Управление качеством социокультурного проекта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА
В международном стандарте ISO 9000 дается такое определение качества: «Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны»1. Каори Исикава отмечает, что «В узком смысле качество означает качество продукции. В широком смысле качество означает качество работ, обслуживания, информации, процессов, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы, задач и т. п. Наш основной подход состоит в управлении качеством в любом его проявлении… Заниматься управлением качеством – значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям… Качество должно быть заложено в каждый проект и в каждый процесс. Его нельзя получить путем контроля… В основе управления лежит предотвращение повторения ошибок»2.
Под качеством социокультурного проекта понимается степень его соответствия потребностям целевой аудитории. Содержание последних зависят от ее ценностей, взглядов, вкусов и ожиданий аудитории проекта.
Качество социокультурного проекта складывается из нескольких компонентов: качества самого проекта и надежности.
Качество проекта – это проработанность проекта с точки зрения плана, ресурсов, финансового обеспечения, человеческих ресурсов и скоординированности действий стейкхолдеров проекта.
Надежность – способность проекта быть реализованным в течении определенного промежутка времени (например, фестиваль пройдет в установленные сроки, будет дано пять концертов определенного исполнителя с таким-то общим количеством зрителей, будет создан библиотечно-информационный центр, услугами которого смогут пользоваться определенные группы посетителей). В противоположность надежности, ненадежность – это вероятность того, что планируемое мероприятие или система мероприятий не будут реализованы по разным причинам или их реализация будет сопряжена с низким качеством.
Менеджмент качества социокультурного проекта включает в себя действия по установлению целей, требований и стандартов проекта и способов их достижения, и обеспечения. Он позволяет оптимизировать использование ресурсов для реализации целей проекта.
Качество проекта можно планировать, обеспечивать и контролировать. Именно эти три процесса и составляют сущность управления качеством.
В стандарте – ГОСТР ИСО 21500 – 2014 отмечается, что целью планирования качества «состоит в определении требований и стандарта качества, которые будут применяться к проекту и результату (или результатам) проекта, а также способа обеспечения соответствия этим требованиям и стандартам, исходя из целей»3.
Содержание планирования качества включает в себя: определение требований и стандартов проекта, определение методов и процедур, обеспечивающих соответствие проекта установленным требованиям и стандартам, выработку плана обеспечения качества и мониторинг контроля качества на разных этапах.
Схема 1.
Содержание планирования качества
В соответствии с планом осуществляется на всем протяжении осуществления проекта процесс обеспечения качества, который включает в себя: контроль проекта на каждом этапе его осуществления на соответствие утвержденным требованиям и стандартам и применение методов и процедур для обеспечения качества, и обучение персонала (схема 2).
Схема 2.
Процесс обеспечения качества
На всем протяжении срока реализации проекта осуществляется контроль за его качеством, который включает в себя: мониторинг качества на всех этапах реализации проекта и выявления дефектов в нем, определение причин дефектов и способов их устранения, проведение необходимых изменений для приведения проекта в соответствие с требованиями и стандартами (схема 3).
Схема 3.
Контроль за качеством проекта
Для управления качеством составляется план управления качеством, в который включается перечень мероприятий по контролю качества социокультурного проекта, их содержание и выявленные дефекты. Мероприятия контроля качества и их содержание должны соотноситься со сроками реализации социокультурного проекта. В соответствии с выделенными дефектами составляется план их устранения.
Таблица 1.
План контроля качества
Мероприятия
Содержание
Этап реализации проекта
Выявленные дефекты
Способы устранения
В принятом в России международном стандарте ИСО 9000 отмечаются семь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителей, лидерство, взаимодействие работников, процессный подход, улучшение, принятие решений, основанное на свидетельствах, менеджмент взаимоотношений.
Схема 4.
Принципы менеджмента качества4
Расшифровка – 2.4.1.2.
В управленческой практике разработаны стандарты управления качеством проекта (независимо от того носит он социокультурный или иной характер). Таким стандартом выступает ГОСТР ИСО 9004 – 2019, ориентированный на «систематическое улучшение общих результатов деятельности организации»5. Структура стандарта, включающая в себя основные элементы, влияющие на успех организации, представлены на схеме 5.
Схема 5.
Структура стандарта (основные элементы проекта)6
Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) социокультурного проекта – те субъекты, без которых невозможно осуществления проекта.
Среда организации включает в себя:
a) заинтересованные стороны;
b) внешние факторы;
c) внутренние факторы.
Об этих элементах речь пойдет в следующих лекциях.
Отличительные особенности организации – это ее специфические качества, отличающие ее от остальных. Эти качества обозначаются как миссия организации, ее видение, ценности и культура и представлены на схеме 7.
Схема 7.
Качества организации
Лидерство – «это способность индивида влиять, мотивировать и позволять другим вносить вклад в эффективность и успех организаций, членами которых они являются» (GLOBE).
Менеджмент процессов – это влияние на последовательность стадий и этапов реализации социокультурного проекта. В соответствии с ГОСТР ИСО 9004 – 2019 модель процессов проектирования выглядит следующим образом (схема 11).
Схема 8.
Модель процессов проектирования7
Попробуем применить данный социокультурный подход для проектирования временной выставки (схема 12).
Схема 12.
Модель процесса проектирования временной выставки
Как указано в ГОСТе, следует по возможности учитывать:
а) назначение процесса;
б) цели, которые должны быть достигнуты, и связанные с ними показатели деятельности;
в) выходы, которые должны быть предоставлены;
г) потребности и ожидания заинтересованных сторон, а также изменения в них;
д) изменения в операциях, рынках и технике;
е) последствия реализации процессов;
ж) необходимые входные данные, ресурсы и информацию, а также их доступность;
з) виды деятельности, подлежащие внедрению, а также методы, которые могут быть использованы;
и) ограничения для процесса;
к) риски и возможности8.