Торговая политика и ее инструменты
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Торговая политика и ее инструменты
I
Международная среда бизнеса:
- Система регулирования внешнеэкономических связей
- Влияние на деятельность компаний?
- Взаимодействия государства и бизнеса?
Многосторонняя торговая система и торговая политика представляют собой свод правил, норм, при помощи которых регулируются внешнеэкономические связи. Фактически, все эти нормы и правила формируются на уровне государственного и оказывают непосредственное влияние на деятельность компании.
Ни одна компания не может функционировать даже если эта компания не связана с внешнеэкономической деятельностью непосредственно. Тем не менее она не может функционировать без оглядки на те нормы и правила, которые устанавливаются государством и на те обязательства, которые государство взяло на себя в рамках международных организаций.
В этом ключе крайне актуальным является вопрос взаимодействия государства и бизнеса. Поскольку, именно в рамках государства и бизнеса может формироваться отчетливо понятное бизнесу, направленное на защиту или продвижение интересов бизнеса торговая политика.
II
Существует классическое определение торговой политики. В русском языке существует два термина. Это «торговая политика» и «внешнеторговая политика». Под внешнеэкономической политикой традиционно понимались все нормы и правила, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, в то время как торговая политика является термином максимально приближенному к международной терминологии - trade policy – если вы переведете на все свои изучаемые языки, вы получите примерно то же самое. Но, фактически, ни в одном языке нет такого сложного термина, как внешнеэкономическая политика. Хотя в русском языке мы его достаточно часто употребляем.
Торговая (внешнеэкономическая) политика – это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и, одновременно, на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Фактически, это система государственных мероприятий. Из определения напрашивается, торговая политика из комплекса мер наступательных и защитных. Теоретически, это так, однако, на практике мы должны понимать, что любая мера, будь то защитная мера или наступательная мера всегда имеет второе прочтение, всегда имеет дополнительный оттенок.
Например, возьмем защитную меру таможенную пошлину. Мера абсолютно защитная, однако, если мы посмотрим на эту пошлину, на эту меру, то особенно высокие пошлины всегда являются предметом приговоров, предметом требования уступок. Соответственно, высокие пошлины вообще в современных условия держать невозможно. Поэтому, любая пошлина, если она очень высокая, может сохранять свою защитную функцию достаточно временно, потому что в какой- то момент все равно она станет предметом приговоров и такие пошлины придется снижать.
Конечно, это абсолютно эмпирическое, неклассическое понимание мер. Возьмем другие меры – наступательные. Например, субсидирование, которое представляется абсолютную наступательную меру, помогает коммерческим предприятиям и национальным компаниям продвигать свои товары и услуги на внешних рынках, но, фактически, субсидия, как дотация, защищает производителя товаров и услуг от каких-то дополнительных издержек, связанных с выходом на внешние рынки.
III
Направления торговой политики:
- Свобода торговли (ВТО)
- Протекционизм?
В чистом виде не существуют!
В экономике существует понимание двух направлений торговой политики. Первое направление представляет собой свободу торговли, второе – протекционизм.
Давайте разберемся. Если бы я задала вопрос в аудитории «Какое направление торговой политики преобладает сегодня?», Вы бы ответили протекционизм, поскольку именно протекционизм четко и полно освещается СМИ, мы с вами читаем достаточно много сведений о торговых современных войнах, о том, как та или иная страна ужесточает доступ на свой рынок, или продвигает своих производителей за счет каких-то дополнительных стимулов. Тем не менее, этот ответ был бы не правильный.
На сегодняшний день преобладающим направлением является свобода торговли именно потому, что это обеспечено самыми первыми положениями о создании ВТО и всеми соглашениями, подписанными в рамках ВТО.
Что же такое свобода торговли и какое ее противоречие с протекционизмом? В этом случае, мы с вами получаем ответ, заключающийся в том, что свобода торговли, известная нам как принцип достаточно давних времен. Родоначальниками принципов концепции свободы торговли являлись еще Адам Смит и Давид Рекардо. Сегодня свобода торговли имеет совершенно новое прочтение, нежели это было во времена, когда эта концепция только зародилась.
Современное наше прочтение свободы торговли означает, что страны не отказываются, победить протекционизм практически невозможно, и отказаться от него тоже невозможно. Но, если уж сложилась такая ситуация и протекционистские меры используются, то максимальным обеспечением свободы торговли будет прозрачность и транспорентность.
Что имеется в виду под прозрачностью и транспорентностью? Выходя на разные рынки и зная, что вы можете столкнуться на этих рынках с теми или иными протекционистскими мерами, как правило, вам необходимо быть уверенными в том, что вы будете иметь полную информацию о том, как эти меры применяются, что является основанием для введения тех или иных мер протекционистских защитных или наступательных и можно ли эти меры оспорить. Это является максимальным проявлением свободы торговли.
На сегодняшний день мы с вами должны отметить, что ни свобода торговли, ни протекционизм в чистом виде не существуют! Торговая политика любой страны представляет собой комплекс этих мер.
IV
Современный протекционизм:
- Сверхпротекционизм
- Наступательный (Агрессивный)
- Частно-монополистический
- Коллективный
Какие опасности и какие новые вызовы влечет за собой современный протекционизм?
Так, в частности, современный протекционизм является сверхпротекционизмом. Это означает, что под защиту попадают не только и не столько слабые отрасли, сколько и без того сильные. Почему возникает такая проблема? Слово протекционизм имеет свой корень от «защита». Протекционизм – это защита, концепция, и защитой должны пользоваться в первую очередь слабые, те, кто не может без поддержки государства продвинуть свои интересы или защитить себя.
Тем не менее, на практике мы видим, что наибольшую поддержку получают не слабые отрасли, а те, которые являются лицом национальной экономики и достаточно плотно стоят на ногах и имеют хорошую систему лоббирования своих интересов.
Наиболее ярким примером сверхпротекционизма является очень известный кейс (это спор, который обсуждался в рамках системы разрешения споров ВТО на протяжении многих лет, потом он закончился, и сейчас он получает новый импульс), получивший название Boeing и Airbus. Спорящие стороны – это две компании. Если мы вникнем в технику разрешения споров в рамках ВТО, то мы будем говорить о том, что участниками споров в рамках ВТО являются государства. Но, за позицией каждого государства стоят интересы той компании, которую данный спор затрагивает. Поэтому, этот спор – наиболее яркий пример, каков механизм применения разрешения споров так и того, как оспариваются протекционистские меры, этот спор получил название Boeing и Airbus, хотя, в рамках ВТО и в базе данных ВТО вы найдете его как спор по мерам в отношении гражданской авиатехники.
В чем суть этого спора? США и ЕС взаимно обвиняли друг друга в предоставлении неразрешенных субсидий таким компаниям, как Boeing и Airbus. Инициирован этот спор был США. Которые первыми выдвинули претензию Европейскому Союзу о предоставлении Европейской комиссии, а также, правительствам Германии и Франции субсидий компании Airbus. На что Европейский Союз ответил в свою очередь аналогичными претензиями в отношении мер торговой политики США, связанными с поддержкой копманией Airbooking. Как вы понимаете, ни Airbus, ни Boeing не являются маленькими начинающими предприятиями американской и европейской промышленности соответственно, это монстр американской и европейской экономики и получение ими поддержки представляет собой пример сверхпротекционизма.
Вторая черта современного протекционизма – это наступательный (агрессивный) протекционизм. В чем заключается эта черта? Дело в том, что применение защитных мер в правилах ВТО регламентировано крайне строго. Поэтому, страны стремятся обойти некоторые ограничения и, в некоторых случая, вместо защиты национальных производителей используют меры поддержки, т.е. продвижение интересов национальных кампаний на мировых рынках.
Третья черта современного протекционизма – это частно-монополистический протекционизм. Он означает, что меры, которые принимаются от лица государства, инициированы и в значительной мере пролоббированы крупными компаниями, зачастую являющимися монополиями. С одной стороны, это не очень хорошо, потому что любая монополизация рынка противоречит принципам свободной конкуренции, с другой стороны – в какой-то мере мы можем считать эти меры оправданными, потому что именно компании могут и должны обосновывать меры торговой политики, которые им необходимы. И в тех случае, когда государство само по себе формирует торговую политику, она получается достаточно сложной, не всегда рациональной, не всегда отвечающей рациональным интересам. Национальные интересы в нашем случае — это интересы национального бизнеса.
Безусловно, монополисты получают больший доступ к государственной системе принятия решений и могут лоббировать свои интересы, но именно компании знают, что бы им непосредственно было нужно в то время, как государство имеет возможность скорректировать предложение компаний с учетом тех обязательств, которые именно государство несет в рамках международных организаций.
Последняя черта современного протекционизма – то, что зачастую он выступает как протекционизм коллективный.
Коллективный протекционизм – это меры защитные или наступательные, это меры протекционистской торговой политики, которые принимаются от лица группировки.
Наиболее ярким примером является Европейский Союз, который, начина с 1960 года проводит единую торговую политику, постоянно развивая, совершенствуя и расширяя спектр мер, подпадающих под единое европейское регулирование и, соответственно, европейскую компетенцию. Другим примером может служить Евразийский экономический союз, который, в значительной степени, основывался и существует, работает с учетом опыта Европейского Союза.
Коллективный протекционизм в той или иной степени с формы интеграции Таможенный Союз. Это будет четвертая лекция, посвященная интеграции.
Таможенный Союз – это первая стадия коллективного протекционизма, когда появляется такой инструмент, как единый таможенный тариф.
V
Когда мы говорим о торговой политике страны, нам нужны количественные показатели. На одной из первых лекций мы говорили о том, что мы должны на каждое утверждение иметь количественную оценку. К сожалению, таких количественных оценок немного, но, тем не менее, некоторыми количественными показателями мы можем оперировать.
Говоря о характере торговой политике и, насколько она протекционистская или нет, мы можем судить по такому показателю, как средневзвешенный уровень тарифной защиты.
Средневзвешенный уровень тарифной защиты означает, что уровень тарифной защиты рассчитывается не только, как среднее арифметическое, но и с учетом доли того или иного товара в товарообороте рассматриваемой страны.
Средневзвешенный тариф (в %)
Запретительный
40-100
Ограничительный
25-40
Умеренный
15-25
Открытый
5-15
Свободный
<5
Из таблицы видно, если таможенный тариф превышает 40%, иногда он может быть и выше 100%, то торговая политика страны является запретительной, то есть очень сильно выражен протекционистский характер. Дальше идет снижение.
Например, торговая политика США или торговая политика Европейского Союза. В частности, у США по данным за 2019 год средний уровень тарифной защиты составлял 3,7%. Этот уровень говорит нам о том, что торговая политика страны, а точнее доступ на рынок является свободным. Так ли это на практике? Если бы нам сейчас услышали китайские или европейские компании, они бы сильно удивились этому утверждению.
Возьмем другой пример, Европейский Союз. Средний уровень тарифной защиты 5,4% по данным за 2019 год. Является ли на практике доступ на рынок США и ЕС свободным, как в случае с США или открытым, как в случае с ЕС? Нет, конечно. Когда мы получаем такие цифры, м должны понять, где же кроется хитрость и в чем заключается проблема. При глубоком анализе мы можем увидеть, что многие страны пошли на сильное снижение и на сильную либерализацию с точки зрения тарифных мер. Часть тарифных мер были заменены различными сборами (в случае с ЕС) или автономными мерами (характерно для торговли сельскохозяйственными товарами с участием ЕС). В некоторых случаях от тарифных мер готовы были отказаться, поскольку тарифные меры являются инструментом ценовой конкуренции.
Современный этап международной конкуренции отличается неценовым характером. Это значит, что товары конкурируют не только по цене, сколько по качественным параметрам. Т.е. конкуренция неценовая означает конкуренцию качественную, а точнее технологическую.
Ценовые инструменты не позволяют гибко регулировать ценовую конкуренцию. Потому что, если товар технологически более продвинутый, более совершенный, мы выберет более дорогой и надежный товар, нежели дешевый и ненадежный. Поэтому даже если вы установите высокую таможенную пошлину, вы не добьетесь защиты. В данном случае заменой тарифным мерам служат меры нетарифного характера, в частности, различное техническое регулирование, санитарные стандарты.
VI
Другой показатель, который позволяет нам оценить торговую политику страны — это количественные ограничения.
Количественные ограничения – это степень покрытия торговли количественными ограничениями.
Количественные ограничения (%):
Закрытый
>40
Относительно открытый
>25
Открытый
<10
Из таблицы следует, какой процент внешней торговли закрыт количественными ограничениями. В основном речь идет о количественном ограничении на импорт. Количественные ограничения дают более ясную картину. Но тоже не обеспечивают полного представления о том, как применяются реально меры протекционистского характера.
VII
Что такое торговая политика на национальном уровне?
Система регулирования внешнеэкономических связей каждой страны состоит из комплекса мер. Прежде всего это автономные меры, которые представлены национальным законодательством.
Далее идут двусторонние меры, которые составляют в себе состояние торгово-политического режима с какой-то второй страной, например, соглашения о свободной торговле или таможенные союзы, но между двумя странами. Кроме того, к двусторонним мерам относится результаты, которые были получены в итоге торгового спора и принимают решения органов разрешения споров ВТО.
Еще одна новая группа мер, характерная для последних 30 лет, это плюрилатеральные меры. К этим мерам относятся все решения меры, которые распространяются на страны в количестве больше двух (потому что это двусторонние меры и договоры, но где верхняя граница?) Верхней границей будет являться цифра 167, потому что именно 167 – это число стран членов ВТО и все решения, принимаемые уже 167 странами, относятся к многосторонним мерам, тем общим принципам и правилам, которые разработаны и применяются в рамках ВТО.
Если мы встроим эти 4 группы мер в иерархическом порядке, то мы получим следующую картину.
Первостепенное значение имеют многосторонние меры (для стран членов ВТО, потому что они обязаны трансплантировать в национальное законодательство все те правила, под которыми они подписались в рамках своего членства)
Далее следуют плюрилатеральные меры. К ним будут относится все правила, соглашения с ограниченным числом участников. Или, США уже долгое время назад инициировали соглашение по торговле услугами, как альтернативу генеральному соглашению по торговле услугами системы ВТО. Зона свободной торговли Транс Тихоокеанская – 12 стран – тоже плюрилатеральное соглашение.
Плюрилатеральные и двусторонние меры занимают одно положение в нашей иерархии в то время, как автономные мер, т.е. национальное законодательство для стран членов ВТО в значительной степени представляет собой перевод мер и правил ВТО, которые не носят характер норм прямого действия в национальное законодательство.
Когда мы говорим о подобной классификации мер, мы имеем в виду только торговую политику, потому что в других сферах законодательства ситуация складывается иначе.
VIII
Все меры торговой политики регулируются при помощи торговых договоров и соглашений.
Торговые договоры и соглашения представляют собой правовую базу осуществления внешнеэкономических связей.
Необходимо провести разграничение между отдельными видами торговых договоров и соглашений, чтобы понимать, какое отношение они имеют к реальному бизнесу и какие правила применения этих договоров и соглашений.
С точки зрения участников, классификация договоров нам ясна: двусторонние, плюрилатеральные и многосторонние.
Иная классификация обстоит с классификацией договоров по содержанию. Если мы возьмем договоры общего типа, то для них характерны следующие черты:
1. Закрепляют широкую сферу сотрудничества и фиксируют базовые принципы взаимодействия. К таким базовым принципам относятся принцип режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Кроме того, в правилах ВТО эти принципы расширены, в них также входит принцип транспарентности и т.д.
2. Подписываются только на межгосударственном уровне, т.е. главами государств в зависимости от конституционного устройства государства.
3. Все договоры, подписанные на межгосударственном уровне, подлежат ратификации и вступают в силу не с момента подписания, а с момента ратификации. Если вы заинтересованы в том, что какой-то договор очень важен для вашего бизнеса, вам нужно дождаться не момента подписания, а момента ратификации. Как показывает практика, процесс ратификации может затянуться. Так, например, с документом соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС , который был подписан в 1994 году, а в силу вступил только в 1997 году, потому что слишком большое число национальных парламентов должны были ратифицировать этот документ + добавился еще европейский парламент и российский парламент. Для реальной практической деятельности это имеет значение.
4. Являются долгосрочными, подписываются на срок 10 лет и более, если ни одна страна из участвующих сторон не заявила о денонсации.
Посмотрим на договоры специальные, или еще их называют секторальные. Эти договоры, в отличие от договоров общего типа имеют узко отчерченную сферу покрытия. Например, соглашение об избежание двойного налогообложения или соглашение по торговле какими-либо товарами. Раз они имеют узкую сферу, значит базовые принципы в них не закрепляются, потому что чаще всего специальные или секторальные договоры подписываются в развитие договоров общего типа. Так как они имеют узкую специфику покрытия, то подписываются они на межправительственном уровне, ратификации не требуют, являются среднесрочными, подписываются на срок от 3-х до 5-ти лет, могут содержать протоколы о поставках, согласовываемые на год, что носит краткосрочный характер.
Многосторонние и плюрилатеральные договоры:
1. Соглашения системы ВТО – многосторонняя торговая система (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и т.д.). Все соглашения ВТО имеют аббревиатуру, которая соответствует их английскому названию.
2. Региональные интеграционные соглашения иначе влияют на мировую торговую систему, нежели региональные торговые соглашения. Интеграционные блоков меньше, чем региональных торговых соглашений, и те и другие должны быть нотифицированы в рамках ВТО и имеют свою правовую базу регулирования, но тем не менее относятся к многосторонним и плюрилатеральным соглашениям.
3. Региональные/преференциальные торговые соглашения (РТС/ПТС)
IX
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (1947)
- на начальном этапе происходила либерализация тарифного регулирования, правила тарифных мер, снижение уровня тарифной защиты.
- 8 переговорных раундов – компетенция ГАТТ то расширялась, то сужалась. После Кенеди раунда 1964 года происходило исключительно расширение. Параллельно с этим действовала другая тенденция - международная торговля усложнялась, усложнялась международная конкуренция, стали более активно заявлять о себе развивающиеся страны. Начиная с середины 90-х наиболее прочные позиции занял Китай. В результате все это привело к тому, что в середине 90-х годов уже стало ясно: в том виде, в котором происходила международная торговля не соответствует потребностям, принято решение о создании ВТО
- создание ВТО – послужило толчком для новой кодификации, более строго применения мер для торговой политики.
X
Основным инструментом торговой политики являются таможенные пошлины. Во-первых, таможенные тарифы имеют все страны мира, во-вторых, они рекомендованы в качестве приоритетных применят в рамках соглашения ГАТТ – это один из принципов ГАТТ и ВТО, преимущественное применение тарифных мер. Это связано с тем, что тарифные меры являются наиболее прозрачными и легко поддаются тарифному регулированию и являются предметом для переговоров на протяжении всей истории ГАТТ и ВТО.
Таможенные пошлины имеют двоякую роль: экономическую и политическую.
Роль пошлин
• Экономическая
1. стоимостной барьер
2. стимулирование развития отдельных отраслей экономики
• Торгово-политическая
1. защита от конкуренции - Для того, что простимулировать развитие какой-либо отрасли, можно снизить пошлины. Наиболее ярким примером является развитие автомобильного производства России. Подписание соглашений о промышленной сборке позволило либерализовать ввоз комплектующих для производства автомобилей и таким образом создать в России крупное автомобильное производство.
2. средство достижения уступок. Таможенные пошлины, являясь предметом переговоров являются и средством для достижения уступок. Однако, являясь средством для достижения уступок между двумя странами, и если мы готовы пойти на либерализацию пошлин страны, в которой мы заинтересованы, то такая сделка никогда не будет двухсторонней. Если мы либерализуем доступ на свой рынок производителям из одной страны в обмен на аналогичные уступки, мы должны понимать, что либерализация в отношении одного партнера требует аналогичной по масштабам либерализации в отношении другого партнера.
XI
Виды таможенных пошлин:
• По целям взимания:
- фискальные - Все пошлины являются фискальными, поскольку уплата пошлин является источником пополнения бюджета.
- протекционистские - есть ли производители аналогичного товара в стране – если нет, то мера носит фискальный характер. Если есть производители аналогичного товара, если средний уровень защиты по стране 3%, а пошлина на интересующую товарную позицию 5% - протекционистские.
• По объекту обложения
- ввозные (импортные) – в основном страны применяют их.
- вывозные (экспортные) – нетарифные ограничения, поскольку являются предметом несправедливой конкуренции. Если ввозная пошлина имеет своей целью защиту внутреннего рынка, то вывозные искусственно повышают цену и могут приводить к дорожанию товаров на мировом рынке, что относится к мерам несправедливой конкуренции. Не все страны имеют экспортные таможенные тарифы, зачастую экспортные пошлины вводятся постановлениями и характерны для развивающихся стран с переходной экономикой, в частности и Россия. Экспортные пошлины имеют чисто фискальный характер, реже они ставят своей целью защитить внутренний рынок от вывоза дефицитных товаров, тогда они приобретают характер тарифные по форме и нетарифные по сути.
- транзитные – фактически эти пошлины отменены, поскольку ВТО считает их несправедливыми. Эти пошлины представляют собой плату за то, что большая территория, они не используются, однако ни одна страна, имеющая выгодное географическое положение никогда не откажется и транзитные пошлины были переведены в форму сборов (логические, дорожные, транспортные) – это дополнительные меры, которые взимаются с импортных товаров, хотя многие из этих сборов попадают под регулирование национального режима и должны взиматься из национальных производителей.
• По способу взимания.
- адвалорные – пошлины, взимаемые в процентном отношении со стоимости товара. Например, 5% от стоимости товара от таможенной стоимости. Адвалорные пошлины применяются к 80% товарной номенклатуры и являются самыми прозрачными, по ним легко вести переговоры.
- специфические – пошлины, взимаемые в денежном выражении за единицу измерения товара (кг, м3, и др. единицы измерения). В процентном отношении 15% товарной номенклатуры облагается специфическими пошлинами. Как правило, они характерны для сельскохозяйственных товаров, для зерновых продуктов, для некоторых химических товаров, а также для драгоценных камней и драгоценных металлов.
- комбинированные. В русском языке только один термин – комбинированные. В английском существует два термина: комбинированные и смешанные. Смешанные – решения принимаются таможенной службой, и таможня принимает решение исходя из того, в каком случае пошлины получится больше. Вы можете изменять количество товара для того, чтобы оптимизировать уплату пошлин. Есть возможность сыграть на количестве и выбрать какую партию товаров вам выгоднее импортировать.
Специфические, комбинированные и смешанные пошлины называются не адвалорными.
• В зависимости от страны происхождения
- максимальные (генеральные, общие) – это пошлины, применяемые к товарам, происходящим из стран, с которыми нет никаких договоренностей, а значит нет режима наибольшего благоприятствования.
- минимальные – пошлины, применяемые к товарам, происходящим из стран, с которыми есть договоренности, на которых распространяется режим наибольшего благоприятствования
- преференциальные – это пошлины, применяемые к товарам, происходящим из стран, с которыми существует преференция в торговле. Эти пошлины очень низкие или равны 0. Так, в частности, в рамках соглашения о свободной торговле действуют преференциальные пошлины, равные 0. Не бывает ситуаций, когда пошлин нет, существует ситуация, когда пошлина равна 0 и это характерно для зон свободной торговли. Если пошлин нет, то их ввести невозможно, если пошлина равна 0, то при чрезвычайных обстоятельствах ее можно увеличить, усилить и повысить. Преференциальные пошлины применяются к товарам, происходящим из стран, на которых распространяется система преференций.
Есть еще три вида пошлин:
- антидемпинговые
- компенсационные
- специальные
Фактически, они тоже зависят от страны происхождения, а в некоторых случаях от компании, которая производила товар. По форме это пошлины являются тарифными инструментами, однако по своей сути они относятся к нетарифным мерам, поскольку применению этих пошлин предшествуют сложные расследования, обоснования, доказательства.
• По характеру происхождения
- автономные – те, которые не регулируются договорами и соглашениями
- конвенционные (договорные)=минимальные – их применение регулируется существующими договорами и соглашениями
• По степени регулирования
- связанные
- несвязанные - их мало
XII
Для таможенных тарифов характерны такие явления как эскалация и деэскалация. Тарифная эскалация – это признак таможенных тарифов развитых стран, в то время как для многих не развивающихся стран характерная деэскалация.
Рассмотрим простой пример текстиля и одежды. На сырье, которым будет являться хлопок, пошлина будет самой низкой. На полуфабрикат, коим будет являться ткань, пошлина является более высокой. На готовый продукт (изделия) будет самая высокая пошлина. Подобное явление является тарифной эскалацией. При деэскалации самые высокие пошлины будут на сырье и самые низкие на готовые и конечные продукты.
XIII
Как регулируются торговля товарами и тарифные меры в рамках ВТО?
В рамках ВТО торговля товарами и применение таможенных пошлин с самого начала регулировались тремя соглашениями. Это соглашение ГАТТ, соглашение по торговле сельскохозяйственными товарами и соглашение по текстильным товарам, которое с 2005 года перестало существовать и регулируются общими правилами ГАТТ.
Торговля рыбной продукцией, рыболовства и морепродуктами относятся к компетенции ГАТТ. Под пониманием ВТО морепродукты и рыба являются промышленными товарами. Эти продукты мы получаем из недра, пока они не вынуты из воды, они не являются предметом торговли. Недропользование не относится к компетенции ВТО. Другой пример производства продукции рыболовства – это создание рыболовных ферм, предприятий, выращивание креветок в садках и это тоже относится к промышленности.
Таким образом, на сегодня действует два соглашения: соглашение ГАТТ и соглашение по сельскому хозяйству.
XIV
Как ведутся переговоры по регулированию торговли и применению тарифных мер?
В рамках ВТО переговоры по тарифным вопросам называются переговорами о тарифных уступках и ведутся на основе следующих принципов:
1. «Связывание» пошлин – означает, что каждая страна в рамках ВТО фиксирует максимальный уровень тарифной защиты. Его можно сравнить с ценой, которую вы назначаете в рамках переговоров по контракту. Желая продать свой товар в контракте заявляется очень высокая цена в надежде на то, что в рамках переговоров вы можете отторговать реальную цену. Переговоры по таможенному тарифу – это переговоры о том, как вы продадите или на сколько вы оцените доступ на свой рынок. Здесь пересекаются интересы всех национальных производителей, национального бизнеса, государственной политики социальной политики. Мы устанавливаем максимально высокую цену и имеем реально применяемый уровень. Разница между реально применяемым и максимальным представляет из себя возможность для маневра, в рамках этой разницы вы можете повышать пошлины, менять их, не прибегая к процедурам ст. 27 ст. 28 ГАТТ о изменении тарифных обязательств. Если возникает необходимость изменить пошлины, то надо выходить на переговоры о тарифных уступках.
2. Принцип страны – главного поставщика/потребителя
3. Пакетный метод – мы выходим с пакетом предложений и запросов на повышение или изменение тарифных обязательств, но при этом готов предоставить какие-то уступки.
4. Принцип взаимности
5. Принцип взаимной заинтересованности
XV
Существует несколько аспектов, связанных с тарифным регулированием. С ним тесно связана страна происхождения товара.
Основные цели определения страны происхождения товара:
1. Преференциальная торговля.
2. Взимание антидемпинговых и компенсационных пошлин. Антидемпинговые пошлины – это пошлины, применяемые в качестве ответных на демпинг. Компенсационные пошлины – это ответ на факт субсидирования.
3. Применение тарифных квот.
4. Применение знаков происхождения. В зависимости от страны происхождения они могут различаться.
5. Торговая статистика. Когда мы оцениваем экспорт и импорт из/в отдельные страны, мы должны понимать, где произведен товар, в экспорт/импорт какой страны он будет учтен.
XVI
Какие принципы лежат в основе современных правил?
Соглашения по правилам происхождения, в компетенцию которого входит регулирование данных вопросов в рамках ВТО, не является идеальным. Оно определяет базовые принципы, но сохраняет за странами возможность дополнения национальных систем.
1. Национальные системы различны
2. Внутри страны могут различаться в зависимости от цели и категории стран
Соглашения по правилам происхождения, нормы и правила ВТО рекомендуют нам два принципа:
1. в зависимости от добавленной стоимости, например, какая добавленная стоимость должна быть произведена в моей стране, чтобы товар считался происходящим из моей страны.
2. изменение товаром товарной позиции, то есть изменение на уровне первых четырех цифр.
Как правило, первый и второй критерий совпадают между собой. Например, я купила в вашей стране офисную мебель (стул). Если я захочу продать этот стул, как свой, имею ли я на это право? Нет, потому что я ничего не добавила, товар не изменил товарной позиции, если я захочу эту продукция экспортировать, то это будет реэкспорт вашей продукции.
Теперь представим, что я украсила эту мебель бриллиантами. Этот товар стал предметом роскоши, изменил свою товарную позицию, причем не просто на уровне первых четырех знаков, а на уровне первых двух знаков, потому что это будет совершенно другая группа. Соответственно изменилась и товарная стоимость. Предмет роскоши уже будет считаться произведенным в моей стране, потому что он полностью поменял свою функцию.
Товарная позиция – это код товара в товарной номенклатуре. В мире существуют две системы товарной классификации. Это стандартная товарная международная классификация и гармонизированная система кодирования и описания товаров (HS).
Есть целые группы товаров, которые считаются никогда не меняющими свою страну происхождения товара. К таким товарам относится сырье в чистом виде. Например, закупленная нефть и перепроданная в другую страну может быть только российской нефтью, даже если изменена упаковка. Сюда же относятся племенные животные, которые покупаются для разведения породы и научная информация, полученная на космических и морских судах.
Есть еще один аспект, связанный с тарифным регулированием – это таможенная стоимость.