Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции по дисциплине
«Управление знаниями и деловое администрирование»
Лекция 1.
Введение. Экономика знаний и новые требования к управлению организацией
План:
1. Цели и задачи дисциплины
2. Возрастание роли знаний в современном мире
3. Отличительные черты и особенности новой экономики
4. Условия и предпосылки становления и развития экономики знаний
5. Новые требования к управлению организацией и подготовке менеджеров.
Литература
• Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
• Леонтьева, Л. С. Управление интеллектуальным капиталом : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Леонтьева, Л. Н. Орлова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 295 с.
• Управление знаниями. Теория и практика : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Уринцов [и др.] ; отв. ред. А. И. Уринцов. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 255 с.
• Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие / Под ред. Мильнера Б.З.. – М.: Дело. 2006. – 304 с.
Цели и задачи дисциплины « Управление знаниями и деловое администрирование» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент» – 38.04.02.
Цель курса: Сформировать у студентов целостное представление о знании фирмы и возможностях его управления, как способе создания трудно-имитируемых стратегических способностей фирмы в контексте новой экономики.
Задачи дисциплины:
- приобретение знаний в новой области управления, изучение основных подходов, концепций, стратегий и процессов управления знаниями;
- овладение современными методами и технологиями создания, обмена и распространения знаний, формирования корпоративной культуры, ориентированной на знания;
- приобретение навыков и умений, необходимых для разработки и внедрения инициатив, программ и проектов по управлению знаниями.
Есть одно только благо — знание
и одно только зло — невежество.
Сократ
На каждом историческом этапе развитие экономики происходит под воздействием определенного доминирующего источника, или фактора производства. Если в доиндустриальную эпоху основным производительным ресурсом была мускульная сила, прилагаемая к земле, в индустриальную – машинная техника, то на постиндустриальной стадии, в которую вступило человечество на современном этапе, важнейшим экономическим ресурсом становятся воплощенные в человеке знания, его интеллект.
Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо выросло.
Компании всего мира находятся в непрерывном поиске новых рычагов, с помощью которых можно добиться превосходства в конкурентной борьбе. Совсем недавно акцент на качество позволял завоевать большую долю рынка. Сегодня же высокое качество стало нормой и уже не может рассматриваться как единственное и достаточное конкурентное преимущество.
Аналогичная участь постигла и другую методологию повышения эффективности бизнеса — реинжиниринг бизнес-процессов. Став общепринятой практикой, эффективность бизнес-процессов вошла в состав «минимальной цены» присутствия на рынке.
В настоящее время основным конкурентным преимуществом называют нематериальные активы компании — секреты производства, идеи, технологии и иные ноу-хау — в общем, все то, что называют знаниями. В ведущих компаниях мира доля нематериальных активов достигает 30-80% стоимости.
В современном мире знания и информация становятся одним из наиболее важных конкурентных преимуществ любой организации. Будущее компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка и реализация процедур, обеспечивающих выявление, пополнение и обмен знаниями, становится одним из основных направлений деятельности современной организации.
Что бы отчетливее понять, что подразумевается под термином «управление знаниями», перечислим основные проблемы, возникающие в организациях в связи с отсутствием эффективных процессов управления знаниями.
• Ресурсы знаний и информации неизвестны большинству сотрудников в должной мере.
• Временные затраты на поиск нужной информации и/или нужных людей очень существенны (часто они превышают 50% рабочего времени).
• Одну и ту же информацию ищут снова и снова.
• Неизвестно, как использовать даже те ресурсы, о которых знают.
• «Нужные» люди не получают тех новостей, которые для них важны.
• Информационные ресурсы компании не актуальны и содержат устаревшие и неиспользуемые данные.
• Ушел человек — вместе с ним «уходят» все его контакты.
• Прошлый опыт компании никак не учитывается, поэтому все регулярно наступают на одни и те же грабли.
• Новички адаптируются долго и неэффективно.
• Никто не знает, «кто что знает», и каждый спрашивает у того, с кем знаком лично.
• Разные подразделения работают с одними и теми же клиентами, не подозревая об этом.
Таким образом, чтобы эффективно управлять знаниями, необходимо найти ответы на следующие вопросы.
• Что для организации является знаниями?
• Кто в организации обладает знаниями?
• Кто в организации обладает знаниями о знаниях?
• Как знания создаются, передаются, обновляются и хранятся?
• Как организован доступ к имеющимся в компании знаниям?
• Какая часть имеющихся в компании знаний используется, доступна и востребована?
• Какие знания нужны теперь и какие потребуются в будущем?
• Сколько стоят знания и как оценить их ценность для организации?
На решение этих и других вопросов направлен наш курс «Управление знаниями и деловое администрирование»
Возрастание роли знаний связано в первую очередь с тем, что мир переходит в новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Ее отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики. К началу 21 века знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. По оценкам Мирового банка, более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях.
Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Фрицом Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко для определения экономики, где знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов, стран.
В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать «экономику, которая создает, распространяет и использует знании для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности».
При рассмотрении сути и черт экономики, основанной на знаниях, будем исходить из общепринятого положения о том, что она представляет собой синоним понятия «новая экономика».
Одно из определений экономики знаний дано в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2004»: «Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования».
К характерным чертам экономики знаний относятся:
• бурное развитие знаний, которые все более проявляют себя в виде непосредственной производительной силы; постоянно возрастающая роль наукоемкого сектора, роста объемов производства и сбыта современных наукоемких технологий; ускоряющиеся процессы компьютеризации информационного пространства экономики и всей общественной жизни;
• стремительный рост капитализации рыночной стоимости компаний, осуществляющих прорывные исследования и разработки в новейших областях науки и техники;
• направление системы государственных приоритетов в развитии науки и техники, прежде всего, на капитализацию затрат в человека;
• высокие темпы обновления основного капитала в жизнеобеспечивающих секторах материального производства и обслуживающей инфраструктуры;
• обеспечение примерно равных условий для каждого гражданина страны, вне зависимости от места проживания, для нормальной его жизнедеятельности: заработка, жилья, работы, доступа к информационному и транспортному обслуживанию и т.п. [4].
Мир находится на начальном этапе становления экономики знаний, поэтому большое значение приобретает изучение условий и предпосылок, использование которых позволит ускорить движение в этом направлении общественного развития.
Как показывают многочисленные исследования, основными предпосылками формирования «экономики знаний» следует считать:
• превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;
• увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знаниеемких услуг для бизнеса;
• рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;
• развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;
• превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов, национальных экономик;
• резкое усиление процессов глобализации;
• радикальные изменения демографической ситуации в мире.
Среди множества условий и факторов, обусловивших становление экономики знаний, рассмотрим предпосылки, действие которых оценивается экспертами как наиболее значимое. Это, в первую очередь: технический прогресс и информатизация мирового сообщества; резкое усиление процессов глобализации; радикальные изменения демографической ситуации в мире. Вторгаясь все более решительно в реальную жизнь, они требуют пересмотра ряда принципиальных положений, на которых базировалось развитие экономики и управление в прошлом.
В конце ХIХ – начале ХХ веков нововведения в области техники были связаны с появлением телефонов, новых видов транспорта, кино, в конце же столетия – с микроэлектроникой, компьютерами, электронными коммуникациями, виртуальной реальностью, биотехнологией и т.п. радикальными инновациями. На их базе создавались новые отрасли (компьютерная, полупроводниковая, лазерная) и преобразовывались старые (торговля стала осуществляться через Интернет, получили распространение мобильные телефоны и пр.).
Во второй половине ХХ столетия количество технологических изменений перешло в качество, и это знаменовало начало новой эры мирового развития – информационной, основу которой составили новые информационные технологии, связанные, прежде всего, с микроэлектроникой, компьютерами, электронными коммуникациями, виртуальной реальностью. Развитие информационных технологий (особенно в 90-е годы прошедшего века) радикально изменило процессы, методы и формы обеспечения информацией всех процессов, протекающих в экономике, и выдвинуло на первое место знания и человека как его носителя. Эти два главных источника богатства позволяют создавать и использовать новые виды прогрессивных технологий и обеспечивают дальнейшее развитие общества.
На протяжении всего ХХ века технологический процесс происходил непрерывно, но неравномерно. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.1, в которой приведена инновационная характеристика некоторых отраслей экономики за период с 1929 по 2004 годы [6]. Они показывают, что одни отрасли вводили радикальные изменения высокими темпами, в других нововведения продвигались медленно, и их развитие до сих пор базируется на старых технологиях, введенных еще в XIX или в начале XX века.
Таблица 1.1
Инновационная характеристика отраслей
Отрасли с высокими темпами
изменений
Отрасли с низкими темпами
изменений
• Информационные технологии
Телевидение
Транзисторы
Микропроцессоры
Фиберная оптика и лазеры
Интернет
Мобильные телефоны
• Транспорт
Контейнерные перевозки
Реактивные самолеты
Радары
Вертолеты
• Здравоохранение
Антибиотики
Антидепрессанты
Сердечная хирургия и электронная стимуляция сердца
Трансплантация
Биотехнология и пр.
• Энергетика
Газовые турбины
Атомная энергетика
Солнечная энергия
• Бизнес и финансы
Разукрупнение промышленных
предприятий
Менеджмент сетей поставщиков
Крупная торговля
Венчурный капитал
Кредитные карты и пр.
• Материалы и производство продукции
Синтетическое волокно
Композиты из волокна
Мгновенная фотография
Микроволновые печи и пр.
Важнейшим фактором технического развития были достижения в науке и технологиях, которые обусловили мощное развитие информационных технологий (компьютеризация, миниатюризация, спутниковые коммуникации, волоконная оптика и Интернет) и привели к невиданному подъему роли и значения информации. Она стала важнейшим фактором развития общества, а вложения в информационные технологии считаются показателем развития национальных экономик.
Доля мировых расходов на информационные технологии (определенные по сумме затрат на компьютеры, программное обеспечение и телекоммуникационное оборудование) в валовом внутреннем продукте (ВВП) с 1992 по 1999 гг. существенно выросла и в среднем составляет от 3 до 5%. Некоторые страны фактически переориентировали свою экономику на производство компонентов информационно-технической революции, но абсолютное лидерство и в затратах на информационные технологии, и в производстве ее компонентов принадлежит США и Японии.
Расходы на ИТ во всем мире
Интернет-технологии революционно изменили не только экономический уклад, но и всю общественную жизнь. Они логически завершили развитие целого семейства информационных технологий (радио, телефон, телевидение, компьютер) и обусловили возникновение информационного общества, в котором стало возможным при решении крупных проблем быстро и эффективно использовать огромные информационные массивы, коммуникационные связи, автоматизированные средства переработки и передачи информации.
Начало разработки Интернет было положено Департаментом обороны США, когда в 1969 г. в рамках проекта Арпанет были соединены компьютеры, находящиеся в четырех разных местах, для обмена данными и информацией. Первоначально проект не предназначался для решения проблем бизнеса. Однако достаточно быстро вокруг исследований, активно поддерживаемых финансами Национального научного фонда США, возникло множество коммерческих технологий. В 1989 г. Европейский центр объявил о формировании всемирной паутины, которая уже в 1993 г. сделала завершающий шаг к современному облику Интернета.
Уже к середине 1990-х гг. наметились главные направления коммерческого применения Интернет: для целей маркетинга, в качестве недорогих систем коммуникаций внутри компаний (это так называемые интранет-технологии, которые представляют собой сети, доступные только для пользователей внутри организаций и построенные для обмена информацией и осуществления цифровых бизнес-трансакций внутри компаний) и как принципиально новый электронный канал для осуществления бизнеса с клиентами. Интернет создал реальную базу для снижения затрат, увеличения доходов и даже повышения культуры работы, осуществляя, например, открытые коммуникации с потребителями через электронную почту.
Интернет сегодня - это:
• Порядка 3,6 миллиардов хостов в мире (хост - компьютер, имеющий оригинальный IP-адрес) на январь 2012 г.
• Число пользователей – 3,5 миллиарда человек из 233 стран мира, что составляет 47% населения Земли (данные на июнь 2016 г.).
• В России число пользователей Интернет на декабрь 2015 года оценивается в 105,3 миллиона человек, что составляет более 72% дееспособного населения.
• Суммарный объем наполнения Интернет ориентировочно оценивается в 40 миллиардов документов. Объем российского сегмента (с включением стран СНГ) составляет более 17 миллионов сайтов (свыше 4 миллиардов оригинальных документов).
• 6,4 миллиарда домашних приборов, гаджетов и других устройств в мире обладают возможностью подключения к Интернету вещей. Ожидается, что к 2020 году это количество возрастет до 21 млрд устройств по всему миру.
Результаты широкого использования информационных технологий в экономике известны: это, прежде всего, рост производительности и качества, высокие скорости обработки, передачи и использования информации, ускорение процессов нововведений, новые формы организаций производства и продаж и многое другое. Такие результаты достигаются за счет:
• роста объемов информации, передаваемой с помощью Интернет-технологий,
• увеличения числа людей, использующих информационные технологии для получения нового знания,
• повышения доли затрат на информацию и знания в полезной стоимости продукции и услуг,
• управления знаниями на базе информационных технологий,
• роста вложений в информационные технологии.
Россия отстает от передовых стран Запада почти по всем главным направлениям информатизации: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, уровню загрузки больших вычислительных систем, количеству действующих информационных систем, уровню отечественного компьютерного производства. В то же время темпы роста российского рынка информационных технологий в нормальных условиях развития характеризуются как высокие, что свидетельствует об огромном потенциале страны, имеющей крупную исследовательскую технологическую инфраструктуру и высокообразованный состав работающих.
Вложения в информационные технологии стимулируют повышение инновационного потенциала экономики знаний, а его главной составляющей являются люди, обладающие знаниями, создающие знания и использующие их в своей трудовой деятельности. Наилучший результат достигается только при условии роста вклада в человеческий капитал, в научные исследования, в перестройку организаций, в разработку и реальное применение новых принципов организации труда, производства и управления. Таким образом, вложения в информационные технологии стимулируют капитализацию затрат в человека.
Глобализация и демографические сдвиги
Второй важной предпосылкой становления экономики знаний является глобализация общественной и экономической жизни. Необходимость понимания ее сути и последствий для развития экономики знаний требует более детального рассмотрения таких вопросов, как ее истоки, цели, ход развития глобальных процессов, их результаты и воздействие на менеджмент в ХХI веке.
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Глобализация не представляет собой совершенно нового явления, возникшего в конце ХХ века и ставшего одним из важнейших факторов общественного развития в ХХI веке. Под разными наименованиями она имела место в многовековой истории развития человеческой цивилизации и в отношениях между странами. Содержание этого понятия неоднократно менялось, суть глобализации оценивалась весьма противоречиво, и это находило отражение в ее трактовках. Одним из наиболее распространенных подходов является определение глобализации как процесса международной экономической интеграции.
Процессы международной экономической интеграции начали активно развиваться за полвека до начала Первой мировой войны, когда отмечался большой рост межграничных потоков людей, товаров и капиталов. Причинами были снижение торговых барьеров и резкое сокращение транспортных расходов в результате развития железных дорог и пароходных перевозок. Этот процесс приостановился в связи с первой мировой войной, после завершения которой страны начали проводить политику жесточайшего торгового протекционизма и ограничений на движение капиталов.
В период между двумя мировыми войнами правительства многих стран пытались ослабить влияние мирового спада на национальную экономику, вводя контроль за капиталами и международной торговлей. В результате объем мировой торговли резко упал, а потоки международного капитала практически прекратились.
После окончания Второй мировой войны страны-победительницы подписали Генеральное соглашение по товарам и торговле (GATT) и в соответствии с ним начался процесс постепенного снижения тарифов на импорт товаров (в 1995 г. вместо GATT была создана Мировая торговая организация (World Trade Organization – WTO), которая продолжает политику развития мировой торговли).
В 1970-е годы в связи с установлением «плавающих» курсов валют страны начали ослаблять контроль ввозимого и вывозимого капитала. Первыми это сделали США и Германия, Великобритания прекратила контроль в 1979 г., Япония в 1980 г., Франция и Италия – только в начале 90-х годов ХХ века. В результате японские и европейские компании буквально ворвались на американские рынки, особенно в сфере электроники и автомашин. Американцам потребовалось немало лет, чтобы восстановить свои конкурентные позиции за счет мер, направленных на рост производительности, снижение затрат на производство, усовершенствование продукции, повышение уровня сервиса и качества. В 90-е годы ушедшего столетия слово «глобализация» стало наиболее часто употребляться при характеристике тенденций национальных экономик к интеграции.
Процесс глобализации не управляется каким-либо наднациональным органом, так как существующие международные институты (например, International Monetary Fund, the World Bank, the World Trade Organization) были созданы усилиями действующих национальных правительств, которые используют их для проведения своей политики.
Источники: [7] и [10].
Среди главных причин развития трендов в области глобализации можно назвать две.
Во-первых, это новые технологии и прежде всего информационные, которые обеспечили низкие затраты на коммуникации и компьютерные услуги, а это привело к падению естественных временных и пространственных барьеров, разделявших национальные рынки.
Во-вторых, большую роль сыграло и то, что практически все государства снизили формальные барьеры для иностранной торговли, а многие стали положительно оценивать иностранные инвестиции в национальную экономику. Политика либерализации привела к тому, что в 1990-е годы темпы роста торговли увеличились более чем в два раза по сравнению с ростом выпуска продукции, иностранных инвестиций – в три раза, а трансграничной торговли акциями – в 10 раз. Результат не замедлил сказаться: глобализация охватывает все большее количество государств, приводит к резкому увеличению общего объема международных финансовых потоков, к росту потребления населением и компаниями иностранных товаров и услуг.
В определениях понятия глобализации стали выделяться моменты, показывающие ее связь с информатизацией и с переходом к обществу, основанному на знаниях. Глобализация рассматривается как процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий, это отражает высшую стадию интеграции. Главное в ней – это изменение предмета труда: вместо преобразования мертвых вещей наиболее коммерчески эффективным бизнесом становится преобразование живого человеческого сознания, как индивидуального, так и коллективного [1]. Отмечается также, что географические, этнические, политические и другие границы все меньше препятствуют обмену экономической информацией, который приобретает глобальный характер.
Глобализация получает противоречивые оценки с точки зрения ожидаемого влияния на экономику отдельных стран и мира в целом. В табл.1.2 представлены положительные и отрицательные стороны глобализации, которые чаще всего отмечают ее сторонники и противники.
Соотношение позитивных и негативных последствий глобализации
меняется во времени и не одинаково для разных стран. Поэтому важно
своевременно выявлять и даже упреждать угрозы, создавая условия для
максимального использования всех тех благ, которые приносит процесс
глобализации.
Таблица 1.2
Влияние глобализации на экономику стран и мира в целом
Положительное
Отрицательное
Более совершенное разделение труда между странами, а, следовательно, возможности для общего повышения производительности и стандартов жизни населения земного шара.
Усиление взаимозависимости национальных экономик разных стран и блоков. Рост зависимости от сильных стран повышает угрозу возникновения общемирового экономического кризиса.
Экономия на масштабах производства за счет увеличения размеров глобальных операций, что приводит к сокращению издержек на 20-30% в расчете на единицу продукции и может вызвать снижение цен на продукцию и услуги.
Рост неравномерности в развитии стран, приводящий к тому, что одни страны (это так называемые «богатые» государства, население которых составляет около 20% от общемирового) получают большие выгоды и преимущества, а другие (в которых проживают остальные 80%) проигрывают и их отставание в развитии не сокращается, а растет.
Широкое применение глобальных стандартов на базе учета местных условий и потребностей, что позволяет, с одной стороны, снижать затраты за счет стандартизации, а с другой – обеспечивать местные рынки товарами и услугами, соответствующими специфическому спросу.
Характер разделения труда, складывающийся под воздействием новых технологий и еще больше увеличивающий неравномерность в развитии стран. На рубеже веков глобализация во многом принимает черты информационной революции, под влиянием которой изменения в обществе будут происходить значительно быстрее, еще больше углубляя разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Более быстрое создание и широкое применение новых и новейших технологий, способствующие «подтягиванию» государств, отстающих от передовых стран и выравниванию уровней жизни за счет роста производительности и инновационных процессов.
В результате конкурентного давления правительства не могут проводить собственную экономическую и социальную политику, теряя власть по контролю за экономическими системами.
Свободное перемещение капиталов, обеспечивающее его наилучшее использование за счет применения там, где финансовые инвестиции приносят наиболее высокий доход.
Неблагоприятное для многих стран изменение структуры занятости и территориального размещения производств, являющееся следствием того, что компании промышленно развитых государств все в большей мере сосредоточивают у себя в стране наукоемкие предприятия, а трудоемкие и технологически грязные производства перемещают в развивающиеся страны, где можно получить немалую прибыль за счет низкой оплаты труда.
Расширение глобальных рынков происходит так быстро, что общество и политические системы не успевают приспособиться к этим процессам и тем более направлять их. Особенно остро стоят проблемы менеджмента в условиях быстро протекающих процессов глобализации на уровне отдельных предприятий, особенно крупных корпораций. Бизнес подошел вплотную к необходимости их решения на рубеже 1970-1980-х годов, когда рост масштабов и сложности мировых экономических связей заставил ведущие компании мира начать радикальный пересмотр философии, политики, форм и методов менеджмента своих предприятий.
В последние годы обрели силу глобальные объединения, создающиеся однотипными крупными или средними компаниями, которые вырабатывают единую конкурентную стратегию своего закрепления на иностранной территории. Впервые, начиная с середины 80-х годов, организацию глобальных объединений начал использовать крупный бизнес США. Подобные объединения служили средством завоевания иностранных рынков и повышения конкурентоспособности американских ТНК.
Такие объединения ставили целью координировать и интегрировать деятельность подопечных предприятий в мировом масштабе с тем, чтобы получать экономию от увеличения объемов производства, использовать преимущества своей торговой марки и обслуживания международных поставщиков и клиентов. Подобные объединения действуют на достаточно жесткой организационно-управленческой основе. Их образование происходит не только на добровольной основе, но нередко формируется путем слияний, приобретений и поглощении.
К этому времени транснациональные корпорации многих стран (в первую очередь, США, Западной Европы и Японии) превратились в сложнейшие хозяйственные образования, состоящие из большого числа компаний, ведущих ожесточенную борьбу за рынки и прибыли во многих регионах мира. Они стали позиционировать себя как глобальные корпорации, хотя само понятие «глобальная корпорация» не получило однозначной трактовки.
Об этом говорят следующие определения, данные в 90-х годах ХХ столетия известными специалистами.
Глобальная корпорация – это:
организация, производящая стандартизированную в глобальном масштабе продукцию с целью получения экономии на масштабах
(Левитт. Т. Глобализация рынков // Harvard Business Review. May/ June, 1983);
работа в глобальном масштабе и координация деятельности всех отделений и филиалов вне зависимости от страны местонахождения компании. Когда большинство людей говорят «глобальный», они просто имеют в виду «очень интернациональный» (Рон Мейер, Роттердамская школа менеджмента Эразмусского университета в Нидерландах);
сильные позиции на всех важнейших для корпорации рынках, наличие глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированность с потребностями системы поставок (Дж. Стапфорд, Лондонская школа бизнеса);
единое, целостное образование, в котором не отдается
предпочтение какой-либо одной стране. Это корпорация без родины (Ш. Уэйнинг, директор корпорации по исследованию материалов, филиала компании Sony Inc. в США);
особый тип стратегического и организационного подходов
(С. Гошал, школа бизнеса INSEAD, Франция);
распоряжение огромными ресурсами по всему миру, глобальное мышление и локальные операции, разработка нужной всем продукции с учетом специфических потребностей регионов; использование ресурсов мирового класса, работа менеджеров как «граждан
мира» (Дж. Фрейдхейм, вице-председатель компании Буз Аллен энд Гамильтон);
типичная глобальная фирма владеет филиалами или контролирует их деятельность и входит в состав бизнес-союзов или сетей, создающих прибавочную стоимость (ценности) на всех континентах и во всех важных секторах экономики. Она формирует свои ресурсы рабочей силы, капитала, сырья и заготовок там, где это наиболее выгодно, и продает продукцию и услуги на всех важнейших рынках (Дж. Дуннинг, руководитель Группы экономистов-советников, Лондон).
Составлено по [5].
Практически ни одна транснациональная корпорация, объявившая себя глобальной, не обладает всеми указанными характеристиками, многие из которых теоретически привлекательны, но практически не реализуемы. Не так-то легко, например, обеспечить целостность глобальных корпораций, состоящих из большого числа разных по размеру, специализации и принадлежности компаний к той или иной стране. Для этого необходимо провести дорогостоящие и требующие немало времени радикальные изменения в стратегии развития, организационных структурах, кадровой политике, стиле и методах менеджмента, базируясь на всесторонних знаниях внутренней и внешней среды.
Опыт немногих удачно реорганизовавших свою деятельность глобальных корпораций подтверждает это. Так, американская корпорация Whirlpool Co. (вёрпул компани), проводившая эту работу с 1987 г., заявила, что глобализация потребовала от нее проведения работ, направленных на максимальную аккумуляцию и использование знаний:
- формирование единой рыночной философии, ценностей и целей, разделяемых всеми отделениями и компаниями, входящими в состав глобального образования, а также ее персоналом,
- разработка и реализация глобальной стратегии развития, гибкой приспособляемости к изменяющимся условиям рынка,
- использование единых принципов, процессов и технологии менеджмента во всех географических точках размещения предприятий, в основе которых заложена ориентация на потребителя и его потребности в разных странах и регионах мира,
- изменение стиля и культуры работы всех сотрудников,
- формирование структур и применение систем оплаты труда, стимулирующих творчество, инициативу и ответственное отношение к выполнению целей корпорации,
- применение новейших технологий и процессов создания, производства, продажи и сервисного обслуживания продукции на всех предприятиях [7].
Наряду с созданием глобальных корпораций развиваются и другие формы интеграции и кооперации. Одна из них – это формирование глобальных стратегических союзов, в которые компании разных стран входят с целью согласования и координации совместных усилий по глобализации своей деятельности.
Стратегические союзы разных компаний выступают более демократичными и гибкими структурами. Эти союзы формируют определенную сеть хозяйственных отношений, основанных на базе кооперации, партнерства и действующих на договорной основе для функционирования в незнакомой среде, с повышенным уровнем неопределенности и рисков. Цель подобных союзов и порождаемых ими сетей связи состоит в том, чтобы снизить риски и неоправданные расходы, получить положительные результаты в бизнесе.
К разновидностям межфирменного обмена в стратегических союзах, действующих в фирмах сервиса в международном обмене, относятся:
• соглашения о сотрудничестве;
• соглашения о франчайзинге;
• управленческие контракты;
• контракты о маркетинге;
• совместные предприятия и консорциумы.
Чаще всего в международном обмене участвуют те ТНК, ФПГ, а также глобальные объединения и стратегические союзы, которые принадлежат к индустрии:
• банковского и страхового обслуживания — английский банк «Ллойд»(LloydsBank), американский банк «Ситикорп» (СШсогр USAInc.), американская компания по управлению рисками и страхованием «Марш» (Marsh) и др.;
• туризма — транснациональное турагентство «Ситирама»(Cityrama),немецкий концерн TUI(TouristicUnionInternational), швейцарский туроператор «Куони» (KuoniTravelltd) и др.;
• гостеприимства — американские ТНК, имеющие гостиничные цепи по всему миру: «Мариотт» (Marion), «Хилтон» (Hilton), «Шератон» (Sheraton) и др.;
• ресторанного обслуживания — американские закусочные «Макдональдс»(McDonald's), «Пицца Хат» (PizzaHut) и др.;
• розничной торговли — японские компании «Мицукоси» (MitsukoshiLtd.),«Мацуя» (Matsuya), «Кейо» (Kayo) и др.
Глобальные стратегические союзы имеют ряд преимуществ по сравнению с глобальными корпорациями. На их базе можно создавать крупнейшие международные сети, преодолевая барьеры антимонопольного законодательства, действующего практически во всех странах мира, с одной стороны, и используя такие важные факторы современной мировой конкурентной среды, как совместное владение информацией, кооперативная поддержка и коллективные действия, с другой.
Сохранение формальной независимости компаний, входящих в союз, позволяет активно использовать так называемые национальные факторы роста: поддержку со стороны правительств и положительное отношение населения стран, которое относится с большим доверием к деятельности компаний, работающих под национальным флагом.
В экономике знаний эта форма рассматривается как наиболее перспективная, так как позволяет быстро объединять финансовые, материальные и людские ресурсы для реализации крупных и рисковых программ и таким образом выдерживать ожесточенную конкуренцию глобальных корпораций на рынках мира. Число союзов, пересекающих национальные границы, растет быстрыми темпами.
Глобализация предъявляет новые требования к профессионализму
и личностным качествам менеджеров глобальных корпораций и союзов.
Менеджеры должны обладать свойствами, ранее им не присущими: думать глобально, а действовать с учетом местных особенностей рынка, состояния и характера международных инвесторов, клиентов, работников. Это означает необходимость учета множества факторов (в том числе политических, экономических, демографических), хорошее знание международной и внутренней обстановки и состояния конкуренции, а также развитие кооперационных связей с множеством партнеров. Поэтому многие компании широко используют в своих иностранных филиалах специалистов, обладающих теми знаниями и навыками, которые необходимы для работы в глобальных условиях. Путем найма целых команд из компаний-конкурентов удается быстро наращивать свою мощь, не прибегая к слияниям и приобретениям. Это рискованное, но высокоприбыльное дело в настоящее время наиболее распространено в сфере профессиональных услуг, в праве, рекламе, банковских инвестициях, консалтинге, общем менеджменте и даже в медицине.
Компания Intel использует талант российских инженеров.
В 2000 г. Intel открыла Центр по разработке программного обеспечения в Нижнем Новгороде, в котором сегодня работают 350 блестящих российских специалистов. Они создают технологии, используемые в дальнейшем в продукции компании Intel по всему миру. В прошлом году Intel объявила о своих планах открыть четыре лаборатории в крупнейших университетах Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга: «Лаборатории будут заниматься разработками в области беспроводных и коммуникационных технологий, три из них займутся созданием полупроводниковых компонентов Intel, предназначенных для повышения «интеллекта» сетевых и коммуникационных систем следующего поколения. В целом, в течение ближайших трех-пяти лет мы намерены увеличить число российских инженеров, работающих в Intel, до 1 тыс. чел.».
Начиная с 1991 г. компания Боинг стала использовать опытных российских ученых для решения сложных аэродинамических проблем, а также для решения задач, связанных с новыми авиационными сплавами. В 1998 г. было принято решение о создании инженерно-конструкторского отдела Боинг в Москве. Через семь лет здесь работали 800 российских инженеров и планировалось довести их численность до 1-1,5 тысяч человек. Работа строится на контрактах с разными российскими авиационным компаниями – Ильюшина, Туполева, Сухого, и они предоставляли инженеров для выполнения заказов по проектам Боинга. Российские специалисты работают в сотрудничестве с американскими, используя все самые передовые средства связи и новые технологии, передавая проектные решения туда и обратно между Москвой и США, проводя видеоконференции на каждом этаже 12-ти этажного здания в Москве, где находился офис Боинга. Начав эту работу как эксперимент, Боинг сейчас рассматривает этот аутсорсинг как необходимость из-за дефицита соответствующих специалистов в США. Результат – повышение конкурентоспособности компании на авиационном рынке, и экономия средств на оплату труда специалистов (оплата россиян примерно в три раза меньше, чем американцев соответствующей квалификации (по Т. Фридман, 2005. р.195-196; HBR, December 2006 by B.Groisberg and R. Abrahams; Эндрю Гроув. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. Пер. с английского. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2004. из предисловия Эндрю Гроува к русскому изданию его книги).
Новая роль знаний связана и с демографическими процессами в мировом сообществе. В последней четверти XX века произошли изменения, которые оказывают и будут оказывать заметное влияние на управление, его принципы и организацию в XXI веке.
В группе развитых стран это: увеличение продолжительности жизни, повышение доли женского труда во всех сферах экономики, а также подъем уровня образования, измеряемого средним числом лет обучения, приходящихся на одного жителя страны.
Рост продолжительности жизни людей приводит к увеличению срока активной трудоспособности населения и изменению возрастной структуры занятых на предприятиях и в организациях.
Повышение роли женского труда во всех сферах экономики требует пересмотра ряда норм и стандартов работы, установленных ранее с учетом физиологических и психологических особенностей мужского организма.
Подъем уровня образования означает увеличение общего количества знаний, которым обладает и может производительно использовать трудоспособное население.
В то же время отмечается четко обозначенная в развитых странах тенденция к снижению рождаемости и численности населения.
В Отчете Организации объединенных наций «Перспективы мирового народонаселения» отмечается, что это явление носит долговременный характер, и те страны, которые имели низкие показатели рождаемости в 1980-е гг., сохраняют эту тенденцию и в последующих десятилетиях. Более того, к ним присоединяются другие страны с коэффициентами рождаемости ниже уровня воспроизводства (равного двум).
В странах Европы – России, Греции, Италии, Португалии, Испании – этот коэффициент немного выше единицы, в Германии и Японии он равен 1,5. В США среднее число детей, приходящихся на одну женщину, составляет 2,4. Это практически обеспечивает только поддержание численности населения. Но при этом коэффициент рождаемости у женщин коренного населения существенно ниже уровня общего коэффициента воспроизводства. Рост обеспечивается за счет иммигрантов. В целом же по этим странам, как и в США, численность населения начала падать. По официальным прогнозам Европейского Союза население Италии за предстоящие 50 лет сократится с 60 до 40 млн. человек, а через 100 лет оно составит всего 20 млн. человек. Население России по одним прогнозам снизится до 100 млн. человек, по другим – до 70. Правительственная статистика Японии прогнозирует сокращение населения со 125 до 55 млн. человек (на 56%) к концу XXI века.
Иная демографическая ситуация имеет место в менее развитых странах, включая все государства Африки и большую часть Южной и Центральной Америки, в которых численность населения быстро растет.
Нищета и бедность заставляет многих жителей этих стран эмигрировать в богатые страны Запада. По подсчетам Организации объединенных наций, в последнее десятилетие ХХ века число иммигрантов, переселившихся в развитые страны, достигло 20 млн. человек. Это в какой-то степени снижает остроту проблемы снижения трудовых ресурсов в развитых странах, но не настолько, чтобы обеспечить необходимый уровень экономического роста.
Миграционный кризис, начавшийся в странах Европейского союза в апреле 2015 г., в связи с неконтролируемым потоком бе- женцев и мигрантов из зон вооруженных конфликтов Ближнево- сточного региона, а также ряда африканских и азиатских государств с неблагоприятными социально-экономическими условиями, оказал крайне негативное влияние на внутриполитическую ситуацию и перспективы развития как отдельных государств – членов Евросою- за, так и в целом Европейского сообщества. Только за 2015 год на территорию Евросоюза въехало 1,8 млн человек
Источники: [3, 5, 9].
Результатами такой демографической ситуации в ближайшие 25 лет могут быть как дефицит народонаселения, так и невозможность экономического роста за счет увеличения трудовых ресурсов или спроса потребителей. Единственным реальным источником роста остается подъем производительности, получаемый благодаря вкладу людей, обладающих знаниями. Человек становится главным ресурсом общества, и этим ресурсом надо управлять, чтобы создавать условия и возможности для оптимального использования его знаний и умений.
Управление знаниями выходит за пределы компаний, оно должно стать важнейшей задачей государства, в первую очередь, его органов здравоохранения и образования, на которые возлагается ответственность за здоровье и уровень знаний населения. Государство в экономике знаний должно быть своеобразным гарантом подготовки всего населения к новым вызовам XXI века. Чем раньше получены знания, тем дольше человек может использовать их в течение жизни. Активную помощь в этом должна оказывать система здравоохранения, направленная на поддержание здоровья людей на всех этапах их жизни [9].
Подводя итог рассмотрению факторов и условий, воздействующих на становление экономики знаний, можно констатировать их универсальное значение для всех участников экономической жизни и на всех уровнях ее организации – на общемировом, национальном, на уровне предприятий, подразделений и работников. Под их влиянием происходит смена
парадигмы бизнеса, основу которой составляют новые стандарты, правила и результаты труда.
По сути, в мировом масштабе идет интенсивное движение к новой цивилизации, и положение любой страны с точки зрения требований экономики знаний характеризуется с помощью ряда показателей. В их числе:
• доля высоких технологий в экспорте продукции обрабатывающей промышленности,
• расходы на инженерно-компьютерные технологии по отношению к ВВП,
• число персональных компьютеров в расчете на 1000 человек,
• число статей в научных и технических журналах.
Россия на 2 - 3 порядка отстает от передовых стран Запада почти по всем главным направлениям информатизации: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, уровню загрузки больших вычислительных систем, количеству действующих информационных систем. Чтобы ускорить наше движение в направлении формирования экономики знаний, необходимо преодолеть отставание от развитых стран, достигших высоких значений этих параметров. Для этого следует преодолеть негативное воздействие факторов торможения, среди которых наиболее важными с позиций управления экономикой страны были: приоритетность развития сырьевого сектора; ориентация на краткосрочные цели; недооценка человеческого капитала, нарушение преемственности научных и технических знаний.
Чтобы экономика знаний развивалась на собственной основе и приносила общественную пользу, в России создается национальная инновационная система (НИС), представляющая собой комплекс учреждений, организаций и процессов, включающий:
• учреждения в системе образования и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания;
• макроэкономическую и нормативную базу, в том числе меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий;
• инновационные предприятия и сети предприятий;
• коммуникационную инфраструктуру;
• доступ к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций.
Центральное звено НИС – крупные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. Все большее число крупных корпораций становятся частью инновационной системы России, через которую они реализуют свой интерес в постоянном обновлении структуры выпуска и повышения конкурентоспособности. Важную роль играют крупные корпорации в организации инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, а также в системной интеграции материальных, финансовых и кадровых ресурсов; немаловажно и то, что они становятся основными потребителями изобретений и нововведений малого бизнеса
В составе НИС появляются и другие инновационные структуры, такие как малые предприятия, отраслевые научно-исследовательские институты, академические институты и др., способные создавать коммерчески привлекательные инновационные проекты.
Для анализа факторов, влияющих на процессы управления производства и внедрения новых знаний, а также проверки рабочих гипотез о влиянии рисков, возможностей минимизации издержек производства и внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов, сотрудниками Института экономики УрО РАН в 2006 году было проведено обследование ряда российских предприятий. Интервьюирование осуществлялось среди собственников и руководителей.
В результате проведенного эмпирического исследования было выявлена прямая зависимость объема затрат на производство новых знаний от уровня внедрения управления знаниями на предприятии.
Зависимость объема затрат dTC (% от совокупных затрат) на производство новых знаний от уровня внедрения системы управления знаниями dКМ по пятибалльной шкале (1 – нет системы, 5 – современная система управления)
Зависимость роста прибыли dПР (%) от уровня внедрения системы управления знаниями dKM по пятибалльной шкале (1 – нет системы, 5 – современная система управления)
С увеличением уровня внедрения систем управления знаниями увеличивается и уровень прибыли хозяйствующих субъектов. Анализ данных, представленных рисунке 2, позволяет сделать вывод о значительном влиянии управления знаниями на прибыль организаций.
Однако, согласно исследованиям, уровень внедрения новых знаний в производственные процессы не соответствует потребностям современных российских предприятий в обеспечении условий для развития их производственной деятельности и повышения конкурентоспособности. Объёмы финансирования производства и внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность российских предприятий составляют 10, 1% от прибыли при необходимом объёме финансировании в 24,5% прибыли. Одной и причин низких объёмов производства новых знаний является фактическое отсутствие систем управления знаниями на предприятиях. Согласно исследованию, системы управления знаниями созданы только на 18% предприятий, хотя необходимость и создания и высокую значимость в хозяйственной деятельности отметили 90% респондентов.
Слабая организация деятельности по управлению знаниями на российских предприятиях во многом объясняется недостаточной разработанностью вопросов управления и создания систем управления знаниями в отечественной экономической литературе.
Знания всегда использовались организациями, но характер их применения во многом был связан с изменениями в менеджменте - в его идеях, принципах, парадигме, теории и практике. Это наглядно иллюстрирует краткий обзор использования знаний в управленческой практике 20-го века.
Начало 20-го столетия ознаменовалось интенсивным развитием научных основ управления и его принципов, учитывающих потребности крупных промышленных корпораций. По теории Ф. Тейлора предприятие рассматривается как единый механизм, эффективность которого задается в терминах производительности, а люди являются винтиками или шестеренками этого механизма. Эффективное управление достигается руководством путем разделения труда, максимального расчленения задач и заблаговременного составления программ их выполнения. Эти идеи активно развивались до середины 20 века разными школами, разрабатывающими научные подходы к решению проблем организации производства.
В середине столетия П. Друкер ввел в обиход понятие «работники, обладающие знаниями» (knowledge workers), которое без преувеличения можно считать наиболее употребляемым словосочетанием в менеджменте конца 20 столетия.
В начале 90-х годов появились работы (среди них «Пятая дисциплина» П. Сенге) в которых активно развивались идеи увеличения полномочий работающих в организациях, необходимости мотивирования труда и учета индивидуальных качеств каждого сотрудника.
Таким образом, исходными позициями ряда новых школ и направлений в менеджменте становятся идеи, подчеркивающие особую роль человека, его интеллекта и знаний. Именно эти факторы стали ключевыми для менеджмента на рубеже двух веков. Материальные виды ресурсов организации, имевших первостепенное значение для учения Ф. Тейлора, уступают место нематериальным активам, главной составной частью которых являются знания людей, работающих в организации.
В полную силу ставится вопрос о человеческом потенциале управления современной организацией, прокладывающей путь в будущее. Знания для большинства отраслей в развитых странах приобретают роль ключевой компетенции и фактором инновационного развития организаций.
Все это приводит к пересмотру ряда принципов построения экономических и управленческих отношений в организациях. В новых принципах приоритет отдается знаниям, рассматриваемым, с одной стороны, как важнейший вид ресурса, а с другой - как наиболее ценный конечный продукт современной организации.
В конце 20 века идеи, связанные с новой ролью знаний, получили развитие в нескольких главных направлениях:
• Теоретические вопросы формирования организационного знания, включая определение его понятия, принципы формирования, организационные формы, методы накопления и обновления.
• Формирование концепции человеческих ресурсов, как основного вида инвестиций в развитие организации (вместо представления человеческой составляющей как статьи затрат, увеличивающей стоимость продукции и услуг).
• Принципы и формы наращивания человеческого потенциала организации, среди которых принципиально важен новый подход к обучению (непрерывность, интерактивность и ориентация на решение проблем организации).
• Теоретические основы организации труда и мотивации персонала, разрабатывающие пути и способы наиболее полного использования человеческого потенциала и накопленных в нем знаний.
Прогнозы развития менеджмента, опирающегося на знания, в 21 веке не могут быть точными, так как число неизвестных факторов велико, а взаимосвязь между ними становится все более сложной. Поэтому, глядя в будущее, следует опираться на те тенденции и факторы, которые уже заявили о себе к концу прошлого столетия, и в реальной значимости которых в новом веке имеется достаточно полная уверенность. Это технологическая составляющая экономического развития, включая информационные технологии, глобализация экономики и новая роль человеческих ресурсов и знаний в управлении бизнесом. Именно они и образуют те рамки, в границах которых менеджмент будет развиваться в период становления и развития экономики знаний.
Для реального использования характерных особенностей экономики знаний необходимы новые подходы к управлению. Управление процессами, протекающими в экономике знаний, должно обеспечивать развитие и нацеливаться на достижение высоких результатов за счет распространения и использования знаний, увеличения наукоемкости и инновационности экономики.
На этом фундаменте по-новому ставятся и вопросы о роли человека в управлении современной организацией, о новых подходах к организации труда и мотивации персонала, о методах формирования организационного знания. В связи с этим в теории и практике управления стали исследоваться такие новые понятия, как человеческий, социальный и интеллектуальный капитал организации.
В новой экономической ситуации перед образованием стоит задача подготовки менеджеров, способных руководить не только выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторские разработок, но и обеспечивать их коммерциализацию. Для этого они должны обладать креативным мышлением, уметь управлять процессами создания и коммерциализации различных объектов интеллектуальной собственности.
Экономика знаний существенно повышает требования к системе образования в целом. Те знания, которые человек получает в системе образования, не являются теперь постоянной величиной, а являются лишь фундаментом, требующим постоянной надстройки, доработки и совершенствования, то есть в новой экономике знаний, возникает необходимость постоянного и непрерывного повышения квалификации и дополнительного образования.
Для формирования экономики знаний приоритетное значение имеет развитие инновационного экономического мышления, ориентированного на способность высококвалифицированных работников создавать новые знания и управлять ими на основе роста интеллектуального капитала, престижности знания, ценности его получения и использования.
Формирование интеллектуального потенциала будущих специалистов нацеливает их на постоянное совершенствование своих знаний, умений и навыков. Это важно, т.к. в современной экономике обучаемость и творческая активность являются факторами, способствующими не только карьерному росту специалиста, но и повышению эффективности и конкурентоспособности предприятия. В этой ситуации рост конкурентоспособности обеспечивается за счет эффективной реализации интеллектуального потенциала персонала предприятия, в первую очередь молодых специалистов, часто выступающих в роли генератора различных новаций. Кроме того, возрастание деловой активности персонала, его творческий подход к решению поставленных задач приводит к появлению у предприятия дополнительных интеллектуальных активов, что обеспечивает рост рыночной стоимости предприятия.
• развитие инновационного экономического мышления
• способность создавать новые знания и управлять ими на основе роста интеллектуального капитала, престижности знания, ценности его получения и использования
• умение управлять процессами создания и коммерциализации различных объектов интеллектуальной собственности
• постоянное и непрерывное повышение квалификации, совершенствование своих знаний, умений и навыков.