Учет денежных средств
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема. Учет денежных средств
1.Общие положения о денежной системе, наличных и безналичных расчетах.
Все организации независимо от формы собственности обязаны хранить свои денежные средства в банках. Для текущих расчётов организация постоянно может держать наличные деньги в кассе. Каждая организация для расчёта наличными деньгами должна иметь специально оборудованное помещение кассу и вести кассовую книгу установленного образца.
В кассе организации можно хранить лишь небольшие суммы денежных средств в пределах установленного банком лимита. Лимит денежных средств согласуется с руководством обслуживающего банка. Его размер определяется составлением в обязательном порядке специального расчёта, который выполняется предприятием, и для контроля передаётся в банк.
В банке организации могут получать наличные деньги для собственных нужд по денежным чекам, но все суммы указанные в чеке могут быть израсходованы только на те цели, на которые были заказаны.
Превышение лимита хранения денежных средств в кассе допускается только в предела трёх дней, в дни выдачи заработной платы, стипендий, пособий и т.д. Все денежные средства сверх лимита сдаются в банк в порядке и в сроки, предусмотренные договором на банковское обслуживание.
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, могут использовать её на собственные нужды по согласованию с банком: на выплату заработной платы, премий, закупку сельскохозяйственной продукции и т.д.
При этом в целях упорядочения обращения наличных денег в хозяйственном обороте Правительством РФ установлен лимит на одноразовую оплату ТМЦ и услуги, по сделкам совершаемым между юридическими лицами в пределах не превышающих 100 000 руб.
Безналичные расчёты осуществляется посредством безналичного перечислений по расчётным, текущим счетам организации в банках, с помощью векселей, чеков, заменяющих наличные деньги. Безналичные расчёты осуществляются в основном банковскими учредителями, что позволяет снизить расходы на денежные обращения, потребность в начислении денежных средств.
Безналичные операции могут осуществляться как по товарным, так и по нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю- продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.д. К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно – исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.
Товарные операции осуществляются с использованием следующих форм безналичных расчётов: платёжными поручениями – требованиями; платёжными поручениями; аккредитивами; чеками; с использованием векселей и др.
При безналичных расчётах с использованием платёжных требований -поручений организация - поставщик предъявляет в обслуживающий ее банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате определённой суммы через банк за ТМЦ, выполненные работы, оказанные услуги. Банк плательщика извещает его о поступлении требования - поручения, которое он оплачивает.
Достоинством данной формы расчётов является то, что плательщик может контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренные договором. Её недостаток сравнительно медленное поступление денежных средств на счёт поставщика.
Аккредитивная форма расчётов применяется в случаях, когда она установлена в договоре купли – продажи. Её особенность состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Аккредитив – это поручение банку покупателя банком поставщика об открытии специального аккредитивного счёта для немедленной оплаты поставок на условиях, предусмотренных в заявлении на аккредитив и в пределах заявленной суммы. Выплаты по аккредитиву производятся в течении его срока действия в банке поставщика в полной сумме аккредитивы или по частям, по мере предъявления поставщиком счетов.
Платёжные поручения - это распоряжение владельца счёта, обслуживающему его банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт получателя денег. В нём обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжные поручения передаются в учреждение банка плательщика после получения ТМЦ, выплату работ, оказанию услуг. Они могут выписываться и для предварительной оплаты.
Расчётные чеки - это письменное поручение владельца счета (чекодателя) своему банку для перечисления указанной в чеке суммы денежных средств с его счёта на счёт получателя (чекодержателя). Чекодержатель представляет чек в своё учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денежных средств на его расчётный счёт. Различают чеки из лимитных и нелимитных чековых книжек. Лимитные чековые книжки выдаются для расчёта с 1 поставщиком. Сумма лимита денежных средств и срок действия при этом ограничен.
Для ведения кассовых операций руководитель организации обязан выделить и оборудовать для приёма и выдачи наличных денежных средств специально охраняемое помещение. Все наличные деньги и денежные документы должны храниться в металлических сейфах, которые в конце рабочего дня должны быть закрыты и опечатаны. Двери кассы должны закрываться с внутренней стороны, вход посторонних лиц в кассу запрещён. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей не принадлежащим организации, запрещается.
Ведение кассовых операций в организациях возлагается на кассира, который несёт полную материальную ответственность за вверенные ему ценности.
2.Учет кассовых операций
Кассовые операции оформляются установленными формами первичных документов. Приём наличных денег проводят только по приходным кассовым ордерам (ПКО), подписанным главным бухгалтером предприятия. ПКО состоит главным образом из ордера и квитанции к нему. Реквизиты ордера и квитанции в целом одинаковы. ПКО составляется в бухгалтерии организации и предоставляется кассиру для осуществления приёма денежных средств.
После заполнения приходный кассовый ордер регистрируется в «Журнале регистрации кассовых ордеров и платёжных ведомостей». Запрещается выдавать приходный кассовый ордер на руки лицам, вносящим деньги. Кассир проверяет правильность составления документа, подлинность подписи главного бухгалтера и после этого осуществляет приёмку денег. В подтверждении сдачи денег, кассир отрывает квитанцию от ПКО и вручает лицу, внесшему деньги. Деньги по кассовым ордерам принимаются только в день их составления.
Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (РКО) с приложением в необходимых случаях надлежащих оформленных документов (расчетно-платёжных ведомостей, счетов, заявлений на выдачу денег и др.). РКО выписывает только бухгалтер, которому по должной инструкции предписано это оформление. Подписываю РКО главный бухгалтер и руководитель предприятия.
Сразу после выдачи полуученых денег в кассу кассир делает записи в Кассовую книгу, которая предназначена для отражения операций движения наличных денежных средств. Организация ведёт кассовую книгу в одном экземпляре. Она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. На последней странице указывается количество пронумерованных в книге страниц, заверено подписями главного бухгалтера и руководителями организации.
Записи в Кассовую книгу делаются по мере составления кассовых документов. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги главных операций за день по приходу и расходу и выводит остаток денег на конец дня. Остаток на конец дня рассчитывается путём прибавления к остатку сумм прихода денежных средств и вычитания сумм расхода. Внизу указывается прописью количество приходных и расходных кассовых документов.
Вторая половина листа – отчёт кассира, отрывается и с приложением кассовых документов сдается в бухгалтерию для дальнейшей обработки.
В бухгалтерском учёте движение наличных денежных средств отражают на синтетическом счете 50 «Касса», по дебету которого отражают поступления денежных средств, по кредиту их выбытие. К счёту 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50.1 «Касса организаций»
50.2 «Операции кассы»
50.3 «Денежные документы».
На субсчёте 50.1 учитываются денежные средства в кассе организации в порядке рассмотренном выше.
На субсчёте 50.2 учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор, эксплутационных участков, билетных и багажных кассах вокзалов, портов, отделов связи и т.п. Он применяется в организациях при необходимости.
На субсчёте 50.3 учитываются находящиеся в кассе организации денежные документы (курортные путёвки, бланки трудовых книжек, авиабилеты, торговые марки, акции, облигации и др. документы).
Для учёта денежных документов открывается отдельная кассовая книга, с выделением на каждый вид документов отдельной страницы. Учёт денежных документов осуществляется на основании накладной, выписываемой кассиром в 2-х экземплярах в момент приёма денежных документов, второй служит основанием для записи прихода в кассовую книгу. Аналитический учёт денежных документов ведётся по номинальной себестоимости. Выдача денежных документов производится на основании требования, выписанного бухгалтером.
3.Учет денежных средств на расчетных и других счетах в банках
Каждое предприятие вправе открыть в любом банке расчётные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчётов, кредитных и кассовых операций.
С расчётного счёта банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчётов, а также выдают денежные средства в кассу для осуществления расчётов с персоналом предприятия по оплате труда и на текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчётные счета или их списание с него банк производит на основании писем распоряжений владельцев расчётного счёта (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платёжных поручений) или с их согласия (оплата платёжных требований в бессрочном порядке по решению арбитража, налоговых и финансовых органов).
В бесспорном порядке со счетов предприятия списывают платежи, не внесённые в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, и т.д.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией банк выдаёт ему выписки из его расчётного счёта с приложением оправдательных документов.
Денежные средства организации, хранящиеся на расчётном счёте, учитывают на активном синтетическом счёте 51 «Расчётный счёт». При зачислении денежных средств на расчётный счёт дебетуют счет 51 «Расчетные счета» и кредитуют счета: 50 – при сдаче выручки, сумм превышающим лимит из кассы; 62 – при поступлении платежей от покупателей и заказчиков; 66,67 – при получении кредитов и т.д.
При перечислении денежных средств с расчётного счёта кредитуют счет 51 «Расчетные счета» и дебетуют счета: 50 – при получении денег в кассу; 60,7 при оплате задолженности поставщикам; 76 – при погашении задолженности кредиторам; 68,69 – при перечислении платежей в бюджетный и фонды социального страхования и обеспечения; 66,67 – при возврате кредитов и ссуд и т.д.
Для учёта безналичных расчётов, кроме расчётного счёта, могут использоваться и прочие счета, открываемые организацией в учреждении банка. Учёт операций по прочим счетам в банке ведут на синтетическом активном счёте 55 «Специальные счета в банках». На данном счёте отражают информацию о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте на аккредитивах, чековых книжках, текущих и особых счетах, а также о движении средств целевого финансирования, в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счёту 55 «Специальные счета в банках могут быть открыты субсчета:
55.1 «Аккредитивы»,
55.2 «Чековые книжки»,
55.3 «Депозитные счета».
На субсчёте 55.1 учитывается движение денежных средств, находящихся на аккредитивах. Поступление денежных средств на счёт аккредитива осуществляется перечислением их с расчётного счёта, валютного счёта или за счёт кредитных ресурсов. При этом используют бухгалтерскую запись: Дт55.1 Кт 51,52,66,67. Средства, зарезервированные на аккредитивах по мере использования списываются на погашение задолженности поставщикам бухгалтерской записью: Дт 60,76 Кт 55.1.
На счёте аккредитива может остаться неиспользованная часть денежных средств, которая подлежит возврату на счета плательщика, с которых они были перечислены. При этом используется бухгалтерская запись Дт51,52,66,67, Кт 55.1. Аналитический учёт на счёте 55.1 ведётся по каждому открытому аккредитиву.
На субсчёте 55.2 учитывают движение денежных средств, находящихся в чековых книжках. При выдаче банком организации чековых книжек уменьшается количество денежных средств на счётах организации в банке на сумму задепонированную в чековой книжке. Выдачу чековых книжек отражают бухгалтерской записью: Дт55.2 Кт51,52,66 и др. Суммы по полученным чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных чеков бухгалтерской записью: Дт 60,76 Кт55.2. Суммы денежных средств по неиспользованным чекам из чековых книжек подлежат зачислению на счета: Дт51,52 Кт55.2. Аналитический учёт ведут по каждой чековой книжке.
На субсчёте 55.3 учитывают движение денежных средств, вложенных организацией в банковские вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражаются по Дт счёта 55.3 и Кт счётов 51,52. При возврате вкладов производится обратная запись. Аналитический учёт ведётся по каждому вкладу.
На прочих субсчетах к счёту 55 могут учитываться денежные средства, поступившие из бюджета на финансирование капитальных вложений, модернизацию производства и другие цели.
Счёт 57 «Переводы в пути» предназначен для учёта денежных средств в отечественной и иностранной валюте, внесённых в кассы банков, сберкассы, кассы почтовых отделений для зачисления на счета организаций, но ещё не зачисленные по назначению.
Основанием для принятия на учёт по счёту 57 является квитанция учреждения банка, почтового отделения копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами банка и др.
По дебету счета 57 «Переводы в пути» отражают сумму денежных средств, находящихся в пути для зачисления на счета в банках, по кредиту их списание по мере зачисления на счета:
- переданы наличные деньги из кассы инкассаторам для зачисления на расчётный счёт Дт57 Кт50;
- зачислены денежные средства на расчётный счёт Дт51 Кт57.