Требования, предъявляемые ФГОС к рабочим программам
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 13
Требования, предъявляемые ФГОС к рабочим программам
Рабочая программа — управленческий документ, который на основе
Примерной ООП разрабатывает каждый педагог, ориентируясь на
потребности конкретного класса и школьную ресурсную базу. Это главный
для каждого педагога документ, который определяет принципы организации
работы учителя по предмету в выбранном классе. Формируется для учебной
дисциплины или курса внеурочной деятельности. Требования к рабочим
программам по ФГОС для основного общего образования касаются:
вариативной и обязательной составляющих курса;
содержания предметной области;
последовательности изучения материала и выбора тем;
количества часов, отведенных на изучение программного материала;
выбранных организационных форм обучения.
Требования к рабочим программам по ФГОС В школьном учебном
плане содержится обязательная и факультативная часть, которую выбирает
ученическая и родительская общественность. К перечню обязательных
учебных дисциплин относят предметы, установленные Минпросвещения, а
факультативные, призванные индивидуализировать учебный процесс,
распределяются в процентном соотношении к обязательной: в начальной
школе выделяется 20% учебного времени, в среднем звене — 30% и в
старшей школе — 40%. Согласно положениям ФГОС и п.9 ст. 2 ФЗ №273
«Об образовании в Российской Федерации», все организации, которые
реализуют образовательную деятельность, должны разрабатывать рабочие
программы, опираясь на положения Стандарта и действующие ПООП.
Последние носят рекомендательный характер, однако содержат критерии
оценивания усвоения программного минимума и обязательную часть
содержания учебной дисциплины. Основные требования к рабочим
программам учебных предметов по ФГОС подразумевают, что составленный
документ обеспечит достижение запланированных ООП результатов.
Положения основных образовательных программ конкретизируются в
рабочих программах по отдельным дисциплинам. Следовательно, она:
является локализованной под потребности и возможности конкретного
класса и служит для реализации индивидуальной педагогической модели с
учетом образовательных потребностей учеников и условий, созданных в
школе.
Это рабочий инструмент педагога, в котором он указывает наиболее
эффективные и инновационные методы и формы работы, организационнопедагогические условия, алгоритмы организации учебного процесса,
направленные на достижение поставленных целей и получение результата.
1
Рабочая программа регламентирует содержание образовательного
процесса, количество часов на освоение каждой дисциплины, очередность и
объем изучаемых тематик и общее число проверочных работ. Рабочие
программы учебных дисциплин составляются учителями-предметниками,
программы внеурочной деятельности — классными руководителями. В
соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС
НОО, документ состоит из трех частей:
1.
Содержание образовательного курса, учебного предмета, модуля
(дисциплины).
2.
Планируемые результаты обучения.
3.
Тематическое планирование с распределением по часам,
четвертям или семестрам.
Основным действующим лицом в процессе разработки образовательной
программы является именно учитель, а не ученый, методист или завуч.
Написание рабочей программы входит в компетенцию учителя-предметника,
который должен задействовать в ней передовые образовательные технологии
и методики, включая информационно-коммуникативные и дистанционные,
чтобы организовать работу в рамках календарного плана школы на текущий
учебный год. Учитель обязан проверять степень освоения материала рабочих
программ посредством текущего и промежуточного контроля, составлять
соответствующую отчетность, а за невыполнение или выполнение не в
полном объеме содержания рабочей программы согласно графику учебного
процесса он несет ответственность. Однако особое значение приобретает
методическое сопровождение процесса разработки. Формы организации
методического сопровождения могут быть разными, главное, чтобы их выбор
был ориентирован на запрос самих педагогов. Возможно:
групповое или индивидуальное консультирование, тьюторское
сопровождение (непосредственное и дистанционное);
создание сетевых объединений педагогов (в том числе,
саморегулируемых); обучающие и проектировочные семинары;
методические объединения разного уровня.
Создаваемые механизмы и формы методического сопровождения
должны быть направлены на достижение согласованности целей
(планируемых результатов) рабочих программ по учебным дисциплинам и
школьной ООП, реализацию новых требований к рабочим программам по
ФГОС. Для составления рабочей программы по предмету недостаточно
самостоятельной проектной деятельности учителя: необходима совместная
проектная работа коллег-предметников, обеспечивающая единство подходов
в планировании и достижении всех видов результатов образовательной
2
деятельности согласно ФГОС (предметных, метапредметных и личностных),
поскольку результаты, предусмотренные ФГОС, формируются в течение
нескольких учебных лет. А в случае с метапредметными и личностными
результатами, на это требуются усилия педагогов, ведущих разные
предметные дисциплины. Таким образом, создавая рабочую программу по
конкретному
предмету,
педагогам-предметникам
образовательного
учреждения необходимо, как минимум, сформировать единое представление
о результатах, которые будут достигнуты в процессе ее реализации. Более
развернутый вариант согласования, подразумевает этапность процесса
обучения с точным обозначением планируемых промежуточных результатов
по окончании каждого года. Это позволит при передаче класса учащихся от
одного педагога к другому соблюсти преемственность в образовательной
траектории и основные требования к рабочим программам по предметам с
введением ФГОС. Наиболее удачной формой взаимодействия педагоговпредметников, осуществляющих задачу согласования, могла бы стать
предметная команда учителей.
Подобные
объединения
учителей
работают
в
некоторых
образовательных учреждениях, где зачастую они носят сетевой характер и не
подразумевают в качестве цели разработку рабочей программы по предмету.
В образовательном учреждении педагоги, преподающие один предмет, на
этапе разработки рабочей программы по предмету, объединяются в команду,
деятельность которой утверждают локальным актом (Положением о
предметных командах учителей). В связи с этим возможны как минимум два
варианта цикла деятельности предметных команд.
1.
Первый из них предусматривает реализацию только основной
цели создания команды – разработку сквозной рабочей программы по
предмету, системно описывающей достижение предметных, метапредметных
и личностных результатов, предусмотренных ФГОС, и соответствующих
конкретному предметному содержанию. И этот вариант осуществляется в
виде краткосрочного проекта.
2.
Второй вариант существования такой команды, кроме реализации
указанной
выше
цели,
может
подразумевать
сопровождение
образовательного процесса по предмету, направленное на отработку
дидактических механизмов (средства обучения, требующие определенного
способа применения) достижения образовательных результатов. Помимо
этого, предметная команда учителей может осуществлять помощь учителям,
3
впервые начинающим деятельность в данном образовательном учреждении
по уже разработанной ранее данной командой программе.
Такая форма взаимодействия учителей, как и любая другая команда,
предполагает внутреннее разделение функций, связанных с решением
конкретных задач и получением конкретного продукта. В первом
рассмотренном нами варианте единственным таким продуктом является сама
рабочая программа по предмету, разработанная в соответствии с новыми
требованиями к рабочим программам по ФГОС. Второй вариант
предполагает целый комплекс продуктов деятельности команды. Кроме
программы к ним будут относиться: дидактические и методические
материалы,
в
том
числе
контрольно-измерительные.
Благодаря
осуществлению предметной командой учителей функций проектирования
рабочей программы, рефлексии ее реализации и коррекции, деятельность
такой команды приобретает управленческий характер. Это проявляется в
том, что объектом внимания помимо программы становится и собственно
образовательная деятельность по предмету. В результате дополнительным
эффектом становится возникновение целостной системы преподавания
предмета, управляемой самими учителями, и как следствие — развитие их
профессиональной компетентности. Деятельность данной системы будет
гармонично вписана в образовательный процесс всего учреждения, так как
рабочая программа по предмету изначально ориентирована на достижение
результатов, обозначенных в целевом разделе основной образовательной
программы образовательного учреждения.
Программный текст для школьных предметов или внеурочных курсов
могут
составляться
учителями-предметниками,
классруками
или
творческими группами педагогов, объединяющихся для работы над
документом. Документ составляют, придерживаясь норм ФГОС, перечней
рекомендованных учебно-методических пособий, ООП и результатов ее
освоения, преподавательской концепции для выбранного учебного предмета,
школьного учебного плана и Примерной ООП, изданной Минпросвещения
РФ. Его пишут для каждого класса в отдельности или единый для целой
параллели.
Педагоги самостоятельно решают, использовать им примерную,
авторскую программу или разрабатывать собственную. Следуя требованиям
к новым рабочим программам по ФГОС, учителя вправе:
4
использовать для работы наиболее подходящую авторскую программу,
адаптировав ее для отдельного класса и школы;
разработать собственную программу, опираясь на нормативные
требования к документам и Стандарт;
опираясь на положения Примерной ООП и требования ФГОС,
адаптировать документ для выбранного класса.
Согласно тексту письма Минобрнауки №08-1786 2015 года, канва
рабочей программы предельно упрощена и сведена к трем разделам,
пояснительной
записке
и
дополнениям.
Структура
документа,
разработанного в соответствии с требованиями к рабочим программам
учебных предметов по ФГОС:
1.
Пояснительная
записка,
конкретизирующая
ценностные
ориентиры изучения предмета, характеризующая его и место в школьном
учебном плане.
2.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
3.
Содержание учебной дисциплины (курса).
4.
Тематическое планирование, учитывающее основные виды
деятельности школьников и уточнения рекомендательного характера.
Структура рабочей программы
Пояснительная
записка
В требованиях к рабочим программам по ФГОС ОО не указана
необходимость в наличии пояснительной записки, потому этот
элемент структуры является факультативным. Достаточно
разместить аннотации к программам на официальном сайте
школы. Составлением аннотации занимается заместитель
директора по УВР, а пояснительной записки — автор
программного текста.
Этот раздел открывает текст программы, а потому должен быть
лаконичным, но содержательным. В пояснительной записке
указывают специфику реализации учебного процесса в школе,
место учебного курса в школьном образовательном процессе, цели
и задачи курса в контексте определенного уровня образования (а
не конкретного класса), ценностные ориентиры, желаемые
результаты освоения. Автору следует:
перечислить нормативные обоснования документа;
сформулировать цели и задачи для уровня образование, а
затем сделать уточнения для выбранного класса;
указать период, на который рассчитана программа,
конкретизировать количество учебных часов по годам,
необходимое для освоения материала;
указать используемые формы контроля и образовательные
технологии, учебно-методические пособия и электронные
5
ресурсы по годам обучения.
Планируемые
результаты освоения
учебного предмета
(курса)
В этом разделе перечисляют желаемые результаты освоения
программной части, уточняются подходы к оцениванию степени
освоения материала. Для указания результатов используют
формулировки:
«Выпускник научится» — предметные результаты на
базовом уровне освоения программного минимума по
предмету при изучении учебника из федерального
перечня;
«Выпускник получит возможность научиться» —
достижение метапредметных и личностных аспектов.
Все результаты систематизируются по годам обучения и классам,
вычленяя их из школьной и Примерной ООП. Результаты должны
отражать базовый и продвинутый уровень освоения материала в
отдельных предметных областях.
Помимо этого указывают оценочный инструментарий,
используемый для анализа степени освоения материала. Это могут
быть тестовые задания, диктанты, контрольные работы,
изложения или упражнения, которые оформляются в приложениях
к документу.
Содержание
учебного предмета
(курса)
Обязательной частью рабочей программы является содержание
учебной дисциплины, которое должно соответствовать
выбранным автором учебникам, образовательной стратегии и
уровню общего образования.
Согласно новым требованиям к рабочим программам по
ФГОС, в разделе:
перечисляют темы (тематические блоки) по годам обучения
или уровням образования с указанием часов;
поясняют взаимосвязь выбранных для изучения тем и их
значение для достижения запланированных результатов.
Содержательная часть рабочей программы должна
соответствовать положениям предметных областей по ФГОС. При
этом учебный предмет определяет школа (это может быть предмет
обязательной или вариативной части учебного плана или курс
внеурочной деятельности), а его содержание — формирует
учитель.
Учитывая объем предметной части, необходимо охарактеризовать
темы и последовательность их изучения, образовательный
минимум основных содержательных линий (уровень обязательной
и углубленной подготовки), систему оценки результатов,
варианты контрольных работ. Все или наиболее значимые темы
отмечают, характеризуя личностные, предметные и
метапредметные результаты. Обязательно указываются нормы и
дидактические критерии оценивания устных ответов и
письменных работ с учетом всех возможных ошибок (грубых и
негрубых) и недочетов.
Работая над текстом раздела, каждую его часть проверяют на
соответствие требованиям Стандарта. По усмотрению автора
документ может содержать дополнительную информацию
6
необходимую для удобства работы.
Календарнотематическое
планирование
В этом разделе документа указывают:
количество учебных часов, отведенное на изучение
тематического блока или курса;
виды деятельности, которые необходимы для реализации
образовательного процесса на уроке.
Календарно-тематическое планирование позволяет
систематизировать и схематично распределить программный
материал. В течение года план может быть скорректирован с
учетом реально пройденного материала и достигнутых учащимися
результатов.
Если локальным актом предусмотрен иной порядок оформления
тематического планирования, следует придерживаться его.
Дополнения
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей
программы объединяет натуральный фонд, демонстрационные
пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебнолабораторное и практическое оборудование, натуральные
объекты, музыкальные инструменты, средства ИКТ, экраннозвуковые пособия, учебно-методические и электронные ресурсы,
которые перечисляются с указанием №, года изготовления и
изготовителя.
Рабочая программа, которая соответствует ФГОС и демонстрирует свою
эффективность, обеспечивая достижение поставленных целей, может быть
одобрена администрацией и педсоветом для использования в следующем
учебном году, что позволяет педагогам выстраивать собственную
образовательную стратегию, учитывая особенности школы и ее контингента.
Чаще всего подобный концепт реализуют в гимназиях и лицеях, где
учащиеся обучаются по авторским учебным курсам, обеспечивающим
профильное индивидуализированное обучение.
Положение о рабочей программе регламентирует порядок разработки и
утверждения рабочих программ в школе. В документе отражают сроки
выполнения функциональных обязанностей учителей по разработке
программы, подходы к содержанию и структуре документа, срокам действия
рабочей программы. Алгоритм разработки рабочей программы включает
несколько последовательных шагов:
1.
Изучение нормативно-методической базы. Для составления
документа согласно требованиям к рабочим программам по ФГОС
необходимо ознакомиться с текстом Примерной ООП, требованиями
Стандарта и различными авторскими программами и курсами. На основании
7
этих материалов педагог принимает решение, использовать существующие
программные разработки или создавать собственную.
2.
Подбор учебно-методических материалов. Среди Федерального
перечня учебников, утвержденных Минпросвещения педагогу следует
выбрать наиболее эффективные. Важно отслеживать актуальные изменения
перечня, из которого могут исключаться некоторые пособия или
предлагаться альтернативные им.
3.
Целеполагание. Анализируя материально-техническое и учебнометодическое обеспечение учебного процесса, возрастные, физиологические
и академические особенности детей выбранного класса, учителю следует
сравнить цели, поставленные в Примерной ООП, авторской и собственной
программе.
4.
Планирование
результатов.
Запланированные
учителем
метапредметные, предметные и личностные результаты должны поддаваться
оценке и измерению, выражаться в конкретных учебных действиях и
навыках. Планируя работу, следует опираться на положения Стандарта и
ПООП. Результаты следует оформлять как для каждого модуля (курса), так и
для освоения учебной дисциплины в целом.
5.
Оформление содержания. Необходимо провести сопоставление
содержания предметной области и рабочей программы, указав перечень
разделов и тем, объем учебных часов, необходимый для их освоения, дать
подробную характеристику содержанию учебного материала каждой темы
(раздела). Желательно отразить формы деятельности, используемые для
формирования и закрепления основных ученических компетенций.
6.
Календарно-тематическое планирование. Оформляется по темам
и модулям, регламентируя количество часов, отведенное для изучения
каждого из них в конкретном классе. Учебный материал структурируют, в
качестве дополнения могут быть указаны методы оценки и контроля.
Несмотря на то, что, согласно положениям ФГОС, оценочные материалы не
входят в структуру рабочих программ, стоит учесть положения
действующего
законодательства
и
методические
рекомендации
Минпросвещения, чтобы указать их. Если в авторской или примерной
программе, которая была взята за основу нет распределения учебных часов
по темам, педагогу стоит самостоятельно осуществить планирование,
принимая во внимание индивидуальные особенности детей и
задействованные учебно-методические комплексы.
7.
Экспертиза и утверждение рабочей программы. На заседании
методического объединения и педагогического совета текст рабочей
программы анализируют. Члены методического объединения оценивают
8
рабочую программу и вносят данные в протокол заседания МО. Затем
документ проходит согласование у заместителя директора по УВР, который
вправе провести экспертизу документа на соответствие требованиям ФГОС,
в том числе с привлечением сторонних экспертов. После завершения
оценочных процедур на титульном листе программы ставят гриф
«Согласовано», дату и подпись. Если у завуча есть замечания, текст
отправляют на доработку, указывая сроки выполнения и необходимые
коррективы. После одобрения текста директор школы утверждает документ
приказом по основной деятельности. Рабочие программы должны быть
утверждены не позднее 10 сентября текущего учебного года.
Согласно основным требованиям к рабочим программам по ФГОС,
программные документы разрабатываются сроком на год или более, если
такой период необходим для освоения курса или дисциплины внеурочной
деятельности. Учителям-предметникам, работающим в одной параллели, что
избежать разночтений в преподавании учебной дисциплины, следует
использовать общие подходы к оформлению и содержанию рабочих
программ, чтобы в дальнейшем использовать ее для календарнотематического планирования учебного предмета на год. Она может
составляться в индивидуальном порядке каждым педагогом или рабочей
группой одна на параллель.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65618-trebovaniya-k-rabochimprogrammam-po-fgos-v-2019-g
9