Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Инвестиции

  • 👀 857 просмотров
  • 📌 800 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Инвестиции» docx
Лекции по дисциплине «Инвестиции» Оглавление 1 Инвестиционная деятельность. Основные понятия 1 1.1 Понятие инвестиций 1 1.2 Классификация инвестиций: 1 1.3 Объекты и субъекты инвестиционной деятельности 2 1.4 Источники инвестиций 2 2 Инвестиционный проект как исходная точка инвестиционного процесса 3 2.1 Определение инвестиционного проекта (ИП) 3 2.2 Классификация ИП 3 2.3 Жизненный цикл проекта 4 2.4 Функции жизненного цикла проекта 4 3 Эффективность инвестиционных проектов. Общие положения и показатели 5 3.1 Методика оценки эффективности инвестиционных проектов 5 3.2 Коэффициент дисконтирования 6 3.3 Интегральные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов 6 4 Коммерческая эффективность инвестиционного проекта 9 4.1 Методы анализа денежных потоков 10 4.2 Базовые формы финансовой оценки 13 4.3 Организация работы по оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта 14 5 Бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта 15 6 Учет инфляции и риска при оценке эффективности инвестиционного проекта 17 6.1 Измерение инфляции 17 6.2 Влияние инфляции на показатели инвестиционного проекта 17 6.3 Управление риском 18 6.4 Определение 18 6.5 Этапы управления риском 19 1 Инвестиционная деятельность. Основные понятия 1.1 Понятие инвестиций В соответствии с ФЗ №39 от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности, в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техниче­ское перевооружение действующих предприятий, приобретение машин и обо­рудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты. 1.2 Классификация инвестиций: 1 По формам: 1.1 Денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги, Оборотные средства, кредиты, займы, доли в УК и другие); 1.2 Земля; 1.3 ОПФ, обладающие ликвидностью; 1.4 Имущественные и иные права, имеющие денежную оценку (лицензии, торговые марки и т.д.) 2 По объектам вложения средств: 2.1 Реальные инвестиции (капиталообразующие) направлены на создание или воспроизводство фондов; 2.2 Финансовые инвестиции – помещение средств в различные финансовые активы, по цели делятся на: 2.2.1 Прямые инвестиции– вложения в УК предприятий, более 20% с целью установления непосредственного контроля и управления; 2.2.2 Портфельные – вложения в экономические активы с целью извлечения дохода (проценты, дивиденды, прирост рыночной стоимости и т.д.) 3 По срокам вложения: 3.1 Краткосрочные – до 1 года; 3.2 Среднесрочные – до 3 лет; 3.3 Долгосрочные – свыше 3 лет. 4 По формам собственности: 4.1 Частные; 4.2 Государственные; 4.3 Иностранные; 4.4 Смешанные (отечественные и зарубежные инвестиции); 4.5 Муниципальные. 5 По рискам: 5.1 Агрессивные – высокая степень риска, высокая прибыльность, низкая ликвидность; 5.2 Умеренные – средняя степень риска, достаточная прибыльность, ликвидность; 5.3 Консервативные – вложения пониженного риска, надежные и ликвидные; 6 По отраслям экономики: 6.1 Сельское хозяйство; 6.2 Здравоохранение и др. 1.3 Объекты и субъекты инвестиционной деятельности Субъекты инвестиционной деятельности: - инвесторы - осуществляют вложения с использованием собственных и/или заемных средств (привлеченных). К инвесторам относятся: юридические лица, физические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы; - заказчики – физические и юридические лица, уполномоченное инвестором, осуществляющие реализацию инвестиционного проекта; - подрядчик - физическое и юридическое лицо, которое осуществляет работу по договору подряда; - пользователи объектов и др. 1.4 Источники инвестиций 1. Собственные финансовые средства (прибыль, амортизация, накопления и др.), а также иные виды активов (основные средства, земельные участки, нематериальные активы) и привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные взносы, дотации); 2. Ассигнования из бюджетов, фондов, предоставляемые на безвозмездной основе; 3. Иностранные инвестиции в форме прямого участия; 4. Различные формы заемных средств. Первые три группы источников образуют собственный капитал предприятия, суммы, привлеченные по этим источникам, извне не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие средства, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Четвертая группа источников образует заемный капитал предприятия, эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях. Субъекты, предоставившие средства в доходах от реализации проекта не участвуют. 2 Инвестиционный проект как исходная точка инвестиционного процесса 2.1 Определение инвестиционного проекта (ИП) Проект в переводе с латинского «брошенный вперед». Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Признаки ИП, отличающие его от процесса: 1) Цель; 2) Ограничение во времени; 3) Ограничение в ресурсах (бюджет проекта); 4) Уникальность. 2.2 Классификация ИП 1 По масштабу инвестиций: 1.1 Мега проекты (международные) – это ИП, реализация которых существенно влияет на экономическую, экологическую и социальную ситуацию в мире (характеризуются сложностью, высокой стоимостью, высоким уровнем нагрузки – 1 млрд. $); 1.2 Крупные проекты – это ИП, реализация которых влияет на ситуацию в стране (характеризуются сложностью, высокой стоимостью - более 50 млн. $ (в РФ), высокой капиталоемкостью, трудоемкостью, инвестиционной длительностью реакции – 5-7 дней); 1.3 Традиционные проекты - это ИП, реализация которых влияет на ситуацию в регионе или отрасли (стоимость таких проектов до 2 млн. $); 1.4 Локальные проекты - это ИП, реализация которых не оказывает влияния на ситуацию, например, обновление оборудования в организации (стоимость таких проектов менее 300 тыс. $, влияние исчисляется в годах). 2 По направленности проекта: 2.1 Коммерческая; 2.2 Социальная; 2.3 Связанная с государственными интересами. 3 По соотношению между проектами: 3.1 Независимые проекты оцениваются отдельно, принятие одного из проектов не влияет на решения в отношении других проектов; 3.2 Альтернативные (взаимоисключающие) – проекты не могут быть реализованы одновременно, принятие одного означает отклонение других проектов; 3.3 Взаимосвязанные проекты оцениваются одновременно, при этом принятие одного проекта невозможно без принятия другого. 4 По типу денежного потока: 4.1 Ординарные проекты – единовременные инвестиции и последующее получение дохода; 4.2 Неординарные проекты – чередование инвестиций и доходов в любой последовательности. 5 По характеру и степени участия государства: 5.1 Государственные капитальные вложения; 5.2 Пакет акций; 5.3 Налоговые льготы; 5.4 Гарантии. 6 По эффективности использования средств: 6.1 Эффективное; 6.2 Неэффективное. 2.3 Жизненный цикл проекта Промежуток времени между моментом начала планирования инвестиций и моментом ликвидации инвестиционного проекта – это жизненный цикл проекта. Состояния, через которое проходит проект называются фазами. График развития проекта 1) Пред инвестиционная фаза. Содержание: - Разработка концепции проекта (оценка жизнеспособности идеи) - Технико-экономическое обоснование; - Маркетинговые исследования; - Переговоры с поставщиками сырья, материалов, оборудования; - Переговоры с инвесторами; - Юридическое оформление проекта; - Принятие решения об инвестировании или участии в проекте. 2) Инвестиционная фаза: - Строительно-монтажные работы; - Монтаж оборудования; - Запуск в эксплуатацию; - Проект не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств; 3) Эксплуатационная фаза – эксплуатация объекта: - Текущий ремонт; - Ликвидация (если предусмотрена); Продолжительность эксплуатационной фазы определяется «инвестиционным пределом», то есть будущие доходы должны быть связаны с инвестициями. 2.4 Функции жизненного цикла проекта 1) Выбор проекта; 2) Планирование; 3) Осуществление; 4) Контроль. Заранее задается приемлемый диапазон отклонений; 5) Оценка; 6) Завершение. Отличия контрольной функции от оценочной: а) контроль предполагает постоянное слежение за продвижением проекта, оценка основана на предварительном подведении промежуточных итогов; б) контроль сфокусирован на деталях, оценка – на общей картине проекта; в) контроль осуществляет руководитель проекта, оценку – сторонние эксперты. 3 Эффективность инвестиционных проектов. Общие положения и показатели 3.1 Методика оценки эффективности инвестиционных проектов Для сопоставления, оценки взаимосвязи и взаимозависимости двух разнонаправленных потоков денежных средств (инвестиции и доходы) в 1970-х годах разработана методика в рамках программы ЮНИДО (специализированное учреждение ООН по промышленному развитию). В РФ в 1993 г. подготовлены «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования». Доработаны в 1999 г. Принципы, заложенные в методику: 1) Приведение предстоящих расходов и доходов к единому моменту вре­мени, к ценности в начальном периоде; 2) Моделирование потоков ресурсов, затрат, денежных средств и т. д.; 3) Учёт влияния инфляции, задержки платежей, рисков и т. д. Общие принципы применимы независимо от отраслевых и региональных особенностей проекта. 3.1.1 Показатели эффективности и их виды Эффективность ИП характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Виды показателей эффективности: 1) Показатели коммерческой (финансовой) эффективности учитывают финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; 2) Показатели бюджетной эффективности отражают финансовые последствия осуществления проекта для соответствующего бюджета; 3) Показатели экономической (общественной) эффективности учитывают затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников (социальные, экологические и др.). Оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода Т (горизонта расчета), который выбирается с учетом: - продолжительности создания и эксплуатации объекта; - нормативного срока службы оборудования; - достижения заданных характеристик прибыли; - требований инвестора. Горизонт расчета (Т) измеряется количеством шагов расчета (t). 3.1.2 Цены, используемые в методике 1) Базисные – цены, сложившиеся в экономике на определенный момент времени. Базисная цена на любую продукцию или ресурс считается неизменной в течение всего расчетного периода; 2) Прогнозные цуны. Прогнозная цена продукции (ресурсов) в конце шага t Индекс изменения цены tб,t. 3) Расчетные цены используются для вычисления интегральных показателей эффективности, если значения затрат и результатов приведены в прогнозных ценах. Для перехода прогнозных цен к расчетным ценам используется дефилирующий множитель (Iy). 3.2 Коэффициент дисконтирования Необходимость учета фактора времени в долгосрочных финансовых операциях вытекает из сущности финансирования и кредитования, и выражается в принципе неравноценности денежных средств, относящихся к разным моментам времени. Учет фактора времени осуществляется с помощью начисления процентов и дисконтирования. Дисконтирование – приведение разновременных показателей, затрат, результатов, эффектов к ценности в начальном периоде. Приведение к единой ценности осуществляется с помощью процессов: а) наращения б) дисконтирования Коэффициент дисконтирования при постоянной норме дисконта: где Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Варианты выбора нормы дисконта: а) уровень инфляции; б) ключевая ставка ЦБ; в) существующие ставки по долгосрочным кредитам; г) субъективные оценки, основанные на опыте. 3.3 Интегральные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов 3.3.1 Чистая текущая стоимость (ЧТС) или чистый дисконтированный доход (NPV) ЧТС – это разность между суммой приведенных эффектов и суммой приведенных капитальных вложений. где Rt – результаты на t-шаге (может быть доход, выручка от реализации); Зt – затраты на t-шаге без учета капитальных затрат (например, текущие затраты); K – сумма приведенных капитальных вложений (инвестиций). Если ЧТС> 0, то проект прибыльный. Если ЧТС <0, то проект убыточный. Абсолютная величина ЧТС зависит от следующих факторов: - от текущих затрат, результатов, К, Т – то есть от внутренних параметров проекта; - норма дисконта. Рисунок - Зависимость ЧТС от нормы дисконта Е: Характеристики показателя ЧТС: 1) Положительные: а) Отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия проекта; б) Аддитивен (можно суммировать) во времени и в пространстве. 2) Отрицательные: а) Показатель нельзя использовать для сравнения проектов с разным объемом инвестиций; б) Показатель не информирует о сроке окупаемости и о резерве безопасности. 3.3.2 Индекс доходности ИД – отношение суммы приведенных эффектов к сумме приведенных капитальных вложений. Если ЧТС> 0, то ИД> 1; Если ЧТС <0, то ИД <1 ЧТС = 0, ИД = 1 Характеристики показателя ИД: 1) ИД характеризует доход на единицу затрат; 2) ИД является одним из показателей с помощью которого производится сравнение проектов, имеющих разный объем инвестиций; 3) с помощью Индекса доходности производится ранжирование проектов при создании оптимального инвестиционного портфеля при ограничении общего объема инвестиций. 3.3.3 Срок окупаемости Выбор формулы для расчета срока окупаемости определяется двумя условиями: 1) Равномерность будущих доходов; 2) Требуемая точность оценки (по учету фактора времени). 1 вариант. Доходы распределены по годам равномерно и точная оценка не требуется, определяется упрощенный срок окупаемости. где Rгод – ежегодный чистый доход. 2 вариант. Если будущие доходы распределены по годам неравномерно и требуется точная оценка, тогда срок окупаемости определяется суммированием последовательных значений текущей стоимости доходов до тех пор, пока не будет получена сумма равная объему инвестиций (или больше). где m – полное число лет; PVm+1 – следующее за m значение текущей стоимости. Ограничения применения показателя: 1) Показатель не учитывает весь период функционирования проекта на него не влияют результаты реализации, лежащие за пределами срока окупаемости. 2) Показатель не делает различий между проектами с одинаковой суммой накопленных доходов, по различным распределениям по шагам расчета. Срок окупаемости нельзя использовать в качестве единственного критерия отбора проектов. Его можно использовать лишь в виде ограничения. 3.3.4 Внутренняя норма доходности ВНД (IRR) – это норма дисконта, при которой сумма приведенных эффектов равна приведенным капитальным вложениям или норма дисконта, при которой ЧТС=0. Применение показателя ВНД: 1) Если для финансирования инвестиций используются заемные средства значение ВНД показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской кредитной ставки, превышение которой делает проект убыточным. iвн > Евн – проект (инвестиции) убыточный; iвн < Евн – проект (инвестиции) прибыльный. 2) Положительная разность между ВНД и принятой для анализа нормой дисконта характеризует устойчивость проекта, чем больше эта разность, тем выше устойчивость проекта к будущим изменениям и больше свобода в выборе источников финансирования. 3) Часто расчет ВНД применяется в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. ВНД зависит от внутренних параметров проекта (Зt, Rt, Kt, T). От нормы дисконта ВНД не зависит. Расчет ВНД: 1 Метод подбора (итераций): 1.1 Определяет ЧТС при разных нормах дисконта до тех пор, пока не будут найдены две нормы дисконта (Е), при которых: а) ЧТС имеет небольшое положительное значение (ЧТС≥0 (а)); б) ЧТС имеет небольшое отрицательное значение (ЧТС≤0 (б)). 1.2 Значения подставляются в формулу: где А – норма дисконта, при которой ЧТС>0; В - норма дисконта, при которой ЧТС <0. Расчет будет точнее, когда отрезок (а;в) минимален. 2) Использование встроенной финансовой функции программы Excel (ВСД). Достоинства показателя ВНД: Информативность. Недостатки показателя: 1) Трудоемкость расчета; 2) ВНД не определяется для неординарных проектов. Выводы: 1) Показатели строятся на основе дисконтирования денежных потоков; 2) Результаты сравнения зависят от выбора нормы дисконта, что приводит к условности оценок; 3) Предполагается, что известны параметры будущих доходов, их размеры и время поступления; 4) Ни один из показателей сам по себе не является достаточным для принятия инвестиционного проекта, т.к. отражает эффективность со своей позиции; 5) Принятие решения об инвестировании должно учитывать все показатели и интересы всех участников инвестиционного проекта; 6) Важную роль при оценке проекта играют также: а) структура и распределение во времени привлекаемого капитала; б) неформальные критерии (профессионализм руководителя и т.д.) 4 Коммерческая эффективность инвестиционного проекта Показатели коммерческой эффективности отражают финансовые последствия осуществления проекта для его непосредственных участников. 4.1 Методы анализа денежных потоков 4.1.1 Понятие и способы вычисления потока и сальдо реальных денег При оценке коммерческой эффективности, в качестве эффекта на t шаге используется поток реальных денег (cash flow) – это текущий остаток денежных средств на расчетном счете предприятия. Поток – это разность между денежными поступлениями и выплатами. Расходы, вычитаемые из доходов и влияющие на сумму чистой прибыли, но не предполагающие операций по перечислению денежных сумм, не влияют на поток реальных денег (например, амортизационные отчисления). Не все денежные выплаты, влияющие на поток реальных денег, фиксируются как расходы (например, погашение долга, покупка имущества и др.). При осуществлении проекта выделяют 3 вида деятельности: 1) инвестиционная; 2) операционная; 3) финансовая. В рамках каждого вида деятельности происходит приток денежных средств Пi(t), i=1,2,3, который формируется за счет: - выручки от реализации; - дивидендов; - инвестиций; - безвозмездных поступлений; - поступления арендной платы; - амортизационных отчислений; - кредитов. Отток денежных средств Оi(t), i=1,2,3, который формируется за счет: - налоги; - затраты; - выплата кредита; - арендные платежи; - инвестиционные затраты; - дивидендные выплаты; - штрафы, санкции и т.д. - поток реальных денег С учетом Пi и Оi определяется сальдо реальных денег, как разность между Пi и Оi денежных средств от всех видов деятельности на каждом шаге расчета. Основные составляющие потока реальных денег и сальдо реальных денег представлены в таблицах 1-4. Таблица 1 – Поток реальных денег от инвестиционной деятельности № Наименование Значение по шагам расчета 1 2 … Т 1 Земли -0 +П 2 Здания, сооружения 3 Машины и оборудование 4 Нематериальные активы 5 Итого вложения в основной капитал 6 Прирост оборотного капитала 7 Поток реальных денег от инвестиционной деятельности Ф1t (5+6) ∑ Т.4 В таблице отражают: - общую сумму инвестиций; - распределение инвестиций во времени; - формы инвестиций. Таблица 2 – Поток реальных денег от операционной деятельности № Наименование Значение по шагам расчета 1 2 … Т 1 Объем продаж (работ, услуг) 2 Цена единицы 3 Выручка от реализации (1*2) 4 Внереализационные доходы/расходы 5 Переменные затраты 6 Постоянные затраты 7 Амортизация зданий 8 Амортизация оборудования 9 Проценты по кредитам 10 Прибыль до вычета налогов (3±4-5-6-7-8-9) 11 Налоги 12 Проектируемая чистая прибыль (10-11) 13 Амортизация (7+8) 14 Поток реальных денег от операционной деятельности Ф2t (12+13) В таблице отражается: - прибыльность деятельности; - амортизация не является оттоком денежных средств и увеличивает поток реальных денег. Таблица 3 - Поток реальных денег от финансовой деятельности № Наименование Значение по шагам расчета 1 2 … Т 1 Собственный капитал 2 Краткосрочные кредиты 3 Долгосрочные кредиты 4 Погашение задолженности по кредитам 5 Выплата дивидендов 6 Поток реальных денег от финансовой деятельности Ф2t (1+2+3-4-5) В таблице отражаются: - источники инвестиций; - структура источников; - график погашения задолженности. Таблица 4 – Чистая ликвидационная стоимость № Наименование Земля Здания Машины Всего 1 Рыночная стоимость (независимо) 2 Первоначальные затраты (Т№1) 3 Начисленная амортизация (Т№2) 4 Остаточная стоимость (2-3) 5 Затраты по ликвидации 6 Доход от прироста стоимости капитала 1-4 нет нет 7 Операционный доход/убытки нет 1-4-5 1-4-5 8 Налоги 9 Чистая ликвидационная стоимость (1-8) • • • ∑ в Т1 С учетом итоговых строк таблиц № 1,2,3 определяется сальдо реальных денег: 4.1.2 Условия оценки коммерческой эффективности проекта 1) Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное значение сальдо реальных денег в любом временном интервале. Отрицательное значение сальдо реальных денег свидетельствует о финансовой несостоятельности проекта и говорит о необходимости привлечения дополнительных собственных или заемных средств. 2) Для сравнения инвестиционных проектов рекомендуется использовать показатели ИД, ЧТС, nок, вычисляемые по базовым формулам, но в качестве эффекта (Rt-Зt) будем подставлять Ф2t; Kt-Ф1t; 3) С целью обеспечения сравнимости результатов расчета рекомендуется: а) определить поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц, которые фактически будут его реализовывать; б) вычислять интегральные показатели в расчетных ценах; в) производить расчет при различных вариантах набора исходных данных (цены реализации продукции, издержки производства, общие инвестиционные затраты, нормы запасов и задолженностей, проценты за кредит). 4.1.3 Учет инфляции при определении потока и сальдо реальных денег Производится путем вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах. Ф1tc – поток представлен в прогнозных ценах. Для дополнительной оценки коммерческой эффективности определяется: - срок полного погашения задолженности; - доля участников в общем объеме инвестиций; - качественные показатели; - структура потока и капитала и др. 4.2 Базовые формы финансовой оценки 1) отчет о прибыли; 2) отчет о движении денежных средств; 3) балансовый отчет. Отличие форм бухгалтерской отчетности от форм финансовой оценки проекта в том, что формы бухгалтерской отчетности составляются за отчетный (прошедший) период, а формы финансовой оценки составляются на прогнозируемый период. Особенности: 1) Структура базовых форм позволяет проследить динамику (развитие) проекта в течение всего срока реализации по каждому интервалу планирования; 2) все базовые формы основаны на одних и тех же исходных данных и должны корреспондировать; 3) Унифицированный подход к представлению информации гарантирует сопоставимость результатов расчетов для различных проектов. 4.2.1 4.2.1 Отчет о прибыли Назначение формы: иллюстрация соотношения доходов и расходов, оценка эффективности текущей деятельности. Анализ прибыли позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала проекта. Основные статьи отчета о прибыли: 1) выручка от реализации; 2) полная Себестоимость, в том числе переменные и постоянные затраты; 3) маржинальная прибыль (МПр=В-ПерЗ); 4) прибыль от реализации; 5) доходы от прочей реализации и внереализационные доходы; 6) балансовая прибыль; 7) чистая прибыль. 4.2.2 Отчет о движении денежных средств Представляет информацию об операциях, связанных с образованием источников финансовых ресурсов и с использованием этих ресурсов. Притоки денежных средств: 1) Увеличение собственного капитала; 2) Увеличение задолженности; 3) Увеличение текущих пассивов; 4) Выручка от реализации; 5) Внереализационные доходы. Итого приток: ∑. Оттоки денежных средств: 1) Увеличение постоянных активов; 2) Увеличение текущих пассивов; 3) Операционные затраты; 4) Выплаты по кредитам; 5) Налоги; 6) Дивиденды. Итого отток: ∑. 4.2.3 Балансовый отчет Назначение: иллюстрация изменения структуры имущества проекта и источников его финансирования. Балансовый отчет представляется в сжатом виде. Условная структура баланса: Нормируемые активы – те активы, величина которых устанавливается исходя из периода оборота (в днях) или коэффициента оборачиваемости (запасы сырья и материалов, незавершенная продукция, готовая продукция и резерв денежных средств). Все остальные составляющие оборотных активов не подлежат нормированию (кредиты покупателям, авансы поставщикам и свободные денежные средства). Собственные источники финансирования: - основной (УК или оплаченный акционерами); - дополнительный (накопленная прибыль). Нормированные текущие пассивы (НТП) - это счета к оплате, расчеты с бюджетом и персоналом). Величина НТП устанавливается исходя из их периода оборота (в днях). Для оценки удовлетворительности баланса рассчитывается показатель: - ЧОК (чистый оборотный капитал); ЧОК = СК + ДО - ВОА Если ЧОК> 0, то структура баланса удовлетворительна и предприятие(проект) финансово устойчиво. Если ЧОК <0, то структура баланса неудовлетворительна и предприятие (проект) финансово неустойчиво. При отсутствии ЧОК (<0), единственным источником погашения кредита является выручка от реализации, в случае задержки платежей баланс становится неликвидным, а заемщик некредитоспособным. Разность между НТА и НТП представляет собой минимальную потребность в оборотом капитале. 4.3 Организация работы по оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта 4.3.1 Этапы выполнения оценки 1) Подготовка исходных данных (до 50% времени и затрат); 2) Выполнение предварительных расчетов, выявление «узких мест» проекта и оценка его финансовой состоятельности. В качестве «узких мест» может быть: - отрицательное сальдо реальных на любом шаге расчета; - ЧОК <0; - убыточность деятельности; 3) Корректировка или дополнение исходных данных по результатам предварительных расчетов и финансовой оценки; 4) Выполнение окончательных расчетов, развернутый анализ полученных результатов, оценка эффективности инвестиций (ВНД, ИД, ЧТС, nок) и оценка риска; 5) Интерпретация результатов анализа и подготовка отчета о целесообразности осуществления проекта. 4.3.2 Интегрированная система документации (ИСД) ИСД – это набор универсальных табличных форм и схем для оценки инвестиционного проекта. Требования: а) единый информационный стандарт (единая методика расчета, единый временной масштаб); б) полнота, то есть требование предоставления любой информационной единицы в наиболее развернутом виде; в) взаимосвязь и взаимное соответствие, итоговая информация одних форм является исходными данными для других; г) универсальность – пригодность форм для выполнения оценки самых различных проектов, независимо от масштаба, продолжительности и сферы деятельности. 5 Бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта Показатели бюджетной эффективности ИП отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы соответствующих бюджетов. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект, который определяется как разность между доходами и расходами соответствующего бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств. К притокам бюджетных средств относятся: 1) Притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов, установленных действующим законодательством; 2) Доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; 3) Платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта; 4) Дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям, или другим ЦБ, выпущенным в связи с реализацией проекта. К оттокам бюджетных средств относятся: 1) Предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита; 2) Предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе; 3) Бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением определенных социальных приоритетов и др. Отдельно рекомендуется учитывать: 1) Налоговые льготы; 2) Государственные гарантии займов и инвестиционных рисков; 3) Изменение доходов и расходов бюджетных средств, связанные с влиянием проекта на сторонние предприятия и население (косвенный результат), например, а) изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации проекта; б) выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта; в) выделение из бюджета средств для переселения граждан в случаях, предусмотренных проектом (оттоки); г) при создании новых рабочих мест в притоке бюджетных средств учитывается экономия на выплату пособий по безработице и др. Основными показателями бюджетной эффективности являются ЧТС бюджета и индекс доходности. При наличии капитальных вложений возможно определение ВНД, nок. Показатели экономической эффективности отражают эффективность проекта с позиции интересов общества в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей и предприятий. 5.1.1 Уровень общества (экономики) В состав результатов проекта включаются в стоимостном измерении: - конечные производственные результаты (выручка от реализации всей производственной продукции, кроме продукции потребляемой российскими предприятиями-участниками); - социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах; - прямые финансовые результаты и косвенные финансовые результаты. Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные и учитываются при принятии решений. В состав затрат включаются текущие и единовременные затраты всех российских участников, при этом не включается в расчет: - затраты предприятий-потребителей продукции на приобретение её у изготовителей других участников проекта; - амортизационные отчисления по ОС, созданным одними участниками проекта и используемым другими участниками; - проценты по кредитам банков участников проекта и др. 5.1.2 Уровень региона (отрасли) В состав результатов включаются: 1) региональные производственные результаты (выручка от реализации за вычетом продукции, потребленной другими участниками проекта); 2) социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (отрасли); 3) косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона. В состав затрат включаются только затраты предприятий-участников проекта, относящихся к региону или отрасли (без повторного счета). 5.1.3 Локальный уровень (уровень предприятия) В состав результатов включаются: 1) производственные результаты (выручка от реализации за вычетом продукции, израсходованной на собственные нужды); 2) социальные результаты в части относящейся к работникам предприятия и членам их семей. В состав затрат включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счета (например, амортизации). 6 Учет инфляции и риска при оценке эффективности инвестиционного проекта 6.1 Измерение инфляции Контроль за изменением цен осуществляется с помощью индексов. Виды индексов цен: 1) Индивидуальный индекс (ip) дает оценку ретроспективную или прогнозную (изменение цены на отдельный вид товара, продукции или услуги). где Р1 – отчетный/прогнозируемый период; Р0 – базисный период. 2) Общий индекс цен (Ip) где qi – физический объем в натуральных единицах. Обозначим уровень цен в долях единицы: Уровень инфляции в процентах: 3) Средний за период индекс цен: 4) Индекс за несколько смежных периодов: 6.2 Влияние инфляции на показатели инвестиционного проекта Основное влияние на показатели коммерческой эффективности оказывают: 1) Временные факторы (задержки платежей, время производства и сбыта продукции, условия формирования и использования запасов и др.). В условиях инфляции увеличение запасов: а) материалов и кредиторской задолженности – выгодно; б) запасов готовой продукции и дебиторской задолженности – не выгодно. 2) Неоднородность инфляции, то есть различный уровень инфляции по видам продукции и ресурсов, в результате для каждого инвестиционного проекта формируется своя инфляционная динамика. При уточненной оценке проекта необходимо учитывать динамику: а) уровня роста (падения) отношения курсов внутренней и иностранной валют; б) общего уровня цен; в) цен на производимую продукцию; г) цен на используемые ресурсы; д) общих и постоянных издержек; е) уровня заработной платы; ж) стоимости элементов ОС; з) затрат на организацию сбыта; и) банковского процента. 6.3 Управление риском Управление рисками - специфическая область менеджмента, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия, математичес­ких методов оптимизации экономических задач. Система управления рисками - это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия рисков на конечные результаты реализации проекта. Управление риском — новое для российской экономики явление, которое появилось при переходе экономики к рыночной системе хозяйствования. Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необхо­димых корректирующих воздействий. Указанные работы организуются и осуществляются проект менеджером в тесном взаимодействии со всеми участниками проекта. 6.4 Определения Экономическая деятельность реализуется в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов, многообразия возможных состояний и ситуаций реализации решения, в котором в будущем может оказаться хозяйствующий субъект. Неопределенность – это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта. Процессы принятия решений в управлении проектами происходят в условиях наличия той или иной меры неопределенности, определяемой следующими факторами: - неполным знанием всех параметров, обстоятельств, ситуации для выбора оптимального решения, а также невозможностью адекватного и точного учета всей даже доступной информации и наличием вероятностных характеристик поведения среды; - наличием фактора случайности, то есть реализации факторов, которые невозможно предусмотреть и спрогнозировать даже в вероятной реализации; - наличие субъективных факторов взаимодействия, когда принятие решений идет в ситуации игры партнеров с противоположными или не совпадающими интересами. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. Риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий. Вероятность рисков – вероятность того, что в результате принятия решения произойдут потери от предпринимательской деятельности, то есть вероятность нежелательного исхода. Существует два метода определения вероятности нежелательных событий: - объективный метод; - субъективный метод. Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой той или иной результат был получен в аналитических условиях. Субъективная вероятность является предположением относительно определенного результата. Этот метод определения вероятности нежелательного исхода основан на суждении и личном опыте предпринимателя. Измерение рисков – это определение вероятности наступления рискового события. Оценивания риски, которые в состоянии принять на себя команда проекта и инвестор проекта при его реализации, исходят, прежде всего, из специфики и важности проекта, из наличия необходимых ресурсов для его реализации и возможностей финансирования вероятных последствий рисков. Риск объективно составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. В момент принятия решения не всегда невозможно получить полные и точные знания об отдаленной во времени среде реализации решения, обо всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах. Объективно существует и неустранимая неопределенность, имеющая место при принятии решений, приводящая к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, то есть источник развития предпринимательской деятельности. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления). 6.5 Этапы управления риском 1) Идентификация рисков. Происходит распознавание рисков с помощью экспертов по шагам: - Разработка полного перечня возможных рисков проекта по фазам жизненного цикла проекта; - Ранжирование рисков по степени важности. С этой целью определяются: а) вероятность данного риска 0 <р <1; б) опасность данного риска, т.е. существенность последствий; в) важность риска (а*б). 2) Анализ риска (выявление факторов риска и оценка их значимости). Анализ проектных рисков начинается с их классификации и идентификации, то есть с их качественного описания и опреде­ления — какие виды рисков свойственны конкретному проекту в данном окружении при существующих экономических, полити­ческих, правовых условиях. Анализ проектных рисков подразделяется на качественный (описание всех предполагаемых рисков проекта, а также стоимост­ная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности проекта в связи с рисками). Анализ проектных рисков базируется на оценках рисков, ко­торые заключаются в определении величины (степени) рисков. Методы определения критерия количественной оценки рисков включают: - статистические методы оценки, базирующиеся на методах математической статистики, то есть дисперсии, стандартном отклонении, коэффициенте вариации. Для применения этих методов необходим достаточно большой объем исходных данных, наблюдений; - методы экспертных оценок, основанные на использовании знаний экспертов в процессе анализа проекта и учета качественных факторов; - методы аналогий, основанные на анализе аналогичных проектах и условий их реализации для расчета вероятностных потерь. Данные методы применяются тогда, когда есть база для анализа и другие методы неприемле­мы или менее достоверны - комбинированные методы включают в себя использование сразу нескольких методов. Анализ рисков инвестиционного проекта предполагает подход к риску не как к статическому, неизменному, а как к управляемому параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Отсюда следует вывод о необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации. На изучение этих возможностей и связанной с этим методологии направлена так называемая концепция приемлемого риска. В основе концепции приемлемого риска лежит утверждение о невозможности полного устранения потенциальных причин, которые могут привести к нежелательному развитию событий и результате к отклонению от выбранной цели. Однако процесс достижения выбранной цели может происходить на базе принятия таких решений, которые обеспечивают некоторый компро­миссный уровень риска, называемый приемлемым. Этот уровень соответствует определенному балансу между ожидаемой выгодой и угрозой потерь и основан на серьезной аналитической работе, включая и специальные расчеты. В применении к инвестиционному проектированию реализация концепции приемлемого риска происходит через интегра­цию комплекса процедур — оценки рисков проекта и управле­ния проектными рисками. Цель управления проектными рисками не только способствует углублению анализа проектов, но и повышает эффективность инвестиционных решений. Роль главного испол­нителя всех процедур, связанных с управлением риском, ло­жится на плечи менеджера проекта (администратора) или ко­манды с его участием. 3) Разработка методов снижения риска. а) Распределение риска между участниками Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствие от действия рисков. Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование. Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным. Для качественного распределения риска в проектах предлагается использовать так называемую концептуальную модель. Модель базируется на стандартных методах решений, основой которых является дерево "вероятностей и решений", используемое для установле­ния последовательности решений по выбору того или иного заказа опреде­ляется на стадии формирования портфеля заказов. Эта проблема носит двойственный характер, обусловленный участием в инвестиционном проекте двух сторон покупателя и продавца, или заказчика и исполнителя. С одной стороны заказчик стремиться по возможности уменьшить сто­имость контракта, при этом все требования по срокам и качеству должны быть выполненными. С другой стороны исполнитель при формировании портфеля заказов стремится к получению максимальной прибыли. Рост размеров и продолжительность инвестирования проектов, разнообразие и сложность, внедрение новых методов и технологий в их реализацию, высокая динамичность внешней среды, окружающий любую фирму, конкуренция, инфляция и другие отрицательные факторы приводят к росту степени риска в процессе осуществления проекта. Качественное распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов. Чем большую степень риска намериваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь опытных инвесторов к финансированию проекта. Поэтому участникам проекта рекомендуются при ведении переговоров проявить максимальную гиб­кость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии участниками проекта на себя большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования. б) Страхование риска Большинству крупных проектов свойственна задержка в их реализации, что может привести для заказчика к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта. Например, в результате несвоевременного подключения линий электроснабжения. В этом случае штраф за задержку, который должен заплатить подрядчик, окажется значительно меньше потерь заказчика. Выход из та­кой ситуации заключается в том, что к участию в проекте необходимо привлекать страховые компании. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Рассмотрим этот вопрос на примере возведения крупного строительного комплекса. Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: - страхование риска подрядного строительства; - страхование морских грузов; - страхование оборудования, принадлежащего подрядчику. Страхование от несчастных случаев включает: - страхование общей гражданской ответственности; - страхование профессиональной ответственности. Особенности основных форм страхования: Страхование риска подрядного строительства предназначено для страхования незавершенного строительства от риска материальных потерь или ущерба. В зависимости от страховых рисков договора страхования риска подрядного строительства могут быть трех типов: - стандартный договор страхования от пожара служит защитой от прямых материальных потерь и/или повреждений указанной в договоре собственности от пожара; - расширенный договор страхования от пожара включает стандартный договор страхования от пожара и одно или несколько специфических дополнений, учитывающих потребности конкретного страхователя; - договор страхования от всех рисков обычно учитывает конкретные потребности подрядчика и может предоставить ему более широкий выбор страховых услуг. Такой договор охватывает все незавершенное строительство, включая все материалы, оборудование и результаты труда. Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом грузов. Страхование охватывает все риски, включая войну и забастовки, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстано­вительной стоимостью. Эта форма страхования обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности "третья" сторона потерпит телесное повреждение, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности требуется только в том случае, когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурного или технического проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту. Юридическая ответственность генерального подрядчика возникает в случае его неспособности обеспечить соответствие профессиональных ус­луг определенным стандартам качества, общепринятым в данной деятельности. в) Резервирование средств на непредвиденные расходы Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта. Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков. Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов. При первом подходе резерв делится на две части: общий и специальный. Общий резерв должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы. Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам. Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Этот подход обеспечивает достаточный контроль над непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов. Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вышли в первоначальную смету. Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы. В общем случае резерв может использоваться для следующих целей: - выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту; - увеличение ассигнований на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств; - временное формирование бюджета с учетом работ, для которых необходимые ассигнования еще не выделены; - компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов, возникающих в ходе работы над проектом. Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков. После выполнения работы, для которых выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта. Определенная часть средств, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контролем высших руководителей. Методы управления проектными рисками могут и должны стать средством эффективной реализации самих проектов на всех уровнях управления - федеральном, региональном и местном.
«Инвестиции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 74 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot