Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НВУЗ АНО
«Региональный финансово-экономический институт»
УЧЕТ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ
МАЛОГО БИЗНЕСА
(Третья лекция)
_________________________
http://elearning.rfei.ru
2011
Á
Содержание
БУХУЧЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ................................................3
Глава 1. Налоги при упрощенной системе .................................. 3
Глава 2. Заполнение декларации .................................................. 5
Глава 3. Упрощенная система на основе патента ...................... 20
Глава 4. Отчетность упрощенца................................................ 22
2
БУХУЧЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Налоги при упрощенной системе
Упрощенная система – это особая система налогообложения,
при которой налогоплательщик не уплачивает 3 основных налога
(для организации – НДС, налог на прибыль, налог на имущество;
для индивидуального предпринимателя – налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество). Однако другие налоги, предусмотренные налоговым законодательством, по-прежнему следует
платить.
В приложении N 19 на странице 46 размещена таблица, в которой подробно расписываются уплачиваемые и неуплачиваемые
налоги.
Как видите, уплачиваемых налогов остается довольно много,
хотя большинство из них платятся только в особых случаях.
Например, земельный налог уплачивается только при использовании земельных участков. Транспортный налог – при наличии
автомобиля или иной транспортной техники. Из всего многообразия платежей особенно следует выделить пять:
• налог на доходы физических лиц, который удерживается из
доходов работника или иного физического лица;
• страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
(для финансирования страховой и накопительной частей пенсии каждого работника);
• страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
• страховые взносы на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством;
• страховые взносы на страхование от несчастных случаев и
профзаболеваний.
Эти пять платежей должны осуществляться всеми фирмами-упрощенщиками без исключения.
Остальные же – только в особых случаях. Например, если у
вас появится автомобиль, то придется уплачивать транспортный
3
налог. Если вам понадобится совершить нотариальное действие,
то вы заплатите госпошлину. Если вы займетесь импортом, то
обязаны будете уплатить таможенную пошлину и НДС от стоимости ввозимых товаров.
Все эти налоги должны уплачиваться в обычном порядке и
по срокам, которые установлены для них в Налоговом кодексе.
Для единого налога также установлен срок. Этот налог должен
уплачиваться не позднее даты подачи декларации.
Прежде чем приступить к заполнению декларации, напомним, что раньше (до 2009 года) упрощенцы были обязаны по
окончании каждого квартала заполнять и предоставлять в налоговые органы декларацию по единому налогу, а в конце налогового периода предоставлять годовую декларацию. Квартальная
декларация содержала расчет аванса по единому налогу нарастающим итогом с начала года. То есть, по итогам 1-го квартала
там указывалась сумма налога, рассчитанная за 1 квартал, в декларации за 2 квартал обобщались значения показателей по итогам
всего полугодия, а не только 2 квартала. По итогам года упрощенцы рассчитывали окончательную сумму единого налога за
год и указывали ее в годовой декларации. Получается, что всего
за год упрощенцы должны были подготовить 5 деклараций. Законодатели, видимо, заметили это неудобство и решили отменить
квартальные декларации, но не отменили авансы по налогу.
Теперь упрощенцы предоставляют в налоговые органы только
одну – годовую декларацию, а в течение года по окончании
каждого квартала продолжают перечислять государству
авансы по единому налогу. Пожалуйста, не путайте, отмена
квартальных деклараций не означает отмену квартальных авансов!
На наш взгляд, законодатели в скором времени подкорректируют это правило и, может быть, даже вернут квартальные
декларации. Потому как налоговым органам будет сложно контролировать авансовые поступления от плательщиков единого
налога без деклараций. Поэтому мы советуем вам следить за изменением законодательства.
Сразу заметим, что в нашем практическом задании
ООО «Бригада» только перешло на УСНО и проработало всего
Á
4
лишь 1 квартал. Согласно законодательству, по итогам квартала
декларация не заполняется и не предоставляется в налоговые
органы. Но, вы должны научиться заполнять этот важный документ. Если следовать правилам, то вам пришлось бы вести учет
еще 3 квартала, чтобы по итогам года подготовить налоговую декларацию. Но это займет очень много времени, к тому же, вы уже
достаточно натренировали себя по ведению учета на малых предприятиях. Чтобы не усложнять вам работу, мы немного отступим
от закона и заполним годовую декларацию по итогам квартала. Но
в реальной жизни так делать, естественно, нельзя. В реальной
жизни вы лишь рассчитаете аванс и перечислите его платежкой в
ФНС. А декларацию заполните только по окончании года.
Теперь вернемся к схеме Аксенова.
Какими бухгалтерскими проводками отражается начисление и уплата единого налога?
В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 68
«Расчеты с бюджетом». На нем для каждого налога заводится отдельный субсчет. На схеме Аксенова для единого налога отведен
самый нижний субсчет 68-го счета. Обратите внимание, что из кредита данного субсчета выходит специальная трубка в направлении
дебета 99-го счета. Именно такой проводкой отражается начисление единого налога. При обычной системе налогообложения подобным образом начисляется налог на прибыль. Непосредственно
уплата налога фиксируется бухгалтерской записью: Кредит 51 –
Дебет 68.
Такие проводки вы сделаете немного позже, после того, как
мы рассчитаем сумму налога.
В данном случае составить бухгалтерские проводки не так
сложно – важно правильно рассчитать сумму самого налога. А для
этого нужно научиться заполнять декларацию.
Глава 2. Заполнение декларации
Общие сведения о заполнении и представлении декларации
содержатся в таблице, размещенной в приложении N 20
(стр. 47-48). Ознакомьтесь с ней, а затем на страницах 90-92 приложений найдите экземпляр налоговой декларации. Сейчас мы его
вместе с вами заполним.
Á
5
На практике для составления декларации обычно отводится
несколько месяцев (см. таблицу в приложении N 20). Это связано
с тем, что полным налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Поэтому и срок для обобщения всех данных нужен продолжительный.
Типовая форма налоговой декларации состоит из 3-х страниц, включая титульный лист.
Налогоплательщик должен заполнить только те листы, которые ему необходимы в его конкретной ситуации.
2.1. Титульный лист
Возьмем сначала титульный лист. Большинство сведений,
которые должны быть указаны на этой странице, берутся из Свидетельства о государственной регистрации юридического лица,
а также из Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
В отношении ООО «Бригада» эти два документа вам не доступны. Поэтому все необходимые сведения вы будете записывать
под нашу диктовку. Однако в практической деятельности диктовать вам никто не будет. Вам придется самостоятельно найти эти
документы и выписать нужные сведения.
Начнем делать записи на титульном листе. В самом верху
запишем ИНН – «4632033033--»1 и КПП – «463201001». Эти сведения берутся из Свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе. Их нужно указывать на каждой странице декларации. Далее вам это придется делать самостоятельно без нашей подсказки.
Точно так же на каждой странице вам следует помечать порядковый номер заполняемого листа. Титульный лист естественно будет первым.
Ниже по строке после названия декларации в клеточках
следует указать в кодировке:
• номер корректировки;
• налоговый период;
• отчетный год.
1
Если ИНН окажется короче 12-ти символов, то в пустых ячейках нужно поставить
знаки «–». (П. 2.12 Приказа N 58н.)
Á
6
Легче всего заполнить год. Для нашего примера это «2011».
Пометьте его у себя на листе.
При отражении остальных сведений следует руководствоваться подсказкой, которая указана в декларации.
Номер корректировки показывает, какая по счету уточненная декларация представляется в налоговый орган (например,
«1--», «2--» и т. д.). Если декларация первичная, то в поле «номер
корректировки» нужно поставить «0--». (П. 3.3 Приказа N 58н.)
Дело в том, что в идеале декларация за тот или иной период
должна подаваться один раз. Но в действительности иногда происходит так, что бухгалтер после подачи первоначальной декларации может обнаружить ошибку, либо будут выявлены определенные факты, из-за которых расчет в декларации оказался неверным.
В этом случае должна подаваться повторная корректирующая декларация с уточненными данными. Чтобы налоговый орган отличил ее от первоначальной, в поле «номер корректировки» следует
указать, какая это по счету уточненная декларация за данный период.
В нашем же случае мы собираемся заполнять декларацию,
которая является первичной, поэтому в поле нужно поставить «0--».
Далее по строке нужно отметить налоговый период. Подсказка по этому поводу есть в Приказе «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения»
в виде таблицы (приложение 1 Приказа N 58н):
Таблица 2.1
Коды налоговых периодов
34
50
Календарный год
Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации (при прекращении деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя), при переходе на иной режим налогообложения
Таким образом код «50» используется только в двух случаях: если вы реорганизуете или ликвидируете свое предприятие,
либо если вы переходите на иной режим налогообложения. В остальных случаях ваша декларация будет содержать код налогового периода «34». Запишите его в свою декларацию.
Á
7
Ниже строкой должен быть отражен код налогового органа, в котором организация стоит на учете и в который предоставляет декларацию. В нашем примере код ФНС по г. Курску –
«4632».
Далее указывается «код по месту нахождения (учета)» в
соответствии с таблицей 2.2. Поскольку ваша организация зарегистрирована по месту осуществления деятельности, то в поле
нужно указать код «210» (приложение 2 Приказа N 58н).
Таблица 2.2
Коды представления налоговой декларации
по месту нахождения (учета)
120
210
По месту жительства индивидуального предпринимателя
По месту нахождения российской организации
Далее в строчке следует указать полное наименование организации заглавными печатными буквами. Запишем следующее:
Общество с ограниченной ответственностью «Бригада».
Теперь нужно написать код по ОКВЭД. Эта информация
содержится в Информационном письме о присвоении кодов статистики. В нашем случае указываем: «45.21.1».
На титульном листе остается отразить:
– телефонный номер и код города;
– количество страниц декларации;
– количество страниц приложений (подтверждающих документов или их копий).
Телефонный номер укажите такой: 4712532735.
Количество страниц декларации мы пока не знаем. Их
значение мы напишем позже, когда пронумеруем все заполненные листы декларации. А численность приложений можем сразу обозначить нулем, поскольку никаких обязательных приложений не существует, а прикладывать какие-то листы по собственной инициативе мы не будем.
В довершение на первой странице вам нужно поставить
свою подпись, как руководителя. Декларацию подписывают и
бухгалтер, и руководитель. Но поскольку должности бухгалтера в
вашем штатном расписании нет, то вам придется расписываться
одному.
Á
8
В любом случае, кто бы ни подписывал этот документ, необходимо полностью указать его фамилию, имя, отчество, а также поставить рядом дату.
В нашем примере вы должны вписать в декларацию свои
собственные данные, как директора созданной фирмы. Датой подписания пусть будет 25 марта 2012 года. Напомним, налоговая декларация подается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вот и все. На данной странице незаполненной осталась лишь
небольшая часть, предназначенная для работников налогового органа. Нас она не интересует. Здесь мы никаких пометок и не должны делать.
2.2. Раздел 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения…»
Следующий лист декларации посвящен разделу 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в
бюджет, по данным налогоплательщика».
Этот лист является итоговым в декларации, несмотря на то,
что в нем находится самый 1-й раздел. Здесь должна указываться
окончательная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (или к
уменьшению). На данном этапе мы его заполнить не можем, потому что никаких расчетов налога еще не делали. Предлагаем заполнить только колонтитулы данного листа (ИНН, КПП, номер страницы, дату) и отложить его в сторону. К нему мы вернемся позже.
2.3. Раздел 2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения…»
В данном разделе производится непосредственно расчет налога в таблице. В строке 201 указываем процентную ставку налога:
«15.—».
По коду строки 210 следует указать сумму полученных за
прошедший период доходов. Эти сведения целиком берутся из книги учета. Откройте ее в разделе I. Если следовать законодательству,
то вы должны будете взять данные по итогам года, то есть, по
окончании 4-го квартала, которые указаны в Справке к разделу I в
Á
9
строке 010 «Сумма полученных доходов за налоговый период». Но
поскольку мы заполняли книгу учета только за I квартал, то и данные мы будем брать за I квартал. Но при этом будем считать, что
это данные организации за 4-й квартал.
Находим итоговую строку и видим, что по прошествии
1-го квартала полученные доходы составили 1 190 000 руб. Запишем эту цифру по строке 210 раздела 2.
По коду строки 220 указывается сумма понесенных расходов.
Очевидно, что в расчет принимаются не все расходы, а только те,
которые можно учесть в соответствии с Налоговым кодексом.
С самого начала в нашем учете мы проводили разделение
расходов на учитываемые и неучитываемые при расчете единого
налога. Это осуществлялось на схеме Аксенова. А в книгу учета
попадали уже только учитываемые расходы. Поэтому сейчас нам не
составляет никакого труда снова посмотреть в раздел I книги учета
и переписать оттуда итог 1-го квартала по графе 5. Это значение составляет 1 007 825 руб. Но учтите, в реальности вам нужно брать
данные за 4 квартал! Напомним, что они указываются в Справке к
разделу I в строке «Сумма произведенных расходов за налоговый
период».
Но кроме расходов, взятых из книги, в строку 220 декларации
можно включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога за
предыдущий налоговый период. Если пока не вдаваться в подробности, то скажем следующее. Эта строка может заполняться только в
том случае, если в предыдущем году пришлось заплатить минимальную сумму налога, которая составляет 1% от доходов. Как рассчитывается эта сумма, мы расскажем чуть позже. Запомните пока,
что взять ее можно из Справки к разделу I в строке 030.
В нашем случае в предыдущем году упрощенная система налогообложения вообще не применялась.
Далее в строках 240 или 250 определяется результат. Если
доходы (строка 210) превышают сумму расходов (строка 220), то
этот положительный результат записывается в строке 240. Если же,
наоборот, значения в строке 220 превышают строку 210, то, очевидно, что организация получила убыток, который следует отразить в строке 250. В нашем случае следующая ситуация:
Á
10
доходы превышают расходы:
Строка 240 = 1 190 000 (строка 210) – 1 007 825 (строка 220 =
182 175 руб.
Но если бы в качестве объекта налогообложения
ООО «Бригада» выбрало «доходы», то в строке 240 ей бы пришлось продублировать значение строки 210 – 1 190 000 руб. Понесенные расходы (строка 220) при таком объекте налогообложения вообще не учитываются.
По коду строки 230 декларации должна указываться сумма
убытка, полученная налогоплательщиком в предыдущие годы,
которая сейчас может уменьшить налогооблагаемую базу. Эта
сумма рассчитывается в разделе 3 книги учета доходов и расходов (по коду строки 130).
В настоящий момент нам еще не пришлось заполнять раздел 3
книги учета доходов и расходов, потому что ООО «Бригада» не
применяло упрощенную систему налогообложения в предыдущем
году. И по этой причине заполнять раздел 3 книги учета доходов и
расходов нам не придется. Поэтому прочеркивайте ее и переходите к
строке 260, в которой производится расчет налога. Делается это
очень просто: налоговая база умножается на налоговую ставку:
строка 260 = строка 240 × строка 201 : 100
Теперь подставляем значения:
строка 260 = 182 175 × 15 : 100 = 27 326 руб.
Заметьте, мы округлили полученное значение, так как все
данные в декларации должны указываться в полных рублях.
Случай, когда доходы превысили расходы, к счастью, самый
распространенный. Но бывают случаи, когда организация несет
больше расходов, чем получает дохода. В результате получается,
что налог исчислять не из чего, поскольку разница между доходом
и расходом принимает отрицательное значение. Но такое положение дел вовсе не означает, что организация полностью освобождается от уплаты налога. Если к концу года доходы так и не превысят
понесенные расходы, то организация обязана уплатить минимальную сумму налога, которая составляет 1% (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
И рассчитывается данный налог (строка 270) уже не от разницы
между доходами и расходами, а напрямую от доходов, указанных в
строке 210:
Á
11
строка 270 = строка 210 × 1 : 100
Но, к счастью, для руководителей ООО «Бригада»
I квартал был прибыльным, и мы предполагаем, что последующие 3 квартала организация проработала так же эффективно.
Поэтому поставьте в строке 270прочерк.
Следующая строка 280 касается лишь тех налогоплательщиков, которые выбрали в качестве своего объекта налогообложения только доходы. Дело в том, что им позволено уменьшить
сумму исчисленного налога на сумму отдельных расходов. Речь
идет об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также о выплаченных работникам пособиях по временной нетрудоспособности. И те, и другие платежи в соответствии с Налоговым кодексом могут
уменьшить сумму единого налога, подлежащую уплате, но не
более чем на 50%.
В нашем практическом задании мы использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину
расходов. В составе этих расходов учитывались и страховые
взносы, и пособия по временной нетрудоспособности. Но в ситуации, когда объектом налогообложения выступают только доходы, такие платежи налоговую базу по единому налогу автоматически не уменьшают.
Вместе с тем, их сумма для малого бизнеса может оказаться весьма существенной, особенно там, где заработная плата составляет основную долю расходов. Однако освободить налогоплательщиков от их уплаты тоже нельзя. Это может породить
социальное неравенство работников.
Например, как обойтись без уплаты страховых пенсионных
взносов? Ведь эти суммы являются вовсе не налогами. Они перечисляются в пользу работников!!! Зачисляются на их специальные счета в Пенсионном фонде. Из этих накоплений в будущем
каждый гражданин России будет получать пенсию. Поэтому
нельзя допустить ситуацию, при которой одни граждане смогут
Á
12
себе заработать на пенсию, а другие нет. А причиной тому станет
лишь то, что эти граждане оказались работниками в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Вот почему законодатель обязал все организации делать
отчисления в Пенсионный фонд. Однако чтобы не допустить
роста налоговой нагрузки на организации, применяющие упрощенку, было разрешено снизить сумму единого налога на величину этих платежей.
Сумму исчисленного единого налога можно уменьшить
на величину уплаченных страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в сумме с
выплаченными пособиями по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%1 (п. 3 статьи 346.21 НК РФ). Таким
образом, занижать сумму единого налога можно не до бесконечности, а только не более чем наполовину.
Как узнать сумму уплачиваемых страховых взносов? Откуда можно взять эти сведения?
Сразу отметим, что книга учета в этом вопросе не поможет. Налогоплательщики, которые ведут расчет единого налога
от доходов, расходы в книге учета не отражают. А мы как раз
ведем речь о таких налогоплательщиках и рассказываем, как им
следует заполнять строку 280.
Определить величину страховых взносов в принципе можно по первичным документам. Однако легче всего эти сведения
найти на схеме Аксенова. Напомним, что страховые взносы отражаются на схеме проводкой Кредит 69 – Дебет 20.
Давайте гипотетически представим, что мы являемся плательщиком единого налога от доходов. Тогда откроем поочередно схемы Аксенова за январь, февраль и март. Выпишем оттуда
суммы, которые протекали по маршруту Кредит 69 – Дебет 20:
1
Предприниматели в счет уплаты единого налога могут также зачесть уплаченные
страховые взносы в виде фиксированных платежей, которые установлены для них пенсионным законодательством.
Á
13
Январь: 12 600 руб., 42 000 руб., 6 510 руб., 4 200 руб.,
1 890 руб., 6 090 руб.
Февраль: 40 000 руб., 12 000 руб., 6 200 руб., 4 000 руб.,
1 800 руб., 5 800 руб.
Март: 12 600 руб., 42 000 руб., 6 510 руб., 4 200 руб.,
1 890 руб., 6 090 руб.
Но обратите внимание, что уменьшить сумму налога можно
только на сумму уплаченных страховых взносов. А в нашем примере из приведенных сумм фактически уплачены только взносы за
январь и февраль. Взносы за март были только начислены, а уплачены будут только в следующем месяце, поэтому мы не можем
уменьшить на них сумму налога. Поэтому сумма уплаченных страховых взносов составит 143 090 руб.
Далее помимо страховых взносов сумму единого налога могут уменьшить еще одни платежи, выплачиваемые в пользу своих
работников – пособия по временной нетрудоспособности. Законодательством предусмотрена социальная гарантия для всех граждан
России. Если по какой-то причине работник заболел, т. е. оказался
в ситуации временной нетрудоспособности, ему полагаются соответствующие больничные выплаты. Независимо от того, какой
режим налогообложения применяет работодатель, работнику
должны выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности.
В нашем практическом задании в феврале было начислено
больничное пособие одному из сотрудников. Обратите внимание на
схему Аксенова. Общая сумма пособия составила 5 260 руб. Из них
3 682 руб. начислено за счет средств ФСС и 1 578 руб. за счет собственных средств.
Нужно отметить, что, как и страховые взносы, больничные выплаты принимаются при расчете единого налога в том
периоде, в котором они были фактически уплачены. То есть тогда, когда состоялась бухгалтерская проводка Кредит 50 – Дебет 70.
Однако в нашем случае это никакой роли не играет. Больничное пособие было начислено в феврале и уплачено уже в марте, т. е. тоже в 1-м квартале. Если бы начисление состоялось в
марте, а уплата в апреле, то в 1-м квартале это больничное пособие учесть было бы нельзя.
Á
14
Теперь нам нужно определиться, что должен записать налогоплательщик по строке 280 декларации при объекте налогообложения «доходы».
Как мы уже говорили, вычесть из единого налога всю сумму
уплаченных страховых взносов и больничных выплат можно только в том случае, если налог при этом снизится не более чем наполовину.
Поэтому давайте также гипотетически рассчитаем по строке 260 сумму исчисленного единого налога. Она составляет 6% от
доходов (строка 210):
строка 260 = 1 190 000 × 6 : 100 = 71 400 руб.
Уже сейчас очевидно, что сумма уплаченных страховых
взносов в такой ситуации превысила половину единого налога.
А если учесть еще больничные выплаты?!
Поэтому в строке 280 раздела 2 следует записать не сумму
страховых взносов вместе с больничными выплатами, а половину
исчисленной суммы налога по строке 260.
Строка 280 = 71 400 х 0,5 = 35 700 руб.
Т. е. в данной ситуации налог можно снизить только на половину.
Таким образом, если бы мы являлись плательщиками единого
налога от доходов, то нам бы пришлось отразить следующие суммы
в разделе 2 декларации:
строка 210 – 1 190 000 руб.;
строка 240 – 1 190 000 руб.;
строка 260 – 71 400 руб.;
строка 280 – 35 700 руб.
Если вы пожелаете, то в учебных целях на бланке декларации
можете карандашом отразить эти суммы. Однако на практике этого
ни в коем случае делать нельзя. Налог должен рассчитываться только по одному выбранному объекту налогообложения, и заполнять
сведения в декларации можно только по нему!
Мы рассмотрели раздел 2 полностью. Но прежде, чем вернуться к 1 разделу, хотим поговорить о том, какой из способов
налогообложения наиболее выгоден.
Отличия одного способа налогообложения от другого наглядно представлены в приложении N 21 (стр. 49). Ознакомьтесь с ними.
Á
15
Какой из 2-х способов налогообложения для той или иной
фирмы окажется более выгодным, заранее предугадать очень сложно. Правильность выбора зависит от очень многих обстоятельств.
Назовем некоторые из них:
• норма прибыли фирмы;
• виды расходов фирмы, их объем и наличие оправдательных
документов;
• планируемые капитальные затраты;
• сумма уплачиваемых страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности;
• наличие у фирмы бухгалтера.
Как видите, все зависит от каждого конкретного случая.
В нашей ситуации мы сумели верно предугадать. Выбранный объект налогообложения позволил сократить сумму уплачиваемого
единого налога.
Итак, декларация почти полностью заполнена. Будем ее сдавать в количестве тех страниц, которые получились. Подсчитайте
их и пометьте на титульном листе.
2.4. Раздел 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи
с применением упрощенной системы…»
(продолжение)
Теперь, чтобы утверждать об окончательной готовности декларации к отправке, нужно вернуться к отложенному разделу 1
декларации (лист 2).
Колонтитулы данного листа нами уже были указаны. Остается восполнить пробелы в остальных строках.
В строке 001 укажите код соответствующего объекта налогообложения.
Далее в строке 010 должен быть указан еще один код – по
ОКАТО (Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95).
Для чего нужен этот код? Дело в том, что единый налог уплачивается налогоплательщиком общей суммой. Однако затем казначейство должно перераспределить его между бюджетами
3-х уровней: федеральным, региональным и местным. Так вот, чтобы казначейство знало, какому местному органу власти отнести
Á
16
этот доход, введена кодировка всех местных территориальных образований.
Налогоплательщик самостоятельно не выбирает, какому
территориальному образованию он хочет отдать уплаченный налог. Он обязан отразить в декларации код ОКАТО по месту постановки на учет своей организации.
В нашем примере пусть код ОКАТО будет таким –
38401000000.
В строке 020 следует указать код бюджетной классификации.
В соответствии с Бюджетным Классификатором для единого
налога,
уплачиваемого
от
доходов,
код
БК
–
182 1 05 01010 01 1000 110, для единого налога с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, код БК –
182 1 05 01021 01 1000 110, для минимального налога —
182 1 05 01050 01 1000 110.
Соответственно, вы сами догадываетесь, какой код нам
нужно выбрать сейчас.
Далее по строкам 030, 040 и 050 нужно указать суммы авансов, уплаченных за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Предлагаем забыть сейчас о том, что мы заполняем декларацию по итогам I квартала, тем более вам известно, что это неправильно и делаем мы это только в учебных целях. Итак, несмотря на то, что
квартальные декларации отменены, авансы по налогу мы все равно обязаны уплачивать. В конце года все уплаченные авансы суммируются и сравниваются с итоговой «годовой» суммой налога.
Если получится, что организация переплатила налог, то она имеет
право вернуть сумму переплаты. Если же организация недоплатила налог, то она должна будет перечислить в бюджет недостающую сумму.
Поскольку квартальных деклараций больше нет, то расчет
аванса организации должны вести в другом документе – Расчет
аванса. Соответственно, из этого документа и берутся данные об
уплаченном налоге.
Чтобы определить, должна ли организация доплачивать или,
наоборот, возмещать уплаченный налог, нужно определить разницу
между суммой единого налога, исчисленного на текущий момент
по итогам налогового периода, (строка 260 раздела 2 декларации) и
Á
17
суммой исчисленного налога по итогам предыдущих кварталов года (строка 050 раздела 1 декларации). Если разница окажется положительной, то в текущем квартале единый налог следует доначислить и доплатить. В этом случае заполнять нужно строку 060:
строка 060 = строка 260 – строка 050
Если сложится обратная ситуация, т. е. сумма налога, исчисленная в предыдущие периоды (строка 050), превысит сумму
единого налога, которую следует уплатить по итогам всего периода (строка 260), то начисленный налог следует отразить к
уменьшению:
строка 070 = строка 050 – строка 260
Предположим, что в нашем случае организация в течение
года уплачивала 7 000, 6 880 и 6 940 рублей за 1-й, 2-й и 3-й кварталы соответственно. Получается, что за полугодие она уплатила
13 880 руб., а за 9 месяцев – 20 820 руб. единого налога. Запишем
эти суммы в строки 030, 040 и 050. Теперь мы должны рассчитать
сумму налога, которую нужно либо доплатить, либо вернуть. Для
этого сравниваем данные строк 260 и 050 декларации.
Вы видите, что сумма в строке 260 27 3261 рублей превышает сумму в строке 050 20 820 рублей. Это значит, что налог по
итогам года оказался больше, чем сумма авансов, уплаченных организацией. Следовательно, организация должна еще «доплатить» налог. Теперь рассчитываем сумму доплаты:
строка 060 = 27 326 (строка 260) – 20 820 (строка 050)
Получаем 6 506 рублей. Запишите эту сумму в строку 060.
Если же налог подлежит не к доплате, а, напротив, к уменьшению, т. е. в предыдущие кварталы налог был переплачен, то
сумму, которую нужно возместить из бюджета следует указать в
строке 070.
Если по результатам года ваши расходы превысили доходы,
или разница между доходами и расходами оказалась меньше минимального налога (1% от доходов), то в разделе 1 вам придется
заполнить только две строки: 080 и 090, где, соответственно, нуж1
Это сумма налога, которую мы рассчитали исходя из результатов I квартала. Но с
целью заполнения декларации по итогам года посчитаем, что такую сумму налога
организация должна уплатить по результатам деятельности во всех 4-х кварталах
2011 года.
Á
18
но указать код бюджетной классификации для уплаты минимального налога: 182 1 05 01050 01 1000 110 и сумму налога, взятую из
строки 270 раздела 2 декларации.
Остается напомнить, что сведения, указанные в данном разделе декларации, заверяются подписью одного из тех лиц, которые
подтверждают
достоверность
сведений,
указанных
на
1-й странице декларации. В нашем случае вы должны поставить
свою подпись.
После этого можно сказать, что декларация полностью готова к сдаче в налоговую инспекцию (или к отсылке к нам).
Таким образом, мы наглядно вместе с вами разобрались, как
заполнять декларацию по единому налогу. Кроме того, вы узнали,
как при упрощенной системе налогообложения следует вести бухгалтерский учет (на схеме Аксенова), а также налоговый учет
(в книге учета доходов и расходов).
Заметим также, что в соответствии с полученными результатами по декларации в бухучете необходимо отразить бухгалтерские проводки по начислению, а затем и по уплате единого налога.
В следующем месяце (апреле) налог нужно начислить проводкой Кредит 68 – Дебет 99, а затем уплатить, что отразится записью Кредит 51 – Дебет 68.
Начисление единого налога следует производить не позднее
25-го числа следующего месяца после окончания квартала.
Теперь давайте отвлечемся от декларации и вернемся к
практическому заданию. Забудьте о том, что мы отошли от закона
и заполнили декларацию после окончания первого квартала. Теперь мы расскажем вам, как нужно поступать в реальной жизни.
Итак, по окончании квартала, вы, как и прежде, находите разницу
между доходами и расходами в Книге учета. Затем из этой суммы
вычисляете 15%. Если применяется объект налогообложения «доходы», то берете только сумму доходов за квартал и умножаете ее
на 6%. Полученное значение и будет тем самым авансом, который
вы перечислите платежкой в бюджет. Никакой декларации заполнять не нужно.
По окончании второго квартала вы поступите немного
иначе. Рассчитаете общую сумму налога по итогам полугодия
(I квартал + II квартал) и вычтите из нее сумму налога, уплаченÁ
19
ную за I квартал. Разницу перечислите платежкой в бюджет. Таким же образом поступите и при расчете налога за 9 месяцев.
Вот и все. Теперь вы понимаете, почему мы говорим, что законодатели, отменив квартальные декларации, упростили жизнь
упрощенцам?
В завершении курса скажем немного об упрощенной системе индивидуальными предпринимателями на основе патента.
Глава 3. Упрощенная система на основе патента
Эта тема никоим образом не имеет отношения к выполняемому заданию и носит исключительно информативный характер.
Тем не менее, вам не помешает узнать следующие особенности
применения УСНО.
Во-первых, это то, что упрощенку на основе патента могут
применять только предприниматели, среднесписочная численность наемных работников у которых за налоговый период не превышает 5-ти человек, и в случае, если законами субъектов Российской Федерации определены конкретные перечни видов предпринимательской деятельности для применения УСНО на основе патента.
Во-вторых, индивидуальные предприниматели не обязаны
использовать упрощенную систему именно на основе патента, они
могут применять типовую упрощенную систему налогообложения.
В-третьих, можно ли применять УСНО на основе патента
или нет, зависит от субъекта РФ, на территории которого предприниматель собирается вести деятельность. Субъекты РФ либо
вводят УСНО на основе патента на все виды деятельности, либо
не вводят вовсе.
В-четвертых, документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы
налогообложения, является патент, утвержденный по специальной
форме согласно Приказу МНС РФ от 31 августа 2005 г.
N САЭ-3-22/417 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на
основе патента».
Этим же документом утверждены заявление на получение
патента и уведомление об отказе в выдаче патента.
Á
20
Заявление подается индивидуальным предпринимателем в
налоговый орган по месту постановки на учет не позднее
1 декабря предшествующего года.
Налоговый орган в десятидневный срок обязан выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об
отказе в выдаче патента.
В-пятых, годовую стоимость патента индивидуальные предприниматели уплачивают частями: одну треть стоимости патента в
срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента (25 января) и оставшуюся часть стоимости патента не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент (если патент брался
на год, то не позднее 25 января следующего года).
Теперь вкратце: список видов деятельности, по которым можно купить патент, органичен и приведен в статье 346.25.1 НК РФ.
Индивидуальный предприниматель, решив применять УСНО на
основе патента, подает в налоговую заявление по форме N 26.2П-1.
Если налоговые органы разрешают индивидуальному предпринимателю применять УСНО на основе патента, то они уведомляют
его об этом в течение 10-ти дней с момента подачи заявления.
После этого индивидуальный предприниматель покупает
патент. Годовая стоимость патента определяется как произведение
потенциально возможного годового дохода на 6%. Для каждого
вида деятельности, как при вмененной системе, установлен свой
размер потенциально возможного дохода. При этом ИП-шник может купить патент на срок от одного до 12 месяцев, соответственно, стоимость патента будет рассчитана пропорционально сроку,
на который он покупается. 1/3-часть стоимость патента предприниматель обязан уплатить не позднее 25 числа со дня начала деятельности на основе патента. Такие предприниматели не предоставляют декларацию по единому налогу и ведут только налоговый
учет доходов.
ИП может утратить право на применение УСНО на основе
патента, если, например, его доходы превысят 60 млн. рублей,
или число работников будет больше 5-ти, или если в течение
25-ти дней со дня начала применения УСНО на основе патента не
оплатит 1/3 стоимости патента.
Á
21
Таким образом, ИП на УСНО на основе патента вместо
единого налога платит стоимость патента, равную 6% от предполагаемого дохода от его деятельности. Выгодно это или нет,
попробуйте проанализировать сами!
А сейчас мы хотим рассказать о том, какую еще отчетность, помимо декларации по единому налогу, должны предоставлять упрощенцы.
Глава 4. Отчетность упрощенца
Итак, первая и самая важная для упрощенца форма отчетности – Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с
применением упрощенной системы налогообложения. Напомним, что ее нужно предоставить в налоговую инспекцию не
позднее 31 марта. Кроме этого, если в течение года вы вели
Книгу учета доходов и расходов в электронном виде, то в конце
года вы должны ее распечатать и отнести в налоговую инспекцию вместе с декларацией.
Эта отчетность подается по итогам года. Но есть ряд
форм, которые вам, как упрощенцу, придется подавать ежеквартально. Расскажем сначала о них.
Первая ежеквартальная отчетность – это Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ по
форме 4-ФСС. Ее вы должны сдавать в свой филиал Фонда социального страхования не позднее 15 апреля, 15 июля,
15 октября и 15 января (пп. 2 п. 2 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009
N 212-ФЗ).
Как работодатель, вы должны отчитываться перед Пенсионным фондом по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Для этого вы
должны ежеквартально предоставлять в свое отделение Пенсионного фонда форму РСВ-1 ПФР. Сделать это нужно не позднее
15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным кварталом (пп. 1 п. 9 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В эти же сроки (ежеквартально, не позднее 15-го числа
второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом) вы сдаете в Пенсионный фонд следующие формы персонифицированного учета:
Á
22
СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и
страховом стаже застрахованного лица»;
• СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных
страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц»;
• АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в
ПФР»;
• АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных
страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц,
передаваемых страхователем в ПФР».
Теперь переходим к годовой отчетности.
До 20 января сдаете в налоговую инспекцию Сведения о
среднесписочной численности работников (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Так же, в налоговую инспекцию, до 1 апреля относите Сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ
(п. 2 ст. 230 НК РФ).
Несложную отчетность нужно сдать и в Фонд соцстраха
для подтверждения вида деятельности. Дело в том, что ежегодно,
не позднее 15 апреля, организации должны подтверждать основной вид деятельности. Это нужно для того, чтобы ФСС определил ставки по страховым взносам от несчастных случаев и профзаболеваний. Поэтому упрощенцы обязаны предоставить «Заявление о подтверждении основного вида деятельности»,
«Справку-подтверждение основного вида деятельности»
(Приказ N 55 от 31.01.2006 г.). Отметим, что это должны делать
только организации! Если вы индивидуальный предприниматель
на УСНО, то вы освобождаетесь от предоставления этих документов.
Теперь скажем пару слов о формах отчетности, с которыми
вы, возможно, даже не столкнетесь в своей деятельности. Их нужно
предоставлять в особых случаях. Например, Декларация по НДС
предоставляется только в том случае, если в течение отчетного периода (квартала) вам пришлось оплатить НДС. Хотя упрощенцы и
не являются плательщиками НДС, законом установлен ряд случаев,
когда им все-таки придется уплатить этот налог. Об этих случаях
мы говорили в начале второй лекции. Так, если ваш клиент слезно
•
Á
23
попросил вас выставить ему счет-фактуру с выделенным НДС, то
этот НДС вам придется уплатить, а соответственно по окончании
квартала предоставить декларацию. Сделать это нужно не позднее
20 числа, следующего за кварталом, в котором был начислен НДС.
То есть, не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января
(п. 5 ст. 174 НК РФ).
Если на балансе организации есть транспортное средство, то
мало того, что вы должны уплачивать налог на транспорт, но еще и
предоставлять в налоговую инспекцию Декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля. Заметьте, эту отчетность, в отличие от предыдущих, нужно предоставлять по итогам года
(п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
К «редким» для упрощенцев формам отчетности можно отнести Декларацию по земельному налогу. Ее, так же как и декларацию по транспортному налогу, нужно предоставлять не позднее
1 февраля. Но опять же, если у вас нет на балансе земельных участков, то такое обязательство с вас снимается (п. 3 ст. 398 НК РФ).
В завершение разговора об отчетности упрощенца скажем,
что это далеко не весь список документов, которые вам, возможно,
придется предоставлять налоговые органы и фонды. Помимо этого
списка, существует еще так называемая статистическая отчетность.
Но что конкретно туда предоставлять, точно сказать сложно. Возможно, это будет форма N ПМ «Сведения об основных показателях
деятельности малого предприятия», возможно и ряд других, характерных для деятельности вашей организации. Например, если вы
занимаетесь оказанием медицинских услуг, то у вас могут потребовать форму 1-здрав «Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению», или, для турфирмы другая
форма – 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы». В общем-то, именно по той причине, что состав статистической отчетности может быть разным в зависимости от размеров
предприятия и его вида деятельности, мы не приводим никаких
форм. Советуем на будущее, предварительно обратиться в органы
статистики и попросить список форм документов, которые вам
нужно будет предоставлять туда, дабы избежать штрафов.
Говоря об упрощенной системе налогообложения, мы все
время делали акцент на организациях: вы были руководителем и
Á
24
одновременно бухгалтером общества с ограниченной ответственностью, оформляли декларацию и книгу учета доходов и расходов от
имени организации, вели учет, как должны вести организации. Но
что, если вы решите зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и захотите вести учет по упрощенной системе?
Ответим сразу, ничего нового вы для себя не откроете. Все,
что вы делали в практическом задании, вам придется делать и в
случае, когда вы будете не руководителем организации, а индивидуальным предпринимателем. Единственное, в чем могут быть отличия, это в наличии наемных работников. Дело в том, что у вас,
как у индивидуального предпринимателя, может и не быть работников. Тогда вам не придется начислять и уплачивать заработную
плату, взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, НДФЛ. Единственное, что вам придется делать – это уплачивать взносы на себя, исходя из стоимости страхового года (4 330 руб. × 12 мес. = 51 960 руб.) в таком же порядке,
как и при вмененной системе.
Мы достаточно подробно рассказали в первой лекции, как это
делать. Поэтому сейчас не останавливаемся на этом. Важно, что бы
вы усвоили тот момент, что для самого ИП-шника суммы взносов
во-первых, в течение года постоянны (если не меняется размер
МРОТ и ставки взносов), во-вторых, можно уплачивать как в течение года, так и одним платежом по окончании года, но не позднее
31 декабря.
В приложении N 22 на странице 51 мы расположили памятку
индивидуального предпринимателя. Возможно, она когда-нибудь
вам пригодится.
Итак, вы получили обширные знания по упрощенной системе
налогообложения и по системе налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход. Теперь настало время проверить их.
Вам предстоит выполнить экзаменационную работу.
Конец курса
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfei.ru
Á
25