Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации

  • 👀 888 просмотров
  • 📌 852 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Управление земельными ресурсами в Российской Федерации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление земельными ресурсами в Российской Федерации» docx
Конспекты лекций Условные обозначения: ГМС - государственная и муниципальная собственность УГМС - управление государственной и муниципальной собственностью ЗР - земельные ресурсы С - собственность ЗС - земельная собственность ГС - государственная собственность МЗ - муниципальная земля ЗО - земельные отношения ЗУ - земельный участок ЗИК - земельно-имущественный комплекс ГЗК - Государственный земельный кадастр   1 Общие положения управления земельными ресурсами в Российской Федерации   Главная цель в управлении ЗР в РФ состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и др. земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений. ЗР - это не только территориально-пространственный, природный базисы исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-экономический и экологический объект управления. В современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого госуправления ЗР, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.   Необходимость госрегулирования ЗО и уникальность земли как объекта недвижимости объясняется: — незаменимость ЗР в обеспечении процесса воспроизводства и жизнедеятельности общества; — ограниченность и невозможность производства объектов ЗС в процессе хозяйственной деятельности; — в РФ ЗР являются одним из основных объектов имущества ГС.   В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем ЗР. ЗФ РФ по состоянию на 1 января 2014 и 2015 годов в административных границах РФ составлял 1709,8 млн. га (таблица 1). Таблица 1 - Распределение ЗФ РФ по категориям земель Категория земель 2014 2015   млн. га % млн. га % Земли сельскохозяйственного назначения 386,1 22,6 386,5 22,6 Земли лесного фонда 1121,8 65,6 1122,3 65,6 Земли водного фонда 28,0 1,6 28,0 1,6 Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций (земли населенных пунктов) 19,9 1,2 20,0 1,2 Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 16,9 1,0 16,9 1,0 Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) 46,1 2,7 46,8 2,7 Земли запаса 90,9 5,3 89,3 5,2 Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) 1709,8 100 1709,8 100 Структура земельного фонда РФ в 2015 году представлена на диаграмме рисунка 1. Рисунок 1 - Структура земельного фонда РФ в 2015 году   Государство (в лице РФ и субъекта РФ) и МО в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах (рисунок 2):   Рисунок 2 - Роль органов власти в земельных отношениях     - властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов; - собственника, действующего на рынке. Содержание права С меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно властной структурой или на рыночной основе. В ситуации с властной структурой появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные. В условиях рыночной экономики вполне естественным является «монетарный подход» к содержанию права С на землю. Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться. Участниками земельных отношений в России являются граждане, юрлица, РФ, субъекты РФ, МО (ст. 5 ЗК РФ).     Земли в РФ по целевому назначению, как представлено на рисунке 3, подразделяются на следующие категории (в соответствии со ст. 7 ЗК РФ):     Рисунок 3 - Категории земли в РФ по целевому назначению     1. Земли сельскохозяйственного назначения - земли с/х предприятий, организаций, а также граждан, т. е. территории, используемые в первую очередь для нужд с/х. В последние годы стали также выделять земли в составе фермерских хозяйств и т.п.   2. Земли лесного фонда - территории, покрытые лесной растительностью и не покрытые, но предназначенные для ее восстановления.     3. Земли водного фонда - территории, занятые водоемами, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделяемые под полосы отвода водоемов, магистральных каналов и коллекторов. 4. Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций, территории, находящиеся в пределах границы населенных пунктов, а также земля, переданная в ведение администрации. 5. Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного назначения - территории, предоставленные предприятиям, различным объединениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. 6. Земли природоохранного назначения - территории с особо охраняемыми природными объектами и комплексами, которые имеют природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. 7. Земли запаса - земли, не предоставляемые юр. и физ. лицам в собственность, владение, пользование или аренду. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию или предоставления в аренду на срок до года. Деление ЗФ РФ на категории обусловлено необходимостью разработки специальных систем управления для каждого вида. Полномочия РФ в области ЗО. 1. К полномочиям РФ в области ЗО относятся: 1) установление основ федеральной политики в области регулирования ЗО; 2) установление ограничений прав С ЗУ, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; 3) госуправление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения ГЗК; 4) установление порядка изъятия ЗУ, в том числе путем выкупа, для гос. и муниципальных нужд; 5) изъятие для нужд РФ ЗУ, в том числе путем выкупа; 6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; 7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ и ФЗ. 2. РФ осуществляет управление и распоряжение ЗУ, находящимися в С РФ (федеральной С). Полномочия субъектов РФ в области ЗО. 1. К полномочиям субъектов РФ относятся: w изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; w разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; w иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям ОМСУ. 2. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение ЗУ, находящимися в С субъектов РФ. Полномочия ОМСУ в области ЗО. 1. К полномочиям ОМСУ в области ЗО относятся: w изъятие, в том числе путем выкупа, ЗУ для муниципальных нужд; w установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий гп и сп, территорий др. МО; w разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; w иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. 2. ОМСУ осуществляются управление и распоряжение ЗУ, находящимися в МС. Государство и МО по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юр. и физ. лицами. МО для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юрлицо, передав последнему часть своих полномочий. Государство, субъекты РФ и МО, действуя через свои органы (ОГВ или ОМСУ), выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования ЗУ. В соответствии со сложившейся ситуацией ЗР рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные ЗУ – части территории субъекта РФ, Мр, ГО и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в ГЗК. 1 января 2015 года вступили с силу изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Специалисты называют внесенные в кодекс поправки крупнейшей земельной реформой в стране за последние 14 лет, ведь изменения действительно носят глобальный характер. Цель земельной реформы - оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Рассмотрим основные улучшения нового ЗК (рисунок 4)   Рисунок 4 – Изменения, внесенные в ЗК РФ с 01.01.2015   Распределение земельных участков приобретет народный характер. Процедура предоставления земли гражданам теперь описана очень подробно, соответственно отклониться от закона будет практически невозможно. И если участок действительно свободный, получить его у муниципалитета будет несложно.   2 Исторический обзор развития земельных отношений в России   ЗС в России складывается в IX веке в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Правовыми основаниями для владения землей становятся: æ пожалование; æ наследование; æ купля. Позднее отношения по поводу владения землей были частично регламентированы Русской Правдой (1054 г.) Ярослава Мудрого через обозначение сделок с недвижимостью - наследование, купля-продажа и порядок обращения по обязательствам.   Более детальное рассмотрение этого вопроса было осуществлено в Соборном Уложении 1649 г. Субъектом С на землю являлось государство, кроме случаев вотчинного землевладения - фактической С. Пожалование земли в поместье означало приобретение помещиком права пожизненного владения землей. Кроме вышеуказанных случаев имела место приобретательная давность, которая устанавливалась в 40 лет.   Помимо поместья и вотчины, земля находила своего владельца и через договор, выраженный договорной грамотой.   Далее права не землю то расширялись, то вновь ограничивались. Так, Указом «О единонаследии» 1714 г. был существенно ограничен оборот земли - запрещался заклад земли, а также существенно ограничивалось право отчуждать землю через продажу, кроме как по «нужде», то есть при чрезвычайных обстоятельствах. Значительно расширился круг субъектов землепользования в 1861 г., когда право пользования землей получают крестьяне, причем государственные и удельные включительно.   Важной чертой Крестьянской реформы является то сопутствующее ей обстоятельство, что она вводила кадастровую дифференциацию категорий земель.   Земля в 34 губерниях делилась на три категории: ¡ нечерноземная; ¡ черноземная; ¡ степная.   В России во времена реформ 1861 и 1906 годов общество не пришло к согласию в главном вопросе - в вопросе о правах собственности на землю. Общественная мысль России была разделена на сторонников и противников общинной формы владения землей. Пиком детализации правоотношений, складывающихся по поводу земли, является Аграрная реформа 1906 г., идейным вдохновителем которой был П.А. Столыпин, а также его указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 09 ноября 1906 г.   В начале XX века вопрос о землевладении - общинном или единоличном (частном) - снова стал водоразделом, образовал арену общественных споров.   В мае 1911 года был принят закон «О землеустройстве», подробно регламентирующий порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. По этому закону, чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Закон «О землеустройстве» фактически подвел черту первому этапу становления законодательства о земле и процессуальных формах его осуществления.   Вторым этапом была Октябрьская революция 1917 г. и ее законы.   Одним из первых законов Советской власти был Декрет «О земле», подписанный В.И. Лениным в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) 1917 года.   Конституция РСФСР 1918 г. закрепила исключительную государственную собственность на землю, оставив гражданам право пользования землей. Остальные конституции ничуть не изменили право государственной собственности на землю, а еще более упрочили его положение как «генерального» собственника всех ресурсов (земельных включительно).   Что касается нормативных актов чисто земельной направленности, то среди них следует отметить Земельный кодекс РСФСР 1922 г., а также Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1968 г., а также соответствующие земельные кодексы союзных республик. В настоящее время наша страна располагает огромным национальным земельным богатством. Как показывает опыт многих стран, никакая экономическая реформа и, особенно, в рыночных условиях, не дает ожидаемых результатов без решения социально-экономических и правовых аспектов ЗО и их государственного регулирования. Земельный вопрос благодаря своей социальной остроте всегда был, есть и будет основой экономической политики государства. И сегодня в России самые острые проблемы сфокусированы на земельной политике, ЗО – ЗИО.   От того, как развиваются ЗИО - во многом зависит не только экономическая, но и социально-политическая обстановка в стране.   3 Управление ЗР на современном этапе развития РФ   На сегодняшний день достигнутые результаты экономического роста большинства развитых стран мира напрямую связаны с совершенствованием института частной С и рынка недвижимости. В развитых странах мира рынок земли является одним из важнейших секторов национальной экономики, в котором может создаваться до 30 % ВВП.   В СССР под недвижимостью долгие годы понимали практически только объекты капитального строительства (здания, сооружения, инженерные коммуникации и т.д.). Продажи ЗУ в советское время как таковой не существовало, поэтому земля реализовывалась через продажу прав на объекты капитального характера частных лиц (частные дома, дачи, гаражи и т.д.) вместе с правами на использование отведенного земельного участка. Первое событие, положившее начало процессу разгосударствления, произошло в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон «О приватизации и денационализации государственной собственности».   1991 год стал началом нового этапа в жизни России - процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизируя предприятия в период 1990-х годов, новые собственники получали только то, что было у них на балансе. Поскольку в СССР предприятия и земля принадлежали государству, то и необходимости официального закрепления на баланс землеотвода под них не было.   В результате начавшаяся приватизация не предусматривала перехода прав частной С на землю, расположенную под приватизируемыми предприятиями, в собственность новых хозяев. Приватизация ЗУ под промышленными объектами стала возможной в 1992 году с изданием соответствующего Указа Президента РФ.   Вместе с тем принятие данного нормативного акта не способствовало в дальнейшем массовому выкупу ЗУ под приватизированными предприятиями. Данный Указ и последующие нормативные акты не содержали четкого определения процедуры выкупа, да и предприятия в условиях хронического дефицита финансовых ресурсов не стремились выкупать то, что и так находилось в полном их распоряжении. Завершившаяся в середине 1994 года массовая приватизация в стране показала, что, несмотря на созданный частный сектор в экономике, иностранные инвесторы не торопились вкладывать средства в новые частные предприятия. Основная причина происходящего заключалась в наличии высокого инвестиционного риска в российской экономике.   Высокий инвестиционный риск был обусловлен во многом и тем, что практически все предприятия не обладали правом С на ЗУ, расположенные под ними, что в свою очередь снижало уровень гарантий права частной С на объекты недвижимости.   Основные проблемы развития территорий крупных городов, порожденные спецификой размещения предприятий в советское время: ► неэффективное использование городских территорий; ► нарушение градостроительного регламента; ► ухудшение экологической ситуации в городе.   Чем ближе ЗУ находится к центральной части города, его деловому центру, тем он дороже как по своей стоимости, так и по возможности использования для производства товаров и услуг. Поворотным этапом в процессе формирования ЗИК на базе промышленных предприятий стал последующий Указ Президента РФ № 1535 от 22 июля 1994 года, утвердивший «Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».   Право выкупа ЗУ получили не только собственники предприятий, но все без исключения собственники строений и даже помещений (последние могли получить долю в праве на участок). Был установлен предел для цены выкупа: трехкратная величина нормативной цены за землю. Практическая монополия КПРФ в Правительстве страны в период 1990-х годов, с ее традиционным взглядом на решение земельного вопроса (земля - это общественное достояние, принадлежащее всему народу РФ) при принятии НПА не позволила процессу формирования единых ЗИК на базе промышленных предприятий приобрести массовый характер в экономике.   Препятствия на пути выкупа ЗУ под приватизированными предприятиями выражались не только в ограничительных мерах по хозяйственному обороту земли, но и в непостоянстве нормативно-правового регулирования ценообразования и процедуры выкупа на один из самых важных производственных ресурсов - землю (таблице 2).   Таблица 2 - Динамика нормативно-правового регулирования выкупной цены земельных участков под приватизированными предприятиями Название документа Повышающий коэффициент ставки земельного налога Нормативная цена земельного участка Выкупная цена земельного участка 1. Закон РСФСР «О плате за землю» от 11.10.1991 г. №1738-1 1   50-и кратная ставка земельного налога 50-и кратная ставка земельного налога 2. Закон РФ «О республиканском бюджете на 1993 год» от 14.05.93 г. №4966-1 7   50-и кратная ставка земельного налога 50-и кратная ставка земельного налога 3. Закон РФ «О республиканском бюджете на 1994 год» от 01.07.93 г. №9-ФЗ 50   50-и кратная ставка земельного налога 50-и кратная ставка земельного налога 4. Указ Президента РФ №1535 от 22.07.94 г. 50 50-и кратная ставка земельного налога Нормативная цена земли с коэффициентом от 1 до 3 5. Постановление Правительства РФ №1204 от 03.11.1994 г.   50   200-кратная ставка зем. налога, но не более 75% от рыночной стоимости Равна нормативной цене земли с коэффициентом от 1 до 3   6. Указ Президента РФ №479 от 11.05.1995 г. 50 10-кратная ставка земельного налога   Равна нормативной цене земли с коэффициентом от 1 до 3 7. Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 №562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.» 2   - Равна нормативной цене земли с коэффициентом от 1 до 3 8. Указ Президента РФ от 16.05.1997 г. №485 - - Не менее 5-ратной ставки зем. налога 9. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.2001 г. №163-ФЗ 2   - Не менее 5-ратной ставки земельного налога 10. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ х Кадастровая стоимость   Для городов с численностью: – выше 3 млн. чел. от 5 до 30 ставок зем. налога; – от 0,5 до 3 млн. чел. – 5-17 ставок зем. налога; – до 0,5 млн. чел. – 3-10 ставок зем. налога   Только с конца 2001 года, после принятия Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», установилась постоянная процедура выкупа и ценообразования на ЗУ, расположенные под приватизированными предприятиями. Но и в этом случае все административные барьеры на пути формирования единых ЗИК на базе приватизированных предприятий сняты не были. В руках органов власти осталось как минимум два существенных рычага воздействия на этот процесс, представленных на рисунке 4.   Рисунок 4 - Административные рычаги воздействия на ЗИК   На сегодняшний день местные власти в городах могут брать земельный налог за единицу площади участка: w в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек от 5 до 30 ставок; w в городах с численностью населения от 500 тыс. до 3 млн. человек - от 5 до 17 ставок; w в городах с численностью населения ниже 500 тыс. - от 3 до 10 ставок. В результате использование этих рычагов процесс выкупа ЗУ промышленными предприятиями не приобрел массового характера в нашей стране до сих пор.   4.4 Правовое регулирование предоставления ЗУ Здесь можно выделить два основных направления, представленных на рисунке 5. Рисунок 5 - Основные направления правового регулирования ЗО в РФ   В этих целях приняты такие основополагающие федеральные законы по земле: ► ЗК РФ; ► «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; ► «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»; ► «О введении в действие Земельного кодекса РФ»; ► «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ; ► «О государственном земельном кадастре»; ► «О землеустройстве».                     Правительством РФ утверждены «Положение о государственном земельном контроле», «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель», принято специальное постановление «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». Основой преобразования земельных отношений и совершенствования земельного законодательства стала федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 гг.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694.   В значительной мере были развернуты на всей территории страны работы по созданию системы государственного земельного кадастра, которые ведутся в соответствии с федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)».   ЗО в РФ регулируются следующими НПА (рисунок 6).   Таким образом, на современном этапе экономического развития страны, когда основной целью земельных преобразований является создание условий для вовлечения земли в хозяйственный и экономический оборот как объекта прав собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве, завершается процесс перехода к реализации положений Конституции РФ о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности. Важным в настоящее время является создание в России рынка земли и иной недвижимости с соответствующей инфраструктурой и адекватно функционирующей системой регулирования. ОГВ и ОМСУ, являясь участниками рынка, обладают правом воздействия на этот рынок административными методами, что нарушает положение Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной и муниципальной форм собственности и ГК РФ о равенстве правового положения участников гражданского оборота.   Рисунок 6 - Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих ЗО в РФ   5 Муниципальная собственность на землю Собственниками МЗ являются ОМСУ. Впервые в ст.9 Конституции РФ закреплено право МС на землю. Следующим нормативным актом, закрепляющим право ОМСУ на недвижимость, является ГК РФ. Следует отметить, что в МС находятся ЗУ, признанные таковыми не только ФЗ, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. При разграничении ГС на землю в С МО переходят земли, находящиеся в границах этого образования. Разграничение ГС на землю между субъектами РФ и С поселений, ГО, МР, представленные на рисунке 7.                               Рисунок 7 - Разграничение ГС на землю   Право собственности на ЗУ у РФ, субъектов РФ и МО возникает с момента государственной регистрации права С на ЗУ в соответствии с законодательством РФ   Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю». В перечень входят: 1. Заявление о государственной регистрации права собственности. 2. Правоустанавливающие документы на земельный участок. 3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка. 4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.   Споры между РФ, субъектами РФ, МО о разграничении ГС на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами.   6 Состояние земельного фонда Приморского края   Земли, находящиеся в пределах границы Приморского края, составляют земельный фонд Приморского края и как его составляющая земельный фонд города Владивостока.   Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет земель в Приморском крае, равно как и в РФ, в целом, осуществляется по категориям земель и угодьям.   Целью государственного учета земель является получение сведений о земле, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель. Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим.   В соответствии с действующим законодательством все земли в пределах территории Приморского края подразделяются по целевому назначению на следующие 7 категорий, представленных на рисунке 8. Структура земель представлена на диаграмме (рисунок 9). Сравнивая показатели в составе земель Приморского края последних двух лет (таблица 3) можно констатировать, что переводы земель из одной категории в другую осуществляются и этот процесс в 2014 году в той или иной степени затронул практически все категории земель. Рисунок 8 - Категории земель Приморского края по целевому назначению   Рисунок 9 - Структура земель Приморского края в 2015 году Таблица 3 - Распределение земельного фонда Приморского края по категориям земель в 2012 -2013 годах тыс. га № п/п Наименование категорий земель на 01.01. 2013 На 01.01. 2014 на 01.01. 2015 2014 г. к 2015 г. (+ \ –) Изменения в % 1 Земли сельскохозяйственного назначения 1872,6 1874,5 1874,4 -0,1 -0,01% 2 Земли населенных пунктов, в том числе: 245,1 245,2 249,3 +4,1 +1,6% 2.1 городских поселений 152,7 152,8 155,8 +3,0 ,0 +1,9% 2.2 сельских поселений 92,4 92,4 93,5 +1,1 +1,1% 3 Земли промышленности и иного специального назначения 386,1 386,6 383,8 -2,8 -0,7% 4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 841,9 842,0 842,2 +0,2 +0,02% 5 Земли лесного фонда 12140,5 12140,5 12142,3 +1,8 +0,01 6 Земли водного фонда 323,2 323,2 323,2 0,0 0,0 7 Земли запаса 657,9 655,3 652,1 -3,2 -0,49   Итого земель в Приморском крае 16467,3 16467,3 16467,3       Основанием для перевода земель являются: Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», вступившего в силу 05.01.2005 нормативные акты органов исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции по вопросам использования и охраны земель, связанные с необходимостью изменения их целевого назначения. К необходимости перевода земель из одной категории в другую привели такие мероприятия, представленные на рисунке 10. Землями сельскохозяйственного (с/х) назначения признаются земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв. Динамика изменения площадей земель с/х назначения представлена в сравнительной таблице 4.     Рисунок 10 – Мероприятия, приведшие к необходимости перевода земель Приморского края из одной категории в другую   Таблица 4 – Изменение площади земель с/х назначения, тыс. га 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2077,5 2078,1 2094,7 2095,7 2095,5 1872,6 1872,6 1874,5 1874,4   Структура земель с/х назначения Приморского края по состоянию на 01.01.2015 представлена на диаграмме рисунка 11.   В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные их чертой от земель других категорий. Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. По состоянию на 01.01.2015 площадь земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, в целом по краю составила 249,3 тыс. га, в том числе, городских населенных пунктов – 155,8 тыс. га, сельских населенных пунктов – 93,5 тыс. га. За истекший год площадь земель данной категории увеличилась на 4,1 тыс. га за счет перевода земель из категории земель с/х назначения и земель промышленности.   Рисунок 11 - Структура земель с/х назначения Приморского края   К городским населенным пунктам отнесены по данным отчета города и поселки. На 1 января 2015 года их общая площадь увеличилась на 3 тыс. га. К сельским населенным пунктам отнесены села и деревни, иные населенные пункты сельского типа, их площадь в отчетном году увеличилась на 1,1 тыс. га. Данная категория земель существенных изменений не претерпела, что наглядно видно в сравнительной таблице 5.   Таблица 5 - Изменение площади земель населенных пунктов тыс. га 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 243,5 244,5 244,4 245,1 245,1 245,2 249,3   В структуре общих площадей земель городов и поселков преобладают земли жилой, общественно-деловой застройки, сельскохозяйственного использования и земли, не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность. В структуре общих площадей земель сельских населенных пунктов преобладают земли сельскохозяйственного использования (огороды, сады, пашни, приусадебные земли). В состав земель, относимых к категории земель населенных пунктов, входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. В состав земель, относимых к категории земель населенных пунктов, входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в пределах границ городов, поселков и сельских населенных пунктов составляет 67,4 тыс. га (27,0 % общей площади земель, включенных в данную категорию). Из несельскохозяйственных угодий наиболее значительные площади в структуре земель населенных пунктов заняты застройкой – 75,9 тыс. га (30,4 %), под дорогами, улицами и площадями находится – 22,7 тыс. га (9,1 %). Структура земель в городах, поселках и в сельских населенных пунктах приведена в таблице 6.   Таблица 6 - Площади в структуре земель населенных пунктов края за 2014 год № п/п Состав земель Общие площади В городах и поселках В сельских населенных пунктах тыс. га % тыс. га % 1 Земли жилой застройки 29,2 18,7 5,2 5,6 2 Земли общественно-деловой застройки 18,5 11,8 6,1 6,5 3 Земли промышленности 10,8 6,9 4,5 4,8 4 Земли общего пользования 9,2 5,9 8,1 8,7 5 Земли под объектами транспорта, связи, инженерных коммуникаций 8,1 5,2 2,4 2,6 6 Земли сельскохозяйственного использования 14,8 9,5 45,9 49,1 7 Земли особо охраняемых территорий и объектов 16,4 10,5 1,1 1,2 8 Земли лесничеств и лесопарков 8,5 5,5 0,2 0,2 9 Земли под водными объектами 1,7 1,1 0,3 0,3 10 Земли под военными и иными режимными объектами 10,9 7,0 4,2 4,5 11 Земли под объектами иного специального назначения 1,1 0,7 0,6 0,7 12 Земли, не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность 26,6 17,2 14,9 15,8   Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, участки, занятые питомниками и т. п.). К нелесным отнесены земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, и др.). Площадь земель лесного фонда на 1 января 2015 года составила 12142,3 тыс. га или 73,7% от общей площади территории края. В соответствии с Лесным и Земельным кодексами Российской Федерации к данной категории относят лесные и нелесные земли. Основную долю земель лесного фонда области составляют лесные земли – 11769,3 тыс. га (96,9%), из них 11610 тыс. га приходится на земли, покрытые лесом, и 159,3 тыс. га на земли, не покрытые лесом. Площадь нелесных земель составила 373 тыс. га, из которых большая часть приходилась на болота (132,7 тыс. га). В состав земель лесного фонда не включены леса, учтенные в других категориях. Данные о распределении земель лесного фонда по угодьям представлены в таблице 7. Таблица 7 -Распределение земель лесного фонда Приморского края по угодьям за 2014 год № п/п Наименование угодий Площадь (тыс. га) В % от категории 1 Сельскохозяйственные угодья   37,5 0,3 2 Лесные земли 11769,3 96,9 3 Земли под древесно-кустарниковой растительность 37,0 0,3 4 Земли под водными объектами 35,6 0,3 5 Земли под застройкой   5,0 0,04 6 Земли под дорогами 21,3 0,2 7 Болота 132,7 1,15 8 Нарушенные земли 1,3 0,01 9 Прочие земли 102,6 0,8   Итого 12142,3 100     7 Распределение земель по формам собственности и контроль за соблюдением земельного законодательства   В настоящее время процесс разграничения государственной собственности на землю в Приморском крае, равно как и в других субъектах Российской Федерации проходит в установленном порядке. По данным государственного статистического наблюдения, осуществляемого Управлением Росреестра по Приморскому краю (форма № 22-1), на 01.01.2015 в установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации в Приморском крае официально зарегистрировано на площади 5572,8 тыс. га (в 2012 г. - 2698,5 тыс. га), что составило 35,7 % (в 2012 г. – 17,0 %) от общей площади земель государственной и муниципальной собственности. Собственность Приморского края на земельные участки по состоянию на 01.01.2015 зарегистрирована на общей площади 14,6 тыс. га (в 2012 г. - 12,3 тыс. га). Собственность муниципальных образований края по состоянию на 01.01.2015 зарегистрирована на общей площади 25,0 га (в 2012 г. - 9,1 тыс. га). Процесс официальной регистрации земель Приморского края по формам собственности органами власти, представлена на рисунке 12, а структура по формам собственности органами власти на рисунке 13.   Рисунок 12 - Процесс официальной регистрации земель Приморского края по формам собственности органами власти   Рисунок 13 - Процесс официальной регистрации земель Приморского края по формам собственности органами власти   Основанием возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъекта РФ и муниципальных образований являются действующие федеральные законы, прямо указывающие на принадлежность земель к субъекту собственности и акты Правительства РФ об утверждении Перечней земельных участков (федеральных, краевых, муниципальных), а также судебные решения по передаче в муниципальную собственность невостребованных земельных долей. По формам собственности в целом по Приморскому краю земли распределены следующим образом (таблица 7). В городах и поселках края передача земель в собственность в большей степени коснулась земель с/х использования и земель, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства. Общая площадь земель, занятых под личными подсобными хозяйствами в сельских населенных пунктах края составляет – 38,8 тыс. га, в том числе в собственности граждан находится 16,8 тыс. га, в государственной и муниципальной собственности – 22,0 тыс. га. Более половины земель, предоставленных гражданам для ведения садоводства в городах и поселках (общая площадь – 3,1 тыс. га.), находится в их собственности – 2,0 тыс. га, в государственной и муниципальной собственности находятся – 1,1 тыс. га.   Таблица 7 – Распределение земель по формам собственности в целом по Приморскому краю тыс. га Категории земель Общая площадь В собственности граждан В собственности юридических лиц В государственной и муниципальной собственности 1. Земли сельскохозяйственного назначения 1874,4 668,0 156,3 1050,1 2. Земли населенных пунктов 249,3 28,6 6,6 214,1 3.Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения 383,8 0,1 1,1 382,6 4. Земли особо охраняемых территорий 842,2 0,1 0,1 842,0 5. Земли лесного фонда 12142,3 - - 12142,3 6. Земли водного фонда 323,2 - - 323,2 7. Земли запаса 652,1 - - 652,1 Итого земель по Приморскому краю 16467,3 696,8 164,1 15606,4   В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.   Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Он, с одной стороны, является средством выявления нарушений регулирующих предписаний, которые издают государственные органы, а с другой стороны, позволяет обеспечить обратную связь в процессе управления, выявить те направления в деятельности государственных органов, где требуется совершенствование форм и методов регулирования. Цель государственного земельного надзора - сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Государственный земельный контроль (надзор) является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Он, с одной стороны, является средством выявления нарушений регулирующих предписаний, которые издают государственные органы, а с другой стороны, позволяет обеспечить обратную связь в процессе управления, выявить те направления в деятельности государственных органов, где требуется совершенствование форм и методов регулирования. Цель государственного земельного контроля (надзора) - сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Государственный земельный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Основные формы государственного земельного контроля представлены на рисунке 14.   Рисунок 14 - Основные формы государственного земельного контроля   Динамика эффективности проведения проверок с 2010 года приведена на диаграмме (рисунок 15). Наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельных участков или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1. КоАП РФ) – это более 50% от общего числа выявленных нарушений. Далее следует невыполнение в установленные сроки законного предписания об устранении выявленных правонарушений (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ). Общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок, составляет 1760, из них, по результатам проведения Рисунок 15 - Динамика эффективности проведения проверок соблюдения земельного законодательства в 2010-2014 годах   проверок выдано 877 повторных предписаний. Количество устраненных нарушений земельного законодательства составило 757. Причины не устранения нарушений в установленный срок, в большинстве своем, кроются в необходимости личного обращения в разные инстанции по оформлению земельных участков. Имеются случаи несогласия с предлагаемой выкупной ценой, установленными арендными платежами, решаемыми в судебном порядке. Общая сумма наложенных штрафов составляет 2591,2 тыс. руб., взыскано 2118,2 тыс. руб. Динамика суммы наложенных штрафов за последние три года представлена на диаграмме рисунка 16.   Рисунок 16 - Динамика суммы наложенных штрафов в 2010-2014 годах Деятельность в сфере государственного земельного надзора в 2014 году была нацелена на повышение эффективности работы государственных инспекторов по использованию и охране земель в условиях оптимизации штатной численности и ограниченного финансирования. ЗК РФ установлено, что государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. В перечень задач государственного мониторинга земель входят: - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; - информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; - обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Анализ данных государственного мониторинга земель показывает, что состояние качества земель во всех районах края ухудшается. Почвенный покров, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, подвергается деградации, загрязнению захламлению, теряет устойчивость к разрушению, воспроизводству плодородия в следствии потребительского использования земель. В целях обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии земель и почв в частности, необходимо непосредственное участие государства и обязательное проведение мероприятий по восстановлению почвенного плодородия и охране почв путем реализации целевых федеральных и региональных программ, предусматривающих выполнение мероприятий не только наблюдательного характера, а непосредственно реализацию агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных мероприятий, обеспечивающих восстановление почвенного плодородия земель.                          
«Управление земельными ресурсами в Российской Федерации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot