Управление информационными ресурсами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1. Цели, задачи и структура курса.
Целью курса профессиональные компьютерные программы в экономике является приобретения студентами знаний и умений по управлению информационными ресурсами. Для этого необходимо получить знания:
• Об ИС, информационных ресурсах и информационных технологиях.
• О системном и прикладном обеспечении ИТ;
• О рынке технических и программных средств;
• Об организации информационного и документационного обеспечения;
• О назначении и области применения компьютерной и коммуникационной техники; основных информационных технологий;
• О назначении и условиях применения основных методов обеспечения информационной безопасности.
В названии курса присутствует слово «система». Система – означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и внешней средой. Функционирование элементов системы направлено на получение конкретного полезного результата.
Примеры систем: система образования, энергетическая система, транспортная, экономическая и другие. Если следовать определению, то каждый экономический объект можно рассматривать как систему. Все системы имеют ряд общих свойств и понятий. Свойства системы:
1. Сложность –определяется множеством входящих в систему элементов;
2. Делимость – означает, что система состоит из ряда подсистем или элементов;
3. Целостность – означает, что функционирование множества элементов подчинено единой цели.
4. Многообразие – связано со специфичностью и автономностью элементов системы.
5. Структурированность – определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы.
Основные понятия:
Информация – это сведения об окружающем мире, уменьшающие имеющуюся степень неопределённости.
Данные – это конкретные сведения на носителе, которые можно подвергнуть обработке (не используемая информация).
Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой, электронной форме, оформленное по определённым правилам и заверенное в установленном порядке.
Экономической информацией называют совокупность сведений о социально экономических процессах, необходимых для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
Информационные ресурсы в соответствии с законом «Об информации, информатизации и защите информации» (25 января 1995г.) определяются как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и других информационных системах). Их можно определить как весь объём информации информационной системы, зафиксированный на материальных носителях, предназначенный для общественного пользования.
Структура информационной системы
Любая организация существует в некоторой внешней среде. Внешняя среда представляет собой экономические и политические субъекты. Внутренняя среда – это структурные подразделения предприятия, люди, технологические, социальные отношения между ними. В рамках организации в зависимости от источника возникновения существует внутренняя и внешняя информация.
На этой схеме организация представлена в виде двух частей: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). На ОУ воздействует внешняя среда. В процессе функционирования этой системы управляющий орган (УО) получает осведомляющую информацию Iос о текущем состоянии объекта управления (ОУ) и входную информацию Iвх о том, в каком состоянии находится объект управления. В результате сравнения входной и осведомляющей информации в управляющем органе возникает Iу – управляющая информация, которая воздействует на исполнительный орган. На основе управляющей информации исполнительный орган будет вырабатывать управляющее воздействие, которое ликвидирует отклонение в объекте управления.
Для функционирования этой системы нужна информация. Iос – это информация обратной связи. Под обратной связью понимают передачу воздействия с выхода какой-либо системы обратно на её вход. В системе управления обратная связь является информационной, с её помощью в управляющую подсистему поступает информация о текущем состоянии управляемой подсистемы.
Важным компонентом входной информации является информация о цели управления, иначе управление будет бессмысленно.
Для большинства систем управления характерна много уровневая структура. Обычно различают три уровня управления:
1. Высший, на котором реализуется стратегическое управление (миссия организации, долгосрочные планы, цели управления);
2. Средний уровень тактического управления: составляются тактические планы, отслеживается их выполнение;
3. Низший уровень осуществляет оперативное управление, реализует оперативный контроль и учёт.
Система управления, информационные связи, средства сбора, передачи, обработки и хранения информации, персонал образуют информационную систему организации.
Задачей ИС является обеспечение процесса принятия решений или предоставление нужной информации в нужном месте и в нужное время.
В зависимости от того, в какой системе происходит управление, различают системы автоматического управления и автоматизированные информационные системы.
Автоматическое управление осуществляется в простых системах, в которых известны описание объекта управления и алгоритм управления. Такие системы могут работать автономно без участия человека (человек создаёт их и наблюдает за функционированием).
Автоматизированое управление осуществляется для сложных и больших. В этих условиях в контур управления кроме оператора ЭВМ включается лицо, принимающее решения (ЛПР). Наличие ЛПР является отличительной чертой Автоматизированого управления.
Лицо, принимающее решение, получив осведомляющую информацию, обращается к ЭВМ (Iвх), имеющей определённое программное обеспечение ПО и вырабатывает рекомендации к принятию решений (I вых). На основе анализа Iвых ЛПР принимает решение в виде управляющей информации, которая поступает в исполнительный орган, переводя его в необходимое состояние.
Автоматизированная информационная система – представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. Создание АИС способствует повышению производства.
В случае применения этих систем в организационно-экономическом управлении их называют ЭИС (экономическими информационными системами).
Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Например: Министр (ЛПР), получив информацию о состоянии отрасли, после обработки информации на ЭВМ и просчёта наборов вариантов поведения в сложившейся ситуации принимает решение, которое реализуется аппаратом министерства (ИО).
Типы ИС:
1. По видам процессов управления:
АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление техническими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами – это многоуровневые системы управления технологическими процессами и управления предприятиями.
АИС организационного управления – для них объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой: банковские АИС, АИС фондового рынка, финансовые АИС, АИС таможенной службы, статистические АИС, АИС промышленных предприятий и организаций.
АИС научных исследований - обеспечивают межотраслевые расчётов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы. Техническая база – вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.
Обучающие АИС – используются в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
2. По уровню в системе государственного управления.
Отраслевые АИС. Эти системы функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами.
Межотраслевые АИС – это специализированные системы функциональных органов управления национальной экономикой. Эти системы имеют в своём составе мощные вычислительные комплексы. Они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов. Государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Тема №2. Лекция №2. Понятие и классификация ИТ
Под Информационной технологией понимают систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации. Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) виде. ИТ является частью ИС, но может функционировать вне неё. Автоматизированная ИТ предполагает комплекс соответствующих технических средств. Традиционно-сложившиеся. Они предназначены для снижения трудоёмкости при формировании отчётности. Новые информационные технологии – основываются на применении компьютеров, активном участии пользователей, высоком уровне пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ, доступе к базам данных и программам, благодаря вычислительным сетям ЭВМ. Целью любой ИТ является получение документов нужного качества на заданном носителе. Компоненты ИТ:
1. Сбор данных или первичной информации;
2. Обработка данных и получение результатной информации;
3. Передача результатной информации для принятия решений.
ИТ предусматривают следующие режимы работы:
Пакетный, когда пользователь не может влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме.
Диалоговый. Пользователь имеет возможность взаимодействовать с хранящимися в системе ресурсами в реальном масштабе времени.
ИТ можно классифицировать по обслуживающим предметным областям (в этом случае они называются предметными ИТ).
1. ИТ Бухгалтерского учёта.
2. ИТ Банковской деятельности.
3. ИТ Налоговой деятельности.
4. ИТ Страховой деятельности.
5. ИТ Казначейства.
ИТ имеют Обеспечивающую и Функциональную части.
Обеспечивающая состоит из информационного, технического, математического, программного, методического и лингвистического обеспечения.
Информационное обеспечение представляет собой проектные решения по размещению, объёмам, формам представления информации. Включает в себя показатели, справочные данные, унифицированные системы документации, классификаторы.
Выделяют внемашинную и внутримашинную информацию. Первая представлена вне машинных средств. Вторая содержится на носителях в виде файлов. Различают входные и выходные документы.
Техническое обеспечение – это технические средства сбора, накопления, передачи, вывода, размножения информации; компьютеры, оргтехника, эксплуатационные материалы, а также документация.
Математическое обеспечение – совокупность математических методов и моделей, алгоритмов обработки информации.
Программное обеспечение – совокупность программ для реализации целей и задач ИС.
Методическое обеспечение – методы, средства и документы, регламентирующие взаимодействие персонала с ИС.
Лингвистическое обеспечение – совокупность языков общения персонала ИС и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением (языки управления и манипулирования данными, языковые средства информационно-поисковых систем).
Функциональная часть информационной системы – обеспечивает выполнение экономических задач.
По способу построения ИТ бывают.
1. Локальные. Такие системы поддерживают единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компьютерами системы. Особое значение в таких системах придаётся защите информации при её передаче и обработке.
2. Распределённые. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных. За счёт усложнения программных средств управления базами данных повышается скорость, обеспечивается защита и достоверность информации при выполнении экономических расчётов и выработке управленческих решений.
Тенденции развития информационных технологий
1. Изменение характеристик информационного продукта. Сейчас – это гибрид между результатом расчётно-аналитической работы и услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПЭВМ.
2. Совмещение всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков).
3. Ликвидация промежуточных звеньев на пути от источника информации к её потребителю. Например: непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, видеоконференций, электронный киоск, электронная почта.
4. Глобализация информационных технологий – использование спутниковой связи и Интернета.
5. Конвергенция – стирание различий между сферами материального производства и информационного бизнеса.
Т.О. новые информационные технологии –основа перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.
Автоматизированное рабочее место
АРМ можно определить как совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
На автоматизированном рабочем месте основные операции по накоплению, хранению, переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а экономист выполняет часть ручных операций и операций по принятию управленческих решений. Под АРМ понимают рабочее место специалиста-управленца (письменный стол), укомплектованное ПК с ПО, позволяющим в автоматическом режиме решать задачи, возложенные на специалиста. Естественно специалист должен быть обучен работе на установленном ПО. Для повышения эффективности АРМ должны быть объединены в локальные сети с выходом в корпоративную и глобальную сеть. Для административного здания физическая реализация информационной технологии может представлять собой сеть «Клиент-сервер», разбитую на сегменты.
Сегмент администрации содержит АРМ директора и главных специалистов. К шине этого сегмента подключён сервер, на котором хранятся основное ПО и банк данных предприятия. В этом сегменте принимаются решения по управлению. Службы главных специалистов выделены в сегменты и могут взаимодействовать между собой. Здесь разрабатываются производственные планы, ведётся учёт и анализ производственных параметров. Производственная информация собирается и проходит первичную обработку на сегментах производственных подразделений. Сервер сети подключается к корпоративным сетям и глобальной сети Интернет. В крупных предприятиях производственные подразделения нередко удалены от административного здания. Для связи сегментов этих подразделений используются модели, подключаемые к телефонной сети. Передача данных по телефонной сети общего пользования отличается низким качеством и скоростью, поэтому желательно иметь выделенные телефонные линии. Современные ПК и серверы позволяют накапливать и обрабатывать все большие объёмы данных, благодаря чему возрастает эффективность управления производством.
Эволюция АИТ.
I. Конец 50-х – начало 60-х.
ЭВМ I, II поколения.
Решаемые задачи: Использование ЭВМ для решения наиболее трудоёмких задач по начислению заработной платы, материальному учёту, решение отдельных оптимизированных задач.
Тип АИТ: частичная электронная обработка данных.
II. 1960 –е начало 70-х годов.
ЭВМ II, III поколения.
Решаемые задачи: Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях.
Тип АИТ: ЭСОД – электронная система обработки данных.
III. 1970-е годы.
ЭВМ III поколение.
Решаемые задачи: Комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учёт реализации готовой продукции, планирование и управление)
Тип АИТ: Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ (вычислительных центров), ВЦКП (вычислительных центров коллективного пользования).
IV. 1980-е годы.
ЭВМ IV поколение.
Решаемые задачи: Развитие автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем автоматизированного проектирования, автоматизированных систем управления предприятиями, отраслевых АСУ, плановых расчётов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчётов и т.д.
Тип АИТ: Тенденция децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной эксплуатации ВТ.
V. Конец 80-х годов по настоящее время.
ЭВМ V поколение.
Решаемые задачи: Комплексное решение экономических задач, объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области, широкий спектр приложений, сетевая организация информационных структур, преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений, информационно-соответствующих систем.
Тип АИТ: НИТ (новая информационная технология – сочетание средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники).
Лекция №3. Задачи, функция и организация государственной статистики в системе управления экономикой
Государственная статистика изучает массовые явления, выявляет их взаимосвязи, даёт оценку развития экономики.
Задачи:
1. Сбор, обработка и представление статистической информации различным пользователям.
2. Разработка научно обоснованной статистической методологии.
3. Гарантирование научной обоснованности статистической информации.
4. Координация статистической деятельности органов управления экономикой.
5. Предоставление доступа к статистической информации
Функции:
1. Совершенствование научной методологии и организации государственной статистики.
2. Утверждение показателей и совершенствование форм статистической отчётности.
3. Организация сбора, обработки и представления в экономические и другие органы статистической информации.
4. Внедрение прогрессивных информационных технологий сбора, обработки и передачи статистической информации.
5. Организация информационно-пропагандистской деятельности.
Система учёта и статистики – это важнейший рычаг управления развитием экономики.
Модель системы управления экономикой
1. Министерство экономики, развития и прогнозирования.
2. Органы государственного управления.
3. Органы госстатистики.
4. Отрасли экономики, предприятия, организации.
Госкомстат выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления, предоставляя им необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики. Органы государственной статистики и её организации проводят работу на основе общих принципов, единой методологии и организации государственной статистики. В системе Госкомстата собирают статистическую информацию от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений. Эта информация характеризуется массовостью и различной периодичностью поступления. Она формируется на базе более 250 форм различной статистической отчётности, а также на основе выборочных обследований, переписей и социологических отчётов.
Структура органов госстатистики
Структура госстатистики построена в соответствии с административно-территориальным делением: Она имеет три уровня: федеральный, региональный и районный. На федеральном уровне руководство осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ). Он обеспечивает информацией Правительство, федеральные органы исполнительной власти, общественность и международные организации. Госкомстат руководит работой 89 региональных комитетов по статистике.
В состав региональных комитетов входят около 2200 районных (городских) управлений (отделений). Они являются первичными организациями государственной статистики. Районные органы статистики оказывают помощь предприятиям в организации учёта и отчётности. Госкомстат Российской Федерации, региональные комитеты, районный отделы и подчинённые им предприятия составляют единую систему Госкомстата РФ.
Госкомстат состоит из управлений и главного межрегионального ВЦ. Управления:
1) Статистики и организации наблюдений.
2) Национальных отчётов.
3) Статистики предприятий.
4) Сводной информации.
5) Статистики цен и финансов.
6) Статистики уровня жизни и обследования населения.
7) Статистики труда.
8) Статистики населения и демографического обследования.
9) Статистики услуг, транспорта и связи.
10) Статистики основных фондов и строительства.
11) Статистики внутренней и внешней торговли.
12) Статистики окружающей среды и сельского хозяйства.
13) Статистики зарубежных стран и международного сотрудничества.
Функции отраслевых управлений
1. Разработка методологических материалов. Она производится на основе анализа информационных потребностей органов управления и других пользователей статистической информации.
2. Анализ статистических материалов. Аналитическая работа состоит в подготовке аналитических записок, бюллетеней, экспресс информации, пресс выпусков, прогнозов для руководящих органов по всем отраслям экономики.
Функции ВЦ Госкомстата РФ
Сбор, обработка и выдача сводной статистической отчётности отраслевым управлениям. Обработка информации осуществляется двумя группами: в первой – собирают первичную и выпускают сводную отчётность (отделы информационного обеспечения); во второй осуществляют автоматизированную обработку информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации технических средств).
Структура, задачи и функции региональных комитетов статистики схожи со структурой центрального аппарата Госкомстата РФ. Районные управления (городские отделы) располагают развитой информационно-вычислительной сетью (примерно 2300 установок различного уровня). На федеральном уровне – это межрегиональный вычислительный центр, в рамках региональных комитетов статистики – производственно-технологические отделы; на районном (городском) уровне – вычислительные подразделения.
Организационная структура информационно-вычислительной сети Госкомстата РФ состоит из 3-х групп подразделений:
1. Отделы информационного обеспечения различных отраслей статистики. В них занимаются подготовкой первичных отчётов для обработки на ПЭВМ, организацией запросов к источникам информации при обнаружении отклонений, осуществляют размножение отчётов и передачу их потребителям.
2. Отделы автоматизированной обработки информации. В этих отделах осуществляется автоматизированный приём информации с нижестоящего уровня, техническое обслуживание вычислительной техники, размножение и окончательное оформление отчётов, перспективное и текущее планирование работ.
3. Функциональные отделы, которые осуществляют руководство административно-хозяйственной деятельностью ВЦ.
Организация решения регламентных задач
Регламентные задачи – это задачи обработки данных статистической отчётности. Каждая задача связана с формированием конкретной формы отчётности. Для решения этих задач используются информационные технологии, называемые комплексами электронной обработки данных (ЭОД).
Технология решения регламентных статистических задач на примере обработки почтовой отчётности:
1. Подготовка к работе с ЭОД. Загрузка на магнитный диск пакета программ и информационного фонда (каталоги, справочники, словари).
2. Подготовка первичной информации к обработке. Визуальный контроль и подготовка форм первичных отчётов.
3. Ввод и запись первичной информации. Данные вводятся в ПЭВМ, происходит корректировка введённой информации.
4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных отчётов. Происходит формирование на магнитном диске промежуточных числовых матриц, осуществляется предварительная печать сводных отчётов. Далее проводится контроль отчётов и при корректировке первичных данных осуществляется повторный счёт.
5. Подготовка сводных отчётов для передачи на вышестоящий уровень. Осуществляется на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или сводных отчётов, а также печать справки о получаемой информации.
6. Подготовка к объединению массивов со сводными отчётами с нижестоящего уровня. Для каждого из полученных магнитных носителе выдаются справочные сведения об информации, осуществляется контроль логической увязки отчётов.
7. Объединение массивов со сводными отчётами. Происходит предварительное накопление таблиц с носителей, расчёт и печать сводных отчётов.
8. Обработка и получение сводных отчётов.
9. Получение сводных отчётов для местных руководителей.
Наряду с применением ЭОД с программами, разработанными вручную, применяется ЭОД на базе прикладных программ. Наиболее широкое применение в Госкомстате РФ получил пакет «Форма», для автоматизации проектирования ЭОД. Проектирование ЭОД с использованием этого пакета сводится к формированию надстроечной информации двух типов: 1) справочников, привязанных к структуре отчётов; 2) каталогов и справочников не зависящих от этих структур. Диалог пользователя ППП «Форма» организован по принципу меню. ППП «Форма» состоит из следующих программ:
• ввод, корректировка и запись первичных отчётов (ВКЗ);
• корректировка первичных отчётов (КОР);
• формирование сводов (ФСВ);
• печать сводных отчётов (ПСВ).
В настоящее время при решении регламентных задач используются АРМ. Наиболее массовое распространение получило АРМ «Пермстат». Первичные отчёты представлены в виде электронных таблиц, а результатная информация в виде сводных аналитических материалов и графиков, которые можно вывести на печать, записать на магнитные носители, а также передать по каналам связи. Диалог пользователей в АРМ «Пермстат» организован по принципу меню, в которое входят следующие программы: настройка, классификаторы, отчёты, своды, редактирование, сервис, помощь. Применение «Пермстат» обуславливает повышение эффективности решения регламентных задач по обработке первичной отчётности. Применение системной технологии обеспечивает типизацию технологического процесса на региональном и районном уровне.
Решение задач информационного обслуживания
Задачи информационного обслуживания предусматривают формирование по запросам пользователя необходимых статистических данных для оперативного составления докладов, аналитических записок не регламентируемых по содержанию. Для решения задач информационного обслуживания в Госкомстате используют новые информационные технологии – автоматизированные регистры (АР) и автоматизированные банки данных (АБД).
Под АР понимают комплекс программно-технических средств для решения статистических задач, которые позволяют хранить и обрабатывать информацию, организованных в виде отдельных массивов по каждому объекту. Разрабатываются АР промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Данные регистров промышленных предприятий позволяют анализировать деятельность промышленных предприятий, а также выдавать сведения в виде таблиц. Исходным документом для ведения локальной информационной базы регистра промышленных предприятий (РПП) является карточка основных показателей предприятия. В неё входят около 90 показателей, объединённых в следующие группы:
• основные фонды;
• труд;
• себестоимость продукции;
• энергетическая мощность;
• капитальные вложения;
• внедрение новой техники.
Под АБД понимают комплекс программно-технических средств, предназначенный для накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи данных. АБД позволяют вести интегрированную обработку данных в виде взаимосвязанных массивов (по отраслям статистики). В системе Госкомстата используются АБД двух видов: Банк данных показателей (БДП) и Банк данных документов (БДД). Эти программные документы имеют интерфейс совместимый с пакетами Lotus 1-2-3 и Excel.
БДП – используется для создания БД по различным отраслям статистики. Объект хранения БДП – является основание показателя, определяемое тремя компонентами: признаками показателя, объектами обследования и его разрезами, периодичностью отчётности по обследуемому объекту. БДП находится в промышленной эксплуатации на ВЦ Госкомстата РФ, специалистов Аппарата Президента РФ, Государственной Думы РФ, Министерства экономики РФ и других пользователей. С использованием программного комплекса БДП на федеральном уровне созданы следующие базы данных:
• многоотраслевая оперативная база статистических данных, содержащая 600 показателей, входящих в 28 разделов БД. В БД включены показатели срочной отчётности за 2 года;
• отраслевые БД (промышленность, Финансы, Торговля, Внешнеэкономические связи) используемые для выпуска сборников и аналитических справок;
• проблемно-ориентированные БД.
Базы данных в среде БДП и программное обеспечение (ПО) установлены на файл-сервер ЛВС Госкомстата РФ. Экономисты управлений Госкомстата РФ имею возможность работать с программным обеспечением БДП с рабочих станций ЛВС. Обслуживание внешних пользователей осуществляется в удалённом режиме с использованием средств электронной почты статистики (ЭПС). С применением программного комплекса БДП на региональном уровне созданы следующие базы данных: промышленность, капитальное строительство, транспорт, торговля, финансы и цены, труд и занятость, социальное развитие и уровень жизни, внешнеэкономические связи, новые экономические структуры.
Программный комплекс БДП обеспечивает следующие функциональные возможности для пользователя:
• выполнение регламентных запросов;
• описание макетов выходных форм таблиц и получение данных по не регламентным запросам;
• изменение полученной таблицы посредством отбора и перестановки граф;
• описание и получение расчётных показателей;
• экспорт данных в формат электронных таблиц.
Защита баз данных от несанкционированного доступа обеспечивается за счёт установки соответствующих паролей и прав обращения к данным.
БДД – применяется для создания документографических БД, которые содержат информацию и табличные статистические материалы. БДД предназначается для создания многоуровневой распределённой системы «Статистика России», которая разрабатывается Госкомстатом России и его территориальными органами. Информация представленная в БДД, имеет полнотекстовую, табличную, графическую форму представления в виде документа (отдельного файла). Федеральный уровень БДД «Статистика Росси» содержит 18 основных рубрик (18 БД), и имеет многоуровневую систему рубрикаций, посредством которой архивируется следующая статистическая информация: оперативная (текущего года); годовая (итоги прошлого года); долговременная (в динамике). В настоящее время объём данных БДД на федеральном уровне составляет 50 Мб и постоянно наращивается. БДД имеет широкий сервисный набор телекоммуникационных средств (электронная почта и другие средства связи). БДД обеспечивает для пользователей следующие возможности:
• организация экономичной технологии создания и ведения баз данных на ПК;
• осуществление работы с пользователями по телефонным каналам и ЛВС;
• организация доступа к базам данных в режиме «on-line».
При работе с БДД поиск осуществляется на естественном языке, время реакции на запрос не превышает 1 сек, обеспечивается высокая степень сжатия хранимой информации.
Лекция №4. Бухгалтерские информационные системы на предприятиях малого и среднего бизнеса, крупных предприятиях.
Основу деятельности управления экономического объекта составляют информационные системы. Их состав зависит от вида деятельности и размера предприятия.
Для средних и крупных предприятий сложилась такая форма бухгалтерских программ, как бухгалтерский комплекс. Она предусматривает создание отдельных программ под каждый раздел учёта. Развитие технологии здесь идёт в направлении интеграции отдельных участков учёта. Бухгалтерский комплекс может иметь средства обмена данными между отдельными АРМ через магнитные диски или по локальным вычислительным сетям и объединения информации для сведения баланса, для получения выходных форм и построения отчётности. Эти программные средства ориентированы на персонал различной бухгалтерской и компьютерной квалификации при численности бухгалтерии более 5 человек. Эти комплексы предназначены для среднего, некоторые для крупного бизнеса или бюджетной сферы. Известны фирмы изготовители «Интеллект-Сервис», «Авэр», «Аргос», «Инфорсофт», «Кометех+».
Корпоративные системы, это современное название АСУ достаточно крупным предприятием. Например: промышленные предприятия с разветвлённой цеховой структурой производства, предприятия энергоснабжения, связи, торговые оптово-закупочные предприятия, базы администрации округов. Эти системы должны работать в сети. Они включают в себя все функциональные комплексы задач.
Класс «корпоративные системы» включает в себя значительно больше функций, чем управление предприятием. Корпорация может объединять различные структуры, иметь несколько территориально удалённых филиалов, фирм, которые занимаются разнообразными видами деятельности. В такой системе важна взаимосвязь и согласованность все составных частей. На российском рынке преобладают программные продукты западных фирм. Например: R/3 фирмы SAP (ФРГ). Это практически полный набор прикладных и инструментальных программ для контроля и обработки информации. R/3 позволяет осуществлять полный оперативный контроль за всеми этапами деятельности предприятия. R/3 – это открытая система, используемая вместе с другими системами специального назначения. Некоторые из установок обслуживают в оперативном режиме более 3000 пользователей, обрабатывая в год до 35 млн. первичных бухгалтерских документов. Отечественные разработки автоматизированных систем: корпорация «Галактика», фирм «Росэкспертиза» и «Нико-софт», компания «Айти».
Система Alfa - совокупность полностью интегрированных программных модулей, каждый из которых в отдельности представляет полнофункциональное решение в своей предметной области.
Это мощная система поддержки работы предприятия, покрывающая все аспекты его хозяйственной деятельности. Использование всего комплекса модулей Системы Alfa позволяет строить единую взаимоувязанную систему управления.
Система Alfa – это комплекс бизнес-приложений для создания информационных автоматизированных систем управления предприятием.
Система Alfa представляет собой набор полностью интегрированных программных модулей, каждый из которых в отдельности представляет полнофункциональное решение в своей предметной области. Снабжение, сбыт, управление запасами, транспортная логистика, планирование производства, управление проектами, взаимодействие с клиентами и т.д. – все эти составляющие находят свое решение среди компонент Системы Alfa, в совокупности образуя мощную систему поддержки работы предприятия. Использование модулей Системы Alfa позволяет строить на предприятии единую взаимоувязанную систему управления.
Все приложения Системы Alfa построены на единой технологической платформе Alfa-Enterprise Service Platform (Alfa-ESP). Заложенные в нее сервисы позволяют создавать и быстро адаптировать под меняющиеся запросы бизнеса единую среду обработки данных, интегрирующую стандартные компоненты Системы Alfa и уже существующие или разрабатываемые на предприятии информационные системы.
Система Alfa ориентирована в первую очередь на крупные и средние предприятия со сложной, территориально-распределенной моделью хозяйственной деятельности, управление которой предъявляет высокие требования к качеству информационной поддержки, объёмам обрабатываемых данных и закладываемым в информационную систему алгоритмам их обработки.
Решения на базе Системы Alfa уже сейчас используют десятки компаний: от быстрорастущих бизнесов среднего масштаба до крупнейших градообразующих предприятий. Наши клиенты представляют многие отрасли, но всех их объединяет одно: это наиболее эффективные, динамично развивающиеся амбициозные компании - настоящие и будущие Лидеры Российской экономики.
Компания Омега
ABACUS Financial
Система автоматизации учета и управления предприятием ABACUS Financial является полнофункциональной промышленной системой, позволяющей отразить в едином информационном пространстве всю финансовую, хозяйственную и административную деятельность компании. Система имеет также все необходимые документы и процедуры для ведения бухгалтерского и налогового учета.
Организация работ по проектам
Проектные работы производятся индивидуально для каждого заказчика при непосредственном участии в работе его специалистов. Разработки и настройки ведутся по техническим заданиям. Подготовка для работы с системой производится по программам и графикам обучения. Заказчику предоставляется исчерпывающая техническая и эксплуатационная документация.
• Организация работ по проекту автоматизации предприятия
Полный документооборот, охватывающий все задачи учета, все участки предприятия
AF7 - это документарная система, которая содержит полный документооборот, охватывающий все участки учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система обеспечивает полную автоматизацию учета на средних и крупных предприятиях с распределенной территориальной и организационной структурой, гарантируя реальную оперативную работу всех удаленных территорий предприятия в режиме "on-line" в единой информационной сети.
Удаленная работа, удаленное обслуживание
Система AF7 обеспечивает реальную оперативную работу всех удаленных территорий предприятия в режиме "on-line" в единой информационной сети. Это возможно благодаря трехуровневой архитектуре и технологии "тонкий клиент". Удаленная работа с системой является стандартом компании Омега в проектах автоматизации предприятий.
• Удаленная разработка и внедрение системы AF7
• Удаленная работа в системе AF7 с помощью мобильного телефона
AF7 - система, с которой удобно работать
Полное совпадение внешнего вида экранных документов с их традиционными бумажными формами создает удобную среду для оперативной работы пользователей с разнообразными документами. Контекстные подсказки в документах значительно ускоряют и упрощают освоение системы. Система помощи, содержащая простые и наглядные примеры, позволяет получить исчерпывающую информацию по работе с системой. Диалоговый режим работы пользователя с системой, механизмы защиты от ошибочных действий на всех этапах работы с данными обеспечивают надежность сохранения информации.
AF7 - это надежная и высокопроизводительная система
Основой надежности и высокого быстродействия системы при работе с большими массивами данных, десятков и сотен пользователей в единой сети является распределенная трехуровневая архитектура, использование самой надежной в настоящее время промышленной СУБД Oracle и технологии "тонкий клиент".
• Информация о СУБД Oracle
• Oracle и трехуровневые информационные системы
Система AF7 полностью открыта для пользователя
Пользователь AF7 может самостоятельно разрабатывать, развивать и сопровождать систему с помощью инструмента разработки ABACUS Builder. От разработчиков не требуется специальных навыков программирования под Oracle и работы с системными ресурсами. Разработка и настройка ведутся на уровне описания предметной области в естественных для специалистов понятиях объектов аналитического учета. В функционале инструмента разработки имеются специальные сервисы, помогающие разработчику контролировать создание документов и алгоритмов, управлять взаимодействием пользователей системы, вести администрирование.
ABACUS Professional
Сетевой программный комплекс автоматизации бухгалтерского и налогового учета ABACUS Professional успешно используется в производстве, торговле, сфере услуг, строительстве, а также в бюджетных организациях. Благодаря высокому быстродействию и безотказной работе с большими объемами данных, удобному интерфейсу, многофункциональности, простоте в использовании, поддержке одновременной работы большого количества пользователей в единой сети ABACUS Professional стал незаменимым средством автоматизации бухгалтерий российских компаний.
• Информация для пользователей
Лучшее программное обеспечение для бухгалтера
Модульность, гибкая настройка плана счетов и многоуровневая аналитика, рациональный метод налогового учета с возможностью формирования налоговой декларации и регистров позволяют максимально автоматизировать работу бухгалтерского учета на предприятии.
Комплексный подход к решению задач бухгалтерского и налогового учета позволяет оптимизировать материальные и трудовые издержки. Система оперативного учета с элементами управленческого анализа предоставляет полную информацию о наличии и движении денежных средств, товарно-материальных ценностей и взаиморасчетах.
За разработку лучших программных продуктов в области бухгалтерского учета и финансового анализа XXI века компания Омега награждена Почетным Дипломом в честь Луки Пачоли.
Аннотированное описание программного комплекса (PDF, 384 Кб)
• Состав программного комплекса
• Краткое описание программного комплекса
• Реализация налогового учета
Исключительная надежность и высокая производительность
Оригинальные механизмы ввода и обработки данных обеспечивают эффективную высокопроизводительную работу на больших массивах данных свыше 50 рабочих станций в единой информационной сети. Многолетняя эксплуатация комплекса на предприятиях с интенсивно работающей бухгалтерией показала, что ABACUS Professional обладает высокой "живучестью" в условиях интенсивных нагрузок.
Полный комплект бухгалтерских и налоговых отчетных документов
ABACUS Professional имеет возможность формирования и печати всех необходимых бухгалтерских и налоговых отчетных документов. Единая база данных, оптимальное количество стандартных форм отчетности позволяют сформировать различные печатные документы: баланс, отчет о прибылях и убытках, декларации по НДС и налогу на прибыль, различные справки, акты, налоговые регистры. Гибкая настройка пользовательских отчетов дает возможность сформировать желаемый документ внутренней отчетности: ведомости аналитического учета, журналы ордера, главную книгу. Собственный инструмент разработки позволяет создать полный комплект внутрифирменной отчетности.
Простая и быстрая настройка
Система настраиваемых параметров АBACUS Professional позволяет оптимально адаптировать его для решения учетных задач различной сложности, что позволяет успешно использовать комплекс как на крупных так и сравнительно небольших предприятиях различных отраслей и видов деятельности. Комплекс имеет открытую архитектуру, встроенные средства разработки, может использоваться совместно с другими приложениями и программными продуктами.
Оперативное и квалифицированное обслуживание
Компания имеет большой опыт решения как отдельных задач и операций учета, так и осуществление комплексной автоматизации предприятий. Для обеспечения эффективного процесса автоматизации учета на предприятиях компания проводит работы по внедрению комплекса ABACUS Professional. Оперативное и квалифицированное обслуживание комплекса, его сопровождение и техническая поддержка гарантируют пользователям уверенность в конечном результате.
Работы по внедрению и сопровождению
На ABACUS Professional работают крупные предприятия
Пользователями программного комплекса ABACUS Professional являются свыше 2000 российских предприятий Москвы, Хабаровского края, Сахалина, Ставрополя, Кемеровской области, Новокузнецка, Нижневартовска, Перми, Новосибирска, Тюмени, Сургута, Тобольска, Мурманска, Башкортостана, Иркутска, Рязанской области, Калуги, Воронежа, Самары, Волгоградской области и других регионов, в частности, предприятия ближнего зарубежья: Украины, Беларуси.
Демонстрации программных комплексов ABACUS Professional
Для ознакомления с работой программного комплекса ABACUS Professional приглашаем вас в наш центральный офис по адресу: г. Москва, 2-ая Бауманская ул., д. 9/23, офис 243. Мы бесплатно проведем для вас демонстрацию, квалифицированные специалисты ответят на все ваши вопросы и дадут рекомендации по выбору такой конфигурации, которая будет максимально учитывать специфику ведения бухгалтерского учета на вашем предприятии. Для самостоятельного ознакомления с функциональными возможностями ABACUS Professional предлагаем вам воспользоваться демонстрационной версией.
• Демонстрационная версия
Цены на программный комплекс ABACUS Professional и его обслуживание
Минибухгалтерия. Это программы, предназначенные для бухгалтерий с малой численностью (1-3 человека), без специализации сотрудников по конкретным разделам учёта. Они ориентированы на малый бизнес. Основной объём работ приходится на финансовый учёт, а на управленческий учёт затрачивается меньше времени. Программные продукты: «Финансы без проблем» («Хакерс-дизайн» Мариуполь), «Мини-бухгалтерия» («1-С», Москва), «Бухгалтерия малого предприятия» (фирма «Фор», Москва).
Интегрированная бухгалтерская система наиболее распространена в настоящее время. К этому классу относятся программы, поддерживающие ведение всех основных учётных функций. Эти системы ориентированы на малый и средний бизнес. ИБС служат в основном для работы на одном ПК. Имеются варианты их использования на нескольких ПК, а также в локальной сети. Например: выделяют ПК для расчёта зарплаты. Программные продукты фирм: «Парус», «Инфософт», «Инотек», «Модуль Пи».
Бухгалтерский конструктор. Это система с расширенными инструментальными возможностями. Такие системы делают как универсальные заготовки, из которых можно сделать программу, подходящую для любой фирмы. Фирмы производители: «1 С», «Информатик», «Аквилон», «Порт» (Обнинск).
Программное обеспечение 1С бухгалтерия. Меню программы составлено в удобной форме. В программе имеется возможность формирования и печати всех первичных документов: авансовых отчётов, платёжных документов. Программа обеспечивает ведение учёта в валюте, хранит курсы валют и автоматически выполняет переоценку валют. Результатом обработки является набор форм отчётности для анализа финансовой деятельности предприятия. Фирма «1 С» предлагает не только программные средства для автоматизации бухучёта, но и набор других программных продуктов: 1 С- Предприятие, 1 С-Зарплата и кадры, 1 С-Документооборот, 1 С-Платёжные документы.
Лекция №5 . Особенности банковских информационных систем. Налоговые информационные системы.
Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 90-х годов. На рынке ПО появился ряд фирм-разработчиков: «Иверсия», «Диасофт», «Асофт», «Програмбанк», «R-Style». Это привело к появлению разнообразных банковских систем, что обусловлено также различием самих банков по выполняемым функциям.
Банковские системы создаются на базе ряда принципов:
1. Комплексный подход для охвата широкого спектра банковских функций.
2. Модульный принцип построения;
3. Открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами;
4. Гибкость настройки модулей банковской системы;
5. Расширение и усложнение модулей системы по мере развития бизнес-процессов;
6. Многопользовательский доступ;
7. Моделирование банка и его процессов;
8. Непрерывное развитие и совершенствование системы.
Созданные АБС связаны с планированием всей системной инфраструктуры информационной технологии банка.
Инфраструктура АБС – это совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий.
В инфраструктуре выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. Обеспечивающие – это информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникации, коммуникационные средства, системы безопасности, защиты и надёжности и др. Функциональные подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес процессы и любые комплексы задач.
Создание АБТ требует учёта особенностей структуры, специфики и объёмов банковской деятельности. Необходимо создавать много уровневые системы (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры) со сложными информационными связями. АБТ создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений и предусматривает разделение возможностей на три уровня.
Верхний уровень (front-office) – образует модули для быстрого ввода информации, её первичную обработку и внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, информационными и торговыми агентствами. Средний уровень (back-office) – приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчётам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, банковскими карточками). Нижний уровень – это базовые функции бухучёта. Разделение банка на front-office и back-office основывается на природе банка как системы с одной стороны фиксирующей, с другой активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере.
Внутрибанковское информационное обслуживание. На этом уровне находится управление денежными и другими операциями, реализуемыми внутри банков.
Межбанковское взаимодействие. Межбанковские расчёты сопровождают различные виды внешнеэкономических связей. Банки между собой устанавливают корреспондентские отношения на договорной основе. Один из видов корреспондентских отношений – расчёты со взаимным открытием корреспондентских счетов коммерческих банков. По способу организации работы банка через корсчёт все банки можно разделить на 2 группы: 1) Банки, использующие технологию прямых расчётов (региональных, ускоренных) в течение одного операционного дня. Эта технология реализована в системе электронных платежей. Все платежи в электронном виде передаются несколько раз в день; 2) Банки, работающие через корсчёт. Способ работы по корсчёту определяется региональными вычислительными центрами.
В России стоит проблема автоматизации межбанковских расчётов на базе электронных систем перевода денежных средств.
Электронная коммерция
Это наиболее перспективный вариант сетевого бизнеса. Виртуальный магазин – это реализованное в сети представительство путём создания Web-сервера. Цель его организации – продажа товаров и услуг. Посетитель сервера может с помощью гипертекстовых ссылок и мультимедийных возможностей получить информацию о продукции и сделать заказ. Продажа информации – это каталоги справочных систем по ресурсам Интернет, приход печатных изданий, а также предоставление в сети бизнес информации. Платёжные средства – средства электронных расчётов можно разделить на: 1) Суррогатные, когда клиент приобретает у «банка» на некоторую сумму последовательности символов для расчётов с торговцем. Торговец возвращает их в банк в обмен на ту же сумму за вычетом комиссионных. 2) Несетевые расчётные системы. Это использование пластиковых карточек для расчёта в сети (копания Cyber Cash). Программное обеспечение этой компании использует криптозащиту с открытым ключом, для передачи данных о пластиковой карточке от покупателя к продавцу. 3) Электронная наличность Web Money, это платёжное средство, которое объединяет удобство электронные расчётов с конфиденциальностью.