Учет и анализ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОМСКИЙ ФИЛИАЛ
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕТ И АНАЛИЗ
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2013
Раздел 1. Бухгалтерский учет на предприятиях
Тема 1.1. Учет денежных, расчетных и кредитных операций
Студент должен знать:
характеристику денежных и расчетных операций в РФ. Принципы учета денежных средств, понятие расчетных кредитных операций.
Студент должен уметь:
оформлять кассовые документы, командировочное удостоверение и авансовый отчет.
План
1. Правила ведения кассовых операций и документальное их оформление
2. Понятие кассовой книги
3. Учет кассовых операций
4. Инвентаризация денежных средств в кассе
5. Порядок открытия, документальное оформление и учет операций по расчетному счету
6. Учет операций по валютному счету
7. Учет денежных средств на специальных счетах в банке, переводов в пути
8. Безналичная форма расчетов
9. Учет расчетов с поставщиками, покупателями, по претензиям
10. Учет расчетов с бюджетом.
11. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
12. Документальное оформление и учет расчетов с подотчетными лицами.
13. Расчеты по возмещению материального ущерба, контроль за их списанием вследствие неплатежеспособности должника
14. Учет кредитных операций
Литература
1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: М.: ИНФРА - М.2009. с. 33 5-350
2. Бакаев А.С. «План и корреспонденция счетов бух. учета»; М: Инвест - Фонд
3. Шишкин «Пособие по бух. учету»;
4. Безруких «Бух. учет», М:Бух учет, 2009.
5. Инструкция ЦБ РФ №18 от 04:10.93 Порядок ведения касс. операций в РФ.
6. Федеральный закон «О бух. учете» от 21.11.96г. №129 - ФЗ
7. Положение по бух. учету « Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94)
8. Закон РФ от 25.09.92г 3537 - 1 «О денежной системе РФ».
9. Инструкция ГНС РФ №39 от 11.11.95 О порядке исчисления и уплаты НДС.
10. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129 - ФЗ
11. Инструкция ГНС РФ №37 от 10.08.05 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.
1. Правила ведения кассовых операций и документальное их оформление
Порядок хранения, расхода и учета денежных средств в кассе установлен Инструкцией ЦБ РФ №18 от 04.10.93 «Порядок ведения кассовых операций в РФ».
Все это возлагается на кассира, с которым заключается договор о материальной ответственности.
Организации могут иметь в кассе наличные деньги в пределах, устанавливаемых учреждением банка, с участием руководителей предприятия.
За несоблюдение условий работы с денежной наличностью в соответствии с Указом президента РФ от 23.05.94г. №1006 с организации взимается штраф.
При расчетах с населением - обязательно применение ККМ.
Прием денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером (Ф. № КО - 1). Он подписывается гл. бухгалтером и кассиром, а также скрепляется печатью. Квитанция к приходному кассовому ордеру (отрывная часть) вручается лицу, сдавшему деньги.
Выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (Ф. №КО - 2). Он подписывается руководителем, гл. бухгалтером и кассиром. Зарплату и стипендии выдают по платежной ведомости. Отдельно к платежной ведомости расходный ордер не выписывают, а ставят только штамп «расходный кассовый ордер».
Все приходные и расходные ордера регистрируются в журнале формы КО-3 раздельно с начала года. Выписывает ордера бухгалтер.
2. Порядок ведения кассовой книги
Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитывается в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и количество листов в ней заверено подписями руководителя, гл. бухгалтера и печатью. Записи в кассовой книге ведут в 2х экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Записи производятся кассиром по мере получения или выдачи денег по каждому ордеру или другим документом. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе, передает в качестве отчета, второй отрывной лист с приходными и расходным кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В бухгалтерии отчет кассира тщательно проверяют:
> устанавливается законность операции,
> остаток наличных денег на начало отчетного периода сверяют с остатком на конец
отчетного периода в предыдущем отчете,
> арифметический подсчет итогов,
> встречная проверка.
3. Учет кассовых операций
Учет кассовых операций ведется на счете 50 «Касса» - активный счет. Дт сальдо показывает остаток наличных денег в кассе.
Дт Кт Сумма
50 90/1 сумма поступление наличных денег в кассу за реализованную продукцию.
50 51 получены по чеку наличные деньги в кассу
50 62 поступление наличных денег от покупателей и заказчиков
50 76/2 сдача наличных денег в счет погашения претензии
50 71 сдача в кассу остатка неиспользованных подотчетных сумм
50 73 погашение задолженности по недостачам
50 75 поступление наличных денег в качестве учредительных взносов
69 50 вьплаченные компенсации на детей
70 50 выплачена заработная плата рабочим
71 50 выдача подотчетных сумм
94 50 отражение недостач наличных денег в ходе инвентаризации
4. Инвентаризация денежных средств в кассе
Наличие денежных средств проверяют комиссией внезапно 1 раз в месяц или по усмотрению руководителя.
Результаты инвентаризации наличных денег оформляют актом ф. инв - 15. При расхождении остатков кассир дает объяснение.
Инвентаризация ценных бумаг, марок, путевок оформляется актом ф. инв - 16.
Результаты инвентаризации отражают в учете так:
Дт Кт сумма
50 99 на сумму излишков
94 50 на сумму недостачи
5. Порядок открытия, документальное оформление и учет операций по расчетному счету
Для оформления и открытия расчетного счета организация должна представить в банк следующие документы:
>Заявление на открытие счета установленного образца.
> Нотариально заверенную копию Устава организации, учредительного договора и
регистрационного свидетельства.
> Справку налогового органа о регистрации организации в качестве
налогоплательщика.
> Копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд
РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования.
> Карточку с образцами подписей руководителя, гл. бухгалтера и оттиском печати.
Зачисление денег на расчетный счет осуществляется на основании объявления на взнос наличными с указанием в нем источника образования вносимых средств (выручка, депонированная заработная плата), платежных поручений других организаций - плательщиков и документов учреждений банка (например зачисляют проценты банка.)
Выдача наличных денег с расчетного счета осуществляется на основании денежных чеков.
Чековые книжки организации получают в банке по письменному заявлению с оплатой их стоимости. В именном чеке книжки указывается ФИО получателя, сумма и на обратной стороне чека обязательно указывают целевое получение наличных денег, подпись руководителя, гл. бухгалтера и печать.
Платежи и перечисление с расчетного счета в порядке безналичных расчетов совершают по платежным поручениям или в принудительном порядке:
>• По приказам финансовых органов на перечисление платежей по налогам и
сборам.
> По исполнительным листам народных судей.
> По приказам Госарбитража
> Банк по просроченным задолженностям по ссудам и процентам за пользование кредитом.
В сроки, установленные по согласованию с владельцами счета, и обязательно на 1-ое число каждого месяца банк выдает выписку из расчетного счета.
Выписка предоставляет собой карточку, где указывается дата, код операции, номер документа, суммы поступившие и выбывшие с расчетного счета, а также остаток средств на начало и конец. Суммы, зачисленные на расчетный счет, отражаются по выписке в оборотах по кредиту, а сумма списанные в оборотах по дебету. После каждой операции выводится новый остаток.
К выписке прикладывают документы на совершенные хозяйственные операции, кроме денежных чеков и операций, произведенных банком по поручению владельца счета.
Выписки используются для взаимной сверки между владельцами счета и банком. Если владелец счета обнаружил ошибку в выписке, то он обязан сообщить об этом банку в 10 - дневный срок, если предприятие и банк находятся в одном населенном пункте, и в 20 - дневный срок, если находятся в разных населенных пунктах.
Суммы, ошибочно отнесенные на расчетный счет или списанные, относят на 76д счет «Расчеты по претензиям».
В бухгалтерии организации тщательно проверяют запись в выписке и приложенных к ней документах, производят бухгалтерскую обработку документов по расчетному счету. Для учета остатка и движения денежных средств на расчетном счете предусмотрен 51 счет- Активный
Дт Кт сумма
51 90/1, поступление денежных средств за реализованную продукцию
51 50 поступление денежных сумм, внесенных наличными
51 62 средства поступили от покупателей и заказчиков
51 55 средства, поступившие при закрытии специальных счетов
6. Учет операции по валютному счету
Валюта - это иностранные деньги, используемые в международных расчетах. Порядок открытия валютного счета, как и порядок открытия расчетного счета. Владелец счета получает выписку банка с валютного счета, которую бухгалтер проверяет и обрабатывает.
Валютный учет ведется на счете 52 «Валютный счет» - активный счет, следовательно по дебету отражают поступление, а по кредиту списание денежных средств с «Валютного счета».
Дт Кт сумма
52 50 на сумму поступившей валюты из кассы
52 85 валюта вложена в «Уставный капитал»
60 52 на сумму оплаты поставщикам с валютного счета.
44 52 за счет валютных средств оплачены коммерческие расходы
7. Учет денежных средств на специальных счетах в банке, переводов в пути
Помимо счетов «Касса» и «Расчетный счет» планом счетов предусмотрено использование счета 55 «Специальных счетов в банках».
На счете 55 учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих счетах, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты субсчета 1) «Аккредитивы» 2) «Чековые книжки» и др.
Аккредитив выставляют за счет собственных средств или за счет кредита банка, а в учете делают завись:
Дт Кт сумма
55/1 51,52 на сумму выставленного аккредитива
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55; в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены
Дт Кт сумма
51,52 55/1 возврат неиспользованного аккредитива На субсчете 55/2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.
Дт Кт сумма
55/2 51,52 на сумму депонированных средств чековой книжки
60 55/2 на сумму оплаты чеками поставщику
Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для учета денежных средств в пути , т.е. внесенных в кассы банков в последний день месяца, или' кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет, но еще не зачисленные по назначению.
Основанием для принятия сумм на учет по счету 57 являются квитанции учреждений банка, почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.
Дт Кт сумма
57 51 на сумму сданной выручки инкассатору, в отделение связи, в вечернюю кассу банка в последний день месяца.
Дт Кт сумма
51 57 на сумму зачисленной выручки на расчетный счет.
8. Безналичная форма расчетов
Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными, либо в виде безналичных платежей.
Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
В зависимости от места нахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние (если банки находятся в разных населенных пунктах) и одногородние (если расчеты между организациями, обслуживаемыми банками, находящимися в одном населенном пункте).
Существуют следующие формы безналичных расчетов:
1) Расчеты платежными поручениями - требованиями - т.е. получатель средств
представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно - материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
2) Аккредитованная форма расчетов применяется в 2х случаях, когда она
установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму
расчетов в соответствии с положением
Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика.
3) Платежные поручения - распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его счета на счет получателя денег с обязательным указанием назначения подлежащих перечислению сумм.
4) Расчеты в порядке плановых платежей - если между поставщиком и покупателем налажены систематические связи.
9. Учет расчетов с поставщиками, покупателями, по претензиям
Поставщики и подрядчики — это организации, поставляющие сырье, материалы и т.п., а также оказывающие различные услуги .
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пассивный счет). Сальдо по счету 60 означает кредиторскую задолженность. Записи по кредиту счета означают увеличение кредиторской задолженности, а по дебету - уменьшение кредиторской задолженности. На поступление ценностей на счетах делают следующую запись:
Дт Кт сумма 10,41 60 по покупной стоимости
19 60 на сумму НДС
Погашение задолженности перед поставщиком отражают так:
Дт Кт сумма
60 51,66 за счет средств с расчетного счета или кредита банка.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками « (активный счет)
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.
Если за момент реализации продукции применяется момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по дебету 45 счета.
Погашение задолженности перед поставщиком отражают так:
Дт Кт сумма
45 41 на сумму отгруженных товаров по учетным ценам
51 на сумму поступившего платежа от покупателя по договорным ценам.
90 45 на сумму реализованных товаров по учетным ценам
90 на сумму наценки от дохода от реализации товаров по учетным ценам
90 68 на сумму НДС от реализации товаров рассчитать от (учетной цены + рентабельность)
Если за момент реализации принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62.
Дт Кт сумма
90 41 на сумму реализованных товаров по учетным ценам.
90 76 НДС на сумму НДС включенного в счет покупателя
62 90 по договорным ценам (учетная цена + рентабельность + НДС)
51 62 на сумму поступившего платежа по договорным ценам
76 НДС 68 на сумму НДС принятой к зачету по стоимости оплаченных товаров.
В результате расчетов возникающих между организациями может образоваться дебиторская задолженность, которая приводит к отвлечению средств из оборота и к ухудшению финансового положения организации.
Поэтому задачей бухгалтерского учета является недопущение образования дебиторской задолженности и немедленное взыскание возникших долгов.
По возникшим разногласиям между организациями возникают претензии, которые могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров.
Претензия рассматривается в срок до 30 дней со дня ее получения, если иной срок не установлен соглашением сторон.
Для учета расчетов по претензиям используют счет 76; «Расчеты по претензиям». В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщика, учреждений банков с кредита счетов:
Дт Кт сумма
76г 60 на сумму несоответствия цен и тарифов, недостач
76; 51 • на сумму ошибочно списанную с расчетного счета
762 80 на сумму штрафа, взысканного с поставщика за несоблюдение договора.
51 76-г на сумму, поступившую в погашение претензии
10. Учет расчетов с бюджетом
Для учета расчетов с бюджетом предназначен счет 68 «Расчеты с бюджетом»
Плательщиками налога с прибыли являются все юридические липа, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектам налогообложения является прибыль. Ставка данного налога - 20%. Расчет налога на прибыль составляется ежеквартально. Сумма прибыли берется по балансу нарастающим итогом.
Организации производят авансовые платежи налога на прибыль, а по окончании отчетного квартала, когда будет известна фактически полученная прибыль, производят перерасчет. Если будет недоплата, то сумму недоплаты увеличивает с учетом инфляции.
Пример: Авансовый платеж налога на прибыль за 1 квартал произведен организацией, исходя из предполагаемой прибыли в сумме 15000 руб.
15000 * 20% =5250 руб. (авансовая сумма)
фактически полученная прибыль в сумме 20000 руб.
20000 * 20% = 7000 руб.
Следует доплатить в бюджет налог с прибыли в сумме 1750 руб. (7000 -5250). По состоянию на 01.03. учетная ставка установленная ЦБ РФ за пользование банковским кредитом составляет 80% годовых..
Следовательно: 1500 * 20% = 350 руб. (следует доплатить с учетом инфляции)
Дт Кт сумма
68 51 на сумму перечисленного в бюджет налога с прибыли Кроме налога с прибыли организации являются плательщиками в бюджет и таких налогов как: налог на имущество, налог на добавленную стоимость (НДС) и др, которые учитывают на счете 68.
Объектом налогообложения «Налога на имущество» является имущество предприятия в его стоимостном выражении.
Для расчета налога нужно определить среднегодовую стоимость имущества по формуле:
XI Х4
2 +Х2+ХЗ + 2 . где
4 X - стоимость имущества за месяц. Ставка налога на имущество 2%.
Например: Рассчитать налог на имущество за 1 квартал отчетного года, если:
стоимость имущества на 01.01.00г. - 7800000
Ha01.02.00 -6120000руб.
Ha01.03.00 -8150000руб.
На 01.04.00 - 6470000 руб. Решение: 7800000 + 6120000 + 8150000 + 6470000
2___________________2 х 2% = 107025
Дт Кт сумма и Дт Кт сумма
80 68 107025 68 51 107025 Плательщиками налога на добавленную стоимость являются продавцы, лишь в 2х случаях покупатели:
1) при ввозе товаров в РФ
2) при безвозмездной передаче имущества. Физические лица (предприниматели ) НДС не платят.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости которая создается на всех стадиях производства.
Для отражения в учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначены счета:
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям»
68 «Расчеты с бюджетом»
Дт Кт сумма
68 19 Сумма НДС, подлежащая возмещению в бюджет после фактической оплаты поставщику за товарные ценности
Дт Кт сумма
68/3 51 на сумму перечисленного НДС в бюджет
11. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
Для учета расчетных отношений с другими организациями, отдельными лицами используют активно - пассивный счет 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»: на этом счете учитывают расчеты с разными организациями по операциям некоммерческого характера, за услуги, по депонированной заработной плате, суммам удержаний из заработной платы в пользу организации и отдельных лиц по исполнительным документам и др.
Например:
Дт Кт сумма
70 76/1 на удержанных из заработной платы страховки на имущество
76/2 60 на сумму предъявленной претензии
50 на сумму выданной депонированной заработной платы
12. Документальное оформление и учет расчетов с подотчетными лицами
В организациях могут возникнуть расходы, оплата которых не производится безналичным путем. К таким расходам относят:
- Расходы, связанные с закупкой сельхозпродуктов
- Закупки товаров на хозяйственные нужды
- На служебные командировки.
Выдают денежные суммы в подотчет работникам организации. Список этих работников утверждает руководитель. Размер наличных денег, выдаваемых в подотчет, ограничен потребностью на те или иные цели и выдается сумма на определенный срок.
Расходы на служебную командировку ограничивают размеров расходов:
- На личные нужды командированного лица (суточные). Расходы по найму жилья (квартирные)
- На проезд
Согласно командировочному удостоверению, в котором делается отметка о выбытии и прибытии, рассчитывают количество суток.
В количество суток включают все дни командировок, в т.ч. праздничные и выходные. Оплачивают суточные в размере 55 руб.
Расходы по найму жилья оплачивают согласно квитанции гостиницы, но не более 270 руб. в сутки; без предоставления квитанции - 7.50 руб.
Проезд оплачивают согласно представленных билетов на все виды транспорта (кроме такси). Разъезды внутри населенного пункта не оплачивают, кроме проезда до станции отправления, если она находится за чертой города.
За время командировки за работником сохраняется заработная плата. После возвращения из командировки работник составляет авансовый отчет, не позднее Зх дней с момента прибытия.
Авансовый отчет бухгалтер проверяет и обрабатывает.
Расчеты с подотчетными лицами ведут на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами » - счет активный
Дт Кт сумма
71 50 на выданные деньги из кассы в подотчет
44 71 списывается подотчетная сумма, согласно авансового отчета
13. Расчеты по возмещению материального ущерба, контроль за их списанием вследствие неплатежеспособности должника
Расчеты по возмещению материального ущерба ведут на счете 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям, а 2 субсчет -« Расчеты по возмещению материального ущерба».
Эти расчеты возникают при учете возмещение материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно -материальных ценностей, брака.
Дт Кт сумма
73/2 94 сумма, подлежащая взысканию с работника
70 73/2 на сумму удержаний из заработной платы
По крупной недостаче дело передают в судебно - следственные органы не позднее 5 дней после обнаружения недостачи.
К виновному лицу предъявляют гражданский иск на возмещение ущерба и возбуждают уголовное дело.
Если должник несостоятельный (составляют акт о несостоятельности должника), то судебно - следственные органы отказывают в иске. В этом случае сумма недостачи списывается на убытки организации, но она считается не аннулированной и учитывается за балансом в течении З-х лет.
Бухгалтер ведет оперативный контроль за такими должниками.
14. Учет кредитов банка
В зависимости от целевого назначения и сроков представления различают кредиты: краткосрочный, долгосрочный.
Краткосрочный - на нужды текущей деятельности организации (для выполнения плана) -сроком на 1 год.
Долгосрочный - на цели производственного и социального развития (средства на приобретение основных средств , расширение производства) - сроком более чем на 1 год.
Банк за кредит взымает % ставки, оговаривая их в кредитном договоре. В свою очередь банк может выплачивать организации % за хранение денежных средств на расчетный счет и другие счета.
66-Пассивный счет - «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
67- Пассивный счет - «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам »
Дт Кт
50,51,52 66,67 - получены ссуды 66,67 50,51,52 - погашены ссуды 44,26 51 - уплачены % за кредит 51 99 - получены % за хранение денег на расчетный счет
Тема 1.2. Учет долгосрочных инвестиций
Студент должен знать:
понятие об инвестициях, порядок отражения в учете операции по долгосрочным и краткосрочным инвестициям.
План
1. Учет долгосрочных инвестиций
Литература
/. Кондратов Н.П. «Бухгалтерский учет», М: ИНФРА-М, 2009, с. 107-161,
2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (ПБУ от 26 12 94г №170).
3. План счетов бухгалтерского учета.
4 Указание о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96г. «Письмо Минфина РФ от 09.01.96г. №1007»
6. О порядке исчисления и уплаты НДС «Инструкция ГНИРФ от11.11.2009г. №39.»
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49)
1. Учет долгосрочных инвестиций
ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги и др. вещи, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму.
Займ – между организацией и предмет рассматривается как коммерческий кредит.
Если договор между организацией и банком – это банковский кредит.
В зависимости от целевого назначения и сроков представления различают кредиты: краткосрочный, долгосрочный.
Краткосрочный - на нужды текущей деятельности организации (для выполнения плана) -сроком на 1 год.
Долгосрочный - на цели производственного и социального развития (средства на приобретение основных средств, расширение производства) - сроком более чем на 1 год.
Банк за кредит взымает % ставки, оговаривая их в кредитном договоре. В свою очередь банк может выплачивать организации % за хранение денежных средств на расчетный счет и другие счета.
66-Пассивный счет - «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
67- Пассивный счет - «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам »
Дт Кт
50,51,52 66,67 получены ссуды
66,67 50,51,52 погашены ссуды
44,26 51 уплачены % за кредит
51 99 получены % за хранение денег на расчетный счет
Тема 1.3. Учет основных средств и нематериальных активов
Студент должен знать:
понятие об основных средствах, их оценку, порядок отражения в учете операции по поступлению и выбытию основных средств, способы начисления амортизации основных средств, понятие о ИХП и нематериальных активах
План
1. Понятие об основных средствах. Их оценка. Документальное оформление движения и учет
2. Текущий и капитальный ремонт основных средств. Учет затрат на ремонт основных средств
3. Аренда и ее виды. Учет аренды основных средств у арендатора и у арендодателя
4. Переоценка основных средств и учет е результатов
5. Документальное оформление и учет нематериальных активов
6. Способы амортизации основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете
Литература
/. Кондратов Н.П. «Бухгалтерский учет», М: ИНФРА-М, 2009, с. 107-161,
2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (ПБУ от 26 12 94г №170).
3. План счетов бухгалтерского учета.
4 Указание о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96г. «Письмо Минфина РФ от 09.01.96г. №1007»
6. О порядке исчисления и уплаты НДС «Инструкция ГНИРФ от11.11.2009г. №39.»
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49).
1. Понятие об основных средствах. Их оценка. Документальное оформление движения и учет
Объекты, образующие материально - техническую базу предприятия, сроком службы более одного года называются основными средствами.
Например: здания, сооружения, машины, оборудование и т.д. Оцениваются основные средства по следующей стоимости: первоначальной, остаточной, восстановительной.
Первоначальная стоимость на объекты, которые введены в эксплуатацию путем строительства, складывается из суммы затрат на строительство.
Первоначальная стоимость приобретенных основных средств складывается из покупной стоимости + транспортные расходы + расходы по установке.
Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа.
Восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретения или строительства объектов, исходя из действующих цен на момент переоценки.
Основные средства поступают в порядке капитальных вложений. Поступление и выбытие основных средств оформляется актом приема - передачи формы ОС - 1. Принимает основные средства комиссия.
Основным документом, регламентирующим порядок учета основных средств, является ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Объекты, образующие материально - техническую базу предприятия, сроком службы более одного года, способные приносить доход в будущем и не подлежат дальнейшей перепродаже, называются основными средствами.
Основные средства поступают в порядке капитальных вложений. Поступление и выбытие основных средств, а также внутреннее перемещение оформляется актом приема - передачи формы ОС - 1. Принимает основные средства комиссия.
Ликвидация основных средств оформляется актом о ликвидации основных средств – ОС-3.
Аналитический учет ведут в инвентарной карточке – ОС-6
Ликвидация основных средств оформляется актом о ликвидации основных средств.
Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства» - активный.
Дт Кт сумма
01 08 на сумму поступивших основных средств
01 75 на сумму внесенных основных средств учредителями.
91 01 на сумму выбывших основных средств по первоначальной стоимости
02 91 на износ основных средств
Основные средства поступают в порядке капитальных вложений.
Источники поступления:
1. За плату
2. Изготовление в организации
3. Вклад в уставный капитал
4. Безвозмездно
5. Обмен на другое имущество
6. Обмен на акции, иные ценные бумаги, выпущенные в порядке эмиссии данной организации
7. Приобретение ОС, стоимость которых выражена в ин. валюте
8. Завершение строительно-монтажных работ
9. Переход права собственности по окончании срока аренды
Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства» - активный.
Дт Кт сумма
08 60 на сумму поступивших основных средств от поставщика по первоначальной стоимости
19 60 на сумму начисленного НДС по основным средствам
08 75 на сумму внесенных основных средств учредителями
01 08 на сумму оприходованных основных средств
01 91 на сумму оприходованных неучтенных основных средств, выявленных при инвентаризации
01 83 на сумму увеличения первоначальной стоимости при переоценке объектов производственного и непроизводственного назначения.
91 01 на сумму выбывших основных средств по первоначальной стоимости
Выбытие: 01-3 «Выбытие основных средств»
Дт Кт сумма
01-3 01 на сумму выбытия основных средств по первоначальной стоимости
02 01-3 на сумму накопленной амортизации
91 01-3 на сумму остаточной стоимости
Продажа:
Дт Кт сумма
02 01 на сумму накопленной амортизации по основным средствам
91 01 на сумму списания остаточной стоимости
Списание вследствие непригодности к дальнейшему использованию:
Дт Кт сумма
02 01 на сумму накопленной амортизации
91 01 на сумму списания остаточной стоимости
91 23,76 – списание расходов по разборке объекта
10 91 - учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки по рыночным ценам
83 84 - списание суммы дооценки по объектам, которым проводилась переоценка
Передача объекта в виде вклада в уставный капитал др. орг.
2. Текущий и капитальный ремонт основных средств. Учет затрат на ремонт основных средств
Ремонт различают текущий, средний и капитальный.
Текущий – в пределах 1 года.
Средний – более 1 года и приближается к капитальному.
Капитальный – более 1 года и предполагает замену основных конструкций и деталей.
Оформляют ремонт дефектной ведомостью.
Ремонт не изменяет стоимости объекта, так как затраты по ремонту производятся за счет оборотных средств.
В начале года составляется смета расходов, и если ремонт производится в течение года равномерно, то расходы относят на издержки
Дт Кт
20,44 10,70,69,02,76
Если ремонт производят не равномерно, то создается резерв- отчисления в который производятся ежемесячно.
Дт Кт
20,44 86
86 10,70,69,02,76
Если производит ремонт арендатор ОС, то расходы отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов»
Дт Кт
97 10,70,69,02,76
3. Аренда и ее виды. Учет аренды основных средств у арендатора и у арендодателя
Аренда ОС – предоставление имущества во временное пользование за определенную (арендную) плату на основании договора. Сторона, передающая имущество во временное пользование – арендодатель, а принимающая – арендатор.
ГК РФ определены виды аренды:
- аренда зданий и сооружений
- аренда предприятий
- аренда транспортных средств
- прокат
- финансовая аренда.
Оформляют аренду – приемо-сдаточным актом.
Как объект учет аренда бывает: Текущей и долгосрочной.
Текущая – срок не менее года и регулируется договором аренды.. Она не предусматривает переход права собственности к новому владельцу – арендатору, последний учитывает имущество на счете 001 «Арендованные ОС»
Если арендатор улучшает эксплуатационные качества ОС, то вложения он отражает на счете 08
Дт Кт
01 08
с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости ОС
Дт Кт
91 01 на возврат арендованного объекта
20,97 76 на сумму арендной платы
Кт 001 на сумму возврата арендованных ОС
у арендодателя:
Дт Кт
01 «Собст. ОС сданные в аренду» 01 сдача объекта в аренду
76 91 выставлен счет арендатору
или
76 98
91 02 на сумму амортизации
50,51 76 на сумму поступившего платеже по арендной плате от арендатора
и
98 91 на сумму дохода
01 01 «Собст. ОС сданные в аренду» на возврат сданных в аренду ОС
Долгосрочная аренда рассматривается как аренда:
- с правом выкупа
- финансовая аренда (лизинг)
у лизингодателя:
03-«доходные вложения в материальные ценности»
Субсчет 1 – «Имущество для сдачи в аренду»
Субсчет 2 – «Имущество в аренде»
Дт Кт
08 60 на сумму кап. вложений
19 60 НДС
03\1 08 на сумму оприходованного предмета лизинга
03/2 03/1 на сумму переданного имущества лизингополучателю
62 90 на сумму предъявленного счета лизингодателем лизингополучателю по договорной цене
У лизингополучателя:
Дт 001
Дт Кт
20 76
19 76
76 51
Кт 001
4. Переоценка основных средств и учет е результатов
Переоценка – периодическое уточнение восстановительной стоимости объектов ОС с целью приведения ее в соответствие с уровнем цен.
В связи с трансформацией в АО на фоне высокой инфляции инвентарные объекты стали ниже реальной стоимости.
Переоценка предусматривается по группам однородных объектов (например, группа «здания», но не отдельное здание) - для коммерческих организаций по текущей (первоначальной) стоимости путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных средств, дифференцированных по типам зданий, транспортных средств и т.д., по регионам, периодам изготовления путем прямого перерасчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением дооценки на добавочный капитал.
Результаты переоценки отражаются в бух. учете обособленно и не включаются в бух. отчетность предыдущего отчетного года и принимаются при формировании баланса на начало отчетного года.
При переоценке определяется полная и остаточная стоимость.
Д К Сумма
01 83 на сумму дооценки
и
83 02 на сумму начисленной амортизации на момент дооценки
84 01 на сумму уценки
и
02 84 на сумму начисленной амортизации на момент уценки
Прежде всего дооцениваются ОС, по которым в предыдущие отчетные годы была произведена уценка. При этом часть дооценки объекта, равная сумме, отнесенной ранее на убытки уценки, восстанавливается путем отражения этой суммы на счете 84.
Д К Сумма
01 84
и
84 02
Остаток суммы дооценки (если он больше произведенной ранее уценки) относится на счет 83.
Д К Сумма
83 01
и
02 83
Превышение суммы уценки над суммой дооценки объекта, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки, проведенной в предыдущие годы, относится на счет 84, а в дальнейшем оно должно быть раскрыто в бух. учете
Д К Сумма
84 01
и
02 84
Таким образом, суммы уценки покрываются за счет ранее произведенных дооценок, а остаток относится на конечный финансовый результат текущего периода.
.
5. Нематериальные активы. Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Основным нормативным документом для учета НМА является ПБУ 14/2000 «Учет НМА».
НМА – созданные или приобретенные объекты, которые используются свыше 1 года, имеют денежную оценку, обладают способностью отчуждения и приносят доходы, но не имеют имущественно - материальной формы. (право на пользование землей, «ноу-хау» и т.п.)
Источники поступления:
1. За плату
2. Изготовление в организации
3. Вклад в уставный капитал
4. Безвозмездно
5. Обмен на другое имущество
6. Обмен на акции, иные ценные бумаги, выпущенные в порядке эмиссии данной организации
7. Приобретение НМА, стоимость которых выражена в ин. валюте
НМА учитывают на счете 04 «Нематериальные активы» - активный.
Дт Кт сумма
08 60 на сумму поступивших НМА от поставщика по фактической стоимости
19 60 на сумму начисленного НДС
04 08 на сумму приобретения НМА
08 10,60,76,70 на сумму расходов по производству НМА в организации
08 75 на сумму внесенных основных средств учредителями
08 98 на сумму безвозмездных поступлений
Выбытие:
- прекращение срока действия патента, свидетельства
- уступка(продажа) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
Дт Кт
62 91 предъявлен счет по договорной стоимости
91 68 НДС
05 04 списана сумма амортизации
04 91 списана остаточная стоимость патента
91 99 отражена прибыль от реализации патента
04 75 на сумму нематериальных активов, внесенных учредителями
04 08 введены нематериальные активы в порядке капитальных вложений
91 04 на передачу нематериальных активов
50,51 91 на сумму выручки от реализации нематериальных активов.
НМА учитывают на счете 04 «Нематериальные активы» - активный.
Дт Кт сумма
08 60 на сумму поступивших НМА от поставщика по фактической стоимости
19 60 на сумму начисленного НДС
04 08 на сумму приобретения НМА
08 10,60,76,70 на сумму расходов по производству НМА в организации
08 75 на сумму внесенных основных средств учредителями
08 98 на сумму безвозмездных поступлений
6. Способы амортизации основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете
ОС в процессе производства изнашиваются, По мере износа они передают свою стоимость на готовую продукцию. В связи с этим организации следует обеспечить накапливание средств, необходимых для приобретения и восстановления окончательного износа ОС. Такое накапливание достигается за счет включения в издержки производства
Амортизация начисляется по нормам, которые устанавливаются в процентах
Способы начисления амортизации в бух. учете:
1. Линейный – начисляется в течение срока полезного использования объекта исходя из первоначальной стоимости и норм амортизации, исчисленной от срока полезного использования этого объекта.
2. Способ уменьшения остатка - исходя из остаточной стоимости объекта, принимаемой на начало каждого отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной при постановке объекта на учет, исходя из срока его полезного использования.
3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – начисление производится исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе – число лет, оставшееся до конца службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования.
4. Способ начисления амортизации в зависимости от объема выпущенной продукции – определяется путем умножения процента исчисленного при постановке на учет данного объекта как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции за срок его полезного использования на показатель фактического выпуска продукции за отчетный период.
02 – «Амортизация ОС»
05 – «Амортизация НМА»
Дт Кт
20,44,26 02,05 на сумму начисленной амортизации ОС и НМА
Если не использовать счет 05, то
Дт Кт
20,44,26 04 на сумму начисленной амортизации способом уменьшения первоначальной стоимости НМА
Тема 1.4. Учет труда и его оплаты
План
1. Учет расчетов по оплате труда.
2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
3. Расчет начисления отпускных.
4. Расчет начисления пособия по временной нетрудоспособности.
5. Расчет удержаний из оплаты за труд.
Литература
1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: М.: ИНФРА - М, 2009г. с.240-255
2. Камышанов П.И. «Бухучет», М: Статистика, 2009
3. Письмо ГНИ по г. Москве от 07.10.94г. №11-13/13046
4.Письмо Федеральной службы занятости «О начислений страховых взносов по договорам подряда» от 1б.11.94г№П-10-11-1404..
5. Федеральный закон от 21.12.95г. №207 -ФЗ
1. Учет расчетов по оплате труда
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - пассивный.
По кредиту отражают начисление по оплате труда, а по дебету - удержание и
выдачу причитающихся сумм работникам. Сальдо кредитовое показывает задолженность предприятия перед работниками.
Дт Кт сумма
44,20 70 на сумму начисленной оплаты за труд
70 68 на сумму удержанного подоходного налога
70 50 на сумму выданной заработной платы
2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
С сумм начисленной оплаты труда предприятия производят отчисление:
в фонд социального страхования -2,9% в пенсионный фонд - 20% - в фонд медицинского страхования - 3.1%
Отчисления в социальные фонды производят от начисленной оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручение, за исключением выплат, на которые не начислены взносы в пенсионный фонд РФ. От уплаты указанных страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в их собственности организации.
Для учета расчетов по взносам на социальное страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который имеет субсчета:
1. «Расчеты по социальному страхованию»;
2. «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
3. «Расчеты по медицинскому страхованию»;
Дт Кт сумма
44,20 69/1,2,3 на сумму начисленных отчислений в фонды соц. страхования
З.Расчет начисления отпускных
Всем работникам предоставляется очередной оплачиваемый отпуск. Вновь поступившим на работу отпуск предоставляется по истечение 11 месяцев со дня поступления на работу, а затем по графику.
Для расчета отпускных берут плату за труд трех предшествующих месяцев и делят ее на количество рабочих дней в этих месяцах. Полученный однодневный заработок умножают на количество дней отпуск, согласно приказа на отпуск.
Дт Кт сумма
44,20 70 на сумму начисленных отпускных за текущий месяц
97 70 на сумму начисленных отпускных за последующий месяц
4. Пособие по временной нетрудоспособности
Для оплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику необходимо представить листок временной нетрудоспособности. В отделе кадров проставляют непрерывный стаж работы.
Пособие по временной нетрудоспособности начисляется в зависимости от непрерывного стажа в следующих размерах:
Стаж до 5 лет - 60%
От 5 до 8 лет - 80%
8 лет и выше - 100%
100% оплачивается и пособие по беременности и родам, а также производственные травмы.
Дт Кт сумма
69 70 на сумму начисленного пособия по временной нетрудоспособности.
При повременной оплате труда для расчета пособия берут оплату за труд того месяца, в котором наступила временная нетрудоспособность работника и делят эту сумму на количество рабочих дней в этом месяце. Полученную среднюю дневную оплату умножают на соответствующий процент в зависимости от стажа работы и умножают на количество рабочих дней по болезни.
Если оплата производится по сдельно - премиальной системе, то для расчета пособия берут оплату за труд двух месяцев, предшествующих тому месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность, и сумма делится на количество рабочих дней в этих месяцах. Среднегодовой заработок умножают на процент в зависимости от стажа непрерывной работы и умножают на количество рабочих дней по болезни.
Задача: Начислить пособие по временной нетрудоспособности юристу Швец И.А. за 5 рабочих дней с диагнозом - «грипп», на основании следующих данных:
время болезни с 15.02. - 19.02 т.г. заработная плата за февраль - 1400 руб, в феврале
- 21 рабочий день, стаж - 6 лет.
Решение: 1400 : 21 х 80% X5 = 266,66 руб.
5. Расчет удержаний из оплаты за труд
Из начисленной работникам организации заработной платы производят удержания:
- обязательные (налог на доходы физических лиц -13%)
- по инициативе организации (долг за работником; подотчетные суммы;
квартплата; за порчу, недостачу и т.д.)
Подоходный налог взимается с дохода работников свыше установленного минимума заработной платы по установленным ставкам, размеры которых зависят от суммы дохода.
В совокупный доход, облагаемый налогом, включают все виды доходов как в денежной, так и натуральной форме, (не включают - государственные пособие по соц. страху (кроме пособий по временной нетрудоспособности); все виды пенсий; суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им увечьем и т.п.)
Дт Кт сумма
70 68 на сумму удержанного подоходного налога.
70 73 на сумму удержания по возмещению ущерба
70 76 на сумму удержания за квартплату
Раздел 2. Учет на производственных предприятиях
Тема 2.1. Учет производственных запасов
Студент должен знать:
документальное оформление и учет движения сырья и материалов на производственных операциях. Классификацию затрат производства. Документальное оформление и учет готовой продукции.
Студент должен уметь:
составлять документы и отражать на счетах учета движение производственных запасов. Отражать на счетах учета затрать! по производству продукции. Оформлять отчет о движении готовой продукции.
План
1. Документальное оформление поступления сырья и материалов на складе
2. Документальное оформление отпуска сырья в производстве
3. Учет запасов на складе. Отчетность заведующего складом
4. Учет производственных запасов в бухгалтерии
Литература
/. Кондратов Н.П. Бух.учет. М: ИНФРА-М, 2009. с. 179-220, 255-235.
2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (ЛБУ от 26.12.94г. №170).
3. План счетов бухгалтерского учета
4. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции от 05.09.92 г. №552 с изменениями и дополнениями от 01.07.95 г. №661 и от 20.11.95г. №1133
5. Учетная политика предприятия
6. Инструкция о порядке получения, расходования, учет и хранение драгоценных металлов и камней на предприятиях от 04.08.92г. №67
7. Инструкция ГНИ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10.08.95г. №37
1. Документальное оформление поступления сырья и материалов на складе
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, от списания пришедших в негодность основных средств, собственного производства.
Зав. складом при приемке сырья проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика, оформляя приходным ордером. При расхождении данных счета поставщика и фактического наличия составляется акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
При доставке материалов автотранспортом составляется товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах.
Поступление материалов собственного изготовления оформляют накладной на внутренне перемещение.
Подотчетные лица приобретают материалы, предоставляя товарный счет или акт.
Расход материалов, отпускаемых в производство, оформляется лимитно - заборной картой. Их выписывает отдел снабжения в двух экземплярах сроком на месяц. Если материалы со склада отпускают нечасто, то составляется накладная -требование на отпуск материалов.
При перевозке материалов автотранспортом применяют товарно - транспортную накладную. Вместо первичных документов на расход материалов можно использовать карточки складского учета. Совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшают объем работы учетной работы и усиливают контроль за соблюдением норм складских запасов.
Учет материалов на складе осуществляет зав. складом, который на каждое наименование товаров ведет карточку складского учета материалов в натуральном выражении.
Запись в карточках производят на основании первичных документов. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.
Зав. складом в установленные сроки (один раз в месяц) составляет «Отчет об остатках и движении материалов» и предоставляет в бухгалтерию.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии:
1) Бухгалтерия открывает на каждый вид материалов карточки аналитического учета, записи производят не в натуральном, а в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами на соответствующих синтетических счетах с данными карточек складского учета.
2) Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам
и в конце месяца итоги по документам каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу, отдельно по синтетическим счетам.
2. Документальное оформление отпуска сырья в производство
Расход материалов, отпускаемых в производство, оформляется лимитно -заборной картой. Их выписывает отдел снабжения в двух экземплярах сроком на месяц. Если материалы со склада отпускают нечасто, то составляется накладная -требование на отпуск материалов.
При перевозке материалов автотранспортом применяют -товарно - транспортную накладную. Вместо первичных документов на расход материалов можно использовать карточки складского учета. Совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшают объем работы учетной работы и усиливают контроль за соблюдением норм складских запасов.
3. Учет запасов на складе. Отчетность зав. склада
Учет материалов на складе осуществляет зав. складом, который на каждое наименование товаров ведет карточку складского учета материалов в натуральном выражении.
Запись в карточках производят на основании первичных документов. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.
Ведение учета также допускается в книгах сортового учета, а при автоматизированном учете составляется машинограмма - ведомости движения остатков материалов.
Зав. складом в установленные сроки (один раз в месяц) составляет «Отчет об остатках и движении материалов» и предоставляет в бухгалтерию.
4. Учет производственных запасов в бухгалтерии
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии:
1) Бухгалтерия открывает на каждый вид материалов карточки аналитического учета, записи производят не в натуральном, а в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами на соответствующих синтетических счетах с данными карточек складского учета.
2) Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам
и в конце месяца итоги по документам каждого вида материалов записывают в
оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по
каждому складу, отдельно по синтетическим счетам.
Тема 2.2.Учет затрат на производство и методы калькуляции себестоимости продукции
План
1. Классификация затрат производства
2. Синтетический учет затрат производства
3. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
4. Документальное оформление и учет движения готовой продукции
1. Классификация затрат производства
Затраты на производство группируют:
> по месту их возникновения:
> видам продукции;
> видам расходов;
> по производствам;
» цехам;
> участкам.
Такая группировка затрат необходима для организации хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.
По видам продукции - для исчисления их себестоимости.
По видам расходов:
> материальные затраты;
> затраты на оплату труда;
> отчисления на социальные нужды;
> амортизация основных фондов;
> прочие затраты.
По экономической роли затраты бывают: основные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (сырье, основные материалы).
Накладные расходы образуются в связи с организацией и обслуживанием производства и управлением (заработная плата директора).
2. Синтетический учет затрат производства
Затраты производства учитывают на счете 20 «Основное производство».
Дт Кт сумма
20 10 на сумму списанных материалов.
20 70 на сумму начисленной заработной платы.
20 69 на сумму отчислений на социальные нужды.
20 02 на сумму начисленного износа основных средств.
20 76 на сумму списания прочих затрат
43 20 списание затрат себестоимость готовой продукции.
3. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определен Положением о составе затрат №552 от 05.09.92r., согласно которому включаются следующие виды затрат:
а) непосредственно связанные с производством продукции;
б) связанные с использованием природною сырья;
в) на подготовку и освоение производства;
г) на обслуживание производственного процесса;
д) связанные с управлением производства;
е) выплате по заработной плате и отчислениям на социальные нужды;
ж) на оплату процентов по полученным кредитам;
з) связанные со сбытом продукции и т.п.
Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной
Тема 2.3. Учет готовой продукции, и ее реализации
План
1. Учет поступления готовой продукции из производства
2. Учет реализации готовой продукции
1. Учет поступления готовой продукции из производства
Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой.
В балансе, в соответствии с Положением о бух. учете и отчетности готовая продукция подлежит оценке по фактической производственной себестоимости. О на может быть исчислена лишь по окончании месяца.
Движение же готовой продукции и ее реализация происходят непрерывно. Возникает вопрос об оценке готовой продукции – это решают в учетной политике.
В течение месяца используют учетные цены, разрабатываемые организацией самостоятельно. По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость и отклонения в учетных ценах.
В крупных предприятиях текущий учет продукции ведут по нормативной себестоимости (счет 40 «Выпуск продукции»).
После определения фактической себестоимости продукции исчисляют разность (отклонения) между нормативной и фактической себестоимостью.
Оформляют поступление готовой продукции из производства накладной.
Дт Кт Сумма
40 20 по фактической себестоимости
43 40 по нормативной стоимости
90 40 на сумму экономии или превышения нормативной стоимости над фактической
Счет 40 ежемесячно закрывают.
2. Учет реализации готовой продукции
Реализуют готовую продукцию со склада готовой продукции покупателям на основании счет фактур и накладных по договорной стоимости (фактическая себестоимость + рентабельность + НДС).
С 01.01.06 г реализацию отражают только «по моменту отгрузки»
Дт Кт Сумма
90 43 списана готовая продукция по фактической себестоимости
90 68 на сумму НДС включенного в счет покупателю
62 90 предъявлен счет покупателю по договорной цене
51 62 поступил платеж от покупателя по договорной цене
90 99 на сумму прибыли от реализации
или
99 90 на сумму убытка от реализации
Раздел 3. Учет собственных средств предприятия, финансовых вложений, и финансовых результатов
Тема 3.1. Учет уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли
План
1. Уставный капитал, источники образования и порядок использования
2. Учет добавочного капитала
3. Резервный капитал. Учет его формирования и использования
4. Учет государственной помощи и целевого финансирования
Литература
1. Кондраков Н.П. Бух-учет, М: ИНФРА-М, 2009, с. 4б6-470
2. Положение о бух.учеге и отчетности в РФ (ПБУ от 26.12.94г. №170).
3. План счетов бух.учета
4. Письмо Минфина РФ от 23.12.92г. №117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности предприятий»
5. Гражданский кодекс РФ, М: Ось – 2009
1. Уставный капитал, источники образования и порядок использования
Собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного капитала, который состоит из уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов.
Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов в денежном выражении участников (собственников) в имущество при создании предприятия.
Размер уставного капитала утверждается учредительными документами на собрании акционеров.
Уставный капитал относится к наиболее устойчивой части собственного капитала, не подвергается изменениям в течении года на тех предприятиях, которые не меняли форму собственности.
Уставный капитал акционерного общества (АО) в настоящее время формируется путем создания новых АО за счет средств учредителей. При создании новых АО уставный капитал закрытого АО формируется путем распределения акций среди заранее определенных физических и юридических лиц. Заранее определяется и сумма вклада каждого акционера.
Уставный капитал учитывается на счете 80 «Уставный капитал» - пассивный. Кредитовое сальдо этого счета должно соответствовать размеру уставного капитала, зарегистрированного в учредительных документах.
Дт Кт сумма
75 80 на формирование уставного капитала за счет учредителей
80 75 при выходе акционеров из АО
83 80 добавочный капитал направлена на увеличение уставного капитала
84 80 нераспределенная прибыль направлена на увеличение уставного капитала
80 75 вклады возвращены учредителям
80 81 аннулированы собствен. акции выкупленные у акционеров.
2. Учет добавочного капитала
Счет 83 «Добавочный капитал» - пассивный, на котором отражается:
1) прирост стоимости внеоборотных активов, выявленный по результатам переоценки
2) разница между продажной и номинальной стоимостью акций, образующуюся в процессе формирования уставного капитала
3) положительные курсовые разницы, возникающие при вкладах в уставный капитал организации, выраженные в иностранной валюте.
Дт Кт Сумма
01 83 на сумму дооценки активов
83 02 на дооценки амортизации
75 83 продажа акций по цене выше номинала
75 83 курсовые положительные разницы
83 01 на сумму уценки
02 83 на сумму уменьшения начисленной амортизации ОС в пределах предыдущей дооценки
Аналитический учет - по направлениям использования средств.
3. Резервный капитал. Учет его формирования и использования
Размер Резервного капитала определяется уставом АО и должен составлять не менее 15% уставного капитала, а размер ежегодных отчислений – не менее 5% годовой чистой прибыли.
Резервный капитал используется на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год.
Дт Кт Сумма
84 82 образован резервный капитал за счет нераспределенной прибыли
82 84 на покрытие убытка
82 67 на погашение облигаций АО
4. Учет государственной помощи и целевого финансирования
Целевое финансирование - средства, предназначенные на финансирование мероприятий целевого назначения, поступившие от других организаций и лиц, а также бюджетные средства.
Средства целевого финансирования должны расходоваться в строгом соответствии с утвержденными сметами, а не по назначению – запрещено.
Счет 86 «Целевое финансирование» - пассивный.
Дт Кт Сумма
50, 51, 52,76 86поступления, полученные от др. орг.
а наоборот – списание средств за счет целевого финансирования
75 86 начисление средств целевого назначения унитарной орг.
86 20 направление средств целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций
86 83 использование средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций
86 98 направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование текущих расходов
Тема 3.2. Учет финансовых вложений
Студент должен знать:
понятие об издержках обращения, номенклатуру статей издержек обращения, понятие о финансовых результатах, порядок распределения прибыли отчетного года. Студент должен уметь:
отражать на счетах учета издержки предприятия, списывать издержки обращения на реализованные товары, определять финансовый результат отчетного года.
План
1. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений
2. Учет финансовых вложений
Литература
/. Кондратов Н.П. «Бух.учет», М: ИНФРА-М. 2009. с.447 - 462
2. Положение о бух.учетс и отчетности в РФ (ЛБУ от 26.12.94г. №170).
3. План счетов бухучета
5. О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности и указаниях по их заполнению в 2005г. Приказ Минфина РФ от 20.12.94г. №168.
1. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений
Законодательные нормы учета фин. вложений определены ПБУ19/02 «Учет финансовых вложений».
Свободные денежные ресурсы и неиспользованное имущество фирмы направляют во вклады и активы других предприятий (во вклады в уставный капитал партнера – инвестиции; либо приобретают ценные бумаги для перепродажи на фондовом рынке).
К фин. вложениям относятся:
1. Гос. и муниципальные ценные бумаги;
2. Ценные бумаги других организаций (облигации, векселя);
3. Вклады в уставные капиталы других организаций;
4. Предоставленные другим организациям займы;
5. Депозитные вклады в кредитных организациях;
6. Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.
Фин. вложения, приобретенные за плату принимаются к учету по первоначальной стоимости (фактические затраты минус НДС); в счет вклада в уставный капитал – в оценке согласованной с учредителями; если безвозмездно – по рыночной стоимости.
Выбытие:
1. Погашение
2. Продажа
3. Безвозмездная передача
4. Передача в виде вклада в уставный капитал другой орг.
5. Передача в виде вклада в уставный капитал по договору простого товарищества.
При выбытии актива, принятого к бух. учету в качестве фин. вложений, по которому не рассчитывается текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя их оценки одним из след. способов:
- по первоначальной стоимости каждой единицы фин. вложений
- по средней первоначальной стоимости
- по методу ФИФО.
Устойчивое существенное снижение стоимости фин. вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые фирмы рассчитывает получить от данных фин. вложений в обычных условиях ее деятельности, признается обесценением финансовых вложений.. В этом случае на основе расчета определяют расчетную стоимость фин. вложений, которая равна разности между их стоимостью, по которой они отражены в бух. учете (учетная стоимость), и суммой такого начисления.
Ситуации обесценения финансовых вложений (создается резерв под обесценение – за счет финансовых результатов – 91 счет):
- появление у организации-эмитента ценных бумаг, имеющихся в собственности у организации, или объявлении ее банкротом
- сделки на рынке совершены по цене ниже их учетной стоимости
- отсутствие или существенной снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений в будущем.
В бухгалтерской отчетности стоимость фин. вложений, по которым создан резерв под обесценение, отражаются по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.
2. Учет финансовых вложений
58 счет «Финансовые вложения – активный (имеет 4 субсчета)
58/1 – паи и акции
Дт Кт Сумма
58/1 51 на сумму приобретенных акций по факт. затратам
58/1 76 если акции оплачены не полностью
58/1 75 приобретены в счет вклада в уставный капитал
58/2 – долговые ценные бумаги (облигации)
58/2 51 на сумму приобретенных облигаций по факт. затратам
58/2 91 если оплата производится материальными ценностями
При продаже облигаций с нарастающими процентами в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов, покупатель и продавец разделяют соответствующие суммы. В этом случае покупатель уплачивает продавцу помимо рыночной стоимости облигации проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента последней их выплаты. При этом проценты целесообразно учитывать в составе будущих расходов.
Дт Кт Сумма
58/2 51 на рыночную стоимость облигаций
97 51 на сумму процентов с момента последней их выплаты
76/3 91 на сумму начисленных процентов по облигациям
58/3 –предоставленные займы
Договор займа может быть возмездным (с уплатой процентов) и безвозмездным
При договоре возмездного займа определяют проценты и их сроки выплаты. Если размер процентов не оговорен, то он определяется по единой учетной ставке ЦБ РФ по кредитным ресурсам (ставка рефинансирования ЦБ РФ)
Дт Кт Сумма
58/3 91 на сумму предоставленного займа
76 91 начислены дивиденды
51 76/3 поступили дивиденды
51 58/3 возврат займов
51 76/3 получены проценты по займу
Если заемщик не возвращает в срок суммы займа, то на эту сумму должны уплачиваться проценты, которые определяются из ставки рефинансирования.
76/3 91 на сумму начисленных штрафов
51 76\2 поступили суммы штрафов
58/4 –вклады по договору простого товарищества
Дт Кт Сумма
58/4 01,04,10 в оценке по договору
02,05 58/4 на сумму начисленной амортизации
58/4 91 если балансовая оценка имущественных взносов у участников отличается от оценки, установленной по договору
или
91 58/4
Прибыль распределяется между участниками
76 91 на сумму дохода
91 76 на сумму убытка
Тема 3.3. Учет финансовых результатов
Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за
определенный период в результате производственно - финансовой деятельности
организации.
Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки».
По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 , определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли, если наоборот - убыток.
Конечный финансовый результат складывается под влиянием:
а) финансового результата от основной деятельности;
б) финансового результата от прочей деятельности
Различие между этими составными частями прибыли и убытков состоит в том, что финансовый результат от реализации имущества первоначально определяют по счету 99, а затем с этого счета списывают на счет99 .
Сумму нераспределенной прибыли отчетного года списывают проводкой
Дт Кт сумму
99 84 84