Типы рыночных структур. Конкуренция. Совершенная конкуренция.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
•
•
•
•
Лекция 7. Типы рыночных структур. Конкуренция. Совершенная конкуренция
В настоящее время существует пять моделей рыночной экономики, используемых в
различных странах: американская, немецкая, французская, шведская, японская.
Некоторые страны при разработке своих моделей использовали опыт планирования в
России. Каждая модель включает в себя различные виды рынков. Анализ их особенностей
необходим для успешного формирования в России собственной модели рыночной
экономики.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного
спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение: в ходе этого
взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена.
Каждый из участников рыночных отношений действует в своих интересах: продавец
заинтересован продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли; покупатель
желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребления максимально
полезный эффект. Сделка может совершиться при каком-то промежуточном варианте цене равновесия. Структура рынка - это внутреннее строение, взаимосвязь между
отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме. Основой, определяющей
структуру рынка, являются формы собственности действующей в экономике
(государственная, частная, коллективная, смешанная).
Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике
выступают домашние хозяйства, организации бизнеса и правительство. Взаимодействие
между ними осуществляется на различных рынках.
В зависимости от предмета обмена различают рынки факторов производства, рынки
конечных продуктов и услуг, финансовые рынки, рынок интеллектуальных продуктов.
Рынок товаров и услуг. Характерным признаком потребительского рынка является то,
что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок
наиболее подвержен кризисам.
Рынок факторов производства. Это в сущности три взаимосвязанных рынка:
• pынок капиталов;
• pынок землепользования и недвижимости;
• pынок труда.
Их взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном от
ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается ставка
заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более
дорогим, труд.
Отличительной чертой рынка факторов производства является производный характер
спроса. Главная цель бизнеса - прибыль, а капитал, труд, земля - это условия необходимые
для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса
получать прибыль.
Финансовый рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один деньги, предоставляемые в пользование в различной форме.
Существует несколько способов классификации финансовых рынков:
по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности);
по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);
по форме организации (организованный рынок и распределенный);
по срокам предоставления денег.
1
Например, акции по принципу возвратности относятся к рынку собственности, так
как на этом рынке покупают и продают право на получение дохода от вложения денег.
Акции нового выпуска будут реализованы на первичном рынке, а их перепродажа
осуществляется на вторичном. Котировка крупных пакетов акций на фондовой бирже
означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций
обращается на распределенном, уличном рынке.
Рынок интеллектуальных продуктов. К нему относятся изобретения, инновации,
информационные услуги: произведения литературы и искусства.
В соответствии с различными критериями рынки классифицируются:
1. По экономическому назначению объектов:
o рынок потребительских товаров и услуг;
o рынок товаров промышленного назначения;
o рынок инноваций;
o рынок труда;
o рынок ценных бумаг;
o рынок жилья и т. д.
2. По географическому положению:
o местный рынок;
o национальный;
o мировой.
3. По степени ограничения конкуренции:
o монополистический;
o олигополистический;
o монопсонический;
o свободный;
o смешанный.
4. По характеру продаж:
o оптовый;
o розничный.
5. По уровню насыщения:
o равновесный рынок;
o избыточный рынок;
o дефицитный рынок.
6. По соответствию действующему законодательству:
o легальный рынок;
o нелегальный (черный) рынок.
7. По отраслям:
o компьютерный;
o книжный и т.д.
Основные виды рынков подразделяются на субрынки и рыночные сегменты.
Сегмент рынка - в соответствии с принципами сегментации это часть рынка или
группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному
товару или услуге.
2
Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по
возрасту потребителей, полу, составу семьи и т.д.
Конкуренция
Конкуренция - основная отличительная черта рыночных отношений. В зависимости
от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы
конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм,
характер продукции, контроль над ценой и другие параметры (Табл. 1) Степень влияния
отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену характеризует совершенную или
несовершенную конкуренцию.
Таблица 1. Рыночные структуры
Модели рынка
Признаки
модели
рынка
Несовершенная конкуренция
Совершенна
я
конкуренци
я
Монополистиче
ская
конкуренция
Олигополия
Чистая
монополия
Количество
фирм
Множество
Много
Несколько
Одна фирма
Тип
продукции
Однородная,
стандартизи
рованная
Мнимая или
действительная
дифференциация
Однородная или
дифференцирова
нная
Уникальная
продукция
Степень
контроля над
ценой
Отсутствует
контроль
Слабый,
незначительный
контроль
Частичный
контроль
Высокая
степень
контроля
Условия
вступления в
отрасль
Ограничений
нет, равный
доступ к
информации
Относительно
легкие,
удовлетворитель
ный доступ к
информации
Ограничен
доступ на рынок
и к информации
Доступ на
рынок
блокирован
Отсутствует
Используются
реклама,
торговые марки
и товарные знаки
Используется в
значительной
степени
Создание
благоприятн
ого имиджа
фирмы
Фермерские
хозяйства
Розничная
торговля,
производство
одежды, обуви,
косметики,
мебели и т.д.
Автомобилестро
ение,
авиационная,
химическая,
нефтяная,
электронная
промышленность
и т.д.
Электрическ
ие и
газовые,
местные
телефонные
компании и
т.д.
Неценовая
конкуренция
Примеры
3
Совершенная конкуренция
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из
продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.
Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию
o размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%;
o незначительное влияние со стороны фирмы на цены;
o исключается соглашение между фирмами.
2. Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это
простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые
товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места
продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и
возможности свободного выхода из него.
4. Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют
полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители
располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы
производства.
5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов
производства).
6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы.
Сговор в какой-либо форме исключен.
На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг
безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма
вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из
них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет
дополнительно проданного картофеля, возрастает до 2% это никак не повлияет на
рыночную цену.
Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется
конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они
выступают как принимающие цену.
Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия (Рис.1).
Рисунок 1 – Спрос в условиях совершенной конкуренции
4
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене
P0 или ниже ее.
Возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается
с отрицательным наклоном кривой спроса, которая рассматривалась ранее?
Кривая спроса на рынке действительно имеет отрицательный наклон, когда
рассматриваются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со
своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара.
Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (Рис.2).
Рисунок 2 – Спрос
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную,
не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающей
P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов,
если попытается поднять цену выше P0. Поэтому при выборе объема выпуска,
обеспечивающего максимальную прибыль фирма будет рассматривать свой выпуск, как
величину постоянную.
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в
отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством
снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы,
которые увеличат объем предложения.
Чисто конкурентные рынки решают две задачи:
• участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который
наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;
• производство осуществляется с минимальными для общества издержками.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает
информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.
Группы покупателей, действующие сообща, могут воздействовать на цену, и рынок
из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.
5