Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление земельными ресурсами

  • 👀 4730 просмотров
  • 📌 4701 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление земельными ресурсами» doc
Тема 1. Теоретические основы управления земельными ресурсами Цели и задачи изучения темы: рассмотреть основы управление земельными ресурсами В задачи темы входит рассмотрение вопросов: 1. Понятие и аспекты управления земельными ресурсами 2. Объект, субъект, предмет, цель, задачи, функции и принципы управления земельными ресурсами 3. Принятие решения по управлению земельными ресурсами: этапы и методы 4. Государственный земельный кадастр в системе управления земельными ресурсами Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ПК-1 З-1 этапы принятия решения при управлении земельными ресурсами и объектами недвижимости З-2 методы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости методики расчета эффективности принятия решения 1.1. Понятие и аспекты управления земельными ресурсами Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр общественных отношений – от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления. Поэтому управление земельными ресурсами – сложноорганизованная система. Его осуществляют многими методами и средствами, и оно является предметом изучения многих наук и включает следующие аспекты: политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов; административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, разграничением их компетенций, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций; правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодательных актах; научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса; экономический, определяющий условия эффективного использования земель; внедренческий, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных и иных рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы. 1.2. Объект, субъект, предмет, цель, задачи, функции и принципы управления земельными ресурсами Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления. Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования. Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином. Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление (рис. 1). Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления – некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ). Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Рис. 1. Виды управления земельными ресурсами Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. Основная цель управления земельными ресурсами – обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Основная цель достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка. Основным задачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести: -наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества; -обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления; -регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений; -обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений; -формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества; -улучшение использования и охраны земельных ресурсов; -создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др. В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Управление земельными ресурсами также – это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Систему прямого управления земельными ресурсами подразделяют на следующие виды функций: на общие функции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходят распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым производством; специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.); вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана). При опосредованном управлении к числу функций относятся: изучение земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование землепользования, зонирования территории, нормирования использования земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли. Принципы управления земельными ресурсами можно разделить на общие и частные. К общим принципам относят: 1) Приоритет государственного управления земельными ресурсами. 2) Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов. 3) Принцип рационального использования земель. 4) Единство управления земельными ресурсами и управления территориями. 5) Организационная согласованность использования земель и управления территориями. 6) Систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами. 7) Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами. 8) Разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-тер-риториального уровня. 9) Разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 10) Правовая обеспеченность управления земельными ресурсами земельных отношений 11) Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации. К частным принципам управления земельными ресурсами можно отнести: 1. Принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами, который подразумевает наличие специальных органов управления земельными ресурсами с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по управлению земельными ресурсами. Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, и которых заинтересовано государство. 2. Принцип управляемости предполагает рациональное соотношение управленческих и управляемых структур, их штатной численности, рациональную степень загрузки структур, принимающих решения и обеспечивающих их выполнение. 3. Принцип соответствия субъекта и объекта заключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структур звеньев управления, так и системы в целом. 4. Принцип изменяемости – способность органов управления земельными ресурсами на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения внешних и внутренних экономических, социальных, правовых и иных условий. 5. Принцип специализации – формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединения управленческих работ с повторяющимися операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.). 6. Принцип иерархичности предполагает необходимость создания структуры управления с учетом обязательности выполнения решений и постановлений вышестоящих структур нижестоящими органами. 7. Принцип экономичности заключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства 1.3. Принятие решения по управлению земельными ресурсами: этапы и методы Управленческие решения по управлению земельными ресурсами это решения, принимаемые в процессе управления земельными ресурсами. Основные этапы принятия решения по управлению земельными ресурсами следующие: -постановка задачи; -поиск информации; -определение условий объекта управления и связанных с ним структур; -определение круга пользователей; -определение запросов землепользователей; -исследование поведения потребителей предполагаемого управленческого решения и действия; -накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления; -расчет возможной эффективности; -осуществление пилот-проекта; -расчет фактической эффективности или ее моделирование; -выбор варианта и принятие управленческого решения. Определяющим этапом является – постановка задачи и принятие управленского решения. Реализуют управленческие решения с помощью директивного, правового, экономического методов. При управлении земельными ресурсами необходимо применять все методы на каждом территориальном уровне. Административный (директивный) метод связан с принятием и реализацией непосредственных управленческих решений-директив. Этот метод основан на реализации государством своих функций по управлению, отраженных в законодательстве. Это акты прямого действия: изъятие, отвод, зонирование, мероприятия по изучению земель и их реализация. Правовой метод проявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают субъектов земельных отношений принимать нужные государству решения. Экономический метод предполагает создание экономических стимулов и показателей, обеспечивающих реализацию государственной политики в области землепользования. 1. Государственный земельный кадастр в системе управления земельными ресурсами В системе управления земельными ресурсами важную роль играет государственный земельный кадастр (ГЗК). Обеспечение решений общегосударственных и региональных задач системой сведений ГЗК позволяет осуществлять ряд важных действий в следующих областях: 1. В области правовых отношений - обеспечение государственной регистрации прав на землю и сделок с ними, формирование уверенности собственников, владельцев, пользователей в своих правах на земельные участки и иную недвижимость, разграничение прав собственности на земельные участки между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации. 2. В области экономики – обеспечение поступлений земельных платежей в бюджет территорий и расширение налогооблагаемой базы, проведение массовой кадастровой (экономической) оценки земель, информационная поддержка рыночного оборота земли, совершенствование механизма налогообложения земли и иной недвижимости путем установления зависимости платежей от рыночной стоимости и доходности используемых земельных участков и объектов недвижимости, уменьшение количества субъектов земельных отношений, пользующихся незаконными или необоснованными льготами; увеличение стоимости основных фондов предприятий, защита их от инфляции. 3. В области формирования рынков недвижимости, акций, облигаций и иных ценных бумаг – создание необходимых условий для функционирования рынка недвижимости; управление недвижимым имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; совершенствование процедур закрепления прав на занимаемые строениями участки, обеспечение введения и обращения на фондовом рынке государственных и муниципальных земельных ценных бумаг (земельных векселей, облигаций, закладных обязательств и др. 4. В области развития банковского сектора и страхования – обеспечение развития ипотечного кредитования под залог земельных участков, зданий, домов, квартир и иной недвижимости, страхование прав собственности (титулов) на недвижимость, саморегулирование механизмов взаимодействия банков, оценщиков, риэлтеров, страховщиков и иных участников рынка земли и иной недвижимости, на основе предоставления юридически значимой информации из ГЗК. 5. В области инвестиционной политики – создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций, включая иностранный капитал, а также использование ипотечного кредитования как одного из источников финансирования инвестиционных проектов; 6. В области жилищной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства – обоснование дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, поддержка создания и функционирования товариществ собственников жилья (кондоминиумов), а также передаче прав собственности на объекты ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. 7. В области использования земель и управления земельными ресурсами – предоставление полной и достоверной информации для планирования и управления земельными ресурсами территорий на базе данных количественного и качественного учета земель; обеспечение межведомственного взаимодействия при формировании объектов недвижимости; проведение государственного контроля и мониторинга за состоянием и использованием земель, мониторинг за состоянием, использованием земель; обеспечение территориально-экономического планирования и функционального зонирования регионов, уточнение генеральных планов их развития, создание механизма изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд. 8. В области информационных услуг – предоставление законодательным и исполнительным структурам, судам, банкам, любым юридическим и физическим лицам достоверной земельно-кадастровой информации, признанными государством достоверными сведениями об объектах учета, информационное обеспечение геодезических, проектно-изыскательных и других работ, а также информационная поддержка других ведомственных реестров и кадастров. 9. В области обеспечения устойчивости землепользования – обеспечение устойчивости прав субъектов земельных отношений на данный участок, устойчивости его хозяйственного использования, территориальной (пространственной), экономической и экологической устойчивости. 10. В области социальной политики – создание новых рабочих мест, развитие социальной и культурно-бытовой инфраструктуры, развитие туризма, вывод производственных объектов из центров городов, формирование новых социальных слоев. Вопросы для повторения и закрепления материала 1. Назовите аспекты управления земельными ресурсами? 2. Что такое управления земельными ресурсами? 3. Назовите основную и частную цель управления земельными ресурсами? 4. Перечислите задачи управления земельными ресурсами? 5. Назовите принципы управления земельными ресурсами? 6. Перечислите функции при прямом и опосредованном управлении земельными ресурсами? 7. Назовите этапы принятия решения при управлении земельными ресурсами? Назовите отличия от принятия решения при управлении? Задания для самостоятельной работы: Создайте глоссарий понятий темы Тема 2. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами. Цели и задачи изучения темы: рассмотреть организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами. В задачи темы входит рассмотрение вопросов: 1. Понятие и свойства организационной системы управления земельными ресурсами 2. Организационно-структурные блоки системы управления земельными ресурсами 3. Правовая система управления земельными ресурсами 4. Система органов управления земельными ресурсами на современном этапе Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ПК-1 З-1 этапы принятия решения при управлении земельными ресурсами и объектами недвижимости З-2 методы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости методики расчета эффективности принятия решения ОПК-2 З-1 направления работ в сфере своей профессиональной деятельности 2.1. Понятие и свойства организационной системы управления земельными ресурсами Организационные системы в отличие от других сложных систем обеспечивают решение большого круга организационных задач и должны соответствовать целям процесса, и поэтому организационная структура должна формировать единую систему деятельности достижения этой цели, которая зависит как от первой, так и от второй подсистемы. Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами. Организационные системы управления обладают следующими важнейшими свойствами, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений и организации структуры управления: 1)целостность – устойчивость функционирования организационной системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах; 2)обособленность – относительная изолированность, автономность организационных систем или их подсистем, проявляющаяся в разделении полномочий, формировании границ экономической, организационной, политической и хозяйственной самостоятельности предприятий, регионов, отраслей; 3)централизованность – управление из одного центра (руководитель, администрация, госорганы и т. д.); 4)адаптивность – возможность учета изменений внутренних и внешних условий, обеспечивающего эффективность и стабильность функционирования системы; 5) совместимость – согласованность подсистем и элементов системы, обеспечивающая их взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность; 6) эмерджентность – несоответствие целевых функций отдельных подсистем с целевой функцией всей системы. Так, целевая функция хозяйственного комплекса страны может не совпадать с целевой функцией отдельной отрасли, а целевая функция отдельного работника – с интересами организации; 7) мультипликативность – возможность умножения положительных или отрицательных эффектов системы; 8)неопределенность данных – отсутствие точных значений харак теристик процесса управления; 9) многокритсриальность – возможность оценки деятельности организационной системы управления по нескольким показателям; 10)стохастичность – отсутствие однозначных результатов реализации управленческих решений; 11) наличие фактора времени – старение добываемой информации, связанное с сокращением процедуры обоснования и принятия управленческих решений и др. 2.2. Организационно-структурные блоки системы управления земельными ресурсами Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти, между которыми возможны два типа отношений: -жесткое подчинение, которое характерно для министерств, ведомств, комитетов и инспекций. При жестком подчинении нижестоящий орган полностью подчинен вышестоящему; -функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичные функции, отличающиеся только степенью детализации и полнотой функций. Вышестоящий орган вырабатывает общие правила и ограничения для нижестоящих. Управление земельными ресурсами осуществляют на основе определенных принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты прав на земельные участки. Как было отмечено ранее, выделяются управляющая и управляемая системы с наличием определенного вида связей: прямых и обратных, директивных, стимулирующих, регулирующих. Сложились определенные организационно-структурные блоки системы управления, позволяющие распределить функции управления между различными органами управления (по горизонтали и вертикали), а также между субъектами с различными экономическими формами хозяйствования (рис. 2). Рис. 2. Организационная структура системы управления земельными ресурсами Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих, а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель. Это обеспечивает необходимые условия для своевременного выполнения федерального законодательства и приведение в соответствие уровней организации управляющей и управляемой систем. Система органов государственного управления земельными ресурсами образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальных образований (административный район, поселения). Представительными органами государственной власти являются аппарат Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации. 2.3. Правовая система управления земельными ресурсами В любом государстве в обязательном порядке функционирует исторически сложившаяся правовая система, включающая следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные обычаи и др. Для России наиболее характерный способ правового регулирования – нормативный акт, что обусловливается масштабами, централизацией и многонациональностью государства, необходимостью обеспечить единообразие применения правовых норм. Классификация источников права представлена на рис. 3. Под нормой права понимают общее (неперсонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – это повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, он действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное число случаев. В связи с многообразием социально-экономических и природно-экологических условий нашей страны нормативные федеральные акты по вопросам земельных отношений и управления земельными ресурсами, как правило, принимают только по крупным общегосударственным проблемам, а решение конкретных задач передают субъектам Федерации, которые относятся к их правотворческой компетенции. Акты органов государственной власти подразделяют по вертикали на федеральные акты Российской Федерации и акты субъектов Российской Федерации, а по горизонтали – на законы и иные нормативно-правовые акты. Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных, в том числе и земельных, отношений. Закон всегда нормативен, т. е. в законе всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев применения. Законы могут принимать только высшие представительные (законодательные) органы Российской Федерации и ее субъекты либо всенародным голосованием – референдумом, проводимом в особом порядке. Этим обусловливается верховенство закона над остальными актами, которые не могут противоречить закону. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Рис. 3. Классификация источников права Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненное. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем остальным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. В области регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая – непосредственно посвященная земельным отношениям и УЗР и вторая – непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений и УЗР. Аналогично формируются конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой системе и значении в регулировании общественных отношений, законы подразделяют: на федеральные конституционные; федеральные, принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; федеральные и принимаемые в соответствии с ними и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие управление земельными ресурсами. В условиях России основной источник земельного права, как и остальных отраслей права, – подзаконные нормативные акты. В них, прежде всего, входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций, акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Главные подзаконные акты – указы Президента России. Следующие источники земельного права – постановления Правительства Российской Федерации, которые осуществляют исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства и ведомства. Для осуществления определенных задач федеральные органы исполнительной власти принимают ведомственные нормативные акты. Для дальнейшего развития системы управления земельными ресурсами в Российской Федерации необходимо создание полноценного земельного законодательства, призванного комплексно регулировать правовые отношения по поводу земли как объекта земельного права. Исходя из особенностей этого объекта, можно выделить следующие основные направления в формировании правового механизма системы управления земельными ресурсами: -правовое регулирование земель как основного природного ресурса (вопросы рационального использования и охраны земель); -правовое регулирование земель как объекта права собственности (установление особенностей оборота земельных участков); -правовое регулирование земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (государственный контроль и государственное регулирование земельных отношений). Вопросы для повторения и закрепления материала: 1. Что такое организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами? 2. Назовите свойства организационной системы управления земельными ресурсами? 3. Назовите организационно-структурные блоки управления земельными ресурсами? 4. Классифицируйте источники права, используемы при управлении земельными ресурсами? Задания для самостоятельной работы: Создайте иерархический ряд правовых актов, используемых при подачи заявления для осуществления государственного кадастрового учета. Создайте иерархическую схему органов государственной власти, имеющих отношений к управлению земельными ресурсами и объектами недвидимости. Тема 3. Экономический механизм управления земельными ресурсами Цели и задачи изучения темы: рассмотреть экономический механизм управления земельными ресурсами Задачами темы является: 1. Понятие экономического регулирования земельными ресурсами 2. Земельная рента как экономический механизм УЗР 3. Платность землепользования как механизм экономического регулирования земельных отношений Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ПК-1 З-1 этапы принятия решения при управлении земельными ресурсами и объектами недвижимости З-2 методы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости методики расчета эффективности принятия решения ОПК-2 З-1 направления работ в сфере своей профессиональной деятельности 3.1. Понятие экономического регулирования земельными ресурсами Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами формируется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, да защиту земельных угодий от порчи и ухудшения их экологического состояния, незаконного захвата и разбазаривания. Система экономических регуляторов управления земельными ресурсами включает: -земельный налог; -арендную плату за землю; -рыночную цену земли; -залоговую цену земли; -компенсационные платежи при изъятии земель; -компенсационные выплаты при консервации земель; -платежи за повышение качества земли; -штрафные платежи за экологический ущерб; -налоговое обложение при гражданском земельном обороте; -плату за право аренды и др. 3.2. Земельная рента как экономический механизм УЗР Экономический механизм управления земельными ресурсами должен быть основан на использовании земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.). Земельная рента – это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количества которых (их запасы) строго ограничены. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента, прибыли. Если землевладелец сдает в аренду только землю как таковую, то арендная плата, т.е. сумма денег уплачиваемая арендатором землевладельцу, совпадает с земельной рентой. Если же землевладелец сдает в аренду землю, на которой имеются сооружения, хозяйственные постройки и т.п., то в арендную плату входят: 1) рента, т.е. плата за пользование землей как таковой, и 2) ссудный процент, уплачиваемый за временное пользование приложенным к этой земле капиталом. Следует так же заметить, что с точки зрения юридической земельная рента предполагает заключение договора аренды (имущественного найма) по которому в соответствии со статьей 606 ГК РФ арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Величина арендной платы (АП) за капитал-недвижимость может быть выражена формулой: АП. = А + % + R, где А - амортизация ранее вложенного в недвижимость капитала; % — процент на вложенный капитал; R - все виды рентных платежей; В настоящее время арендные отношения в сфере недвижимости чаще всего связаны с землей и жилым фондом. 3.2.1. Образование земельной ренты Два основных направления в современной экономической теории дают на этот вопрос разные ответы. Немарксистская наука придерживается концепции XVIII в., так называемой триединой формулы Ж.-Б. Сея. По сути, в ней просто констатируется факт: земля дает ренту. Однако общеизвестно, что одной из причин образования дохода от недвижимости является пространство. Объяснить данный факт «триединая формула» не в состоянии. Вместе с тем немарксистская наука содержит концепцию предельных величин в экономике, предельной полезности, предельных издержек, предельной производительности. Это важные предпосылки объяснения ренты. Экономическая наука в целом в сфере недвижимости выделяет дифференциальную, монопольную, абсолютную ренту. Немарксистская экономическая наука подвергает исследованию только две из них, дифференциальную и монопольную. Наиболее сложны рентные отношения в сельском хозяйстве, они чаще всего и являются примером для изучения. В сельском хозяйстве многоукладная социально-экономическая структура, множество форм собственности, субъектов землевладения и землепользования, а именно государство, собственники земли, арендаторы, сельскохозяйственные наемные рабочие. Вопросы сельского хозяйства касаются каждого члена общества - ведь последствия неурожая каждый испытает на себе немедленно. В настоящее время сущность ренты как дохода, не связанного с трудовой деятельностью, трактуют весьма широко, используя экономическую терминологию. Например, данное понятие применяют при анализе теневой экономики. Тогда, в частности, говорят не о взятках чиновников, а об «административной ренте ». Рассмотрим все формы ренты, связанной с недвижимостью, начиная с дифференциальной. 3.2.2. Формы земельной ренты Дифференциальная рента Причиной образования дифференциальной ренты является естественная монополия на объект хозяйства, иными словами, невозможно создать равные условия хозяйствования из-за естественных различий в плодородии, в транспортных издержках. Конкуренция не устраняет этих различий, так как перелив капитала не влияет на плодородие и местоположение. Результат - разная производительность труда при одних и тех же издержках, затратах труда и капитала. Сравните урожайность на севере и юге страны, добычу угля в шахте и в Открытом разрезе, эффект от фонтанирующей и не фонтанирующей нефтяной скважины. Факторами, условиями образования дифференциальной ренты современных условиях становятся различия: • в климате и плодородии почв; • в богатстве месторождений полезных ископаемых; • в местоположении рынков сбыта; • в размерах налогов, дорожных сборов, таможенных пошлин; • в затратах на средства связи. Разнообразные условия производства и реализации предопределяют дифференциацию издержек производства, издержек обращения, прибылей. Дело в том, что естественная монополия вынуждает общество признавать, т. е. предъявлять спрос на продукцию, созданную не только с минимальными и средними, но и максимальными затратами. Общественные цены реализации складываются на основе предельных, максимальных затрат, отражающих худшие условия производства и реализации. Задача собственника естественной монополии - уловить, предвосхитить эту разницу между общественно допустимыми (максимальными, предельными) и индивидуальными (фактическими) затратами при установлении арендной платы. Количественно дифференциальная рента равна: ДР = П3-И3, где ДР - дифференциальная рента; П3 - предельные общественно допустимые затраты; И3 - индивидуальные фактические затраты. В случае равенства предельных и индивидуальных затрат (П3= И3,, дифференциальная рента не образуется (ДР = 0). Таким образом, предельные величины - это экономическая реальность в виде дифференциальной ренты. Дифференциальная рента может представлять собой разбухание: • издержек производства (ДР по плодородию); • издержек обращения (ДР по местоположению); • прибавочного продукта (ДР от месторождений полезных ископаемых). Образование дифференциальной ренты учитывается при планировке городов, при оценке городской недвижимости. Принято различать ренту, возникшую в связи с различием земель по плодородию и местоположению, (дифференциальная рента I) и ренту возникающая в результате дополнительных инвестиций, вызывающих рост производительности труда (дифференциальная рента II). Таким образом, дифференциальная рента I подразделяется на две разновидности: -рента по плодородию; -рента по местоположению (расположение земель вблизи процессов сбыта). Дифференциальная рента по плодородию(I). Различные участки земли значительно отличаются по производительности. Эта разница в продуктивности происходит главным образом различий в плодородии почвы и таких климатических ров, как осадки и температура. Именно этими факторами объясняется, почему почва в одних районах исключительно пригодна для производства, скажем, зерна, а в других менее пригодна или не пригодна совеем (пустынные земли). Эти " различия в производительности отражаются и на спросе на ресурс. Конкурентное назначение цен фермерами приведет к установлению высокой ренты на очень продуктивные земли. Менее продуктивная земля даст намного меньшую ренту, а непродуктивная земля — совсем никакой ренты. Дифференциальная рента по местоположению(I). Местоположение может быть также важным фактором при объяснении разницы в земельной ренте. При прочих равных условиях арендаторы будут платить больше за единицу земли, которая стратегически выгодно расположена по отношению к материалам, труду и потребителям, чем за единицу земли, местоположение которой удалено от этих рынков. Свидетельство этому — чрезвычайно высокая земельная рента в крупных столичных центрах. Рента, возникающая в результате дополнительных инвестиций, вызывающих рост производительности труда, называется дифференциальной рентой II. Дифференциальная рента II возникает в условиях научно-технического прогресса. Новые капиталовложения в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности неизбежно приводят к росту производительности труда и снижению издержек. Таким образом, общим результатом является увеличение размера ренты II. Конечно, внедрение новой техники не делается в одночасье и соответственно рост дифференциальной ренты II не является частым явлением. Но рента II не исключается из практической деятельности на земле. Различие между двумя формами дифференциальной ренты. Во-первых, дифференциальная рента I возникает на основе экстенсивного хозяйствования, тогда как дифференциальная рента II возникает только на основе интенсификации производства. Во-вторых, различие состоит в ее получателях. Дифференциальная рента I полностью присваивается землевладельцем, а рента II — частично арендатором. Дифференциальная рента в полном объеме принадлежит землевладельцу, поскольку он устанавливает арендную плату на уровне, учитывающем качество участков земли. Дифференциальная рента является результатом усилий арендатора и полностью присваивается им. Абсолютная рента присваивается землевладельцем в форме арендной платы за обладание абсолютно ограниченным ресурсом. Монопольная рента Причина образования монопольной ренты — монополия на ограниченные факторы и результаты производства. Условием образования монопольной ренты являются редкость продукции, ее исключительность. Объектами монополии могут выступать природный или научный ресурс, интеллектуальная собственность. Монопольную ренту присваивает собственник ресурса производства, редкого товара. Она равна абсолютной величине в виде разницы между общественной и индивидуальной ценой производства: МР=|Ц0-Цп|, где МР - монопольная рента; Ц0- общественная цена продукции т. е. цена производства; Цп - индивидуальная цена продукции. При этом учитывается абсолютная величина, так как: • Цп может быть больше Ц0, если качеством редкости обладает продукция; • Цп может быть меньше Ц0 , если качеством редкости наделены факторы производства, порождающие более высокую производительность труда. Абсолютная рента Англо-американская экономическая наука данной формы ренты фактически не признает, хотя практика не может обойтись, например, без такого понятия, как роялти (англ. royalty), представляющих собой фиксированные отчисления за использование собственности (на недвижимость или интеллектуальной) в процентах от рассчитанного экономического эффекта, которые выплачиваются арендатором, издателем или покупателем лицензии. Роялти - одна из форм проявления абсолютной ренты. Марксистская экономическая наука сталкивается со значительными проблемами при объяснении источника абсолютной ренты. Но вообще обходить ее вниманием при анализе рынка недвижимости просто невозможно, совершенно неправомерно. Абсолютная рента существует. Для уяснения ее сути приведем пример. Предположим, в аренду сдается квартира. Арендная плата 8 данном случае включает в себя амортизацию недвижимости со всеми начислениями и сверх того - некоторую сумму денег. Последняя не является дифференциальной рентой, поскольку Квартира предельно плоха, с отсутствием обычных удобств, нет Хороших средств сообщения с деловым центром города и т. д Эта сумма средств не является монопольной рентой, поскольку жилье - отнюдь не редкий ресурс и товар. Такая сумма денег является платой собственнику жилья именно за то, что он собственник. Абсолютная рента — это реализация права собственника недвижимости при сдаче ее в аренду или предоставлении в пользование. Земельный собственник не даст обрабатывать землю, если ему за это не заплатят. Собственник месторождения полезных ископаемых не даст ими воспользоваться, если за это не заплатят. Абсолютная рента - это плата за доступ к владению и пользованию товаром (квартирой, дачей) или ресурсом (природным). Таким образом, причиной образования абсолютной ренты является монополия частной собственности на недвижимость. К. Маркс объяснял нарост в цене более низким органическим строением капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью. Проще говоря, в XIX в. сельское хозяйство было слабо механизировано, в нем в массовых масштабах применялся ручной труд. Поэтому считалось, что отраслевые показатели объема прибыли, прибавочной стоимости в сельском хозяйстве выше, чем в промышленности. Данное превышение и объявлялось источником абсолютной ренты. Но современное сельское хозяйство - высокомеханизированная отрасль, поэтому сегодня объяснять абсолютную ренту низким органическим строением капитала в нем неправомерно. Решение проблемы не может состоять в том, чтобы считать абсолютную ренту частью общей прибыли, созданной в обществе, которая разделяется на составные части, как, например, при использовании ссудного капитала прибыль разделяется на предпринимательский доход и ссудный процент. Количественно абсолютная рента сегодня не результат распадения прибавочного продукта, а экономический нарост на цене недвижимости. Следовательно, количественно абсолютная рента может быть вычислена по формуле: АР = Цв-Цс, где АР - абсолютная рента; Цв - цена недвижимости, по которой она передается владельцу собственником; Цс - цена недвижимости, по которой она достается собственнику. Если собственник, владелец и пользователь недвижимости! совпадают в одном лице, абсолютная рента не образуется. Теория абсолютной ренты имеет особое значение для Российской Федерации, поскольку ее производство в основном ориентировано на добычу сырья, полезных ископаемых. В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях, о разделе продукции» значительная доля абсолютной ренты за пользование природными ресурсами должна доставаться собственнику российскому государству, его субъектам и использоваться на нужды всего населения. На сегодняшний момент, в век капитализма, рента снова начала оживать. Землю арендуют как для выращивания продукции, так и для постройки на ней зданий и сооружений. Прекрасно отражает рентные отношения город Москва, где все три типа ренты встречаются на каждом углу. Средняя стоимость ренты земли в России составляет 1-7% от стоимости земли при выкупе. Средняя стоимость колеблется в пределах 25-225 американских долларов  за гектар. 3.3. Платность землепользования – механизм экономического регулирования земельных отношений Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – платность пользования землей. Законодательство РФ предусматривает такие формы платы за землю, как земельный налог и арендная плата. За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки – арендная плата. В условиях рынка земли для ее купли-продажи может потребоваться банковский кредит. Это вызывает необходимость установления нормативной цены земли, а также системы льгот при налогообложении. Земельный налог выражает отношения между обществом и земельным собственником по поводу владения землей как государственного и общественного достояния, арендная плата за землю. Ставки земельного налога должны отражать единый процесс рентообразования, т. е. устанавливаться с учетом дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты и их рентообразующих факторов. Однако в период перехода к рынку, когда частная собственность на землю ограничена, ставки земельного налога в средних и относительно лучших условиях определяют в основном на базе дифференциальной земельной ренты. 1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Земельный налог должен поступать в распоряжение субъектов Федерации и муниципальных образований и использоваться для обустройства их территорий, проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, повышения плодородия почв, развития производственной и социальной инфраструктуры. Арендная плата это отражение отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами, устанавливаемая за объект недвижимого имущества, включает, как минимум, три составные части: земельную ренту, амортизацию капитала, вложенного в здания и сооружения, а также процент за пользование капиталом. Очевидно, что при взимании арендной платы в целом с объекта недвижимости различия между этими составными частями стираются, что может быть оправдано при установлении размера аренды в результате свободного торга арендодателя и арендатора. Арендная плата за землю представляет собой вознаграждение, которое выплачивает арендатор собственнику земли за ее использование. Земельный рынок в России только зарождается. Сделки сводятся в основном к купле-продаже земельных участков гражданами. Основные термины, относящиеся к формированию рыночного оборота земли это залоговая стоимость земельного участка, ипотека, ипотечные облигации, ипотечный и земельные банки и др. Залоговая стоимость земельного участка – это переплетение интересов участвующих в данной операции субъектов, нахождение ими коммерческого компромисса. При этом финансовые структуры заинтересованы в защите от коммерческого риска, своевременном возврате кредита и надлежащих платежах за него. Получающий же кредит землевладелец заинтересован в получении суммы, соответствующей реальной стоимости закладываемого участка. Главное назначение залога земли – дать ее владельцу финансовые ресурсы для укрепления материально-технической базы своего хозяйства и на этой основе обеспечить его рентабельную работу. Залоговую цену определяют на рентной основе и индексируют с учетом инфляции на момент оформления ипотечного договора Ипотека – разновидность залога недвижимого имущества (главным образом земли и строений) с целью получения ссуды. Для ипотеки характерны: сохранение имущества в руках должника; возможность получения под залог одного и того же имущества добавочных ипотечных ссуд под вторую, третью и т. д. закладные; обязательная регистрация залога в земельных книгах и земельно-кадастровых документах, которые ведут в государственных или коммерческих учреждениях. Ипотечные облигации – долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые ипотечными банками под обеспечение недвижимым имуществом (земли, производственные и жилые здания, прочая недвижимость, заложенная в банке) и приносящие твердый процент. Ипотечный рынок является составной частью рынка ссудных капиталов, где аккумулируются долгосрочные денежные накопления путем выпуска ипотечных облигаций, используемых для предоставления кредита под залог недвижимости. Ипотечный банк – это банк, специализирующийся на выдачах долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Земельные банки одна из разновидностей ипотечного банка. Основные направления деятельности земельных банков следующие: -кредитная и инвестиционная поддержка товаропроизводителей АПК, индивидуального жилищного строительства и иных форм деятельности, связанных с использованием земли; -инвестирование и кредитование программ поддержки и развития продовольственного комплекса (включая программы повышения плодородия и охраны земель), а также программ переселения на территории России; мобилизация финансовых ресурсов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, на финансирование мероприятий по осуществлению земельной и аграрной реформ; -содействие проведению земельных преобразований и развитию регулируемого рынка путем осуществления операций купли, продажи, залога или передачи в аренду земельных участков; -осуществление по поручению местных администраций операций со средствами, поступающими в форме платы за землю, и средствами, предназначенными для компенсации потерь, связанных с изъятием сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд. Все учреждаемые сейчас в России земельные и ипотечные банки являются коммерческими, их создают не по указанию Минфина либо Центробанка РФ, а по решению фермерских ассоциаций, акционеров, других обществ. Уставные фонды банков формируются за счет проданных акций путем открытой либо закрытой подписки. Банки могут выпускать следующие виды акций: -обыкновенные именные, дающие владельцу право на дивиденд в размере, определяемом по итогам финансового года собранием акционеров, а также право на один голос в собрании акционеров; -привилегированные именные, дающие владельцу право на гарантированный дивиденд, но не предоставляющие право на голосование на собрании акционеров; другие виды. Земельные и ипотечные банки помимо осуществления обычных банковских операций могут также: скупать землю в городах и регионах; осуществлять кредитование под залог недвижимости и земельных участков; осуществлять кредитование под залог прав долгосрочной аренды на недвижимость, земельные участки, природные ресурсы и т. п.; осуществлять ипотечные операции с юридическими и физическими лицами; выпускать, покупать, кредитовать, хранить документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять с ними иные операции и т. д. Выделяют несколько видов муниципальных земельных облигационных займов, рис. 4. Рис. 4. Виды муниципальных земельных облигаций Вопросы для повторения и закрепления материала: 1. Перечислите экономические регуляторы при управлении земельными ресурсами? 2. Что такое земельная рента? Как она образуется? 3. Что такое дифференциальная рента? Назовите виды дифференциальной ренты, их отличия? Кому переходит дифференциальная рента? 4. Что такое монопольная рента? 5. Что такое абсолютная рента? 6. Как формируется земельный налог в РФ? 7. Что такое арендная плата? Как она рассчитывается? 8. Что такое земельные банки? Земельные облигации? Задания для самостоятельной работы: Рассчитайте величину арендной платы для Белоруссии, России, США, Украины, Франции при сумме всех рентных платежей в 100 $, амортизационных отчислениях 10 $, процент на вложенный капитал – ставка рефинансирования в стране (в России – ключевая ставка). Разработайте тестовые задания по теме (10 шт). Тема 4. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами Цели и задачи изучения темы: рассмотреть информационное обеспечение управления земельными ресурсами Задачами темы является: 1. Характеристика и значение информации для управления земельными ресурсами. 2. Понятие информационного обеспечения УЗР. 3. Земельно-информационная система. Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ПК-1 З-1 этапы принятия решения при управлении земельными ресурсами и объектами недвижимости З-2 методы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости методики расчета эффективности принятия решения ОПК-2 З-1 направления работ в сфере своей профессиональной деятельности 4.1. Характеристика и значение информации для управления земельными ресурсами. Информация – это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении его эффективностью. Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят: нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы; текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений; накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы. Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обусловливается следующими причинами: -наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки; -необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив); -разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации. Основу процессов, протекающих в системе управления земельными ресурсами, составляет непрерывный информационный обмен. Основными средствами обеспечения этого обмена являются государственные земельный кадастр и мониторинг земель. По назначению в процессе управления информация подразделяется на следующие виды: • осведомляющую (используется для обоснования принятия решений); • управляющую (формируется в процессе управления и доводится до субъекта для исполнения и использования (например: плановая, контрольная, учетная). Источниками информации могут быть картографический материал, реестры, отчеты, книги и ведомости, каталоги, энциклопедии, рефераты, данные экспертов, и т.д. К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести: - съемки и обследования; -запрос данных из какой-либо информационной базы; -расчет и моделирование данных; -анкетный опрос; -исследования проведения потребителей по отношению к объекту; -испытание системы - «пилот-проекты». Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами должно способствовать: -повышению оперативности и качества работы с информацией; -созданию условий для перехода от традиционной бумажной к безбумажной технологии; -созданию необходимых условий для повышения автоматизации в работе с информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции; -повышению достоверности создаваемой информации; -исключению дублирования работы по получению информации; -обеспечению централизованного хранения информации, подготовленной в электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов с возможностью организации логического увязывания информации, относящейся к одному направлению поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов; -обеспечению единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией; -объединению потоков электронных документов между структурами; -использованию общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Роснедвижимости системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т. п.; -обеспечению унификации информационной документации и сокращению числа форм и видов единообразных документов. 4.2. Понятие информационного обеспечения УЗР Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна: 1)сформировать единое информационное пространство; 2)обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости; 3)создать базу для налогообложения; 4)поддержать инвестиционные проекты; 5)быть основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории. Базовым элементом создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания (сооружения, коммуникации и т. д.), расположенные на соответствующей территории (область, район, город, поселок). Земельные участки формируют «каркас», на который накладываются все другие элементы и события «территориальной среды». Единое информационное пространство обеспечивается путем: -выработки единого методологического подхода к организации кадастрового деления, присвоения кадастровых номеров для объектов недвижимости; -пространственной привязки любой ведомственной информации на основе цифровой топографической основы кадастра недвижимости (ЦТО КН); -формирования единой системы структур, форматов и семантического содержания словарей, классификаторов, справочников для всех структур в области управления земельными ресурсами; -согласованности технологий информационного взаимодействия, включая актуализацию и обмен базами данных, словарями, классификаторами; -согласованности программно-технических средств телекоммуникационного взаимодействия всех держателей информации в интегрированной информационной среде; -согласованности программных средств конвертирования; -формирования справочников и словарей баз данных. Для поддержания базы данных в актуальном состоянии определяют периодичность обновления информации, которая, в свою очередь, зависит от скорости ее «старения». Информацию, содержащуюся в базе данных, с точки зрения периодичности ее обновления делят на три вида: 1. Информация, требующая высокой частоты обновления (например, информацию о сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости собирают постоянно и обновляют в базе данных ежеквартально). 2. Информация, требующая периодического обновления (например, информацию о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, уровне социального и культурно-бытового обслуживания населения, состоянии окружающей среды и иную не часто изменяющуюся информацию обновляют раз в год). 3. Информация, требующая обновления по мере ее поступления (например, информацию о балле бонитета почв, технологических свойствах почв, оценочной продуктивности лесных насаждений, кадастровом делении и иную информацию, для получения которой нужны дополнительные исследования или проведение дополнительных дорогостоящих работ, обновляют по мере ее появления). В системе управления выделяются три основных направления движения информации: – движение нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим аккумулированием ее на нижних уровнях; – передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления. На данном этапе вся информация о земельных ресурсах из различных источников поступает в центральную базу данных; – движение информации снизу вверх – передача вторичной информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность земельных комитетов перед вышестоящими уровнями. Эффективность управления земельными ресурсами зависит от тщательной, комплексной и своевременно собранной информации. 4.3. Земельно-информационная система. Обработка огромных массивов количественных, качественных, стоимостных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единицы, их динамике под силу лишь своевременным компьютерным системам с набором автоматизированных рабочих мест. Функционирование информационного обеспечения управления земельными ресурсами следует осуществлять в трех уровнях: Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. К создаваемым информационной базе и банку земельно-кадастровых данных должны предъявляться следующие требования. 1. Состав и структура информационной базы должны обеспечивать кадастровыми данными различные учреждения по управлению и использованию земельного фонда, планированию развития хозяйственного механизма региона. 2. Информационная база должна учитывать требования всех потребителей, но с позиций отдельного потребителя ее построение может быть не оптимальным. 3. Информационная база области должна содержать минимум первичных и производных земельно-кадастровых данных, необходимых и достаточных для решения производственно-экономических задач на уровне районов. 4. Развитие информационной базы должно соответствовать изменяющимся потребностям управления земельными ресурсами. Банки и базы земельно-кадастровых данных как информационные системы должны: – иметь иерархическую структуру, обеспечивающую возможность ведения земельного кадастра на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; – удовлетворять информационным потребностям различных пользователей, работающих с базой данных; – быть открыты для ввода, хранения, обработки и выдачи информации в цифровой, текстовой и графической формах (аэрокосмической информации, материалов дистанционного зондирования; картографической информации и прочих данных); – обеспечивать корректность, достоверность, целостность и непротиворечивость хранимой и выдаваемой информации; – обеспечивать долговременное хранение информации и оперативное манипулирование с ней, иметь санкционированный доступ к данным; – обеспечивать выдачу информации в форме, необходимой потребителям. Основные требования к качеству земельно-кадастровой информации: 1) своевременность; 2) достоверность (с определенной вероятностью); 3) достаточность; 4) надежность; 5) комплексность; 6) адресность; 7) правовая корректность; 8) возможность многократного использования; 9) возможность кодирования; 10) актуальность. Земельный кадастр – ключевой компонент земельной информационной системы, обеспечивающей официальное подтверждение наличия количества, качества и стоимости земли и иной недвижимости в любом районе. На основе земельно-кадастровой информации можно: -гарантировать права собственности на объекты земельно-имущественного комплекса; -регистрировать права собственности на объекты земельно-имущественного комплекса; -решать земельные споры; -поддерживать экономически эффективное развитие земельного оборота; -планировать землепользование и др. Интегрированная кадастровая система – это крупномасштабная общественно-ориентированная земельно-информационная система. Функции интегрированной кадастровой системы (планирование землепользования, регистрация прав, регистрация операций с недвижимым имуществом и его оценка, определение и учет налогообложения, ипотека и др.) связаны между собой. Интегрированная кадастровая система обеспечивает управленческие структуры необходимой информацией для создания: -упрощенной и координированной системы регистрации объектов недвижимости; системы планирования землепользования; -схем землеустройства и зонирования; -системы приоритетов для коммерческих, промышленных и частных инвестиций; -интегрированной информационной системы принятия административных решений и управления финансами и др. В состав интегрированной информационной системы должны входить несколько основных блоков, например государственного земельного кадастра и мониторинга земель, юридический и градостроительный блоки (рис. 5) Рис. 5. Схема интегрированной информационной системы управления земельными ресурсами Это взаимодействие определяется следующими основными параметрами: целями и задачами обмена; объемом информации для передачи; порядком информационного обмена. Цель информационного обмена – обеспечение участвующих в обмене сторон достоверной и оперативной информацией для выполнения соответствующих государственных функций: государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Объем информации для обмена целиком и полностью определяется его целями и структурой основных документов, хранящих исходную информацию о земельных участках формами Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ). Информационный обмен может быть реализован следующими способами: утвержденными формами обмена; регулярными запросами; разовыми запросами. Вопросы для повторения и закрепления материала: 1. Назовите источники информации при управлении земельными ресурсами? 2. Назовите методы сбора информации при управлении земельными ресурсами? 3. Назовите основные задачи информационного обеспечения? 4. Что включает в себя земельно-информационная система? Задания для самостоятельной работы: Каким способом осуществляется информационное взаимодействие между органами власти? Заполните таблицу: Запрашивающий орган Предоставляющий орган Документ/сведения Сроки Тема 5. Система управления персоналом организации Цели и задачи изучения темы: рассмотреть систему управления персоналом организации Задачами темы является: 1. Понятие системы управления персоналом 2. Организационное проектирование системы управления персоналом Результат освоения темы: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ПК-4 З-1 принципы управления персоналом З-2 современные теории мотивации и системы оплаты труда 5.1. Понятие системы управления персоналом и методы ее построения 5.1.1. Понятие и элементы системы управления персоналом Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами. Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом. Все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривается. В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда. Это лишь неполный перечень используемых кадровых технологий, но он позволяет представить диапазон работы с персоналом. Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока: 1) технологии формирования персонала, к которым относятся кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников; 2) технологии развития персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва; 3) технологии рационального использования персонала, включающие оценку, мотивацию, нормирование труда. Одни и те же кадровые технологии могут относиться к различным блокам (например, адаптация вполне может соответствовать технологиям формирования и рационального использования персонала). Система управления персоналом организации является составной частью общей системы управления организацией и в современных условиях от ее успешного построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации на экономическом пространстве. Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает различные подсистемы общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных фун­кций. Подсистема общего и линейного руководства осуществляет следующие функции: управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале. Подсистема управления и учета персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения работников, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Подсистема управления трудовыми отношениями производит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, управление взаимодействием с профсоюзом. Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды. Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального про­движения, организацию работы с кадровым резервом. Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом. Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, организацию социального страхования. Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся организационной структуры управления, разработка штатного расписания. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом. Еще одним подходом к определению системы управления персоналом является представление системы управления персоналом с организационной точки зрения. Исходя из данной позиции, система управления персоналом - совокупность организационных структур, выполняющих функции управления персоналом. Сюда включают руководителей, службу УП, то есть всех так или иначе реализующих функции УП. В данном случае выделяют: кадровое; нормативно-методическое; делопроизводственное; организационное; информационное; материальное и техническое обеспечение системы управления персоналом. Кадровое обеспечение системы управления персоналом представляет собой необходимый качественный и количественный состав работников кадровой службы организации. Нормативно-методическое обеспечение системы управления пер­соналом состоит из следующих элементов: 1) документов организационного, организационно-методиче­ского, распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера; 2) нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила и методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом предусматривает создание условий для осуществления работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом, в рамках полного цикла обработки и движения документов с момента их создания (или получения) работниками кадровой службы до завершения исполнения и передачи в другие подразделения. Организационное обеспечение системы управления персоналом означает формирование специальных структурных подразделений, выполняющих ряд задач и функций в области работы с кадрами. Информационное обеспечение системы управления персоналом представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления персоналом при ее функционировании. Оно включает оперативную информацию, нормативно-справочную информацию, технико-справочную информацию. При этом необходимо соблюдать ряд требований: комплексность, оперативность, достоверность, систематичность. Материальное и техническое обеспечение системы управления персоналом предусматривает выделение определенных материальных и технических средств на осуществление работы с кадрами. Таким образом, система управления персоналом включает в себя всю процедуру работы с кадрами - от определения основной идеи взаимодействия администрации и трудового коллектива до высвобождения работников, а также совокупность обеспечивающих ее подсистем (информационной, организационной, кадровой, правовой). 5.1.2. Методы построения системы управления персоналом и ее совершенствования Для построения системы управления персоналом организации существуют две группы методов: 1. Методы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом. 2. Методы, определяющие направления развития системы управления персоналом. Одним из основных методов построения системы управления персоналом является системный анализ, он служит методологическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы - на функции, функции - на процедуры. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, синтезировать то, что было расчленено. При этом могут использоваться логические, графические и цифровые модели. Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние. Факторы ранжируются и среди них отбираются наиболее существенные. Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием в прошлом периоде. Сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления персоналом. Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации. Экспертно-аналитический метод совершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого персонала предприятия к этому процессу. С помощью метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, оценки результатов анализа и причины недостатков. Не всегда обладает высокой точностью и объективностью, поскольку у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организацией в целом и системы управления персоналом. Параметрический метод заключается в установлении функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления их соответствия. Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнить не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один. Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы. Метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направления развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания – выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом. Морфологический анализ является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать столбиком все функции, а затем против каждой функции построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу. Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач. Это далеко не полный перечень методов построения системы управления персоналом и ее совершенствования. Наибольший эффект достигается в том случае, когда все методы применяются в совокупности. 5.2. Организационное проектирование системы управления персоналом Организационное проектирование системы управления персоналом – процесс разработки проектов организации систем управления персоналом организаций. Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления всей организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей – от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, управления внешними хозяйственными связями и персоналом. Система управления персоналом является основой системы управления организацией. 5.2.1 Понятие, стадии и этапы организационного проектирования Системный подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы. Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, все составляющие их элементы: функции, оргструктура и технология управления, кадры, информация, методы и технические средства управления, управленческие решения. Проектируются взаимосвязи этих компонентов целостной системы между собой внутри системы, а также с внешней средой. В общем виде проект системы управления организации состоит из технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления, задания на оргпроектирование (ЗО), организационного общего проекта (ООП), организационного рабочего проекта (ОРП). Процесс разработки и внедрения проекта системы управления организации состоит из трех стадий: предпроектная подготовка, проектирование и внедрение. 5.2.2. Характеристика этапов организационного проектирования Технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления предназначено для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности совершенствования системы управления организаций. Включает следующие разделы: введение, характеристика существующих производственной системы и системы управления, цели и критерии совершенствования системы управления, ожидаемые технико-экономические результаты совершенствования системы управления, выводы и предложения. Задание на оргпроектирование системы управления (ЗО) является исходным документом для разработки проекта совершенствования системы управления организации. В состав ЗО рекомендуется включать следующие разделы: основание для разработки проекта совершенствования системы управления, цель разработки, результаты анализа состояния производства и управления организации, требования к построению системы управления организации, предложения по совершенствованию производственной системы и системы управления; состав, содержание и организацию работы по разработке и внедрению проекта; порядок приемки проекта совершенствования системы управления организации; источники информации, используемые при разработке проекта. Организационный общий проект системы управления организацией (ООП) разрабатывается на основе утвержденного ЗО на систему управления организации. Документация этой стадии проектирования должна состоять из пяти частей: общесистемной документации, документации подсистемы линейного руководства, документации целевых подсистем, документации функциональных подсистем и документации подсистем обеспечения. Организационный рабочий проект системы управления организации (ОРП) разрабатывается на основе утвержденного ООП системы управления организаций. Цель рабочего проекта – разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы управления, проведения приемосдаточных работ, а также обеспечения нормального функционирования системы управления организации. Рабочая документация стадии рабочего проектирования должна состоять, по аналогии с ООП, из пяти частей: общесистемной документации, документации подсистемы, линейного руководства, документации целевых подсистем, документации функциональных подсистем, документации подсистем обеспечения. Этап внедрения проекта совершенствования системы управления включает стадии материально-технической подготовки, профессиональной подготовки управленческих работников, социально-психологической подготовки работников организации, разработки системы стимулирования внедрения проекта, опытного внедрения и внедрения проекта, контроля за ходом внедрения, расчет фактического экономического эффекта от внедрения проекта, проведения приемосдаточных работ. 5.3. Цели и функции системы управления персоналом Первоначальным этапом проектирования и формирования системы управления персоналом организации является формулировка целей данной системы. Для различных организаций цели системы управления персоналом варьируются в зависимости от характера деятельности организации, объемов производства, стратегических задач и т.д. Обобщение опыта зарубежных и отечественных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом организации как обеспечение организации персоналом, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. На рисунке 6 показана структура целей системы управления персоналом организации. Рассматривая совокупность организационных целей, выделим также следующие категории целей организации: экономические, научно-технические, коммерческо-производственные и социальные. • Экономические цели направлены на достижение расчетной величины прибыли. • Научно-технические цели связаны с обеспечением заданного научно-технического уровня продукции, а также с повышением производительности труда за счет совершенствования технологий. • Производственно-коммерческая цель связана с производством и реализацией продукции в объемах, необходимых для получения планового уровня прибыли. • Социальные цели — организации заключаются в достижении заданного уровня удовлетворенности работников. Рис. 6. Цели системы управления персоналом организации Социальные цели организации можно рассматривать с двух точек зрения, а именно: с позиций персонала и с позиций администрации. С одной стороны, цели системы управления персоналом определяют конкретные потребности работников, которые должны быть удовлетворены администрацией. С другой стороны, эти цели определяют характер и условия трудовой деятельности, которые обеспечивает администрация. Важным условием эффективности системы управления персоналом является отсутствие противоречий между этими двумя ветвями целей. Рассмотрим их более подробно. С точки зрения персонала социальные цели организации обусловлены тем, в какой степени выполнение трудовых функций способствует удовлетворению потребностей человека. Структура таких целей представлена на рисунке 7. Рис. 7. Цели системы управления персоналом организации с точки зрения персонала С точки зрения администрации социальные цели организации связаны с экономическими целями. В этом аспекте система управления персоналом должна служить основной цели — получению прибыли. Структура социальных целей с точки зрения администрации представлена на рисунке 8. Рис. 8. Цели системы управления персоналом организации с точки зрения администрации Обе ветви социальных целей (персонала и администрации) не противоречат друг другу, что создает эффективную основу для взаимодействия этих двух субъектов для достижения общих целей. Наличие противоречивых целей системы управления персоналом приводит к конфликту интересов персонала и администрации, что негативным образом сказывается на функционировании организации в целом. Следует также подчеркнуть, что, несмотря на то, что с точки зрения администрации, главной целью является получение прибыли, отправным моментом в современной теории и практике управления персоналом является осознание необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей сотрудников. Система целей является основой определения состава функций управления. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. Функция планирования персонала заключается в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализе кадрового потенциала организации и рынка труда; организации кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале; поддержании взаимосвязей с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами. Функция управления наймом и учетом персонала заключается в организации набора кандидатов на вакантную должность; организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала; учете приема, перемещений, увольнений персонала; управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом. Функция оценки, обучения и развития персонала заключается в осуществлении обучения, переподготовки и в повышении квалификации персонала; введении в должность и адаптации новых работников; организации и проведении мероприятий по оценке персонала; управлении развитием карьеры. Функция управления мотивацией персонала заключается в нормировании трудового процесса и тарификации оплаты труды; разработке систем материального и нематериального стимулирования, а также в применении методов морального поощрения персонала. Функция управления социальным развитием заключается в организации питания в течение рабочего дня; обеспечении охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей; организации развития физической культуры; организации социального страхования. Функция правового обеспечения управления персоналом связана с решением правовых аспектов трудовых отношений, а также с согласованием распорядительных и иных документов по управлению персоналом. Функция информационного обеспечения управления персоналом заключается в ведении учета и статистики персонала; информационном и техническом обеспечении системы управления персоналом; обеспечении персонала необходимой для работы научно-технической информацией. Функция обеспечения нормальных условий труда включает в себя обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды и т.д. Функция линейного руководства заключается в том, что управление персоналом организации осуществляется в том числе и на уровне управления организации в целом. Данную функцию осуществляет не только служба УП, но и руководители всех уровней. Вопросы для повторения и закрепления материала: 1. Дайте понятие управление персоналом? 2. Назовите подсистемы управления персоналом? 3. Назовите методы построения системы управления персоналом? 4. Назовите и охарактеризуйте этапы организационного проектирования? 5. Назовите цели системы управления персоналом? Совпадают ли цели руководства и персонала? Что происходит при несовпадении целей? Задания для самостоятельной работы: Создайте глоссарий понятий темы. Разработайте тестовые задания по теме (10 шт).
«Управление земельными ресурсами» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot