Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Эффективность информационных технологий
Лекция 4. Учет фактора риска и неопределенности при оценке эффективности ИТ-проектов. Качественные методы оценки эффективности ИТ.
Риск - возможность потери части ресурсов, неполучения или недополучения доходов, превышения расходов по сравнению с вариантом, предусмотренным бизнес-планом проекта.
Риски можно классифицировать по различным признакам.
По сферам возникновения риски делятся на внешние и внутренние. В свою очередь:
внешние риски делятся на:
- политический;
- юридический;
- социальный;
- экономический;
- экологический.
внутренние риски делятся на:
- операционные;
- финансовые;
- инвестиционные.
По величине возможных потерь риски делятся на:
- допустимые;
- критические;
- катастрофические.
По воздействию на предприятие риски делятся на:
- систематические (рыночные риски, оказывающие влияние на все предприятия отрасли, страны или мировой экономики в целом);
- несистематические (риски, присущие данному конкретному предприятию).
Каждый участник инвестиционного проекта имеет собственную точку зрения на риск в зависимости от роли, которую он играет в финансировании проекта. Восприятие риска носит субъективный характер и зависит не только от экономических факторов, но и от характеристик, определяющих финансовое положение участника. Тот или иной риск, рассматриваемый одной стороной как критический, другая сторона может посчитать допустимым.
Методы управления рисками могут быть разделены на две группы: физические и экономические методы.
1) Физические методы управления рисками заключаются в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.
2) Экономические методы управления рисками. К ним относятся:
- лимитирование или избежание риска;
- создание резервных фондов (самострахование);
- страхование;
- хеджирование;
- диверсификация;
- реальные опционы.
Реальные опционы
Опцион - договор, по которому Покупатель опциона получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу данного актива по заранее оговоренной цене в определенный договором момент в будущем. При этом Продавец опциона несет обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона.
Опцион может быть на покупку или продажу базового актива:
1) Опцион колл - опцион на покупку. Предоставляет покупателю опциона право купить базовый актив по фиксированной цене.
2) Опцион пут - опцион на продажу. Предоставляет покупателю опциона право продать базовый актив по фиксированной цене.
Свойствами опционов обладают не только одноименные производные финансовые инструменты. Реальный опцион – это право, но не обязательство, его владельца на совершение какого-либо действия в будущем, например, на изменение хода реализации проекта. Основные виды реальных опционов:
1) Опцион на отсрочку – право принять решение об отсрочке инвестиций в проект до определенного момента в будущем.
2) Опцион на свертывание – право остановить реализацию проекта в связи с его явной неэффективностью.
3) Опцион на сокращение масштаба – право продать часть активов и сократить масштаб проекта.
4) Опцион на расширение – право инвестировать в проект дополнительные средства и увеличить его масштаб.
5) Комбинированные реальные опционы.
Принятие решений в условиях неопределенности и риска
Сценарный анализ - методика измерения риска, при которой переоцениваются финансовые результаты проекта в отношении нескольких различных значений основных характеристик (цены, спрос, затраты и т.д.). В качестве возможных вариантов обычно строятся хотя бы 3 сценария: наиболее вероятный, оптимистический и пессимистический.
Вопросами принятия решений в условиях неопределенности и риска занимается прикладная математическая дисциплина, называемая теорией статистических решений.
Активный игрок X - лицо принимающее решения. Игрок может выбрать одну из своих m стратегий. Например, он может выбрать один из возможных вариантов реализации проекта внедрения ИТ. Пассивный игрок S – природа. Природа также может выбрать одну из своих n стратегий (принять одно из n состояний). Например, это может быть высокий, средний или низкий спрос. Игрок X действует целенаправленно, тогда как природа принимает свои состояния случайным образом с с вероятностями p1, p2, …, pn.
Игра рассматривается с точки зрения активного игрока и задается платежной матрицей A:
Стратегия
S1
…
Sn
X1
a11
…
a1n
…
…
…
…
Xm
am1
…
amn
Наряду с ней можно рассмотреть матрицу рисков R игрока:
Стратегия
S1
…
Sn
X1
r11
…
r1n
…
…
…
…
Xm
rm1
…
rmn
Где риском rij называется разность между максимальным выигрышем при данном состоянии природы Sj и выигрышем при выборе игроком своей стратегии Xi:
Рассматриваются две основные ситуации:
1) принятие решений в условиях риска (вероятности p1, p2, …, pn известны);
2) принятие решений в условиях неопределенности (вероятности неизвестны).
1) Принятие решений в условиях риска.
Показателем эффективности стратегии Xi игрока может служить математическое ожидание выигрыша Ai при выборе этой стратегии:
Оптимальной является та стратегия, для которой математическое ожидание выигрыша (т.е. средний выигрыш) максимально. Критерий принятия решения:
Также можно использовать математическое ожидание риска Ri при выборе стратегии Xi:
Очевидно, оптимальной является та стратегия, для которой математическое ожидание риска (т.е. средний риск) минимально. Критерий принятия решения:
Покажем, что оба критерия приводят к выбору одной и той же стратегии:
Первая сумма не зависит от того, какая стратегия Xi выбрана, поэтому ожидаемый риск минимален, когда максимален ожидаемый выигрыш.
Пример 1.
У команды разработчиков есть идея создания новой социальной сети. Венчурный инвестиционный фонд рассматривает вопрос о выделении финансирования. NPV каждого из вариантов проекта в зависимости от будущей популярности социальной сети приведен в таблице ниже:
Проект/Популярность
Низкая
(p1=0,4)
Средняя
(p2=0,4)
Высокая
(p3=0,2)
X1 - крупный
-200
200
X2 – средний
70
90
X3 - мелкий
40
50
60
Выбрать наилучший вариант.
Перед нами матрица выигрышей A. Рассматриваем только чистые стратегии и находим для них математические ожидания выигрыша:
Оптимальная стратегия – X3 (мелкий проект).
2) Принятие решений в условиях неопределенности.
В условиях неопределенности используют тот или иной критерий.
Пусть задана матрица выигрышей A. В этом случае используют следующие критерии:
1) Критерий крайнего пессимизма (максиминный критерий Вальда):
2) Критерий Лапласа для выигрышей:
3) Критерий крайнего оптимизма (максимаксный критерий):
4) Критерий пессимизма-оптимизма Гурвица для выигрышей:
Если же задана матрица рисков R, то используются критерии:
1) Критерий крайнего пессимизма (минимаксный критерий Сэвиджа):
2) Критерий Лапласа для рисков:
3) Критерий крайнего оптимизма (миниминный критерий):
4) Критерий пессимизма-оптимизма Гурвица для рисков:
Пример 2.
Компания имеет возможность выпустить продукцию на рынок одной из 4-х стран. Ожидаемая прибыль (в млн. руб.) при негативном, нейтральном и позитивном сценариях состояния мировой экономики для каждого решения приведена в таблице:
Страна/Сценарий
Негативный
Нейтральный
Позитивный
X1 - Германия
150
170
190
X2 - США
120
230
340
X3 - Китай
5
110
450
X4 - Индия
50
100
430
Найти решение в чистых стратегиях по всем 4-м критериям (для критерия Гурвица использовать λ=0,5).
Страна/Сценарий
W
L
M
G
X1 - Германия
150
170
190
170
X2 - США
120
230
340
230
X3 - Китай
5
188,3
450
227,5
X4 - Индия
50
193,3
430
240
Пример 3.
От матрицы выигрышей можно перейти к матрице рисков:
Страна/Сценарий
Негативный
Нейтральный
Позитивный
X1 - Германия
60
260
X2 - США
30
110
X3 - Китай
145
120
X4 - Индия
100
130
20
Тогда можно использовать критерии для рисков:
Страна/Сценарий
S
L
m
G
X1 - Германия
260
106,7
130
X2 - США
110
46,7
55
X3 - Китай
145
88,3
72,5
X4 - Индия
130
83,3
20
75
Качественные методы оценки эффективности ИТ
Рассмотренные ранее показатели (NPV, IRR, PP и т.д.) позволяют сделать достаточно обоснованные выводы об экономической целесообразности реализации ИТ-проектов. Однако для расчета этих показателей необходимо проделать большую работу по сбору различной информации (о необходимых материалах, численности персонала, оборудовании и его амортизации и т.д.) и построению экономической модели, что не всегда возможно, особенно для небольших проектов. Кроме того, рассмотренные показатели характеризуют проект только с какой-то одной стороны, но при этом оказываются неучтенными качественные факторы. Для решения этих проблем могут использоваться качественные показатели, менее формальные, но более гибкие, чем количественные методы.
Сбалансированная система показателей (BSC - Balanced ScoreCard).
Система предложена Д. Нортоном и Р. Капланом. В этой системе большое внимание уделяется нефинансовым показателям. Выделяется 4 направления анализа эффективности работы компании (перспективы):
1) Финансы. Привлекательность компании с точки зрения владельцев и потенциальных инвесторов.
2) Клиенты. Привлекательность компании с точки зрения покупателей ее продукции (работ, услуг).
3) Внутренние бизнес-процессы. Направления совершенствования бизнес-процессов.
4) Обучение и развитие персонала. Готовность персонала компании к изменениям, направления повышения его квалификации.
Чтобы охарактеризовать перспективы компании, необходимо использовать количественно измеримые показатели. Обычно используются следующие показатели
1. Финансы
Выручка,
Издержки,
Операционная прибыль,
Рентабельность активов,
Рентабельность продаж,
и т.д.
2. Клиенты
Доля рынка,
Степень удовлетворенности клиентов,
Количество постоянных клиентов,
Продажи новым клиентам,
Затраты на привлечение одного клиента,
и т.д.
3. Бизнес-процессы
Качество (доля брака),
Себестоимость продукции,
Время обработки заказа,
Количество нарушений срока доставки,
и т.д.
4. Обучение и развитие
Затраты на обучение персонала,
Рентабельность персонала,
Производительность труда,
Доля неквалифицированных сотрудников,
И т.д.
Процесс разработки сбалансированной системы показателей состоит из следующих этапов:
1. Определение стратегических целей и их увязка с помощью причинно-следственных цепочек. На этом этапе строится стратегическая карта.
2. Определение ключевых показателей (KPI – Key Performance Indicators) и их целевых значений.
3. Определение необходимых мероприятий по достижению целевых значений показателей.
4. Определение сроков, бюджетов и ответственных лиц для каждого мероприятия.
Перспектива
Стратегическая карта
Показатель
Целевое значение
Мероприятие
Сроки
Финансы
Увеличение объема продаж
15%
-
1 год
Снижение себестоимости
10%
-
1 год
Клиенты
Количество новых клиентов
10000 в год
Открытие интернет-магазина
2 мес.
Открытие филиала
6 мес.
Удовлетворенность клиентов
99%
Оптимизация отдела продаж
3 мес.
Бизнес-процессы
Доля нарушений срока доставки
3%
Внедрение ERP-системы
6 мес.
Доля брака
0,1%
Внедрение системы управления качеством
4 мес.
Обучение и развитие
Доля неквалифицированных сотрудников
10%
Организация обучения сотрудников
3 мес.
Текучесть кадров
10%
Разработка системы премирования
1 мес.
Система показателей для ИТ (ITS – IT Scorecard).
Система разработана для адаптации BSC к оценке эффективности информационных технологий. Вместо рассмотренных ранее 4-х направлений в рамках BITS рассматриваются следующие:
1. Развитие бизнеса.
2. Уровень обслуживания внешних и внутренних пользователей.
3. Качество принятия решений.
4. Производительность труда.
ИТ-бенчмаркинг.
Данный подход предполагает сравнение деятельности компании с передовыми компаниями на рынке по множеству критериев. Основные этапы бенчмаркинга:
1. Выявление бизнес-процессов компании, требующих улучшения. Выбор ключевых показателей эффективности.
2. Отбор компаний-конкурентов для сравнения. Сбор информации о значениях KPI этих компаний.
3. Сравнение компании с конкурентами.
4. Использование результатов для улучшения бизнеса компании.
Результаты сравнения могут быть оформлены в виде таблицы:
Показатель
Оценка (1-5)
Вес (1-5)
Взвешенные баллы
1
2
...
n
Итого
Метод информационной экономики (IE – Information Economics).
Данный метод предполагает формирование перечня критериев оценки проекта и последующий их анализ с точки зрения выгод и рисков, которые может принести предприятию реализация данного проекта. Значения показателей нормируются (в частности, вместо самих значений могут быть выставлены баллы от 1 до 5). Выгодам соответствуют положительные значения, а рискам – отрицательные. Эксперты оценивают относительную значимость факторов (выбираются веса факторов). После этого рассчитывается рейтинги проекта (по выгодам и по рискам) по формуле сводного показателя:
Результаты могут быть оформлены в виде таблицы
Показатель
1 (+)
2 (+)
…
n-1 (-)
n (-)
Оценка
Вес
Рейтинг
По выгодам
По рискам