагают содержание следующей части текста; выбирают возможное продолжение прослушанной части текста из числа предложенных Личностные: - смыслообразование, развитие познавательных интересов и учебных мотивов; Регулятивные: - прогнозирование, в частности речевое и языковое прогнозирование; -коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в способы и интепретации текста для аудирования; - саморегуляция-мобилицация внимания и энергии, способность к волевому усилию для прослушивания аудиотекста Познавательные: - выделение необходимой информации в аудиотексте; - структурирование текста; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания на основе информации, извлеченной из аудиотекста; - «смысловое слушание» как осмысление цели аудирования и выбор вида аудирования в зависимости от цели; - извлечение необходимо информации из прослушанных текстов; - определение основной и второстепенной информации; - понимание и адекватная оценка языковых средств текста; - развитие механизмов оперативной памяти; - идентификация понятий, осмысливания, эквивалентных замен, вероятностного прогнозирования Коммуникативные: - формирование аудитивных умений (понимание иноязычного текста на слух); - понимание информации описательного и сюжетного характера, социокультурного характера; - развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Задания для зачета: №1 - На каком этапе обучения аудированию понадобится прослушивание текста с опорой на печатный текст? С какой целью? №2 Какие языковые/речевые умения соответствуют трем основным видам аудирования: А) понимание основного содержания ; В) выборочное понимание; С) полное понимание? - Определить основную мысль. - Определить причинно-следственные связи. - Определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам. - Извлекать запрашиваемую информацию. - Определять последовательность фактов и событий. - Делать выводы. - Определять основную тему сообщения. - Догадываться из контекста о значении незнакомых слов и выражений. - Получать эстетическое удовольствие от живой иностранной речи, узнавая знакомые слова/фразы/клише. Как проектировать основной этап урока обучения говорению? В основе проектирования урока формирования устно-речевых умений заложены следующие принципы, основанные на системно-деятельностном подходе: I. Обучающиеся говорят подавляющую часть урока; соотношение речи учителя и обучающихся явно идет в пользу последних; учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия II. Все обучающиеся принимают равное участие в общении III. Обучающиеся хотят говорить; уровень мотивации на уроке очень высок благодаря использованию различных источников создания мотивации IV. Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы обучающихся. Общей целью обучения говорению является овладение учащимися умением выражать свои мысли в устной форме. При проектировании урока обучения говорению учитель может сформулировать цели урока следующим образом: «Формировать умение выступать с подготовленным/неподготовленным сообщением на тему «-» «Формировать умение адекватно реагировать на реплики собеседника в пределах изучаемой темы» «Умение инициировать общение и принимать в нем участие» «Овладение умением воспроизвести полученную информацию, в том числе и с изменениями» «Овладение умением передавать информацию, воспринятую в форме диалога, в форме монолога» «Выборочно передать часть воспринятого на слух высказывания с целью присоединения к чей-либо точке зрения» и пр. Проектируемые предметные результаты - быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; - последовательно и логично строить высказывания в соответствии с речевой установкой/замыслом; - находить адекватные языковые средства для высказывания; - использовать в высказывании аргументы, соответствующие коммуникативному намерению говорящего; - излагать свои мысли с достаточной полнотой; - выражать свое отношение к предмету речи. Диагностика планируемых результатов обучения диалогической речи: 1. Обучающийся знает правила ведения диалога: - распределение ролей на адресанта (инициатор коммуникации) и адресата (партнер по коммуникации); - краткость (использование неполных предложений); - спонтанность (содержание разговора зависит от реплики собеседника); - экспрессивность (необходимость использования разговорных клише); - предмет, тему обсуждения, круг затрагиваемых вопросов («знание»). 2. Обучающийся понимает в диалоге какого типа он принимает участие (диалог-обмен информацией, диалог-планирование совместных действий, диалог-обмен впечатлениями, диалог-полемика, диалог-унисон (ответная реплика подтверждает мнение партнера и продолжает начатую тему разговора), т.е. речевую установку («понимание»). 3. Обучающийся владеет языковыми средствами и речевыми умениями, достаточными для оформления диалога на изучаемом языке («применение»). 4. Обучающийся использует различные реплики реагирования, употребляет различные водные структуры и клишированные выражения, логично последовательно пользуется различными способами реализации речевых функций, таких как выражение согласия/несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д. («анализ»). 5. Обучающийся демонстрирует способность вести спонтанный творческий диалог, участвовать в дискуссии («синтез»). 6. Обучающийся корректирует и оценивает речевое поведение как собственное, так и партнера по коммуникации («оценка»). Методический конструктор основного этапа урока обучения диалогической речи Способ Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1. Индуктивный «снизу вверх» (bottom-up processing) 2. Дедуктивный «сверху вниз» (top-down processing) предъявляет отдельные единицы языка (лексический и/или грамматический материал), отдельные реплики; организует выполнение вопросно-ответных упражнений, комментирует содержание каждой реплики; предлагает составить диалог с использованием предъявленного материала; опрашивает диалоги; в качестве домашнего задания можно предложить составить диалог на сходную тему, дает инструкции к выполнению домашнего задания предъявляет образец диалога в аудио (видео) записи и/или печатный текст проверяет понимание текста и опорных структур; предъявляет упражнения на закрепление нового материала; просит выучить диалог наизусть; опрашивает диалог; дает задание составить диалог по образцу выученного выполнят вопросно-ответные упражнения; задают вопросы разных типов; тренируются в использовании клишированных фраз; выполнят задания на тренировку фонетического и интонационного оформления вопросов и утверждений; выполняют упражнения по переводу на русский язык; составляют диалог; разыгрывают диалог по ролям слушают (читают) текст диалога; читают текст по ролям; выполняют упражнения/задания на закрепление нового материала; учат диалог наизусть; воспроизводят диалог по ролям; составляют и воспроизводят по ролям диалог составленный по образцу предыдущего Личностные: - мотивация к общению на иностранном языке; - оценивание усваемого содержания; Регулятивные: - саморегуляция как способность к полевому усилию; Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - рефлексия способов и условий действия; - синтез-составление диалогического высказывания; - построение логической цепи рассуждения при составлении диалога; - самостоятельное создание способов построения диалога; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами изучаемого ИЯ; - умение определять функции участников речевого взаимодействия. Диагностика планируемых результатов обучения монологической речи Обучающийся: 1. Знает предмет высказывания, владеет информацией, составляющей содержание монологического высказывания («знание»). 2. Понимает речевую установку (рассказ, описание повествование, сообщение, характеристика, аргументирование своей точки зрения, передача содержания полученной информации, описание особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого ИЯ) («понимание»). 3. Владеет средствами общения, фонетическим, лексическим, грамматическим материалом, достаточным для оформления монологического высказывания, умеет строить высказывания репродуктивного типа разной формально-смысловой структуры и коммуникативной направленности («применение»). 4. Описывает собственный опыт, делает обзор прочитанного, представляет устный реферат, излагает позицию по разным проблемам и различные варианты их решения, четко структурирует высказывание: выделяет начало, основную часть, в которой отдельные положения подкрепляются доводами, примерами, иллюстрирующей информацией, заключение/выводы/обобщения («синтез»). 5. оценивает монологическое высказывание как свое. Так и своих одноклассников по следующим критериям: - разнообразие лексических единиц и грамматических структур; - развернутость и логичность сообщения; - соответствие языковых средств ситуации и стилю общения; - объем высказывания; - наличие речевого намерения и его реализация («оценка»). Методический конструктор основного этапа урока обучению монологической речи Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1. Подготовительный этап (формирование фонетических, лексических, грамматических умений) 2. Ситуативный этап (собственно ревой) 3. Контрольный этап организует выполнение упражнений/заданий в различных режимах (фронтально, в парах, группах) - имитативные упражнения; - подстановочные упражнения; - трансформационные упражнения; - упражнения на составления предложений из заданных слов предлагает упражнения репродуктивного характера; предлагает продуктивные задания для выполнения в различных режимах (фронтально, в парах, группах, самостоятельная работа) (например, «Придумайте заглавие к тексту и объясните свой выбор»; «Передайте содержание просмотренного фильма»; «Дайте оценку (статье, фильму, телепередаче)»; «Охарактеризуйте действующих лиц в фильме/тексте»; «Сформулируйте основную мысль фильма/текста»; «Участвуйте в дискуссии на предложенную тему»; «Подготовьте сообщение на предложенную тему», «Участвуйте в конференции, защите проектов» контролирует: - соответствие высказывания исходному тексту; - полноту воспроизведенных основных положений исходного текста; - аргументированность и логичность высказывания повторяют речевые образцы без изменения их первоначально структуры (хором, индивидуально); выполняют следующие варианты подстановки: - не требующая изменения других членов предложения; - предлагающая изменение формы других членов предложения; - с заменой выделенного слова противоположным по смыслу; выполняют задания на изменение грамматической формы предложения; описывают предмет/явление несколькими фразами; вставляют пропущенные слова в текст; отвечают на вопросы, используя в ответе данные слова; выделяют в тексте ключевые слова пересказывают текст (краткий/подробный пересказ, пересказ от лица одного из персонажей, с изменением места действия); описание/комментирова-ние видеоряда: слайды, видео, серия сюжетных рисунков; обсуждают представляющие интерес и актуальные проблемы (могут быть предложены план, вопросы, опорные слова); комментируют/излагают свое мнение о полученной информации (газетный текст, телепередача); выступают с защитой проектов на ИЯ; выступают с сообщениями и обзорами; представляют устные рефераты монолог-описание или повествование на основе художественного произведения или изложение статьи; монолог-рассуждение на базе прочитанного, прослушанного или пройденного материала Личностные: - направленно-этическая ориентация через оценивание усваемого содержания Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция-внесение дополнений в способов действия Познавательные: - структурирование знаний применения методов информационного поиска; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; - синтез-составление монологических высказываний разных типов и видов; - построение логической цепи рассуждения; - установление причинно-следственных связей Коммуникативные: - быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; - использоваться в монологическом высказывании аргументы, соответствующие коммуникативному намерению говорящего; - излагать свои мысли с достаточной полнотой; - выражать свое отношение к предмету речи. Задание для зачета: №1. Какие формулировки проверочных и контрольных заданий в большей степени соответствуют компетенностному подходу? Выберите задание в каждой паре формулировок. 1. А. «Перескажи текст о достопримечательностях Санкт-Петербурга». В. «Какие из достопримечательностей, описанных в тексте, ты бы показал своему зарубежнму другу в первую очередь? Почему?». 2. А. «Расположи данные качества личности в порядке от самого важного к менее важному для профессии спортсмена, обоснуй свой выбор». В. «Расскажи об известном спортсмене». 3. А. «Выучи и расскажи диалог наизусть». В. «Разыграй диалог согласно описанию роли в ролевой игре». №2. Предложите формулировки темы для продуктивного высказывания как: - повествование; - описание; - характеристика (оценивание, сравнение); - рассуждение (собственное мнение, аргументация) В чем заключается проектирование основного этапа обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности? При проектировании основного этапа урока чтения необходимо иметь в виду, какому из видов чтения посвящен урок. От этого зависит целеполагание и планируемые предметные результаты. При проектировании урока обучения технической стороне чтения целью урока может являться: «Развитие умений озвучивания слов в пределах изучаемой темы», планируемый результат обучения при этом – «Перекодирование моторно-слуховых соответствии на уровне буквы, слова, предложения, текста в целом и их звуковые соответствия», или  «Соотнесение зрительного и графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом», «Соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением» (Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац). При этом проект урока может включать следующие планируемые результаты (предметные умения): - «Озвучивание слов, словосочетаний, предложений об изучаемой теме» (артикуляционные умения с установкой на фонетическое чтение (при котором особое внимание уделяется произношению звуков в словах и сочетаниях слов в предложении); - членение текста на синтагмы; - слитное чтение; - интонационное чтение; - чтение текста вслух/про себя за установленный отрезок времени; - запись слов по изучаемой теме со слуха При обучении содержательной стороне чтения выделяют: обучение ознакомительному чтению, изучающему чтению, поисковому чтению, просмотровому чтению. Ознакомительное чтение Примерная цель – «Знакомство с основной содержащейся в тексте информацией». Предметные результаты (примерные): - умение прогнозировать содержание текста по его названию; - определять главную мысль; - отделять основную информацию от второстепенной; - устанавливать связь между фактами и событиями; - делать вывод из прочитанного; - определять новизну, важность, достоверность излагаемых в тексте фактов Изучающее чтение Примерная цель – «Максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление». Планируемые предметные результаты: Умение полно и точно понимать текст по изучаемой теме; - использовать различные способы семантизации единиц языка и содержания текста (толкование, перевод, контекст); - выделять смысловые вехи в тексте; - следить за развитием сюжета и составлять план текста; - выделять основную информацию; Отделять фактическую информацию от субъективных рассуждений по поводу информации; - переводить текст; - формулировать основную мысль информации, содержащейся в тексте. Поисковое чтение Цель – «Нахождение в текстах или нескольких текстах нужной информации (фактов, определений, цифровых данных и др.)». Планируемые предметные результаты: - умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста; - извлекать из текста нужную информацию по определенной теме; - объединять информацию (в том числе из нескольких текстов) по определенной проблеме; - ориентироваться в тексте, выдвигая рабочую гипотезу Просмотровое чтение Цель – «Получить общее представление о читаемом тексте, его теме, круге вопросов, которые в нем рассматриваются». Планируемые предметные результаты: - умение читать в быстром темпе; - владение беспереводными способами семантизации, в частности, догадкой по контексту; - умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста; - извлечение из текста информации в соответствии с коммуникативной задачей читающего. Таксономия результатов основного этапа урока обучения чтению Вид чтения «знание» «понимание» «применение» «анализ» «синтез» «оценка» Обучение технической стороне чтения знание алфавита, правил чтения, норм интонации обучающийся понимает значение ключевых слов, основных лексико-грамматических структур читает текст в среднем темпе, использует модели интонирования, соблюдает нормы ударения (смыслового, логического) соблюдает нормы паузации, акцентуального выделения, демонстрирует беглое чтение автоматизирован-ная техника чтения, выразительное чтение, чтение текста по ролям самостоятельно корректирует свои ошибки, слышит ошибки одноклассников, анализирует и исправляет их Ознакомительное чтение знает заглавие, тему текста понимает содержание текста на 75% показывает темп чтения 150-180 слов/мин (для чтения на ИЯ) выделяет предложения, несущие основную и дополнительную информацию делает обобщение информации, содержащейся в абзацах в единое смысловое целое с ее дальнейшим воспроизведени-ем в устной/письмен-ной речи оценка познавательной ценности текста, его информацион-ной значимости; оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, знаниями, с собственным жизненным опытом Изучающее чтение адекватно воспринимает все основные средства текста точно понимает значение всех лексико-грамматических структур замедленное чтение. Сопровождающееся остановками и перечитывани-ем фрагментов, проговаривание не только про себя, но и вслух темп 50-60 слов/мин возможно использование словаря выделение основных фактов, имеющих познавательную ценность, информационно значимых в содержатель-ном и языковом отношении и соответствую-щих уровню подготовки обучающегося демонстрирует 100% понимание всех фактов и логики рассуждения автора, гибкость комбинирования приемов чтения Поисковое чтение знает, какую информацию он должен найти в тексте, знает, какая информация содержится в тексте понимает, в каких определенных частях текста может находиться ответ на интересующий его вопрос быстрое чтение на ИЯ 270-280 слов/мин выбирает нужную информацию ориентируется в логико-смысловой структуре текста, объединяет информацию из разных текстов по интересующим вопросам Просмотровое чтение знает структуре построения типовых текстов, определяет тему понимает, выделяет основные мысли текста, составляющие его логико-фактологичес-кую основу читает текст про себя 270-280 слов/мин в течение 1-1.5 минут в зависимости от сложности текста и уровня обучения ИЯ разбивает текст на смысловые части, устанавливает в тексте факты, представляющие интерес для читающего устанавливает связь между смысловыми частями Методический конструктор основного этапа урока обучения чтению Вид чтения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1. Техника чтения 2. Ознакомительное чтение 3.Изучающее чтение 4. Поисковое чтение 5. Просмотровое чтение 6. Контроль в обучении чтению организует выполнение заданий/упражнений в различных режимах (фронтально, в парах, группах) - на усвоение звукобуквенных соответствий; - на формирование механизма узнавания слов; - на чтение отдельных предложений; - для обучения выразительному чтению организует самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроке или как домашнее чтение, дает задания и инструктирует предлагает небольшие тексты, в которых число незнакомых слов не превышает 5-7%; снимает трудности, объясняя незнакомые лексические и грамматические формы,  идиоматические словосочетания и выражения; предлагает обучающимся пользоваться словарем и другими справочными материалами; рассказывает о социо-культурной ситуации текста, если текст художественный (об авторе, эпохе, литературном направлении) предлагает обучающимся прочитать текст про себя, в быстром темпе (текст может быть достаточно большим по объему); организует выполнение заданий в различных режимах (фронтально, в парах, группах); определяет круг вопросов, фактов, цифровых данных, которые должны найти в тексте обучающиеся предлагает прочесть текст про себя в быстром темпе; определяет круг вопросов, часть из которых может обсуждаться в тексте (например, 2 из 5) контролирует: - техника чтения (на начальном этапе – умение прочитать вслух текст с соблюдением фонетической нормы, синтагматического членения текста и интонированием речи); - владение языковыми умениями и умение узнавать лексико-грамматические единицы (догадываться об их значении) в процессе чтения; - умение пользоваться словарем; - умение использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной установки; - умение извлекать из текста основную и дополнительную информацию с полнотой, точностью и глубиной ее понимания; - понимание основной идеи текста; понимание содержащейся в тексте авторской позиции, умения ее оценить читают слово; находят в тексте прописные/строчные буквы; составляют слова из данных букв и читают их; прослушивают, а затем читают слова; вписывают в слова недостающие буквы; прослушивают слова и отмечают в тексте ударные слоги; прослушивают предложения и отмечают в тексте вертикальной чертой его смысловые части; заполняют пропуски в предложениях словами из скобок; прослушивают аудиозапись текста, затем читают его; прослушивают вопросы к тексту, затем находят ответы на них и читают ответы вслух; читают текст по ролям; читают текст про себя затем вслух определяют, о чем говорится в тексте; устанавливают основные факты, содержащиеся в тексте; разбивают текст на части и озаглавливают каждую часть; составляют вопросы к тексту; объясняют заголовок текста; находят в тексте ответы на вопросы; передают содержание текста в устной/письменной форме; составляют резюме текста; высказывают свое мнение о прочитанном тексте; составляют перечень проблем, которые обсуждаются в тексте; выписывают из текста слова, которые можно считать опорными при обсуждении текста и др. читают текст и передают содержание подробно/кратко; составляют план текста и передают содержание по плану; составляют вопросы и задают товарищам; составляют резюме текста; находят в тексте важную для понимания содержания информацию; соглашаются/не соглашаются со следующими утверждениями, объясняют свой выбор; переводят текст на русский язык; передают основную мысль текста с помощью ограниченного числа слов; подчеркивают в тексте предложения, которые могут быть опущены без ущерба для смысла текста определяют тему, проблематику текста; читают аннотацию к тексту, определяют соответствует ли она содержанию текста на основе знакомства с оглавлением, выводами, основными положениями текста; находят в тексте абзацы, раскрывающие содержание его темы; находят в тексте факты, которые отвечают на поставленные вопросы; выражают свое мнение о содержании текста просматривают текст, отвечают на вопрос, освещаются ли в нем определенные темы, проблемы, вопросы; находят в тексте раздел, в котором дается определение следующему вопросу; формулируют тему просмотренного текста; выделяют части текста, в которых раскрывается содержание выраженной в заглавии идеи; пишут аннотацию на просмотренную книгу; отвечают на вопросы по прочитанному учащимися тексту, свидетельствующие об умении ориентироваться в его содержании; пересказывают содержание текста с установкой на краткое/подробное его изложение; выбирают правильное утверждение из числа предложенных; излагают основную проблему, содержащуюся в тексте; оценивают позицию автора текста; составляют план текста, аннотацию к тексту; переводят текст Личностные: - умение соотносить поступки и события, представленные в текстах, с принятыми этическими принципами; - смыслообразование (задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня чтение?) - развитие Я-концепции и самооценки; Регулятивные: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии при выполнении учебных заданий Познавательные: - умение выделять в тексте основные вехи; - обобщить отдельные факты, установить иерархию; - соотнести отдельные части текста друг с другом (сгруппировать факты по какому-либо признаку, найти начало и конец изложения темы и т.д.); - сделать вывод на основе содержащихся в тексте фактов; - извлечение различной информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов разных жанров; - понимание и адекватная оценка языка текстов; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске информации; - развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами чтения текста; - развитие умения чтения как формы речевой деятельности. Задание для зачета: №1 Выберите один из разделов  учебника, по которому Вы работаете, проанализируйте текстовую составляющую. Заполните таблицу. Название текста Жанр Объём Тема Степень сложности для Ваших учащихся С какой целью УМК предлагает использовать этот текст     Сделайте на основе составленной таблицы выводы: 1. достаточно ли текстового материала содержит учебник в данном разделе или потребуется добавлять текстовый материал, 2)в достаточной ли степени формируются умения в чтении, как виде речевой деятельности, или потребуется создавать дополнительные задания, 3) отвечают ли тексты  требуемому уровню сложности  и интересам учащихся. №2 В каком порядке Вы будете выполнять данные ниже упражнения к тексту для чтения? Обоснуйте свой ответ. 1. Прочитайте текст и выберите один из заголовков,   который в большей степени соответствует тексту. 2. Посмотрите на иллюстрации к тексту, выскажите свои предположения о времени и месте действия, о главных героях текста. 3. Разыграйте диалог между главными героями по ролям. 4. Прочитайте текст и согласитесь или не согласитесь с данными утверждениями. 5. Ответьте на вопрос: как Вы думаете, что произойдет с главными героями в дальнейшем? Как проектировать основной этап урока обучения письму и письменной речи? Проект урока обучения письму направлен на обучение технической стороне фиксации речи, т.е. автоматизации составления слов из букв. При проектировании такого урока возможны следующие формулировки целей: «Правильное изображение знаков письма (букв)» (графика) «Изображение букв четким, ровным, красивым почерком» (каллиграфия) «Правильное перекодирование звуков речи в адекватные знаки письма» (орфография, фонетика) Проект урока обучения письменной речи предполагает, что письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, способность выражать мысли в письменной форме с помощью принятой в языке системы письма (графических знаков). * Рекомендуются следующие формулировки целей: «Записать собственный устный текст в виде сочинения (изложения, доклада) по изучаемой теме» «Записать чужой письменный текст в виде конспекта, аннотации, реферата по изучаемой теме» [«Трансформировать текст в соответствии с поставленной задачей»] «Записать чужой устный текст (прослушанный/прочитанный)» «Списать текст из учебника» «Дословно записать чужую речь под диктовку» (Последние две цели рекомендованы для начального этапа обучения). Планируемые результаты. Формирование умений для письменного общения: - создавать тексты разного содержания; - выражать суждения, комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументы и эмоционально-оценочные языковые средства; - создавать вторичные тексты (реферат, аннотация, рецензия); - фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста; - делать учебные записи с целью организации собственной речевой деятельности; - передавать информацию, содержащуюся в составленном, прослушанном, прочитанном тексте; - формулировать главную (основную) мысль текста; - сравнивать, сопоставлять факты, содержащиеся в тексте; - доказывать какие-либо положения с привлечением аргументов; - оценивать факты, полученные в результате общения Диагностика основного этапа урока обучения письменной речи . Обучающийся: 1. Знает графические и орфографические нормы («знание»). 2. Понимает речевую установку (коммуникативную задачу) («понимание»). 3. Владеет достаточно широким диапазоном языковых средств (грамматическим и лексическим материалом) («применение»). 4. Трансформирует чужой письменный текст в соответствии с поставленной задачей, корректно и вариативно используя лексические единицы, синтаксические структуры, социокультурные средства общения) («анализ»). 5. Создает письменный текст, который демонстрирует функциональную адекватность используемых языковых, речевых и социокультурных средств в решаемой коммуникативной задаче («синтез»). 6. Осуществляет само/взаимоконтроль письменного текста по установленным критериям («оценка»). Методический конструктор основного этапа урока обучения письму и письменной речи. Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1. Языковой 2. Речевой 3. Репродукция содержания исходного текста с использованием опор (ключевых слов, речевых формул, таблиц, заголовков к тексту) 4. Продукция текста с опорой на изобразительную наглядность 5.Продукция письменного текста с опорой на приобретенный опыт 6. Контроль в обучении письменной речи организует выполнение заданий в письменной форме (возможна групповая/парная работа) организует выполнение заданий в письменной форме в различных режимах (фронтально, в парах, группах) организует работу в различных режимах с учетом сложности содержания текста и характером предлагаемых заданий; предлагает упражнения/задания на репродукцию содержания исходного текста с использованием опор; предлагает упражнения/задания на репродукцию содержания с опорой на текст организует работу обучающихся в различных режимах по использованию изобразительной наглядности предлагает темы для письменного высказывания контролирует: - адекватность речевого поведения обучающегося при решении коммуникативных задач: a) при репродукции – умение записывать основное содержание предъявленного текста; b) при продукции – умение построить письменное монологическое высказывание на предложенную тему в соответствии с коммуникативной задачей; - владение программным языковым и речевым материалом, необходимым для письменного общения в рамках пройденных тем и ситуаций общения отвечают в письменной форме на вопросы к предложению; выбирают правильный ответ на вопрос и записывают ответ; раскрывают скобки в предложении; вставляют в предложение пропущенные слова, части слова; преобразуют утвердительные предложения в отрицательные, активную форму в пассивную; расширяют (сокращают) состав предложения; объединяют несколько предложений в одно; выписывают из текста предложения с ключевыми словами, которые раскрывают ему текста; озаглавливают абзацы текста; пересказывают текст, исключая из него второстепенную информацию, затем записывают получившийся текст; озаглавливают абзац текста, затем составляют план текста; переписывают текст, исключая из него  предложения не передающие основную информацию; читая текст, выписывают из него ключевые слова, определяющие толкование понятий, фразы с характеристикой персонажей; находят в тексте информацию, в которой говорится о…; выписывают ее, обосновывая свой выбор; содержание текста с опорой на заголовки, подзаголовки, план; составляют текст с использованием логически связанных предложений; составляют план текста; письменно составляют вопросы к тексту; дополняют (сокращают) текст; разбивают текст на составные части и озаглавливают каждую часть; трансформируют диалогический текст в монологический; преобразуют стихотворный текст в прозаический; дают характеристики действующим лицам с опорой на содержание текста дают описание зрительного ряда (репродукции, фотографии, фрагмента диафильма); пишут сочинение на предложенную тему с опорой на зрительный образ; пишут изложение с использованием зрительного ряда; пишут рецензию на видеофильм составляют развернутый план на предложенную тему; пишут изложение (содержания прослушанного текста); пишут сочинение на тему, предложенную учителем; объясняют в письменной форме значение речевых образцов социокультурного характера, встречающихся в тексте; составляют письменную оценку выступлений других обучающихся на предложенную учителем тему; пишут рецензию на статью, фрагмент учебного пособия; пишут сочинение на предложенную тему, личное (официальное) письмо; пишут изложение, сочинение (повествование, описание, рассуждение), личное письмо, деловое письмо, реферат, доклад Личностные: - мотивация к учебной деятельности через смыслообразование; Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей; - предвидение результата; - контроль (само/взаимоконтроль); - внесение корректирующих изменений в способ действия и его результата; - осознание качества и уровня усвоения; - способность к волевому усилию Познавательные: - осознанное и произвольное построение письменного речевого высказывания; - выбор наиболее эффективных способов построения письменного речевого высказывания; - определение основной и второстепенной информации и ее фиксирование; - создание алгоритмов деятельности; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в письменной форме; - передавать информацию, содержащуюся в тексте; - создавать вторичные тексты (реферат, изложение, письменный пересказ с измененной структурой).
«Проектирование основного этапа урока иностранного языка.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot