Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга
Лекция 1
(2 часа)
Ключевые слова: регуляция тонуса, регуляция бодрствования, тонус коры,
функциональный блок, флуктуация, ассоциативные поля.
Вопросы для изучения:
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования головного мозга.
2. Блок приема, переработки и хранения информации.
Источники информации:
1.
Логопедия:
учебник
для
студентов
дефектологических
факультетов
педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С.
Волковой. Изд. 5-е, перераб. и доп. Москва: ВЛАДОС, 2008.703 с.: ил.; 22.
2. Комплексное восстановление речи у взрослых пациентов: Альбом логопеда /
В.А.
Тинин.
-
М.:
ИЦ
РИОР:
НИЦ
ИНФРА-М,
2013.
-
111
с
http://znanium.com/bookread.php book=398265
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования головного мозга.
А.Р. Лурия внес исключительный вклад в учение о роли трех функциональных блоков в
речеобразование. В работе «Функциональная организация мозга» (1978) он раскрывает роль
функциональных блоков мозга: I блока как блока регуляции тонуса и бодрствования; II блока
как блока приема, переработки и хранения информации, III блока как блока планирования,
программирования и контроля психической деятельности.
1-й функциональный блок — блок регуляции тонуса и бодрствования. Блок
регуляции тонуса и бодрствования (подкорковые отделы, ретикулярная формация, таламус,
гипоталамус) обеспечивает максимальный тонус коры, необходимый для осуществления
ее организованной целенаправленной деятельности. И.П. Павлову принадлежит не только
заслуга описания роли этого блока. Он показал, что процессы возбуждения, протекающие в
бодрствующей коре (ГМ), подчиняются «закону силы», согласно которому каждое сильное
раздражение вызывает сильную, а каждое слабое — слабую реакцию. В тормозных, или
«фазовых», состояниях действие «закона силы» нарушается, вследствие чего слабые
раздражители либо уравниваются с сильными по интенсивности, либо превосходят их, либо
вообще перестают вызывать какие бы то ни было ответы. В случае снижения тонуса коры
(ГМ) даже при обычных соматических заболеваниях нарушается нормальное соотношение
возбудительных и тормозных процессов, необходимых для нормального протекания
психической деятельности.
Планы, прогнозирование, перспективы, программы деятельности человека, направленные
на достижение определенной цели и осуществляемые при участии речи, требуют значительной затраты энергии, что обеспечивается лишь при наличии высокого уровня активности
подкорковых образований. Иными словами, это энергетический блок, при поражении
различных
отделов
которого
развиваются
адинамия,
апатия,
безразличие, флуктуация психологических функций, возникающая в результате снижения
активации тех или иных отделов коры головного мозга. Так, в течение одного дня, а нередко и
одного обследования речевых функций больной то выполняет инструкции, то не выполняет
их, временами испытывает трудности в письме, чтении и счете при общей сохранности этих
функций, создавая картину псевдоафазии. Мощные восходящие и нисходящие нейронные
связи, существующие между подкорковыми «узлами» и корой головного мозга, активизируют
последние (рис. 10, 13, 14).
Функции I функционального блока весьма разнообразны, что объясняется сложностью его
строения. Передний мозг включает кору больших полушарий, миндалину, гиппокамп,
базальные ганглии и перегородку, образующую стенку между двумя желудочками. К
базальным ганглиям относят полосатое тело (стриатум), которое соединено с двигательной и
сенсорной корой, таламусом, черной субстанцией, получающими информацию о состоянии
активности всех областей коры. Неспецифические ядра таламуса обеспечивают фазические и
локальные формы активности, базисные механизмы ориентировочных реакций, внимания,
памяти.
Специфические ядра таламуса (наружные и внутренние коленчатые тела, группа
вентикулярных ядер) рассматриваются как имеющие отношение к моторным и сенсорным
функциям. Они имеют отчетливые проекции в определенных зонах коры головного мозга.
К ассоциативным ядрам таламуса относятся подушечка, дорзально-медиальная, задняя
дорзальная и задняя группа ядер. Они имеют широкие связи с ассоциативными полями коры
головного мозга.
I функциональный блок головного мозга работает в теснейшей связи с высшими отделами
коры, в частности с лобными долями III функционального блока и третичными полями II
функционального блока.
Исследования СБ. Дзугаевой и А.Р. Лурия подчеркивают постоянное взаимодействие
между гиппокампом и теми неокортикальными зонами того же полушария, которые ответственны за кодирование, декодирование, хранение и «извлечение» информации различной
модальности. Анатомические, нейрохирургические и нейропсихологические исследования
показывают и подтверждают наличие многочисленных афферентных и эфферентных связей,
соединяющих I, II и III функциональные блоки головного мозга.
В последние годы все чаще появляются публикации с описанием речевых нарушений,
похожих на афазические, возникающих при поражении этих отделов. Характер этих нарушений проявляется в их флуктуативности, то есть как бы мерца-тельности, поскольку та или
иная функция речи оказывается то нарушенной, то сохранной, больной то понимает, то не понимает речь (в течение дня или ряда дней), пишет то с ошибками, то без них. Как правило, при
этом всегда отмечается так называемая премоторная, или динамическая, апраксия (трудности
в переключении с одного вида движения или деятельности на другой, нарушение программы
движений), амнести-ко-мнестические и амнестико-семантические трудности.
2. Блок приема, переработки и хранения информации.
Если
первый
блок
регуляции
тонуса
и
бодрствования
построен
по
типу
«неспецифической» нервной системы и не имеет прямого отношения ни к приему и
переработке информации, ни к выработке намерений, планов и программ поведения, то
второй функциональный блок выполняет основную функцию приема, переработки и хранения
информации. Этот «репродуктивный» афферентный блок расположен в средних отделах коры
головного мозга и включает в свой состав «аппараты» зрительной (затылочной) доли, слуховой (височной) доли и кинестетической (теменной) доли. Указанные отделы принимают
раздражения, поступающие от периферических рецепторов, и анализируют огромное число
составляющих их элементов, комбинируя их в функциональных системах.
Основу анализаторных систем образуют первичные (ядерные), или проекционные, зоны
коры головного мозга, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за
свою либо зрительную, либо кинестетическую, либо слуховую модальность, или функцию.
Первичные, или проекционные, отделы непосредственно связаны с органами чувств и в
речевой деятельности взрослого человека почти не принимают участия. Однако они окружены
«аппаратами» вторичных, или гностических, зон коры, которые отличаются меньшей модальной специфичностью, так как выполняют более сложные функции, позволяющие
комбинировать поступающие возбуждения в различные функциональные узоры, осуществляя
тем самым первичную синтетическую функцию (например, акустически анализируют
дифференциальные признаки фонем или отбирают необходимые движения органов
артикуляционного аппарата для производства артикулем, входящих в то или иное слово).
Первичные проекционные зоны слуховой коры располагаются во внутренних и наружных
отделах височных поперечных извилин, вторичные — во внешних отделах височной области
(поля 21 и 22, по Бродману). Первичные кинестетические проекционные зоны находятся в
постцентральных отделах, в непосредственной близости с центральной бороздой (поля 3, 1 и
2, по Бродману). Они отличаются четкой соматотопической проекцией отдельных частей тела
(в верхних отделах этой зоны представлены ощущения от нижних конечностей, в средних —
верхних конечностей, в нижних — ощущения от лица, губ, языка, гортани и отчасти
внутренних органов). Над первичными зонами общечувствительной (теменной) коры
надстраиваются ее вторичные зоны (поля 5, 7 и 40, по Бродману). При их раздражении
возникают комплексные формы кожной и кинестетической чувствительности (рис. 9).
Вторичные гностические зоны по мере отдаления от первичных постепенно утрачивают
свою специфичность, и если первоначально они анализируют или синтезируют акустические и
кинестетические дифференциальные признаки фонем и артикулем, то постепенно берут на
себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплеков,
которые входят в слог и слово. В этих же отделах осуществляется запоминание множества
специфических для каждого языка слогов и комплексов звукосочетаний, которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, хранят информацию о звуковом составе слова.
При поражении этих зон возникают варианты сенсорной, акустико-гностической и афферентной кинестетической моторной афазии.
Познавательная деятельность опирается не на одну, а на несколько модальностей.
Сложную системную работу целой группы анализаторов выполняют третичные зоны или поля
второго функционального блока. Они расположены на границе как затылочной, височной и
заднетеменной коры, так и нижнетеменных и задневисочных отделов. Их основная часть (поле
39) — нижнетеменная область — занимает почти четвертую часть всего блока приема,
переработки и хранения информации. Эти третичные зоны задних отделов реагируют на обобщенные признаки слова, признаки того или иного предмета, движения, передаваемые словом.
Такая работа третичных зон задних отделов коры необходима для построения уровня символических процессов — для операций значениями слов, ассоциативной памятью на слова
разных групп, сложными логическими и грамматическими структурами, для счета, для хранения их в памяти и т.п.
Вопросы по теме:
1. Что означает термин «блок мозга»?
2. Что означает термин «энергетический» по отношению к первому блоку?
3. Охарактеризуйте энергетический блок мозга.
4. Охарактеризуйте блок приема и переработки информации.