Учет денежных средств
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министрества
здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России)
Кафедра управления и экономики фармации
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол № 5 от 23.11.2010 г.
Заведующий кафедрой УЭФ____________Музыра Ю.А.
Кандидат фармацевтических наук, доцент Э.Г. Морозова
Тема «Учет денежных средств»
ЛЕКЦИЯ
Томск – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Правовые основы и задачи учета денежных средств
2. Учет безналичных расчетов
2.1. Порядок открытия расчетного счета и работы с ним
2.2. Первичный учет безналичных расчетов с юридическими лицами
2.2.1. Формы расчетов, реквизиты расчетных документов
2.2.2. Особенности расчетов платежными поручениями
2.2.3. Особенности расчетов по аккредитивам
2.2.4. Особенности расчетов чеками
2.2.5. Особенности расчетов инкассовыми поручениями
2.2.6. Особенности расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств
2.3. Безналичные расчеты с населением
2.4. Аналитический и синтетический учет безналичных расчетов
3. Учет кассовых операций
3.1. Виды касс
3.2. Обязанности кассира
3.3. Первичный и аналитический учет кассовых операций
3.3.1. Оформление кассовых операций
3.3.2. Учет приходных кассовых операций
3.3.3. Учет расходных кассовых операций
3.3.4. Ведение кассовой книги
3.4. Синтетический учет кассовых операций.
Заключение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Положение Банка России от 12.10.2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций».
2. Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
3. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предприятиями».
4. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденное ЦБ РФ от 19.06.2012 г. № 383-П.
5. Постановление Госкомстата от 18.08.1998г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
6. Постановление Госкомстата от 25.12.1998г. № 132 «Альбом унифицированных форм первичных учетных документов по учету расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин».
7. Гражданский кодекс РФ.
8. Кодекс об административных правонарушениях.
9. Постановление Президиума Совета РФ от 13.01.1992 г. № 2174-1 «О введении в хозяйственный оборот чеков нового образца».
10. Письмо Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5 «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли».
11. «Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», утвержденное ЦБ РФ от 24.12.2004 г. № 266-П.
12. «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории РФ», утвержденное ЦБ РФ от 24.04.2008 г. № 318-П.
13. Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».
ВВЕДЕНИЕ
В процессе деятельности у аптеки возникают хозяйственные связи с юридическими и физическими лицами. Эти связи определяют необходимость осуществления расчетов.
Расчеты могут осуществляться
1) наличными денежными средствами и платежными картами через кассу;
2) безналичным путем через счета в банке.
Отсюда денежные средства как объект учета представляет собой наличные деньги, денежные документы в кассе и денежные документы на счетах в банке.
1. Правовые основы и задачи учета денежных средств
Требования к организации и учету расчетов определены:
1) Гражданским кодексом РФ;
2) Положением Банка России от 12.10.2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций»;
3) Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54 от 2003 г. (№ 54-ФЗ от 22.05.2003 г.);
4) «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденное ЦБ РФ от 19.06.2012 г. № 383-П и другими законодательными актами.
Первичный учет кассовых операций регламентируется Постановлениями Госкомстата № 88 (18.08.1998г.) (код документов КО) и № 132 (25.12.1998г.) (код КМ) от 1998 г.
Задачи учета денежных средств:
1) своевременное и правильное документирование расчетов;
2) контроль за сохранностью денежных средств в кассе;
3) контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины.
2. Учет безналичных расчетов
2.1. Порядок открытия расчетного счета и работы с ним
Аптека обязана хранить свободные денежные средства на расчетных счетах в банке, так как расчеты с поставщиками, ЛПУ, бюджетом, внебюджетными фондами осуществляются безналичным путем.
Для этого аптека в любом банке открывает расчетные счета (обязательное условие регистрации, признак юридического лица). Их количество не ограничено.
Для открытия счета аптека предоставляет в банк следующие документы
1) заявление на открытие счета;
2) копии учредительных документов, заверенные нотариально;
3) копию регистрационного свидетельства, заверенную нотариально;
4) справку с налогового органа о постановки на учет и присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика);
5) копии документов регистрации во внебюджетных фондах;
6) документ о полномочиях руководителя;
7) копия приказа о назначении главного бухгалтера;
8) нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати аптеки.
Руководитель имеет право первой подписи, а главный бухгалтер – второй.
После чего с банком заключается договор на обслуживание.
Банк выполняет поручения аптеки на перечисление денежных средств с расчетного счета аптеки на расчетный счет поставщика или других юридических лиц, а так же на зачисление на ее расчетный счет денежных средств поступающих от покупателей.
Расчеты производятся в порядке поступления в банк распоряжений аптеки. При приеме распоряжений банк плательщика (аптеки) осуществляет контроль достаточности средств на счете аптеки. При достаточности средств распоряжения исполняются в календарной очередности.
Если средств недостаточно, то распоряжения банком не принимаются и возвращаются отправителям не позднее рабочего дня после дня выписки распоряжений. За исключением случаев, предусмотренных законодательством и договором, когда распоряжения принимаются, помещаются банком в очередь и по мере поступления денежных средств на счет исполняются в следующей последовательности (ст. 855 ГК РФ):
- в первую очередь списываются средства по исполнительным документам, например на уплату алиментов;
- во вторую и третью очередь – на оплату труда и платежи во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь – на платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
- в пятую очередь – по исполнительным документам кроме платежей в первую и вторую очередь;
- в шестую очередь – на все остальные платежи, например, поставщику товаров и услуг в порядке календарной очередности.
2.2. Первичный учет безналичных расчетов с юридическими лицами
2.2.1. Формы расчетов, реквизиты расчетных документов
Для осуществления безналичных расчетов аптека вправе выбирать любую определенную законодательством форму исполнения своих обязательств по согласованию с контрагентами (поставщиками, покупателями) на основании договора (ст. 862 ГК РФ), а именно
1) расчеты с платежными поручениями;
2) расчеты по аккредитиву;
3) расчеты чеками;
4) расчеты инкассовыми поручениями;
5) расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
6) расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Все расчетные документы (кроме чека) должны иметь следующие реквизиты:
1) наименование документа, номер и дату выписки;
2) вид платежа (чаще используются электронные платежи);
3) наименование плательщика (аптеки или ЛПУ), номер его расчетного счета, ИНН;
4) наименование и место нахождения банка плательщика, банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета;
5) наименование получателя средств (поставщика, аптеки), номер его расчетного счета, ИНН;
6) наименование и местонахождения банка получателя, БИК, номер корреспондентского счета;
7) назначение платежа с выделением НДС или с указанием о том, что НДС не выделяется;
8) сумма платежа прописью и цифрами;
9) очередность платежа
10) вид операции;
11) на первом экземпляре ставятся подписи первого и второго лица или одна подпись при отсутствии в штате аптеки бухгалтера, а также оттиск печати аптеки.
Платежные документы оформляются в электронном виде или на бумажном носителе в количестве экземпляров, устанавливаемых банков и необходимых для всех участников расчетов, обычно в 2-3 экз., для иногородних расчетов – в 4 экз.
Исправления, помарки, подчистки в них не допускаются.
Документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки.
2.2.2. Особенности расчетов платежными поручениями
Платежное поручение является распоряжением плательщика (аптеки) обслуживающему банку перевести денежную сумму со своего счета на счет получателя (поставщика), открытого в том же банке или другом.
Платежные поручения принимаются банком при наличии денег на счету аптеки. На последнем экземпляре проставляется штамп банка о приеме поручения, дата и подпись должностного лица. Этот экземпляр возвращается аптеке в качестве подтверждения о приеме поручения к исполнению.
Эта самая распространенная форма расчетов. Она позволяет максимально сблизить момент получения аптекой товара и его оплаты после проверки качества оплачиваемых товаров. С ее помощью можно оплатить поставленные товары, оказанные услуги, перечислить средства в бюджет и внебюджетные фонды.
2.2.3. Особенности расчетов по аккредитивам
При этой форме аптека поручает своему банку произвести оплату за товары или услуги за счет ранее открытого аккредитива.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика (аптеки), произвести платежи в пользу получателя денег (поставщика) по предъявлению последним документов, соответствующим условиям аккредитива.
Для открытия аккредитива аптека представляет в свой банк (банк-эмитент, банк плательщика) заявление. Банк-эмитент с расчетного счета аптеки перечисляет деньги на специальный счет (аккредитив) банка поставщика (исполняющего банка, банка получателя средств), на котором депонируются средства для оплаты отгруженных товаров. После предъявления поставщиком своему банку документов на отгрузку товаров средства с аккредитива перечисляются на расчетный счет поставщика, а аккредитив закрывается. Неиспользованные суммы зачисляются на расчетный счет плательщика (аптеки).
Эту форму оплаты чаще аптека использует для расчетов с иногородними поставщиками. Депонирование средств гарантирует поставщику своевременный платеж. Эта форма исключает из оборота денежные средства на период депонирования, усложняет документооборот, поэтому используется редко.
2.2.4. Особенности расчетов чеками
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в ней суммы чекодержателю.
Чек должен иметь реквизиты (ст. 878 ГК РФ, Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.01.1992 г. № 2174-1 «О введении в хозяйственный оборот чеков нового образца»):
1) наименование документа, включенного в текст документа;
2) поручение плательщику выплатить суммы денег;
3) наименование плательщика, номер расчетного счета, наименование получателя для именных чеков;
4) указание валюты платежа
5) место и дата составления чека;
6) подпись чекодателя.
Плательщиком по чеку является банк. Чекодатель – это юридическое лицо (аптека), имеющее деньги в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чека. Чекодержатель – это юридическое лицо, в пользу которого выдан чек (поставщик).
Для обеспечения чека денежными средствами банк по заявлению аптеки открывает специальный счет, на который с расчетного счета перечисляется (депонируется) определенная денежная сумма, а аптеке выдает чековую книжку. Оплата товаров чеками производится в пределах этой суммы. Неиспользованные суммы зачисляются на расчетный счет.
Эта форма чаще всего используется для оплаты товаров иногородних поставщиков.
2.2.5. Особенности расчетов инкассовыми поручениями
Инкассовое поручение является распоряжением взыскателя средств, на основании которого осуществляется списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщика в случаях 1) предусмотренных договором, 2) установленных законодательством: списание недоимок и штрафов по платежам в бюджет или внебюджетные фонды, 3) по исполнительным документам.
2.2.6. Особенности расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств
В этом случае получателем средств оформляется платежное требование и предъявляется в банк плательщика через банк получателя средств.
Платежное требование содержит требование поставщика (получателя денег) к плательщику (аптеке) об уплате стоимости поставленных товаров или оказанных услуг.
Платежное требование исполняется банком плательщика только с согласия (акцепта) плательщика. Акцепт оформляется заявлением плательщика об акцепте в электронном виде или на бумажном носителе в 2 экземплярах, первый из которых заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью плательщика.
Акцепт может быть дан плательщиком заранее (до предоставления получателем средств требования) или получен банком после предоставления плательщику требования.
Требование имеет дополнительные реквизиты:
1) условие оплаты: здесь указывается цифра «1», если акцепт плательщика дается заранее или цифра «2», если акцепт плательщика требуется получить;
2) срок для акцепта (определяется договором, если нет, то составляет 5 рабочих дней);
3) дата отсылки договора;
4) наименование товаров, услуг, номер и дата договора подтверждающего поставку товаров или оказание услуг.
2.3. Безналичные расчеты с населением
Население может оплатить товары и услуги организаций розничной торговли, в том числе аптеки, платежными картами.
Для этого покупатель предварительно заключает договор на обслуживание с банком-эмитентом, открывает счет, вносит на счет деньги и получает от банка пластиковую карту.
Банк-эмитент заключает договор с банком-эквайрером на обслуживание платежной карты или сам выполняет эквайринг. Банк-эквайрер заключает с аптекой договор о продаже товаров владельцам карт. Аптека обеспечивается банком-эквайрером электронным терминалом и инструкцией о порядке обслуживания владельцев карт. Терминал должен входить в состав ККТ или обеспечивать ввод в нее информации с карты.
При предъявлении покупателем карты кассиром аптеки с помощью терминала производится ее авторизация, т.е. проверка обеспечения карты денежными средствами. Продажа товара по карте, обеспеченной средствами, оформляется квитанцией электронного терминала в 2 экземплярах, которая распечатывается и передается покупателю на подпись. Подпись в квитанции сверяется с образцом на карте. Кассир пробивает суммы, оплаченные картами, на контрольно-кассовой технике на отдельной секции. Покупателю выдается один экземпляр квитанции и кассовый чек.
В конце дня основании квитанций формируется электронный журнал, который передается в банк-эквайрер на оплату. На основании журнала банк-эквайрер в течение следующего дня получает денежные средства от банка-эмитента с расчетного счета покупателя и перечисляет их на расчетный счет аптеки за вычетом комиссионного вознаграждения за обслуживание.
2.4. Аналитический и синтетический учет безналичных расчетов
Регистром аналитического учета является банковская выписка из расчетного счета аптеки, которая присылается банком с периодичностью определенной договором. Выписка составляется на основании первичных документов, содержит начальное сальдо, операции поступления средств на счет и списания средств со счета за определенный период. Аналитический учет ведется по каждому расчетному счету.
Для обобщения информации о движении денежных средств на расчетных счетах открывается 51 счет «Расчетные счета» (активный, денежный).
Для учета движения средств в аккредитивах, чеках открывается 55 счет «Специальные счета в банках» (активный, денежный).
Для учета денежных средств внесенных в кассу банка, но еще не зачисленных на расчетный счет открывается 57 счет «Переводы в пути» (активный, денежный).
Основные операции:
№ пп
Наименование операции
Корр. счета
дебет
кредит
1.
Оплачены товары, услуги поставщику
60 (76)
51
2.
Перечислены платежи в бюджет (во внебюджетные фонды)
68 (69)
51
3.
Оплачены товары, услуги ЛПУ, другими организациями
51
62 (76)
4.
Зачисление средств в аккредитив (депонирование средств для чековой книжки)
55
51
5.
Оплата товаров, услуг аккредитивом или чеком
60
55
6.
Восстановлены неиспользованные средства на расчетный счет
51
55
7.
Отражена выручка, оплаченная платежными картами
57
90
8.
Выручка за вычетом комиссионного вознаграждения банку-эквайреру зачислена на расчетный счет
51
57
9.
Отражено удержание комиссии банку-эквайреру
60 (76)
57
10.
Признан прочий расход на сумму комиссии банку-эквайреру
91
60 (76)
3. Учет кассовых операций
3.1. Виды касс
Кассовые операции – это операции, связанные с принятием, хранением и выдачей ДС кассами предприятий.
Аптекой для осуществления кассовых операций используется два вида касс
1) операционная;
2) главная.
Операционная касса предназначена для оприходования и накапливания ДС, полученных от населения за реализованные ему товары и услуги.
Операционная касса буквально представляет собой контрольно-кассовую технику (ККТ). ККТ – это контрольно-кассовая машина, оснащенная фискальной памятью. ККТ обязана обеспечить фиксацию расчетов с населением на контрольной ленте и фискальной памяти. Фискальная память – комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое хранение итоговой информации, необходимой для учета денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.
Аптека обязана применять только ККТ зарегистрированную в налоговых органах, исправную, опломбированную, работающую в фискальном режиме, модель которой внесена в Государственный реестр ККТ. В случае нарушения этих требований аптека и должностные лица (кассир, директор) несут административную ответственность ( КоАП).
Для регистрации ККТ аптека подает в налоговый орган заявление. К нему прилагается паспорт ККТ, договор о техническом обслуживании. В течение 5 рабочих дней налоговый орган регистрирует ККТ и выдает регистрационную карточку с прилагаемыми к заявлению документами.
Аптеки, уплачивающие единый налог на вмененный доход, а также аптеки, находящиеся в фельдшерско-акушерских пунктах, могут вести расчеты с населением без применения ККТ, в этом случае они должны выдать покупателю документ, подтверждающий факт приемки денег за товар (товарный чек, квитанцию и др.).
ККТ устанавливается на рабочих местах в торговом зале. ККТ снабжена POS – терминалом, обладающим возможностями персонального компьютера по вводу, выводу, хранению, обработке и отображению информации.
Для учета показаний ККТ на каждую машину заводится журнал кассира-операциониста КМ–4, листы которого пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера аптеки. При сдаче ККТ в ремонт составляется акт о снятии показаний ККТ при сдаче в ремонт КМ-2.
Главная касса предназначена для приема выручки от операционных касс, хранения и сдачи ее в банк, осуществления приходных и расходных кассовых операций. Для учета кассовых операций ведется кассовая книга КО-4.
Хранение денег осуществляется в металлическом несгораемом шкафу или сейфе. По окончанию рабочего дня он опечатывается.
В крупных аптеках для главной кассы может быть выделено изолированное помещение с металлической дверью запертой во время работы кассы изнутри (в аптеках используется редко).
Ответственность за создание условий хранения ДС и денежных документов несет директор аптеки.
Аптека не имеет право накапливать в кассах наличные деньги сверх установленного лимита. Лимит – это максимально возможный остаток денег в кассах аптеки на конец рабочего дня. Лимит рассчитывается главным бухгалтером с учетом объема выручки за проданные товары и услуги и оформляется распорядительным документом по аптеке. Сверх лимита в кассах можно хранить ДС для оплаты труда и социальных выплат, но не более 5 дней.
Накопление в кассе денег сверх лимита влечет административную ответственность кассира и аптеки (ст. 15.1 КоАП).
Обслуживающий банк должен систематически (не реже 1 раза в 2 года) контролировать кассовую дисциплину аптеки-клиента. Контроль за правильностью и своевременностью учета кассовых операций осуществляют налоговые органы. В пределах своей компетенции техническую укрепленность касс, обеспечение сохранности денег проверяют органы внутренних дел.
3.2. Обязанности кассира
Для ведения кассовых операций в штат аптеки вводится должность кассира.
С ККТ работают кассиры-операционисты. Как правило, их функции выполняют провизоры, фармацевты, обслуживающие население в торговом зале. Из числа кассиров выделяю старшего для работы с главной кассой. В отсутствии кассиров кассовые операции могут проводится руководителем.
При приеме на работу директор аптеки под роспись знакомит кассира с порядком ведения кассовых операций, его правами и обязанностями, заключает с ним договор о полной материальной ответственности за ДС и денежные документы в кассе, выдает ключи от кассы. Кассир снабжается печатью, содержащей реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, и образцами подписей, уполномоченных подписывать кассовые документы.
Кассир-операционист обязан:
1) знать цены и ассортимент товаров;
2) знать последовательность расчетов наличными ДС и платежными картами;
3) выдавать покупателю чек на купленный товар;
4) вести журнал кассира-операциониста;
5) в конце рабочего дня составлять справку-отчет кассира-операциониста КМ-6;
6) при необходимости составлять акт о возврате денежных сумм покупателям КМ-3;
7) обеспечить доступ к ККТ представителей налоговых органов и служб технического обслуживания.
Старший кассир обязан правильно осуществлять кассовые операции, сдавать сверхлимитную выручку в банк, оформлять кассовую книгу и другие кассовые документы.
Кассиру запрещается доверять выполнение порученной ему работы другим лицам. Кассир может оставить свое рабочее место, передав ценности другому кассиру в присутствии комиссии или закрыв кассу.
Шкаф или сейф с деньгами по окончанию рабочего дня закрывается и опечатывается печатью кассира. Ключи и печать хранятся у кассира. Дубликаты ключей в опечатанном кассиром пакете находятся у директора.
3.3. Первичный и аналитический учет кассовых операций
3.3.1. Оформление кассовых операций
Прием наличных денег главной кассой называется приходной кассовой операцией и оформляется приходным кассовым ордером (ПКО) КО-1. Выдача денег из кассы называется расходной кассовой операцией и оформляется расходным кассовым ордером (РКО) КО-2. В ПКО имеется отрывная часть – квитанция, которая дублирует ордер.
Все ордера должны иметь номера. Нумерация проставляется с начала года отдельно по приходным и расходным ордерам.
Ордера выписываются главным бухгалтером, а при его отсутствии руководителем.
Заполнение ордеров производится в 1 экземпляре без помарок, подчисток, исправлений. Для составления ордеров необходимо юридическое основание, т.е. первичный документ, который после проверки прилагается к ордеру. Ордера действительны в день их составления.
Ордера до передачи их в кассу регистрируются главным бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов КО-3, который выполняет функции регистра аналитического учета.
При получении ордеров из бухгалтерии кассир обязан проверить правильность оформления документов, а в случае сомнения вернуть их в бухгалтерию.
При получении денег в кассу на ПКО кассир ставит свою подпись. Квитанция к ордеру гасится штампом «Получено», на ней ставится печать аптеки, отрывается и отдается лицу, сдавшему деньги.
РКО подписывает директор, а в момент выдачи денег из кассы - кассир и лицо, принимающее на основании паспорта денежную сумму. Деньги выдаются только лицу, указанному в ордере или другому лицу по доверенности. Если на документе-основании есть подпись директора, то на ордере она не обязательна.
3.3.2. Учет приходных кассовых операций
К основным приходным кассовым операциям относят следующие.
1) Поступление выручки от реализации аптекой и ее МРС товаров и услуг.
Основанием для оприходования поступления в кассу выручки являются показания контрольного и секционных суммирующих денежных счетчиков ККТ.
В начале рабочего дня или смены кассир-операционист в присутствии директора снимает показания суммирующего денежного счетчика, распечатывая на ККТ нулевой чек (Х – отчет). Эти показания вносятся в журнал кассира-операциониста и заверяются подписями директора и кассира.
В течение дня кассир берет от покупателей деньги, пробивает суммы на контрольной и чековой ленте. Чеки отдаются покупателям, а денежный счетчик суммирует показания контрольной ленты (бумажной или электронной).
Кассовый чек – это первичный учетный документ, отпечатанный ККТ на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между продавцом и покупателем наличного денежного расчета или расчета с использованием платежных карт.
Контрольная лента – это первичный учетный документ, выполненный ККТ на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о ККТ и наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт.
Бумажная лента или накопитель фискальной памяти должны храниться не менее 5 лет.
В конце дня (смены) кассир снимает показания суммирующего счетчика, распечатывая Z-отчет. Показания регистрируются в журнале кассира-операциониста, заверяются подписями кассира и директора.
Разница в показаниях на начало и конец дня (смены) сверяется с суммой полученной выручки. При расхождении результатов директор и кассир должны выяснить причину расхождения.
В конце дня по данным журнала кассиром составляется справка-отчет кассира-операциониста КМ-6 и вместе с выручкой сдается старшему кассиру под роспись в журнале. На основании справки оформляется ПКО.
В журнале кассира-операциониста на отдельной секции отражается выручка, оплаченная платежными картами, но эту сумму ПКО не оформляется, так как деньги поступают не в кассу, а на расчетный счет.
2) Возврат подотчетных сумм. Документом-основанием является авансовый отчет подотчетного лица c приложением оправдательных документов.
3) Погашение недостач виновным лицом (МОЛ) вследствие порчи ценностей или недостачи, выявленной в момент инвентаризации. Документом-основанием является акт о порче материальных ценностей или ведомость учета результатов инвентаризации с заключением комиссии, приказ о возмещении недостачи (ст. 248 ТК РФ).
4) Поступление денег с расчетного счета в кассу для нужд аптеки, например, для выплаты заработной платы, хозяйственных нужд.
Выдача наличных денег аптеке с ее расчетного счета производится по денежным чекам. Для чего банк оформляет аптеке чековую книжку по ее заявлению.
Денежный чек представляет собой распоряжение организации банку выдать указанную в ней сумму наличных денег с ее расчетного счета. Чек оформляется от руки, подписывается директором и главным бухгалтером и скрепляется печатью аптеки. Исправления и помарки в чеке не допускаются. Чек может быть именным (как правило, выписывается старшему кассиру) или на предъявителя (как правило, в аптеке не используется). Кассир получает отрывную часть чека и предъявляет ее бухгалтеру банка, после проверки чека кассиру выдается марка для предъявления в кассу банка. Кассир банка сверяет данные чека и марки, приклеивает марку к чеку, выдает деньги кассиру аптеки по документу, удостоверяющему его личность, и подписывает чек. («Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории РФ», утв. ЦБ РФ от 24.04.2008 г. № 318-П).
Оприходование денег в кассе аптеки осуществляется на основании корешка чека, оставшегося в книжке. Реже через кассу могут осуществляться другие приходные операции, например, возврат ссуд, выданных работникам на основе договора.
3.3.3. Учет расходных кассовых операций
К основным расходным кассовым операциям относят следующие.
1) Оплата поставщикам за товары и услуги.
Оплата поставщику может производиться наличными ДС, но в пределах сумм, определенных законодательством, на сегодняшний день – 100 тыс. руб. по одному договору. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У). Основанием являются договор и счет-фактура.
Для получения денег представитель поставщика должен предъявить доверенность на право получения денег и документ, удостоверяющий личность.
2) Выдача заработной платы работникам.
Документом-основанием является расчетно-платежная или платежная ведомость. Выдача денег производится под роспись работников в ведомости. Ведомость может выполнять функции РКО при проставлении на ней оттиска штампа с реквизитами ордера. Срок выдачи денег не может превышать 5 дней, по истечении этого срока заработная плата депонируется.
3) Выдача денег под отчет на хозяйственные нужды.
Документом-основанием является заявление на имя директора подотчетным лицом с просьбой выдать ему деньги с резолюцией директора «В бухгалтерию: выдать под отчет, указывается сумма и срок выдачи, дата и подпись руководителя». В этом случае подпись директора на РКО может не проставляться.
Выдача денег под отчет производится только подотчетным лицам, перечень которых с указанием целей и сроков расходования денег утверждается приказом директора. Выдача денег производится только в случае отсутствия у подотчетного лица долгов по предыдущим авансам.
После свершения хозяйственной операции подотчетное лицо обязано в трехдневный срок отчитаться о потраченных суммах составлением авансового отчета с приложением оправдательных документов.
Порядок выдачи денег на командировочные расходы рассмотрите в теме «Учет труда и заработной платы в аптечных организациях».
4) Оплата ЛРС. Основанием является приемная квитанция, которая может выполнять функцию РКО.
5) Сдача сверхлимитной выручки в банк для зачисления на расчетный счет.
Сдача может осуществляться согласно условиям договора с банком одним из трех вариантов.
Вариант А. Выручка сдается старшим кассиром в кассу банка по объявлению на взнос наличными. Квитанция этого документа является основанием для оформления РКО.
Вариант Б. Выручка сдается старшим кассиром или кассиром-операционистом инкассатору банка в специальной опломбированной сумке на основании препроводительной ведомости. Копия ведомости является основанием для списания сумм по РКО.
Вариант В. Чаще используется сельскими аптеками. Выручка сдается в банк через предприятие связи. Основанием является квитанция почтового перевода.
Реже через кассу могут осуществляться другие расходные операции, например выдача ссуды работникам на основе договора.
3.3.4. Ведение кассовой книги
Все расходные и приходные кассовые операции в течение дня отражаются старшим кассиром в кассовой книге КО-4.
В аптеке ведется только одна книга, листы которой пронумерованы, прошнурованы, опечатаны, количество листов в кассовой книге заверено подписями директора и главного бухгалтера аптеки.
Записи ведутся в 2 экземплярах под копирку. Первый экземпляр с горизонтальной линовкой остается в книге, второй без линовки отрывной служит отчетом кассира.
Записи производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег на следующее число и передает в бухгалтерию второй экземпляр книги (отчет) вместе с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.
Подчистки в книге не допускаются. Исправления должны быть заверены подписями кассира и главного бухгалтера.
Контроль за правильностью ведения кассовой книги возложен на главного бухгалтера, а при его отсутствии – на руководителя.
Денежные документы в кассе (почтовые марки, авиабилеты, телефонные карты, талоны на бензин и др.) учитываются в отдельной книге или ведомости.
3.4. Синтетический учет кассовых операций.
Для обобщения информации о наличии и движении ДС и денежных документов предназначен 50 счет «Касса» (активный, денежный).
Основные операции:
№ пп
Наименование операции
Корр. счета
дебет
кредит
1.
Оприходована выручка от реализации товаров, услуг
50
90
2.
Возврат подотчетных сумм
50
71
3.
Погашение недостач виновным лицом
50
73
4.
Поступление денег с расчетного счета
50
51
5.
Оплата поставщикам за товары и услуги из кассы
60 (76)
50
6.
Выдана заработная плата работникам
70
50
7.
Выданы деньги под отчет
71
50
8.
Оплачено ЛРС
10
50
9.
Выручка сдана в банк
57
50
10.
Выручка зачислена на расчетный счет
51
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, учет ДС обеспечивает контроль за их сохранностью, за своевременностью осуществления расчетных операций, обеспечивая тем самым условие для ускорения их оборачиваемости и эффективного использования.
Доцент кафедры управления и экономики фармации Э.Г. Морозова