Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
7. Требования стандарта ISO-9001 к процессам высшего
руководства
Из предыдущих лекций мы выяснили суть общего содержания СМК и
структуру процессов этой системы. Эту структуру очень наглядно отражает
«процессная модель» системы менеджмента качества (см. соответствующий
рисунок в лекции 5).
Далее для нас будет представлять особый интерес то, каковы
требования к отдельным элементам этой процессной структуры, т.е. - к тому,
как должны функционировать «процессы высшего руководства», «процессы
управления ресурсами», «процессы жизненного цикла продукции» и
«процессы мониторинга, анализа и улучшения».
Начнем с процессов высшего руководства или, ориентируясь на
терминологию стандарта, рассмотрим «ответственность руководства».
Прежде всего, следует отметить, что требования стандарта к процессам
высшего руководства опираются на один из восьми базовых принципов СМК
– на принцип «лидерство руководителя в системе». Исходя из этого
принципа именно высшее руководство ответственно за принятие
стратегического решения о создании СМК в организации и за успешную
реализацию этого решения, а в дальнейшем –.за поддержание СМК в
состоянии результативности и постоянного улучшения.
Если сформулировать в самом общем виде, то высшее руководство
должно обеспечить, чтобы СМК работала на определение и выполнение
требований потребителей, поскольку именно в этом и состоит обеспечение
качества по определению. Разумеется, это требование представляет собой
общую формулировку обязанностей высшего руководства организации. Эти
обязанности необходимо развернуть, разбить на более частные задачи
руководства.
Во-первых, именно высшее руководство должно обеспечить разработку
и принятие «Политики и целей в области качества». Причем эта политика
должна соответствовать следующим требованиям:
соответствовать целям и миссии организации в целом;
содержать обязательство соответствовать требованиям и
постоянно повышать результативность СМК;
создавать основы для постановки и анализа целей в области
качества;
быть понятной персоналу организации;
содержать основания для постоянной актуализации политики.
Перечисление целей организации в области качества обязательно
должно содержать те цели, которые необходимы для выполнения требований
к продукции. Эти цели должны быть установлены в соответствующих
подразделениях и на соответствующих уровнях управления в организации.
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Разумеется, цели в области качеств должны вытекать из политики в области
качества. И, что крайне важно –
– цели в области качества должны быть измеримыми!
Здесь уместно подчеркнуть аналогию с требованиями к выбору
«показателей качества», применительно к которым также утверждалось
обязательное условие измеримости. Такая аналогия вполне закономерна, т.к.
если нет количественной оценки, то нет и возможности сделать вывод о
соответствии характеристик требованиям (о достижении качества), нет
возможности сделать вывод о достижении соответствующей цели в области
качества.
Во-вторых высшее руководство должно обеспечивать создание,
функционирование
и развитие СМК посредством применения двух
важнейших своих инструментов:
распределение ответственности и полномочий персонала в
структуре СМК
проведение периодического анализа СМК со стороны высшего
руководства
Первый инструмент проявляется в том, что Высшее руководство
определяет и доводит до сведения персонала организации свои указания по
ответственности и полномочиям работников в процессах структуры СМК.
Одновременно из состава руководства организации должен быть
назначен полномочный представитель директора в СМК. Этот
представитель (зам. директора по качеству), независимо от других
обязанностей, должен нести ответственность и иметь полномочия, при
решении следующих задач:
обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем
состоянии процессов, требуемых СМК;
поддержание связи с внешними сторонами по вопросам,
касающимся системы менеджмента качества;
представление
отчетов
высшему
руководству
о
функционировании СМК и необходимости улучшений;
распространение понимания требований потребителей по всей
организации.
Обратим внимание на последнюю из задач в приведенном списке.
Подчеркнем, что от руководства в целом требуется обеспечить разработку и
реализацию в организации процессов обмена информацией по вопросам
СМК, и, прежде всего – по результативности СМК (по степени достижения
целей в области качества). Обеспечение такой информацией может помочь в
улучшении деятельности организации и непосредственно вовлекает ее
работников в достижение целей в области качества. Руководство должно
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
активно поощрять сбор мнений от работников организации как средство их
вовлечения в процессы управления качеством.
И наконец, для успешного развития СМК, высшее руководство
организации должно проводить анализ СМК через запланированные
интервалы времени. Целью этого анализа, проводимого руководством,
является обеспечение стабильной адекватности СМК и ее результативности.
Анализ со стороны должен включать оценку возможностей улучшения и
потребности в изменениях СМК организации, в том числе в политике и целях
в области качества.
Обязательным
требованием
стандарта
является
наличие
соответствующих документов типа «записи» по результатам анализа со
стороны руководства.
Если рассматривать анализ со стороны руководства как процесс, то
входные данные этого процесса должны включать следующую информацию:
результаты внутренних проверок (аудитов) СМК;
отзывы и другое содержание обратной связи с потребителем;
информацию о функционировании процессов и о степени
соответствия продукции;
информацию
о
результатах
корректирующих
и
предупреждающих действий, предпринятых в системе;
информацию о результатах действий, предпринятых по итогам
предыдущего анализа со стороны руководства;
информацию об изменениях внешней и внутренней среды
предприятия, которые могли бы повлиять на систему
менеджмента качества;
рекомендации по улучшению СМК от руководителей процессов
системы.
Выходные данные процесса анализа со стороны руководства должны
включать все решения и действия, относящиеся к:
повышению результативности системы менеджмента качества и
ее процессов;
улучшению продукции согласно требованиям потребителей;
обеспечению потребности в ресурсах.
Таким образом, и это важно подчеркнуть - результаты анализа со
стороны высшего руководства должны предоставляют данные, которые
используются при планировании улучшений в деятельности предприятия.
В заключении уместно обратить внимание на трактовку стандартом
ISO-9000 ряда терминов, примененных в данной лекции.
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Под термином ИНФОРМАЦИЯ понимаются значимые данные.
Термин КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ означает действия,
предпринятые для устранения причин обнаруженных несоответствий.
Термин ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ означает действия,
предпринятые для устранения причин предполагаемых несоответствий.