Управление предприятием на стадии развития. Налогообложение предпринимательской деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. Управление предприятием на стадии развития. Налогообложение предпринимательской
деятельности
План лекции
1. Базовые понятия налогообложения
2. Характеристика основных налогов, уплачиваемых фирмой
3. Оптимизация налоговых платежей фирмы
4. Специальные налоговые режимы и налоговые льготы
1. Базовые понятия налогообложения
Основополагающим документом, регламентирующим функционирование налоговой системы в РФ,
является созданный 31 июля 1998 года Налоговый кодекс Российской Федерации часть I (№ 146-ФЗ) и часть
II (N 117-ФЗ) от 5 августа 2000 г. В этом документе излагается конкретный порядок налогообложения по
федеральным налогам и сборам, а также определяются принципы налогообложения по региональным и
местным налогам и сборам. Налоговым кодексом (ст.1) определены четыре уровня налогового
законодательства [2]:
1. Налоговый кодекс (высший уровень);
2. федеральные налоговые законы;
3. законы и иные налоговые нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ;
4. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Два первых уровня формируют федеральное налоговое законодательство. Нормативные акты органов
исполнительной власти РФ (министерств, комитетов, департаментов и т.д.) в состав налогового
законодательства не входят. Они издаются только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах. Их содержание не должно изменять или дополнять это законодательство. По своему статусу – это
подзаконные акты. Если их положения противоречат Налоговому кодексу или федеральным налоговым
законам, то должны применять положения Налогового кодекса и федеральных налоговых законов.
Налогообложение – это система налоговых отношений, включающая определение налогов, условия
установления налогов и сборов, определение налогоплательщиков и плательщиков сборов, объектов
налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налогового периода, порядка исчисления и уплаты
налогов и др.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и
(или) муниципальных образований.
Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
В Российской Федерации устанавливаются и взимаются:
федеральные налоги и сборы;
налоги и сборы субъектов Российской федерации (региональные);
местные налоги и сборы.
Данная трехуровневая система налогов свойственна практически всем государствам, имеющим федеральное
устройство.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей
территории Российской Федерации. Налоговым кодексом предусмотрено введение 10 федеральных налогов и
сборов. Региональные налоги и сборы1, устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов
Российской Федерации. Региональные налоги и сборы вводятся законами субъектов РФ и обязательны к
уплате на территории этих субъектов. Местные налоги устанавливаются и вводятся в действие в соответствии
с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к
уплате на их территории.
1
Термины «региональный» и «местный» используются в налоговом законодательстве в следующих значениях:
региональный – относящийся к субъекту Российской Федерации – республике в составе Российской Федерации,
краю, области, городам Москве или Санкт-Петербургу, автономной области, автономному округу;
местный – относящийся к городу (в том числе городам Москве и Санкт-Петербургу) либо району в субъекте
Российской Федерации (кроме районов в городах Москве и Санкт-Петербурге).
1
Состав региональных и местных налогов определен статьями 13-15 Налогового кодекса. Субъекты РФ и
местные органы власти не могут вводить на подведомственных им территориях налоги и сборы, не вошедшие
в этот перечень. В состав федеральных, региональных и местных налогов предусмотренных Налоговым
кодексом, а также специальные налоговые режимы приведены в таблице 1.
Совокупность налогов и сборов (по состоянию на 1 января 2017 г.) Таблица 1
Налоги
Нормативная база
Глава НК (часть II)
Федеральные
НДС
21
Акцизы
22
Налог на доходы физических лиц
23
Единый социальный налог
24
Налог на прибыль организаций
25
Государственная пошлина
25.3
Налог на добычу полезных ископаемых
26
Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
25.1
Водный налог
25.2
Региональные
Налог на имущество организаций
30
Налог на игорный бизнес
29
Транспортный налог
28
Местные
Земельный налог
31
Налог на имущество физических лиц
32
Специальные налоговые режимы
Система н/о для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог)
26.1
Упрощенная система налогообложения
26.2
Система н/о в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 26.3
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
26.4
Патентная система налогообложения
26.5
Налоги можно классифицировать не только по уровням управления, но и по другим признакам, например, по
объектам налогообложения, источникам и формам уплаты.
По объектам налогообложения можно выделить следующие группы: 1) налоги на имущество
(движимое и недвижимое) 2) ресурсные налоги 3) налоги на доходы или прибыль 4) налоги на виды
деятельности 5) налог на капитал 6) налоги с выручки 7) прочие
По источникам налоговых платежей относятся: 1) налоги, относимые на расходы организации 2)
налоги, уплачиваемые за счет финансового результата (прибыли) налогоплательщика 3) налоги, включаемые в
цену продукции (работ, услуг). Данная классификация отражает процесс формирования стоимости продукции
(работ, услуг) субъектов экономической деятельности. и распределения полученного дохода. Вместе с тем
необходимо иметь ввиду, что в конечном итоге источником налоговых платежей является валовой
национальный доход (ВНД), который образуется как совокупность первичных денежных доходов основных
участников общественного производства.
По формам уплаты различают налоги: прямые и косвенные. Прямые налоги поступают в виде
прямых отчислений налогоплательщиков в бюджет. Из налогов, уплачиваемых фирмами, к ним можно
отнести налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество. Косвенные налоги возникают в
результате совершения хозяйственных актов и оборотов (например, купли, продажи), финансовых операций и
т.д. К косвенным налогам относят: НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и
следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка;
налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются физические и юридические лица, на
которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и (или)
сборы. Фирма (организация) получает статус налогоплательщика, если она является российской организацией
либо удовлетворяет одному из перечисленных ниже признаков:
осуществляет экономическую деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ
является собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ
совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению
является участником отношений, одним из условий которых является уплата госпошлины или
2
иного сбора, установленного налоговым законодательством РФ.
Для возникновения налогового обязательства фирма должна иметь объект налогообложения и нести
юридическую обязанность заплатить налог за счет собственных средств.
Каждый налогоплательщик может быть плательщиком одного или нескольких налогов (сборов). Это
зависит от осуществляемой им деятельности, наличия объектов налогообложения и других факторов,
учитываемых при определении его налогового статуса. Например, закон РФ «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (от 29 декабря 1995г.
№222-ФЗ) разрешил субъектам малого бизнеса, отвечающим изложенным в законе критериям, уплачивать
вместо совокупности налоговых платежей в бюджет один налог – налог с валового дохода или с прибыли.
От налогоплательщика необходимо отличать налогового агента. Налоговый агент должен удерживать
налог с других лиц, являющихся налогоплательщиками и перечислять его в бюджет. В качестве налоговых
агентов выступают, например, работодатели, обязанные удерживать подоходный налог с наемных
работников, акционерные общества, обязанные удерживать налог на доходы от капитала (дивиденды).
Объектами налогообложения фирмы являются различные аспекты экономической деятельности
фирмы. В качестве объектов налогообложения в налоговом законодательстве РФ выделены: доходы
(прибыль, дивиденды, проценты, доходы от долевого участия и т.д.), имущество, стоимость реализованных
товаров (работ, услуг), пользование природными ресурсами, операции по реализации товаров (работ, услуг),
пересечение границы РФ (ввоз и вывоз товаров), отдельные виды деятельности и т.д. В налоговом
законодательстве зафиксирована недопустимость многократного обложения одного и того же объекта
налогами одного вида – федеральным, региональным или местным. Каждый налог должен иметь
самостоятельный объект налогообложения. Характеристика и порядок определения каждого объекта
налогообложения регламентируется законом (главой II части НК) о конкретном налоге.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта
налогообложения. То есть это та количественно выраженная величина, к которой будет применена налоговая
ставка. Налоговая база может быть определена как денежная сумма (например, стоимость налогооблагаемого
имущества), либо как величина в натуральном выражении (например, в единицах веса, объема, штуках и т.п.).
Налогооблагаемая база определяется, как правило, корректировкой показателя, соответствующего объекту
налогообложения: например, на величину различных видов налоговых льгот.
Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщикам сборов, по сравнению с другими налого и сбороплательщиками. Они выражаются в
освобождении налогоплательщиков от налоговых платежей или их уменьшении. Налоговые льготы могут
предоставляться в виде: снижения налоговых ставок; установление налогооблагаемого минимума объекта
налога; освобождения от уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков; освобождения от
налогообложения определенных элементов объекта налогообложения; изменение сроков уплаты налогов;
установления специальных налоговых режимов.
Одним из основополагающих принципов системы налогообложения в РФ является установление
равных условий налогообложения субъектов всех организационно-правовых форм. Запрещается
предоставление льгот, носящих индивидуальный характер. Льготы носят в основном общефункциональный и
социальный характер.
Налоговые базы и порядок их исчисления по федеральным, региональным и местным налогам
устанавливаются налоговым кодексом. До принятия II части налогового кодекса применяется порядок
исчисления налоговой базы, предусмотренный действующим законодательством. Налогоплательщики
исчисляют налоговую базу по налогам самостоятельно по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения
налоговой базы. В качестве единицы измерения для большинства налогов используется стоимостной
показатель (НДС, налог на прибыль, налог на имущество и т.д.). Могут применяться и натуральные
измерители: мощность двигателя автотранспортных средств, площадь земельного участка, объем воды,
забираемой из водохозяйственных систем. Ставки налогов утверждаются законодательным органом Государственной Думой, ставки таможенных платежей и сборов - исполнительным органом (Правительством
РФ).
Под налоговым периодом понимается период времени, по окончанию которого определяется
налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. По каждому налогу устанавливается
налоговый период. Например, по земельному налогу этот период равен календарному году, по НДС – месяцу
или кварталу в зависимости от размера выручки от реализации. Налоговый период может состоять из одного
или нескольких отчетных периодов. В этом случае организация вносит авансовые платежи в пределах
отчетного срока по налогам по результатам расчета налогооблагаемой базы за налоговый период.
Суммы налогов определяются плательщиками самостоятельно, исходя из 1) налоговой базы; 2)
налоговой ставки; 3) налоговых льгот.
3
В отдельных, предусмотренных налоговым законодательством случаях, обязанность по исчислению
суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Например, организация
выступает в роли налогового агента по расчету, удержанию и перечислению в бюджет сумм подоходного
налога с работающих в этой организации сотрудников.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом и федеральными
налоговыми законами. Региональных и местных - соответственно законами субъектов РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Уплата налога может проводиться в
наличной или безналичной форме в установленные сроки.
Порядок уплаты налога может предусматривать внесение авансовых платежей в течение отчетного или
налогового периода. Такая система предусмотрена, в частности, по налогу на прибыль.
Участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. Организации и физические лица – налогоплательщики и плательщики сборов;
2. Организации и физические лица – налоговые агенты;
3. Налоговые органы: Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ;
4. Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения в РФ;
5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления,
уполномоченные организации и должностные лица;
6. Финансовые органы:
Минфин РФ, министерства финансов республик, финансовые органы
административно-территориальных образований, иные уполномоченные органы;
7. Органы государственных внебюджетных фондов;
8. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
В состав перечисленных в соответствии с Налоговым кодексом участников налоговых отношений могут быть
включены также законные представители налогоплательщика и банки. Права и обязанности участников
(субъектов) налоговых отношений в части, касающейся налоговых аспектов их деятельности, определены
налоговым законодательством РФ.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов предполагает, что определены:
1) Условия возникновения и прекращения обязательства по уплате налогов;
2) Порядок и условия исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога;
3) Действия налоговых органов при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей
налогоплательщиком;
4) Порядок взыскания налоговыми органами налогов и сборов, а также пени при невыполнении
налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
Обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов считается выполненной с момента предъявления
в банк поручения на уплату налогов и сборов при наличии достаточной суммы денежных средств на счете
налогоплательщика. При уплате наличными налог считается уплаченным с момента внесения денег в банк,
кассу органа местного самоуправления либо организации связи. Характеристика и порядок определения
каждого элемента налогообложения в отношении каждого налога регламентируется соответствующими
главами II части Налогового Кодекса РФ. Характеристика основных видов налогов по элементам, взимаемых
с коммерческих организаций в сфере промышленного производства приведена в Приложении 1.
Налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового
агента или иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
При нарушении налогового законодательства налогоплательщик может нести:
1) Административную ответственность
2) Уголовную ответственность
3) Экономическую ответственность в виде уплаты финансовых санкций
Административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях (ФЗ от 30.12.01 №195-ФЗ). В Кодексе установлена ответственность
должностных лиц предприятия (руководителя и главного бухгалтера) за нарушения, аналогичные тем, за
которые Налоговый кодекс предусмотрел ответственность для налогоплательщиков-организаций и
индивидуальных предпринимателей.
Уголовная ответственность должностных лиц предприятия предусмотрена ст. 199 УК Российской
федерации, введенного в действие с 1 января 1997г. Уголовный кодекс предусматривает наказание
должностных лиц организаций за уклонение от уплаты налогов вследствие включения в бухгалтерские
4
документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов
налогообложения в крупном размере.2 Наказание предусматривает:
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до пяти лет;
либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
При неоднократном нарушении предусмотрено наказание лишением свободы на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет.
Экономическая (финансовая) ответственность предприятий в виде уплаты штрафных санкций за
нарушения действующего налогового законодательства установлена Налоговым Кодексом. Если нарушение
налогового законодательства выявлено самим налогоплательщиком или в ходе аудиторской проверки
отражено в бухгалтерском учете и отчетности и сумма выявленной недоплаты (недоимки) по налогам
перечислена в бюджет, то штрафные санкции на налогоплательщика не налагаются.
2. Характеристика основных налогов, уплачиваемых фирмой.
Налог на прибыль. Налог на прибыль с фирм начал взиматься с 1 января 1992г. согласно Закону РФ от 27
декабря 1991г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций". С 01.01.2002г. вступила в действие 25
глава II части НК, которая и определяет нормативную базу по налогу на прибыль в настоящее время [3].
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных организацией доходов
необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов. При этом следует отметить, что к
вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, экономически обоснованные и
документально подтвержденные затраты, осуществляемые в казанных выше целях. Алгоритм расчета налога
на прибыль представлен на рисунке 10.1.
В налоговом законодательстве дана классификация доходов и расходов организации в соответствии с которой
выделяются:
1.
доходы от реализации продукции (работ, услуг) и расходы, связанные с производством и
реализацией продукции (работ, услуг).
2.
внереализационные доходы и расходы;
3.
доходы и расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы.
Расходы, связанные с реализацией подразделяются в свою очередь на четыре группы: материальные расходы,
амортизационные отчисления, расходы на оплату труда и прочие расходы. Детальный состав каждого из
видов расходов и порядок их определения для целей налогообложения определены в соответствующих
статьях 25 главы НК.
Одним из наиболее существенных нововведений для налогоплательщиков является обязательность ведения
наряду с бухгалтерским налогового учета. В соответствии с новым порядком налоговая база по налогу на
прибыль должна формироваться не путем корректировки данных бухгалтерского учета, а автономно с учетом
требований налогового законодательства, реализуемых в специально создаваемой системе налогового учета.
Отдельные виды расходов, несмотря на их связь с процессом производства и реализации продукции (работ,
услуг), могут быть учтены как расходы для целей налогообложения только в пределах установленных
моментов, норм и нормативов. Перечень таких расходов существенно сокращен по сравнению с ранее
действующим законодательством. Тем не менее принцип лимитируемости продолжает действовать и
распространяется на следующие расходы:
1.
Командировочные расходы (оплата проживания в гостинице, суточные на питание). Эти
расходы включаются в себестоимость продукции для целей налогообложения в пределах норм,
установленных постановлением Правительства РФ.
2.
Расходы, обусловленные использованием сотрудниками личных автомобилей для
служебных поездок.
3.
Представительские расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием
представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания
сотрудничества (расходы на проведение официальных обедов, ужинов, оплата услуг переводчиков, буфетное
обслуживание). В налоговую себестоимость представительские расходы могут быть отнесены в размере, не
превышающим 4% от суммарных расходов на оплату труда за отчетный период.
4.
Расходы на рекламу. С введением 25 главы НК порядок признания расходов на рекламу для
2
Уклонение от уплаты налогов с организаций признается в крупном размере, если сумма неуплаченного налога
превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
5
целей налогообложения прибыли существенно изменился. Установлен закрытый перечень расходов, которые
включаются в затраты без ограничений. К таким расходам отнесены: расходы на рекламу через СМИ,
наружную рекламу, расходы на участие в выставках, ярмарках, а также на уценку товаров, выставленных в
качестве образцов. Расходы на прочие виды рекламы, включая затраты на призы победителям рекламных
розыгрышей признаются в целях налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки. При
определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с
начала налогового периода.
Если
в
налоговом
(отчетном)
периоде
налогоплательщиком получен убыток, то в данном
налоговом (отчетном) периоде налоговая база
признается равной нулю.
Законодательство предоставляет право уменьшить
налоговую базу последующего налогового периода на
всю сумму полученного налогоплательщиком убытка.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка
на будущее в течение десяти лет, следующих за тем
налоговым периодом, в котором получен этот убыток,
однако при этом совокупная сумма переносимого убытка
ни в каком отчетном периоде не может превышать 30%
налоговой базы, исчисленной без учета данного вычета.
Воспользоваться правом переноса убытка возможно не
сразу, а, например, через год, т.е. убыток может быть
перенесен целиком или частично на любой период из
последующих девяти лет. Если же налогоплательщик
получил убытки более чем в одном налоговом периоде,
перенос таких убытков на будущее производится в той
очередности, в которой они получены.
Налоговые ставки. 25 глава НК ввела единую ставку
налога в размере 20% для российских организаций всех
отраслей экономики. Другие ставки предусмотрены
только по отдельным видам доходов и операций, а также
для иностранных организаций.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является
календарный год. Отчетными – первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года. В
течение года предприятия рассчитывают сумму налога
нарастающим итогом с начала года и вносят ее в бюджет
ежемесячно и ежеквартально.
Налоговые льготы. Для нормативной базы по налогу на прибыль, введенной 25 главой, характерна отмена
практически всех видов льгот. Исключение сделано только по льготам, предоставленным Законом о налоге на
прибыль отдельным видам организаций (например, малым предприятиям), но действовать эти льготы будут
только до окончания срока их предоставления. Налог на прибыль относится к федеральным налогам, но
формирует бюджеты как федерального, так и регионального и местного уровня (см. гр. 6 Таблицы 2)
Налог на добавленную стоимость (НДС). Взимается в Российской Федерации с 1 января 1992г. Является
важнейшим доходным источником для государства и крупнейшим платежом для предприятий. Нормативной
базой по НДС с 01.01.2001г. является 21 глава II части НК. Обозначенный в названии налога объект
налогообложения – добавленная стоимость – не соответствует в полной мере реальному содержанию объекта,
формируемому согласно налоговому законодательству по НДС. НДС – один из наиболее сложных налогов как
с точки зрения раскрытия экономического содержания, так и конкретного механизма исчисления. Реальное
содержание объекта НДС, формируемое согласно налоговому законодательству, не соответствует в полной
мере экономическому понятию добавленной стоимости. В состав облагаемой базы, в частности, попадает
амортизация, не являющаяся по существу элементом добавленной стоимости. Порядок исчисления НДС
построен не на прямом обложении добавленной стоимости. Вычленить непосредственно часть стоимости
продукта (работы, услуги), соответствующую добавленной стоимости, не позволяет действующая система
бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому в РФ, как впрочем и в мировой практике, применяется
косвенный, так называемый «инвойсный» метод исчисления.
6
Базой обложения НДС является общая сумма выручки (В), получаемой предприятием, реализующим товары
(работы, услуги), облагаемые НДС. При этом предприятие при расчете сумм НДС, подлежащих уплате в
бюджет (НДС в бюджет), вычитает сумму НДС, уплаченную поставщикам материально-технических
ресурсов, используемых при производстве этих товаров (работ, услуг) (НДС уплаченный).
НДС в бюджет = НДСполученный – НДСуплаченный = В • СтНДС – МЗ • СтНДС
Таким образом, НДС является многоступенчатым налогом на чистый оборот с вычетом «предварительного»
НДС, уплачиваемого «на входе» ресурсов на фирму. Он охватывает все обороты, на каждой ступени
производственного и распределительного цикла в движении товара от предприятия к конечному потребителю.
Для практической иллюстрации предположим, что эта цепочка движения продукции включает два
производственных звена (предприятия А и Б) и конечного потребителя С. Предприятие А поставляет
предприятию Б полуфабрикаты по цене 118 руб., выделив в счете НДС 18 руб. Предприятие Б, доведя этот
полуфабрикат до готовой продукции (условно не применяя дополнительных материальных ресурсов), продает
эту продукцию конечному потребителю по цене 236 руб. (в том числе НДС – 36 руб.). При расчете суммы
НДС, подлежащей уплате в бюджет, предприятие Б из суммы НДС, полученной с конечного потребителя – 36
руб., вычтет НДС, уплаченный поставщику полуфабрикатов – 18 руб. Таким образом, сумма его налоговых
обязательств перед бюджетом составит 18 руб. Аналогичную операцию совершает предприятие А, и только
конечный потребитель, заплатив НДС, не имеет возможности его зачесть. Таким образом, НДС может
рассматриваться как всеобщий налог на потребление, поскольку экономическое бремя налога через цену
товара ложится на потребителя. С точки же зрения техники обложения налогоплательщиком является
предприятие.
Это некоторое отступление в теорию вопроса, позволит нам легче понять алгоритм расчета предприятиями
налоговых платежей по НДС. Он предполагает следующие шаги:
1.Необходимо определить, является ли предприятие налогоплательщиком по законодательству РФ
2. Если да, то далее необходимо выяснить есть ли у него основание временно освободиться от обязанности
налогоплательщика. Налоговое законодательство дает такое право предприятиям и индивидуальным
предпринимателям, если их налоговая база по НДС в течение трех последовательных месяцев не превысила в
совокупности 1 млн. руб. Освобождение ликвидируется при нарушении этого условия впоследствии.
3.Далее необходимо определить наличие объектов налогообложения. Согласно ст. 146 Налогового кодекса к
объектам налогообложения относятся следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и
передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении
отступного или новации;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, услуг) для собственных нужд, расходы на
которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на
прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
4. Рассчитать налогооблагаемую базу, учтя все объекты налогообложения. Помимо объектов, перечисленных
в предыдущем пункте, в налогооблагаемую базу включаются авансовые платежи под предстоящую
реализацию товаров (работ, услуг), штрафные по хозяйственным договорам, проценты по векселям и
товарному кредиту и т.д.
5.
Определить налоговые ставки (основная ставка составляет 18 %, существует также две
льготные ставки 10 % и 0 %)
6. Рассчитать сумму НДС, полученную с контрагентов по операциям, подлежащих обложению НДС.
7. Определить налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в таможенных режимах выпуска
для свободного обращения и временного ввоза.
8. Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет в отчетном периоде, как разницу между полученной
суммой НДС и налоговыми вычетами.
Налоговым периодом по НДС является месяц. Уплата налога производится не позднее 20 числа месяца,
следующего за налоговым периодом. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами
выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышающими 1 млн. руб. предоставлено право уплачивать
НДС не ежемесячно, а ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом.
НДС является федеральным налогом. Распределение средств этого налога между бюджетами разных уровней
устанавливается Законом о государственном бюджете. В 2002г. сумма НДС полностью поступает в
федеральный бюджет РФ.
7
Налог на имущество предприятий. Применяется в Российской Федерации с 1 января 1992г. С
1.01.2004г. нормативной базой по налогу является глава 30 Налогового Кодекса РФ [4]. Налог на имущество
организаций относится к числу региональных. Субъекты Российской Федерации вводят его в действие на
своей территории региональным законом об этом налоге.
Объект налогообложения. Согласно статье 374 НК РФ объектом налогообложения является
движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств,
признаваемых таковыми в соответствии с правилами бухучета (включая имущество, переданное во временное
владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность)
[4, ст.374]. Исключение составляют:
1.
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные
ресурсы);
2.
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или)
приравненная в ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны,
обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество организаций признается среднегодовая
стоимость имущества, подлежащего налогообложению. В расчет берется его остаточная стоимость,
определенная по правилам бухучета. Если по правилам, принятым в бухучете, по каким-то основным
средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по-прежнему
будет определяться за вычетом износа.
Налоговые ставки. Максимальная ставка налога составляет 2,2 % (ст. 380 Налогового Кодекса РФ).
Причем законодательные власти субъектов федерации вправе установить дифференцированные налоговые
ставки в зависимости от категории налогоплательщиков [4, ст.380]. Например, для организаций, оказывающих
почтовые и образовательные услуги, некоммерческих и научных организаций, внебюджетных фондов и др.
Кроме того, ставки могут быть дифференцированы по видам имущества. Например, из состава
имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для
которого может быть установлена отдельная ставка.
Налоговые льготы. По налогу на имущество предусмотрено значительное количество льгот. В
частности для промышленных предприятий актуальна такая льгота как освобождение от налогообложения
объектов, используемых для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны, объектов
жилищной и коммунальной сферы и т.д. В то же время, так как налог на имущество организаций относится к
региональным, законодательные власти субъектов федерации вправе при его введении на своей
территории дополнить перечень льгот, предусмотренный в статье 381 НК РФ [4, ст.381].
Сумма налога определяется как произведение среднегодовой стоимости налогооблагаемого
имущества за отчетный (налоговый) период на ставку налога. Налоговым периодом по налогу является
календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев календарного года.
В этом случае налог уплачивается ежеквартально. В то же время законодательные власти субъектов
федерации получили право при введении налога не устанавливать отчетные периоды, тем самым, освободив
налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение года. Окончательный расчет
производится по истечении налогового периода исходя из фактической среднегодовой стоимости
подлежащего налогообложению имущества предприятий. Средства этого налога формируют доходы
регионального (50%) и местного бюджетов (50%).
3. Оптимизация налоговых платежей фирмы
Действующим налоговым законодательством
выделяются следующие виды налоговых
правонарушений, которые могут быть использованы налогоплательщиками для уменьшения налоговых
платежей (cт.116-122]:
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
непредставление в налоговый орган сведений об открытии (закрытии) банковских счетов;
непредставление налоговой декларации;
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
неуплата или неполная уплата суммы налога.
Как видно из данного перечня, налоговая минимизация, как таковая, не трактуется законодательством как
правонарушение - законность действий налогоплательщика определяется не целью, в данном случае
сократить налоговые платежи, а способами достижения этой цели. Этот тезис и определяет водораздел
между оптимизацией налоговых неплатежей и уклонением от уплаты налогов.
В отличие от уклонения от уплаты налогов налоговая оптимизация - это уменьшение размера
налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика,
8
включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых
освобождений и других законных приемов и способов. В эту категорию входят способы, при которых
определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем
квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи
необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций. Объективной основой налоговой
оптимизации является установленная налоговым законодательством обязанность фирм самостоятельно
определять суммы всех налогов. Так как для граждан и организаций уплата налогов является не целью, а
определенным обременением, естественно, что каждое лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять свои
права и обязанности, уплачивая налоги в минимальном размере. Кроме того, современное налоговое
законодательство само стимулирует планирование налоговых последствий, так как предусматривает
неодинаковые налоговые режимы для различных ситуаций, допуская выбор метода исчисления налоговой
базы и предлагая налогоплательщикам различные льготы. В наиболее общем виде классификация
правомерных способов уменьшения величины налоговых платежей может быть представлена следующим
образом:
Использование пробелов в налоговом законодательстве
Данный вид оптимизации необходимо отличать от уклонения от уплаты налогов, поскольку он не
предполагает сознательного нарушения тех норм налогового законодательства, которые установлены в
соответствие с действующим порядком, а позволяет лишь воспользоваться его изъянами и недоработками.
При использовании данного механизма, в первую очередь, реализуется норма Налогового Кодекса о том, что
каждый налогоплательщик должен уплачивать только законно установленные налоги и сборы. На практике
эта норма имеет как минимум два полезных для налогоплательщика следствия:
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Следовательно, если при установлении налога законодательный орган не определил (нечетко определил) все
элементы налогообложения.
Планирование договорных отношений предприятия
В рамках данного способа налоговой оптимизации решаются сразу несколько вопросов, позволяющих
уменьшить величину налоговых платежей предприятия, в частности: выбор вида договора, выбор
контрагента, определение условий договора и др.
выбор вида договора
В некоторых случаях выбор вида договора способен не только уменьшить сумму налоговых
платежей, но повлиять на наличие объекта налогообложения.
Так в соответствии со ст. 146 Налогового Кодекса объектом обложения налогом на добавленную
стоимость является реализация продукции (работ, услуг) на территории Российской Федерации [4, ст.146].
Таким образом, налоговые обязательства возникают при одновременном наличии двух оснований:
факт реализации товаров (работ, услуг);
место реализации товаров (работ, услуг) – территория РФ
В данной ситуации факт реализации является тем обстоятельством, на которое предприятие повлиять
не в силах: право собственности перешло – реализация состоялась вне зависимости от вида договора. Вместе
с тем, если контрагентом по сделке выступает нерезидент, при определении места реализации работ (услуг)
решающее значение имеет именно вид договора. Это связано с тем, что для определенных видов услуг
(например, информационных, консультационных, юридических, бухгалтерских и иных услуг, перечисленных
в п. 1.4 ст. 148 Налогового Кодекса РФ), место реализации определяется на основании места осуществления
деятельности покупателя, в то время как для остальных видов работ (услуг) место реализации определяется на
основании места деятельности продавца [4, ст.148].
Так в случае, если российская образовательная организация заключает договор с зарубежной
компанией о проведении семинаров по обучению сотрудников этой компании на территории Российской
Федерации, у нее – как продавца услуг – возникает объект обложения по налогу на добавленную стоимость.
Вместе с тем, если эти же хозяйственные отношения оформить договором об оказании консультационных
услуг объекта обложения НДС не возникает, так как покупателем услуг является нерезидент.
выбор контрагента
При решении вопроса о выборе контрагента предприятию необходимо принимать во внимание, в первую
очередь, статус контрагента и его влияние на налоговые последствия хозяйственной операции.
Так, например, заключая договор подряда на оказание услуг (выполнение работ) с физическим лицом,
согласно гл. 24 Налогового Кодекса РФ организация обязана на сумму выплачиваемого по договору
вознаграждения начислить единый социальный налог.
9
Вместе с тем, если указанное физическое лицо зарегистрировано в установленном порядке в качестве
индивидуального предпринимателя, обязанность по начислению и уплате единого социального налога у
предприятия не возникает.
В данном случае налицо налоговая экономия по единому социальному налогу, являющемуся составной
частью затрат предприятия.
определение условий договора
В ряде случаев условия договора способны оказать существенное влияние на размер и сроки возникновения
налоговых обязательств предприятия. В
качестве иллюстрации можно привести пример, когда
установленный договором срок оплаты товаров (работ, услуг), определяется как последний день налогового
периода (квартала, месяца). В связи с тем, что минимальное время похождения платежей через банки
составляет один день, а в среднем три дня, момент оплаты товаров (работ, услуг) для продавца и покупателя
будет неодинаков. При этом перечисление покупателем оплаты по договору, основанное на дате платежного
поручения банку на перевод денежных средств, позволит ему в текущем налоговом уменьшить налоговые
платежи в бюджет по налогу на добавленную стоимость. В тоже время у продавца, имеющего право на
применение кассового метода определения выручки для целей налогообложения, и получившего денежные
средства на расчетный счет по окончании налогового периода, обязанность по уплате налога на добавленную
стоимость и налога на прибыль возникнет только в следующем налоговом периоде.
Воздействие на налогооблагаемую базу путем проведения или не проведения отдельных операций
Так, например, в соответствие с действующим законодательством, предприятиям дано право производить
ежегодную переоценку основных средств, которая призвана привести в соответствие первоначальную
стоимость основных средств и их рыночную оценку. При увеличении первоначальной стоимости основных
средств происходит рост амортизационных отчислений, которые, являясь составляющей затрат предприятия,
уменьшают размер налогооблагаемой прибыли и, следовательно, сумму налога на прибыль. При этом
необходимо помнить, что стоимость основных средств включается в облагаемую базу по налогу на имущество
предприятий, и ее рост неизбежно приведет к увеличению суммы этого налога. На практике многие
предприятия решают сложные оптимизационные задачи для того, чтобы рассчитать конечный экономический
эффект от такого рода операции и только на основе расчета принимают окончательное решение об их
проведении.
Использование налоговых льгот является самым простым и удобным способом минимизации
налоговых платежей, в случаях, когда деятельность предприятия соответствует определенным критериям.
Это связано, в первую очередь с тем, что другие способы зачастую требуют либо сложных экономических
расчетов, либо наличия высококвалифицированных юристов и налоговых консультантов.
Выбор месторасположения фирмы или места регистрации (территории и юрисдикции). Здесь не
следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10-15%
налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому
налоговому бремени. Среди этой группы способов оптимизации налогов принято выделять: 1) свободные
экономические зоны (где налоговое бремя ограничено лишь федеральной составляющей налогов); 2)
оффшорные зоны; 3) страны с разным налоговым режимом, позволяющим получать экономию на налогах с
помощью трансфертных расчетов. В последнее время у данного класса налоговых щитов появился мощный
конкурент - интернет-бизнес и цифровые технологии.
4. Специальные налоговые режимы и налоговые льготы
В законодательстве РФ предусмотрены специальные налоговые режимы: УСН - Упрощенная налоговая
система; ЕНВД - Единый налог на вмененный доход; ЕСХН - Единый сельскохозяйственный налог; ПСН патентная система налогообложения. Всем специальным режимам налогообложения, присуще одно
преимущество, это отсутствие НДС, налога на прибыль и имущества, вместо этих налогов появляется единый
налог. Страховые взносы во всех 4 режимах, такие же как и на общей системе налогообложения.
УСН. Самый распространенный режим работы малых предприятий, это УСН, для перехода на него
компания должна соответствовать следующим требованиям: 1) Сотрудников <100 человек; 2) Доход <5 млн.
руб. в год 3) Остаточная стоимость < 150 млн. руб. 4) Доля участия в ней других организаций не может
превышать 25% 5) Запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы, и представительства 6)
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация
подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ)
Данная система делится на два вида, Вы платите единый налог в размере 15% с прибыли, любо 6% с
доходов. Соответственно выбор исходит в зависимости от типа деятельности предприятия, если Вы
оказываете услуги, и Ваша себестоимость по сути - это Ваше потраченное время, к примеру вы программист,
дизайнер и т.д., то Вам выгоднее будет выбрать 6% с дохода, так как Ваш доход, по сути и есть Ваша
прибыль. Если Вы торгуете чем-то, либо что-то производите, то скорее всего Вам подойдет 15% от прибыли,
10
так как затратная часть будет более существенной чем в сфере услуг. В сути логика выбора между этими
ставками зависит от соотношения прибыли к величине выручки.
ЕСХН. Рассмотрим ЕСХН, данная система доступна для предприятий у которых доход от
сельскохозяйственной деятельности >70%. Налоговой базой признается денежное выражение доходов,
уменьшенных на величину расходов уменьшенные на величину произведенных расходов. Налоговая ставка
составляет 6%. Как вы видите данный режим крайне выгоден для сельскохозяйственных производителей.
ЕНВД. Данный налог предусмотрен для конкретных видов деятельности: 1) розничная торговля; 2)
общественное питание; 3) бытовые, ветеринарные услуги; 4) услуги по ремонту, техническому обслуживанию
и мойке автомототранспортных средств; 5) распространение и (или) размещение рекламы; 6) услуги по
передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков; 7) услуги по временному
размещению и проживанию; 8) услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом; 9) услуги стоянок.
И имеет ряд ограничений для компаний: 1) Доля других Юридических лиц <25%, 2) Сотрудников<100,
3) Режим введен на территории муниципального образования, 4) Деятельность НЕ осуществляется в рамках:
Договора простого(доверительного)товарищества; 5) В местном нормативном правовом акте упомянут
осуществляемый вид деятельности; 6) Налогоплательщик не является учреждением образования,
здравоохранения и социального обеспечения в части деятельности по оказанию услуг общественного питания;
7) Налогоплательщик НЕ относится к категории "крупнейших"; 8) Не оказываются услуги по сдаче в аренду
автозаправочных и автогазозаправочных станций. Логика налогообложения в данном режиме следующая,
Налоговая база — это величина вмененного дохода. Налоговая база равна вмененному доходу, который
представляет из себя произведение базовой доходности на физический показатель. Базовая доходность
корректируется в соответствии с коэффициентом-дефлятором (К1) и корректирующим коэффициентом (К2,
ст. 346.27 НК РФ)., налоговая ставка составляет 15%, и ЕНВД= (Налоговая база*налоговая ставка)страховые взносы.
ПСН. Патентная система налогообложения, так же, как и остальные системы имеет ряд ограничений, а
именно: 1) ПСН могут использовать только индивидуальные предприниматели; 2) Средняя численность
работников <15 человек; 3) Патентная система налогообложения не применяется в отношении видов
предпринимательской деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о
совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Налоговая база - денежное
выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по
виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система
налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Налоговая ставка составляет 6%, Размер налога = (налоговая база / 12 месяцев Х количество месяцев срока,
на который выдан патент) Х 6. проблема данной системы, также как и ЕНВД - это обязательная уплата налога,
даже в случае, если Вы не ведете деятельности, либо Ваш доход крайне мал, но они крайне эффективны когда
дела у Вас идут успешно, поэтому если Вы не уверены в 100% успехе, лучше начинать с универсальной УСН
в первый год своего бизнеса, а после этого уже начинать заниматься оптимизацией налоговых выплат.
Специальные способы налоговой оптимизации. Особый класс "налоговых маневров", в основе
которых лежат действия фирм, не регулируемые законодательством, но и не запрещаемые. С определенной
долей условности эти способы можно разделить на две группы:
а) базирующиеся на преимуществах вертикально-интегрированной фирмы, в том числе:
выгоды от использования консолидированного баланса, когда все операции внутри группы фирм
рассматриваются как внутризаводский оборот и таким образом выводятся из-под налогообложения. Это
позволяет осуществлять безналоговые переброски финансовых ресурсов, передачу оборудования, убытки
одной фирмы погашать за счет прибыли другой, в результате чего общий налог уменьшается;
при покупке контрольного пакета нужной, но убыточной фирмы, ее убытки снижают
налогооблагаемую прибыль материнской фирмы;
выгоды, получаемые на основе использования различной структуры затрат и их удельного веса в
выручке материнской и дочерней фирм;
трансфертные операции внутри страны между субъектами с различным налоговым режимом:
между материнской фирмой и дочерним малым предприятием, между фирмой и физическим лицом,
выполняющим для фирмы какие-то работы;
множество других способов экономии на налогах, базирующихся на неурядицах отечественного
законодательства, регулирующего финансовую деятельность фирмы. Однако большинство из этих способов
можно успешно реализовать при наличии сильной юридической защиты фирмы.
Фундаментальным методом оптимизации налогового бремени является реструктуризация фирмы на базе
осмысленной вертикальной интеграции, т.е. реструктуризации с учетом налогообложения. Наиболее
распространенным из данного класса налоговых щитов является налоговая оптимизация с помощью
11
трансфертного ценообразования. В современной России трансфертное ценообразование в целях
минимизации налогового бремени наиболее активно применяют нефтяные компании, организованные по
холдинговому принципу.
б) основанные на портфельных стратегиях
В группе специальных налоговых щитов особое место занимают стратегии оптимизации налогового бремени
на основе портфельной теории. Реинвестирование доходов с целью увеличения чистых активов на акцию и
законного ухода от налогов, - это общий случай в налоговой политике фирмы. Но есть и специальный
портфель стратегий, направленных на минимизацию налогового бремени:
«продажа налогов», которая исходит из сокращения или погашения задолженности по
налоговым платежам на доходы от прироста капитала путем продажи акций, приносящих убыток от их
нахождения в портфеле фирмы в данный момент;
«антиналоговый стеллаж», который предполагает перенос налоговых платежей на год
вперед. Суть данной стратегии состоит в том, что инвестор с краткосрочными доходами от прироста капитала
занимает позицию по товарному фьючерсу или опциону с целью осуществления искусственного убытка в
текущем налоговом году и получения долгосрочного дохода в следующем году;
«антиналоговый своп», который предполагает продажу в конце отчетного периода
(налогового) одних ценных бумаг для создания видимости убытка (формального) с целью избежания налогов
с последующим реинвестированием средств от продажи в активы с ожидаемым более высоким доходом в
будущем;
приобретение ценных бумаг, фьючерсных контрактов за счет собственных средств фирмы
по кратному номиналу с последующим списанием разницы между ценой покупки и номиналом на убытки
фирмы.
Проведение любых операций по оптимизации налоговых платежей должно носить комплексный характер, то
есть рассматривать не только налоговые последствия того или иного экономического решения, но и его
влияние на общую эффективность деятельности предприятия. Не случайно в налоговом законодательстве
многих развитых стран широко используется доктрина «деловой цели» (business purpose), которая состоит в
том, что сделка, дающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана
недействительной, если не достигает деловой цели. При этом в целях предупреждения уклонения от уплаты
налогов налоговая экономия не признается деловой целью сделки.
Специальные налоговые режимы для технологических компаний. Во второй половине 2000-х годов
в России была проведена значительная работа по адаптации лучшего зарубежного опыта в области поддержки
инноваций. Эпизодические истории успехи в области технологического предпринимательства 1990-х годов
требовалось превратить в целостную систему трансфера технологий из академической среды в бизнес. Начало
систематической работы было положено в 2004 году с запуском программы СТАРТ (аналог американской
SBIR), в рамках которой сотни команд стали получать посевное финансирование ежегодно. В 2005 году было
создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ), призванное
копировать подобный опыт Китая. Следом были созданы такие институты развития Российской Федерации,
как ОАО «Российская венчурная компания» (2006), ГК «РОСНАНО» (2007), Фонд «Сколково» (2010), ФГАУ
«Российский фонд технологического развития» (2010), фактически играющие роль крупных венчурных
фондов, наполняющих инновационную экосистему доступными финансовыми ресурсами. Работа по созданию
институтов трансфера технологий была поддержана соответствующей законодательной деятельностью. В
2009 году был создан российский аналог американского закона о патентах и товарных знаков (Bayh-Dole Act)
от 1980 года. Так называемый «ФЗ 217» предоставлял ВУЗам и академическим институтам возможность
выступать в качестве учредителя инновационных компаний. Компаниям, которые занимаются развитием
технологий, были предоставлены значительные налоговые преференции. Краткое резюме особых режимов
налогообложения представлено ниже.
Практикум. Пример 1. Определить величину НДС, уплаченную фирмой в бюджет в I квартале 2017 года,
если прибыль от реализации продукции составила 447 тыс.руб., полная себестоимость реализованной
продукции – 1784 тыс.руб. (без НДС), налог на добавленную стоимость, уплаченный предприятием в том же
отчетном периоде за приобретаемые товарно-материальные ценности (работы, услуги) – 35,4 тыс.руб.
Решение: (1784+447) * 0,18 – 35,4 = 366,18 тыс.руб.
Пример 2. Фирма использует стандартную систему налогообложения и не имеет льгот по НДС. Фирма
реализовала в мае 2016 г. продукции на 3186 тыс. рублей (с НДС). Себестоимость реализованной продукции
составила 700 тыс. руб. Был продан подержанный ноутбук по цене 7080 руб. (с НДС). Первоначальная
стоимость данного оборудования – 15 тыс. руб. и он эксплуатировался 3 года. Годовая норма
амортизационных отчислений для данного основного средства – 20 %. При расчете амортизации используется
12
линейный метод. В отчетном периоде истек срок депозитного вклада фирмы в банке на сумму 600 тыс. руб.
Срок вклада 8 месяцев под 11% годовых. Рассчитайте валовую прибыль фирмы за отчетный период, исходя из
данных условий.
Решение: 1.Прибыль от реализации продукции Прп = 2700-700=2000 тыс.руб.
2. Прибыль от реализации имущества При = Цена ноута – остаточная стоимость ноута = 6 т.р. – ( 15 т.р. –
15*20%/100% *3года) = 6 т.р. – (15-9) = = 6 - 6 = 0 т.р.
3. Внереализационный доход (%% к получению) =600 *8\12*0,11=44 т. руб.
4. Итого: 2000+0+44 = 2044 тыс. руб.
Пример 3. Имеются следующие данные о работе компании за 1 квартал 2017 года: выручка от реализации (с
НДС) 2360 тыс.руб., полная себестоимость реализованной продукции – 1500 тыс.руб., пени и неустойки
уплаченные компанией за не соблюденные условия договоров купли-продажи продукции – 3 тыс.руб., пени и
неустойки, полученные за несвоевременное исполнение обязательств поставщиками компании, – 6 тыс.руб.
Определите налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет за отчетный период (в условии задачи
налогооблагаемая база по налогу на прибыль считается равной валовой прибыли компании до
налогообложения).
Решение: Выручка от реализации без НДС 2360/1,18 = 2000 тыс. руб.
Налог на прибыль = 2000 – 1500 – 3 + 6 = 503*20% = 100,6 тыс. руб.
Пример 4. Имеются следующие данные о фирме. В отчетном году функция совокупных затрат фирмы имела
вид ТС = 60000+60q, где q – объем производства и продаж изделия А. Объем производства соответствует
точке безубыточности. Выручка от продаж – 115050 руб. с НДС. В текущем году совокупные постоянные
издержки (TFC) возрастают на 20%, переменные затраты на единицу (AVC) уменьшаются на 10%.
Определите безубыточный объем производства в текущем году при росте рыночной цены на 14% .
Компания использует общий налоговый режим и не имеет льгот по НДС.
Решение: ТС = 60000+60q = 97500 q0 = 625 p*q = 115050/1,18=97500 p = 156
TFC1 = 1,2*60 000 = 72 000 AVC1 = 60 * 0,9 = 54 p1 = 156*1,14 = 177,84 Q0= 72 000 / (177,84 – 54) = 581,39
Пример 5. Проверьте себя! Имеются следующие данные о работе компании за 1 квартал 2017 года: выручка
от реализации (с НДС) 4720 тыс.руб., полная себестоимость реализованной продукции – 3000 тыс.руб. (без
НДС), пени и неустойки уплаченные – 100 тыс.руб., проценты, выплачиваемые банком за хранение денег на
депозите – 6 тыс.руб. Определите налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет за отчетный период (в
условии задачи налогооблагаемая база по налогу на прибыль считается равной валовой прибыли компании до
налогообложения).
Решение: Выручка от реализации без НДС 4720/1,18 = 4000 тыс. руб.
4000-3000-100+6 = 906*20% = 181,2 тыс. руб.
Пример 5. ООО «Лучина» приобрела лицензию на использование технологии лазерного луча при
производстве лампочек. Согласно лицензионному договору, «Лучина» должна платить лицензиару роялти с
каждой реализованной единицы. Известно, что за год «Лучина» реализует 100 000 лампочек по цене 1416 руб.
с НДС за штуку, удельные переменные издержки составляют 900 руб., постоянные издержки составляют 20%
от совокупных издержек компании. Определите максимальную ставку роялти с продаж, которую может
платить фирма и при этом не нести убытков.
Решение: П = P * Q – TC – R * Q = P * Q – AVC * Q – FC – R*Q = Q * (P – AVC – R) – FC = 0
1. FC = 20% TC = 20% (AVC * Q + FC) => 80% FC = 20% * 900 * 100 000 => FC = 22 500 000 руб.
2. 100 000 * (1416/1,18 – 900 – R) – 22 500 000 = 0 => R = 75 (руб.)
Пример 6. Проверьте себя! Компания 'МобиТуГоу' выпускает навигаторы для пеших прогулок по Москве с
картами и дополненной реальностью трех видов: в классическом исполнении (К), стилизованные для
подростков (П) и специально для детей (Д). Аналитики компании ожидают, что спрос на продукты компании
составит 20 тыс, 5 тыс и 3 тыс соответственно, и рекомендуют установить следующие цены: 2 500 руб за
навигаторы класса К, 2 000 руб - класса П и 1 500 руб. - класса Д. При этом полная себестоимость единицы
продукции ожидается на уровне 1 200 руб. (независимо от класса). Тем не менее, фактический спрос на
навигаторы класса П и Д оказался на 20% ниже. Руководство 'МобиТуГоу' решило снизить цены на эти
продукты до 1 800 руб и 1 300 руб соответственно, что позволило достигнуть запланированного объема
продаж. Определите, какой должна быть новая цена с НДС на классические навигаторы К (при том же объеме
спроса на уровне 20 тыс. и увеличении полной себестоимости на 10 руб. на один навигатор К за счет
13
дополнительных затрат на продвижение), чтобы общая рентабельность продаж компании (по прибыли до
налогов) осталась на запланированном уровне.
Решение:
1. Запланированная прибыль = 20 000 * (2 500-1 200) + 5 000 * (2 000 - 1 200) + 3 000 * (1 500-1 200) = 30,9 млн
2. Планируемая Выручка = 20 000 * 2 500 + 5 000 * 2 000 + 3 000 * 1 500 = 64,5 млн
3. Панируемая Рентабельность = 30,9 / 64,5 = 47,907%
4. Пусть новая цена х, тогда Фактическая Выручка = 20 000 х + 5 000 * 1 800 + 3 000 * 1 300 = 12900+20000х
5. Фактическая прибыль = 20 000 * (х-1 210) + 5 000 * (1 800-1 200) + 3 000 * (1 300-1 200) = 20 000 х - 20 900
000
6. Тогда имеем уравнение: (20х - 20 900) / (20х + 12 900) = 47,907%
20х - 20 900 = 9,58х+6180 10,42х=27080
Х= 2 599,2 руб.
Ответ: 2599,2*-1.18=3067 руб.
Пример 7. Имеются следующие данные о структуре доходов компании «Радуга» за 1 квартал 2015 года. За
отчетный период компания реализовала товаров на сумму 4720 тыс. руб. (с НДС), получила доход от
предоставления сторонней компании в пользование прав, возникающих из патента на промышленный образец
(роялти) – 30 тыс. руб., а также 708 тыс. руб. (с НДС) от сдачи производственного помещения в субаренду
сторонней организации. Компания заключила договор с партнером, но он оказался недобросовестным и не
поставил оборудование в срок. Штрафы за нарушение договорных обязательств, полученные компанией
«Радуга» от партнера составили 47,2 тыс. руб. (с НДС).
Также имеются следующие данные о всех осуществленных расходах компании «Радуга» за 1 квартал 2015
года. Материальные расходы 1600 тыс. руб., расходы на оплату труда без учета страховых взносов 600 тыс.
руб., суммы начисленной амортизации – 200 тыс. руб. Также компания понесла прочие расходы, связанные с
производством и реализацией, в виде процентов по долговым обязательствам в размере 80 тыс. руб.
Руководство фирмы решило выплатить премии за счет средств специального назначения. Произведенные в
связи с этим расходы составили 136 тыс. руб. Также сотруднику компании была выплачена материальная
помощь в связи с рождением первенца в семье в размере 30 тыс. руб. Определите налог на прибыль за
отчетный период 1 квартал 2015 года при условии, что компания применяет общий налоговый режим и не
имеет льгот по НДС; в условии задачи налогооблагаемая база по налогу на прибыль считается равной
бухгалтерской прибыли компании. Компания работает в сфере IT (информационные технологии) и применяет
специальный страховой тариф (ПФ – 8% ФСС – 2% ФФОМС – 4%)
Решение:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
Показатели деятельности, учитываемые при налогообложении прибыли (премии и матпомощьне
учитываются!!!)
Выручка от реализации 4720 (с НДС)
Доход от прав, возникающих из патента на промышленный образец
Сдача имущества в аренду 708 (с НДС)
Штрафы за нарушение договорных обязательств, полученные организацией от партнера 47,2 (с НДС)
Материальные расходы
Расходы на оплату труда
Суммы начисленной амортизации
процентов по долговым обязательствам в размере 80 тыс. руб (с НДС).
Тыс. руб.
без НДС
4000
30
600
40
1600
600*1,14=684
200
80
Доходы = 4000 + 30 + 600 + 40 = 4670 Расходы = 1600 + 684 + 200 + 80 = 2564
Налог на прибыль = 0,2 * (4670 - 2564) = 421,2
Пример 8. Фирма принимает решение о реализации станка. Его продажная цена составляет 23 600 руб. с
НДС. Первоначальная стоимость станка (без НДС) – 30000 руб. Сумма начисленных амортизационных
отчислений на дату продажи 14 400 руб., заработная плата рабочих по демонтажу станка составила 3000 руб.
Начислен единый социальный налог. Стоимость материалов, использованных при транспортировке станка, 640 руб. По результатам демонтажа оприходованы материалы (опорные конструкции) по стоимости 700 руб.
Рассчитать сумму налога на добавленную стоимость, полученную от покупателя, сумму страховых взносов и
налог на прибыль по результатам этой операции, которая была проведена в I квартале 2012 г.
Решение: 1. НДС, полученный от покупателя станка = 23600*18/118=3600 руб.
2. ЕСН=3000*0,30=900 руб.
3. Финансовый результат от операции = продажная цена станка без НДС + Ar - Первоначальная стоимость
станка без НДС - з\п – ЕСН - стоимость материалов, исп. при транс-ке станка + демонтаж = 20 000+1440030000-3000-900-640+700=3560 руб.
4. Налог на прибыль: 3560*20%=712 руб.
14
Пример 9. Рассчитайте налог на прибыль, который должна заплатить фирма «Восток» в I квартале 2017 года,
исходя из следующих данных: 1) материальные затраты – 300 тыс. руб., 2) расходы на оплату труда (с учетом
страховых взносов) – 250 тыс. руб., 3) амортизация производственного оборудования– 120 тыс. руб., 4)
проценты, выплачиваемые банку за полученный кредит, – 6 тыс. руб., 5) плата за арендованное у компании
«Заря» оборудование (без НДС)– 44 тыс.руб., 6) пени и неустойки, полученные за несвоевременное
исполнение обязательств поставщиками компании – 20 тыс.руб.,7) выручка от реализации - 1180 тыс. руб. с
НДС
Решение: в условии задачи налогооблагаемая база по налогу на прибыль считается равной валовой прибыли
компании до налогообложения. Выручка без НДС 1180/1,18=1000 тыс. руб.
П=1000-300-250-120 – 20 -6-44=300 тыс. руб. Налог на пр=300*20%=60 тыс. руб.
Пример 10. Проверьте себя! Определите величину налога на прибыль предприятия при максимально
возможной ставке, если деятельность предприятия за отчетный период характеризовалась следующими
данными:
1
2
3
4
5
6
Показатель хозяйственной деятельности предприятия
Выручка от реализации товаров (без НДС)
Выручка от реализации имущества (без НДС)
Имущество, полученное в форме задатка в качестве обеспечения обязательств
Расходы, связанные с производствои и реализацией
Расходы в виде процентов по долговым обязательствам
Сумма выплаченных дивидендов
тыс. руб.
150 000
70 000
35 000
80 000
10 000
15 000
Решение: Прибыль до налогообложения = 150+70-80-10=130 тыс. руб. Налог на прибыль = 130 * 0,2 = 26
тыс. руб. (Имущество, полученное в форме задатка в качестве обеспечения обязательств – не учитывается
ПБУ 9\99 п.3, НК РФ, ст. 270, п.32)
Пример 11. В отчетном периоде (2013 г.) организацией по данным бухгалтерского учета получены доходы в
размере 400 тыс.руб. (без НДС) и произведены расходы в размере 200 тыс. руб. Доходы по данным налогового
учета составили 1,1 от доходов по данным бухгалтерского учета, а расходы – 0,9 от расходов по данным
бухгалтерского учета. Определите сумму налога на прибыль и размер прибыли, остающейся в распоряжении
организации по результатам работы в отчетном периоде.
Решение: Налоговый учет : Доходы 400*1.1=440 180 тыс. руб. Расходы 200 * 0,9 = 180 тыс. руб. Налог на
прибыль = (440-180)*0,2=52 тыс. руб. Бухгалтерская прибыль = 400 – 200 = 200 тыс. руб. Чистая прибыль =
200 – 52 = 148 тыс. руб.
Пример 12. Проверьте себя! В 1 квартале 2015 года компания «Радуга» реализовала производственное
оборудование. Есть следующие данные о проведенной операции (тыс. руб.):
№
1
2
3
4
5
Показатель хозяйственной деятельности предприятия
Выручка от реализации оборудования (с НДС)
Первоначальная стоимость оборудования (без НДС)
Сумма начисленных амортизационных отчислений на дату продажи
Расходы на оплату труда (демонтаж оборудования) без страховых взносов
Стоимость материалов, использованных при демонтаже оборудования (с НДС)
тыс. руб.
472
580
300
30
17,7
Определите налог на прибыль по результатам этой операции (компания использует общепринятую систему
налогообложения; в условии задачи налогооблагаемая база по налогу на прибыль считается равной
бухгалтерской прибыли компании, страховые взносы начисляются по общему тарифу).
Решение: Валовая прибыль = 472/1,18 – (580-300+ 30 + 30*0,3 + 20/1,18) =
66*20%=13,2 тыс. руб.
66
Налог на прибыль =
Пример 13. Проверьте себя! Имеются следующие данные о работе компании «Шишкин лес» за 1 квартал
2013 года: выручка от реализации (с НДС) – 1062 тыс.руб., полная себестоимость реализованной продукции 1000 тыс. руб., пени и неустойки уплаченные - 24 тыс. руб., плата за арендованное у производственной
компании оборудование (с НДС) – 141,6 тыс. руб, штрафы, полученные с поставщиков за нарушение
договорных условий поставок (с НДС) – 47,2 тыс. руб., проценты по депозитному вкладу компании - 10
тыс. руб., Определите налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет за отчетный период.
Решение: выручка без НДС 2124 1,18=1800 т.р.
плата за арендованное у производственной компании оборудование без НДС =141,6 / 1,18=120 т.р.
15
штрафы, полученные с поставщиков за нарушение договорных условий поставок без НДС = 47,2 / 1,18 =
40 т.р.
прибыль = 1800-1000-120-24+40+10=706 Налог на пр =706 20%=141,2 т.р. Ответ: 141,2 т.р
Пример 14. Проверьте себя! Известны следующие данные о компании за 1 квартал 2017 года: закупка
товаров - 343 тыс. руб., затраты на производственную деятельность - 234 тыс. руб., доход – 1416 тыс. руб.,
ФОТ – 100 тыс. руб. (без уплаты страховых взносов), среднеквартальная стоимость имущества 3 000 тыс. руб.,
уставный капитал – 300 тыс.руб. Определите налог к уплате по варианту «Доходы – Расходы» при
использовании компанией упрощенной системы налогообложения и общего страхового тарифа.
• Налоговая база = Доход – Расход = 1416 – 343 – 234 - 100 тыс. -30 тыс. = 709 тыс. руб.
• Считаем налог к уплате: 709 тыс* 15%= 106,35 тыс. рублей
Пример 15. Известны следующие данные о компании за 4 квартал 2016 года: закупка товара - 300 000
рублей, затраты на производственную деятельность - 290 000 рублей, доход - 1 180 000 рублей, ФОТ - 100 000
рублей (без уплаты страховых взносов), среднеквартальная стоимость имущества 3 000 000 рублей (в данном
периоде основные средства не приобретались). Определите налог к уплате по варианту «Доходы – Расходы»
при использовании компанией упрощенной системы налогообложения и общего страхового тарифа.
• Налоговая база = Доход –Расход= 1,18 млн-590 тыс.-100 тыс. -30 тыс. = 460тыс. рублей
Считаем налог к уплате: 460 тыс* 15%= 69 тыс. рублей
Пример 16. Проверьте себя! Известны следующие данные о компании за 1 квартал 2017 года: закупка
товаров - 343 тыс. руб., затраты на производственную деятельность - 234 тыс. руб., доход – 1516 тыс. руб.,
ФОТ – 100 тыс. руб. (без уплаты страховых взносов), среднеквартальная стоимость имущества 3 000 тыс. руб.,
уставный капитал – 300 тыс.руб. Определите налог к уплате по двум вариантам при использовании компанией
упрощенной системы налогообложения и общего страхового тарифа, и определите какой вариант выгоднее.
• Налоговая база = Доход – Расход = 1516 – 343 – 234 - 100 тыс. -30 тыс. = 809 тыс. руб.
• Считаем налог к уплате: 809 тыс* 15%= 121,35 тыс. рублей
• Считаем налог к уплате: 1516* 6%= 90,96тыс. рублей (выгоднее).
Приложение 1. Характеристика основных видов налогов, взимаемых с коммерческих организаций в
сфере промышленного производства (не перешедшие на специальные режимы налогообложения)3
3
По состоянию на 01.12.2017 [2], [3]
16
Вид налога
Плательщики
Объект налогообложения
Ставка налога
Отнесение
налога
2
Российские
организации;
иностранные
организации, осуществляющие свою деятельность
в РФ через постоянные представительства и (или)
получающие доходы от источников в РФ
3
Прибыль как разница между доходами и расходами,
определенными в соответствии с 25 главой НК.
Доходы в виде дивидендов российских организаций,
полученные от российских организаций
4
20%
в т.ч.
в Фед. бюджет – 2%
в регион. бюджет –
18%
5
На прибыль
(финансовые
результаты
деятельности
)
Налог
на
добавленную
стоимость
Организации – юрид, лица по законодат. РФ;
иностранные
юрид.
лица;
международ.
организации, созданные на территории РФ; юр.
лица, ввозящие товары на территорию РФ
18% (18/118%)
10% (10/110%)
0%
в
цену
продукции
(работы,
услуги)
Ф
Распределение:
ФБ – 100%
Акцизы
организации, совершающие операции с
подакцизными
товарами
и подакцизными
минеральным сырьем;
организации, ввозящие подакцизные товары
на таможенную территорию РФ
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд
предприятия, расходы на которые не включаются в
себестоимость продукции;
выполнение строит.-монт. работ для собственного
потребления
ввоз товаров таможенную территорию РФ
реализация товаров (работ, услуг) на экспорт
операции с подакцизными товарами и подакцизным
минеральным сырьем
ставки по видам
подакцизных товаров
в процентах к их
стоимости или в
твердых ставках.
в
цену
товара
Ф
Распределение:
пропорции
в
распределении
акцизных сборов определяются
видами подакцизных товаров.
Гос. пошлина
(и гербовый
сбор)
Плата
за
пользование
водными
объектами
Налог
на
добычу
полезных
ископаемых
Земельный
налог
Все хозяйствующие субъекты
Сумма иска. Цена услуги
Ставки
дифференцированы
На расходы
Организации, использующие водные объекты
В зависимости от вида используемых объектов: объем
забранной воды; площадь водной акватории; объем сточных вод
Ставки
устанавливаются по
видам объектов
На расходы
Ф
Распределение:
ФБ – 100%
Ф. Распределение:
ФБ – 40%
МБ – 60%
Пользователи недр
Стоимость добытых полезных ископаемых
На расходы
Ф
Организации, имеющие земельные участки в
собственности, на правах аренды, во владении и
пользовании
Размер земельного участка
На расходы
М. Распределение: 1) ФБ в
зависимости 2) РБ от вида земель
3) МБ. Например, земли гор. и
поселков Моск. области
ФБ – 30%, РБ – 20%, МБ – 50%
Налог
на
имущество
орг-заций
Страховые
вазносы
в
Фонды
- организации – юрид. лица по законодат. РФ;
- иностр. юрид. лица, их филиалы и представит.,
созданные на территор. РФ
Организации-работодатели
Балансовая стоимость осн. средств
Ставки
устанавливаются по
видам
полезных
ископаемых
Тарифы
в
зависимости
от
назначения земли, ее
ценности,
местоположения
и
др.
До 2,2%
На расходы
Р. Распределение: РБ – 50%
МБ – 50%
Базовая ставка 30 %
(регрессивная шкала)
На расходы
Внебюджетные фонды:
ПФ – 22 %, ФСС – 2,9 %, ФОМС–
5,1 %
1
Налог
прибыль
на
Выплаты, вознаграждение и иные доходы, начисленные
работодателями работникам (за исключением выплат из
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия)
Характеристика налога и его
распределение по бюджетам
(
Ф
–
федеральный,
Ррегиональный, М – местный)
6
Ф
Распределение:
в ФБ – по ставке 2%
в РБ – по ставке 18%
17