Трудовой коллектив и структура персонала
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
коллектив
Трудовой коллектив и структура персонала
Трудовой коллектив – тип социальной группы
Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, её самосознание, принятые ею ценностные нормы, система представлений о мире формируется в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируется на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является суммой вошедших в неё людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам её членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.
Композиция группы, или её состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа как целого. Например, численность группы, её возрастной и половой состав.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.
Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, прежде всего, её статусом и выполняемыми ролями.
Статус (или позиция) – это сумма, или совокупность задаваемых человеку психологических характеристик, определяющих его место в группе, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.
По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее – наказывается группой. То есть система ожидания строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности.
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
1 диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;
2 ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только лично значимыми целями;
3 корпорация – взаимоотношения опосредуются лично значимыми, но асоциальными по своим установкам содержанием групповой деятельности;
4 коллектив – взаимодействия детерминируются личностно значимыми, общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчёт).
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности.
Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определённых предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:
свобода и открытость информационного обмена;
взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствуют: наличие нейтральных лиц, облегчающее взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого, личностные особенности участников взаимодействия.
Рабочая группа (коллектив) в своём внешнем выражении – это социальная группа, общность людей, объединённых совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие её членов, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.
Коллективы различают по:
формам собственности (государственные, смешанные, частные);
характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские);
формам связи (контактные, неконтактные);
значимости (первичные, вторичные);
времени действия (постоянные, временные);
степени формализованности (жёсткая и гибкая организация).
Психология рабочей группы – это совокупность определённых социально-психологических явлений, возникающих в процессе её формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов удовлетворения потребностей его членов.
Структура коллектива.
Формальная – связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями;
Неформальная – складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива, определяется объективными факторами (характер и график работы, возможность контактов между членами группы, состав группы) и субъективными факторами (зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников).
В рамках анализа содержания отношений между членами рабочей группы выделяют следующие сферы отношений.
Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач:
субординационные отношения между руководителями и подчинёнными;
отношения, связанные с координацией совместной деятельности;
отношения в системе информационных коммуникаций.
Ценностно-мировоззренческая сфера включает:
взаимоотношения между личными и корпоративными ценностями;
нравственные установки, преобладающие в конкретной социальной группе.
Их соотношение может варьироваться от полной поддержки до глубоко несогласия и конфронтации.
Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетворённости своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.
Психологические механизмы регуляции коллективной деятельности.
Адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы.
Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы.
Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения (в основе лежат подражание, сличение, увлечение).
Интеграция приводит к превращению коллектива в сплочённый, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.
Качественный состав персонала.
Научные исследования и обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том, что наиболее продуктивными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола и темперамента. Молодые работники лучше воспринимают новое, более энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам. Пожилые, напротив, обладают жизненным опытом, не склонны к авантюрам, способны принимать более взвешенные решения, как правило, избегают конфликтных ситуаций.
Совместная работа лиц разного пола повышает самодисциплину, актуализирует безукоризненное выполнение правил этикета.
Не менее важно иметь в группе индивидов с разным темпераментом, поскольку каждый из них, имеет свои достоинства и недостатки