Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Менеджмент интеллектуальной компании
ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
КОМПАНИИ
В
УСЛОВИЯХ
ПЕРЕХОДА
К
НОВОМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ УКЛАДУ И ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ
д.э.н., профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром»
Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
к.с.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом
Петров Максим Александрович
Лекция 3
План лекции 3
1. Интеллектуальная компания в системе управления знаниями
2. Переход к новому технологическому укладу и экономике
знаний и управление персоналом интеллектуальной компании
1000+
участников
1. Интеллектуальная компания в системе управления знаниями
Направления управления знаниями
1. Управление знаниями как объектом
на основе IT-технологий
2. Управление знаниями как процесс
на основе организационного поведения
сотрудников
Интернет, интранет, экстранет, браузеры,
хранилища
данных,
методы
интеллектуального анализа данных и
программные агенты
Носители практических, теоретических,
стратегических,
коммерческих
и
производственных знаний – люди.
Основные факторы:
принципы и
структуры управления знаниями, которые
побуждают
к
обмену
знаниями
сотрудников
организации
и
предусматривают оценку результатов
такого обмена
Знания и ключевая компетенция организации
На рисунке показано
как организация
извлекает информацию,
выстраивает
умозаключения и
генерирует новые
знания с целью
повышения качества
выпускаемых изделий и
удовлетворения
запросов потребителя
Данные, информация и знания
Данные – совокупность различных объективных фактов. Например, в
организации, это структурированные записи о трансакциях (т.е. данные о
продажах, сколько, когда и кто купил, сколько заплатил и когда заплатил и
т.д.). Эти данные не говорят о том, почему покупатель пришел именно сюда
и придет ли еще раз.
Информация
1. Иерархическая (обработанная)
совокупность данных о тех или
иных аспектах реального мира
2. Поток сообщений,
создается знание
из
которых
Соотношение понятий «данные», «информация» и «знание»
Данные
контекстуализация
коррекция
категоризация
сжатие
Информация
Сравнение
Оценка
Установление связей
Знания
Мудрость
Определение области применения
Трансформация знаний в успех компании
Знания и подходы к КМ
Современное понимание понятия «знание» (З):
Проверенный
практикой
результат
познания
действительности,
его верное
отражение
в
мышлении
человека.
Продукт
деятельности,
предмет
конечного
потребления,
производственный ресурс,
средство
трансакции,
средство тезаврации (т.е.
процесса
накопления
ценностей),
средство
консолидации общества и
воспроизводство
общественных институтов.
Не только
массив
информаци
и, которым
обладают
люди, но и
часть
продукта
или
услуги.
Комбинация опыта,
ценностей,
контекстной
информации,
экспертных оценок,
которая
задает
общие рамки для
оценки
и
инкорпорирования
нового опыта и
информции
Подходы к КМ (УЗ)
Управление знаниями в организации – это:
1.
Систематический
процесс
идентификации,
использования
и
передачи знаний, которые люди могут
создавать,
совершенствовать
и
применять. Это процесс, в ходе которого
организация
генерирует
знания,
накапливает их и использует в интересах
получения конкурентных преимуществ
1. Комбинация отдельных аспектов
управления
персоналом,
инновационного и коммуникационного
менеджмента, а также использования
новых информационных технологий в
управлении организациями
Компоненты управления знаниями
(Кnowledge Мanagement, KM):
Стимулирование
прироста знаний
Отбор и
аккумулирование
значимых сведений
из внешних
источников
Сохранение,
классификация,
трансформация,
обеспечение
доступности знаний
Использование знаний
в деловых процессах,
в том числе при
принятии
управленческих
решений
Воплощение знаний
в продуктах, услугах,
документах, базах
данных и
программном
обеспечении
Оценка знаний,
измерение и
использование
НМА
организации
Распространение
и обмен знаниями
Защита знаний
2. Персонифицирующий
3. Информационный
1. Экономико-правовой
4. Коммуникационный
Подходы
к КМ
8. Социотехнический
5. Когнитивистский
7. Процессный
6. Конструктивистский
Подходы к КМ
1. Экономико-правовой рассматривает знание как идентифицированный
нематериальный актив, который должен быть встроен в систему активов
организации;
2. Персонифицирующий (интуитивистский) исходит из того, что
носителями знаний являются люди (эксперты), которые хранят знания и
делятся ими;
3. Информационный полагает, что знание идентифицируется с
информацией и управляется как информационный поток;
4. Коммуникационный предполагает, что КМ направлен на реализацию
функций: посредничество, интернализация, экспортирование, познание
(трансформация и реализация);
5. Когнитивистский признает неявный характер знания и ориентируется
на его создание и применение для улучшения характеристики какой-либо
социально-экономической
системы.
Процесс
движения
знания
рассматривается как некая цепочка эволюционного развития: «Данные –
Информация – Знание – Понимание – Мудрость»;
Подходы к КМ
6. Конструктивистский рассматривает личность: а) потенциальным
источником знаний; б) ведущей силой создания знаний. Считается, что индивид
способен запоминать и брать для себя знания, способен создавать собственное
понимание и мысли, т.е. индивид участвует в процессе строительства
собственного знания, а не ждет указаний сверху.
7. Процессный полагает, что знание целесообразно рассматривать с позиции
создания, принятия, трансформации, распространения и трансляции внутреннего
знания в организации, которое возникает в процессе инновационной деятельности
персонала;
8. Социотехнический полагает, что KM является системой, в которой и
управление, и обмен знаниями ориентированы на достижение организационных
целей. В этой системе, с одной стороны, признается важность человеческого и
культурного аспектов КМ, а с другой, - в партнерстве потенциальная роль
принадлежит технологиям.
Кругооборот знаний в компании
Хранение, сортировка,
систематизация, охрана
информации и знаний
Генерирование
новых знаний
Использование
знаний
Факторы и результаты КМ
Информационная
структура
Организационная
культура
Обучение
персонала
Управление
знаниями
Инновации
Навыки
персонала
Удовлетворенность
клиентов
Эффективность
Работник сферы знаний
Новая разновидность трудовой деятельности – работник в сфере знаний
или интеллектуальный работник
Особенности деятельности работников
эпох индустриализма (тейлоризма) и экономики знаний
Основные принципы деятельности
работника эпохи индустриализма (тейлоризма)
работника сферы знаний
-анализ задания;
-необходимость записи всех движений, соединения
рациональным образом оставшихся, так, чтобы
минимизировать время выполнения задания и
усилия работника, попутно рационализировав
инструменты и орудия труда;
-описание необходимых действий и доведение их до
каждого работника
-ответственность за эффективность перекладывается на
плечи самого работника;
-неотъемлемой
частью
задания
работника,
действующего в знаниеемком производстве, становятся
инновации;
-работа (задание) включает в себя собственное
обучение и обучение других;
-результат измеряется не столько количественными,
сколько качественными показателями;
-работник в знаниеемком производстве – это не
столько затраты, сколько активы
Качества работника сферы знаний
40% компаний, входящих в список Fortune 1000, имеют в своем составе специального сотрудника –
Chief Knowledge Officer (CKO) – главный управляющий знаниями, ответственного за создание
инфраструктуры для управления знаниями и развитие культуры совместного использования знаний.
От претендента на эту должность с примерным годовым окладом 150 тыс. долл. требуются
следующие качества:
-способность грамотно работать с вышестоящими коллегами и влиять на их поведение (вести
переговоры, уметь убеждать);
-уметь создавать рабочие группы и разрабатывать мотивационные схемы;
-обладать коммуникационными способностями;
-понимать информационный контекст и связанные с ним темы для обсуждений;
-профессионально владеть информационными технологиями;
-обладать навыками в области управления персоналом;
-разбираться в бизнес-процессах;
-уметь вычленять, систематизировать и тиражировать интеллектуальный капитал внутри
организации.
Для успешного КМ необходимы:
1) технологическая инфраструктура, с помощью которой можно
эффективно переносить и распространять знания;
2) высокая организационная культура, способствующая переносу
знаний от одного работника в другим;
3) непрерывное и квалифицированное обучение персонала.
Пример:
Книга инженерных знаний в компании Chrysler (С)
У компании С имеется собрание компьютерных файлов
– книги инженерных знаний о создании автомобилей
компании, которыми может пользоваться каждый
разработчик новых автомобилей. Когда управляющий
получил данные о проведенных крэш-тестах, он
отказался их поместить в файлы без соответствующей
обработки.
Почему?
Пример:
Книга инженерных знаний в компании Chrysler (С)
Ответ:
Управляющий предложил ответить на следующие вопросы:
-почему эти тесты проводились?
-каковы результаты по сравнению с другими аналогичными тестами
компании других лет и конкурентов?
-какие выводы дали тесты для конструкции автомобиля и его основных
узлов?
Ответы на эти вопросы понадобились потому, что эти вопросы
трансформируют информацию в знания, добавляют информации ценности,
или, иначе, стоимость.
2. Переход к новому технологическому укладу и экономике
знаний и управление персоналом интеллектуальной компании
Процессы современной мировой экономики
1) глобализация мировой экономики
2) всеобщая когнитивизация и цифровизация
3) структурная трансформация
экономики и общества
4) переход к новому технологическому укладу
Ведущие факторы
нового технологического уклада
1) всесторонняя информатизация общества на
мультимедийно-интерактивной основе, создание
специализированных общедоступных глобальных
информационных сетей – для ученых, педагогов,
учащихся и деятелей культуры, управления и
банковского дела, медиков
2) непрерывное обновление знаний и компетенций
(как
формальных,
так
и
неформальных),
необходимых для успешного развития организаций
Характеристика экономики знаний
Этапы развития общества с когнитивной точки зрения
№
Период
1
2
3
Античная цивилизация
Средневековая цивилизация
Новое время
Постиндустриаль Информацион
ное общество
ная стадия
(экономика
Когнитивная
знаний)
стадия
4
Основное когнитивное
содержание
Условное
наименование
Соизмерение
Дознание/Признание
Узнавание
Опознание
«Эпоха соразмерности»
«Эпоха единознания»
«Эпоха соответствия»
«Эпоха информатизации»
Познание
«Эпоха когнитивизации
и индивидуализации»
Когнитивный
менеджмент / Knowledge
Management
«Эпоха менеджмента
знаний»
Этапы развития эпохи менеджмента знаний
Этап
Период
1959–1985 гг.
Формирование концепции постиндустриального общества,
представлений о новом типе «работник знания»
1986–1995 гг.
Зарождение трех Скандинавский (европейский) (К. Свейби,
подходов к
Швеция)
концепции
Американский (К. Вииг, США)
управления
знаниями
Японский (И. Нонака и Х. Такеучи, Япония)
С 1996 г.
по настоящее
время
Формирование технологий управления знаниями
1
2
3
Название
Развитие теории управления человеческими ресурсами
в рамках четырех промышленных революций
Этап
Инновации
Первая
Водяные паровые двигатели, ткацкие
промышленна станки, механические устройства,
я революция транспорт, металлургия
Вторая
Электрическая промышленность,
промышленна высококачественная сталь, нефтяная и
я революция химическая промышленность, телефон,
телеграф
Результат
Переход от аграрной
экономики к
промышленному
производству,
развитие транспорта
Разделение труда,
поточное
производство,
железные дороги,
электрификации
Теории менеджмента
Классические теории (конец
XIX – начало XX века) Ф.У.
Тейлор, Г.Л. Гант и др.
Теории человеческих
отношений (20–30-х гг. XX
века) Р. Оуэн, Э. Мэйо, М.П.
Фолетт и др.
Третья
Цифровизация, развитие электроники,
Автоматизация и
промышленна инфокоммуникационные технологии (ИКТ) робототехника
я революция в производстве
Теории человеческих ресурсов
и поведенческих наук (40–60-е
гг. XX вв.) А. Маслоу,
МакГрегор, Герцберг и др.
Четвертая
Глобальные сети, интернет вещей,
промышленна возобновляемые источники энергии,
я революция композитные материалы, самоуправляемый
транспорт, синтез пищи, 3D принтеры,
нейросети, генная инженерия,
биотехнологии, искусственный интеллект и
большие данные
Теории человеческого и
интеллектуального капитала (с
конца 60-х гг. XX вв.) Т. Шульц,
Г. Бэккер, С. Фишер, Э.
Денисон, Р. Солоу, Д. Кендрик,
К. Маллиган, Х. Мартин и др.)
Распределенные
производство и
энергетика, сетевой
коллективный доступ
и потребление
Концепция трудовых
ресурсов
Концепция «человека
экономического», трудовой
ресурс – только один из
видов ресурсов
Концепция «человека
социального», внимание к
системе неформальных
отношений, определяющих
удовлетворенность и
результаты работы
Концепция «человека
разностороннего», трудовой
ресурс – это основой ресурс,
определяющий
эффективность организации
Концепция «человека
информационного», функция
управления персоналом
становится одной из главных
в управлении организацией
Основные трудовые навыки в условиях перехода
к новому технологическому укладу и цифровизации экономики
Характер внешней
среды
Навыки
Концентрация
вниманием
волатильность,
изменчивость,
нестабильность,
неопределенность,
неясность,
сложность
аморфность,
неоднозначность,
двойственность
и
Характеристика
управление Необходим для того, чтобы справляться с информационной перегрузкой
и управлять сложной техникой
Эмоциональная грамотность
Понимание своих эмоций, эмпатия помогут сохранить себя и
взаимодействовать с другими
Цифровая грамотность
Способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR, будут
востребованы так же, как и способность читать и писать в настоящее
время
При автоматизации рутинной деятельности будет все больше
необходимости мыслить нестандартно и инновационно
Понимать взаимосвязи в контексте всей экосистемы, поддерживать
эволюционные процессы
В рабочей среде все больше будут встречаться различные субкультуры, в
том числе за счет разрыва связей между поколениями
В быстроизменяющемся мире человеку придётся продолжать обучение
в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки
Креативность
Экологическое мышление
Кросс-культурность
Способность к (само)обучению
Литература
1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжингиринг бизнеса: Учебник/ под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2015. 382 с.
2. Альхименко О.Н. Интеллектуальная организация как фактор развития российской экономики// Ж. Вестник РЭУ. №5, 2012. – С. 81-86
3. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности/ Т. Блуммарт, С. Ван Ден Брук
при участии Э. Колтофа; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 с.
4. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
5. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической
академии имени Г. В. Плеханова. – 2011. – № 2 (38)
6. Даниловских Т.Е., Авакян А.Г Методики оценки человеческого капитала: подходы к классификации// Фундаментальные исследования. 2015. № 6.
С.108-111
7. Интеллектуальная компания// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studme.org/81339/ekonomika/intellektualnaya_kompaniya (дата
обращения: 10.04.2020)
8. Интеллектуальные компании: как бизнес вступает в новую эру// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2019/03/14/intellektualnie-kompanii-kak-biznes-vstupaet-v-novuyu-eru (дата обращения 19.03.2019)
9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. А. Трактинского. М.:
Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
10. Организационные структуры инновационного менеджмента –ч.3// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/3/orgstr3.htm#:~:text (дата обращения 23.10.2020)
11. Погорельская Т.А. Экономические механизмы формирования и использования интеллектуального капитала на промышленных предприятиях:
Автореф. дис. ... канд. экон. наук / МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2009. 17 с.
12. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация: пер. с англ. – М., 2003
13. Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний. Монография. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 230 с.
14. Сулейманкадиева А.Э. Теория и методология трансформационного менеджмента. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2016. 168 с.
15. Эдвидссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М., 2005.
16. Bontis, N., Ciambotti, M., Palazzi, F., & Sgro, F. (2018). Intellectual capital and financial performance in social cooperative enterprises. Journal of Intellectual
Capital, 19(4), 712-731
17. Dzenopoljac, V., Yaacoub, C., Elkanj, N., & Bontis, N. (2017). Impact of intellectual capital on corporate performance: Evidence from the Arab region. Journal
of Intellectual Capital, 18(4), 884-903
18. Suleimankadieva A., Pilipenko V., Sági J. (2019). Knowledge Company: approaches to assessing new knowledge and representation it to society. Journal of
Procedia Computer Science, Vol. 150, 730-736