Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление персоналом интеллектуальной компании

  • 👀 341 просмотр
  • 📌 271 загрузка
  • 🏢️ Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Выбери формат для чтения
Статья: Управление персоналом интеллектуальной компании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление персоналом интеллектуальной компании» pdf
Менеджмент интеллектуальной компании ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ УКЛАДУ И ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ д.э.н., профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром» Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна к.с.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом Петров Максим Александрович Лекция 3 План лекции 3 1. Интеллектуальная компания в системе управления знаниями 2. Переход к новому технологическому укладу и экономике знаний и управление персоналом интеллектуальной компании 1000+ участников 1. Интеллектуальная компания в системе управления знаниями Направления управления знаниями 1. Управление знаниями как объектом на основе IT-технологий 2. Управление знаниями как процесс на основе организационного поведения сотрудников Интернет, интранет, экстранет, браузеры, хранилища данных, методы интеллектуального анализа данных и программные агенты Носители практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний – люди. Основные факторы: принципы и структуры управления знаниями, которые побуждают к обмену знаниями сотрудников организации и предусматривают оценку результатов такого обмена Знания и ключевая компетенция организации На рисунке показано как организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и удовлетворения запросов потребителя Данные, информация и знания Данные – совокупность различных объективных фактов. Например, в организации, это структурированные записи о трансакциях (т.е. данные о продажах, сколько, когда и кто купил, сколько заплатил и когда заплатил и т.д.). Эти данные не говорят о том, почему покупатель пришел именно сюда и придет ли еще раз. Информация 1. Иерархическая (обработанная) совокупность данных о тех или иных аспектах реального мира 2. Поток сообщений, создается знание из которых Соотношение понятий «данные», «информация» и «знание» Данные контекстуализация коррекция категоризация сжатие Информация Сравнение Оценка Установление связей Знания Мудрость Определение области применения Трансформация знаний в успех компании Знания и подходы к КМ Современное понимание понятия «знание» (З): Проверенный практикой результат познания действительности, его верное отражение в мышлении человека. Продукт деятельности, предмет конечного потребления, производственный ресурс, средство трансакции, средство тезаврации (т.е. процесса накопления ценностей), средство консолидации общества и воспроизводство общественных институтов. Не только массив информаци и, которым обладают люди, но и часть продукта или услуги. Комбинация опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, которая задает общие рамки для оценки и инкорпорирования нового опыта и информции Подходы к КМ (УЗ) Управление знаниями в организации – это: 1. Систематический процесс идентификации, использования и передачи знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Это процесс, в ходе которого организация генерирует знания, накапливает их и использует в интересах получения конкурентных преимуществ 1. Комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями Компоненты управления знаниями (Кnowledge Мanagement, KM): Стимулирование прироста знаний Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних источников Сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний Использование знаний в деловых процессах, в том числе при принятии управленческих решений Воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении Оценка знаний, измерение и использование НМА организации Распространение и обмен знаниями Защита знаний 2. Персонифицирующий 3. Информационный 1. Экономико-правовой 4. Коммуникационный Подходы к КМ 8. Социотехнический 5. Когнитивистский 7. Процессный 6. Конструктивистский Подходы к КМ 1. Экономико-правовой рассматривает знание как идентифицированный нематериальный актив, который должен быть встроен в систему активов организации; 2. Персонифицирующий (интуитивистский) исходит из того, что носителями знаний являются люди (эксперты), которые хранят знания и делятся ими; 3. Информационный полагает, что знание идентифицируется с информацией и управляется как информационный поток; 4. Коммуникационный предполагает, что КМ направлен на реализацию функций: посредничество, интернализация, экспортирование, познание (трансформация и реализация); 5. Когнитивистский признает неявный характер знания и ориентируется на его создание и применение для улучшения характеристики какой-либо социально-экономической системы. Процесс движения знания рассматривается как некая цепочка эволюционного развития: «Данные – Информация – Знание – Понимание – Мудрость»; Подходы к КМ 6. Конструктивистский рассматривает личность: а) потенциальным источником знаний; б) ведущей силой создания знаний. Считается, что индивид способен запоминать и брать для себя знания, способен создавать собственное понимание и мысли, т.е. индивид участвует в процессе строительства собственного знания, а не ждет указаний сверху. 7. Процессный полагает, что знание целесообразно рассматривать с позиции создания, принятия, трансформации, распространения и трансляции внутреннего знания в организации, которое возникает в процессе инновационной деятельности персонала; 8. Социотехнический полагает, что KM является системой, в которой и управление, и обмен знаниями ориентированы на достижение организационных целей. В этой системе, с одной стороны, признается важность человеческого и культурного аспектов КМ, а с другой, - в партнерстве потенциальная роль принадлежит технологиям. Кругооборот знаний в компании Хранение, сортировка, систематизация, охрана информации и знаний Генерирование новых знаний Использование знаний Факторы и результаты КМ Информационная структура Организационная культура Обучение персонала Управление знаниями Инновации Навыки персонала Удовлетворенность клиентов Эффективность Работник сферы знаний Новая разновидность трудовой деятельности – работник в сфере знаний или интеллектуальный работник Особенности деятельности работников эпох индустриализма (тейлоризма) и экономики знаний Основные принципы деятельности работника эпохи индустриализма (тейлоризма) работника сферы знаний -анализ задания; -необходимость записи всех движений, соединения рациональным образом оставшихся, так, чтобы минимизировать время выполнения задания и усилия работника, попутно рационализировав инструменты и орудия труда; -описание необходимых действий и доведение их до каждого работника -ответственность за эффективность перекладывается на плечи самого работника; -неотъемлемой частью задания работника, действующего в знаниеемком производстве, становятся инновации; -работа (задание) включает в себя собственное обучение и обучение других; -результат измеряется не столько количественными, сколько качественными показателями; -работник в знаниеемком производстве – это не столько затраты, сколько активы Качества работника сферы знаний 40% компаний, входящих в список Fortune 1000, имеют в своем составе специального сотрудника – Chief Knowledge Officer (CKO) – главный управляющий знаниями, ответственного за создание инфраструктуры для управления знаниями и развитие культуры совместного использования знаний. От претендента на эту должность с примерным годовым окладом 150 тыс. долл. требуются следующие качества: -способность грамотно работать с вышестоящими коллегами и влиять на их поведение (вести переговоры, уметь убеждать); -уметь создавать рабочие группы и разрабатывать мотивационные схемы; -обладать коммуникационными способностями; -понимать информационный контекст и связанные с ним темы для обсуждений; -профессионально владеть информационными технологиями; -обладать навыками в области управления персоналом; -разбираться в бизнес-процессах; -уметь вычленять, систематизировать и тиражировать интеллектуальный капитал внутри организации. Для успешного КМ необходимы: 1) технологическая инфраструктура, с помощью которой можно эффективно переносить и распространять знания; 2) высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника в другим; 3) непрерывное и квалифицированное обучение персонала. Пример: Книга инженерных знаний в компании Chrysler (С) У компании С имеется собрание компьютерных файлов – книги инженерных знаний о создании автомобилей компании, которыми может пользоваться каждый разработчик новых автомобилей. Когда управляющий получил данные о проведенных крэш-тестах, он отказался их поместить в файлы без соответствующей обработки. Почему? Пример: Книга инженерных знаний в компании Chrysler (С) Ответ: Управляющий предложил ответить на следующие вопросы: -почему эти тесты проводились? -каковы результаты по сравнению с другими аналогичными тестами компании других лет и конкурентов? -какие выводы дали тесты для конструкции автомобиля и его основных узлов? Ответы на эти вопросы понадобились потому, что эти вопросы трансформируют информацию в знания, добавляют информации ценности, или, иначе, стоимость. 2. Переход к новому технологическому укладу и экономике знаний и управление персоналом интеллектуальной компании Процессы современной мировой экономики 1) глобализация мировой экономики 2) всеобщая когнитивизация и цифровизация 3) структурная трансформация экономики и общества 4) переход к новому технологическому укладу Ведущие факторы нового технологического уклада 1) всесторонняя информатизация общества на мультимедийно-интерактивной основе, создание специализированных общедоступных глобальных информационных сетей – для ученых, педагогов, учащихся и деятелей культуры, управления и банковского дела, медиков 2) непрерывное обновление знаний и компетенций (как формальных, так и неформальных), необходимых для успешного развития организаций Характеристика экономики знаний Этапы развития общества с когнитивной точки зрения № Период 1 2 3 Античная цивилизация Средневековая цивилизация Новое время Постиндустриаль Информацион ное общество ная стадия (экономика Когнитивная знаний) стадия 4 Основное когнитивное содержание Условное наименование Соизмерение Дознание/Признание Узнавание Опознание «Эпоха соразмерности» «Эпоха единознания» «Эпоха соответствия» «Эпоха информатизации» Познание «Эпоха когнитивизации и индивидуализации» Когнитивный менеджмент / Knowledge Management «Эпоха менеджмента знаний» Этапы развития эпохи менеджмента знаний Этап Период 1959–1985 гг. Формирование концепции постиндустриального общества, представлений о новом типе «работник знания» 1986–1995 гг. Зарождение трех Скандинавский (европейский) (К. Свейби, подходов к Швеция) концепции Американский (К. Вииг, США) управления знаниями Японский (И. Нонака и Х. Такеучи, Япония) С 1996 г. по настоящее время Формирование технологий управления знаниями 1 2 3 Название Развитие теории управления человеческими ресурсами в рамках четырех промышленных революций Этап Инновации Первая Водяные паровые двигатели, ткацкие промышленна станки, механические устройства, я революция транспорт, металлургия Вторая Электрическая промышленность, промышленна высококачественная сталь, нефтяная и я революция химическая промышленность, телефон, телеграф Результат Переход от аграрной экономики к промышленному производству, развитие транспорта Разделение труда, поточное производство, железные дороги, электрификации Теории менеджмента Классические теории (конец XIX – начало XX века) Ф.У. Тейлор, Г.Л. Гант и др. Теории человеческих отношений (20–30-х гг. XX века) Р. Оуэн, Э. Мэйо, М.П. Фолетт и др. Третья Цифровизация, развитие электроники, Автоматизация и промышленна инфокоммуникационные технологии (ИКТ) робототехника я революция в производстве Теории человеческих ресурсов и поведенческих наук (40–60-е гг. XX вв.) А. Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др. Четвертая Глобальные сети, интернет вещей, промышленна возобновляемые источники энергии, я революция композитные материалы, самоуправляемый транспорт, синтез пищи, 3D принтеры, нейросети, генная инженерия, биотехнологии, искусственный интеллект и большие данные Теории человеческого и интеллектуального капитала (с конца 60-х гг. XX вв.) Т. Шульц, Г. Бэккер, С. Фишер, Э. Денисон, Р. Солоу, Д. Кендрик, К. Маллиган, Х. Мартин и др.) Распределенные производство и энергетика, сетевой коллективный доступ и потребление Концепция трудовых ресурсов Концепция «человека экономического», трудовой ресурс – только один из видов ресурсов Концепция «человека социального», внимание к системе неформальных отношений, определяющих удовлетворенность и результаты работы Концепция «человека разностороннего», трудовой ресурс – это основой ресурс, определяющий эффективность организации Концепция «человека информационного», функция управления персоналом становится одной из главных в управлении организацией Основные трудовые навыки в условиях перехода к новому технологическому укладу и цифровизации экономики Характер внешней среды Навыки Концентрация вниманием волатильность, изменчивость, нестабильность, неопределенность, неясность, сложность аморфность, неоднозначность, двойственность и Характеристика управление Необходим для того, чтобы справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой Эмоциональная грамотность Понимание своих эмоций, эмпатия помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими Цифровая грамотность Способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR, будут востребованы так же, как и способность читать и писать в настоящее время При автоматизации рутинной деятельности будет все больше необходимости мыслить нестандартно и инновационно Понимать взаимосвязи в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы В рабочей среде все больше будут встречаться различные субкультуры, в том числе за счет разрыва связей между поколениями В быстроизменяющемся мире человеку придётся продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки Креативность Экологическое мышление Кросс-культурность Способность к (само)обучению Литература 1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжингиринг бизнеса: Учебник/ под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 382 с. 2. Альхименко О.Н. Интеллектуальная организация как фактор развития российской экономики// Ж. Вестник РЭУ. №5, 2012. – С. 81-86 3. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности/ Т. Блуммарт, С. Ван Ден Брук при участии Э. Колтофа; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 с. 4. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с. 5. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. – 2011. – № 2 (38) 6. Даниловских Т.Е., Авакян А.Г Методики оценки человеческого капитала: подходы к классификации// Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С.108-111 7. Интеллектуальная компания// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studme.org/81339/ekonomika/intellektualnaya_kompaniya (дата обращения: 10.04.2020) 8. Интеллектуальные компании: как бизнес вступает в новую эру// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2019/03/14/intellektualnie-kompanii-kak-biznes-vstupaet-v-novuyu-eru (дата обращения 19.03.2019) 9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. А. Трактинского. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с. 10. Организационные структуры инновационного менеджмента –ч.3// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/3/orgstr3.htm#:~:text (дата обращения 23.10.2020) 11. Погорельская Т.А. Экономические механизмы формирования и использования интеллектуального капитала на промышленных предприятиях: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2009. 17 с. 12. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация: пер. с англ. – М., 2003 13. Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний. Монография. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 230 с. 14. Сулейманкадиева А.Э. Теория и методология трансформационного менеджмента. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2016. 168 с. 15. Эдвидссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М., 2005. 16. Bontis, N., Ciambotti, M., Palazzi, F., & Sgro, F. (2018). Intellectual capital and financial performance in social cooperative enterprises. Journal of Intellectual Capital, 19(4), 712-731 17. Dzenopoljac, V., Yaacoub, C., Elkanj, N., & Bontis, N. (2017). Impact of intellectual capital on corporate performance: Evidence from the Arab region. Journal of Intellectual Capital, 18(4), 884-903 18. Suleimankadieva A., Pilipenko V., Sági J. (2019). Knowledge Company: approaches to assessing new knowledge and representation it to society. Journal of Procedia Computer Science, Vol. 150, 730-736
«Управление персоналом интеллектуальной компании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot