Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
План лекции
1. ВИДЫ И ФОРМЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2. СТРУКТУРА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ
М.П. ВОЮШИНОЙ
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А.Сухомлинский.
С введением ФГОС учитель столкнулся с проблемой построения урока нового
вида, где школьник из слушателя, из ученика, выполняющего задания по образцу,
становится соучастником образовательного процесса, творит вместе с учителем. Перед
учителем стоит ряд новых ключевых задач: формировать не только предметные, но и
метапредметные результаты, применять в процессе обучения информационные
технологии, ФГОС вводят взамен знаний, умений, навыков новую значимую единицууниверсальные учебные действия.
В таблице «Деятельность учащихся на разных этапах урока» представлены
универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации
деятельности учащихся должны формироваться:
Требования к
уроку
Объявление темы
урока
Урок современного типа
Универсальные учебные
действия
Формулируют сами учащиеся (учитель Познавательные
подводит учащихся к осознанию темы) общеучебные,
коммуникативные
Сообщение целей и Формулируют сами учащиеся,
задач
определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к
осознанию целей и задач)
Регулятивные
целеполагания,
коммуникативные
Планирование
Планирование учащимися способов
Регулятивные
достижения намеченной цели (учитель планирования
помогает, советует)
Практическая
деятельность
учащихся
Учащиеся осуществляют учебные
действия по намеченному плану
(применяется групповой,
индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
Осуществление
контроля
Учащиеся осуществляют контроль
(применяются формы самоконтроля,
взаимоконтроля)
Регулятивные контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
(учитель консультирует)
Осуществление
коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и Коммуникативные,
осуществляют коррекцию
регулятивные коррекции
самостоятельно
(учитель консультирует, советует,
помогает)
Оценивание
учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности
по её результатам (самооценивание,
оценивание результатов деятельности
товарищей)
Регулятивные оценивания
(самооценивания),
коммуникативные
(учитель консультирует)
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные
Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из
предложенных учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
В настоящее время в дидактике существует 11 видов урока литературного чтения.
В таблице представлены соответствия видов и форм уроков.
ВИДЫ И ФОРМЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Виды уроков
Урок слушания
Чтение и анализ художественного
произведения
Обобщающий урок
Чтение и работа с научнопознавательным текстом
Библиографический урок
Урок развития речи
Формы уроков
Прослушивание (просмотр) чтения
учителя, аудиозаписи, спектакля,
фильма
Диалог, игра, мастерская,
инсценирование, проектирование
(спектакля, сценария)
Диалог, игра, презентация проектной
деятельности, читательская
конференция
Диалог, игра, проектная деятельность
Диалог, игра, проектная деятельность,
экскурсия, организация книжной
выставки
Диалог, обсуждение и реализация
творческого замысла, редактирование,
Обзорный урок
Контрольно-диагностический урок
Интегрированный урок
Урок – повторение изученного
Комбинированный урок
игра, экскурсия
Диалог, читательская конференция,
экскурсия
Самостоятельная работа
Диалог, игра
Концерт, конкурс чтецов, викторина
Форма организации урока зависит от
дидактических целей каждого из
элементов урока
В настоящее время самым распространенным является комбинированный
урок. Вид урока определяется материалом, целями и задачами, которые ставит
перед собой учитель.
Основным элементом в процессе обучения в настоящее время является
Учебно-методический комплекс, в состав, которого входят методические
материалы, учебник, рабочие тетради, хрестоматии, электронные приложения.
Прежде чем, работать по предложенной образовательной программе, учителю
необходимо составить календарное планирование. Составляя календарное
планирование учителю необходимо проанализировать, какие задания предлагают
авторы учебника и какие УУД формируются, а какие придется формировать
учителю.
В
качестве
примера
рассмотрим
http://festival.1september.ru/articles/638837/
урок
Кадочниковой
О.А.
XX век. Новые встречи со старыми друзьями. По творчеству А.П. Гайдара "Тимур и его
команда". 4-й класс
Кадочникова Ольга Александровна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цель: создание условий для понимания ценности дружбы, при изучении произведения
А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
Задачи урока:
совершенствовать познавательный и читательский интерес, устную монологическую
и диалогическую речь;
развивать внимание и память;
воспитывать культуру общения;
содействовать обогащению мира чувств, эмоций детей.
Оборудование:
компьютер;
телевизор;
диск с фильмом «Тимур и его команда»;
выставка книг А. Гайдара;
классная доска, оформленная с прошлого урока;
мел, указка.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу –
значит могу»
Мы приглашаем всех вас в путешествие,
Где ждут вас чудесные происшествия,
Волшебные звуки, послушные дети,
Все то, что так редко бывает на свете.
– пожелать друг другу удачи
– что пригодиться для успешной работы на уроке
Хлопают в ладоши
Девиз, эпиграф:
«С малой удачи начинается
большой успех»
Планируемый результат учащихся: включаться в познавательную деятельность на уроке
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (учащиеся смогли самоопределиться);
– коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга).
II. Актуализация знаний.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу
Проверяем домашнее задание:
1. Выходит поисковая группа и информирует детей о
том, что такое дружба (материал взят из разных
источников).
2. Вторая группа называет названия песен о дружбе.
Одна из подобранных песен поется.
3. Третья группа зачитывает подобранные пословицы и
поговорки о дружбе.
4. Четвертая группа вспоминает название сказок, где
именно благодаря дружбе сказочным героям легко
приходилось выходить из трудных ситуаций
5. Пятая группа перечисляет названия прочитанных книг
о дружбе
Как только дети называют произведение А. Гайдара
«Тимур и его команда», учитель останавливает детей:
«На прошлом уроке мы читали произведение, Рувима
Фраермана «Гайдар и дети».
Учитель читает четверостишие:
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Зачитывают определение
Исполняют песню
Проговаривают пословицы
Название сказок
Название произведений и их
авторы
А. Гайдар «Тимур и его
команда»
Он сочинил свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Давайте вспомним, как строил свои отношения с детьми
Аркадий Гайдар в произведении Рувима Фраермана
«Гайдар и дети».
– Почему же дети дружили с взрослым?
Дети дружили с взрослым,
потому что он относился к ним
– Он с ними играл?
по-дружески и т.п.
– Наставлял, был добр, строг?
Нет.
Нет.
– А что он делал?
Он любил их, жил вместе с
ними и совсем не играл.
Предположение детей
– Что дает дружба между взрослым и детьми?
– А что дала дружба с детьми Гайдару?
– Как вы думаете, о чем эта книга?
Многое, и
благодаря этой дружбе
появилось произведение
«Тимур и его команда»
О дружбе сверстников
Планируемый результат: учащиеся повторят изученный ранее материал, необходимый для
«открытия нового знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по
пройденному материалу
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу, ориентировались в нравственном содержании и смысле урока);
– коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог);
– познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию,
использовали и воспроизводили ее).
III. Постановка учебной задачи.
Задача: обсуждение затруднения, вызванного темой урока, проговаривание цели урока.
– Как общались между собой сверстники в этом
произведении?
(для учащихся создалась проблемная ситуация)
– Почему у вас возникли затруднения?
– Чего мы еще не знаем?
– Что мы будем делать сегодня на уроке?
Мы не знаем.
Мы не читали это произведение
Познакомимся с повестью
«Тимур и его команда»
Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали повести «Тимур и
его команда»
На этом этапе мы формируем УУД:
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на
них);
– регулятивные (учащиеся спланировали чтение произведения);
– познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ
выхода из него).
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Задача: постановка УЗ (устной задачи) и обсуждение проекта ее решения
Итак, ответить на вопрос «Как общались между собой
сверстники в произведении Гайдара «Тимур и его
команда»?» нам в этом поможет чтение этого
произведения
– И тема нашего урока…
(открывается заголовок на доске)
«Как строились отношения между сверстниками в
произведении А. Гайдара «Тимур и его команда»?
– А для этого давайте прочитаем первую главу
(Комментированное чтение)
По ходу чтения задаются вопросы
– Объясните значение слова «чинил».
Ученик читает
Ученик смотрит значение слова
по толковому словарю
«Чинил – ремонтировал»
– Автор употребил слово из
разговорной речи.
– Почему автор говорил «чинил», а не ремонтировал?
– Объясните значение слова «с унылым»
– Хочет ли Коля помочь дедушке?
– Может быть, мы найдем ответ у автора?
Ученик смотрит значение слова
по толковому словарю
«унылый – печальный»
– Нет.
– Да. Ему нужно было бежать,
т.к. звенели колокольчики.
– объясните значение слова «сведущего»
– Почему профессор говорил, что Кольку угостили
касторкой?
– Как каждый из героев реагирует на лязг и звон?
Ученик смотрит значение слова
по толковому словарю
«сведущего – много знающего»
– Он так говорит, потому что
видит нетерпеливость Кольки.
– Отвертка дрогнула, Татьяна с
– Что значит «Метнулся как заяц»? Испугался? трусливо собакой обернулись, а Коля
убежал?
метнулся, как заяц
– Почему так заканчивается эта глава?
– Нет, быстро убежал.
– Как строятся отношения между сверстниками?
(напечатанные слова появляются на доске)
Они мчались к какой-то цели.
Физминутка
Беспокойство, обязанность,
преданность
– Что же заставило мальчишек бежать туда, вы узнаете
из второй главы, которую прочитаете самостоятельно.
Тихое чтение детей.
– Что еще из этой главы вы узнали о дружбе между
сверстниками?
– У вас на столах лежат листочки, с заданием:
«Определите, какие отношения между детьми в этом
фрагменте?» просмотр отрывок фильма
– Ребята не допускают чужих в
отношения между собой.
– Вражда, ненависть,
вредительство.
Планируемый результат: учащиеся прочитают первую и вторую главы повести,
просмотрят отрывок из фильма и выяснят, какие отношения существуют между детьми.
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Нравственно-этическое оценивание);
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на
них; владение всеми формами речи; планирование учебного сотрудничества; разрешение
конфликтов);
– познавательные (Анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и
классификации).
V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
Задача: обобщение, работа с опорными карточками, каждый для себя должен сделать
вывод о том, какие качества дружбы ему близки.
– Посмотрите, пожалуйста, на доску и сравните, с кем
лучше дружить: с взрослыми или с детьми? (появляется
знак вопроса).
Разные ответы детей и все
принимаются
Кто говорит, что с взрослыми
дружить лучше, кто – с детьми.
Я вижу, что у каждого из вас свое мнение. Это хорошо. Я
рада, что вы умеете дружить – это самое важное!
– У вас в учебниках вклеены листы «Полезные советы»,
подчеркните предложения , которое бы вы захотели
отметить после сегодняшнего урока.
Дети цветным карандашом
отмечают предложение
Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, поработав с опорными
карточками.
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Нравственно-этическое оценивание, самоопределение);
– регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка);
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на
них;
планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и
оценка действий партнера);
– познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей, построение
логической цепи рассуждений, доказательство).
VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока)
Задача: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), оценка результатов
деятельности своей и всего класса .
Что вам сегодня понравились на уроке?
Что для себя взяли полезного с урока?
Умеете ли вы дружить? Оцените на сколько это у вас
получается?
Ответы детей
Ответы детей
Дети выходят к доске и
вывешивают смайлики
Умею – улыбающийся
Не очень – серьезный
Не умею – грустный
Планируемый результат: учащиеся проведут оценку результатов деятельности своей и
всего класса .
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Самоопределение);
– регулятивные (коррекция оценки, саморегуляция).
IX. Домашнее задание
– обозначить в порядке значимости для Вас следующие
высказывания. Что важно для дружбы (см. Приложение у
автора)
– Подготовить выразительное чтение 5 главы по ролям;
– Взять интервью у родителей. Примерные вопросы в
Приложении
Кроме этого, составляя календарное планирование, учитель должен
помнить, что необходимо определить:
в какой последовательности будут изучаться произведения;
систему уроков по одному произведению.
когда будут проводиться библиографические уроки, уроки развития
речи, внеклассные мероприятия, диагностические уроки;
приемы работы с художественными текстами;
произведения, самостоятельно прочитанные учащимися, с которыми
необходимо устанавливать связь.
Приведем фрагмент календарного планирования УМК «Диалог».
№
недели
№
урока
31
Авторы.
произведения
Виды учебной деятельности
Читательская
Литературдеятельность
но-творческая и /или
интеллектуально-речевая деятельность
Козлов С.
Обоснование
«Как
выбора
оттенить
интонации
тишину»
при чтении.
ВаснеАнализ
цов А. М.
пейзажей и
«В тени
выявление
лип.
роли приема
Демьяново»,
контраста.
КрыГрафическое
мов Н. П.
рисование с
«Пейзаж с использованиженской
ем приема
фигурой в
контраста
красном»
Выразительное
чтение с
изменением
темпа
чтения и
громкости голоса.
Сочинение по
аналогии с
использованием
приема
контраста
Универсальные
учебные
действия
(указывается
только то
УУД,
специальное
обучение
ко- торому
запланировано на
данном
уроке)
Знания
(Теоретиколитературные
представления,
которые
ученики
приобретают в
процессе
анализа конкретного
текста)
Самооценка и оценка деятельности
(выразительности
чтения)
одноклассников в
соответствии с выдвинутыми критериями
Начальное
представление о
контрасте
Внеурочная
образовательная
деятельность
Рекомендации для самостоятельного чтения
с
родителями
Рекомендации для
самостоятельного чтения
с
родителями
Шевченко А.
Стихи о
природе