Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕКТИВА НХТ
Огромное значение в формировании профессиональной готовности руководителя коллектива народного художественного творчества к педагогическому общению имеет осознание роли профессионально важных качеств специалиста и успешное развитие педагогических способностей личности.
Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которыми обладает человек, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Б.М. Теплов утверждает, что «под способностями разумеются индивидуально-личностные особенности, отличающие одного человека от другого…», но «способностями называют не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…»
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие педагогические способности:
- коммуникативные (способность к общению, сотрудничеству, кооперации);
- дидактические (способность объяснять, передавать знания, обучать);
- организаторские (способность включать детей в различные виды деятельности, объединять их и направлять их интересы на реализацию поставленных целей);
- конструктивные (способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов);
- гностические (способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания);
- прогностические (способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми в педагогической деятельности);
- перцептивные (способность проникать во внутренний мир человека, понимать его состояние, способность к эмпатии);
- экспрессивные (способность к эмоциональной заразительности, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой, взглядом).
Педагоги-ученые Полтавского педагогического института считают, что интегральную способность можно рассматривать как способность личности устанавливать диалогические отношения с другими, с самим собой, с миром знания. Уровень диалогичности общения коррелирует с рядом личностных качеств педагога – открытостью, мягкостью, гибкостью, самобытностью мировоззрения. Эти качества оказывают оптимизирующее влияние на процесс профессиональной подготовки будущих руководителей коллективов народного художественного творчества.
В ряде требований, предъявляемых руководителю коллектива народного художественного творчества, необходимо выделить профессионально важные качества педагога, которые помогают организовывать педагогически целесообразное взаимодействие с детьми в коллективах народного художественного творчества:
1. Креативность – творческое мышление, неординарность, эвристичность, «творческость».
2. Флексибильность – гибкость по отношению к изложению материала, к форме общения с участниками коллектива.
3. Когнитивность – познавательность.
4. Универсальность.
5. Толерантность – терпимость по отношению к национальности, к вероисповеданию, к образу жизни и т.п.
6. Аттракция – социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности.
7. Эмпатия – сопереживание, сочувствие, эмоциональная чуткость.
8. Эмоциональная уравновешенность.
9. Эрудиция – информированность, начитанность, широкий круг интересов.
10. Экспрессия – владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами.
11. Коммуникабельность – открытость, общительность.
12. Любовь к детям – терпимость, уважительность, такт, доброта.
13. Идейная убежденность – социально-нравственная направленность, политическая грамотность, понимание своей социальной роли.
14. Педагогическая справедливость. «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка». (Макаренко А.С.).
далее к требованиям можно отнести комплекс базовых умений, которые обеспечивают руководителю коллектива народного художественного творчества возможность выполнять с систему действий в соответствии с целями и условиями деятельности.
Проектировочные умения: проектировать, планировать любой вид работы, определять стратегические и тактические задачи коллектива творческого объединения; разрабатывать близкие и дальние цели воспитания.
Адаптационные умения: применять свой план в конкретных педагогических условиях.
Организационные умения: организовать любой вид работы, объединять детей, делегировать их полномочия, развивать межличностные отношения в коллективе, повышать собственную педагогическую квалификацию.
Мотивационные умения: мотивировать детей к деятельности; создавать ситуацию добывания успеха, создавать благоприятный эмоциональный климат в коллективе, обеспечивающий развитие творческого потенциала, активность и самостоятельность детей.
Коммуникативные умения: устанавливать контакты с детьми, родителями, коллегами; сотрудничать, взаимодействовать, организовать общение в коллективе между детьми.
Умения контроля и самоконтроля: контролировать учебную деятельность детей и собственную педагогическую, осуществлять педагогическое предвидение, самосовершенствоваться.
Творческие умения: петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, танцевать, неординарно решать педагогические задачи
Именно эти требования в совокупности и составляют основу профессионализма руководителя коллектива народного художественного творчества.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что входит в понятие «требования» к личностным и профессиональным характеристикам руководителя творческого коллектива?
2. Составьте опросник для руководителей творческих коллективов с целью определения их личностных качеств и профессиональных умений.
Список рекомендуемой литературы
1. Введение в педагогическую профессию [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / И. Н. Тимченко. - Новосибирск : [б. и.], 1997.
2. Савкова О.В. Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми в учреждениях дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Новосибирск, 2002 170 c. РГБ ОД, 61:02-13/2028-Х.